Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Вариант8

Часть А

А1. В каком слове верно выделена буква, обознача­ющая ударный гласный звук?

1) ерЕтик

4) красИвее

А2. В каком варианте ответа выделенное слово упот­реблено неверно ?

1) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬ­НОСТЬ в принятии важных хозяйственных реше­ний.

2) Мария быстро УСВОИЛА в отношении кузена покровительственный тон.

3) В прихожей нас встретила опрятно одетая слу­жанка - БЕЗОТВЕТНАЯ женщина средних лет.

4) Нужно рассуждать, а не задавать прямолиней­ные, ЛОБОВЫЕ вопросы.

1) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬ­НОСТЬ в принятии важных хозяйственных реше­ний.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятьюдесятью

2) с обоих сторон

3) лучше всех

2) с обоих сторон

А4. Укажите грамматически правильное продолже­ние предложения.

Устраивая по вечерам сольные концерты на кухне госпиталя,

1) у раненых улучшалось настроение.

2) актёру приходилось ежедневно обновлять репер­туар.

3) уходила тревога за однополчан и родных.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

А5. Укажите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Изучение биологических мембран натолкнуло учёных на мысль создать подобную промышлен­ную «технологию».

2) Созданы отличные условия не только для профес­сиональных спортсменов, а также для занимаю­щихся физкультурой горожан.

3) Летом 1955 года Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии.

4) Ученик у доски лепетал, что у него потеря памяти и катастрофическая нехватка витаминов.

2) Созданы отличные условия не только для профес­сиональных спортсменов, а также (НО И) для занимаю­щихся физкультурой горожан.

А6. В каком предложении придаточную часть слож­ноподчинённого предложения нельзя заменить обособ­ленным определением, выраженным причастным оборо­том?

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через ко­торый можно было подняться на чердак.

2) Из всей мебели диван был, пожалуй, единственной вещью, которая пришлась мне по сердцу.

3) Именно под Волоколамском Иван Александрович сделал для себя горькое открытие, которое потом долго мучило его.

4) Особенно увлёкся читательскими конференция­ми полковник Николай Михеевич, который жи­вёт в соседней квартире.

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через ко­торый можно было подняться на чердак.

Прочитайте текст и выполните задания А7 -А12.

(1)… (2)Так родились гипотезы о всемогущих при­шельцах, которые в прошлом прилетали к нам из кос­моса, чтобы что-нибудь построить. (3)И далее с убеж­дённостью колониальных чиновников XIX века со­временные апологеты пришельцев отчаянно грабят цивилизации Востока. (4)Страницы книг и кадры ки­нофильмов изобилуют заявлениями о том, что нашим предкам не под силу было воздвигнуть пирамиды Египта, отлить железную колонну в Дели и даже на­рисовать фрески Тассили. (5)Сила убеждения подоб­ных гипотез зиждется на том, что далеко не все знают, как же и когда в действительности был построен тот или иной храм или монумент. (6)… задумайтесь: при­верженцам пришельцев не приходит в голову припи­сать им строительство Эйфелевой башни или Московс­кого Кремля.

А7. Какое из приведённых ниже предложений долж­но быть первым в этом тексте?

1) За последние пять тысячелетий человечество соз­давало и строило много произведений искусства.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

3) В XXI веке вырос интерес к строительным техно­логиям наших предков.

4) Сегодня любители таинственного могут удовле­твориться джиннами и ведьмами.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предло­жении?

1) Несмотря на это,

4) Ведь

А9. Какое слово или сочетание слов является грам­матической основой в одном из предложений или в од­ной из частей сложного предложения текста?

1) построить (предложение 2)

2) грабят цивилизации (предложение 3)

3) знают (предложение 5)

4) построен храм [или] монумент (предложение 6)

1) построить (предложение 2)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

1) сложноподчинённое

А11. Укажите правильную морфологическую ха­рактеристику слова ПРОШЛОМ из второго (2) предло­жения текста.

1) прилагательное

2) существительное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

2) существительное

А12. Укажите значение слова ЗИЖДЕТСЯ в предло­жении 5.

1) указывает

2) перестраивается

3) основывается

3) основывается

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-?

На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бу­тылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

4) 1, 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безу­дарная проверяемая гласная корня?

1) др..блённый, разв..нтился, осв..домитель

2) сопров..ждать, юб..лей, ст..нционный

3) водор..сли, об..зательства, б..нкрот

4) в..стовой, щ..бетать, подп..реть

1) дрОблённый, развИнтился, освЕдомитель

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..восходит, пр..стиж, пр..сытиться

2) с..грать, пред..дущий, дез..нфекция

3) ра..дача, бе..вкусный, не..гинувший

4) в..ётся, неот..емлемый, в..ехавший

1) прЕвосходит, прЕстиж, прЕсытиться

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква -Ю-?

1) старики помн..т, горю..щий об утрате

2) странники мол..тся, чита..щий роман

3) та..щий снег, соседи смотр..т

4) ла..щий щенок, бойцы колебл..тся

4) лаЮщий щенок, бойцы колеблЮтся

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква -Е-?

А. послан..ц

Б. высаж..вать

В. бель..вой

Г. раска..вшийся

3) А, В

А18. В каком предложении -НЕ- со словом пишется раздельно?

1) Лица радистов (не)проницаемы, напрасно мы пы­таемся прочесть на них долгожданные новости.

2) Подтрунивал командир разведчиков над всеми, (не)взирая на чины и положение.

3) Мы (не)придавали игре большего значения, чем она стоила.

4) Детский сад был расположен совсем (не)далеко от нашего дома.

3) Мы (не) придавали игре большего значения, чем она стоила.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК(ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО)ВРЕМЕНА неполадок.

2) Лётчику казалось, что больно дышать (ОТ)ТОГО, что он не может сесть в самолёт, взлететь и там, (НА)ВЕРХУ, вздохнуть полной грудью.

3) Инга подняла (В)ВЕРХ руку и включила необыч­ной формы магнитофон - (ТОТ)ЧАС раздались вызывные гудки.

4) В кабинете было (ПО)УТРЕННЕМУ зябко, но форточка (ВСЁ)РАВНО оставалась чуть приот­крытой.

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК (ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО) ВРЕМЕНА неполадок.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я начал писать повесть () и мне хотелось уйти на время от напряжённой московской жизни.

1) Сложное предложение, перед союзом -И- запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом -И- нужна за­пятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом -И- нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом -И- запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом -И- нужна за­пятая.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Пастух остановился на поворотной площадке (1) ос­торожно попробовав ногой грунт (2) и (3) схватившись рукой за кривое деревце (4) заглянул в обрыв.

4)1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запя­тые?

Теперь я бродил по улицам в надежде где-нибудь случайно встретить прекрасную незнакомку. Я доволь­но смутно представлял, что надо делать при встрече. Во-первых (1) думал я, надо (2) конечно (3) подойти, а потом уж, как только представится случай, предло­жить ей своё сердце и жизнь (4) разумеется (5) до самой гробовой доски.

4) 1, 2, 3, 4, 5

А23. Укажите предложение, в котором нужно поста­вить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Возле длинного углового здания сыщик остано­вился и вытащил из кармана бумажку.

2) Опять я ел борщ со сметаной и гречневую кашу и творог с молоком.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

4) На разминке он то поднимал руки вверх то присе­дал то выгибался.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы, прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во время наших совместных прогулок капитан сра­зу же взял на себя все лёгкие траты: выпить воды, съесть мороженое, пройти в парк, а иногда и в кино.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в пер­вой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём го­ворится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На рассвете странник отправился к восточным во­ротам (1) через (2) которые (3) выходил бухарский ка­раван (4) и приветствовал старшего погонщика.

3)1, 4

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Барон помешал есаулу Семёнову обыскать мастерс­кую жестянщика (1) и (2) Семёнов искал повод (3) чтобы отомстить (4) если не самому Бергеру (5) то хотя бы его помощникам.

2) 1, 3, 5

А27. Прочитайте текст.

Принято различать два типа экономического рос­та: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают допол­нительные ресурсы; во втором - эффективность производства. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуров­не, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

В каком из приведённых ниже предложений верно пе­редана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Существуют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

2) При экстенсивном типе экономического роста источником роста производства выступают допол­нительные ресурсы; при интенсивном - эффек­тивность производства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (ис­точник роста - дополнительные ресурсы) и интен­сивный (источник роста - эффективность произ­водства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

4) Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в мас­штабах всего общественного воспроизводства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (ис­точник роста - дополнительные ресурсы) и интен­сивный (источник роста - эффективность произ­водства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

Прочитайте текст и выполните задания А28 -АЗО; В1-В8.

— (1)Турбин, выйди из класса…

(2)0н встал, со стуком откинув крышку парты, и с не­проницаемым лицом медленно пошёл по проходу своей удивительной гордой походкой. (3)У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не уви­дела, как презрительная усмешка тронула его губы…

(4)Турбин ни на кого не был похож. (5)В классе его ува­жали и побаивались. (6)0н единственный называл её по имени. (7)Только для него она была не дурацкой Кузей, а Наташей или «милостивой государыней Натальей».

(8)Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры «развлекались диким спосо­бом», как потом выразилась женщина-лейтенант в дет­ской комнате отделения милиции. (9)Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.

(10)Сегодня Кузя даже не могла объяснить, зачем они всё это затеяли. (11)Просто в обществе Макаркина Кузя шалела. (12)Он был другом её детства, с ним она пошла в младшую группу детского сада. (13)Их горшки всегда стояли рядом, как и шкафчики с одеждой, где красовались её клубничка и его груша. (14)Их родите­ли дружили семьями, и жили они на одной лестничной площадке.

(15)В детской комнате Кузя назвала свою фамилию и имя, номер телефона. (16)При ней состоялся разговор с отцом. (17)Отца Кузя очень любила, но знала отлично одно его свойство. (18)Обычно спокойный и тихий, он, выведенный из себя, становился белым как мел, и гнев его был страшен.

(19)Хладнокровный же Макаркин соврал, что теле­фона у него нет, а живёт он без отца, с одной мамой.

— (20)Ну что же, тогда придётся сообщить в школу…

— (21)Сообщайте, - пожал плечами Макаркин и подмигнул Кузе.

(22)В ответ на вопрос о его фамилии и имени Кузя с ужасом услышала:

— (23)Турбин Игорь, девятый «А», школа 556.

(24)Хотела закричать, чтобы он не смел, но не за­кричала. (25)Хотела вернуться в детскую комнату и признаться в макаркинском вранье, но не верну­лась…

(26)Макаркин был другом детства, а кто такой ей этот Турбин - просто новенький.

(27)Как только урок закончился, Кузя вылетела из класса. (28)Перед кабинетом директора было тихо. (29)Когда же дверь распахнулась и появилась строгая завуч, Кузя в одну секунду очутилась перед удивлён­ным директором и оторопевшей мамой Игоря.

— (З0)Что за выходки, Кузнецова? - раздался сза­ди голос завуча.

— (31)Это не выходки. (32)Игорь ни в чём не вино­ват. (ЗЗ)Это мы с Макаркиным…

(Е.Г. Маркова).

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героини текста?

1) Наташа испугалась гнева отца.

2) Она решила поддержать Макаркина, так как он был другом детства.

3) Наташе было стыдно за ложь Макаркина, но она знала, что друзей предавать нельзя.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

А29. Какое из перечисленных утверждений являет­ся ошибочным?

1) В предложениях 15-16 представлено повество­вание.

2) В предложении 2 содержатся элементы описания.

3) В 27-29 предложениях текста указаны происхо­дящие друг за другом события.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

АЗ0. В каком предложении употребляется фразео­логизм?

3) 18

Часть В

В1. Укажите способ образования слова УСМЕШКА (предложение 3).

суффиксальный

В2. Из предложений 8-9 выпишите производный предлог.

посреди

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосоче­тании ОТКИНУВ КРЫШКУ (предложение 2).

управление

В4. Среди предложений 18-31 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих пред­ложений.

В6. Среди предложений 2-13 найдите все сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяс­нительное. Напишите номера этих сложных предложений.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе вышеуказанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8. «История, рассказанная Е. Марковой, позволя­ет задуматься над серьёзными проблемами взаимоот­ношений между подростками. Отношение Наташи к «новенькому» автор передаёт с помощью такого тропа, как («удивительной, гордой походкой» в пред­ложении 2), а отношение к Макаркину - с помощью такого приёма, как _______ (предложения 13, 14) и такого лексического средства, как («шалела» в предложении 10). Несобственно-прямая речь и _______ (предложения 24-25) отражают мучитель­ные размышления героини ».

Список терминов:

1) просторечное слово

2) анафора

3) эмоционально-оценочные слова

5) эпитеты

6) метафоры

7) синтаксический параллелизм

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

5, 2, 1, 7

Часть С

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком.

Основная проблема: 1) Проблема подлого поведения. (Можно ли поз­волить себе подлость ради развлечения?) 2) Проблема дружбы. (Можно ли назвать Макар­кина настоящим другом Наташи?) 3) Проблема смелости. (Можно ли назвать посту­пок Макаркина смелым? Смела ли Наташа?) 4) Проблема чувства собственного достоинства. (В чём проявилось чувство собственного достоинс­тва Наташи?)
Позиция автора: 1) Поступок Макаркина по отношению к Турбину не простая шалость, а подлость. 2) Макаркина нельзя назвать настоящим другом Наташи, потому что он толкает её на сомнитель­ные поступки. 3) Поступок Макаркина нельзя назвать смелым, потому что он совершил подлость по отношению к своему однокласснику; смелость Наташи не в том, чтобы «развлекаться диким способом» с Макаркиным, а в признании своей вины. 4) Наташа проявила чувство собственного досто­инства, признавшись в выходке Макаркина.

1 Пример сочинения :

Автор сочинения поднимает очень непростую социальную проблему – проблему проверки внутренних моральных качеств личности. В жизни каждого человека рано или поздно возникает ситуация, когда он совершает какой-то проступок, что-то такое, за что бывает нестерпимо стыдно перед окружающими, и после чего остается неприятный осадок на душе. Именно в этот момент выявляется истинный характер человека.

Он может совершить какую-то подлость под влиянием чужих помыслов, с подачи инициативных и веселых «друзей», не вполне еще осознавая масштаб бедствия, не анализируя последствий, которыми может обернуться его поступок. Да, за то, что он участвовал в этом, он уже достоин осуждения. Но кто из нас не ошибался? Наверное, человек допускает ошибки для того, чтобы извлекать из них позитивные уроки, то есть осознавать и не повторять их в дальнейшем.

Главное, чтобы человек вовремя понял свою неправоту и не поддался соблазну свалить вину на другого, как это произошло с героем рассказа Макаркиным. А вот поступок Наташи свидетельствует не только о ее честности перед окружающими и перед самой собой, но и о большом мужестве. Ведь это очень непросто – заявить во всеуслышание о своей вине!.. Но промолчать о «дикой выходке» ее друга, было ниже ее достоинства.

Правы были наши предки, заявляя, что нет худа без добра. Можно с уверенностью утверждать, что в будущем Наташа все свои поступки будет тщательно взвешивать, думать не только о своих желаниях, но и о чувствах и интересах других людей, быть более разборчивой в выборе друзей, действовать с оглядкой на прошлый – печальный, но такой важный опыт.

2 Пример сочинения :

Все люди нуждаются друг в друге. Каждому человеку необходимо знать, что его любят, что его общество для кого-то необходимо. Каждая личность – отдельный необычный мир, раскрыть который можно лишь в общении. Дружба – неотъемлемая составляющая жизни человека. Именно дружба делает ее полноценной и богатой, потому что друзья украшают самые серые будни.

В данном рассказе дан яркий пример дружеских отношений и проблем, которыми она может сопровождаться. Автор показал несколько трудностей, с которыми могут столкнуться друзья. Одной из них является проблема подлого поведения. В тексте показано, что дети плохо вели себя по отношению к окружающим. Для них это стало развлечением, но именно оно привело к негативным последствиям. Подлые поступки вовсе не украшают человека, что очень важно объяснить детям.

Автор показывает также проблему смелости и критериев ее оценки. Вместе с этой проблемой поднята еще одна: проблема чувства собственного достоинства. О наличии этих проблем свидетельствует поведение главных героев.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок

2. Слово «чайка» как название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси, на которых они пересекали Чёрное море, имеет тюркское происхождение и означает «лодка, ладья».

3. Название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси и казаков из низовьев Днепра не имеет никакого отношения к морским птицам.

4. Лёгкие и быстроходные судёнышки воинов Киевской Руси назывались «чайками» - словом, имевшим тюркское происхождение и означавшим «лодка, ладья».

5. Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».

Показать текст

(1)На «чайках» - лёгких и быстроходных судёнышках воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. (2)_____ название этих судёнышек не имеет никакого отношении к морским птицам. (З)Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Видимо,

2. Между прочим,

3. Значит,

4. Возможно,

Показать текст

(1)На «чайках» - лёгких и быстроходных судёнышках воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. (2)_____ название этих судёнышек не имеет никакого отношении к морским птицам. (З)Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛЁГКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛЁГКИЙ [хк], -ая, -ое; лёгок, легка, легка ; ле гче; легча йший.

1. Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак.

2. Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая задача, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога.

3. Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка.

4. Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая фигура (стройная). Лёгкая походка (быстрая, бесшумная и плавная).

5. Не напряжённый, не затруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон. Легко (нареч.) дышится.

6. Не суровый, не строгий. Лёгкое наказание. Легко (нареч.) отделаться.

7. Поверхностный, несерьёзный, легкомысленный, неглубокий. Лёгкие нравы. Лёгкое отношение к жизни.

Показать текст

(1)На «чайках» - лёгких и быстроходных судёнышках воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. (2)_____ название этих судёнышек не имеет никакого отношении к морским птицам. (З)Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нОвостей

ненадОлго

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Достоинством картины было её необычное ЦВЕТОВОЕ решение, построенное на сочетании тёплой и холодной гаммы красок.

2. С известными ОТГОВОРКАМИ его можно было назвать знаменитостью.

3. ГОДОВАЛАЯ Маша топала по кухне крепкими ножками, охотясь за котом Васькой.

4. Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.

5. И вдруг послышался серебристый смех, тихий, как шелест ветра, и ЗВУЧНЫЙ, как ропот речки.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ ИЗВЕСТНЕЕ других

ПОЕЗЖАЙ в город

ящик МАНДАРИНОВ

по ВОЗВРАЩЕНИИ домой

в СТА СОРОКА странах

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Художественный театр по собственной вине затянул репетиции пьесы «Мольера» на четыре года (неслыханная вещь!) и этой весной всё-таки не выпустил ее.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Он вспоминает, что наряду с его готовностью спасти и накормить учёных и литераторов, в нем сосуществовал и самодовольный барин, не гнушающегося деликатесами во время общего голода.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Начав заниматься живописью, у вас остаётся мало времени для развлечений.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
6) Этот герой был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
7) Лука стремился дать погибающим людям хоть какую-то надежду, несёт облегчение обитателям «дна», утешает их, пробуждает мечту о возможной новой жизни.
8) По прибытию в Индию Фёдору всё казалось диким и нецивилизованным.
9) Те, кто сами выбирают свою судьбу, по мнению писателя, становятся рабами своей идеи, своего будущего.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение

прив...дение

обн...жить (пороки)

упр...щать

заг...рающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пост...мпрессионизм, небез...нтересный

и...подлобья, бе...рассудный

нен...глядный, нес...гласие

пр...кратить, пр...смотреться

пр...возносить, пр...светлый

10

фланел...вый

жемчуж...нка

василёч...к

переноч...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завис...мый

придума...шь

одоле...шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

2. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

3. Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

4. Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

5. У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Действия героя никак не вытекают из обстоятельств и в ТО(ЖЕ) время (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ понятны.

2. Алина направилась к матери, и та ДА(ЖЕ) не шелохнулась, ни одного шага не сделала ей (НА)ВСТРЕЧУ.

3. Тропа была ГДЕ(ТО) совсем рядом: шаг, (ПОЛ)ШАГА от неё.

4. Все звуки большого города удалялись, БУД(ТО) осторожно сносило их ТЕМ (ЖЕ) течением властительного времени.

5. (В)БЛИЗИ было видно, что глаза её блестят ТАК(ЖЕ) озорно, как всегда.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью, блестели свежевыкраше(3)ые полы, на столах стояли золочё(4)ые подсвечники.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.

2. Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

3. Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

4. Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

5. В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

16

Схватив удочку (1) мальчишка дёрнул её (2) и (3) оборвав зацепившуюся леску (4) выскочил на дорогу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А вы (1) надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы (2) жадною толпой стоящие у трона,

Свободы (3) Гения и Славы палачи!

Таитесь (4) вы (5) под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд (6) наперсники разврата!

(М.Ю. Лермонтов)

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От Ильи я узнал (1) и про домового (2) который спал в кадке (3) и про водяного (4) который имел прекрасное помещение под колёсами.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(По Л. Рубинштейну )

21

Какие из высказываний текста соответствуют содержанию текста?

1. Все предвидели, что Бонапарт будет победителем во всех сражениях.

2. Бетховен никому не показывал новую симфонию, потому что посвятил её Бонапарту.

3. Поначалу лёгкая глухота не мешала Бетховену, позволяя ему сосредоточиться.

4. Глухота была самым тяжким несчастьем Бетховена.

5. Бетховен уничтожил в симфонии посвящение Бонапарту, потому что тот объявил себя императором.

Показать текст

(1)Это началось уже давно. (2)Сначала лёгкая, даже приятная глухота - с ней легче сосредоточиться. (З)Только часто приходится переспрашивать людей, которые невнятно говорят. (4)Потом переспрашиваешь всё чаще. (5)А потом начинаешь уже притворяться, что слышишь, хотя не слышишь ничего...

(6)В эту ночь Бетховен спал плохо. (7)Он просыпался от неожиданных толчков, как будто кто-то толкал его в живот. (8)Он садился на кровати и шептал: (9)«Боже мой, ведь это не сон, это явь! (10)Я глухой, для меня нет места под этими пустыми небесами...»

(11)Дождь лился за окном, и это постепенно его успокаивало. (12)Самое лучшее время суток - это ночь. (13)Когда спишь, ты ведь не глухой.

(14)Потом он уехал в Вену. (15)В 1803 году была написана соната ля минор для скрипки и фортепиано - знаменитая соната, которая впоследствии получила название «Крейцеровой».

(16)Он неистовствовал на репетициях, ссорился с дирекцией и оркестром, менял квартиры, покрывал сотни листов бумаги замысловатыми значками, в которых переписчики нот едва могли разобраться.

(17)Это была не та музыка, которая утешала людей предыдущего века. (18)Это была музыка мучительная, сложная, уходившая в сторону от главной темы и главной тональности, - музыка человеческих сомнений, страданий, поражений, побед и мечтаний.

(19)Вена гудела новостями. (20)Слышали вы про выходки генерала Бонапарта? (21)Кто мог предвидеть, что он будет первым консулом республики и победителем на всех полях сражений! (22)Этот хитрый безбожник, этот генерал босяков! (23)Война может когда-нибудь дойти до ворот Вены! (24)Что тогда будет? (25)Впрочем, войска его апостолического величества ещё достаточно сильны, чтобы защитить добрую, старую, верную Вену...

(26)Всё лето 1803 года он записывал на листках варианты тем, фраз, экспозиций и финалов. (27)К осени была готова вчерне первая часть новой симфонии. (28)Бетховен никому её не показывал. (29)Он знал, что друзья пожмут плечами, как это уже часто бывало. (З0)Они привыкли смотреть на симфонию, как на большое здание, в котором много красивых комнат и галерей. (31)Но Бетховен создавал не здание, а горный хребет. (32)Может быть, он даже создавал небо!

(33)На титульном листе было написано: «Большая симфония, сочинённая Людвигом ван Бетховеном в 1804 году». (34)Наверху стояло посвящение Бонапарту.

(35)В мае 1804 года Фердинанд Рис нашёл Бетховена за пюпитром, в шляпе, с пером в руках. (З6)Тот, вероятно, придумал что-нибудь на прогулке и, вернувшись домой, стал записывать, не сняв шляпы. (37)В комнате был обычный хаос - книги и ноты лежали на полу, кофейник стоял на книжной полке, трость помещалась на рояле, рядом с чернильницей и трубкой, а кисет с табаком лежал под роялем.

(38)- Моё почтение, - буркнул Бетховен, не глядя на Риса. (39)- Что слышно в столице?

(40)- Мейстер Людвиг, - сказал Рис, подойдя поближе к хозяину. (41) Вы знаете новость? (42)Бонапарт объявил себя императором!

(43)Бетховен вдруг сорвал с себя шляпу и швырнул её в угол.

(44)- Проклятие! - крикнул он.

(45)Он забегал из угла в угол, вертя головой и пиная ногами мебель.

(46)- Бонапарт тоже обыкновенный человек! (47)Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию! (48)Он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!

(49)Бетховен подбежал к шкафу, порылся и вытащил из него заглавный лист новой симфонии с надписью: «Бонапарту». (50)Он с треском разорвал этот лист сверху донизу и выбросил обрывки в окно.(51)- Это всё! - кричал он. (52)- Пусть Наполеон завоюет всю Европу, но на мои владения он не смеет посягнуть!

(53)...Жизнь Бетховена была полна трудов, мучений, надежд, взлётов и разочарований. (54)Глухота была только одним из ударов, которые на него постоянно сыпались. (55)И может быть, самым тяжким из его несчастий было вечное одиночество.

(56)«Ты уже не можешь жить для себя, - писал он, - ты должен жить только для других. (57)Нет больше счастья для тебя нигде, кроме как в твоём искусстве. (58)О Господи, помоги мне одолеть самого себя!..»

(59)Он одолел самого себя. (60)Он не слышал, как исполнялись лучшие его вещи. (61)Он знал, что многое из того, что он создал, станет понятно только будущим, далёким поколениям. (62)Они услышат и оценят.

(По Л. Рубинштейну )

* Лев Семёнович Рубинштейн (род. в 1947 г.) - российский поэт, литературный критик, публицист и эссеист. Лауреат литературной премии «НОС-2012» за книгу «Знаки внимания».

22

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях 6-14 представлено повествование.

2. В предложениях 19-25 содержится повествование.

3. Предложение 29 раскрывает причину того, о чём говорится в предложении 28.

4. В предложениях 39-45 представлено рассуждение.

5. В предложении 37 содержится описание.

Показать текст

1. (6)В эту ночь Бетховен спал плохо. (7)Он просыпался от неожиданных толчков, как будто кто-то толкал его в живот. (8)Он садился на кровати и шептал: (9)«Боже мой, ведь это не сон, это явь! (10)Я глухой, для меня нет места под этими пустыми небесами...» (11)Дождь лился за окном, и это постепенно его успокаивало. (12)Самое лучшее время суток - это ночь. (13)Когда спишь, ты ведь не глухой. (14)Потом он уехал в Вену.

2. (19)Вена гудела новостями. (20)Слышали вы про выходки генерала Бонапарта? (21)Кто мог предвидеть, что он будет первым консулом республики и победителем на всех полях сражений! (22)Этот хитрый безбожник, этот генерал босяков! (23)Война может когда-нибудь дойти до ворот Вены! (24)Что тогда будет? (25)Впрочем, войска его апостолического величества ещё достаточно сильны, чтобы защитить добрую, старую, верную Вену...

Список терминов:

2) метафоры

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) восклицательные предложения

6) метонимия

7) ряды однородных членов

8) парцелляция

9) обособленные члены

Показать текст

А. (38)- Моё почтение, - буркнул Бетховен, не глядя на Риса. (39)- Что слышно в столице?

(40)- Мейстер Людвиг, - сказал Рис, подойдя поближе к хозяину. (41) Вы знаете новость? (42)Бонапарт объявил себя императором!

(43)Бетховен вдруг сорвал с себя шляпу и швырнул её в угол.

(44)- Проклятие! - крикнул он.

(45)Он забегал из угла в угол, вертя головой и пиная ногами мебель.

(46)- Бонапарт тоже обыкновенный человек!

Б. (9)«Боже мой, ведь это не сон, это явь! (22)Этот хитрый безбожник, этот генерал босяков! (23)Война может когда-нибудь дойти до ворот Вены! (32)Может быть, он даже создавал небо!

В. (19)Вена гудела новостями.

Г. (23)Война может когда-нибудь дойти до ворот Вены! (54)Глухота была только одним из ударов, которые на него постоянно сыпались.

Вариант 8

(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:

- (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.

(10)Он хлопнул меня по плечу:

- (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!

(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:

- (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

- (18)Это у них называется «балдеет», - радостно сообщил один из гостей.

- (19)Дух противоречия, - убеждённо сказал другой.

- (20)А по-моему, - заявил подтянутый мужчина, - всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

- (22)О-о, это старая песня, - засмеялась дама. - (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!

- (25)Наверное, глупо, - согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.

(27)Семён Петрович решил переменить тему:

- (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?

- (29)Это будет прекрасно, - томно сказала пожилая дама.

(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:

- (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...

- (32)Значит, «Соловья»? - спросила Катя.

(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш - нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:

- (35)Соловей мой, соловей,

Чтоб ты сдох, Бармалей!..

- (36)Что? - растерянно пробормотала мама.

(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:

- (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости - тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..

(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.

(По К.Г. Шахназарову)*

* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) - советский и российский кинорежиссёр, сценарист,продюсер .

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Семён Петрович называет молодёжь “любопытной”?»

1) Молодые люди отличаются любопытством, интересом к окружающему миру и жизни.

2) Семён Петрович хочет показать, что ему интересна нынешняя молодёжь.

3) Молодые люди часто проявляют излишнее любопытство, вникая в те проблемы, которые их не касаются.

4) Семён Петрович, называя так молодёжь, стремится задеть, обидеть молодых людей.

3. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет» .

1)сравнительный оборот

2)метафора

3)слово разговорного стиля

4)фразеологизм

Ответ_______________________________________________________

4. Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

Ответ_______________________________________________________

5.Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Ответ_______________________________________________________

6. Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ_______________________________________________________

7. Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ_______________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Ответ_______________________________________________________

9. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением . Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .

- Я надеюсь, (1) что вы не будете против, (2) если моя дочь что-нибудь споёт?

- Это будет прекрасно, (3) - томно сказала пожилая дама.

Семён Петрович повернулся к Кате, (4) не замечая её угрюмого взгляда:

- Катюша, (5) давай-ка «Соловья» алябьевского...

- 3начит, (6) «Соловья»? - спросила Катя.

Ответ_______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.

Ответ_______________________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

У меня дочь пятнадцати лет, (1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, (2) большая, (3) с редкими книгами, (4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, (5) кое-как уроки сделает, (6) включит магнитофон и слушает до вечера.

Ответ_______________________________________________________

13. Среди предложений 27-35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________________________________________

14. Среди предложений 37-40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________________________________________

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:

«- Вот скажите мне, Ваня. У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

- Это у них называется «балдеет», - радостно сообщил один из гостей.

- Дух противоречия, - убеждённо сказал другой.

- А по-моему, - заявил подтянутый мужчина, - всё дело в избалованности. Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

№ задания

ответы

избалованности

растерянно

современные

сообщил с радостью

скажите

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Этому актёру лучше удаются ДРАМАТИЧНЫЕ , а не комические роли.

4) Носильщики с трудом принесли ГРОМОЗДКИЙ багаж.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятьюдесятью

2) с обоих сторон

3) лучше всех

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Устраивая по вечерам сольные концерты на кухне госпиталя,

1) у раненых улучшалось настроение.

2) актёру приходилось ежедневно обновлять репертуар.

3) уходила тревога за однополчан и родных.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Изучение биологических мембран натолкнуло учёных на мысль создать подобную промышленную "технологию".

2) Созданы отличные условия не только для профессиональных спортсменов, а также для занимающихся физкультурой горожан.

3) Летом 1955 г. Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии.

4) Ученик у доски лепетал, что у него потеря памяти и катастрофическая нехватка витаминов.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через который можно было подняться на чердак.

2) Из всей мебели диван был, пожалуй, единственной вещью, которая пришлась мне по сердцу.

3) Именно под Волоколамском Иван Александрович сделал для себя горькое открытие, которое потом долго мучило его.

4) Особенно увлёкся читательскими конференциями полковник Николай Михеевич, который живёт в соседней квартире.

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12

(1) ... (2) Так родились гипотезы о всемогущих пришельцах, которые в прошлом прилетали к нам из космоса, чтобы что-нибудь построить. (3) И далее с убеждённостью колониальных чиновников XIX века современные апологеты пришельцев отчаянно грабят цивилизации Востока. (4) Страницы книг и кадры кинофильмов изобилуют заявлениями о том, что нашим предкам не под силу было воздвигнуть пирамиды Египта, отлить железную колонну в Дели и даже нарисовать фрески Тассили. (5) Сила убеждения подобных гипотез зиждется на том, что далеко не все знают, как же и когда в действительности был построен тот или иной храм или монумент. (6) ... задумайтесь: приверженцам пришельцев не приходит в голову приписать им строительство Эйфелевой башни или Московского Кремля.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) За последние пять тысячелетий человечество создавало и строило много произведений искусства.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

3) В XXI веке вырос интерес к строительным технологиям наших предков.

4) Сегодня любители таинственного могут удовлетвориться джиннами и ведьмами.

А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес том предложении?

1) Несмотря на это,

2) Хотя

3) Потому что

4) Ведь

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) построить (предложение 2)

2) грабят цивилизации (предложение 3)

3) знают (предложение 5)

4) построен храм [или] монумент (предложение 5)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРОШЛОМ из второго (2) предложения текста.

1) прилагательное

2) существительное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

А12. Укажите значение слова ЗИЖДЕТСЯ в предложении 5.

1) указывает

2) перестраивается

3) основывается

4) использует

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бутылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

1) 1

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) др...блённый, разв...нтился, осв...домитель

2) сопров...ждать, юб...лей, ст...нционный

3) водор...сли, об...зательства, б...нкрот

4) в...стовой, щ...бетать, подп...реть

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр...восходит, пр...стиж, пр...сытиться

2) с...грать, пред...дущий, дез...нфекция

3) ра...дача, бе...вкусный, не...гинувший

4) в...ётся, неот...емлемый, в...ехавший

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю ?

1) старики помн...т, горю...щий об утрате

2) странники мол...тся, чита...щий роман

3) та...щий снег, соседи смотр...т

4) ла...щий щенок, бойцы колебл...тся

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е ?

А. послан...ц

Б. высаж...вать

В. бель...вой

Г. раска...вшийся

1) А, Б

2) Б, Г

3) А, В

4) Б, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Лица радистов (не)проницаемы, напрасно мы пытаемся прочесть на них долгожданные новости.

2) Подтрунивал командир разведчиков над всеми, (не)взирая на чины и положение.

3) Мы (не)придавали игре большего значения, чем она стоила.

4) Детский сад был расположен совсем (не)далеко от нашего дома.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК(ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО)ВРЕМЕНА неполадок.

2) Лётчику казалось, что больно дышать (ОТ)ТОГО, что он не может сесть в самолёт, взлететь и там, (НА)ВЕРХУ, вздохнуть полной грудью.

3) Инга подняла (В)ВЕРХ руку и включила необычной формы магнитофон - (ТОТ)ЧАС раздались вызывные гудки.

4) В кабинете было (ПО)УТРЕННЕМУ зябко, но форточка (ВСЁ)РАВНО оставалась чуть приоткрытой.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я начал писать повесть () и мне хотелось уйти на время от напряжённой московской жизни.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пастух остановился на поворотной площадке (1) осторожно попробовав ногой грунт (2) и (3) схватившись рукой за кривое деревце (4) заглянул в обрыв.

1) 1, 4

2) 2

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Теперь я бродил по улицам в надежде где-нибудь случайно встретить прекрасную незнакомку. Я довольно смутно представлял, что надо делать при встрече. Во-первых (1) думал я, надо (2) конечно (3) подойти, а потом уж, как только представится случай, предложить ей своё сердце и жизнь (4) разумеется (5) до самой гробовой доски.

1) 1, 4, 5

2) 2, 3

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Возле длинного углового здания сыщик остановился и вытащил из кармана бумажку.

2) Опять я ел борщ со сметаной и гречневую кашу и творог с молоком.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

4) На разминке он то поднимал руки вверх то приседал то выгибался.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во время наших совместных прогулок капитан сразу же взял на себя все лёгкие траты: выпить воды, съесть мороженое, пройти в парк, а иногда и в кино.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На рассвете странник отправился к восточным воротам (1) через (2) которые (3) выходил бухарский караван (4) и приветствовал старшего погонщика.

1) 1

2) 2

3) 1, 4

4) 1, 3, 4

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Барон помешал есаулу Семёнову обыскать мастерскую жестянщика (1) и (2) Семёнов искал повод (3) чтобы отомстить (4) если не самому Бергеру (5) то хотя бы его помощникам.

1) 2, 3

2) 1, 3, 5

3) 1, 2, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

А27. Прочитайте текст.

Принято различать два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; во втором - эффективность производства. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Существуют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

2) При экстенсивном типе экономического роста источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; при интенсивном - эффективность производства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (источник роста - дополнительные ресурсы) и интенсивный (источник роста - эффективность производства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

4) Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

Прочитайте текст и выполните задания А28 - А30; В1 - В8.

- (1) Турбин, выйди из класса...

(2) Он встал, со стуком откинув крышку парты, и с непроницаемым лицом медленно пошёл по проходу своей удивительной гордой походкой. (3) У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не увидела, как презрительная усмешка тронула его губы...

(4) Турбин ни на кого не был похож... (5) В классе его уважали и побаивались. (6) Он единственный называл её по имени. (7) Только для него она была не дурацкой Кузей, а Наташей или "милостивой государыней Натальей".

(8) Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры "развлекались диким способом", как потом выразилась женщина-лейтенант в детской комнате отделения милиции. (9) Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.

(10) Сегодня Кузя даже не могла объяснить, зачем они всё это затеяли. (11) Просто в обществе Макаркина Кузя шалела. (12) Он был другом её детства, с ним она пошла в младшую группу детского сада. (13) Их горшки всегда стояли рядом, как и шкафчики с одеждой, где красовались её клубничка и его груша. (14) Их родители дружили семьями, и жили они на одной лестничной площадке.

(15) В детской комнате Кузя назвала свою фамилию и имя, номер телефона. (16) При ней состоялся разговор с отцом. (17) Отца Кузя очень любила, но знала отлично одно его свойство. (18) Обычно спокойный и тихий, он, выведенный из себя, становился белым как мел, и гнев его был страшен.

(19) Хладнокровный же Макаркин соврал, что телефона у него нет, а живёт он без отца, с одной мамой.

- (20) Ну что же, тогда придётся сообщить в школу...

- (21) Сообщайте, - пожал плечами Макаркин и подмигнул Кузе.

(22) В ответ на вопрос о его фамилии и имени Кузя с ужасом услышала:

- (23) Турбин Игорь, девятый "А", школа 556.

(24) Хотела закричать, чтобы он не смел, но не закричала. (25) Хотела вернуться в детскую комнату и признаться в макаркинском вранье, но не вернулась...

(26) Макаркин был другом детства, а кто такой ей этот Турбин - просто новенький.

(27) Как только урок закончился, Кузя вылетела из класса. (28) Перед кабинетом директора было тихо. (29) Когда же дверь распахнулась и появилась строгая завуч, Кузя в одну секунду очутилась перед удивлённым директором и оторопевшей мамой Игоря.

- (30) Что за выходки, Кузнецова? - раздался сзади голос завуча.

- (31) Это не выходки. (32) Игорь ни в чём не виноват. (33) Это мы с Макаркиным...

(По Е. Марковой *)

* Екатерина Георгиевна Маркова (род. в 1946 г.) - актриса, писатель, сценарист.

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героини текста?

1) Наташа испугалась гнева отца.

2) Она решила поддержать Макаркина, так как он был другом детства.

3) Наташе было стыдно за ложь Макаркина, но она знала, что друзей предавать нельзя.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 15 - 16 представлено повествование.

2) В предложении 2 содержатся элементы описания.

3) В 27 - 29 предложениях текста указаны происходящие друг за другом события.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 9

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 18 - 31 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 7 - 19 найдите предложение, в котором есть обособленные определения. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 12 - 13 найдите все сложные предложения, в соста которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 9 - 16 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи антонима и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. "История, рассказанная Е. Марковой позволяет задуматься над серьёзными проблемами взаимоотношений между подростками. Отношение Наташи к "новенькому" автор передаёт с помощью такого тропа, как ________ ("удивительной, гордой походкой" в предложении 2), а отношение к Макаркину - с помощью такого приёма, как _________ (предложения 13, 14), и такого лексического средства, как _______ ("шалела" в предложении 10). Несобственно-прямая речь и _________ (предложения 24 - 25) отражают мучительные размышления героини".

Список терминов:

1) просторечное слово

2) анафора

3) вопросительное предложение

4) литота

5) эпитеты

6) метафоры

7) синтаксический параллелизм

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

ЧАСТЬ 3

C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).