Сочинение на то рассказу как я писал рассказ. Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин

Как видим, Некрасов писал прозу, разную по жанрам, стилевым особенностям, тематике. Активная работа 1840–1841 годов привела его к весьма значительному замыслу. В 1843–1848 годах Некрасов работает над большим романом «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Во многом произведение это выросло из «Повести о бедном Климе», недаром отдельные эпизоды повести вошли в роман, так и оставшийся незаконченным.

Книга о похождениях Тихона Тростникова должна была синтезировать темы и идеи ранней некрасовской прозы, показать, на что способен молодой литератор.

Несомненно, это наиболее зрелое прозаическое сочинение Некрасова. Свидетельством тому и широта охвата социальной действительности, и выверенность слога в отдельных эпизодах, и авторская зоркость, проявившаяся и при описании петербургского “дна”, теперь уже начисто лишенного какой бы то ни было романтики, и при взгляде на литературный и театральный быт столицы.

Говоря о возросшем писательском мастерстве Некрасова в романе о Тростникове, невозможно не остановиться на «Петербургских углах», фрагменте, который Некрасов опубликовал как самостоятельное произведение в альманахе «Физиология Петербурга». Альманах этот стал подлинным манифестом тех писателей, что объединились вокруг журнала «Отечественные записки», вокруг Белинского. Основным эстетическим требованием для них стала верность действительности, как говорили тогда, «натуре». Потому и получила новая школа наименование «натуральной» .

«Физиология Петербурга» стала коллективно написанным портретом столицы Российской империи.

Каждый из авторов сосредоточился на своем участке петербургской жизни. Некрасов писал о столичном «дне», увы, бывшем ему знакомым не понаслышке. В Петербургских углах бросается в глаза прежде всего конкретность описаний, наглядность всего, что изображено. «Натура» говорит сама за себя, а “натура” эта не только квартира, хуже какой не бывает, но и портреты героев: «зеленого господина», дворового человека, хозяйки и жильцов. Точность описаний, почти этнографическая верность в передаче особенностей языка героев делают рассказ максимально объективным. Но объективность повествования постоянно «подсвечивается» авторской иронией, неожиданными сравнениями в гоголевском духе («в комнату вошел полуштоф, заткнутый человеческой головой вместо пробки»). Начиная с кричаще безграмотного эпиграфа, читатель все время испытывает двойственное ощущение: все в высшей степени достоверно, и все же бессмысленность, гротескность описанного кажется невероятной. Это и было целью Некрасова, стремящегося показать бессмысленность, а тем самым и бесчеловечность жизни в «петербургских углах».

Удачей Некрасова стал и образ главного героя – Тихона Тростникова, поневоле оказывающегося «российским Жиль Блазом». Очевидно его родство с бедным Климом, но не менее очевидны и различия. Тростников в отличие от своего литературного предшественника отнюдь не «сумасшедший» в благородном смысле слова. Сверхзадача «бедного Клима» остаться чистым, не запятнать свою совесть, отсюда обаяние персонажа – отсюда же и то сложное отношение к нему, что испытывает автор, а за ним и читатели. Тростникову нужно другое – выстоять. Он внутренне близок Некрасову, и важны тут не только очевидные биографические параллели (скитание по «петербургским углам», контакты с миром театра, неудача с книгой стихов, работа в газете, «знаменитой замысловатостью эпиграфа», в которой читатели без труда узнавали тогдашнюю «Литературную газету» и т. п.), сколько психологическое единство героя и автора. Над графоманом Грибовниковым Некрасов смеялся, бедный Клим вызывал в нем смешанное чувство жалости, восхищения и иронии, Тростникова Некрасов понимает и любит. Понимает и любит и тогда, когда герой ведет себя нелепо, простодушно, и когда он поступает легкомысленно, и когда совершает ошибки. Во многом роман должен был стать исповедью Некрасова, его честным рассказом о собственном мужании.

Не исключено, что именно эта искренность тона, эта откровенность автобиографизма к заставили Некрасова прекратить работу над «Жизнью и похождениями Тихона Тростникова», когда, казалось бы, роман уже сложился, явно шел к завершению.

В сентябрьском номере «Современника» за 1847 год в числе других сочинений был анонсирован и роман Некрасова. Публиковать его редактор «Современника», которым уже был в это время сам сочинитель «Жизни и похождений...», не стал. Некрасов предпочел в «пожарном порядке» написать в соавторстве с А. Я. Панаевой другой роман – «Три страны света». Причины этой замены толкуются некрасоведами по-разному: указывают на возможные трудности с цензурой, говорят о сюжетной слабости романа о Тростникове, что могла бы помешать читательскому успеху, о том, что роман попросту надоел Некрасову... Бесспорно, все эти соображения важны, и все же ни одно из них не исчерпывает проблему. С цензурой бороться Некрасов умел (боролся же он за те же самые «Три страны света»), сюжет он мог бы и разработать (смог же он сделать это в приключенческом романе, что писал совместно с Панаевой). Наконец, ссылка на то, что Некрасову старый роман наскучил, таит в себе новую загадку: а почему, собственно говоря, так вышло?

Возможно, весьма важным основанием отложить роман в сторону был все-таки его автобиографизм. Искренность Некрасова могла стать оружием в руках его многочисленных литературных противников, многих из которых он не пощадил и вывел на всеобщее обозрение и в романе и в ряде рецензий и фельетонов. Насколько силен и резок был Некрасов-полемист, читатели на-стоящей книги могут судить по рассказу «Необыкновенный завтрак» и «Очеркам литературной жизни», явно выросшему из романа о Тростникове сочинению. Литературная полемика переполняет роман, в котором были задеты и Греч с Булгариным, и Николай Полевой, и издатели «Москвитянина» Шевырев и Погодин, и редактор «Библиотеки для чтения» Сенковский. Суровая правда о себе соседствовала с резкими выпадами против узнаваемых лиц, что мало подходило для литературной борьбы.

Была и еще одна причина, по которой Некрасов предпочел засесть за полукоммерческое повествование о «Трех странах света». Оставаясь профессиональным литератором, блестящим редактором, Некрасов все больше осознавал себя поэтом. Проза научила его трезвости, проза привела его к действительности – теперь он мог писать настоящие стихи: 1845 годом датируются «Стишки! Стишки! давно ль и я был гений...», «Я за то глубоко презираю себя», «В дороге», «Пускай мечтатели осмеяны давно», «Когда из мрака заблужденья»; 1846-м – «Перед дождем», «Огородник», «Тройка», «Родина»; 1847-м – «Если мучимый страстью мятежной...», «Еду ли ночью...», «Ты всегда хороша несравненно...» – это была большая поэзия.

В 1848-1849 годах Некрасов почти не пишет стихов, но не занимается он всерьез и прозой. Работа редактора, весьма тяжелая в эти годы (в России наступило «мрачное семилетие» и цензурные условия стали, как никогда, жестокими), деятельность критика, писание «Трех сторон света» (роман этот занимает два объемистых тома) почти не оставляли времени. «Психологическая задача», мастерски обработанный устный рассказ великого актера М. С. Щепкина, и остроумный рассказ о франте, выкрашенном в зеленую краску («Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и К°»). свидетельствуют прежде всего об очевидном росте мастерства писателя. Но при всей профессиональности вещи эти воспринимаются как в достаточной мере случайные, проходные.

С начала 50-х годов Некрасов становится поэтом по преимуществу. Он может написать в, соавторстве с Панаевой еще один длинный, сюжетно запутанный роман – «Мертвое озеро» (1851), он может задумать интересную повесть «Тонкий человек» (кстати, сам Некрасов ценил ее начало, печатаемое в нашем издании, очень высоко, однако проза перестает быть для него главным делом.

Незадолго до смерти в автобиографических записях 1877 года поэт писал, определяя значение своей трудной молодости для будущей судьбы: «Поворот к правде, явившийся отчасти от

писания прозой...».

Конечно, «писания прозой» были важны не сами по себе. Духовное воздействие Белинского, уроки школы Гоголя, навсегда оставшегося любимым писателем Некрасова, значили не меньше. Именно учеником Гоголя осознавал себя (и справедливо) молодой Некрасов-прозаик. У Гоголя учился он видеть мир таким, какой он есть, замыкать в слове самую действительность, смело смеяться над тем, что достойно осуждения и смеха.

Сегодня мы хотим знать, как Некрасов вырос из провинциального юноши в великого поэта. Это не нездоровое любопытство, но человеческая необходимость. Без этого мы не сможем оценить и той великой поэзии, что вырастала из физиологических очерков, петербургских анекдотов, светских повестей и литературной полемики. А потому сегодня стоит вглядеться в нечасто издаваемую, известную в основном специалистам прозу молодого Некрасова, Вглядеться и оценить литературное мастерство, богатство жизненных наблюдений, яркость и конкретность описаний, деталей,

На карте России очень много городов. Есть на ней и Москва – наша столица, и мой родной город – конечно, очень любимый и дорогой. Но мне хочется написать о том, городе, который я часто посещаю и тоже очень люблю. Это Петербург.

Полное название его – Санкт-Петербург, это значит «Крепость святого Петра». Основатель города Петр первый назвал его не в свою честь, а в честь своего святого покровителя. Город был построен в таком месте, где, казалось бы, совсем неудобно будет жить людям. Но все же Петр добился своего. Петербург – это результат торжества человеческого упорства и трудолюбия над силами природы. Удивительно, но чуть ли не самый красивый город России стоит, по сути, на болоте. И все равно в него ежегодно приезжают миллионы людей, чтобы полюбоваться величественными дворцами, оригинальными фонтанами, пышными садами и парками. И чтобы прикоснуться к истории.

Петербург после основания сразу стал столицей России и оставался ею долго, до революции 1917 года, а после, в 1918, столица перенесена в Москву. Поскольку в самых пышных и богатых веках – в восемнадцатом и девятнадцатом – Петербург был главным городом страны, в нем огромное количество очень красивых дворцов, где жили знатные люди, князья, придворные, сам император.

Потрясающее впечатление производит Дворцовая площадь, на которой можно увидеть огромный дворец и другие красивые постройки. Если идти по направлению к Неве, то увидишь Медного всадника, воспетого А. С. Пушкиным, и Адмиралтейство. На реке находится пристань, здесь можно сесть на катер и отправиться на прогулку по рекам и каналам города. Я был на такой экскурсии несколько раз и всегда узнавал что-нибудь новое.

Я очень люблю ходить в петропавловскую крепость, любоваться рекой, заходить в собор, где находятся могилы членов царской семьи. Возле моста, ведущего к крепости, можно увидеть скульптуру зайчика: зверек стоит на пеньке, а вокруг него вода. Это память о нескольких страшных наводнениях, унесших жизни многих людей.

Еще я очень люблю Елагин остров. Там находится парк, где можно покормить из рук белочек и синичек: ручные зверьки и птички храбро берут орешки и семечки прямо с ладони. Здесь же находится красивый дворец, а в нем музей, где можно увидеть старинные роскошные интерьеры, удивительную посуду и предметы старинного быта.

Трудно перечислить все то, что я видел в Петербурге. Я езжу туда каждый год и очень люблю эти поездки. Мне, конечно, нравится и Петергоф с его фонтанами, и Царское Село, где находится Лицей, и храм Спаса на Крови, и Александро-Невская Лавра, перед которой находится памятник прославленному князю. Но если я буду писать обо всем, у меня не хватит места в тетради. Петербург – один

Андрей Некрасов

Как я писал рассказ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ. Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал. Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что? Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну, а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого неё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» - «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума. Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

Какие пустяки, - сказала она. - Брось этот рассказ, напиши другой. Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

Мама, - мычит мальчик, - мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

Мамуля, - мурлычет Митя, - можно мне маленькую морковку?

Можно, милый.

Мамуля, морковку моют?

Моют, Митя.

Мария Михайловна мрачнеет.

Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, - решил я, - не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, - решил я, - и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает..» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер. Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

Мама, Мурка мучает мышку! - кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались. Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

Энциклопедию!

Вам Большую Советскую? - вежливо спросила библиотекарша.

Малую! - закричал я на весь зал. - Мне Малую! Должно быть, меня приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

- Мудрец, миленький, можно мне мухомора? Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете - плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена. Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова... лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

Реализм и ни слова лжи - вот главная особенность творчества Николая Некрасова. Путешествуя просторами родного государства, поэт успел многое увидеть: глубокую печаль, нужду и несгибаемую силу русского духа. В его стихах отчетливо отображаются эти реалии. Каждая строчка произведений наполнена болью и грустью, но за ними скрывается надежда на лучшее будущее. Говорить об особенностях творчества поэта можно долго, но для наглядности лучше провести анализ стихотворения Некрасова «Школьник».

Лирический герой

На этом пункте и заканчивается комплексный анализ. Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной. В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей. Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.