Начальник охранного отделения российской империи. Спецслужбы: петроградское охранное отделение

Охранное отделение появилось в России в 1860-х годах, когда страну захлестнула волна политического террора. Постепенно царская охранка превратилась в тайную организацию, сотрудники которой, помимо борьбы с революционерами, решали свои частные задачи.

Специальная агентура

Одну из важнейших ролей в царской охранке играла так называемая специальная агентура, незаметная работа которой позволяла полиции создать эффективную систему слежки и профилактики оппозиционных движений. В их число входили филеры – «агенты наружного наблюдения» и стукачи – «вспомогательные агенты».

Накануне Первой мировой войны насчитывалось 70 500 стукачей и около 1000 филеров. Известно, что ежедневно в обеих столицах на службу выходило от 50 до 100 агентов наружного наблюдения.

На место филера был довольно строгий отбор. Кандидат должен был быть «честным, трезвым, смелым, ловким, развитым, сообразительным, выносливым, терпеливым, настойчивым, осторожным». Брали обычно молодых людей не старше 30 лет с неприметной внешностью.

Стукачей нанимали большей частью из среды швейцаров, дворников, конторщиков, паспортистов. Вспомогательные агенты обязаны были доносить о всех подозрительных личностях работавшему с ними участковому надзирателю.
В отличие от филеров стукачи не были штатными сотрудниками, а поэтому постоянного жалования не получали. Обычно за сведения, которые при проверке оказывались «основательными и полезными», им выдавалось вознаграждение от 1 до 15 рублей. Иногда с ними расплачивались вещами. Так, генерал-майор Александр Спиридович вспоминал, как купил одному из осведомителей новые калоши. «И проваливал же он потом своих сотоварищей, проваливал с каким-то остервенением. Вот что наделали калоши», – писал офицер.

Перлюстраторы

Были в сыскной полиции люди, выполнявшие довольно неблаговидную работу – чтение личной переписки, называемую перлюстрацией. Эту традицию еще до создания охранного отделения ввел барон Александр Бенкендорф, называя ее «делом весьма полезным». Особенно активным чтение личной переписки стало после убийства Александра II.

«Черные кабинеты», созданные еще при Екатерине II, работали во многих городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе. Конспирация была такова, что сотрудники этих кабинетов не знали о существовании контор в других городах.
Некоторые из «черных кабинетов» имели свою специфику. Согласно газете «Русское слово» за апрель 1917 года, если в Санкт-Петербурге специализировались на перлюстрации писем сановников, то в Киеве изучали корреспонденцию видных эмигрантов – Горького, Плеханова, Савинкова.

По данным за 1913 год было вскрыто 372 тыс. писем и сделано 35 тыс. выписок. Такая производительность труда поражает, учитывая, что штат перлюстраторов составлял всего 50 человек, к которым присоединялись 30 почтовых работников.
Это была довольно продолжительная и трудоемкая работа. Иногда письма приходилось расшифровывать, копировать, подвергать действию кислот или щелочей, чтобы выявить скрытый текст. И только затем подозрительные письма переправлялись розыскным органам.

Свои среди чужих

Для более эффективной работы охранного отделения Департамент полиции создал разветвленную сеть «внутренней агентуры», внедряющейся в различные партии и организации и осуществляющей контроль над их деятельностью. Согласно инструкции по вербовке секретных агентов предпочтение отдавалось «подозревавшимся или уже привлекавшимся к политическим делам, слабохарактерным революционерам, разочаровавшимся или обиженным партией».
Оплата секретных агентов варьировалась от 5 до 500 рублей в месяц в зависимости от статуса и приносимой пользы. Охранка поощряла продвижение своих агентов по партийной лестнице и даже помогала им в этом деле арестом членов партии, стоящих рангом выше.

С большой осторожностью в полиции относились к тем, кто добровольно изъявлял желание послужить охране государственного порядка, так как в их среде оказывалось много случайных людей. Как показывает циркуляр Департамента полиции, в течение 1912 года охранка отказалась от услуг 70 человек «как не заслуживающих доверия». К примеру, завербованный охранкой ссыльный поселенец Фельдман на вопрос о причине дачи недостоверной информации ответил, что находился без всяких средств к существованию и пошел на лжесвидетельство ради вознаграждения.

Провокаторы

Деятельность завербованных агентов не ограничивалась шпионажем и передачей сведений полиции, они нередко провоцировали действия, за которые можно было бы арестовать членов нелегальной организации. Агенты сообщали о месте и времени акции, и подготовленной полиции уже не составляло труда задержать подозреваемых. По мнению создателя ЦРУ Аллена Даллеса, именно русские подняли провокацию до уровня искусства. По его словам, «это было главное средство, с помощью которого царская охранка нападала на след революционеров и инакомыслящих». Изощренность русских агентов-провокаторов Даллес сравнивал с персонажами Достоевского.

Главным российским провокатором называют Евно Азефа – одновременно агента полиции и руководителя партии эсеров. Его не без оснований считают организатором убийств Великого князя Сергея Александровича и министра внутренних дел Плеве. Азеф был самым высокооплачиваемым секретным агентом в империи, получая 1000 руб. в месяц.

Весьма успешным провокатором стал «соратник» Ленина Роман Малиновский. Агент охранки регулярно помогал полиции выявлять местонахождение подпольных типографий, сообщал о тайных собраниях и конспиративных встречах, но Ленин все не желал верить в предательство товарища. В конце концов, при содействии полиции Малиновский добился своего избрания в Государственную Думу, причем как член большевистской фракции.

Странное бездействие

С деятельностью тайной полиции были связаны события, которые оставили о себе двусмысленное суждение. Одним из них стало убийство премьер-министра Петра Столыпина. 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре анархист и секретный осведомитель охранки Дмитрий Богров без всяких помех двумя выстрелами в упор смертельно ранил Столыпина. Причем в этот момент рядом не было ни Николая II, ни членов царской семьи, которые по плану мероприятий должны были находиться с министром.
По факту убийства к следствию были привлечены глава Дворцовой охраны Александр Спиридович и начальник киевского охранного отделения Николай Кулябко. Однако, по поручению Николая II следствие было неожиданно прекращено.
Некоторые исследователи, в частности Владимир Жухрай, считают, что Спиридович и Кулябко были напрямую причастны к убийству Столыпина. На это указывает немало фактов. Прежде всего, подозрительно легко опытные сотрудники охранки поверили в легенду Богрова о неком эсере, собирающемся убить Столыпина, и более того, позволили ему с оружием попасть в здание театра для мнимого разоблачения предполагаемого убийцы.

Жухрай утверждает, что Спиридович и Кулябко не только знали о том, что Богров собирается стрелять в Столыпина, но и всячески этому содействовали. Столыпин, видимо, догадывался, что против него зреет заговор. Незадолго до убийства он обронил такую фразу: «меня убьют и убьют члены охраны».

Охранка за рубежом

В 1883 году в Париже была создана зарубежная охранка для наблюдения за русскими революционерами-эмигрантами. А следить было за кем: это и вожди «Народной воли» Лев Тихомиров и Марина Полонская, и публицист Петр Лавров, и анархист Петр Кропоткин. Интересно, что в агентуру входили не только приезжие из России, но и вольнонаемные французы.

С 1884 по 1902 годы зарубежную охранку возглавлял Петр Рачковский – это годы расцвета ее деятельности. В частности, при Рачковском агенты разгромили крупную народовольческую типографию в Швейцарии. Но Рачковский оказался замешан и в подозрительных связях – его обвиняли в сотрудничестве с правительством Франции.

Когда директор Департамента полиции Плеве получил донесение о сомнительных контактах Рачковского, он немедля направил в Париж генерала Сильвестрова для проверки деятельности начальника зарубежной охранки. Сильвестров был убит, а вскоре нашли мертвым и агента донесшего на Рачковского.

Более того, Рачковский подозревался в причастности к убийству самого Плеве. Несмотря на компрометирующие материалы, высокие покровители из окружения Николая II смогли обеспечить неприкосновенность тайного агента.

охранка» - местный орган Департамента полиции в России. Ведало политическим надзором и сыском, имело агентов для наружного наблюдения - филеров и секретных агентов, засылаемых в политические партии и организации. Впервые появилась в Петербурге в 1866 г., Москве и Варшаве в 1880 г. Упразднены после Февральской революции 1917 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

охранка, - местный орган политич. сыска царской России. Впервые О. о. созданы в Петербурге в 1866, в Москве и Варшаве в 1880. Существовали до февр. 1917. Первоначальное назв. - "отделение охранения обществ. безопасности и порядка", с 1903 - О. о. В 1914 существовало 26 О. о. Формально входили в состав канцелярии полицмейстеров и градоначальников, сохраняя все права самостоят. учреждения, органа Департамента полиции. Осн. задачей О. о. являлся политич. сыск революц. орг-ций и отд. революционеров. Арест и дознание по мат-лам, собранным О. о., осуществляло губ. жандармское управление. Действовали с помощью обширной спец. агентуры как "наружного наблюдения" - филеров, так и секретных агентов "в обследуемой среде" (пассивных осведомителей и активных участников деятельности революц. орг-ций - провокаторов). Осн. частью каждого О. о. являлась общая канцелярия, подразделявшаяся на неск. столов по функциям О. о. Своеобразными филиалами 7 крупных О. о. (Петербург, Москва, Варшава, Киев, Одесса, Харьков, Тифлис) являлись с кон. 19 в. "отделения секретной цензуры" или "черные кабинеты" при почтамтах, осуществлявшие по заданиям О. о. перлюстрацию корреспонденции. Моск. О. о. пыталось претендовать на роль организатора политич. сыска во всей России и его "методического" центра (см. Зубатовщина). О. о. столиц имели особые "отряды филеров" ("летучий" в Москве с 1897 и "центральный" в Петербурге с 1906), осуществлявшие свою деятельность фактически на терр. всей России, а также спец. "регистрационные бюро" для проверки благонадежности всех приезжающих в столицу лиц. Кроме О. о., деятельность к-рых распространялась на терр. губ. или обл., в 1906-14 существовало 10 районных О. о.; каждое из них объединяло деятельность О. о. и губ. жандармских управлений в "районе" неск. губерний, от 3 (Одесское) до 12 (Московское), что давало им известную самостоятельность и большую оперативность в борьбе с революц. движением. О. о. к 1914: Петербургское, Московское, Бакинское, Белостокское, Варшавское, Виленское, Владивостокское, Донское, Екатеринославское, Иркутское, Киевское, Лодзинское, Нижегородское, Николаевское, Одесское, Пермское, Рижское, Самарское, Саратовское, Севастопольское, Ташкентское, Тифлисское, Томское, Харьковское, Читинское, Ярославское. Районные О. о.: Петербургское, Московское, Варшавское, Виленское, Киевское, Одесское, Рижское, Самарское, Ташкентское, Харьковское. Лит.: Падение царского режима. Стенографич. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвыч. следств. комиссии Временного пр-ва, т. 1-7, Л., 1924-27; Козьмин Б. П., С. В. Зубатов и его корреспонденты, М.-Л., 1928; Спиридович А. И., При царском режиме. Записки начальника охранного отделения, М., 1926; Волков A., Петрогр. охранное отделение, П., 1917; Членов С. Б., Моск. охранка и ее секретные сотрудники, М., 1919; Жилинский В., Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти, "ГМ", 1917, No 9-10; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960. Л. П. Ерошкин. Москва.

Гл. «низовой» организац. элемент (подразделение) полит. сыска царской России в системе Департамента полиции МВД (конец XIX -- нач. XX вв.). Первые два О.о. учреждены в Петербурге - «Отделение по охранению порядка и спокойствия в столице (1866) и в Москве - «Секретно- розыскное отделение при канцелярии Московского обер-полицмейстера» (1880). В 1900 создано третье О.о. в Варшаве. С 1902 организована сеть отделений (вначале назывались «розыскные отделения») в крупных городах и городах с наибольшим революционным движением: Казань, Киев, Саратов, Тифлис и др. (к 1907 их уже насчитывалось 27, а к 1914 - 60). Норм, обоснование организации и деятельности О.о. дано в ряде НПА: Положение «Об устройстве секретной полиции в Империи» (1882), Положение о нач. розыск, отделений (1902), Временное положение об охранных отделениях (1904), Положение об охранных отделениях (1907). О.о. находились в двойном подчинении: по результатам ОРД они отчитывались перед Департаментом полиции МВД, а по организации (строевое, инспекторское и хозяйственное направления) - перед Отдельным корпусом жандармов. См. Губернское жандармское управление (ГЖУ), Деятельность сыскная, Районное охранное отделение, . Волков А. Петроградское охранное отделение. - Пг., 1917; Осоргин М.А. Охранное отделение и его секреты. - М., 1917; Жилинский В.Б. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти. - Пг., 1918; Членов С.Б. Московская охранка и ее секретные сотрудники. - М., 1919; Спиридович А.И. При царском режиме. Записки начальника охранного отделения. - М., 1926; Шинджикашвили Д.И. МВД царской России в период империализма. - Омск, 1974; Жухрай В.М. Тайны царской охранки: Авантюристы и провокаторы. - М., 1991; ; ; Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900-1917 гг.). - Рязань, 2001; ; Осипов А.В. История Нижегородского охранного отделения. - Н. Новгород, 2003.-Т. 1.

Первое охранное отделение, которое занималось охраной порядка и спокойствия в городе на Неве, было открыто в 1866 году в связи с участившимися покушениями на государя Александра Второго. У этого учреждения пока не было самостоятельности, поскольку созданием его занимался петербургский градоначальник, при его канцелярии оно и открылось. Второе охранное отделение понадобилось не так скоро, оно появилось в Москве в 1880 году под эгидой московского полицмейстера. Но идея эта принадлежала министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову. Третье охранное отделение было открыто в Варшаве в 1900-м (в то время Польша была частью Российской империи).

Деятельность

В России разрасталось революционное движение, потому поле деятельности было широким, и работа самых первых охранных отделений была более чем успешной. Терроризм набирал обороты, учащались покушения на видных деятелей страны, и время от времени они были тоже успешными. По губерниям жандармские управления работали слабо, и власти все более задумывались о том, чтобы политический сыск усовершенствовать, сделать его гибким и организованным. Во всех крупных городах постоянно происходили нежелательные выступления учащейся молодежи, рабочих, достаточно часто случались и крестьянские бунты.

Поэтому число так называемых розыскных пунктов увеличивалось, в каждом большом городе было открыто свое охранное отделение. Российской империи их понадобилось много. Уже в 1902 году начали работу сыскные учреждения в Екатеринославе, Вильно, Киеве, Казани, Саратове, Одессе, Харькове, Тифлисе, Нижнем Новгороде. Именно они осуществляли политический сыск, вели наружное наблюдение, руководили секретной агентурой и вербовали новых агентов. Министром внутренних дел В. К. Плеве было создано Положение о начальниках таких отделений, где вышеописанные обязанности были конкретно прописаны.

"Свод правил"

В том же 1902-м была циркулярно разослана и специальная "методичка" - "Свод правил", откуда начальники отделений почерпнули сведения о главных задачах, которые должно выполнять каждое охранное отделение Российской империи, и довели эту информацию до каждого подчиненного. Быстрыми темпами строились сети секретной агентуры, занимающейся политическими делами, налаживалось и филерское наблюдение, вербовалась агентура внутренняя. Охранное отделение в подбирало сотрудников по многим критериям.

Были непростые. Их обязали великолепно знать все об истории революционного движения, назубок выучить фамилии лидеров каждой оппозиционной по отношению к правительству партии, следить за нелегальной литературой, которую революционеры налаживали, несмотря ни на что. Начальник охранного отделения отвечал за все вышеперечисленное. А жандармам вменялось воспитание в этом плане и своих агентов, чтобы у всех секретных сотрудников развивалось сознательное отношение к делу. Начальники подчинялись Департаменту полиции непосредственно, где и получали все общие направления деятельности, и даже личным составом охранного отделения жандармов распоряжался именно департамент.

Организация агентурной сети

Сеть новых отделений открылась по инициативе, которую проявил большой энтузиаст своего дела, начальник Московского охранного отделения с 1896 года С. В. Зубатов. Однако он в 1903-м вышел в отставку, и в полном объеме его планы так и не реализовались. Карьеризм, господствовавший в этой структуре, усилил соперничество среди губернских жандармских управленцев.

Несмотря на то что департамент постоянно призывал охранные отделения к обмену сведениями и взаимопомощью, дело это почти не двигалось. Каждый начальник в своем городе был "царь и бог". Именно поэтому и возникали конфликтные ситуации, которые не шли впрок общему делу. И все-таки ежегодно открывалось далеко не одно охранное отделение, создание жандармских органов все ширилось, и к концу 1907 года в стране их функционировало уже двадцать семь.

Новые правила

В том же 1907-м действующее Положение относительно царского охранного отделения значительно дополнил и утвердил Столыпин. В документ вошли новые пункты, касающиеся взаимоотношений и обмена информацией внутри структуры.

Политические и жандармские органы при получении сведений, которые относятся к сфере деятельности охранных отделений, должны были передавать их для разработки дел, арестов, обысков, выемок и прочего, что не могло быть произведено без начальника охранного отделения.

Охранные пункты

Но и из "охранки" должны были поступать сведения в жандармское управление, чтобы там могли сопоставлять обстоятельства, полученные в процессе дознаний. Однако двадцати семи отделений явно не хватало, чтобы контролировать буквально закипающую общественность, а потому уже в 1907-м начали открываться повсеместно малые охранные пункты.

Создавались они не в центрах, а в тех местностях, где подрастали боевые настроения среди населения. Практически во всех городах в течение следующих двух лет такие пункты были учреждены. Первыми открылись они в Пензе, Хабаровске, Владикавказе, Гомеле, Житомире, Екатеринодаре, Полтаве, Костроме, Курске, а потом еще в десятках городов.

Задачи

Перед районными охранными отделениями стояли многочисленные и порой трудновыполнимые задачи. Помимо организации внутренней агентуры, которая должна была "разрабатывать" местные партийные организации, помимо розыска на территории района проводились бесчисленные офицерские совещания, отрывавшие людей от основного дела - непосредственно розыска и слежки. Количество написанных ими бумаг было огромным, поскольку информация рассылалась повсюду.

В высшие учреждения розыска периодически досконально докладывалось о каждом движении местных революционеров, а также полагалось (теперь уже согласно служебным циркулярам) всемерно помогать таким же учреждениям соседних районов. Плюс был в том, что агентурных материалов стало во много раз больше, и это помогало ведению следствия, поскольку каждый следователь мог ими пользоваться. В необходимых случаях даже секретные агенты становились известными более широкому кругу людей.

Успехи и сложности

Первоначально с открытием охранных пунктов дела пошли лучше: один за другим разгонялись или бывали разгромленными партийные организации, комитеты, аресты следовали тоже один за другим. Коммунисты, социалисты и либералы потянулись за границы страны, откуда продолжали руководить движением, будучи уже недосягаемыми. Такие успехи розыскной работы высоко подняли престиж жандармерии, поэтому и создалась иллюзия полного разгрома всех революционных организаций.

Районные охранные отделения постоянно и все чаще вмешивались в действия полицейских властей, то есть политический сыск испортил отношения с работниками жандармских управлений. Департамент высылал свои циркуляры о совместных усилиях периодически, но это не помогало. Постепенно ручеек взаимного информирования иссякал. Более того, районные охранные пункты не жаловали своих вышестоящих губернских коллег.

Ликвидация

После 1909 года в районных отделениях работа ослабла. Возможно, это случилось еще и потому, что и в деятельности нелегальных организаций наступило некоторое затишье. Ведающий полицией товарищ министра В. Ф. Джунковский решил, что существование охранных отделений перестало быть целесообразным. Часть их была объединена с губернскими управлениями, часть просто упразднена. Обоснованием этому считал государственную пользу.

В 1913 году вышел совершенно секретный и срочный циркуляр, согласно которому ликвидировались Бакинское, Екатеринославское, Киевское, Нижегородское, Петроковское, Тифлисское, Херсонское, Ярославское, Донское, Севастопольское охранные отделения. Таким образом, все, кроме трех столичных, открывшихся самыми первыми, были закрыты. Как исключение вплоть до 1917 года действовало Восточно-Сибирское и Туркестанское отделение. Но при отсутствии соединительной сети таких же структурных звеньев толку от них было мало.

Петербургское охранное отделение

Затрагивая работу петербургской "охранки", нельзя не коснуться биографии главного действующего лица этого заведения (на снимке). Сохранилась переписка Департамента полиции, и уже в записях 1902 года можно найти строки, где исключительно высоко оценивается усердие и старание ротмистра А. В. Герасимова. К тому времени он уже три года отслужил в жандармском управлении, был и проверяющим работу других отделений, где тоже всемерно помогал коллегам и советами, и делом.

Сначала Герасимова поощрили назначением в Харьковское охранное отделение в 1902-м. Руководил он настолько хорошо, что вне всяких правил уже в 1903-м был произведен в подполковники, а в 1905-м занял должность начальника Петербургского охранного отделения. За дело взялся, как всегда, активно, прежде всего наведя порядок в собственном учреждении. Смутьянов в Петербурге сильно поубавилось, когда лично Герасимов нашел подпольные мастерские, где изготавливались разрывные снаряды.

Дальнейший путь

Революционеры тоже оценили нового "держиморду" по достоинству - на него готовилось несколько покушений. Но Герасимов был опытен и умен - не вышло. В 1905-м он снова "вне всяких правил" получил звание полковника, в 1906-м - орден Св. Владимира, а в 1907-м стал генерал-майором. Еще через год его благодарит лично государь, в 1909-м Герасимов получает еще один орден. Карьера не шла, а летела по лестнице, пропуская ступени десятками.

За это время Герасимов сделал охранное отделение самым крупным и самым результативным в стране. Амбиций ему было не занимать. До его прихода никогда начальник охранного отделения не докладывал министру самостоятельно. Первым (и последним) был Герасимов. За четыре года учреждение под его руководством изменилось в корне и только в лучшую сторону. Поэтому в 1909-м Герасимов был переведен с повышением - в Министерство внутренних дел. Генерал для особых поручений - так стала звучать его новая должность. Закончил службу он в 1914-м в чине генерал-лейтенанта.

Петроградское охранное отделение

Когда началась война с Германией, все немецкое перестало звучать для русского человека красиво. Город потому и переименовали - был Петербург, стал Петроград. В 1915 году начальником охранного отделения в столице был назначен генерал-майор К. И. Глобачев, написавший впоследствии интереснейшие мемуары.

Самый крупный орган политического сыска в стране на тот момент насчитывал более шести сотен служащих. В структуре были регистрационный и центральный отделы, охранная команда и собственно отделение. Последнее было организовано следующим образом: агентурная и следственная части, наружное наблюдение, архив и канцелярия. Стараниями Герасимова здесь все еще царил необыкновенный порядок.

Обязанности

В агентурной части, которая являлась базой всего учреждения, были сосредоточены все материалы из агентурных источников. Работали здесь опытные жандармские офицеры и чиновники, и у каждого была собственная, порученная только ему часть агентурного освещения. Например, несколько человек занимались деятельностью большевиков, еще несколько - меньшевиков, другие - социалистами-революционерами и народными социалистами, кто-то - общественными движениями, кто-то - анархистами.

Был специальный офицер, который наблюдал общее рабочее движение. И каждый из них имел собственных секретных сотрудников и собственные источники сведений. Только он мог видеться с агентами на конспиративных квартирах и только он оберегал их от провала. Полученные сведения всегда тщательно проверялись перекрестной агентурой и наружным наблюдением, а затем разрабатывались: выяснялись лица, адреса, явки, связи и тому подобное. Как только организация была обследована достаточно, она ликвидировалась. Затем материал обысков доставлялся в агентурную часть охранного отделения, упорядочивался и передавался следователям.

УДК 341.741

Н. И. Свечников, А. С. Кадомцева

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. В статье приведены результаты исследований деятельности охранных отделений России в конце Х1Х и в начале ХХ в. Представлен краткий анализ причин, вызвавших потребность в органах политического сыска, и правовых актов, регламентировавших их организацию и функционирование. Дана оценка обоснованности и правильности упразднения охранных отделений.

Ключевые слова: правопорядок, охранное отделение, политический сыск, жандармский корпус, департамент полиции, розыскное отделение, филер, агент, осведомитель, надзиратель, революционное сообщество, негласное наблюдение.

Поддержание правопорядка и безопасности в стране является одной из важнейших функций государства. Проблема правового регулирования деятельности правоохранительных органов, особенно органов, призванных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, была актуальной всегда. Знание исторических корней и традиций правового регулирования деятельности системы политического сыска Российской империи может быть использовано в становлении современной системы правоохраны и позволит избежать ошибок, допущенных в прошлом. С этой целью необходимо проанализировать способы, с помощью которых Российское государство стремилось узаконить деятельность охранных отделений; изучить не только сущность нормативных актов, но и эффективность их примененъия. Для того, чтобы деятельность правоохранительных органов вообще и органов внутренних дел в частности была качественной и эффективной, необходимо, опираясь на исторический опыт, выявить, какие мероприятия могут быть полезны.

В XIX в. активизировалось революционное движение в России, в связи с этим возникла потребность в создании специального органа, который занимался бы своевременным обнаружением «вредных» лиц, сбором информации о них и отсылкой их в жандармские корпуса. Существующие Жандармские управления были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде революционно настроенной интеллигенции. Это и послужило поводом для учреждения приказом министра внутренних дел первого в России Санкт-Петербургского (при градоначальнике) «Отделения по охранению порядка и спокойствия в столице» в 1867 г. Его штат состоял всего из 21 служащего -начальника, 4 чиновников для поручений, 12 полицейских надзирателей, делопроизводителя, его помощников и секретаря. В декабре 1883 г. было принято Положение «Об устройстве секретной полиции в Империи», определившее статус и задачи «особых розыскных отделений» - органов секретной полиции, ведавших «охранением общественного порядка и спокойствия» . Охранное отделение подчинялось непосредственно Департаменту полиции Министерства внутренних дел и руководствовалось Инструкцией от 23 мая 1887 г. «Состоящему в управлении С.-Петербургского градоначальника отделению по охранению общественной безопасности и порядка в столице» . Позже розыскные отделения появились в Москве и Варшаве, однако сфера деятельности революционных организаций уже вышла за границы названных городов .

Московское охранное отделение было создано в 1880 г. Вначале оно являлось малочисленным, штат его, например, в 1889 г. составлял всего шесть человек. Но существо-

Экономика, социология, право

вал и другой неофициальный штат, состоявший из «охранной наружной службы», т.е. филеров и агентов-осведомителей, «работающих» в рядах революционных групп (внутренняя агентура). По смете Московского охранного отделения в 50 тыс. руб. 60 % составляли расходы на наружное наблюдение, розыски и содержание агентуры . В 1897 г. «для наблюдения за лицами, отданными за политическую неблагонадежность под надзор полиции...» была учреждена должность полицейского надзирателя при Отделении по охранению общественной безопасности и порядка в Москве и разработана Инструкция полицейским надзирателям при отделении по охранению общественной безопасности и порядка в Москве .

В структуре охранных отделений, кроме канцелярии, как правило, секретного делопроизводства, имелись два отдела: наружного наблюдения и агентурный (отдел внутреннего наблюдения). В агентурных отделах разрабатывались данные, полученные от осведомителей и путем перлюстрации писем в так называемых «черных кабинетах» при почтамтах. Анализ полученных сведений составлял сущность работы каждого охранного отделения. Все остальные подразделения являлись вспомогательными. На правильную организацию и функционирование агентуры были направлены все усилия начальника отделения и его сотрудников - жандармских офицеров. Секретные агенты являлись предметом постоянных забот и попечения всего Департамента полиции. Об агентуре говорилось в циркулярах Департамента, адресованных начальникам охранных отделений и губернским жандармским управлениям .

В августе 1902 г. было принято Положение «О начальниках розыскных отделений» для некоторых местностей империи: «.где замечается особо усиленное развитие революционного движения, учреждаются розыскные отделения, на начальников коих возлагается заведование политическим розыском, т.е. наружным наблюдением и секретной агентурой, в известном определенном районе» .

Для филеров розыскных и охранных отделений в октябре 1902 г. была выпущена Инструкция филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений с четкими предписаниями их действий. Например, в п. 21 рекомендуется: «При осуществлении наблюдения необходимо всегда действовать так, чтобы не обратить на себя внимания, не ходить заметно тихо и на одном месте в течение продолжительного времени не оставаться» .

Цель создания охранных отделений наглядно определена в нормативных документах, которые регламентировали их деятельность. Важную гарантию оперативности в деятельности охранных отделений и других сыскных органов составляла возможность их непосредственного взаимодействия. Нормы Положения об охранных отделениях указывали, что «14. Начальники отделений с Департаментом полиции, начальниками районных охранных отделений, жандармских управлений и их помощниками, а равно губернскими и уездными учреждениями и между собою - сносятся непосредственно» . Если жандармские управления устанавливали необходимость проведения следственных действий по делам политического характера, требовалось получить согласие начальника охранного отделения. Такое согласие было закреплено с момента учреждения охранных отделений. Так, в § 19 Временного положения об охранных отделениях от 27 июня 1904 г. указывалось, что «без предварительного уведомления начальника охранного отделения в районе его наблюдения чинами корпуса жандармов не могут быть производимы никакие обыски и аресты» . Таким образом, видно, что охранные отделения постепенно начинают выполнять часть функций, которые были свойственны жандармским управлениям, что не могло не вызывать определенных противоречий в работе этих органов, ведающих политическим сыском.

На протяжении всего периода существования охранных отделений проводится реформирование их структуры. Для объединения и направления деятельности местных ор-

ганов, ведающих политическим розыском в Империи, были учреждены районные охранные отделения. 14 декабря 1906 г. было утверждено Положение о районных охранных отделениях. Они были созданы в таких крупных городах, как Петербург, Москва, Самара, Харьков, Киев, Одесса, Вильно, Рига. Для приближения управления к низовым органам было образовано восемь охранных округов. В состав охранного округа входили районные охранные отделения нескольких губерний. Положение устанавливало, что «§ 7. Одной из главнейших задач начальников районных охранных отделений является учреждение центральной внутренней агентуры, могущей освещать деятельность революционных сообществ, вверенной его надзору области...» .

Положением об охранных отделениях от 9 февраля 1907 г. уточнялась деятельность охранных отделений, например в § 24: «В деятельности охранных отделений должны быть различаемы: а) расследования в видах предупреждения и обнаружения преступных деяний государственных. и б) исследования политической благонадежности отдельных лиц.», и конкретизировались способы ее реализации, в § 25: «...собирание сведений о замышляемом или совершенном преступлении политического характера производится способами, указанными в 251 ст. Уст. Угол. Суд., то есть путем розысков (секретная агентура), словесных расспросов и негласного наблюдения (через секретных сотрудников и филеров)» .

Основная цель и сущность мероприятий, проводимых сотрудниками охранных отделений, были представлены в Инструкции начальникам охранных отделений по организации наружных наблюдений 1907 г. Так, в ст. 2 разъяснялось, что «.наибольшую выгоду из наружного наблюдения можно получить только при строгом сообразовании его с указаниями внутренней агентуры на значение наблюдаемых лиц и намеченных филерами событий». Кроме того, ст. 10 определяла одну из функций начальников: «К 5-му числу каждого месяца начальники охранных отделений представляют в Районные охранные отделения и в Департамент полиции списки лиц, проходивших по наблюдению, по каждой организации отдельно, с полной установкой знакомых, фамилия, имя, отчество, звание, занятие, кличка по наблюдению и по организации и кратким указанием причин наблюдения» .

Анализ материалов проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что охранные отделения наиболее активно взаимодействовали с жандармскими управлениями. Это обстоятельство было обусловлено аналогичностью возлагаемых на них функций, поскольку и жандармские управления проводили аресты, дознания и вели следствие по делам о государственных преступлениях. Таким образом, охранные отделения и жандармские управления осуществляли политический розыск, собирали необходимую информацию .

Основной целью политического розыска было «.определение и выяснение как отдельных лиц, так и целых организаций, стремящихся к изменению в стране существующего политического строя, и пресечение их деятельности». Весь политический сыск в России, как отмечают исследователи, базировался на «трех китах»: на внутренней агентуре, наружном наблюдении и перлюстрации корреспонденции .

Как уже отмечалось, возглавлял охранное отделение начальник, подчиняющийся Департаменту полиции или начальнику районного охранного отделения. В Положении об охранных отделениях от 9 февраля 1907 г. указывалось: «§ 5 Вмешательство других учреждений и лиц, кроме Департамента полиции и начальников районных охранных отделений, в деятельность местных охранных отделений не может иметь места» .

Изначально охранные отделения создавались как органы, основной функцией которых было наблюдение и предупреждение на основе полученной информации преступлений. Основная роль в политическом розыске (непосредственно ведение следствия, в том числе осуществление следственных действий) отводилась жандармским управлениям. Право самостоятельно провести обыск или арест охранным отделениям первона-

Экономика, социология, право

чально было предоставлено только в исключительной ситуации, когда невозможно было получить согласие начальника жандармского управления и обеспечить участие его чинов. По общему правилу, когда время и ситуация позволяли более тщательно разобраться и сообщить о предполагаемых мерах начальнику губернского жандармского управления, самостоятельность охранных отделений была ограничена его согласием. Причем после сообщения о планируемых следственных действиях они проводились жандармским управлением. Постепенно (в частности с 1907 г. в связи с принятием Положения об охранных отделениях) полномочия охранных отделений расширяются. Теперь без взаимодействия с охранными отделениями не происходит ни одно следственное действие со стороны губернских жандармских управлений по делам политически значимого характера . С принятием Положения об охранных отделениях от 9 февраля 1907 г. согласия начальника губернского жандармского управления не требовалось. Начальник охранного отделения должен был принимать все меры к сосредоточению в своих руках всего розыскного дела. Чины корпуса жандармов и общей полиции, получая из негласного источника сведения, относящиеся к политическому розыску, обязаны были сообщать их начальнику охранного отделения. Оценивая поступившую информацию по делам политического сыска, он принимал решение о производстве обысков, выемок и арестов .

Кроме того, существовало правило о том, что информация по политическим делам должна быть сосредоточена в охранных отделениях. Чины корпуса жандармов и общей полиции должны были передавать всю полученную информацию по таким делам в охранные отделения. В этих целях начальникам охранных отделений надлежало принимать все возможные меры к установлению «правильных» отношений с начальниками жандармских управлений, офицерами корпуса жандармов, а также с прокурорским надзором и судебными следователями. Особо следует отметить, что если в охранных отделениях фиксировалась информация, имеющая значение, выходящее за пределы вверенного района, то она подлежала сообщению непосредственно в Департамент полиции, а также в районное охранное отделение .

Охранные отделения взаимодействовали с местными губернскими властями и губернскими жандармскими управлениями при представлении информации для выдачи свидетельств о политической благонадежности лиц. Эти свидетельства запрашивали у местных губернских властей различные правительственные и общественные учреждения относительно политической благонадежности лиц, ходатайствующих о поступлении на государственную или общественную службу .

Таким образом, в системе органов власти начала ХХ в. охранные отделения занимали особое место. Власть стремилась полностью скрыть их истинное предназначение, что было обусловлено секретным характером их деятельности и важностью выполняемых задач. Охранные отделения являлись важным звеном в системе органов государственной безопасности Российского государства. Широкий перечень предоставленных охранным отделениям полномочий, обусловленный необходимостью и важностью политического сыска, возможность взаимодействия на этом основании практически с любым органом власти или должностным лицом, дублирование некоторых функций иных государственных органов (жандармских управлений) характеризуют охранные отделения как органы государственной безопасности, обладавшие особым правовым статусом .

Интересен еще и тот факт, что среди сотрудников охранных отделений существовало негласное правило при ликвидации выявленных революционных организаций всегда оставлять на свободе несколько народовольцев: «Если в стране не будет революционеров, то не будут нужны и жандармы, то есть мы с вами, господин Рачковский1, ибо некого

1 Петр Иванович Рачковский (1851-1910) - русский полицейский администратор. Действительный статский советник, глава заграничной агентуры Департамента полиции в Париже, вицедиректор Департамента полиции в 1905-1906 гг.

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

будет выслеживать, сажать, казнить... Мы должны поставить работу охранных отделений таким образом, чтобы обязательно создать у государя императора впечатление, что опасность со стороны террористов для него исключительно велика и только наша самоотверженная работа спасает его и его близких от гибели. И, поверьте, нас осыпят всевозможными милостями» .

25 апреля 1913 г. В. Ф. Джунковский1 вступил в должность товарища министра внутренних дел и начал работу по ликвидации охранных отделений и по борьбе с разросшейся сетью секретных агентов, которая, по его мнению, уже не укладывалась в рамки целесообразности и законности. Так, спустя два месяца после своего назначения В. Ф. Джунковский распорядился упразднить все охранные отделения, за исключением основных (они сохранились в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, а в некоторых отдаленных губерниях их статус был понижен до розыскных отделений). Принятие решения было мотивировано тем, что районные охранные отделения отдалились от работы «по живому руководству розыском на местах и, углубившись главным образом в канцелярскую работу, лишь замедляют поступление сведений о революционном движении. понижая осведомленность. о положении в каждый ближайший момент розыскного дела» . Кроме того, к 1913-1914 гг. система жандармских управлений окрепла и методы их работы были достаточно отлажены. По мнению некоторых исследователей, охранные отделения были упразднены «как излишнее промежуточное звено в громоздком аппарате политического сыска в России» .

Анализируя причины ликвидации охранных отделений, можно сделать вывод о том, что появление новых учреждений политического сыска было обосновано исключительно ростом политической активности населения, недовольного самодержавием. Эффективное противодействие охранных отделений политической оппозиции (революционным силам) привело к снижению революционной напряженности, как следствие, к функциональной невостребованности и экономической нецелесообразности их содержания. К одной из причин упразднения охранных отделений относят специфическое руководство Департаментом полиции, негативно относившейся к «выскочкам из охранки», к положению, при котором губернские жандармские управления уходили на второй план .

Упразднение охранных отделений в период, когда они являлись одними из ключевых правоохранительных органов , стоящих на страже государства, порождает много вопросов, требующих дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Полиция России: Документы и материалы. 1718-1917 гг./ сост.: А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев, Б. В. Чернышев, А. В. Лобанов. - Саратов: СЮИ МВД России, 2002. - 400 с.

2. Заварзин, П. П. Жандармы и революционеры / П. П. Заварзин. - Париж: Изд. автора, 1930. -256 с.

3. Кошель, П. А. История сыска в России / П. А. Кошель. - URL: http://www.Gumer.info/ bibliotek_Buks/History/koshel/15.php

4. Калинин, Н. В. Деятельность охранных отделений (конец XIX - начало XX в.) / Н. В. Калинин // Известия вузов. Правоведение. - 2008. - № 2. - С. 203-210.

5. Инструкция филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений, 31.10.1902. - URL: http://www.regiment.ru/Doc/B/I/3.htm

6. Положение об охранных отделениях от 9 февраля 1907 г. - URL: www.hrono.ru/dokum/190_dok/19070209polic.html

1 Владимир Федорович Джунковский (1865-1938) - российский политический, государственный и военный деятель, товарищ министра внутренних дел и командующий Отдельным корпусом жандармов (1913-1915).

Экономика, социология, право

http://www.regiment.ru/Doc/C/I/4.htm

http://www.regiment.ru/Doc/B/I/7.htm

9. Инструкция начальникам охранных отделений по организации наружного наблюдения, 1907 г. - URL: http://www.regiment.rU/Doc/B/I/15.htm

10. Колпакиди, А. Специальные службы Российской империи / А. Колпакиди, А. Север. - М. : Эксмо, 2010. - 768 с.

11. Жухрай, В. Тайны царской охранки: авантюристы и провокаторы / В. Жухрай. - М. : Политиздат, 1991. - 337 с.

12. Реент, Ю. А. Общая и политическая полиция России (1900-1917 гг.) : моногр. / Ю. А. Реент. -Рязань: Узорочье, 2001.

13. Зернов, И. В. Борьба с терроризмом в российской империи в конце ХХ - начале ХХ в.: Историко-правовые аспекты внутренней политики / И. В. Зернов, В. Ю. Карнишин // Вестник ПГУ. - 2014. - № 4. - С. 2-7.

14. Колемасов, В. Н. Деятельность органов объединенного государственного политического управления Средне-Волжского края по борьбе с преступностью в первой половине 1930-х гг. / В. Н. Колемасов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 4. - С. 34-40.

Свечников Николай Иванович

кандидат технических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правоохранительной деятельности,

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Кадомцева Алина Сергеевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

УДК 341.741 Свечников, Н. И.

Некоторые особенности деятельности охранных отделений Российской империи / Н. И. Свечников, А. С. Кадомцева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 2 (10). - C. 64-69.

Svechnikov Nikolay Ivanovich

candidate of technical sciences, candidate of juridical sciences, associate professor, head of sub-department of law enforcement, Penza State University

Kadomtseva Alina Sergeevna