Ненависть к ссср как средство легитимации власти. Как ненависть к ссср переходит в ненависть к рпц, россии и русскому народу

Несмотря ни на что - герой «Мимино» остается одним из символов советского кино. Но сам лауреат Государственной премии СССР периодически говорит такое, что вызывает массовое возмущение со стороны его бывших сограждан. Вот и сейчас он рассказал, как ненавидит герб СССР и как радовался распаду нашего общего государства. Как к этому относиться?

В следующем месяце Вахтангу Кикабидзе исполнится 80 лет, и у него уже берут юбилейные интервью. Жанна Немцова из сорока минут разговора для Deutsche Welle едва ли не половину времени спрашивала актера про политику. Понятно, что Кикабидзе, после войны 2008 года отказавшийся от российского ордена «Дружбы», называющий нашу страну оккупантом, а Путина захватчиком, ценен для антироссийской пропаганды именно этим - своей критикой России. Но в этот раз народный артист Грузинской ССР прошелся еще и по советскому прошлому - впрочем, с умелой подачи интервьюра.

«- Когда распался Советский Союз, как вы к этому отнеслись? Вы помните, где вы находились в тот момент?

Где я находился? Наверное, в Тбилиси . Очень обрадовался. Даже стол накрыл. Ребята сидели, гуляли и очень сильно напились тогда, я помню. Такие необычные истории рассказывали, все связанные с этим событием. Наверное, если бы он не распался, они в жизни бы рта не открыли. Это, конечно, был шок, но мы уже чувствовали, что это должно произойти. Но все равно, когда ты в этом котле варишься всю жизнь с детства, представить трудно, что такую огромную махину можно так разнести в пух и прах. Но мы, то есть Россия, опять к этому идет, по-моему.

- Вы в одном из интервью говорили о том, что в СССР была духовность. Почему вы так считаете?

Я ненавижу герб Советского Союза, серп и молот.

- Чем сейчас?

Чем сейчас, да. Духовность была. Мы даже не задумывались, почему, но мы знали, что мы обязаны в этой стране жить. Но раз, допустим, один таджик, другой еврей, третий… они должны все-таки друг друга уважать. Мы так росли. Все остальное было очень плохо. Очень».

Кроме того, Кикабидзе сказал, что «всю обиду за развал СССР» Путин «решил на нас выместить» - имея в виду войну 2008 года, когда после нападения Грузии на Южную Осетию российские танки дошли до Гори. И теперь вот Россия якобы замышляет против маленькой закавказской республики недоброе:

«Еще большие неприятности у нас впереди, такое у меня ощущение. Как будто нас кто-то проклял, и чем это кончится - неизвестно. Если нас вовремя не примут в это НАТО , Грузия может исчезнуть».

При этом Кикабидзе сказал, что если Путин вернет в состав Грузии Абхазию и Южную Осетию, «то его портрет в каждом доме будет висеть». Не беда, что абхазы и осетины не хотят возвращаться в Грузию, из состава которой они сбежали как раз во время распада СССР. Но их мнение Кикабидзе не интересно - ведь все осетины, по его словам, могут поместиться на одном стадионе, а в абхазском языке нет слова «лодка», так что на черноморском побережье они не местные, и оказались там только потому, что их в свое время позвал туда грузинский царь. Собственно говоря, именно из-за такого отношения к национальным автономиям абхазы и южные осетины как раз и решили покинуть Грузию - как только увидели, как та превращается из одной из советских республик в национальное государство, в котором права меньшинств будут зависеть не от Москвы , а от доброй воли Тбилиси.

Но самое удивительное в интервью Кикабидзе, конечно, его слова о распаде СССР. И не потому, что они похожи на недавнее признание российского актера Михаила Ефремова в том, что развал СССР это лучшее, что случилось с Россией при его жизни - нет, тут дело еще хуже. Кикабидзе сильно старше Ефремова - он годится ему в отцы. Конечно, он может уже не помнить, что было в Тбилиси в момент распада СССР - но тогда стоит напомнить.

СССР распался в конце декабря 1991 года. В Тбилиси в это время уже шла гражданская война - настоящая, кровавая. В самой Грузии она, правда, шла еще с начала года - но лишь в Южной Осетии, которую грузинские вооруженные отряды пытались вернуть в «конституционное поле», так что подавляющего большинства грузин это никак не касалось. Но в декабре 1991-го танки стреляли по парламенту, бои шли на центральной улице Руставели - и это были не «советские оккупационные войска», а самые настоящие «борцы за независимость». Еще 22 декабря части Национальной гвардии - самопровозглашенных вооруженных отрядов - подняли мятеж против президента Гамсахурдия, только прошедшей весной с триумфом избранного главой государства. И уже 6 января, после ликвидации СССР, Гамсахурдия бежал из Тбилиси.

Так что Грузия стала первой постсоветской республикой, устроившей государственный переворот.

И если бы только переворот - еще сильнее разгорелся осетино-грузинский конфликт, а потом к нему добавилась и абхазо-грузинская война. Грузия, бывшая одной из богатейших республик СССР и выступавшая одним из главных застрельщиков развала Союза, просто перестала существовать как единое государство. А нежелание смириться с фактом распада привело еще и к войне 2008 года, когда президент Саакашвили захотел под шумок Олимпиады решить югоосетинский вопрос. «Вина» России, как в 1992-м, так и в 2008 годах, была лишь в том, что она не дала грузинам разобраться с восставшими нацменьшинствами. И именно за это, видимо, заслужила у грузин звание «оккупанта».

Причем зачастую даже у тех, кто перебрался со своей исторической родины в «страну-агрессора». Сотни тысяч грузин - имеется в виду грузинских граждан, а не этнических грузин, и так живших в России - обосновались в России, в первую очередь, естественно, в Москве. Их никто не преследовал - за исключением, конечно, отдельных категорий вроде «воров в законе». Наоборот - как до войны 2008 года, так особенно и после нее, в столице просто расцвел грузинский бизнес. Например, в виде сотен кафе и ресторанов грузинской кухни. То есть отсутствие дипломатических отношений никак не мешает представителям гордого закавказского народа зарабатывать на русских. Представить себе подобную ситуацию в Тбилиси просто невозможно - и не потому, что там почти нет русских. Проблема в другом - в отношении к чужим.

Кикабидзе, кстати, вспоминает в этом интервью про московскую многонациональность. Возмущаясь существованием Донецкой народной республики, он говорит:

«Очень много в Москве живет нерусских людей. Курды, например. Что будет, если в один момент они скажут - Курдская народная республика. Как ДНР».

Куда интересней, что будет, если в один момент к проживающим в Москве грузинам будут относиться так, как они относятся к своим меньшинствам? Всей Грузии придется еще туже затянуть пояса - потому что именно московские грузины кормят немалую часть оставшихся дома соотечественников. Вот такая арифметика.

А так да - можно радоваться развалу СССР. И выдумывать, как ты отмечал его крах, сидя в охваченной боями столице твоего отныне независимого государства. Хотя спустя более чем четверть века уже можно было бы понять, кто и в чем виноват.

На фоне запрета фильма «Смерть Сталина» возникает вопрос: а почему иностранцам нельзя делать то, что делают российские мастера кино – Михалковы и прочие борцы с советским прошлым?

Фильм «Движение вверх», повествующий о победе баскетбольной сборной СССР на Олимпиаде 1972 года, установил рекорд по кассовым сборам среди российских лент. Специалисты находят в картине недостатки, но с точки зрения обычного зрителя она очень неплоха. Портит фильм только одно – антисоветская начинка.

СССР в «Движении вверх» предстает настоящим Мордором, который всячески гнобит и унижает своих граждан, в данном случае спортсменов: отбирает на таможне вожделенные шубы и магнитофоны, запрещает им жениться и лечить за границей больных родственников. Спортсмены отвечают государству взаимностью. Экранный Модестас Паулаускас ненавидит СССР и мечтает о побеге. Экранный Сергей Белов в разговоре с товарищем по команде признается, что для него родина – тоже «не вот это вот все» (имеется в виду Советский Союз), а деревня в Томской области, где он вырос.

Авторы картины пытаются вызвать у зрителя отвращение к СССР всеми возможными способами. Вот баскетболисты возвращаются домой с международных соревнований, и в Москве их встречает ливень. А вот команда приезжает в благословенные Соединенные Штаты. Здесь даже природа благосклонна к человеку – ослепительно светит солнце, в глаза бросается обилие ярких красок. Настоящий рай на земле.

После просмотра ленты возникает логичный вопрос: за что российские киноделы так ненавидят страну, в которой они родились и провели значительную часть жизни (некоторые из них – большую часть, как, например, продюсер фильма Никита Михалков). Это ведь далеко не единичный случай, а тенденция. Ранее в 2017 году в прокат выходили посвященные космонавтам «Время первых» и «Салют-7». Тоже неплохие фильмы и тоже напичканные антисоветчиной.

Наверное, дело здесь не в личных пристрастиях деятелей культуры, а в интересах правящего класса. Крупный капитал, которому принадлежит сегодня власть в России, не может допустить создания массового кино про советское время, в котором СССР бы не очернялся. Потому что если в кинотеатрах и на телевидении будут демонстрироваться фильмы, честно рассказывающие про жизнь советских людей, у россиян неминуемо возникнет вопрос: ради чего мы отказались от социализма?

Отъем у народа собственности, произошедший в 1990-е годы, должен быть как-то оправдан. Именно для этого нужна мифология о жутком Советском Союзе, преследующем своих граждан на каждом шагу и не дающем им свободно вздохнуть.

Но неприятная вещь для киноделов, пытающихся соответствовать нынешней «линии партии», заключается в том, что их фильмы, вопреки желанию авторов, получаются просоветскими по своей сути. Ибо так или иначе все равно рассказывают про достиженияя, о которых современной России остается только мечтать.

Вернемся к «Движению вверх». Баскетбол не был в СССР самым популярным видом спорта, однако национальная команда являлась одной из сильнейших в мире. За 45 лет своего существования советская баскетбольная сборная 2 раза побеждала на Олимпийских играх, 3 – на чемпионате мира и 14 – на европейском первенстве. И это только «золото». Количество медалей другого достоинства тоже весьма внушительно.

А что выиграла за 26 лет, прошедшие с распада Советского Союза, баскетбольная сборная России? Один чемпионат Европы. Деградация по сравнению с советской эпохой налицо.

И касается это, конечно, не только спорта.

pbs990

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Если рассматривать пост о блядстве в СССР и комментарии к нему не как «свидетельство объективных очевидцев», а как материал для анализа, то можно отметить совершенно запредельный уровень ненависти к СССР. Ненависти именно биологической, до потемнения в глазах, заставляющей терять рассудок и верить в самые бредовые фантазии, включая поедание младенцев. При этом (кроме пациентов дурки) носителями этой ненависти являются именно те, кто в советские времена не бедствовал.

Есть те, кто действительно пострадал от идейных разногласий с советской властью и даже сидел. Это, например, Солженицын и Синявский. Но и они относились к СССР значительно более сдержанно и современную Россию оценивали в целом даже более негативно, чем так достававшую их советскую власть. В эту категорию, конечно, не попадают профессиональные диссиденты, но у них другая планида – им за диссидентство зарплату платят.

Такая дикая, нерациональная ненависть, как у них к СССР, не встречается по отношению к абстрактным идеям или малознакомым людям. Так самозабвенно ненавидеть можно только очень хорошо знакомого, а если точнее – такое встречается только по отношению к бывшим супругам. А совсем точнее – со стороны мужей, которые бросили жен.

Эта ненависть запредельна, потому что в ее основе – желание обелить себя за совершенный поступок. Она часто доходит до такой степени, что приводит к поведению себе в ущерб. Очень часть бывшие мужья переходят на работу с меньшей зарплатой, чтобы бывшая на алименты не шиковала и не заводила себе любовников.

Пример такого поведения показал Илларионов.

Нас часто критикуют за то, что мы слишком обеляем СССР, и пишем, что он был лишен недостатков. Это не совсем верно – просто мы в основном касались сравнительной характеристики СССР и современной России, которая своему предшественнику по большинству позиций проигрывает.

Если же оценивать не относительно, а абсолютно, то у СССР среди имеющейся кучи недостатков был один, который ее добил. Это – система воспроизведения «элиты».

В первую половину эпохи СССР такой проблемы не было. Вначале правящий класс полностью поменялся, потом была гражданская, потом – фракционная борьба, потом – война. И лишь с 50х, когда пошло спокойное время, элита стала выращиваться. И, естественно, старая номенклатура растила детей как своих преемников.

Во время СССР, особенно кроме последних лет, было устройство, когда начальство работало много. И детей воспитывали их жены. Жены были в основном, как и сама элита, из простых. Или переехавшие крестьяне, или их дети. И у них, этих деревенских жен, чье хорошее положение никак не было связано с из личными заслугами, отношение к происходящему было самое простое – крышу сносило напрочь. И детишек они воспитывали в соответствующем духе. А потом, когда чадо вырастало, его надо было поступать, устраивать, отмазывать… Особенно если оно глупое и убогое, ведь болезных детишек охраняют больше всех.

Вот, например, у многих в воспоминаниях, опубликованных в 90х, фигурировала фамилия Сванидзе. Это был высокопоставленный бюрократ от идеологии, своей упертостью и коммунистическим начетничеством попортивший массу крови. И был у этого душителя свободы сын, которого с трудом (по его же воспоминаниям) поступили на журфак. Окончил он его как последний троешник, но папа не дал пропасть убогому, а пристроил его на телевидение. А был бы Сванидзе-юниор более приспособленным к самостоятельной жизни, может, и не пристроили бы его на такое теплое местечко, а пустили бы в самостоятельное плавание?

В результате сложилась «новая элита», изначально уверенная в своем превосходстве над «массой» и «быдлом». А одна из основных идей такого рода людей – в том, что им недодают. Действительно, в СССР разница в уровне жизни между начальством, включая высшее, и тем самым «быдлом», которое они столь искренне презирали, была невелика. Больше, чем декларировалось. Но много меньше, чем в наиболее развитых и богатых капиталистических странах, с которыми СССР пыталась соревноваться. Поэтому, когда «новая элита» начала массово занимать теплые места, что в условиях СССР было почти тождественно хорошим постам в партийных и государственных структурах, и в первую очередь в идеологических, советская власть стала разъедаться изнутри.

То, что произошло в конце 80х – начале 90х, было банальной контрреволюцией. Или почти банальной, так как обычно в результате контрреволюции к власти приходит бывшая элита. В этот раз к власти пришли дети элиты, которые идентифицировали себя не со своими отцами и дедами, а с теми, против кого те воевали, и захотели в новой свободной демократической России завести старые порядки, стать барами. Отсутствие необходимой сноровки в обращении с крепостными не позволило им эту власть удержать, и новые власть имущие сильно разбавлены людьми из других «сословий», а если просто – то жуликами и бандитами. А постаревшие мажоры остались не при делах: кто на старых теплых местах, а кто свалил за бугор в надежде, что там оценят их выдающиеся личностные качества и тонкую, мятущуюся душу.

В результате эти люди, во-первых, совершили акт предательства по отношению к своим родителям, бывшим винтиками парт и госаппарата, а, во-вторых, выяснилось, что свое предательство они совершили впустую, при старых порядках они бы получили больше. Они также продемонстрировали свою никчемность по сравнению с «предками», от которых они отрекались.

У критиков СССР имеется еще один закидон. Хотя они и утверждают, что СССР был ужасен, а современная Россия много лучше, но и ее, и людей ее они тоже ненавидят, потому что страна-то, на самом деле – одна, и люди в ней те же, и культура та же.

Как я уже отмечал, больше всего ненавидят тех, кого предал. Психологический механизм тут прост как три копейки – чтобы загладить чувство вины, нужно доказать себе, что то, что ты предал – скверно и ничтожно.

Поэтому взывать к разуму этой категории оголтелых критиков СССР действительно невозможно. Но вот что можно и должно делать – это ловить их на вранье, несоответствии с фактическими данными, логических ошибках, с тем, чтобы это вранье не действовало на тех, кто не знает, как было на самом деле.

Еще одно возможное возражение против такой деятельности – в ее ненужности. Мол, СССР давно ушел, и какая разница, кто там о нем что будет говорить? Однако современная Россия возникла как противопоставление СССР под лозунгами, что жизнь там была ужасна, и надо все сломать, чтобы зажить лучше. Поэтому фальсификация реальной жизни в СССР дает возможность властям еще меньше заботится об жизни граждан новой России.

Так уж вышло, что в моих некоторых моих текстах по разным причинам присутствовали апелляции к тем временам, когда еще существовал Союз Советских Социалистических Республик. Я сознательно старался писать про СССР в относительно нейтральных выражениях, ибо, зная а) активность аудитории журнала UPgrade и б) полярность воззрений этой самой аудитории, не хотел вызывать к жизни полемику, выходящую за рамки эдиториалов о космической гонке и образовании. Так вот, ничего из этой затеи не вышло.

Почему-то изменился качественный состав корреспонденции, которая мне поступает: заметно меньше стало коротеньких сообщений (таких как “рэмо, ты казел! Бесуважения, evilRipper” или “Римо, вы молодец! Я читаю ваши статьи своим внукам!” – оба письма приведены as is), зато теперь не редкость послания и в пятнадцать тысяч знаков.

Тема СССР вызвала бурную реакцию не только людей старшего поколения, которые еще успели пожить в этой стране, но и детей и подростков в возрасте от 12 и старше. В массе своей эта часть наших читателей, безусловно, прекрасно разбирается в компьютерах и всем, что с ними связано, но в то же время несколько смутно представляет себе, как вообще устроен мир и уж тем более как он был устроен тридцать лет назад – еще до их рождения.

Среди прочих читательских мнений недавно я получил гневное письмо, полное мата и орфографических ошибок. Его автор, честно признавшись, что во времена СССР пожить не успел и что “ничего об этой проклятой стране не знает и знать не хочет”, начал мне рассказывать всякие странные, на мой взгляд, вещи. Пересказывать их все смысла нет, письмо это публиковать целиком тоже нельзя, так как если оттуда вынуть мат, то письма не останется, но одна вещь меня особенно зацепила. Автор радостно сообщил, что ждет не дождется, когда, наконец, эту богом проклятую землю (читай – Россию) оккупируют войска какой-нибудь продвинутой страны и наведут здесь закон, порядок и демократию (впрочем, эту чудную идею я уже где-то слышал не раз). Ну и по ходу дела он обильно полил грязью всю научную школу Союза (дескать, вот тупые бараны, фундаментальными исследованиями занимались, а нормальных игровых автоматов у населения не было), но это уже так, семечки.

Никто не спорит с тем, что СССР был другой страной. Принципы жизни в нем отличались от теперешних, мерила успеха были иные, и системное лицемерие тоже проявляло себя по иным поводам. В СССР было все: коррупция, преступность, несправедливость, глупость, алчность – никто не говорит, что в Союзе был сплошной шоколад. Но. Какой бы ни была эта умершая страна, нельзя забывать про две вещи: во-первых, это действительно была великая держава (какой бы ценой этот статус ни был завоеван), а во-вторых, это была наша страна. Российская Федерация продолжает историю СССР в той же мере, в какой СССР являлся продолжателем истории Российской Империи. И возраст в пятнадцать лет не повод, чтобы называть уродами граждан старшего поколения своей страны просто потому, что iPhone сделали в Соединенных Штатах.

Территория Российской Федерации очень интересует всех. У нас есть ресурсы – какие угодно, у нас есть пресная вода – довольно много, у нас пока есть люди. Все это можно использовать, и уверяю вас, о юные максималисты, никто ваши интересы в процессе этого использования учитывать не будет. Скорее всего, вас просто растопчут вместе с вашими мечтами о большой тачке и телке с крутыми буферами.

Хочется тебе, родной, оккупацию РФ продвинутой страной? Нужен порядок, который поддерживается профилактическими бомбежками? Или, как вариант, какой-нибудь полицией нравов с ножиками длиной в руку? Из-за таких, как ты, у нас в теории есть шансы получить и то, и другое.

Чтобы ситуация пошла в гору, нужно делать очень простые вещи, но их нужно делать, причем в первую очередь тем, кто молод и у кого есть силы. Старшие поколения и так в загоне, мое поколение разные люди называли “потерянным”, и я с ними согласен, ибо таким падежом сверстников в мирное время похвастаться, наверное, ни один другой возраст не может. Поэтому вся надежда на вменяемую молодежь.

Чтобы не было противно ходить по улицам, на улицах не надо гадить. Чтобы в подъездах было светло, чисто и не воняло мочевиной, достаточно перестать писать в шахты лифтов и разбивать из молодецкой удали лампочки. Кто-то третьего дня безо всякой причины оторвал зеркало у моей машины. Ну вот скажите мне, какой образ мыслей должен быть у человека, чтобы не полениться, подойти к мирно стоящему в сторонке автомобилю и оторвать выступающую деталь? Ее же даже продать нельзя, она отломанная.

Советы профессора Преображенского (“Собачье сердце”, Михаил Афанасьевич Булгаков) никто не отменял. Разруха в головах! И если есть сейчас дети, которым искренне кажется, что решение их личных проблем на территории России возможно исключительно силами оккупационных войск, то надо что-то срочно делать.

СССР – это не хорошо и не плохо. Это данность. Но помимо данности это еще и наше прошлое, наша история, наши предки и в какой-то степени наше будущее. Ибо история – это процесс непрерывный, и многие из тех вещей, которым, как кажется, еще только предстоит случиться, на самом деле произошли давно – еще тогда, когда Россия называлась Союзом Советских Социалистических Республик.

Р. S. Все вышесказанное, безусловно, не относится к подавляющему большинству наших юных читателей, которые, как показывает многолетний опыт, несмотря на разницу во мнениях, абсолютно адекватны и, что тоже немаловажно, быстро учатся правильному.

Оправдался за слова о ненависти к гербу СССР, которые вызвали жесткую критику со стороны российских артистов и политиков.

Ранее Кикабидзе в интервью немецкому изданию Deutsche Welle признался в нелюбви к гербу Советского Союза, а также в том, что обрадовался распаду государства.

Кикабидзе подчеркнул, что не говорил о ненависти к советским людям.

«Не к СССР ненависть, вообще слово очень плохое. Мне не нравился герб Советского Союза. Это самое бездарное произведение, которое существует на полотне. При чем тут люди, живущие в СССР», — возмутился он в интервью .

Также артист отказался благодарить Советский Союз за собственные достижения, отметив, что это заслуга не советского государства, а его самого.

«Что, надо упасть в ноги? По поводу того, кем я стал, я не собираюсь никого благодарить. Это я сам себя сделал», — отрезал Кикабидзе.

Таким образом актер ответил на критику со стороны члена Совета федерации , который заявил, что «Кикабидзе стал, кем он есть, только благодаря СССР».

Иначе, по словам политика, «был бы он малоизвестным певцом с окраины Европы».

Также он отказался от врученного ордена Дружбы народов, заявив, что уважает русский народ, но не может принимать награды и выступать с концертами в России.