Нестандартные поступки как способ развития позитивного мышления. Нестандартные поступки (экстремальные тренинги)

...Одиннадцатый класс. В кабинет к лору входим вдвоем. Молодой врач говорит: «Одна пусть садится на диван и смотрит «Плейбой», а вторая – ко мне на осмотр». Из кабинета мы вышли в отличном настроении, а врача (кстати, отличного специалиста!) запомнили на всю жизнь.Анна Перевозник


Свежие эмоции от необычных поступков и преодоления себя и обстоятельств — это эмоции победы.

Нестандартные поступки делятся на три основные категории:

v Просто непривычные, которые выстраивают новые нейронные связи в мозгу.

v Связанные с отказом от чего-то, дающие ощущение лёгкости.

v Физически безопасные нестандартн ы е поступки, которые дают ощущение победы.

В обычной жизни нестандартные поступки — довольно большая редкость (максимум, сорваться и поехать куда-то). Ум — достаточно ленивая штука, он хочет стабильности и минимума включений, для чего формирует стандартные шаблоны на много-много действий. Безумные действия вносят весьма необычные корректировки в живость ощущения реальности.

Цели выполнения нестандартные поступков :
1. Отстройка от внешнего контроля и зависимости от оценок со стороны ("ой, а что подумают").
2. Управление собой в нестандартный ситуациях (после того, как смог - кажется, что все возможно и любая задача по плечу).
3. Изучение людской психологии вообще (оказывается, люди сами стесняются, когда вы выполняете нестандартные поступки - а вы им пофигу).
4. Тренировка разных ролей, в том числе вам не свойственных (иными словами - актерское мастерство).
5. Повышение настроения себе и даже иногда окружающим (энергия так и прет, проверено).

Подсказки и техника безопасности:

v Если вам страшно, нестандартные поступки лучше вначале делать в компании.

v Вместе - весело! И уже не так страшно...

v Не стоит практиковать нестандартные поступки, из-за которых у вас могут быть какие-либо житейские неприятности.

1. Петь песни на людях (в метро, на улице, на остановке - в общем, там, где обычно петь не принято).

2. Танцевать (так же, как и петь - там и тогда, где и когда не принято).

3. Взять в рот соску и проехать в общественном транспорте.

4. Громко здороваться со всеми встречными.

5 . Одеться странно, чудаковато, и чувствовать себя при этом царицей.

6. В час ночи позвонить соседям в дверь и поздравить их с "Днем соседа".

7. В вагоне метро объявлять остановки:) Забавно и все улыбаются!

8. Одеться бомжом и так походить по улице, поваляться в грязи, поросить еды или денег.

Очень сильные впечатления! Особенно при встрече с настоящими бомжами или милицией:)

9. Стоять в метро в переходе на одной ноге – «летая», удерживая равновесие.

10. Взять линейку (рулетку) и в метро/магазинах измерить всё, что попадется на глаза.

11. Подойти к 5 незнакомым людям и спросить: «Скажите, что Вы сейчас обо мне думаете?»

12. Представить себя самолетом и с полной озвучкой лететь, наклоняясь в разные стороны.

13. Нарисовать мелом на асфальте классики и прыгать.

14. Бегать кругами, махая руками и кричать "я гооооолубь миииира!"

15. Ходит ь с биноклем и время от времени смотр ет в него на окружающих .

16. Идя по улице, поздоровайтесь с 20 незнакомыми людьми. С улыбкой!

1 7. Для девушек: «Молодой человек. Скажите мне, пожалуйста, комплимент. Спасибо, Вы очень галантны!»

1 8. Для девушек - подойти к милиционеру. «Товарищ, милиционер! Проверьте у меня, пожалуйста, регистрацию. У меня раньше ее не было и я очень боялась. Теперь есть, но я до сих пор боюсь. Проверьте, пожалуйста!».

19. Возьми те 24 упаковки презервативов и незаметно разложи те их по тележкам других покупателей.
2
0 . В секции товаров для дома заве сти все будильники так, чтобы они
звонили через каждые 5 минут.

21 . Перенеси табличку «Осторожно - мокрый пол! » в то место, где пол
покрыт ковром.

22 . Разглядывая набор кухонных ножей, спроси ть у продавщицы: «Где здесь
можно купить успокаивающие таблетки?»

Главное преимущество нестандартных поступков - они позволяют прочувствовать полноту и яркость жизни.

В необычных обстоятельствах наша способность воспринимать информацию увеличивается в сотни раз! Это подтверждает Мирзакарим Санакулович Норбеков в книге «Опыт дурака, или ключ к прозрению»:

«Садитесь в автобус или любой другой транспорт, у которого автоматические двери. Зайдите внутрь и подождите. Когда они начнут закрываться, тут же высуньте голову, чтобы Вашу шею защемило. Так нужно будет проехать целую остановку. Вопрос: когда-нибудь забудете эту поездку? Нет! Потому что случай неординарный, из ряда вон выходящий! И каждого, кто Вам хотел помочь, их комплименты в Ваш адрес за Вашу глупость, запах перегара, исходящий от некоторых из них, каждую проезжающую мимо машину, словом, все детали путешествия Вы запомните четко и навсегда».

Обостренное восприятие в нестандартных ситуациях помогает выработать новые навыки и умения, высвободить скрытые резервы человека. В новом амплуа Вы лучше узнаете себя и можете открыть в себе новые таланты!

Чувствуете, что жизнь идет по накатанной колее, и в ней ничего не меняется? Значит, есть повод совершить нестандартный поступок. Бурно выразите свои чувства, если обычно Вы скрытны; пойдите в поход вместо ежегодного отдыха в пансионате; займитесь новым для себя делом; примите участие в благотворительном проекте. А если Ваш поступок, кроме острых ощущений, принесет кому-нибудь пользу, его вдвойне стоит совершить.

Совершая что-нибудь непривычное, Вы очень четко осознаете, что выбор, как поступать – только за Вами. И ни общественное мнение, ни обстоятельства не могут сделать его за Вас. И Вы автоматически принимаете ответственность за серость и рутину в Вашей жизни на себя. А отсюда до исправления ситуации – рукой подать!

Когда раздвигаешь свои границы, высвобождается огромное количество положительной энергии, которую можно и нужно направлять на достижение недостижимых целей!

Дерзайте!

Продолжаем тему свободы!!! Внутренней свободы оратора от того, что о нем подумают окружающие!

    Свободы, которая дает оратору легкость, раскованность, естественность, кураж, драйв…

Вариант №1. "Психотерапия"

Прийти к психотерапевту и под его чутким руководством отправиться далеко в прошлое, в поисках случаев, когда мама/папа/бабушка вклеивали в мозги всякие установки типа:

    Тихо! Не шуми!

    Не выделяйся!

    Не кричи!

    Будь как все!

Установки, которые сейчас мешают быть сильным, ярким оратором. И проработав эти ситуации — освободиться от тяжелого наследия прошлого.

    Как говорится, "никогда не поздно заиметь счастливое детство"

Также полезно проработать ситуации неудачных выступлений (особенно самые первые).

    Когда в детском садике было плохо прочитано стихотворение и все дети смеялись, и воспитательница презрительно тыкала пальцем…

Бр-р-р… Лучше переписать-перепрожить по-другому эти страницы своей жизни.

Вариант №2. "Нестандартные поступки"

Знаменитый физик Лев Ландау в молодости был очень застенчивым и робким. И чтобы перебороть этот недостаток, он включил в свою жизнь то, что можно назвать нестандартными поступками.

Подняв худые плечи, по университетской набережной идёт высокий студент…. Это Ландау. Он страшно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в северной столице никто не носит, ему кажется, что он смешон. Нужно пересилить эту робость, пересилить любыми средствами, научиться сносить даже насмешки прохожих.

- Не будете ли вы добры ответить на один вопрос? — обращается Лев к самоуверенному бородачу, по виду нэпману.

Тот останавливается.

- Почему вы носите бороду? — всё тем же любезным тоном продолжает Лев.

Не помогло. И назавтра он прогуливается по проспекту Двадцать пятого октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.

Отрывок из книги Майи Бессараб "Страницы жизни Ландау"

Что входит в современный классический список нестандартных поступков:

    Ходить в странной одежде: летом в зимней, в вывернутой наизнанку, мужчинам в женской…

    Задавать странные вопросы прохожим. Например, под видом социологического исследования, "а вы изменяете своей жене/мужу"…

    Обращаться со странными просьбами. Например, просить подарить презерватив. Или дарить прохожим конфеты (так, чтобы брали).

    Собирать милостыню.

Список можно продолжать бесконечно. Нестандартных поступков много… И выбирать стоит именно те, которые делать вам наиболее страшно.

    При этом помните про закон "зоны ближайшего развития". Постепенно увеличивайте для себя сложность заданий. Не нужно браться сразу же за очень тяжелое для вас упражнение, на котором можно надорваться.

Если наберете в любой поисковой системе фразу "нестандартные поступки" то легко найдете еще ссылки на 20-30 подобных отчетов.

Руководитель и ведущий тренер

"Университета Риторики и Ораторского Мастерства"

На этих занятиях участники получают возможность увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном опыте общения. Обучение происходит на примере моделирования значимых ситуаций взаимодействия, в процессе ролевых игр, групповой дискуссии, психотехнических упражнений.

Количество участников: 10–15 человек.

Цели: формировать потребность в понимании себя, других людей, их взаимоотношений; расширить представления о духовной и психологической культуре; способствовать развитию навыков техники общения; расширить диапазон практических умений.

В качестве примера приводим два занятия из этой программы.

Тема: «Манипулирование в воспитательном процессе» Цель: осознать свои собственные манипулятивные действия в воспитательном процессе и научиться защищаться от них, чтобы строить полноценное взаимодействие с детьми и подростками в отряде.

ИНФОРМИРОВАНИЕ

Ведущий. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в своем деле? Правильно, профессионализмом (то есть мастерством) и чувством уверенности в себе. Не ждите от меня готовых рецептов, следуя которым вы быстро приобретете эти качества. Но мы поработаем над важной проблемой, имеющей прямое отношение к профессионализму: «Педагогическое манипулирование в воспитательном процессе».

Предлагаю для свободного обсуждения принципы работы в группе:

Искренность в общении,

Обязательное участие в работе групп в течение всего времени,

Каждый участник говорит за себя от своего имени,

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

ПРОЦЕДУРА ЗНАКОМСТВА

Участники стоят вокруг стола, лицом к друг другу. Каждый на карточке пишет свое настоящее имя и ответы на вопросы:

Что я больше всего ценю в людях?

Что я не приемлю в людях?

Моя главная проблема в общении.

Карточку участники держат перед собой на уровне груди. В течение некоторого времени все двигаются по комнате, останавливаясь друг возле друга.

После этого усаживаются вокруг стола и обмениваются впечатлениями.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Ведущий. Педагогическое общение - это взаимодействие.

Воздействие - это педагогическое манипулирование.

Последствия педагогического манипулирования: воспитанники либо становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, либо бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, семьи, социального окружения.

Что делать? Как преодолеть формальное общение с воспитанниками и измениться самому?

Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.

Упражнение «Он-эмоция»

Ведущий. Возьмите карточки с обозначением эмоций (грусть, удивление и т.д.), вспомните своих воспитанников и подберите слово к одному из них. Кто внутренне похож на это слово? Образ какого ребенка соответствует этому эмоциональному состоянию? Подберите таким образом 5–7 карточек.

Обсуждение. степень сложности для каждого, что дало вам это упражнение?

Упражнение «Я-эмоция»

Ведущий. Из имеющихся карточек подберите к самому себе 3–4, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Запишите. Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность «идеального» вожатого. Запишите, сравните две колонки записанных состояний.

Без обсуждения.

Упражнение «Откровенность против манипулирования»

Ведущий. Ситуация: ребенок провинился. Что вы будете делать? (Ответ каждый пишет на листочке. Собрав листки с ответами, делим их на две группы: манипулирование, общение.)

Обсуждение. Что звучит в словах педагога?

Ведущий. Вам надо пригласить ребенка и побеседовать с ним. На листочке запишите свой вариант начала беседы с ним.

Обсуждение. Какова цель беседы? Удалось ли, используя ваш вариант, добиться цели? Какие проблемные ситуации можно разрешить через откровенную беседу?

Упражнение «Прозвище»

Ведущий. Почти всегда дети придумывают друг другу прозвища. Поупражняйтесь сами в искусстве давать прозвище своим воспитанникам.

Обсуждение. Какова степень сложности данного упражнения? Может ли это помочь понять индивидуальность ребенка?

Упражнение «Барабан - скрипка»

Ведущий. Каждого из воспитанников своей группы отнесите либо в группу «скрипок», либо «барабанов».

Скрипки - эмоциональные, чувствительные;

барабаны - упорные, терпеливые, уравновешенные, медлительные.

Обсуждение. К какой группе вы отнесете себя? Как следует общаться с каждой группой?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Обобщение наработанного. На листочке каждый участник тренинга записывает свои мысли, мнение об участии в проделанной работе.

Тема: «Независимость и свобода» Цели: способствовать преодолению зависимости, неуверенности, страха; повысить самооценку.

Все встали в общий круг, звучит спокойная, негромкая музыка.

Упражнение «В центре внимания»

Ведущий. Как люди смотрят друг на друга? Боятся ли взгляда? Почему? А как вы смотрите на других людей? Взгляд - вариант вторжения или доброжелательный интерес? А кто считает, что он себя спокойно и уверенно будет чувствовать в центре внимания всей группы? Хорошо, тогда кто первый?

Задача «испытуемого»: сидя перед всей группой, спокойно и доброжелательно в течение 1 минуты переводить взгляд с одного участника группы на другого, задерживаясь на каждом настолько, насколько интересно будет рассматривать его глаза и лицо.

Отслеживать свое душевно-психологическое состояние и в то же время думать о том человеке, на которого сейчас смотришь: какой он? Чем интересно мне его лицо? Что я вижу в нем?

Задача группы: в полной тишине рассматривать лицо человека, находящегося в центре внимания, почувствовать динамику его психологического состояния: какие чувства и переживания были вначале, чуть позже?

Первая минута проходит в полной тишине. Если хотя бы один человек не выдерживает: хихикает, улыбается, заговаривает, - происходит смена пар в «карусели» и новый отсчет времени.

Пары меняются 3–4 раза. По окончании каждый участник благодарит партнера.

Обсуждение. Ведущий ставит вопросы, группа ищет на них ответы:

В чем и как проявляется наша зависимость от мнения окружающих? От мнения близких людей? От оценки значимых для нас людей? Как все-таки на практике преодолеть эту зависимость? Какие вы можете назвать методы, способы и приемы?

Тренинг нестандартных поступков

Выполнить действия, привлекающие внимание, эпатирующие, вызывающие недоумение, даже изумление окружающих на улице.

Например: пройти с соской во рту, в «странной» одежде: сапоги, варежки разного цвета; флажок или вымпел на груди; громко, радостно петь на улице; парень красит губы на автобусной остановке и т.д. Смысл в том, чтобы преодолеть существующий здесь барьер, разрешить окружающим думать о себе что угодно.

Затем обсудить версии участников группы о состоянии человека в центре внимания: его ощущениях, чувствах, переживаниях. Затем сам участник пусть расскажет о своем состоянии: когда было тяжело и почему? Удалось ли выполнить задание?

Задача ведущего в обсуждении - раскрыть причину возникающего в нестандартной ситуации психологического напряжения: все мы (но в разной степени) зависим от оценки, мнения других людей, от того, что о нас подумают и «как посмотрят». Это сказывается даже в том случае, когда мы не знаем, положительно или отрицательно нас оценивают, «хорошо» или «плохо». Наиболее подвержены влиянию этой зависимости и наиболее неуверенно в ситуации повышенного внимания чувствуют себя люди с заниженной, неустойчивой самооценкой.

Способ преодоления: осознанное наблюдение за собой, за своими мыслями, чувствами, ощущениями (так называемая рефлексия), особенно в сложных ситуациях; повышение самооценки.

Упражнение «Карусель»

Ведущий. Надо разбиться на пары и организовать «карусель»: два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу на расстоянии около полуметра.

4 минуты спокойно и доброжелательно смотреть на своего партнера в полной тишине. Почувствуйте интерес к нему... Какой он? Обращайте также внимание на свои душевные движения, мысли, чувства.

Затем в течение 10 минут надо придумать и записать варианты нестандартных поступков, возможных для реализации сейчас, на группе. Это могут быть и ролевые задания (например, изобразить кого-то или что-то), спеть (в образе героя), станцевать (в определенном стиле) и т.д.

На выполнение задания - 30 минут.

Короткое обсуждение работы участников. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как ты с ним справился? Поблагодарите друг друга аплодисментами.

Упражнение «Нестандартный проход»

Ведущий. Ваша задача – пройти по комнате так, как не проходил никто до вас.

Группы садятся лицом в круг, из каждой команды по очереди встает один человек, проходит внутри круга и возвращается на место. Оригинальность прохода утверждается аплодисментами групп (30 минут).

Короткое обсуждение. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как участник с ним справился?

Игра-бой «Налет орды на отрешенных»

Задача отрешенных: погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Надо застыть, душевно «заморозиться».

Задача орды - «разморозить» участника, вызвать у него любую душевную реакцию.

Время игры: 1–2 минуты. Обсуждение.

Тот факт, что нестандартные поступки помогают саморазвитию, думаю, далеко не новость для хабрасообщества и особенно для читателей блога GTD. В топике тема раскрывается несколько полнее, плюс есть примеры того, что стоит делать для того, чтобы хорошо себя чувствовать и легко работать со свежим умом и острым вниманием.

Чтобы хорошо работать, важно быть победоголиком (о чём регулярно упоминается в разных Success Stories и книгах по мотивации). Каждая победа - это доказательство себе своих сил, фиксация на дальнейший успех, улучшение настроения и состояния. А ещё - выстраивание новых нейронных связей и много-много развития.

Грубо говоря, это работает так: когда вы побеждаете, мозг запускает процессы стимуляции, закрепляя на низком уровне тенденцию к успеху.

Есть ещё так называемый «фактор фронтира»: бизнесмены, которые когда-либо в жизни испытывали серьёзный риск и выигрывали, обычно добиваются большего, чем те, кто всегда выбирает полную безопасность (исследование и методология описаны в книге «Good to Great»).

Свежие эмоции от необычных поступков и преодоления себя и обстоятельств - это эмоции победы. Тренинг нестандартных поступков - это штука, которая помогает ощущать риск, делать необычные вещи и получать бонус в виде резко вырастающей продуктивности.

Нестандартные поступки делятся на три основные категории:
- Просто непривычные, которые выстраивают новые нейронные связи в мозгу.
- Связанные с отказом от чего-то, дающие ощущение лёгкости.
- Физически безопасные, но рисковые, которые дают ощущение победы.

Самые интересные, конечно, третьи, но сначала разберём первые два типа.

Итак, просто непривычные поступки

Пример : попробуйте полчаса поработать мышью левой рукой, если вы правша. Довольно скоро «привалит экспа» в виде заряда бодрости. Когда через пару дней вы навостритесь управлять мышью подобным образом, эффект бодрости пропадёт: поступок станет привычным и вы получите новый стандартный навык

Методика : выбираете стандартные поступки и делаете их иначе. Завязываете шнурки левой рукой, переставляете значки на рабочем столе, носите телефон в другом кармане. Задача - по возможности отключить шаблонные реакции, которые запускаются на все уже привычные действия. В восточной дзен-практике, к примеру, есть упражнение, когда ученик спрашивает учителя разрешение на каждое своё действие, даже на просто желание почесаться. Цель - отловить любые шаблоны и прийти к осознанности каждого действия.

Профит : ощущение бодрости, положительное закрепление при освоении сложной штуки, потенциальное развитие нейронных связей, снижение времени даунтайма (в том числе такого, который приводит к солёному кофе, потому что код, а солонка была ближе сахарницы).

Смена темпа

Один из самых интересных классов этого типа поступков - смена темпа восприятия. Попробуйте есть ваше любимое блюдо ровно час (вы не поверите, сколько вкуса вы тогда откроете), отвечать в IM в два раза реже, идти пешком настолько медленно, насколько это возможно. У восточных народов, кстати, ещё в школе есть уроки созерцания, когда ученики просто смотрят на какой-то предмет часами, это что-то похоже. Просто попробуйте, это невероятно увлекательно и неожиданно сложно: как показала практика, далеко не все на Хабре выдерживают 2 минуты бездействия .

Поступки-отказы

Это когда мы убираем что-то очень привычное и рутинное из своей жизни. Примеры - очистка рабочего стола (помните, какое облегчение это даёт), переход на новую работу (точнее, промежуток между старой и новой), завершение большого проекта, когда больше ничего не «давит». Принцип тут тоже простой: много чего забирает «фоном» некоторую часть ресурсов мозга. Снятие нагрузки ведёт к тому, что мы перестаём беспокоиться.

Вспомните, что бывает, если случайно убить винт и запороть резервную копию. Сначала шок от потери… а потом нереальное облегчение от того, что не нужно больше разбирать папки «Разобрать», «Всякое» и «Новая папка», не надо хранить 40-гиговый архив фотографий и так далее. Думаю, ситуация знакома многим. Чем больше было всего, тем больше было беспокойство.

Физически безопасные, но рисковые поступки

А это уже классика многих психологических тренировок. Штатный психолог когда-то заставлял нас делать самые безумные вещи в рамках тренингов нестандартных поступков. Мы должны были здороваться с каждым встречным, фотографировать всех пешеходов (вежливо спрашивая и получая разрешение), проходить в разные компании с охраной в дверях (как чёртовы спамеры коммивояжеры), гордо носить кирпич с красным бантиком на вытянутых руках через центр города, устраивать пикники на асфальте и вообще делать много чего, что нормальный закомплексованный человек делать не будет. Надо сказать, полученные навыки очень пригодились в жизни, в частности, лично мне - на переговорах.

Современные продажники, кстати, тренируются продажей обычной спички прохожим по 300-500 рублей, распространением бесплатных флаеров в метро по рублю за штуку и другими фокусами.

Всё то, что бросает вызов нашим комплексам, представлениям о сложившейся реальности и стандартному образу жизни - всё это служило диким источником кайфа от победы над собой и обстоятельствами на подобных тренингах.

Вернёмся к реальности

В обычной жизни, не в рамках безумного тренинга или какого-либо курса обучения, нестандартные поступки - довольно большая редкость (максимум, сорваться и поехать куда-то). Ум - достаточно ленивая штука, он хочет стабильности и минимума включений, для чего формирует стандартные шаблоны на много-много действий. Безумные действия вносят весьма необычные корректировки в живость ощущения реальности.

Поиграем в тренинг нестандартных поступков?

Вот примеры в меру безумных заданий: удалить все RSS-подписки, весь день пробовать читать книги вверх ногами, сходить в зоопарк, написать кому-то письмо на бумаге (чертовски привлекательно), внезапно подарить любимой букет («А ты когда дарил цветы - два месяца назад?»), сделать перестановку в комнате и, о да, сменить стандартные пароли и выучить наконец-то новые.

Сыграем?

Как насчёт того, чтобы придумать в меру безумный поступок (который всё же можно совершить в реальности без особых физических последствий) и отписать его в комментариях? Полагаю, в таком случае можно будет просто пробегаться по комментариям и выбирать себе «поступок дня», чтобы повысить продуктивность.

P.S. Перенёс в корпоративный, чтобы показать