Из русской литературы XIX века. Иван Андреевич Крылов

Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

Жанр басни в русской литературе XVIII века

Восемнадцатое столетие стало периодом расцвета жанра басни в русской литературе. Это не случайно. Басня как нельзя лучше отвечала потребностям просветительской литературы. Эпический жанр требовал разумного осмысления заключенного в нем художественного мира, а обязательное назидание полностью соответствовало дидактическим установкам Просвещения. В то же время русские писатели оценили и демократизм басни, позволявший им использовать неисчерпаемые богатства русского языка. Аллегорические персонажи русской басни говорили бытовым языком, нередко употребляя просторечие. Обычным для русских баснописцев стало использование вольного стиха, придающего жанру силу и выразительность.

В отличие от западноевропейских баснописцев, черпавших сюжеты своих произведений у античных классиков Эзопа и Федра, русские поэты проявляли недюжинную фантазию и изобретательность, находя аллегории, понятные и близкие их соотечественникам. Басня стала могучим оружием просветителей в их борьбе с пороками общества и отдельных людей.

В поэтике классицизма басня традиционно считалась низким жанром, поэтому многие поэты стеснялись обращаться к ней. В России же басня пользовалась огромным уважением, к ней обращались и тонкие лирики, такие как А. П. Сумароков, и одописцы, например Г. Р. Державин, и создатели прославляющих Россию эпопей, каким был M. M. Херасков. Но больше всего басню любили поэты-сатирики. Именно басня принесла поэтическую славу Ивану Ивановичу Хемницеру. Соперник и друг H. М. Карамзина, Иван Иванович Дмитриев не смог превзойти Карамзина в создании лирики, но его басни обеспечили ему громкое поэтическое имя. Трудно назвать поэта, который не попробовал бы своих сил в жанре басни в XVIII веке.

Прочитав предложенные вам произведения, постарайтесь ответить на ряд вопросов: какие пороки высмеивают русские баснописцы? Какие художественные приемы используют они для создания аллегорических образов? Как проявляется в их баснях русская национальная поэтическая традиция? Как поэты используют возможности вольного стиха?

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

В. Кожинов Из «Книги о русской лирической поэзии XX века» Лирика середины века <…> В 40-х годах начинает уже активно складываться просветительская литература, оттеснившая барочную литературу с авансцены. А для просветительской литературы лирика малохарактерна; в ней

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Стих XVIII века Метрика, ритмика. В первой трети XVIII в. еще господствовал силлабический стих. Главные его признаки - равносложность стихотворных строк, сплошная женская рифма; господствующие формы - 13-сложник с цезурой после 7-го слога (7 + 6) и 11-сложник (5 + 6). Неупорядоченность

Из книги Пушкин: Биография писателя. Статьи. Евгений Онегин: комментарии автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги Пути и лица. О русской литературе XX века автора Чагин Алексей Иванович

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы Если в безавторских гисториях Петровской эпохи создается бытовой образ нового человека, то другой, также чрезвычайно распространенный и популярный жанр –

Из книги История русского романа. Том 1 автора Филология Коллектив авторов --

Сатира как жанр и как эстетическая тенденция русской литературы XVIII в. Сатира Кантемира, являющаяся по времени своего возникновения старшим жанром русской литературы нового времени, у самых ее истоков намечает приемы и способы чисто эстетического расподобления

Из книги Практические занятия по русской литературе XIX века автора Войтоловская Элла Львовна

ГЛАВА II. ЗАРОЖДЕНИЕ РОМАНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА (Г. Н. Моисеева - § 1, И. З. Серман - §§ 2–6) 1В русской литературе XVIII века поэзия, драматургия и повествовательная проза развивались неравномерно. В отличие от письменной литературы предшествующих веков, где

Из книги Венеция в русской литературе автора Меднис Нина Елисеевна

Войтоловская Э. Л. и Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX века. Пособие для студентов пед. ин–тов по специальности «Рус. яз. и литература». ПРЕДИСЛОВИЕ Курс русской литературы XIX в. на филологических факультетах университетов и педагогических

Из книги Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика [Сборник статей] автора Борисова Ирина

Венеция в русской литературе XVIII века В преддверии русской венецианы. - Особенности описания Венеции в путевых заметках П. А. Толстого и Д. И. Фонвизина. - Знаки Венеции в комедиях и интермедиях, представленных при дворе императрицы Анны Иоанновны. - Черты

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

Сузи К. Франк Освоение шаманизма в русской литературе конца XVIII века: А. Н. Радищев vs. Екатерина II В одном из своих многочисленных писем из сибирской ссылки Радищев, адресуясь к ходатайствовавшему за него А. Р. Воронцову (июнь 1794 года), упоминает религиозный обряд

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

«В области адской»: выражение из стихотворения И.А. Бродского «На смерть Жукова» в контексте русской поэзии XVIII – первой трети XIX века В 1974 году И.А. Бродский написал стихотворение «На смерть Жукова» – своеобразное подражание «Снигирю» – державинской эпитафии А.В.

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Мир и человек в русской литературе XVIII–XIX веков

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Мир и человек в русской литературе XX века Октябрьская революция 1917 года не только изменила государственный строй в России, она поставила писателей перед лицом совершенно новой действительности, требовавшей нового художественного осмысления.Многие прекрасные

Из книги автора

Сентиментализм в русской литературе XVIII века

В баснях Крылов показал русскую жизнь, русского человека; показал противоречия жизни, ее общественные несовершенства и пороки; показал людей различного социального положения; показал характеры в их социальной дифференциации и обусловленности. Ряд басен дает критическое изображение быта, морали, социальной идеологии, отношения к крестьянам дворянства («Муха и дорожные», «Обезьяна» и др.). Появляются в баснях и демократические персонажи, нередко выступающие выразителями народной морали («Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть» и др.). Особенно большое значение имели те басни Крылова, в которых затрагивались вопросы общественно-политического характера.

Общественное значение басен Крылова станет еще более очевидным, если мы примем во внимание доступность этого жанра широким кругам читателей, меткость и прозрачность басенных образов и сюжетов в их идейном содержании, в их общественно-политической направленности. Малая форма басни таила, как правило, большое содержание.

Народность и реализм басен Крылова глубоко отличают их от басенного творчества поэта-карамзиниста И. И. Дмитриева, у которого и басня нередко принимала салонный характер . Из предшественников Крылова ему был ближе баснописец конца XVIII в. И. И. Хемни-цер, из современников - А. Е. Измайлов, но и они не могут быть поставлены в ряд с Крыловым.

Все это обеспечило басням Крылова признание в передовых общественно-литературных кругах. А. А. Бестужев писал: «И. Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство». Критик-декабрист высоко ставит народность языка Крылова и «русский здравый ум», видный «в каждом его стихе». Бестужев отмечает «осязаемость нравоучения» в баснях Крылова и их сатирическую силу: «Его каждая басня - сатира , тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия». Высоко оценил «оппозиционное значение» басен Крылова А. И. Герцен.

Стесненный жанровыми рамками, баснописец не имел возможности полностью решить задач, стоявших перед русской литературой. По самой своей природе басня не могла порвать с аллегоризмом и дидактизмом. Отсюда неизбежный схематизм или, скорее, беглость в обрисовке характеров. Лаконизм басни не способствовал полноте и многосторонности типизации. Мешал он и широте сюжетного отображения жизни. По образному выражению Белинского, поэзия Крылова относится к поэзии Пушкина , «как река, пусть даже самая огромная, относится к морю, принимающему в свое необъятное лоно тысячи рек, и больших и малых».

6. Реализм комедии Грибоедова «Горе от ума»

По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года. Происходят изменения и в характере Софьи, но менее заметные. Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрывается не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества. Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прообразами многих ее героев послужили живые люди. Персонажи "Горя от ума" раскрываются многосторонне. Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна. В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX века. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия. Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер. Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.

Благодаря басне Крылов получил возможность разговаривать с читателем, не вступая с ним в бесплодный спор. Умная, точная, насмешливая басня сама достигала цели. Например, читателю басни «Волк и Ягнёнок» (1808) не нужно объяснять её смысл — он прозрачен и неоспорим. Басни Крылова разнообразны по тематике: большие группы составляют политические, философские, исторические и морально-бытовые басни.

Для придания событиям, описываемым в басне, правдоподобия и убедительности Крылов вводит в неё непринуждённый и немного ироничный голос рассказчика, который ведёт доверительный разговор с читателем. Если в басню вводится мораль или изречение поучительного характера (сентенция), то рассказчик ссылается на историю, общее мнение, здравый смысл:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

А лукавые характеристики и эпитеты подсказывают и социальный пласт смысла басни: так, ягнёнок называет волка «светлейший волк», стараясь умилостивить его, но при этом в басне появляется намёк — светлейший князь.

Диапазон сюжетов и героев басен Крылова чрезвычайно широк, что объясняется как неистощимой творческой фантазией и наблюдательностью автора, так и тщательным следованием классическим образцам сюжетов Эзопа и Лафонтена, а также русской басенной традиции — А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева и других. Басни Крылова о животных очень яркие и запоминающиеся, потому что автор мастерски изображает их характеры, передаёт особенности их речи и поведения. Приобретая в басне многие человеческие качества, животные не утрачивают своих природных черт. Мы с детства сохраняем на всю жизнь впечатление от таких замечательных басен и персонажей, как «Лисица и Виноград» (1808). «Стрекоза и Муравей» (1808), «Слон и Моська» (1809) и других. Выразительны басни, в которых действуют животные и люди, благодаря чему выявляются дурные нравы и неумное поведение, например в басне «Кот и Повар» (1812). Поучительна мораль басен о людях, в которых изобличаются их слабости и пороки; часто философские размышления составляют суть басен о растениях и предметах.

В основе басни всегда лежит некая история, выраженная в сюжете. Эта особенность басни, несмотря на то что мы почти всегда встречаемся с баснями в форме стихотворений, оказывается решающей для определения литературного рода басни — она относится к эпосу. Следующей характеристикой басни является её иносказательность, которая состоит в том, что историю, в ней рассказанную, не надо воспринимать буквально, то есть цель басни не в том, чтобы рассказать об эпизоде, в котором волк съел ягнёнка, а в том, чтобы заклеймить произвол сильного. В басне иносказательный эффект усиливается с помощью аллегорических образов. Никто из читателей не воспринимает действие в басне буквально и видит во льве властителя, а в мыши — подданного. Наконец, почти обязательным структурным элементом басни выступает мораль, выполняющая главную функцию басни — служить поучением людям. Мораль нужна в басне и потому, что в ней высказывается мысль автора, его оценка и мнение, мораль подчёркивает важное требование, которое необходимо соблюдать в жанре басни: она не должна быть двусмысленной.

Язык и стих басен Крылова уникальны по своей выразительности и гибкости. Крылов избирает для своих историй преимущественно разговорный стиль речи с его подвижным синтаксисом, обращениями, риторическими вопросами, восклицаниями. Лексика басен тяготеет к разговорной, простонародной, она близка и понятна каждому читателю. Названия, прозвища, характеристики, определения или почерпнуты из фольклора, или являются устойчивыми: «кума Лиса», «проказница-Мартышка», «косолапый Мишка», «попрыгунья Стрекоза»; выражения также разговорные, народные: «лето красное», «зима катит в глаза», «знать, она сильна», «глаза и зубы разгорелись». В качестве стихотворного размера для своих басен Крылов прибегает к вольному, разностопному ямбу, который может колебаться от одной стопы в строке до шести:

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка... <...>

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта...

Разностопный ямб позволяет Крылову передать живую речь, настоящий разговор между персонажами, интонации беседы рассказчика с читателем.

Главная особенность басен Крылова — их народность. Они живут среди нас, в нашей культуре уже более двух веков и, без сомнения, будут жить, пока существует наш народ. Всего Крылов написал белее двухсот с лишним басен, многие из них на сюжеты Эзопа и Лафонтена, немало написано и оригинальных басен. Однако даже написанные на заимствованные сюжеты, басни Крылова воспринимаются как национальные, русские произведения о русской жизни.

Иван Крылов

Фронтиспис издания «Басни Ивана Крылова» 1815 года украшает аллегорическая картинка: достигший парнасских высот поэт опирается рукой о подножие пьедестала с начертанными на нём именами Эзопа и Лафонтена, а сопутствующая ему Муза указывает на фигуру Истины, восседающей на вершине пьедестала.

Долгое время басни оставались для Крылова, драматурга, публициста, журналиста и издателя, факультативным занятием. На отдельный их сборник (ранее были немногочисленные публикации в журналах «Утро», «Московский зритель» и «Драматический вестник») он отважился только в 1809 году, разменяв уже пятый десяток. Второе издание сборника, появившееся в 1811 году, и тогда же вышедшая новая книга басен прочно закрепили за Крыловым статус российского баснописца.

Восхищаясь первыми книгами басен Крылова, современники в то же время пытались понять, каким образом писателю, заимствовавшему у знаменитого француза Лафонтена и «вымысел», и «рассказ», удалось заявить о себе как о совершенно оригинальном авторе, так отчётливо выразившем в своих баснях русский народный характер. В.А. Жуковский в статье-рецензии «О басне и баснях Крылова» («Вестник Европы», 1809, №9) изрёк ставшую крылатой фразу: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Позднее, выучив древнегреческий язык, Крылов вступит в «соперничество» не только с Лафонтеном, но и напрямую с родоначальником басенного жанра - Эзопом.

В сборник 1815 года, состоящий из трёх частей, вошло семьдесят басен. Особое место в нём заняла тема Отечественной войны 1812 года. В баснях «Раздел», «Волк на псарне», «Кот и Повар», «Ворона и Курица» прочитывались важные политические события: вторжение Наполеона в Россию, распри среди военачальников, назначение М.И. Кутузова главнокомандующим, оставление Москвы русскими войсками. Басня «Демьянова уха» с её неожиданной концовкой послужила остроумным завершением всего сборника:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь,
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем
Демьяновой ухи.

«Басни Ивана Крылова» 1815 года, в отличие от двух предыдущих сборников, - иллюстрированное издание. Активное участие в его подготовке принимал директор Публичной библиотеки, признанный знаток искусств и собиратель разных «древностей» Алексей Николаевич Оленин. Под его началом Крылов в 1808-1809 годах служил в Монетном департаменте, с 1813 года - в Публичной библиотеке. Член Оленинского кружка, объединившего писателей и художников, Крылов часто бывал и в петербургском доме Олениных, и в их имении Приютино под Петербургом.

Взяв на себя заботы по изданию сборника, Оленин составил смету расходов, выхлопотал 4 000 рублей правительственной субсидии, пригласил художников и гравёров, которые под его руководством подготовили одиннадцать гравюр: аллегорию для фронтисписа, две виньеты и восемь иллюстраций к басням.

Все рисунки к гравюрам выполнил «перспективный живописец», рисовальщик и гравёр Иван Алексеевич Иванов (1779-1848). С Крыловым и Олениным его связывало многое: совместное участие в заседаниях Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, служба в Публичной библиотеке и, самое главное, принадлежность к Оле-нинскому кружку. Кроме «Басен Ивана Крылова», И.А. Иванов иллюстрировал сочинения Г.Р. Державина, В.В. Капниста, И.И. Хемницера,

В.А. Озерова, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова. Почти все эти работы, как и произведения многих других книжных графиков, создавались «под наблюдением» Оленина, следившего, в частности, за тем, «пристойно ли действие или аллегория, в виньетах представленная... ибо много можно сказать языком богов, чего пером писать не можно».

Часто Оленин сам разрабатывал для художников сюжеты рисунков, стремясь при этом максимально точно следовать тексту книги. Трудно сказать, в какой мере иллюстрации к крыловскому изданию 1815 года «продиктованы» Олениным, во всяком случае они почти буквально передают содержание басен. Пожалуй, единственное отступление от текста допущено в иллюстрации к «Квартету», где на шум, производимый незадачливыми музыкантами, прилетает не соловей, как у Крылова, а Муза, вынужденная заткнуть уши от невообразимой какофонии.

Гравировались иллюстрации также под присмотром Оленина. Четыре рисунка: заглавный лист, фронтиспис, иллюстрации к басням «Осёл и Соловей», «Демьянова уха» - гравировал Михаил Андреевич (Афанасьевич) Иванов (1781-1839), неоднократно работавший по рисункам И.А. Иванова. Три гравюры: «Ворона и Курица», «Безбожник», «Откупщик и Сапожник» - выполнил известный гравёр и литограф Степан Филиппович Галактионов (1779-1854). Три другие гравюры: виньета «Три купидона с маской», «Квартет» и «Орёл и Паук» - подписаны фамилией «Кулыбин». Речь здесь идёт о гравёре резцом, выпускнике Академии художеств Дмитрии Кулибине (1795-?), о котором известно, что в 1812 году он служил при Министерстве народного просвещения. Одну гравюру - виньету «Ручей» - выполнил гравёр резцом, также учившийся в Академии художеств, Александр Петров.

Все гравюры в книге подписные. Помимо имён художника и гравёра, под каждой картинкой стоит монограмма «А О.» - Алексей Оленин. Помечая таким образом изображения, Оленин не только указывал на своё непосредственное участие в подготовке иллюстраций, но и как бы давал цензурное разрешение на их публикацию. Кроме того, наличие его монограммы, в глазах современников, гарантировало качество исполнения гравюр. Действительно, «Басни Ивана Крылова» 1815 года признаны специалистами одним из лучших иллюстрированных изданий первой половины XIX века.

«Басни» вышли тиражом 2 000 экземпляров. Сто книг были отпечатаны на веленевой бумаге, небольшая часть - на обычной бумаге, но со всеми гравюрами, остальной тираж - на простой бумаге без гравюр, только с заглавной виньетой. Цена за экземпляр составляла соответственно двадцать пять, пятнадцать и восемь рублей.

Описываемый в Библиохронике экземпляр отпечатан на обычной бумаге со всеми гравюрами. На первом листе после переплёта неизвестная рука начертала дату: «февраля 5-го дня 1816». Может быть, эта дата зафиксировала время, когда все три части сборника собрались под одной владельческой обложкой. Ведь первые две части «Басен» поступили в продажу в начале декабря 1815 года, а третья чуть позднее - в январе 1816 года.

В 1816 году вышли «Новые басни И.А. Крылова» с указанием, что это четвёртая (21 басня) и пятая (23 басни) части, т.е. прямое продолжение сборника 1815 года. Сюда вошли ставшие классикой русской басни «Лебедь, Щука и Рак», «Тришкин кафтан», «Любопытный», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна», «Фортуна в гостях».

Сборник «Новых басен И.А. Крылова» 1816 года представляет собой величайшую ценность. По свидетельству библиофилов, четвёртая и пятая части вместе вообще встречаются крайне редко. Наш же экземпляр ещё более примечателен: к четвёртой его части приложен портрет Крылова - гравюра Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренского. О наличии портрета в сборнике 1816 года писал В.А. Верещагин в «Русских иллюстрированных изданиях XVIII- XIX столетий» (СПб., 1898), но в таком уникальном собрании, как библиотека Н.П. Смирнова-Сокольского, экземпляра «Басен» с портретом не было.

Крылов Иван Андреевич (1768-1844)

Басни. [В 3-х частях.] Санкт-Петербург: В типографии Правительствующего Сената, 1815. Гравированный заглавный л., 1 л. фронтиспис. Ч.1., 47 с. с иллюстрациями.Ч.2. , 41 с. с иллюстрациями. Ч.3. , 41 с. с иллюстрациями; 3 л. иллюстраций. Каждая часть имеет собственную пагинацию. Иллюстрации: гравюры М. Иванова, С. Галактионова, А. Петрова и др. с оригиналов И. Иванова. На всех иллюстрациях монограмма А.Н. Оленина. В марокеновом переплёте современном времени издания. На корешке - тиснёные имя автора, заглавие и орнамент. На крышках золототиснёные рамки с геометрическим узором. Форзацы зелёной вощёной бумаги. Тройной золотой обрез. 23х14 см. На оборотной стороне свободного л. переднего форзаца владельческая помета «орешковыми» чернилами: «февраля 5-го дня 1816».