Охарактеризуйте природный комплекс черного моря. Низменные, но сильно изрезанные берега

Моря России как крупные природные комплексы

Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во внешнеторговых перевозках. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях омывающих территорию нашей страны обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того побережья морей это места отдыха.

В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная программа.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Природное районирование России

На сайте сайт читайте: природное районирование России.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Природное районирование России
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ На территории России наблюдается смена (с севера на юг) следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей

Геополитическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
Геополитическое положение современной России В оценках геополитического и международного положения России, как правило, исследователи отмечали и продолжают отмечать специфичность отношений

Численность и размещение населения России
По итогам общенациональной переписи, проведённой в октябре 2010 года, население России составило 142 905 200 человек. Россия, таким образом, является наиболее населённой страной Европы и занимает д

Этногеографическое положение России и стран ближнего зарубежья
Этногеографическое положение. Национальный и религиозный состав Положение России на Евразийском континенте, издревле заселенном многочисленными народами, определяет сложность этнического с

Машиностроительный комплекс России
Место и развитие общего машиностроения в народном хозяйстве РФ Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Более 70% продукции машиност

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ
конструкционные материалы предназначены для изготовления готовых изделий (например, чугун, древесина, пластмассы) В наибольшей степени на сырьевой фактор ориентируется металлургический комплек

Белое море

  • Находится «на пороге» Арктики, имеет весьма холодный климат. Лето короткое, прохладное. У южных берегов вода прогревается до +170С. Зима долгая, с ноября по май море покрыто льдами. Осадков много, до 500 мм в год.

  • Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море неглубокое. Т.к. находится на шельфе материка. Средняя глубина - 60 м. Солёность - 20-26%о на юге, 30 %о - на севере. Соединяется проливом Горло Белого моря с Беринговым морем.


Белое море

  • Низменные, но сильно изрезанные берега.

  • Приливы от 1м до 3,5м. Мезенская губа - до 10м.

  • Биологические ресурсы бедны.

  • Рыба: треска, Навага, сельдь, сёмга.

  • Животные: гренландский тюлень, нерпа, белуха.

  • Кандалакшский заповедник. Охраняются гнездовья гаги


Белое море

  • Здесь живут отважные люди - поморы.

  • Имеется крупный порт Кандалакша.

  • У г. Беломорск прорыт искусственный Беломорский канал (строился с 1933 до 1933 гг. заключёнными). Он соединяет море с Балтикой. Длина - 227 км.

  • У входа в Онежскую бухту на Соловецком острове в начале XV века основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.


Азовское море

  • Удивительное по своей мелководности, в среднем его глубина составляет 7м, а максимальная -15м.

  • Климат тёплый, сухой, но море не высыхает и не накапливает солей (Почему?).

  • Море опреснено до 11-13%о . Сиваш - 60 %о . Устье Дона и Таганрогский залив почти полностью пресные.

  • Это рай для осётра и севрюги.


Азовское море

  • В декабре море покрывается льдом и освобождается в конце марта. Бувают сильные бури, особенно осенью. В июне t воды поднимается до +23-250 С, июль-август +290 С, в лиманах до +350 С.

  • Проблема : удобрения с водой попадают в море, отсюда цветение, водоросли. Живые организмы погибают, выделяется сероводород. В Азов поступают более солёные воды Чёрного моря. Нарушение соляного баланса приводит к снижению рыбных ресурсов.


1

Урок № 6. Тема. Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Цели:

Формирование представления о комплексах морских побережий ;

Продолжить развитие способностей учащихся на основе анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности , руководствуясь принципом научной объективности;

Воспитывать интерес к животному и растительному миру морских побережий нашего края;

Образовательные ресурсы:

Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

Физическая карта Краснодарского края.

Мультимедийное оборудование/ презентация урока.

Работа с географическими объектами: о.Абрау, о.Чембургское.

Тип урока: комбинированный урок.

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

1 шаг.

Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы:

Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

2 шаг.

Используется технология таблица "знаю - хочу знать - узнал".

Деятельность учителя: выявить знания учащихся по данной теме.

Деятельность учащихся: собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их ; заполнить таблицу.

Задание № 1

Заполнить таблицу:

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

1 шаг.

Передача и объяснение информации

Материал для учителя.

Черноморское побережье Краснодарского края тянется узкой полосой вдоль моря от Таманского полуострова до реки Псоу, про­текающей на границе с Абхазией (Адлерский район гор. Сочи). Прибрежная полоса пересекается то обрывающимися крутыми от­рогами, то многочисленными узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Черное море.

Деятельность учащихся: подготовить вопросы учителю по данному материалу.

2 шаг.

Работа с учебником. Проработка содержания параграфа учебника, с.26-33 «Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Используем технологию РКМ «Концептуальная таблица» при изучении тем «Побережье Азовского моря» и «Черноморское побережье».

Деятельность учителя: делит класс на семь групп (от разделов таблицы) и даёт каждой группе задание заполнить графы таблицы.
- 1 группа «Географическое положение»;

2 группа «Климат»;

3 группа «Водоёмы»;

4 группа «Растения»;

5 группа «Животные»;

6 группа «Города»;

7 группа «Основные занятия».

Деятельность учащихся: изучить материал учебника § 3, стр. 58 – 59; физическую карту Краснодарского края; заполнить свою строку в таблице.

Задание № 2

Заполнить концептуальную таблицу:


Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

Выводы

Географическое положение

Климат

Водоёмы

Растения

Животные

Города

Основные занятия населения


Деятельность учеников: учащиеся презентуют свои таблицы , заполняют все разделы таблицы по ходу выступления групп, вместе с учителем делают выводы по каждому разделу таблицы.
III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 3

Работа с контурной картой.

1.Закрасьте побережье Азовского моря, Черноморское побережье.

2. Обозначьте:

Лиманы:Бейсугский, Ахтарский, Ейский.

- Реки Черноморского побережья: Мзымта, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшада, Вулан.

- Озёра: Абрау, Чембукское.

- Города: Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск.

Задание № 5

Разгадать анаграммы (слова – перевёртыши).

Л и г а ц и -_ _ _ _ _ _, р а е н д о л - _ _ _ _ _ _ _ , м с у к и п я - _ _ _ _ _ _ _,

*Л с п а р с а с а ь и - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

Ответы : иглица, олеандр, скумпия, сассапариль.
Задание № 6

Найдите «лишнее» слово:

1. Кувшинка, водоросли, ряска, роголистник, папоротник – растения лиманов и плавней.

2. Баклан , кудрявый пеликан, розовый пеликан, колпица, каравайка – редкие виды , занесённые в Красную книгу.

3. Мзымта, Ея, Псоу, Пшада, Вулан – крупные реки Черноморского побережья.

4. Новороссийск, Анапа, Туапсе, Темрюк, Геленждик – города Черноморского побережья.

5. Чай, благородный лавр, брусника, фейхоа, инжир – субтропические культуры.

Саморефлексия.

По выбору учителя.

IV. Домашнее задание.

1. § 5, ответить на вопросы № 2, 3.
2. * задание № 5 стр.32

Урок № 6. Тема. Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Цели:

Формирование представления о комплексах морских побережий;

Продолжить развитие способностей учащихся на основе анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципом научной объективности;

Воспитывать интерес к животному и растительному миру морских побережий нашего края;

Образовательные ресурсы:

Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

Физическая карта Краснодарского края.

Мультимедийное оборудование/ презентация урока.

^ Работа с географическими объектами: о.Абрау, о.Чембургское.

Тип урока: комбинированный урок.

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

1 шаг.

Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы:

- докажите, что высота гор влияет не только на видовое разнообразие растительного и животного мира, но и на хозяйственную деятельность людей;

- как можно защитить природные богатства и окружающую среду?

2 шаг

Работа с кластером .

Деятельность учителя: предлагает учащимся предположить, о чём пойдёт речь на данном уроке.

^ Деятельность учащихся: ответить на вопросы учителя и продолжить заполнение гроздей кластера, используя учебник § 5.

Учитель:

- Мы изучили ПХК (природно-хозяйственные комплексы степей, предгорий и гор).

- Назовите города степной зоны, предгорий и гор.

- Какие ещё города вы знаете? Где они могут располагаться?

Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

2 шаг.

Используется технология таблица "знаю - хочу знать - узнал".

Деятельность учителя: выявить знания учащихся по данной теме.

^ Деятельность учащихся: собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их; заполнить таблицу.

Задание № 1

Заполнить таблицу:

^ II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

1 шаг.

Передача и объяснение информации

Материал для учителя.

Черноморское побережье Краснодарского края тянется узкой полосой вдоль моря от Таманского полуострова до реки Псоу, про­текающей на границе с Абхазией (Адлерский район гор. Сочи). Прибрежная полоса пересекается то обрывающимися крутыми от­рогами, то многочисленными узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Черное море.

^ Деятельность учащихся: подготовить вопросы учителю по данному материалу.

2 шаг.

Работа с учебником. Проработка содержания параграфа учебника, с.26-33 «Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Используем технологию РКМ «Концептуальная таблица» при изучении тем «Побережье Азовского моря» и «Черноморское побережье».

^ Деятельность учителя: делит класс на семь групп (от разделов таблицы) и даёт каждой группе задание заполнить графы таблицы.

1 группа «Географическое положение»;

2 группа «Климат»;

3 группа «Водоёмы»;

4 группа «Растения»;

5 группа «Животные»;

6 группа «Города»;

7 группа «Основные занятия».

^ Деятельность учащихся: изучить материал учебника § 3, стр. 58 – 59; физическую карту Краснодарского края; заполнить свою строку в таблице.

Задание № 2

Заполнить концептуальную таблицу:


Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

Выводы

Географическое положение

Климат

Водоёмы

Растения

Животные

Города

Основные занятия населения

^ Деятельность учеников: учащиеся презентуют свои таблицы, заполняют все разделы таблицы по ходу выступления групп, вместе с учителем делают выводы по каждому разделу таблицы.
III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 3

Работа с контурной картой.

^ 1.Закрасьте побережье Азовского моря, Черноморское побережье.

2. Обозначьте:

Лиманы:Бейсугский, Ахтарский, Ейский.

- Реки Черноморского побережья: Мзымта, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшада, Вулан.

- Озёра: Абрау, Чембукское.

- Города: Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск.

Задание № 5

Разгадать анаграммы (слова – перевёртыши).

Л и г а ц и -_ _ _ _ _ _, р а е н д о л - _ _ _ _ _ _ _ , м с у к и п я - _ _ _ _ _ _ _,

*Л с п а р с а с а ь и - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

^ Ответы : иглица, олеандр, скумпия, сассапариль.
Задание № 6

Найдите «лишнее» слово:

1. Кувшинка, водоросли, ряска, роголистник, папоротник – растения лиманов и плавней.

2. Баклан , кудрявый пеликан, розовый пеликан, колпица, каравайка – редкие виды, занесённые в Красную книгу.

3. Мзымта, Ея, Псоу, Пшада, Вулан – крупные реки Черноморского побережья.

4. Новороссийск, Анапа, Туапсе, Темрюк, Геленждик – города Черноморского побережья.

5. Чай, благородный лавр, брусника, фейхоа, инжир – субтропические культуры.

Саморефлексия.

По выбору учителя.

IV. Домашнее задание.

1. § 5, ответить на вопросы № 2, 3.

2. * задание № 5 стр.32