Моря России как крупные природные комплексы
Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.
Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во внешнеторговых перевозках. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях омывающих территорию нашей страны обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того побережья морей это места отдыха.
В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная программа.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Природное районирование России
На сайте сайт читайте: природное районирование России.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:
Природное районирование России
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
На территории России наблюдается смена (с севера на юг) следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей
Геополитическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
Геополитическое положение современной России
В оценках геополитического и международного положения России, как правило, исследователи отмечали и продолжают отмечать специфичность отношений
Численность и размещение населения России
По итогам общенациональной переписи, проведённой в октябре 2010 года, население России составило 142 905 200 человек. Россия, таким образом, является наиболее населённой страной Европы и занимает д
Этногеографическое положение России и стран ближнего зарубежья
Этногеографическое положение. Национальный и религиозный состав
Положение России на Евразийском континенте, издревле заселенном многочисленными народами, определяет сложность этнического с
Машиностроительный комплекс России
Место и развитие общего машиностроения в народном хозяйстве РФ
Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Более 70% продукции машиност
Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ
конструкционные материалы предназначены для изготовления готовых изделий (например, чугун, древесина, пластмассы) В наибольшей степени на сырьевой фактор ориентируется металлургический комплек
Белое море
Находится «на пороге» Арктики, имеет весьма холодный климат. Лето короткое, прохладное. У южных берегов вода прогревается до +170С. Зима долгая, с ноября по май море покрыто льдами. Осадков много, до 500 мм в год.
Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море неглубокое. Т.к. находится на шельфе материка. Средняя глубина - 60 м. Солёность - 20-26%о
на юге, 30 %о
- на севере. Соединяется проливом Горло Белого моря с Беринговым морем.
Белое море
Низменные, но сильно изрезанные берега.
Приливы от 1м до 3,5м. Мезенская губа - до 10м.
Биологические ресурсы бедны.
Рыба: треска, Навага, сельдь, сёмга.
Животные: гренландский тюлень, нерпа, белуха.
Кандалакшский заповедник. Охраняются гнездовья гаги
Белое море
Здесь живут отважные люди - поморы.
Имеется крупный порт Кандалакша.
У г. Беломорск прорыт искусственный Беломорский канал (строился с 1933 до 1933 гг. заключёнными). Он соединяет море с Балтикой. Длина - 227 км.
У входа в Онежскую бухту на Соловецком острове в начале XV века основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Азовское море
Удивительное по своей мелководности, в среднем его глубина составляет 7м, а максимальная -15м.
Климат тёплый, сухой, но море не высыхает и не накапливает солей (Почему?).
Море опреснено до 11-13%о
. Сиваш - 60 %о
. Устье Дона и Таганрогский залив почти полностью пресные.
Это рай для осётра и севрюги.
Азовское море
В декабре море покрывается льдом и освобождается в конце марта. Бувают сильные бури, особенно осенью. В июне t воды поднимается до +23-250 С, июль-август +290 С, в лиманах до +350 С.
Проблема
: удобрения с водой попадают в море, отсюда цветение, водоросли. Живые организмы погибают, выделяется сероводород. В Азов поступают более солёные воды Чёрного моря. Нарушение соляного баланса приводит к снижению рыбных ресурсов.
1
Урок № 6. Тема. Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.
Цели:
Формирование представления о комплексах морских побережий ; Продолжить развитие способностей учащихся на основе анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности , руководствуясь принципом научной объективности; Воспитывать интерес к животному и растительному миру морских побережий нашего края; Образовательные ресурсы:
Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010. Физическая карта Краснодарского края. Мультимедийное оборудование/ презентация урока. Работа с географическими объектами:
о.Абрау, о.Чембургское.
Тип урока:
комбинированный урок. I. Фаза урока ВЫЗОВ. 1 шаг.
Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы:
Побережье Азовского моря
Черноморское побережье 2 шаг.
Используется технология таблица "знаю - хочу знать - узнал".
Деятельность учителя:
выявить знания учащихся по данной теме. Деятельность учащихся:
собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их ; заполнить таблицу. Задание № 1
Заполнить таблицу:
II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).
1 шаг.
Передача и объяснение информации
Материал для учителя.
Черноморское
побережье Краснодарского края тянется узкой полосой вдоль моря от Таманского полуострова до реки Псоу, протекающей на границе с Абхазией (Адлерский район гор. Сочи). Прибрежная полоса пересекается то обрывающимися крутыми отрогами, то многочисленными узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Черное море. Деятельность учащихся:
подготовить вопросы учителю по данному материалу. 2 шаг.
Работа с учебником. Проработка содержания параграфа учебника, с.26-33 «Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.
Используем технологию РКМ «Концептуальная таблица» при изучении тем «Побережье Азовского моря» и «Черноморское побережье». Деятельность учителя:
делит класс на семь групп (от разделов таблицы) и даёт каждой группе задание заполнить графы таблицы.
- 1 группа «Географическое положение»;
2 группа «Климат»; 3 группа «Водоёмы»; 4 группа «Растения»; 5 группа «Животные»; 6 группа «Города»; 7 группа «Основные занятия». Деятельность учащихся:
изучить материал учебника § 3, стр. 58 – 59; физическую карту Краснодарского края; заполнить свою строку в таблице. Задание № 2
Заполнить концептуальную таблицу:
|
Побережье Азовского моря
|
Черноморское побережье
|
Выводы
|
Географическое положение
| | | |
Климат
| | | |
Водоёмы
| | | |
Растения
| | | |
Животные
| | | |
Города
| | | |
Основные занятия населения
| |
| |
Деятельность учеников:
учащиеся презентуют свои таблицы , заполняют все разделы таблицы по ходу выступления групп, вместе с учителем делают выводы по каждому разделу таблицы. III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.
Задание № 3
Работа с контурной картой.
1.Закрасьте побережье Азовского моря, Черноморское побережье.
2. Обозначьте:
Лиманы:Бейсугский, Ахтарский, Ейский. -
Реки Черноморского побережья: Мзымта, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшада, Вулан. -
Озёра: Абрау, Чембукское. -
Города: Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск. Задание № 5
Разгадать анаграммы (слова – перевёртыши).
Л и г а ц и -_ _ _ _ _ _, р а е н д о л - _ _ _ _ _ _ _ , м с у к и п я - _ _ _ _ _ _ _,
*Л с п а р с а с а ь и - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Ответы
: иглица, олеандр, скумпия, сассапариль.
Задание № 6
Найдите «лишнее» слово:
1. Кувшинка, водоросли, ряска, роголистник, папоротник
– растения лиманов и плавней. 2. Баклан
, кудрявый пеликан, розовый пеликан, колпица, каравайка – редкие виды , занесённые в Красную книгу. 3. Мзымта, Ея,
Псоу, Пшада, Вулан – крупные реки Черноморского побережья. 4. Новороссийск, Анапа, Туапсе, Темрюк,
Геленждик – города Черноморского побережья. 5. Чай, благородный лавр, брусника,
фейхоа, инжир – субтропические культуры. Саморефлексия.
По выбору учителя. IV. Домашнее задание.
1. § 5, ответить на вопросы № 2, 3.
2. * задание № 5 стр.32 |
Урок № 6. Тема. Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.
Цели:
Формирование представления о комплексах морских побережий; Продолжить развитие способностей учащихся на основе анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципом научной объективности; Воспитывать интерес к животному и растительному миру морских побережий нашего края; Образовательные ресурсы:
Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010. Физическая карта Краснодарского края. Мультимедийное оборудование/ презентация урока. ^
Работа с географическими объектами:
о.Абрау, о.Чембургское.
Тип урока:
комбинированный урок. I. Фаза урока ВЫЗОВ.
1 шаг.
Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы:
- докажите, что высота гор влияет не только на видовое разнообразие растительного и животного мира, но и на хозяйственную деятельность людей;
- как можно защитить природные богатства и окружающую среду?
2 шаг
Работа с кластером
. Деятельность учителя:
предлагает учащимся предположить, о чём пойдёт речь на данном уроке. ^
Деятельность учащихся:
ответить на вопросы учителя и продолжить заполнение гроздей кластера, используя учебник § 5. Учитель:
- Мы изучили ПХК (природно-хозяйственные комплексы степей, предгорий и гор).
- Назовите города степной зоны, предгорий и гор.
- Какие ещё города вы знаете? Где они могут располагаться?
Побережье Азовского моря Черноморское побережье 2 шаг.
Используется технология таблица "знаю - хочу знать - узнал".
Деятельность учителя:
выявить знания учащихся по данной теме. ^
Деятельность учащихся:
собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их; заполнить таблицу. Задание № 1
Заполнить таблицу:
^
II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).
1 шаг.
Передача и объяснение информации
Материал для учителя.
Черноморское
побережье Краснодарского края тянется узкой полосой вдоль моря от Таманского полуострова до реки Псоу, протекающей на границе с Абхазией (Адлерский район гор. Сочи). Прибрежная полоса пересекается то обрывающимися крутыми отрогами, то многочисленными узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Черное море. ^
Деятельность учащихся:
подготовить вопросы учителю по данному материалу. 2 шаг.
Работа с учебником. Проработка содержания параграфа учебника, с.26-33 «Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.
Используем технологию РКМ «Концептуальная таблица» при изучении тем «Побережье Азовского моря» и «Черноморское побережье». ^
Деятельность учителя:
делит класс на семь групп (от разделов таблицы) и даёт каждой группе задание заполнить графы таблицы. 1 группа «Географическое положение»; 2 группа «Климат»; 3 группа «Водоёмы»; 4 группа «Растения»; 5 группа «Животные»; 6 группа «Города»; 7 группа «Основные занятия». ^
Деятельность учащихся:
изучить материал учебника § 3, стр. 58 – 59; физическую карту Краснодарского края; заполнить свою строку в таблице. Задание № 2
Заполнить концептуальную таблицу:
| Побережье Азовского моря
| Черноморское побережье
| Выводы
|
Географическое положение
| | | |
Климат
| | | |
Водоёмы
| | | |
Растения
| | | |
Животные
| | | |
Города
| | | |
Основные занятия населения
| | | |
^
Деятельность учеников:
учащиеся презентуют свои таблицы, заполняют все разделы таблицы по ходу выступления групп, вместе с учителем делают выводы по каждому разделу таблицы. III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.
Задание № 3
Работа с контурной картой.
^
1.Закрасьте побережье Азовского моря, Черноморское побережье.
2. Обозначьте:
Лиманы:Бейсугский, Ахтарский, Ейский. -
Реки Черноморского побережья: Мзымта, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшада, Вулан. -
Озёра: Абрау, Чембукское. -
Города: Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск. Задание № 5
Разгадать анаграммы (слова – перевёртыши).
Л и г а ц и -_ _ _ _ _ _, р а е н д о л - _ _ _ _ _ _ _ , м с у к и п я - _ _ _ _ _ _ _,
*Л с п а р с а с а ь и - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
^
Ответы
: иглица, олеандр, скумпия, сассапариль.
Задание № 6
Найдите «лишнее» слово:
1. Кувшинка, водоросли, ряска, роголистник, папоротник
– растения лиманов и плавней. 2. Баклан
, кудрявый пеликан, розовый пеликан, колпица, каравайка – редкие виды, занесённые в Красную книгу. 3. Мзымта, Ея,
Псоу, Пшада, Вулан – крупные реки Черноморского побережья. 4. Новороссийск, Анапа, Туапсе, Темрюк,
Геленждик – города Черноморского побережья. 5. Чай, благородный лавр, брусника,
фейхоа, инжир – субтропические культуры. Саморефлексия.
По выбору учителя. IV. Домашнее задание.
1. § 5, ответить на вопросы № 2, 3. 2. * задание № 5 стр.32
|