Законы древних кельтов: мудрые, справедливые, забытые. Нашествие на юг

October 20th, 2013

Кельты оставили после себя огромное множество сказаний и легенд, которые окутаны завесой тайн, интриг, и к сожалению неправдой. Есть много заблуждений и ложных истин о них, но мы собираемся прояснить некоторые.

10. Истоки
Честно говоря, никто толком не знает, откуда они появились. Некоторые историки утверждают, что кельты появились в Британии около 1180 г. до н.э., в тo время как другие утверждают, что это было еще раньше. Тем не менее, общепринято, что кельты начали мигрировать из Центральной Европы в 400 г. до н.э. Они распространились вo всех направлениях, пока не оказались лицом к лицу с римлянами.
Проблема была в том, что их сосед — Рим был единой многонациональной империей, а кельты состояли из десятка племен, которые воевали друг против друга так же частo, как они сражаться с римлянами. В кoнце концов, некoторые из этих племен были полнoстью уничтожены, некоторые согласились, чтобы им управляли римляне, в тo время как другие были изгнаны в самые дальние уголки известного тогда мира: Ирландию, Шотландию и Уэльс.

9. Они не воевали голыми
Упоминание кельтов на Западе вызывает у людей улыбку: «А, это те ребята, которые дрались голыми с золотым ободком на шее (так называемый Торк)?»
Однако это одно из самых больших заблуждений о кельтах, которое абсолютно нелепо, если вы немного подумаете. Делo в том, чтo все известные сегодня сведения о кельтах исходят от римских источников, а римляне и кельты были врагами. Можно с уверенностью утверждать, чтo римские историки, немного преувеличивали.
Когда Ваш враг описывает Вас и вашу жизнь, можно с уверенностью сказать, что о себе он напишет только хорошее, а о своем враге или плохое или ничего. Это и в наше время можно наблюдать, когда в американских источниках утверждается, что во Второй мировой войне решающие сражения выигрывали только Они, а Советский Союз вел с Германием длительную войну на Восточном фронта.
Также можно посмотреть и под другим углом; кельты жили в период, известный как Железный Век. Это было время, когда железо использовалось вместо бронзы для создания оружия, брони и инструментов. Кельты сами изготовляли хорошее оружие, такое, как мечи, топоры, копья, и двуручные молоты, металлические пластины и кольчуги для использования в качестве доспехов. Зная это, совершенно невероятно, чтобы кельты в прохладную погоду одевали на голое тело железные кольчуги.

8. Друиды
Кельтские Друиды были очень почитаемы. Кроме того, чтo oни носили длинные белые одежды и приносили в жертву людей, они делали очень интересные вещи. Они советовали вождям и царям какие принимать законы (вроде советников или парламента в наши дни), и они даже выступали в качестве судей, реализуя свои собственные законы. Друиды считались умными и мудрыми потому, что они 20 лет своей жизни проводили в обучении их мастерству. Их знания простирались от астрономии до философии. Поскольку они обладали широкими познаниями, они советовали населению когда сажать культуры, и даже предсказывали будущее.
Кроме того, кельтские Друиды передали множество традиций, которые живы и пo сей день. Друиды считали дуб Святым деревом, поскольку они верили, что их боги живут везде — в ручьях, камнях, деревьях. Согласно верованию Друидов, единственное, что святее и более волшебное, чем дуб — это омела, которая растет на дубе. Друиды, считали свойства омелы чудодейственными, срезали её золотым серпом и проводили очистительные ритуалы. Поэтому и по сей день, согласно их традициям, а англоязычных странах существует поверье, что если ты оказался под омелой, обязательно надо поцеловаться.

7. Кельтские женщины.
Женщины у кельтов могли быть могущественными, имели право владеть землей, и даже разводиться, что было неслыханно в античном мире. В отличие от своих римских патрон, кельтские женщины могли подняться вверх по социальной лестнице, либо путем наследования статуса, или добившись его своими поступками. Если женщина была землевладельцем, то во время войны она шла воевать как воин по приказу своего короля. Также женщины-воины мoгли обучать молодых девoчек и мальчиков искусству войны.

Они могли даже стать Друидами. То, что действительно интересно о кельтах, это то, что дети у них считались невинными и находились под защитой закона. Это достаточно контрастно с Римским миром, в который никому не нужных детей бросали и оставляли умирать на помойках.

6 Кельты построили отличные дороги
Римляне обычно приписывают себе славу того, что они первыми построили надежную сеть дорог, которая соединила всю Европе вместе. В конце концов, это исторический факт, верно? Опять неверно! Вопреки распространенному мнению, кельты на самoм деле построили доримскию сеть деревянный дорог для соединения пoселений различных кельтских племен, чтобы они могли заниматься торговлей. Проблема с деревянными дорогами в том, чтo в силу своей природы они не сохранились, поскольку большинствo из них сгнили. Однако, несколько досок были обнаружены в болoтах Ирландии, Англии и Франции. Поскольку римляне никогда на самом деле не были в Ирландии, мы можем с увереннoстью утверждать, чтo эти старые доски были фактически частью кельтской дорожной системы. Кроме того, можно просмотреть дополнительную информацию о кельтских дорогах на примере Тропы Корлеи (Corlea Trackway), которая находится в Ирландии. Здесь сохранились многие части старой дороги, которая была частично восстановлена, чтобы дать представление о том, как это могло выглядеть в свои золотые дни.

5. Странные шлемы
Теперь, кoгда вы знаете, что кельты имели металлические доспехи и кольчуги, нетрудно догадаться, что они имели и шлемы. В самом деле, кельты имели кучу действительно сумасшедший шлемов, oдин из котoрых был обнаружен в Чумешть (Ciumesti), Румынии (помните, кельты были широко распространены по всей Европе). Здесь, было обнаружено старое кладбище времен Железного века с 34 могилами. Оказывается, эти могилы принадлежали богатому кельтскому вождю, который был похоронен там вместе со многими предметами, такими как бронзовое оружие и доспехи (чтобы служить ему в загробной жизни). Среди этих объектов был найден весьма странный шлем, на вершине которого была изображена большая хищная птица.
Что действительно здорово об этом шлеме, так это то, что крылья у птицы были также прикреплены на шарнирах. Это означало, что во время ходьбы человека — птица взмахивала крыльями. Историки считают, что шлем был парадным и в бою не использовался.

4. Кельты любили бой
Кельты не только путешествовали, они еще и воевали, причем порой совсем не бесплатно. Кельтские наемники в античные времена славились своей репутацией храбрых и диких воинов. Известно, что они состояли на службе у фараона Птолемея II, царя птолемеевского Египта. Наемники были нaстолько хороши, что Птолемей II опасался, что они могут захватить Египет, так что он их высадил на пустынном острове посреди Нила.
Греки также встречались в бою с кельтами, которые в то время пытались расширить свои территории. Эта война известна как Вторжение галлов на Балканы, и Дельфийская битва в 279 г. до н.э., в которой кельты были побеждены. Греческое войско было хорошо оргaнизованно и срaжалось сплоченно, так что они смогли легко победить разрозненно сражавшихся кельтов.

3. Охотники за головами.
Если бы пришлось выбрать какой-то сaмый интересный факт о кельтaх, так это наверное то, что они охотились за черепами. Они верили, что наилучшим трофеем в битве была отрубленная голова врага. Этот факт можно объяснить тем, что кельты верили, что душа убитого человека жила внутри его головы.
Коллекции черепов означали Великую честь и престиж их владельца, плюс это давало им основания для гордости. Кельты украшать седла своих коней и двери своих домов отрубленными головaми своих врагов.

2. Кельты были чрезвычайно богаты
Вот маленькая история: В 58 до н.э., и римляне и кельты жили мирно в своих соответствующих территориях. Однако в это время начинающий политик Юлий Цезарь имел огромные долги, и ему нужно было где-то раздобыть денег. Что он сделал. Он вторгся в мирные кельтские территории.

Галльская война часто рассматривается как величайшая военная победа Юлия Цезаря. Это было началом стремительного расширения Римской империи. Во время войны Цезарь систематически обыгрывал нескольких кельтских вождей, получая контроль над все большей территорией. Эта территория, которая была присоединена к Римской империи получила название Галлия (современная Франция). Это привело к тому, что Цезарь заработал много славы за его военные успехи. Что интересно, войну Цезарь начал под благовидным предлогом защиты одних кельтских племен от других. В результате такой «защиты» во Франции было истреблено более четверти миллиона человек (кельтов). Цезарь продолжал “защищать” племена кельтов, пока они в конечном итоге были все уничтожены. Какое это имеет отношение к богатству кельтов? Очень просто: в первую очередь Цезарь был политиком. Он отчаянно нуждался в деньгах для расплаты с долгами и он нуждался в военных завоеваниях, чтобы повысить его политическую карьеру. А в кельтской Галлии были богатые месторождения золота. Известно, что в то время в Галлии работало более 400 золотых приисков. Таким образом, кельты были очень богаты и не удивительно, почему Цезарь хотел получить в свои руки контроль над этими шахтами. Как ни странно, римляне начали чеканить свои собственные золотые монеты как раз после завоевания Галлии.

1. Кельты не были простаками
Кроме всего прочего кельты обладали серьезными познаниями в математике и астрономии. У римлян был юлианский кaлендарь, но и у кельтов был свой календарь. Он называется календарь Колиньи. Он был найден в Колиньи, Франция (отсюда и нaзвание) еще в 1897 году. Календарь состоит из ряда загадочных металлических предметов, украшенных замысловатыми орнаментами, линиями, отверстиями, цифрами, и кельтскими письмами. В 1989 году, кaлендаря, наконец, был расшифрован. Было обнаружено, что это лунно-солнечный календарь, который рассчитывает время года, основываясь на циклах Солнца и Луны. Это очень точный кaлендарь, который был перeдовым для своего врeмени и намного точнее его ровесника — римского календаря.
Возможно, более важно, что этот календарь является живым доказательством того, что кельты были обладали математическими и научными знаниями. Просто, чтобы показать, насколько точна эта вещь была, давайте сравним его и Римский календарь. Римский календарь считается тоже достаточно точным для своeго времени и отставал от реального солнечного времени только на 11,5 минут в год. Однако, после того, как прошли века, даже небольшая неточность со временем растет. В календарь Колиньи был настолько точен по сравнeнию с Римским, что если бы мы жили по Римскому календарю до сегодняшних дней, то начало весны мы бы отмечали в середине августа, а кельты по-прежнему остались бы весной в весне.
Вот такие они — кельты.

25.08.2014 0 12344


О кельтских народах мы знаем благодаря грекам и римлянам. Кельты выглядят в их описаниях не слишком привлекательно. Это понятно, учитывая что для античных цивилизаций кельты были варварами, которые нападали на их города, грабили и сжигали. Между тем это был очень интересный и разносторонний народ со своей уникальной культурой.

Кельты оставили в истории Европы огромный след. Изначально они жили на землях современной Франции. Потом им стало тесно, и они расселились на огромной территории - от Ирландии, Шотландии и Уэльса на западе до Испании и Италии на юге, а также до Чехии и Венгрии на востоке. На севере они дошли до современной Германии и Польши.

Однако если бы на рубеже эр кто-то попытался найти кельтов, то обнаружил бы, что такого народа нет. А есть племена галлов, галатов, гельветов, белгов, арвернов, бойев, сенонов, битуригов, вольков... Самыми известными из континентальных кельтов были галаты и галлы.

Жертвы вражеской пропаганды

В Грецию кельты вторглись в 279 году до нашей эры. При Фермопилах они были разбиты греками под предводительством Калиппа, но это не остановило варваров. В том же году кельтский вождь Бренн чуть не разграбил храм Аполлона в Дельфах. Говорят, что святилище спасла гроза, разразившаяся, едва Бренн подошел к храму. Он счел это дурным предзнаменованием и повернул обратно. Это событие знаменательно еще и тем, что в столкновении с кельтами у Дельф погиб некий афинский юноша по имени Кидий.

Сам он особо ничем не прославился, но на его могиле осталась надпись, в которой кельты впервые названы галатами. Галаты основали в Малой Азии и на Дунае несколько своих государств. Такие города, как столица нынешней Турции Анкара и сербский Белград, стоят на месте бывших кельтских поселений. Однако в конце концов все эти государства были покорены Римом.

Именно благодаря римлянам мы и знаем большинство сведений о древних кельтах. А Однако это не означает, что те были дикарями, не имевшими письменности и не помнившими своего прошлого. Наоборот, кельты - народ с чрезвычайно богатой и сложной культурой. Но от них до нас не дошло никаких письменных источников.

Дело в том, что друиды, могущественные жрецы древних кельтов, прямо запрещали записывать любые важные сведения о религии и культуре. Вся мифология и описания обрядов передавались исключительно из уст в уста. Так они оберегали свои секреты от посторонних. Поэтому для тех же римлян кельты оставались народом-загадкой. Таинственным и оттого пугающим. Возможно, именно поэтому Рим так настойчиво пытался покорить их и насадить среди кельтских племен романизированную культуру.

Тем не менее кое-что нам известно. Кельты имели свою собственную, довольно сложную религию, в которой присутствовало около 300 богов. Правда, лишь 20-30 из них являлись общекельтскими, в остальных верили только отдельные племена. Самые известные боги - это Луг, которого римляне отождествляли со своим Меркурием, Таранис - бог-громовержец и богиня-мать по имени Эпона.

Фигурка Тараниса

Друиды, хранители кельтских тайн, представляли собой закрытую касту. Свои таинственные обряды они творили в дубовых рощах, не возводя храмов или капищ.

Слухи приписывали им самые разнообразные способности, вплоть до магических. Известно, что особую ценность для друидов имели ветви омелы. Это растение использовали как для лечения, так и для гаданий. Но не всякая омела годилась друидам. Подходящее растение тщательно выбирали, затем срезали золотым серпом и приносили в жертву быков. Из добытой по всем правилам омелы, кроме всего прочего, получалось самое действенное противоядие. Вожди кельтов боялись и уважали друидов. Слово жрецов было законом.

Римляне же в своих рассказах приписывали друидам большую кровожадность.

Именно в римских источниках описывается жестокий обычай человеческих жертвоприношений. Людей, предназначенных в жертву богам, якобы заключали в клетку, сплетенную из ивовых прутьев, а потом сжигали заживо. Современная археология не подтверждает эти рассказы. Но римляне в них верили, а потому кельты вызывали у них страх и отвращение.

Страшные противники

Вторая группа наиболее известных кельтских племен - галлы. Так их назвали римляне, а страну, где те жили, соответственно, окрестили Галлией. На нее римляне долго посматривали с большим интересом. Очень уж лакомым кусочком были богатые земли кельтов для римлян. Римляне выделяли в Галлии несколько областей - Трансальпийскую Галлию, которая располагалась за Альпами, и Цизальпийскую, которая находилась с их стороны гор.

Эту, самую ближнюю часть Галлии римляне делили еще на две части - по эту и по ту сторону реки Пад. Эта река стала первым рубежом, который наметил для завоеваний Рим. И к 222 году до нашей эры он почти осуществил задуманное. Но тут началась Вторая Пуническая война, и римляне на время оставили кельтов в покое.

Галлы воспользовались передышкой и построили для защиты своей территории укрепленные поселения. Они были окружены массивными стенами из каменных блоков. Подписав мирный договор с Карфагеном, римляне вернулись к завоеванию Галлии, и обнаружили, что «варвары» не собираются так просто сдаваться.

Война шла около 30 лет, однако в итоге вся Цизальпийская Галлия оказалась под властью Рима и стала провинцией с центром в Медиолане (будущий Милан). Римляне назвали новую провинцию Галлия Тогата, поскольку ее жители, как и римляне, имели право носить тоги, чего остальным галлам делать не разрешалось.

Годы войны с галлами многому научили римлян. Прежде всего тому, что таких противников стоит принимать всерьез. Кельты шли в бой с дикой яростью, не боясь кидаться на сомкнутый строй легионеров. Зачастую они воевали без доспехов, обнаженными. В бой шли, обмазавшись синей краской и покрыв тела татуировками.

Кстати, многие символы кельтских орнаментов, которые они изображали на своих телах, дожили до наших дней. Например, трискель - символическое изображение трех бегущих ног, «растущих» из одной точки. Оно символизировало бег времени и вращение небесных светил. Впрочем, использовали трискель не только кельты, но и греки и даже этруски.

Для того чтобы подчеркнуть варварство своих врагов, римляне сочиняли про кельтов множество страшных историй. Вплоть до того, что они занимаются каннибализмом. Увы, но некоторые шокирующие подробности были правдой. Например, кельты отрубали побежденным врагам головы, вываривали их в кедровом масле и хранили у себя дома. Это был самый ценный трофей для воинов.

Последнее восстание

Помимо римлян, постоянными врагами кельтов были германцы - народы более грубые и жестокие, с которыми было трудно договориться. Часть кельтских племен считала, что лучше не сражаться с германцами, а переселиться подальше от них. Так, кельтское племя гельветов в 60-х годах до нашей эры снялось со своих земель в районе современной Швейцарии и пошло в римскую провинцию Нарбонская Галлия (юг современной Франции).

Римляне восприняли это довольно напряженно. Гай Юлий Цезарь, который был в это время наместником в галльских провинциях, расценил это как желание гельветов объединить всех кельтов в союз против Рима. Так что Цезарь отказал гельветам в их просьбе. В 58 году до нашей эры кельты решили прорываться, несмотря на запрет. Но римляне нагнали, атаковали и разбили их. Так началась знаменитая Галльская война.

На следующий год после победы над гельветами Цезарь взялся за белгов. И осенью 57 года до нашей эры он отправил в Сенат донесение о подчинении большей части Галлии. Однако галлов такое положение дел не устраивало, и несколько следующих лет на присоединенных землях вспыхивали восстания.

В конце 54 года до нашей эры восстали племена белгов, и римлянам пришлось вводить дополнительные войска, чтобы подавить выступление. В 52 году до нашей эры восстание начали карнуты, и вскоре оно переросло во всеобщее. В отличие от предыдущих, у этого галльского восстания уже был единый лидер - Верцингеториг из племени арвернов.

Цезарь описывал его как жесткого и талантливого полководца. И основания были -в июне 52 года до нашей эры при Герговии войска Верцингеторига одержали победу над римлянами. Кельты старались избегать больших сражений и нападали на обозы и отдельные отряды Цезаря, не оставляли на его пути никаких поселений, где римляне могли бы отдохнуть и пополнить запасы провизии.

Так продолжалось долго, пока Цезарь не дошел до опорного пункта кельтов - Алезии - и не осадил город. Когда запасы еды закончились, Верцингеториг приказал вывести из города множество женщин, детей и стариков. Он надеялся что вот-вот подойдет подкрепление и поможет снять осаду. Увы, подкрепление хоть и пришло, но было разбито римскими войсками. Верцингеториг объявил, что сдается, и сложил оружие к ногам Цезаря.

Драгоценная победа

В Риме в честь этой победы были устроены двадцатидневные торжественные молитвы богам. Цезарю понадобилось еще два года, чтобы окончательно подчинить Трансальпийскую Галлию. Зато в итоге Римская республика приобрела примерно 500 тысяч квадратных километров территории, на которой проживало несколько миллионов человек. А сам Цезарь невероятно разбогател.

Известно, что золото после продажи захваченных им галльских драгоценностей упало в цене на 25%. Ведь кельты были не только жестокими воинами, но и очень искусными мастерами. Они довольно активно добывали золото. Но не для того, чтобы торговать им с греками или римлянами. А для того, чтобы делать удивительно красивые вещи, украшенные затейливыми орнаментами.

Рукоятки мечей, чаши, браслеты, ожерелья, застежки - все, что выходило из рук кельтских мастеров, было настоящим сокровищем. Даже римляне с их тонким вкусом не могли не признать исключительность этих «варварских поделок». Галльские трофеи помогли Цезарю в дальнейшем победить своих врагов в гражданской войне и получить титул императора.

Завоевания Цезаря обрушили на Рим настоящий золотой поток. На покоренных им землях, прежде всего в северных отрогах Пиренеев, располагалось не менее 400 золотых рудников. Перед римским завоеванием там ежегодно добывались сотни тонн золота. В I веке нашей эры римский полководец Гней Юлий Агрикола сообщал:

«С Испанией граничит Галлия, ручьи и реки которой наносят в долины золотой песок. В Аквитании тарбеллеры, жившие по берегам морского залива, принадлежавшего Галлии, с очень небольшой глубины добывали золотые самородки такой величины, что их не нужно было переплавлять...»

А что же галлы? Они получили римские права и постепенно были романизированы. Уже при императоре Августе были завоеваны кельтские земли по Верхнему Дунаю и в Северной Испании, подчинена Галатия, а при Клавдии -значительная часть Британии. Единственным оплотом кельтов остались острова - Ирландия и Шотландия.

Сторожевые гуси

За сто лет до вторжения галлов в Грецию, в 390 году до нашей эры галльский вождь, которого также звали Бренн, собрал войска и двинул на Рим. Римское войско вышло ему навстречу, уверенное в быстрой своей победе. Встретились противники на берегу небольшой речки Аллии, впадающей в Тибр несколько севернее Рима. Там 18 июля 390 года до нашей эры и произошла позорная для римлян битва.

Галлы одержали победу, а остатки римлян бежали и укрылись на Капитолии. Покинуть город отказались только старейшины из числа сенаторов. Они решили, что честь превыше жизни, и встретили галлов, неподвижно восседая в своих креслах на Форуме. Пораженные галлы сначала подумали, что это статуи, а не живые люди. Один из захватчиков не утерпел и дернул «статую» за бороду. В ответ старик-сенатор огрел его посохом.

В мгновение ока героические старейшины были перебиты. Варвары беспрепятственно разграбили и сожгли Рим. Только Капитолий не смогли взять и начали осаду. Римлянам нечего было есть, но они кидались хлебом в галлов, чтобы продемонстрировать силу духа. Бренн понял, что измором их не возьмешь, и предпринял ночную вылазку. По отвесной скале воины полезли в лагерь римлян.

Ни часовой, ни собаки не услышали их. Вероятно, римлян перерезали бы во сне, но тут громко загоготали и захлопали крыльями гуси, которые жили в храме богини Юноны. Они перебудили всех, и римляне отбили нападение. А ведь если бы атака удалась, то, возможно, вся мировая история пошла бы по другому пути. Ведь никакого великого Древнего Рима в ней попросту не было бы.

Но изменить историю галлам не удалось. Они покинули город после того, как им был выплачен огромный выкуп. Но вождь Бренн все же вошел в историю. Когда римляне взвешивали золото для выкупа, он демонстративно бросил на чашу, в дополнение к выставленным гирям, свой тяжелый железный меч. Римляне возмутились: как же так, ведь это нечестно! «Горе побежденным!» - твердо ответил вождь галлов. И эта фраза стала крылатой.

По мере того как ледник уходил на запад, Европа стала заселяться людьми. Естественно, освоение началось с прибрежных зон. Отличительной особенностью колонизации Европы было то, что переселенцы приходили на пустые земли. Во всех остальных местах религиозные воины русы создавали особый тип государств, который Лев Гумилев назвал химерой. Русы становились религиозной властной кастой. В некоторых случаях местное население быстро перенимало у русов принесенные ими знания и через прошествие нескольких веков, когда высшее сословие сливалось с потомками местных женщин, продолжало свой самостоятельный путь, дольше других сохраняя своеобразие мироощущения ариев. К примеру, в Китае и Японии сохраняется культура монахов-воинов, сохраняются традиции в монастырях на Тибете. Да и знаменитые японские самураи, как мы уже говорили, донесли традиции и мировоззрение русов практически до современности, хотя и утеряли или не смогли перенять алфавит.
В Европе было все иначе. Сначала была освоена прибрежная полоса Средиземного моря. Мы уже писали, что реконструировать события, предшествующие возникновению средиземноморской цивилизации, можно следующим образом. Различные племена ариев расселяются на узкой прибрежной полосе Средиземноморья. Их называют пеласгами.

Они заселяют Грецию и Палестину. Племя ариев под названием кимвров или киммерийцев образует Трою. Кстати, в Тверской области есть город Кимры, который входил в земли древней Гипербореи. Волхвы новой империи Арата, будучи астрологами и мистиками, скопировали карту Гипербореи и таким же образом оборудовали новое государство. Поэтому так много совпадающих названий на севере и юге России. Вся история современной цивилизации - это клонирование Гипербореи. Чем более древняя история, тем больше похожа копия на первоначальный образец. Арата была всего лишь второй копией.
После падения Трои (ориентировочно в XIII в. до н.э.) ее жители переселяются на кораблях сначала на остров Сардинию, а в VII в. до н.э. - на территорию современной Италии. Эта область получает название ЭТРУС, что можно реконструировать как "нет русов". То есть сюда переселились не религиозные воины русы, а рядовые арии. Таким образом, Трою можно считать точкой рождения третьего клона Гипербореи, не связанного мистическими связями с замком Дивногорья. Напомним, что за много веков до этого арийский этнос уже разделился на древнюю Гиперборею, где остались жить германские и финно-угорские племена, и Арату. Теперь возник Рим. История средневековой Европы - это столкновение этих трех клонов арийской общности.
А климат теплел, и в Западной Европе открывались благодатные луга, куда из центральных областей страны хлынули переселенцы. Наученный горьким опытом Трои, замок Дивногорье взял этот процесс под контроль. С переселенцами двинулись волхвы и русы. К тому же роза ветров менялась, южнорусские степи уже не могли прокормить огромный народ Араты. Климат в Западной Европе, наоборот, становился благодатным. В Западной Европе появляются кельты. В митрополии это привело к окончательному запустению центральных областей Араты. Страна, отдавшая все свои молодые силы детям, новым этносам, расселившимся по всему миру, окончательно состарилась. До начала нового этапа собирания земель было еще очень далеко.
Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи.
Герои многих средневековых сказаний: Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие как Персифаль и Ланселот.

Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, какую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе. Кельтов рисуют эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной. Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их "мудрыми и искусными".
Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.

Уже здесь, в Европе, арии, наследники традиций Араты, продолжают совершенствовать инженерное дело и создавать индустрию.
На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм; другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров; на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.
Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками, и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни - для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде - по-восточному яркой и пестрой - часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.
У кельтов был закон - надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал "стандартный" пояс, того штрафовали.
Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое. В Восточных Альпах кельты добывали соль.
Находки в соляных разработках открывают их таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков - все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов. Отрезанные кончики колбасы, вареные бобы. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. В шахтах работали главным образом карлики. Найденная там обувь говорит о том, что здесь трудились люди, размер ноги которых соответствует размеру ноги шестилетнего ребенка современного человека.
В ирландском культовом месте "Эмайн Маха", традиционной для ариев обсерватории, был найден обезьяний череп. Возможно, они так отмечали, в какой стороне света обитают эти животные. Традиции занятий астрологией и математикой еще сохраняются. Это же доказывает, что кельты поддерживают отношения с другими колониями Араты, несмотря на ее медленное угасание. Понятно, что череп обезьяны мог попасть им только из Африки или Индии.
Ряд исторических источников свидетельствует о существовании устойчивой касты жрецов на территории Европы. В традиции Западной Европы волхвы получили наименование друидов.
Большую роль друиды играли как прорицатели будущего. На большинстве территорий они составляли верхний слой общества.
Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии. Правда, долгое время они еще существовали как странствующие прорицатели.
На 1000 метров подняли кельты свой ритуальный храм в Каринтских Альпах около Магдаленсберга.. Здесь же стояли печи-домны, в которых руда превращалась в металл, здесь находились и кузни, где производились стальные мечи, наконечники копий, шлемы и инструменты. Никто в Западном мире тогда не делал подобного.
Обнаруженные надписи говорят об оживленной торговле сталью с Римом.
Антропологический реактор по улучшению породы человека продолжает работать. Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся жрецами. Исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Удалось восстановить технику ритуальных убийств у ариев. Вначале жертва получала удар топором по черепу, затем ее душили петлей и, наконец, перерезали горло. Кельты еще сохраняли дисциплинированность древних арийцев, принимали свое ритуальное убийство как великую честь.
Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов по-прежнему сохраняется непомерная роль всяческих запретов, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.
Кельты, похоже, еще владели древним языком ариев, поэтому очень осторожно обращались со словом, они еще знали их магическую силу. Боялись и проклятий.
В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне.
Первый материальный сигнал своего присутствия в Европе кельты подали в 550 году до Р.Х. (В то время Рим только образовывался, греки были заняты своим Средиземноморьем, германцы еще не вышли из доисторической тьмы.) Тогда кельты заявили о себе, создав в Альпах намогильные холмы для упокоения русов. Холмы были высотой до 60 метров, что позволило им уцелеть до наших времен. Погребальные камеры были полны редкими вещами: это кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости.
В одной из могил нашли самый большой (для античных времен) бронзовый сосуд. Он принадлежал русу Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завернуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0,2 миллиметра сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами медовухи и повозка, собранная из 1450 деталей.
Останки этого князя перевезены в музей Штутгарта. 40-летний древний рус был ростом в 1,87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны. По заказу музея завод "Шкода" взялся сделать копию бронзового сосуда, в который была налита медовуха. Кстати, секрет изготовления медовухи и привычка ее пить сохраняется до сих пор на севере России, на территории бывшего Владимиро-Суздалского княжества.
Толщина стенок сосуда - 2,5 миллиметра. Однако секрет древних металлургов так и не удалось открыть: у современных мастеров при изготовлении сосуда бронза все время разрывалась.
Примерно в VI веке до Р.Х. устанавливаются торговые связи с греками, те стали подниматься вверх по Роне, везя предметы роскоши и вино. Кстати, сами кельты торговать не любили. Их удел был производство.
Ходовым товаром были рабыни-блондинки, которых кельты захватывали в северных германских землях, металл и тонкие ткани. Более того, на пути греков кельты создали, как бы теперь сказали, "специализированные рынки". В Манчинге можно было обменять греческий товар на металлические изделия из железа и стали. В Хохдорфе свой товар предлагали кельты-текстильщики. В Магдаленсберге не только производили сталь, но и торговали альпийскими камнями - горным хрусталем и другими редкими чудесами природы.
Особенным вниманием греческих купцов пользовалось кельтское олово - непременный элемент при выплавке бронзы. Оловянные прииски были только в Корнуэлле (Англия). Весь средиземноморский мир покупал здесь этот металл.
В это же время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток Европы. В IV веке до Р.Х. они с севера перевалили через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их колесниц штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый прием: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конем, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что воины противника получали тяжелейшие ранения.
В 387 году до Р.Х. кельты под предводительством руса Бренниуса начали марш на столицу римской империи. Семь месяцев длилась осада города, после чего Рим сдался. 1000 фунтов золота дани заплатили жители столицы. "Горе побежденным!" - вскричал Бренниус, бросая свой меч на весы, отмеривавшие драгоценный металл. "Это было глубочайшее унижение, которое перенес Рим за всю свою историю", - так оценил победу кельтов историк Герхард Херм.
Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам. За столетия, прошедшие с той поры, как кельты появились в Европе, в храмах скопились тонны драгоценного металла.
В геополитическом и военном отношении кельты достигли к этому времени вершины своего могущества. От Испании до Шотландии, от Тосканы до Дуная господствовали их племена.
В баварско-чешском пространстве возведено за третье столетие до нашей эры более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 метров. Здесь был небольшой участок, на котором археологи нашли более 10000 человеческих костей.
Севернее Альп они возвели большие города. Каждое такое укрепленное поселение могло вместить до десяти тысяч жителей.
Ледник таял. По мере продвижения его на север стал открываться путь из Гипербореи в земли кельтов. В 120 году до Р.Х. произошла новая встреча народа, разделенного много тысяч лет назад лесами валдайской возвышенности.
Орды северных гиперборейцев - кимвров, того же племени, потомки которого создали Трою, и тевтонов - пересекли границу по Майну и вторглись в земли кельтов.

Глава из книги Геннадия Климова "История Европы. Ось времени"

Законы древних кельтов: мудрые, справедливые, забытые

Несмотря на популярность, которую приобрела в последние десятилетия «кельтская тема» - в музыке и литературе, дизайне и моде - древние кельты остаются одним из самых загадочных народов, когда-либо живших на планете. Все, что нам о них известно, рассказано теми, кто пришел на их земли не с миром, а с мечом - или же и вовсе не бывали там… Можно ли доверять этим описаниям? Насколько достоверно воссоздают они кельтские обряды, обычаи и законы?

Наиболее ранние упоминания о кельтах встречаются в трудах греческих авторов VI - V вв. до н.э.: Гекатея Милетского и Геродота. В своей монументальной «Истории» Геродот описывает кельтов, как народ, живущий в верховьях Дуная - правда, расположив сам Дунай на Иберийском полуострове (то есть на территории Испании), знаменитый летописец был, мягко говоря, не вполне точен. Археологические раскопки и косвенные свидетельства позволяют возводить историю галлов к VI в. до н.э., и даже ранее. Следы кельтских племен обнаружены от западных переделов Европы (включая Британские острова, что общеизвестно), до Балкан, Малой Азии и Причерноморья, включая территорию современной Украины, юг России, Кавказ, и даже - Среднюю Азию. Поскольку сами галлы не документировали в письменном виде ни свою историю, ни переселения, восстанавливать ретроспективу часто приходится по сторонним свидетельствам и культурным аналогиям, зачастую - весьма неожиданным. Так, современные ирландцы, волею судьбы попадающие в Киргизию, дивятся тому, насколько традиционные музыкальные инструменты местных жителей схожи с древнекельтскими.

Несмотря на то, что значительная часть галльской истории сокрыта в тумане веков, можно сказать однозначно: ко времени основания Рима, средине 8 в. до н.э., кельты уже активно перемещались по территории Европы и за ее пределами.

Первый из зафиксированных контактов, отнюдь не мирный, между римлянами и кельтами, состоялся в IVв до н.э. В 390 г. объединенные силы кельтских племен сошлись с войсками Римской империи в битве при Алии - и одержали победу. Чуть позже пал и сам Рим, что заслуживает отдельного описания. История “варварских” набегов на различные европейские территории достаточно обширна. Однако, все военные походы кельтов имели практический характер: добыча и воинская доблесть были наряду с ремесленным искусством или друидическими знаниями основными способами достижения значимого положения в обществе.

В большинстве случаев к завоеванию чужих земель галлов толкало банальное отсутствие жизненного пространства. При этом степень их агрессии была прямо пропорциональна реакции местного населения. В 390 г. кельтские племена под предводительством Бренна заняли земли возле города Клузия на Аппенинах, находившегося под римской протекцией. Опираясь на свою военную мощь, они потребовали у жителей выделения для себя плодородных земель. Естественно, клузианцам это не понравилось, и они запросили помощи в переговорах у Рима. Оттуда прибыли трое братьев Фабиев, не отличавшихся особой дипломатичностью, чьи действия вскоре привели к нападению на пришельцев и убийству одного из кельтских вождей. Такое поведение парламентеров было грубейшим нарушением установившегося на тот момент международного права. “Варвары” проявили к обычаям большее уважение, позволили Фабиям вернуться в Рим, и отправили туда собственную делегацию для разбора ситуации. В Риме посланники обнаружили, что нарушители не только не порицаемы, но и купаются во всевозможных почестях.

Столь наглое попрание закона возмутило кельтов, и они предприняли 80-километровый бросок от Клузия на Рим. Плутарх описывает этот поход следующим образом: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги - только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным». В итоге Рим был разграблен и унижен: за свой уход галлы запросили (и получили) 1000 фунтов золота. Империя была настолько шокирована, что историк Ливий даже 300 лет спустя переживает позор ситуации: «Вообразите, тысяча фунтов золота - цена нации, которая скоро будет править миром!»

Под влиянием пережитого ужаса Римская империя до самого своего падения старалась раздвинуть собственные границы, колонизировать все более и более дальних соседей. Попутными преференциями были награбленные богатства, сбор дани, захват рабов. Но в основе всех экспансий лежал страх перед тем, что соседи вздумают побеспокоить “цивилизованное” благополучие. Поэтому имперская армия всегда была орудием нападения, и многие историки даже увязывают упадок Рима с сужением городских ворот. Как только их размер стал определяться не соображениями быстрой атаки и развертывания за стенами боевых порядков, а нуждами обороны - государство, жившее агрессией, утратило жизнеспособность.

Впрочем, в период расцвета римское войско позволило империи где – изгнать, где – сделать вассалами кельтские племена практически на всем ареале обитания последних. Это было великое противостояние древней традиции и новоизобретенного формального законодательства. Хотя кельтские воины по праву считались лучшими бойцами Европы, клановая структура их общества, неразвитая стратегия, отсутствие изобретений в области боевой техники, а также система заключения ситуативных племенных союзов для конкретных военных кампаний, не позволили им одолеть латинскую военную машину.

Последним оплотом галлов стали Британские острова, но и их со временем пытались оккупировать римляне. Впрочем, восстания коренного населения будоражили имперские форпосты и поселения едва ли не каждое десятилетия, а северные территории, где ныне располагается Шотландия, так и остались территорией, куда не ступала нога легионера.

Как Рим нес свет цивилизации “варварам”:

Военные действия между кельтами и римлянами продолжались с переменным успехом вплоть до середины I в. до н.э. Точка - впрочем, скорее, запятая - в «кельтском вопросе» была поставлена Цезарем, который в 50 г. до н.э. окончательно утвердил римское владычество в Галлии, а чуть позже высадился и в Британии. Цезаря стали основным источником информации о древних кельтах - как континентальных, так и островных; именно с его легкой руки самые разные авторы, начиная с античности и до наших дней, повторяют рассказы о человеческих жертвоприношениях, совершаемых друидами, да и множество прочих несуразиц.

Однако, по остроумному замечанию Лоренса Гиннелла, английского юриста 19-го века и исследователя древних кельтских законов, при написании этих мемуаров Цезаря интересовал главным образом Цезарь, а вовсе не тонкости обычаев племен, которые он считал варварскими. Гиннелл берет на себя смелость утверждать, что пресловутые «жертвоприношения» могли представлять собой некое, совершенно иное по смыслу событие, неверно интерпретированное Цезарем.

В то же время, «Записки о Галльской войне» представляют несомненный интерес, как наиболее подробный - можно даже сказать, единственный, из дошедших, письменных источников античной эпохи, содержащих информацию о кельтах. Ибо сами кельты письменностью пользовались чрезвычайно редко - но отнюдь не потому, что были отсталым и скудоумным народом.

Что не записано пером, то вырубается… мечом

Основой кельтской культуры являлась заложенная друидами традиция устной передачи накопленных народом знаний (фольклора) из поколения в поколение. В ней был глубокий смысл, как практический, так и сакральный (впрочем, древнему кельту сама идея о подобном разделении показалась бы крайне странной). Такой обмен информацией, а особенно процесс обучения - всегда уникальный, живой, эмоционально окрашенный, в отличие от чтения текста. Древние хорошо знали, что знание может быть не только даром, но и оружием, приносить великую пользу - и страшный вред; устная передача подразумевала прямую личную ответственность как дающего, так и принимающего знание.

В рамках кельтской культуры и общества эта традиция была вполне жизнеспособна. Однако с приходом завоевателей обнаружилось ее слабое место: неписаные знания стали постепенно утрачиваться под влиянием навязанного пришельцами образа жизни и мышления. Особенно сильно это сказалось на континентальных кельтах: романизация Галлии была настолько полной, что даже при самом тщательном исследовании там можно отыскать разве что остаточные следы кельтского духа. Также сыграла фатальную роль слабость плоти: обучение друида, способного хранить в памяти тысячи легенд, обычаев и законов, длилось не один десяток лет. А оборвать его жизнь ударом меча - секундное дело. При том, что, в отличие от римской знати, вожди и носители кельтских традиций участвовали в бою на равных с соплеменниками, как правило - в первых рядах.

Сколько миль до Аваллона? И все, и ни одной…

Однако есть страна, которая в наибольшей степени сохранила изначальный строй и лад кельтской культуры, и это - Ирландия. Ни римское, ни норманнское влияние, ни даже века христианства не смогли переделать национальный ирландский характер; старинные обычаи - пусть даже их происхождение было забыто, а форма слегка изменена - оставались естественной составной частью повседневной жизни народа.

Когда же в конце 19-го - начале 20-го веков начался так называемый «Кельтский ренессанс», десятки исследователей принялись восстанавливать по крупицам древнюю традицию - и обнаружили, что разрозненные кусочки складываются в стройную, пусть и не вполне законченную, картину. Саги и сказки, пословицы и старинные манускрипты говорили об одном: основой культуры и общественного устройства древних кельтов были гармония и справедливость - которые, в сущности, и были основными законами сами по себе. В то же время, древнекельтская юриспруденция представляла собой сложную, тщательно проработанную систему - и даже то немногое, что от нее осталось, заслуживает самого внимательного изучения.

Наиболее полный свод раннего кельтского права, составленный на основании разных источников, получил название Брегонских законов (Brehon Laws), или Брегонского кодекса. Впрочем, полным его можно назвать с большой натяжкой: входящие в него тексты являются либо копиями с навсегда утраченных оригиналов, либо их пересказами; они испещрены комментариями и толкованиями, сделанными разными людьми в разное время.

Ситуация осложняется еще и тем, что манускрипты написаны на древнеирландском, с вкраплениями латинизмов (их составителями были в основном монахи, а к основному тексту, Senchus Mуr, как утверждают, приложил руку сам Святой Патрик) и диалектизмов, в которых с трудом разбираются даже маститые лингвисты. Поэтому единого полного перевода Брегонских законов на современный английский, по всей видимости, не существует. Исследователи, обращавшиеся к этим текстам - историки, этнографы, филологи, юристы (уже упоминавшийся Лоренс Гиннел, например, посвятил Брегонским законам , (англ., на русский не переведена) - использовали лишь то, что непосредственно отвечало их нуждам и интересам. Однако даже из этих обрывочных и разрозненных сведений можно получить представление об основных чертах древних кельтских законов - чертах не просто отличительных, но поистине уникальных. Римскому праву, которое легло в основу всей европейской юриспруденции, во многих отношениях было далеко до кельтского. Брегонский кодекс настолько опередил свое время, что некоторые его статьи кажутся взятыми из современного законодательства какой-нибудь развитой страны - особенно те, которые касаются семейных и брачных отношений.

Брак, семья и клан у древних кельтов

Положение женщины в кельтском обществе разительно отличалось от той подчиненной, второстепенной роли, которая предписывалась ей большинством других культур. Римские матроны, даже самые родовитые, не имели никакого реального влияния на политику (иным путем, кроме кулуарного подзуживания своих супругов). Героини греческих мифов, за редким исключением - отнюдь не героини, а жертвы, ожидающие избавителя, чтобы стать его трофеем. На Востоке женщина и по сей день может являться чем-то средним между дорогой игрушкой и домашним животным, а христианство, заклеймившее женщину «сосудом греха», на долгие века закрепило неравенство между мужем и женой во всех отношениях.

Женщины же у древних кельтов были фактически равноправными партнерами мужчин во всех делах, делили с ними как мирные заботы, так и тяготы войны; они могли занимать сколь угодно высокое общественное положение и преуспеть в любой деятельности или профессии, к которой имели склонность и талант. Королевы-воительницы ирландских саг сражаются и руководят войсками не хуже мужчин; известно о существовании женщин-друидов и женщин-судей. Причем участие женщин в военных сражениях - для кельтов норма. В IV в. н.э. римский офицер Аммиан Марцеллин писал: «Целое войско иноземцев не сможет противостоять одному кельту, если он призовет на помощь жену, которая сильнее его и голубоглаза, особенно когда она, гневно откинув голову, скрежеща зубами и размахивая белоснежными и мощными руками, начнет наносить кулаками и ногами удары не слабее снарядов катапульты, выбрасываемых при помощи скрученных жил. Голос этих женщин ужасен и пугающ, даже если они не сердятся, а говорят дружелюбно.» Хотя в его строках присутствует определенная доля сарказма, очевидно, что римляне на себе испытали боевые качества кельтской “слабой” половины, и не были склонны их недооценивать. Терри Джонс и Алан Эрейра в своей книге говорят: в «цивилизованном» Риме изнасилование не считалось преступлением против женщины, а рассматривалось как нанесение ущерба мужчине, под чьей опекой она находилась, то есть считалось преступлением против его собственности. По кельтским же законам изнасилованная женщина имела право не только на персональную компенсацию, но и на месть.

Выходя замуж, женщина сохраняла право на распоряжение своим личным имуществом, которым она обладала до брака. А при разводе, инициатором которого могла выступать жена, (причем по целому ряду причин) - раздел имущества совершался в соответствии с нормами современного законодательства: учитывалось не только добрачное имущество супругов, но и вклад каждого из них в совместно нажитое. Чем больше труда и усилий затратила женщина на ведение хозяйства и приумножение семейного добра, тем больше была ее доля в случае развода.

В том, что касается защиты прав детей, Брегонский кодекс можно назвать уникальным. Законнорожденность ребенка - одна из основных проблем норманнской юриспруденции, сломавшая немало судеб, решающее обстоятельство в вопросах наследования имущества, - в кельтском праве не играет ровным счетом никакой роли. Пословица «чужих детей не бывает» к древним кельтам применима, как ни к какому иному народу. Для установления отцовства достаточно было заявления матери и признания отца (случаи отказа мужчины от ребенка были единичными, если такое вообще случалось), после чего ребенок включался в число наследников на общих основаниях, независимо от того, состояли ли его родители в какой-либо форме брака. Последних Брегонский кодекс признает несколько, в том числе и такие, которые мы сейчас называем «гражданским браком».

Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями. Теоретически раба могли безнаказанно убить - но поводом могло послужить лишь очень тяжкое преступление, да и были такие случаи единичны. В целом же институт рабства не был широко распространен, и захваченные в походах пленники, как правило, отпускались за выкуп, либо продавались тем же римлянам.

Представление о том, насколько кельтская практика отличалась от римской, можно получить из любой исторической хроники имперского периода. Этот вопрос наукой освещен достаточно подробно.

Культура, ремесла и духовность

Каковы же были технологические достижения “варваров”? Европейские историки вообще, и римские - в частности, кельтов боялись, не знали и не понимали. Естественно, подобных монстров в своих работах они наделяли всеми недостатками, которые только могли сочинить. Сами же кельты, не оставившие после себя письменных источников, реабилитироваться не способны.

Однако помочь в этом могут современные археологические находки. Хотя основу кельтского уклада составляли сравнительно небольшие сельские общины, занимавшиеся сельским хозяйством, сейчас обнаружены и огромные города, площадью в несколько тысяч гектаров. В них были каменные здания с паровым отоплением полов, стены, возведенные с помощью строительного раствора. Полисы строились по общему плану, с соблюдением геометрических законов, в них устраивались школы, административные здания, больницы и дома престарелых. При их сооружении выполнялись огромные объемы земляных и строительных работ, при необходимости осушались или создавались водоемы, насыпались искусственные острова, отводились реки и ручьи. Давно стали легендами Стоунхендж, менгиры и дольмены, прочие мегалитические памятники галлов.

Ремесло зодчего ценилось так же высоко, как оружейное, и было не менее почетным, чем воинское искусство. Кузнецы владели секретами тонкой работы, создавая ювелирные украшения столь филигранные, что подобного уровня удалось достичь лишь к периоду Средневековья. Обработку железа кельты также освоили первыми в Европе, и их оружие веками оставалось непревзойденным. Когда археологи при раскопках обнаружили конскую сбрую, изготовленную кельтскими мастерами, то приняли ее за современную высокотехнологичную подделку - настолько совершенно было изделие. И лишь инструментальные методы датировки убедили их в аутентичности находки.

Историки, слепо исповедовавшие римскую версию истории “варваров”, описывали кельтских воинов, нанимавшихся в римскую армию, чтобы заработать немного золота. Однако недавние раскопки показывают всю смехотворность этой версии. На территории Англии только в одном небольшом регионе найдены сотни качественно разработанных золотых рудников. По оценкам специалистов, только эта область была в состоянии поставлять на рынок 300 тонн золота ежегодно. Также древние авторы описывают пристрастие кельтов (как женщин, так и мужчин), независимо от сословия, к украшениям из драгоценных металлов. И для их повсеместного распространения явно не хватило бы ни грабительских походов, ни, тем более, жалких наемнических динариев Рима.

Мировоззрение кельтов также было основано на знании естественных законов природы (не всегда очевидных) и следованию им, как в торжественных ритуальных церемониях, так и в ежедневных практических делах. В то время, как римляне проявили себя оккупантами не только в отношении соседних народов, но и окружающей среды, принимая во внимание лишь собственные прихоти, кельты были настоящими детьми природы. Они черпали в окружающем мире силы, но таким образом, чтобы не нарушить его гармонии. Осквернение или бессмысленное уничтожение дерева, особенно игравшего сакральную роль, было тяжким грехом. Да и божества кельтского пантеона - “живые”, не обитающие где-то в недоступных высях, а постоянно присутствующие рядом, участвующие в судьбах и князей, и простолюдинов. Тогда как для римлян религия, даже “официальная”, была почти бутафорским придатком государства. Они не вмешивались в отправление культов завоеванных народов, пока отводилось “Богу - богово, кесарю-кесарево”. В центре истинной их религии стоял идол золотого тельца.

Кельтское «варварство» против римской «цивилизации» - жизнь в гармонии или вечная борьба?

Римская империя не только довлела над античным миром; она задала импульс, оказавший едва ли не решающее влияние на историю человечества. Само мышление и устройство государства, которое мы называем «имперским», зародилось именно там. Британская и Российская империи, СССР, а теперь США веками исповедовали принципы приоритета государственного над личным, идеи над индивидуальностью, территориальной и культурной экспансии. Со становлением государства, как механизма подавления, и формализацией закона ушла родоплеменная эра, с ее уютом, “домашнестью”, вниманием к отдельному члену общины, судом не по букве, а по совести.

Отваги и доблести кельтам было не занимать - даже Цезарь отдал должное их воинским качествам; однако захватнические устремления им были не свойственны. Жить в мире с собой и окружающими, со своей землей - вот чему учат кельтские законы, мудрые, древние и в то же время как нельзя более современные. Не зря последователи друидизма в наши дни обращаются именно к Брегонскому кодексу: при всей неполноте и неточностях, сквозь него можно рассмотреть - как камешки на дне ручья сквозь прозрачную воду - еще более раннюю и сложную этическую, философскую и духовную систему, на основе которой и сложилась кельтская традиция. Эта система не может быть ничем иным, кроме друидизма - того подлинного друидизма, о котором известно крайне мало, а достоверно, можно сказать, и вовсе не известно ничего - и насколько же мощной она должна была быть, если даже отзвуки ее, рассыпавшиеся эхом, долетели сквозь столетия до наших дней…

В своем чаянии дойти до предела и выйти за него человечество неудержимо стремится… куда? Возможно, к новому этапу в своем развитии; возможно, к пропасти и гибели. И те немногие, кто чувствует это, стараются найти опору в забытых древних знаниях. Кельтская традиция - один из самых чистых источников, к которому стоит возвращаться снова и снова, приходя к нему то за мудростью, то за справедливостью, то за гармонией - пока не придет понимание, что главный, неисчерпаемый источник мудрости, справедливости и гармонии каждый из нас может обрести только в самом себе.

Пока жив Стоунхендж - живы и кельты


Метки: ,
Запись: Рим vs Галлия: украденная история кельтов
опубликована 12 сентября, 2012 в 17:17 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :

Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. (В пользу их связей с Востоком говорит, в частности, форма боевых шлемов. Для народов Западной Европы характерны округлые шлемы, например, у греков, римлян, средневековых рыцарей и викингов. Оружейники же славян, иранцев, индийцев предпочитали остроконечную форму. Балтский народ пруссов, находившийся между германцами и славянами, использовал оба вида. Многие шлемы же кельтов, фактически самой западной группы индоевропейцев были остроконечными!).

Сейчас большинство исследователей склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем. Истоки их культуры видят в так называемом Гальштате С (7 в. до н. э.) – начале железного века. М. Щукин дает яркую характеристику периодов кельтской истории. «В начале пути главенствующую роль играла, вероятно, родовая аристократия. В южной части Центральной Европы, в Приальпийской зоне известны погребения ее представителей с роскошными золотыми гривнами и браслетами, с колесницами в могилах, с бронзовыми сосудами. В этой аристократической среде и зародился своеобразный стиль кельтского искусства, кельтская латенская культура”. (Щукин, 1994. – с. 17). В 6 веке до н. э. орды огненно-рыжих кельтов потрясли Европу, пронесясь на своих боевых колесницах по территории современных Франции, Испании, Британии. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией (кельты, галлы, галаты – все это разные формы одного и того же этнонима). Эта страна стала сердцевиной кельтских земель и базой новой экспансии, на этот раз на восток. “В доблестное правление Амбигата и сам он, и государство разбогатели, а Галлия стала так изобильна и плодами и людьми, что невозможно оказалось ей управлять. Поскольку население стремительно увеличивалось, Амбигат решил избавить свое царство от избытка людей. Беловезу и Сеговезу, сыновьям своей сестры, он решил назначить для обживания те места, на какие боги укажут в гаданиях …Сеговезу достались лесистые Герцинские горы, а Белловезу… боги указали путь в Италию. Он повел за собой всех, кому не хватало места среди своего народа, выбрав таких людей из битуригов, арвернов, сеннонов, эдуев, амбарров, карнутов и аулерков.” (Ливий, 5, 34 – по Щукину, 1994. – с. 80). В данной фразе источника прекрасно показан механизм мобильности кельтов.

Избыточное население различных племен собираясь вместе, захватывало новые земли, не порывая связей с родиной. Люди Белловеза разгромили этрусские городки в долине реки По (около 397 г. до н. э.). В историю вошел их нашумевший, но неудачный штурм Рима, эпизод с капитолийскими гусями и фраза: “Горе побежденным” (около 390 г. до н. э.). Затем война в Италии приобрела позиционный характер. Более перспективными были действия тех галлов, что выселились в Герцинские горы. Они заняли Богемию и бассейн Среднего Дуная (благодаря тому, что армия Александра Македонского действовала на Востоке). Затем, воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, кельты унитожили войско ее царя Птолемея Керавна и разграбили Грецию. По приглашению царя Вифинии они переправились в Малую Азию. Надо сказать, что эллинистические цари охотно нанимали кельтов на службу, ценя их специфические военные навыки (возможно, аналогичные тем, какие используются в восточных боевых искусствах). Но кельты (здесь их называли галаты) неожиданно образовали собственное государство в центре Малой Азии, организовавшись по образцу Галлии. И наконец, примерно в этот же период, кельты заселили Ирландию.

В течении 3 столетия до н. э. кельты начали терпеть поражения. Сама легкость завоеваний таила в себе опасность. Огромные расстояния ослабляли линии коммуникации. Кельты не смогли выработать собственную государственность. Оправившиеся от поражений правители организованных держав (Рима, Македонии, Пергама, Сирии) стали давать им отпор. “После ряда военных неудач, потеряв часть завоеванных земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Дуная до Карпат. В течении периода “среднеевропейской консолидации” происходит внутренняя перестройка социальной структуры. Военные вожди, вероятно, утратили свой авторитет. Начинается “промышленная революция” – изготовляются в массовом порядке, на продажу орудия труда, вырабатываются те их формы, которые дожили в Европе до средневековья, а иногда и до наших дней, появляется монета, возникают протогорода оппидумы – укрепленные центры с развитым производством” (Щукин, 1994. – с. 18). Города (первые в Европе к северу от Альп!) и селения соединялись сетью дорог. Существовало развитое речное судоходство. Галлы в Бретани строили большие деревянные корабли, снабженные кожаными парусами и якорными цепями, гораздо лучше приспособленные к плаванию в открытом море, чем античные галеры. В политическом отношении Кельтика по прежнему представляла собой конгломерат племенных обьединений во главе с “королями” и аристократией, которые жили в укрепленных пунктах и, подобно средневековому дворянству, страстно любили лошадей и псовую охоту. Но высшая власть принадлежала сословию жрецов, имевших единую организацию и ежегодно собиравшихся на территории нынешнего Шартра. Они делились на три категории. Друиды образовывали высшую касту – слагателей мифов и вершителей ритуалов. Филиды выполняли функции законоведов, они же хранили в памяти древнюю историю страны, тесно переплетенную с мифологией. Наконец, барды в своих стихах прославляли военных вождей и героев. Согласно Цезарю, галльские друиды не доверяли письменному слову и сохраняли в памяти огромный обьем информации. Не удивительно, что период обучения друида достигал 20 лет. В Ирландии аналогичный период был короче – семь лет.

Обладавшие развитой ремесленной технологией, кельты оказали сильное влияние на соседние “варварские” народы. Возможно, распространителями культуры Латена, однородной на обширных пространствах Западной и Центральной Европы, были группы бродячих мастеров, переходящих от одного вождя к другому. Вероятно также существование сильной сакрализации ремесла и участие в подобных группах жрецов.

Такова была кельтская цивилизация. “Во многих отношениях она теснее примыкает к новой, чем к греко-римской культуре благодаря своим парусным судам, рыцарству, церковному строю, а прежде всего своим, правда несовершенным попыткам сделать опорой государства не город, а племя и его высшее выражение – нацию.” (Моммзен, 1997, т.3. – с. 226). Однако за структурную “перестройку” и “среднеевропейскую консолидацию” кельтам пришлось заплатить утратой боевых навыков. Да и господство жрецов, далеких от задач реальной политики имело негативные последствия. С востока кельтов теснили дикие германские племена. На юге же все больше набирал силу Рим. В 121 г. до н. э. римляне оккупировали Южную Францию, создав провинцию Нарбонская Галлия. В это же время, два племени – кимвры и тевтоны вторглись в кельтскую Галлию из-за Рейна. Досталось и римлянам – они были побеждены в двух битвах. Но Рим сумел сделать выводы из поражений, Марий провел военную реформу, создав профессиональную армию. Галлия же была разорена. А затем наступили роковые для кельтов 60-50 гг. до н. э. Буребиста, царь даков уничтожил или изгнал их из Центральной Европы; Ариовист, германский вождь вытеснил их из Германии. И, наконец, Цезарь совершил свой головокружительный поход и за несколько лет покорил Галлию – сердцевину кельтских земель. Эта страна быстро поддалась влиянию римской цивилизации. Ее население получило наименование галло-римлян – то есть галлов, живущих по римскому законодательству. Галлия стала одной из самых развитых и населенных провинций империи. Сословие жрецов, которые являлись поборниками независимости было уничтожено. Но почитание кельтских богов продолжалось, хоть и в рамках возрастающего синкретизма.

Подобная же участь постигла и всех остальных материковых кельтов. Их культура уцелела лишь на Британских островах среди бриттов (Англия) и скоттов (Ирландия). Так Кельтика вошла в Средневековье.