Заселение урала человеком. Южный урал в древности и в средневековье

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем "оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они оставляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южный удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Начало истории человека на Урале, по данным ученых, отстоит от наших дней по меньшей мере на 300 тыс.лет назад. Самая древняя ее страница – каменный век. Это - самая протяженная по времени часть древней истории в сравнении с прочими, поскольку она закончилась лишь на рубеже IV–III тыс. до н.э.). Именно тогда было сделано множество открытий и изобретений, которыми мы пользуемся и по сей день. Именно в те далекие времена определились направления развития жизни современных южноуральцев.

Каменный век обычно подразделяется на древний каменный век (палеолит ), средний каменный век (мезолит ) и новый каменный век (неолит ). Не будем отступать от этой периодизации и мы.

Время появления первых людей в районе Южного Урала пришлось на ледниковую эпоху в геологической истории Земли. Около 80 тысяч лет назад началось новое оледенение, которое продолжалось, то усиливаясь, то ослабевая, до времени 12-10 тыс. лет от наших дней. И, хотя льды не спускались южнее Северного Урала, весь Урал в целом был частью огромной приледниковой зоны. Господствовали открытые пространства. Ученые отмечают, что в это время природные зоны на Урале причудливо переплетались. Холодные степи продвигались далеко к северу, а тундры - к югу. Изучив пыльцу растений из почвы того времени ученые сделали вывод о том, что в некоторых районах Урала тогда произрастали кроме карликовой березы, полярной ивы, - тундровых растений, в других - ель, сосна, лиственница. Из животных водились такие как дикие лошади, северные олени, мамонты, шерстистые носороги, бурые медведи, волки, лисицы, песцы, зайцы, а также пещерный медведь, пещерная гиена и пещерный лев. Специалисты с удивлением приводят этот список, потому что в более поздние времена эти животные никогда не обитали в пределах одной природной зоны.

Короткое прохладное лето, затяжная суровая и малоснежная зима,- так можно описать климат того далекого времени.

Более или менее современный облик природа и климат района Урала приобретает лишь после окончания последнего оледенения 12-10 тыс.лет назад.

Ученые предполагают, что первые люди - приходили на Урал с юга - из района Средней Азии и с юго-запада - из района Кавказа, двигаясь вдоль берегов крупнейших рек - Урала и Камы, или с Русской равнины. Однако, они расходятся во мнении, когда это произошло. Разница достигает … сотни тысяч лет! Может быть, дело в несовершенстве археологии – науки о древностях? И в этом тоже, но есть и другие веские причины. Вот один из примеров. В излучине реки Урал у села Богдановское, что в Кизильском районе нашей области, скалистый левый берег обрывается глинистой осыпью к реке. Археолог Владимир Николаевич Широков, проводя поиск мест, где жили древние люди, увидел в обрыве берега, под семиметровым (!) слоем осыпавшегося грунта, торчащие из земли кости животных, живших на Южном Урале десятки тысяч лет назад: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северного и благородного оленя и других. Раскопки выяснили, что здесь находятся остатки стоянки древнейших южноуральцев. В одном слое с костями животных находились и каменные орудия: остроконечники, скребла. По тому, как оказались распределены по раскопанной части стоянки мелкие кусочки камня – отходы производства каменных орудий, археологи определили, что здесь работали два мастера, изготовлявшие эти орудия. Если бы река не размыла во время весеннего половодья обрыв, мы никогда бы не узнали, что под толщей осыпи скрывается начало истории людей на Южном Урале.

Время стоянки Богдановка (так ее условно назвали археологи) отделено от нас примерно восьмидесятью тысячами лет . Примерно в это время в северном полушарии началось очередное оледенение. Климат стал прохладен настолько, что в северных широтах выпавшие снега не успевали растаять и намерзали новым слоем на выпавший в прошлом году снег. Так продолжалось … десятки тысяч лет. В результате образовались громадные ледниковые щиты, толща которых достигала нескольких километров. Но наши места ледник не затронул, остановившись далеко на севере Урала. Южнее расстилались холодные тундро-степи с характерной растительностью и необычным составом животного мира. Оледенение это закончилось лишь чуть более 10000 лет назад.

Скорее всего, на стоянке Богдановка оставили следы жизни прямые предшественники людей современного вида – неандертальцы, названные так по месту первой находки их останков на территории современной Германии. Они не жили подолгу на одном месте, передвигаясь за животными, на которых сообща охотились. Поэтому на раскопанной у села Богдановского стоянкенет остатков утепленных жилищ, где община жила круглый год а слой с находками тонок.

Стоянок, подобных Богдановке, на Южном Урале до обидного мало. Одну из них археологи Геральд Николаевич Матюшин и Отто Николаевич Бадер изучили в сорока километрах западнее современного города Магнитогорска, на берегу озера Карабалыкты (Линевое – башк .). Они назвали ее «стоянка Мысовая». Люди жили здесь много раз и более поздние обитатели этих мест неоднократно разрушали остатки жизни более ранних предшественников, перемешивая разновременные вещи. Но археологам хорошо известно, какими орудиями пользовались древнейшие на Южном Урале люди. Им удалось выделить из большой коллекции около пятидесяти предметов, принадлежавших древнейшим уральцам. И снова это были уже известные нам остроконечники, скребла, рубила.

Почти у самого города Магнитогорска археологи Константин Владимирович Сальников и Отто Николаевич Бадер на берегу реки Малый Кизил, раскапывая площадку перед входом в маленькую пещеру, которую они назвали Смеловская II (у поселка Смеловского), наткнулись на следы пребывания и здесь людей древнего каменного века.

В некоторых случаях археологам доставались лишь отдельные предметы той далекой эпохи, вымытые талыми водами из земли. Так произошло на реке Камысты-Аят у села Княженское на севере Брединского района, где студенты-археологи из Челябинского государственного педагогического института, проводившие археологическую разведку, подняли со дна оврага несколько каменных орудий, вымытых их почвы паводковыми водами и принадлежавших, возможно, одним из первых обитателей наших мест.

Последняя из находок, связанных с началом истории людей на Южном Урале была сделана археологами ЧелГУ у с. Стрелецкое на р. Уй. Во время зачистки обнажения культурного слоя поселения бронзового века (II тыс. до н.э.) из глины в основании слоя было извлечено каменное орудие, типичное для раннего палеолита.

Со временем близкого окончания ледниковой эпохи (около 16000 лет назад) связана и исследованная сравнительно недавно стоянка Троицкая I на мысе при впадении реки Санарки в реку Уй близ города Троицк. Она расположена на территории бывшего совхоза «Плодопитомник», на высоком левом берегу р. Уй. Стоянка исследована археологом Владимиром Николаевичем Широковым и археозоологом Павлом Андреевичем Косинцевым в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Но обнаружил ее … тракторист местного тепличного хозяйства, которому поручили вырыть яму для устройства зерносушилки. Ковш экскаватора зацепил кости диковинных животных. Их было много. Сельские жители хорошо знают, как выглядят кости домашних животных. Выкопанные кости были совсем не похожи на них. О находке узнали ученые из ветеринарного института, что в Троицке. Один из них – Александр Николаевич Малявкин, вместе со студентами выехал на место находки и определил, что это кости древних животных ледниковой эпохи: мамонтов и дикой уральской лошади (была и такая). Кости собрали и перевезли в Троицк, где они и хранились. Археологи так и не узнали бы об этой находке, если бы А.Н. Малявкин не поведал Н.Б. Виноградову о том, что на окончании одной из найденных костей ноги дикой лошади есть аккуратное сквозное отверстие. При этом он предположил, что кости эти могут быть связаны с древнейшими обитателями этих мест. Археологи из Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук подтвердили догадку, раскопав здесь остатки стоянки людей конца древнего каменного века (палеолита), скрытые почти метровым слоем почвы: кости четырех мамонтов. Причем, ученые считают, что здесь находились целые туши животных, а не отдельные кости. Поразило специалистов и то, что из почти двухсот каменных предметов более половины были изготовлены … из горного хрусталя! А ведь он очень плохо обрабатывается. Но древние мастера оказались искусны и упорны в своем желании, изготавливая из горного хрусталя и яшмы резцы для прорезания пазов в деревянных или костяных деталях наконечников стрел, ножей. Затем в эти пазы плотно друг к другу вставлялись каменные пластинки с параллельными краями для создания длинных лезвий. Изучение этих пластинок под микроскопом показало, что ножи предназначались для резки мяса и шкур. Другие орудия оказались скребками для работы по кости и дереву.

Ученые пришли к выводу, что найденные на Троицкой I стоянке мамонты погибли своей смертью, скорее всего, утонули во время паводка. Троицкая I была кратковременным охотничьим лагерем. Люди нашли туши погибших животных и жили рядом, разделывая, питаясь мясом и обогреваясь кострами, топливом для которых служили кости все тех же животных.

Искать следы жизни древнейших южноуральцев очень сложно. Порой слои с остатками жизни палеолитических людей оказываются перекрытыми многометровой толщей речных наносов или оползней. Однако, можно смело утверждать, что население нашего края в пору начального его освоения было очень немногочисленным.

Памятники истории Южного Урала поздней поры древнего каменного века (позднего палеолита) более многочисленны. Большинство позднепалеолитических местонахождений на Южном Урале понято археологами как остатки кратковременных остановок групп палеолитических охотников. Они открыты на Южном Урале - в пещерах на р. Юрюзань (Ключевая, Бурановская, Идрисовская). "Добыча" археологов в этих местах скудна: остатки кострищ, немногочисленные каменные изделия. Другая разновидность памятников позднего палеолита Южного Урала и Зауралья - места разделки туш погибших или убитых на охоте животных. в Южном Зауралье - у г. Троицка на берегу р. Уй при впадении в нее р. Санарка; в Зауралье (Курганская область) - в Варгашинском районе, у д. Шикаевка. Но самые известные памятники древнейшего этапа истории Урала это, конечно, пещеры - святилища с рисунками палеолитических людей, но с ними мы более подробно познакомимся чуть позднее.

В позднем палеолите люди обжили почти весь Урал.Даже в Северном Приуралье,на р. Печоре,известны их стоянки. Считается, что в это время население Урала пополнили переселенцы из Сибири.

Палеолитических южноуральцев кормила, одевала и обогревала охота. Лучше представлены остатки охотничьей жизни уральцев времени позднего палеолита. Выяснено, что на восточных склонах Урала тогда люди преимущественно охотились на лошадей и северных оленей. Считается, что охота была загонной. Найдены и места охоты. Одно из них, на р. Багаряк, на границе Среднего и Южного Зауралья, так описывают ученые В.Т. Петрин и Н.Г. Смирнов: "Грандиозная, отвесно обрывающаяся к реке гряда скал... служила удобным местом, куда загоняли стада лошадей и северных оленей древние охотники... и добыче оставался только один путь - в обрыв". Предположение ученых подтверждает находка рядом с описанными скалами маленькой пещерки - грота, раскопки в котором дали множество костей именно этих животных.

Охота в палеолите была основой хозяйственной жизни. Она же определила подвижный, почти кочевой образ жизни, когда люди следовали вслед за передвигающимися по определенной территории животными.

Уже в палеолите люди жили родовыми общинами, то есть группами близких родственников. Это была единственная возможность для выживания в тех суровых природных условиях. Управляли действиями общины старейшины. Соседние общины поддерживали разнообразные отношения (браки, обмен каменным сырьем, совместные действия против врагов, охотничьи экспедиции). Постепенно формировались единые традиции, обычаи, язык, рождалось осознание единства и общности людьми на обширных территориях.

Камень в руках древнего мастера. Едва обустроившись на новом месте первые южноуральцы "заглянули" и в каменную сокровищницу гор. Точнее, и заглядывать в нее зачастую не было необходимости. Камни-сокровища лежали на поверхности, под ногами. В разных местах использовались разные виды каменного сырья: кремень, кварциты, даже кристаллы горного хрусталя. Отдельно поговорим о яшмах. Известный ученый А.Е.Ферсман писал о них: "Яшмовые месторождения Южного Урала начинаются на севере, в районе Миасса, и уходят на 5ОО километров на юг, в Казахские степи; в Мугоджарских горах они вновь появляются из-под почвенного покрова. Полосой в 4О-5О километров тянутся эти поразительные и единственные в мире месторождения яшм, обнажаясь на берегах притоков Урала." Как фантастика, звучат слова ученых о целых горах, сложенных из яшмы, об озерах, лежащих в яшмовых берегах. Десятки разновидностей яшмы уже сотни лет используются людьми как поделочный камень. Вам еще предстоит увидеть в музеях яшмовые вазы и чаши. Но мало кто осведомлен, что на протяжении десятков тысячелетий яшмы были одним из основных видов сырья, из которого наши далекие земляки изготовляли орудия труда и вооружение. Почему? На этот выбор повлияли чудесные свойства яшмы. Их несколько. Во-первых, яшма очень тверда. Это один из самых твердых минералов. Во-вторых, яшма обладает способностью слоиться при умелом ударе, раскалываясь не на бесформенные куски, а на пластины с острыми тонкими краями. А вот последнее свойство яшмы потребует от вас ответа на вопрос: приходилось ли видеть лежащие на каменистом озерном пляже обломки толстого зеленоватого бутылочного стекла? Тогда вам должно быть известно, что края этих стеклянных обломков, неоднократно прижатые подошвами обуви людей к камням, как бы шелушатся: от краев стеклышек отскакивают маленькие частички, чешуйки стекла, похожие на маленькие раковинки. Примерно таким же свойством обладает и яшма. Южноуральские яшмы невозможно перепутать с другими: у них особенная окраска, свое соотношение цветов. Древние мастера более всего предпочитали использовать черную и красно-зеленую яшмы. Благодаря неповторимой окраске южноуральских яшм их можно отличить от камней из других мест. Археологи поэтому могут утверждать, что уже в каменном веке каменное сырье было предметом обмена. Изделия из южноуральских яшм найдены при раскопках древних поселений в далеких от Южного Урала землях. Конечно, древние южноуральцы использовали не только яшмы, но и другие породы, например, кремень. Но и у них были свойства, как у яшмы. Теперь представьте себе огромный склад, наполненный крайне необходимыми для людей предметами и... с открытыми дверями. Такой же "кладовой" являлись для древних уральцев многочисленные выходы яшмовых месторождений на поверхность. Помимо местных жителей, к ним стремились "экспедиции" соседних племен, не имевших собственных залежей "стратегического" каменного сырья. Можно предположить, что отношения пришельцев с хозяевами не всегда были мирными. Факт остается фактом: в районах с выходами яшмы на поверхность берега озер усыпаны отходами древнего камнеобрабатывающего дела - каменной "стружкой" (отщепами). Особенно это характерно для озер Башкирского Зауралья, что западнее Магнитогорска.

Что такое мастерская каменного века? Порой это достаточно небольшая, метр на метр, площадка, на которой - множество каменных отщепов. Иногда - камень, служивший для мастера наковальней, а также сломанные орудия. Это рабочее место древнего мастера. Ученые находят их как в поселениях, так и за их пределами. Опыт изучения древних народов убедил ученых, что экспедиции за каменным сырьем возвращались не с кусками поделочной породы в кожаных мешках, а уже с заготовками, которые можно было легко превратить в орудия. Не все археологи с этим согласны, но трудно себе представить, что каменное сырье в необходимых количествах реки сами по себе перемещали на сотни километров. Первоначальная обработка проводилась непосредственно у месторождений. Как можно отличить камень, побывавший в руках древнего мастера от камня, который раскололся сам по себе? Может быть, археологи все путают? Нет, археологи знают такие признаки, присутствие которых на камне позволяет утверждать: это дело человеческих рук.

Каменный век на Урале длился сотни тысяч лет. Это означает, что у наших предшественников было достаточно времени для отменного изучения свойств минералов, из которых изготавливались орудия. И чем ближе было окончание каменного века, тем изощреннее становились приемы обработки камня. Несколько изобретений того времени в камнеобрабатывающем деле оказались чрезвычайно эффективными. Одно из них - нуклеус. В переводе с латинского языка это слово означает "ядро". От нуклеусов, пользуясь особыми приемами, отделяли пластинки, а на пластинках изготавливали разнообразные орудия. Пластины с параллельными краями за сходство с лезвиями ножей называют ножевидными. По ряду соображений древние южноуральцы предпочитали использовать средние части этих пластин. Их параллельные края позволяли изготовлять кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными лезвиями. Для этого делалась костяная или деревянная основа. В ее пазы при помощи смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки. Подобные орудия умели изготовлять как позднепалеолитические южноуральцы, так и обитатели Южного Урала и Зауралья эпохи мезолита и неолита (могила древнего человека у деревни Пеган в Курганской области). Такие лезвия были эффективны в работе. Древние люди стремились учитывать свойства самого камня, то есть пластинки нельзя было сгибать и сильно ударять по ним. Для того, чтобы из сколотых с нуклеуса пластинок изготовить различные по назначению орудия, древние мастера должны были соответственно обработать их лезвие, или, как говорят археологи, рабочие поверхности. Основным способом такой обработки в каменном веке была ретушь . Специальным каменным инструментом (он называется "ретушер") мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке и делал рабочую поверхность такой, какой он ее задумал (острой или притупленной, прямой или вогнутой). Пластинка, которая должна была служить вкладышем составного лезвия кинжала с одного края обрабатывалась очень крутой ретушью для лучшего сцепления с клеем, когда ее поставят в паз костяной или роговой основы. Открытие принципа работы сверла (две противолежащие рабочие поверхности, последовательно входящие в дерево, кость, рог или мягкий камень) произошло задолго до того, как появились стальные сверла, - в каменном веке. Рабочие поверхности сверл образованы все той же ретушью.

Для создания резца мастер слегка скалывал часть боковой грани (или обеих граней) пластинки. В таком случае "работал" угол, на который обычно на археологических рисунках этих орудий указывает стрелка.

Большинство перечисленных орудий (сверла, резцы) зачастую употреблялись с деревянными или костяными рукоятями. Незаменимым орудием для охотников и рыболовов был скребок. Его рабочий край, предназначенный для очистки шкур животных, чешуи рыб, обработки деревянных или костяных предметов, испытывал большие нагрузки и должен был как можно меньше выкрашиваться. Углы "заточки" ножа и скребка разные, поскольку эти орудия выполняли разную работу и давление на рабочие поверхности было разным. Заканчивая рассказ о ретуши, нельзя не упомянуть о каменной ретушированной скульптуре. Лесные жители Урала каменного века ретушью создавали на плоских отщепах или ножевидных пластинах скульптуры лесных зверей: лосей, медведей, а также птиц.

В самом конце каменного века и в начале века металлов уральцы отказались от использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах. В этом случае ретушь наносилась не только по краю орудия, который работал; ретушью с двух сторон покрывалось все орудие, оно как бы "строгалось" ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Это прием обработки называется двусторонней ретушью. Ученые так и не смогли ее повторить в наши дни! Секрет утерян, может быть, навсегда.

Уже в бронзовом веке продолжали бытовать каменные наконечники стрел, выполненные в древней даже для того времени технике двусторонней ретуши, впервые открытой в позднем неолите. Наконечники крепились к древку стрелы с помощью сухожилий животных.

В том же каменном веке (в мезолите, неолите) у уральцев, как и у других народов, распространяются шлифованные орудия и украшения. Они использовались и позднее, в медно-каменном веке. Шлифованные топоры и тесла были сделаны из мягких пород камней, например, из змеевика и закреплялись в деревянных рукоятях, были основными орудиями для обработки дерева.

Основной вывод - каменный век не был диким веком. Гениальных и бесталанных людей тогда, видимо, было столько же, сколько в наши дни. Просто у уральцев каменного века были намного меньшие возможности, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы - свои.

Тайны уральских пещер

С незапамятных времен в глухих лесах южноуральских гор, в скалистом обрыве берега реки Гымыза (приток реки Сим) в Катав-Ивановском районе Челябинской области башкирам была известна пещера, которую они называли Ямазы-Таш . Позднее русские назвали ее Игнатиевской , по имени христианского отшельника старца Игнатия , жившего поблизости. Пещера эта двухэтажная, длиной около 6ОО метров. Она промыта в толще горы водой. Среди местных жителей упорно ходят легенды о подземных озерах и залах, некогда доступных для людей. За последние 25О лет пещеру осматривали многие известные русские путешественники и археологи. Они искали в пещере следы жизни древнейших обитателей Южного Урала. Но раскопки в пещере, у входа, обнаружили лишь следы более поздних эпох: угли костров, кости животных, обломки глиняных сосудов и каменных орудий. Но и тогда вряд ли люди жили в пещере постоянно. Они лишь посещали пещеру, укрываясь в ней от непогоды или преследования.

Главную свою тайну пещера открыла только в 198О году, когда в ней начала работу археологическая экспедиция, которой руководил археолог В.Т.Петрин . Сотрудник экспедиции, тогда еще студент, а ныне ученый, В.Н.Широков первым из людей нашего времени увидел при обследовании стен пещеры на первом этаже древний рисунок - округлое пятно, ограниченное отрезками прямых линий. Рисунок был выполнен красновато-коричневой минеральной краской - охрой. Позднее выяснилось, что рисунки в Игнатиевской пещере выполнялись и черной сажей. Вода, стекавшая по стенкам пещеры в течение тысячелетий, несла мельчайшие известковые частицы. Они оседали на стенах и покрывали их и древние рисунки полупрозрачной корочкой. Она надежно защищает изображения от разрушения и указывает на большую древность рисунков.

Археологи выяснили, что стены первого этажа и потолок второго почти сплошь покрыты рисунками людей ледникового периода (примерно 15–13 тысяч лет назад). Охотники на диких лошадей, мамонтов, северных оленей рисовали здесь изображения столь привычных для их времени животных, а также условные знаки - символы ("змея", "дротик", вертикальные линии). Есть здесь также единственное изображение человеческой фигуры.

Зачем древним землякам потребовалось рисовать в потаенных местах Игнатиевской пещеры, среди тишины и мрака? Что означают эти рисунки? Ученые считают эти и подобные им рисунки людей ледникового периода в других пещерах Южного Урала (Каповая в Башкирии, Серпиевская II недалеко от Игнатиевской) частью волшебных (магических) обрядов, связанных с охотой, добычей пищи и магией плодородия. Авторами рисунков, скорее всего, были шаманы (колдуны).

Мир виделся людям ледникового времени совсем другим, чем нам. Нам проникнуть в него очень сложно. Он был "населен" различными волшебствами, духами. Для нас пещера - полое пространство в горе, промытое водой. Для наших далеких земляков это был Вход в Мать-Землю.

Ученые считают, что община (или несколько общин) охотников ледникового периода проводили в Игнатиевской пещере и обряд "посвящения во взрослые люди", обычный для древних народов. Как он выглядел? Вряд ли мы когда-нибудь будем знать это в деталях. Обычно подобные обряды у древних народов включали суровые испытания; пройдя через них и одержав победу над собой, вчерашний мальчик становился полноправным взрослым, как бы рождался вновь и даже получал новое имя.

Давайте пофантазируем... В определенный день по достижении мальчиком определенного возраста старейшины отправляли его в пещеру-святилище, напутствуя: "Пройдешь... шагов, поверни налево. Увидишь перед собой выступ скалы. Сколи с него кусок камня и возвращайся назад",- так примерно говорили они кандидату в воины. Это было страшное испытание. Один, в кромешной тьме, окруженный "духами", в существование которых он свято верил, вчерашний ребенок отмерял положенные шаги и возвращался к старейшинам с требуемым куском камня. Теперь, когда он выдержал испытание, он мог продолжить полноправную жизнь в общине. Через 15 ООО лет археологи нашли места этих сколов. Как и древние рисунки, сколы были покрыты полупрозрачной корочкой натеков кальцита, что подтверждало их древность. Отколотых кусков ученые, как ни пытались, в пещере не нашли... Да это и не удивительно.

Ученым известны и другие пещеры-святилища с рисунками конца древнекаменного века, например, Каповая на р.Белой в Башкирии.

Некоторые выводы

Палеолитический период в истории Урала, таким образом, можно охарактеризовать как:

· период начального освоения человеком района Урала, причем как с запада, с территории Европейской части современной России, так и с юга;

· период необычный по своим природно-климатическим характеристикам, обусловленным оледенениями;

· период начала использования минеральных богатств региона с установлением многоступенчатых обменных отношений по поводу каменного сырья, в результате чего сырье уже тогда могло распространяться на сотни километров от места добычи;

· период формирования особого бродячего образа охотничьей жизни небольших групп людей, не связанный со строительством долговременных поселений;

· период оформления сложного мировоззрения древнейших обитателей Урала, что доказывается разнообразными материальными остатками святилищ в пещерах.

Мезолит Урала

Примерно 10300 лет назад закончилось последнее в человеческой истории крупное оледенение в северном полушарии. На смену ему пришел более теплый климат. Из убежищ, где пережидали холод, «вышли» леса, «завоевали» просторы ранее холодной тундро-степи и Урал стал в основном лесной страной, как и сейчас. Холоднолюбивые животные, например, мамонты, вынуждены были отойти в более северные края. Самыми большими животными в лесах остались лоси, олени, медведи. Южноуральцы быстро приспособились к изменившейся природе и климату. Для этого нашлись и возможности. Во-первых, благодаря мощному луку с каменными и костяными наконечниками стрел, разнообразным ловушкам они стали вполне успешно охотиться в одиночку или небольшими группами. Отпала необходимость жить вместе для успешной добычи продуктов при охоте загоном. Во-вторых, именно в это время началась история рыболовства в реках и озерах Южного Урала. Около 7500 лет назад климат вновь изменился. Он стал очень теплым и влажным. Широколиственные леса проникли на восточные склоны гор Южного Урала, как полагают ученые, километров на 150–200 восточнее, чем сейчас.

Охотники-рыболовы, собиратели устраивали свои стоянки, где жили круглогодично, на реках или проточных озерах. Жили относительно небольшими группами родственников. Каждая из них владела пространством леса в радиусе нескольких десятков километров от основной стоянки. В пределах этого пространства, по окрестным рекам и озерам были разбросаны сезонные стоянки, где охотники-рыболовы этой родовой группы проводили какое-то время, добывая определенного зверя или рыбу. Так на Урале утвердился способ жизни, который затем почти не изменялся вплоть до начала II тыс. до н.э., то есть до бронзового века. Особенностью культуры южноуральцев каменного века, особенно мезолита, является то, что их каменные орудия были изготовлены на миниатюрных пластинках с параллельными краями . Иногда пластинки сами служили орудиями, но чаще их вставляли как сменные лезвия в деревянные или костяные основы, рукояти. Рабочие поверхности в зависимости от необходимости приострялись или притуплялись с помощью специальной обработки – ретуши. И лишь в конце каменного века здесь распространилась традиция изготовления орудий и оружия, при которой они (орудия труда и предметы вооружения) как бы «выстругивались» из подходивших по размерам кусков пород - отщепов. Распространились с позднего мезолита и шлифованные топоры, тесла, долота из мягких пород камня. Поверь, мы, в начале ХХI века не в состоянии повторить опыты южноуральцев каменного века по работе с камнем. Навыков маловато.

Ученые утверждают, что языки этих народов были далекими предшественниками тех, на которых сейчас говорят современные манси и ханты Северного Урала и Западной Сибири. В нынешних южноуральских степях стоянки каменного века начали изучать не более полувека назад. Сейчас, благодаря археологам, они известны в степных районах Челябинской области: в Брединском районе по берегам реки Синтасты или Синташта (Могильная – казах .) у поселка Андреевского и у поселка Мирный, на реке Бирсуат (Единственный водопой – казах .), реке Камысты-Аят; в Карталинском районе – стоянки на реках Карагайлы-Аят, Сухая и других; в Варненском – на Верхнем, Среднем и Нижнем Тогузаке, Тееткане; в Верхнеуральском районе на реке Урал, озерах Большой и Малый Бугодак и, конечно, по берегам Карагайского озера. В Чесменском районе стоянки охотников рыболовов каменного века разбросаны по небольшим рекам, наподобие реки Черной. В Кизильском районе это стоянки на берегах реки Урал и ее притоков, например, на реке Бахта; В Троицком – на реке Уй у сел Степное, Стрелецкое, Чернореченское, у поселка Березовского и во многих иных местах.

Так что, почти на любом озере и на берегу всякой степной нашей речки можно поднять с дороги каменную пластинку-вкладыш составного лезвия охотника каменного века или изящный скребок, которым так удобно чистить пойманную рыбу – осколки давно ушедшей жизни. К сожалению, в большинстве своем остатки жизни древних обитателей Южного Урала сильно потревожены, особенно в ходе современного земледельческого освоения этих территорий.

Следующая за палеолитом эпоха - мезолит, средний каменный век, (8–6 тыс. до н.э.) началась с окончанием последнего оледенения.

Климат стал более теплым. Постепенно природа Урала приобретала современный вид: облик растительности Урала стали определять леса. Изменения в природе и климате, неумеренная охота привели к исчезновению таких видов животных как мамонт, носорог. В этот период население Южного Урала и Среднего Приуралья вновь значительно пополнилось за счет переселившихся сюда групп людей из Прикаспия и с Русской равнины. А вот в Среднем и Северном Зауралье продолжали жить потомки палеолитических уральцев. Мезолит стал первой эпохой, когда и на Северном Урале появилось сравнительно многочисленное население. В отличие от палеолита, следы которого на Урале довольно редки, мезолитическая эпоха известна лучше. Десятки стоянок этого времени известны в Среднем Приуралье (Прикамье), сотни - в Среднем и Южном Зауралье.

В мезолитическую эпоху у обитателей Урала сложился неповторимый уклад жизни, продиктованный двумя обстоятельствами: свершившимися изменениями в природе и возросшими к тому времени техническими возможностями человека. Мезолитические уральцы были охотниками, рыболовами и собирателями. У населения разных районов Урала соотношение этих хозяйственных отраслей было различным. По данным Ю.Б.Серикова, мезолитические обитатели Зауралья охотились на самых разнообразных животных: лосей и северных оленей, медведя, волка, пушных зверей и водоплавающих птиц. Важно заметить, что уже в то время людям на охоте помогали собаки. В пределах территории одной родовой общины (а все леса, реки и озера к этому времени были поделены между общинами) были как круглогодично обитаемые поселения (например, Огурдино в Прикамье, Серый Камень I под Нижним Тагилом и Янгелька под Магнитогорском) с основательными полуземляночными постройками, так и разбросанные вокруг них по охотничьим или рыбным местам сезонные стоянки - лагеря. Особенно важно то, что впервые в истории Урала именно в мезолитическую эпоху люди стали широко использовать рыбные богатства уральских рек и озер. Найденные при раскопках каменные грузила для сетей (иногда даже завернутые в бересту), крупные костяные и роговые гарпунные остроги, каменные орудия, пригодные для изготовления лодок, говорят о бытовании различных способов ловли рыбы (на удочку, с помощью сетей, острог, с помощью лука и стрел и т.д.).

Изобретения мезолитических обитателей

Изменения в жизни мезолитических обитателей Урала потребовали и изменений в ее обеспечении. И они произошли. Широко распространились изобретенные еще в позднем палеолите вкладышевые орудия, лук со стрелами, а также орудия для обработки дерева, в том числе шлифованные топоры и тесла. Особенностью изготовления каменных орудий в мезолите Урала было то, что во всех районах Урала они изготавливались из миниатюрных каменных пластинок с параллельными краями (научное название - микролиты ). Настоящими сокровищами для археологов Урала стали так называемые торфяниковые стоянки на болотах, где слои с остатками жизни людей, в том числе и мезолитических, благодаря климатическим изменениям, оказались погребены под толщей торфа. Во влажной среде, без доступа воздуха, сохранились даже древние деревянные, костяные, роговые предметы, принадлежавшие древним уральцам. Подобное невозможно представить для обычных стоянок и погребений, где они давным-давно истлели. Так наши современники узнали о том, что мезолитические уральцы уже вовсю пользовались такими изобретениями как лыжи, легкие сани, управляли лодками с помощью весел, имели мощные деревянные луки, мастерили берестяные коробки-туеса и даже изображения почитаемых духов делали из дерева. В областных музеях Урала и даже в Государственном Историческом музее в Москве и в Эрмитаже в Петербурге вы найдете в экспозициях деревянные и костяные вещи из древних торфяниковых стоянок Урала. Теперь самое время назвать их: I Висский торфяник в Северном Приуралье, Шигирский торфяник под Екатеринбургом, Горбуновский,Кокшаровский торфяники у Нижнего Тагила и целый ряд других.

Археологи полагают, что на Урале уже в мезолитический период жили люди, принадлежавшие к нескольким археологическим культурам. Это янгельская культура в Южном Зауралье, романовско-ильмурзинская культура в Южном Приуралье, среднеуральская культура в Среднем Зауралье. Каждая из этих культур своеобразна. Для каждой характерен особый набор типов орудий труда, сырья и т.д. Вместе с тем ученые подчеркивают и черты их взаимодействия. По долинам рек, пересекающих с запада на восток хребты Урала, в частности, поддерживали отношения жители Среднего Приуралья и Среднего Зауралья.

Откуда взялись стрелы в скале?

В мезолитическое время обитатели Урала продолжали использовать в качестве святилищ пещеры в горах. Рисунки, выполненные охрой и отнесенные к мезолиту, известны в Идрисовой пещере на р. Юрюзань и в Мурадымовской пещере на р. Большой Ик в Башкирии. В отличие от палеолитических пещерных святилищ, рисунки в них изображают преимущественно людей. Вместе с тем именно тогда появляется новый тип святилищ, - рисунки на прибрежных скалах у рек и озер. Отдельно стоит рассказать о пещерном святилище скалы Камень Дыроватый на р. Чусовой. Река в этом месте течет мимо скалы высотой до 60 м. В скале - пять пещер. Одной из них было просто суждено стать святилищем. Почему? Дело в том, что при боковом свете солнца неровности скалы выглядят как огромное лицо, а пещера в этом случае является его "ртом". Пещера недоступна как сверху, так и снизу. Почему ее считают святилищем? Из раскопок в пещере и под ней археологи получили... более 20 тысяч наконечников стрел: каменных, костяных, бронзовых, железных и даже ружейные пули и дробь! За многие десятилетия раскопок на Урале археологи научились хорошо определять к какому времени относится тот или иной наконечник стрелы. Например, костяные орнаментированные наконечники с пазами для каменных вкладышей уральцы перестали изготовлять еще 7 тысяч лет назад. То есть, первые наконечники появились в пещере еще в мезолитическую эпоху. Как они туда попали? Со стрелами, пущенными из лука с реки, с противоположного берега и, даже из-под скалы с пещерой. Некоторые застряли в трещинах скалы вокруг пещеры. Видимо, древние уральцы воспринимали "лицо" Камня Дыроватого как изображение Духа-покровителя и стремились таким образом его задобрить (или поразить?). Иногда для этого к наконечникам даже привязывались мелкие предметы. Святилище использовалось и позднее, вплоть до средневековья.

Некоторые выводы по разделу:

· Мезолитический период в древней истории Урала замечателен уже тем, что в это время общинам уральского населения впервые выпало осваивать современные географические зоны, формирование которых связано с концом геологической эпохи плейстоцена.

· Можно говорить о том, что именно в мезолите сложился оригинальный образ жизни охотников-рыболовов, который предполагал одновременное существование для каждого коллектива родственников как базовых, функционировавших круглогодично поселений и сезонных стоянок, распознаваемых археологами по наличию или отсутствию капитальных построек, составу находок в культурном слое.

· В мезолите Урала впервые наблюдается интенсивное и масштабное использование источников сырья для изготовления каменных орудий. Вероятно в виде полуфабрикатов сырье уже тогда посредством многоступенчатого обмена, распространялось на многие сотни километров от места добычи.

· Для всех районов Урала в мезолите характерно использование в качестве заготовок для изготовления различных типов орудий небольших по размерам пластинок с параллельными краями, сколотых с призматических нуклеусов (микропластинок).

· Археологам удалось выделить для различных районов Урала несколько мезолитических культур, носители которых достаточно тесно общались друг с другом. Так, Ю.Б.Сериков утверждает это для мезолитического населения Среднего Зауралья и Приуралья, а В.С.Мосин - для мезолитических общин Южного и Среднего Зауралья. Происхождение мезолитических культур Урала исследователи связывают с местным палеолитом, не исключая и миграций из соседних районов.

· Свидетельства существования у мезолитических уральцев сложного духовного мира археологи видят в остатках разнообразных святилищ.


Похожая информация.


Каждый день приносит новые знания, начисто ломающие парадигму истории и науки, точнее псевдоистории и псевдонауки. Многие знания человечества оказываются ложью. Такое уж сейчас время. Закончилась эра Тьмы и Земля стремительно приближается к окончанию Великого Перехода к новой эре - эре Света.

Принято считать, что мы - русские нация молодая. Четыре тысячи лет назад уже построены египетские пирамиды, процветали великие цивилизации в разных частях света, а у нас еще ничего толком и не начиналось. Ни культуры, ни письменности, ни государства почти до IX века. Такое прошлое придумали нам немецкие псевдоисторики в XVIII веке.

Так и поныне твердят все учебники истории, так и поныне маниакально гундят нам церковные, а вслед за ними и политические деятели. Так и поныне считают 74% россиян. До принятия христианства славяне были дикими пещерными варварами. Все, что противоречит этой догме принято уничтожать либо игнорировать. Но уже не получается. По швам трещат все их догмы.

Принято считать, что 6 тысяч лет назад первой на Земле зародилась шумерская цивилизация. Но между тем на территории современного Урала и Сибири задолго до шумеров уже много тысяч лет процветала другая гораздо более развитая цивилизация.

Древняя история Южного Урала

В Челябинской области на озере Тургояк находится остров Веры, на котором расположены древние рукотворные пещеры и где мы многократно бывали. В какое-то время в XVIII веке здесь прятались старообрядцы и принято было считать, что они то и построили эти внушительные каменные сооружения. Кроме того на острове скрывались разбитые пугачевцы, а в XIX веке жила монахиня или отшельница Вера по имени которой остров и называется поныне.

Но совсем недавно на остров Веры занесло какого-то неглупого археолога, начались исследования, и вдруг выяснилось что наши мегалиты значительно старше знаменитого Стоунхенджа. Очень смелые исследователи начали выдвигать версии, что именно здесь на Урале зародилась вся современная цивилизация, по крайней мере на территории Евразии.

Челябинский Археолог Станислав Григорьев говорит, что "эти мегалиты острова Веры гораздо более яркие и интересные, чем Стоунхендж. Почему? Здесь на участке в 6 гектаров находятся несколько объектов разного типа".

Когда-то это здание было высотой в 3,5 метра и выполняло функцию обсерватории. Там есть отверстие расположенное так, чтобы в дни летнего и зимнего солнцестояния солнечный луч проникал и попадал точно на жертвенник. Наступал тот или иной астрономический день. Годовой цикл был разбит на 4 части: от летнего солнцестояния в весеннему равноденствию, далее зимнее солнцестояние и весеннее равноденствие. Эти 4 дня были видимо основными годовыми вехами, культовыми обрядами и праздниками у людей.

Главное значение обсерватории даже не в том как люди додумались таким образом следить за движением светил (кто-то мог их научить), а в том, что обсерватория сложена из огромных каменных плит по несколько десятков тонн. Самая крупная плита оценивается в 17 тонн. Длина от 1,5 до 2,5 метра и 0,5 метра в ширину. Как-то древние южноуральцы были в состоянии не только перетащить глыбы, но и правильно их сложить настолько надежно, что и спустя тысячи лет мегалит не разрушился.

Там есть центральный зал, он соединен с боковыми комнатами. Возраст постройки определен в 6 тысяч лет. Неподалеку на острове же находится каменоломня, где добывали строительный материал. Надо было сначала отколоть глыбу, затем ее обработать, чтобы блок лежал ровно, потом транспортировать. Кое где лежат такие блоки с ровными, явно обработанными гранями. Как они это делали? Примитивными рубилами-зубилами что-ли? В блоках видны продолговатые дырки-отверстия. Предположительно в них что-то вставляли, может быть деревянные шесты. Они разбухали и получался скол.

Кроме того на острове Веры обнаружена древняя плавильная печь. Конструкция ее говорит о том, что технология плавки металлов практически не отличалась от той, что применялась еще пару столетий назад. По всей территории Урала археологи обнаружили множество следов древней металлургии. Некоторые имеют возраст 9 тысяч лет. Древние уральцы по полной программе выплавляли металлы. На острове Веры найдены следы выплавки меди. Четко выделяется дымоход с остатками копоти на камнях. Очевидно, что здесь жили не дикие племена охотников-рыболовов, а была некая сложная социальная организация.

На территории Южного Урала множество невероятных археологических находок. Это и зюраткульский геоглиф - самый большой в мире. Это и Страна городов - Уральская Гардарика. Открытие Аркаима и других древних городов (более 20) синташтинской культуры вообще поставило проблему цивилизации. Интересно, что когда к нам на Аркаим приехали американские археологи, то наши им сказали, мол надо бы переписывать историю заново. На что американцы ответили: "Да, надо, но мы вам никогда не позволим этого сделать". Вот так-то! К счастью история Америки заканчивается. Черный, 44-й у них последний. А свою историю мы перепишем.

Фото Макет Аркаима

Через каждые 60-70 километров на Урале стояли такие укрепленные центры. И больше всего их найдено на Южном Урале. Аркаим оказался наиболее известным и хорошо сохранившимся. Интересно, что внутренняя стена Аркаимского городища равна по диаметру Стоунхенджу. Они еще и лежат на одной широте. Раскапывали часть городища, а остальное восстановлено геомагнитным сканированием почвы. Стараются музеифицировать территорию, сохранить ее для будущего. Может придут новые технологии. Аркаим - чудо архитектурной мысли, продуманная система жизни, коммуникаций (освещение и канализация), обороны и металлургического производства. В каждом отсеке стояла плавильная печь, был колодец. Все находки говорят о высокочайшем уровне развития жителей древнего Урала за 3 тысячи лет до новой эры. Археологи предполагают, что жители Аркаима могли разместиться вокруг центральной площади всем составом на крышах и это могло быть у них собрание или вече для принятия каких-то решений или выборов.

В Синташтинском городище открыто, что первые в мире боевые колесницы появились именно здесь на Южном Урале. Как же они сохранились? Колесницыустанавливали в заранее отрытые в дне могильника параллельные углубления. Затем все засыпали и утрамбовывали, а через 4 тысячи лет отрывали и получали отличные отпечатки колес в плотной глине.


Колеса имели диаметр примерно 1 метр, 8-12 спиц, на оси строился кузов. Вся конструкция выполнялась без единого гвоздя. поскольку в колесницу впрягались две лошади, в могилах оставлялось по два комплекта узды (сохранились костяные детали). Традиция помещать колесницы в могилы у степных народов прекратилась примерно 3500 тысячи лет назад. Колесницу называют танком бронзового века. Это было мощное наступательное оружие. От стремительных набегов колесничьей рати было не защититься. Сохранились древние свидетельства на Ближнем Востоке какой ужас наводили на них войска северных пришельцев. Так благодаря колесницам арии быстро распространились от Южного Урала до Индии и Ближнего Востока, до Европы, до Монголии.

До открытия Аркаима (1980-е годы) считалось, что в Южноуральских степях жили лишь примитивные недоразвитые племена. Теперь мы считаем, что в южноуральской степи существовала высокоразвитая цивилизация Ариев - предков славян, мигрировавших из Приполярных широт. В этих степях жил Заратустра. Арии - это самоназвание народа. Потом они мигрировали дальше в Индию, Персию, стали индоариями и ираноариями. Древние арии - предки индоевропейского мира. Древнейшие тексты Ригведа и Авеста родились здесь в устной форме, а записаны были позднее. В Ригведе прямо указывается что прадеды индийцев жили под созвездием Большой Медвелицей т.е. за Полярным кругом.

В 2007 году перевели индийский трактат "Вимани-кашастра" о летающих колесницах (коврах-самолетах). Они летали на невероятных для нас скоростях в них использовался принцип героскопа. Вывод был шокирующим. На виманах вели битву два царских рода. При этом, как описывает эпос, древние применяли страшнейшее оружие (ядерное или еще сильнее?). В Рамаяне также описываются такие войны древности. На Урале например много скал как-бы "текущих", то есть впечатление, что камень был расплавлен под воздействием огромной температуры. Может быть и не лишена смысла ядерная версия о внезапной гибели Великой Тартарии - крупнейшего и сильнейшего в мире государства от Урала до Тихого океана...

К южно-уральским древностям относится Игнатьевская пещера на реке Сим в Челябинской области с рисунками, которым 14 тысяч лет. Причем на них изображен процесс творения жизни, как его видели наши предки. Это прорисовка мифа о сотворении жизни на Земле.

Фото Игнатьевская пещера

Это и невероятные вольфрамовые пружинки (t плавления вольфрама 3000 градусов), которым более 100 тысяч лет. А человечества то тогда еще не существовало по псевдоистории. Они были найдены на Приполярном Урале при просеивании породы при золотодобыче. Но самое невероятное - это микроскопические надписи на русском языке С РУСИ ЯРА, РОТОР, РУКА ЯРА и др. Так что на Приполярном Урале сотни тысяч лет назад существовала развитая славянская цивилизация с нанотехнологиями.

Михайло Ломоносов боролся с извращением истории Руси, он был непримиримым противником немца Миллера. Ломоносов написал книгу "История российского народа", но издать ее не смог. Архивы бесследно исчезли. Уже была принята за догму извращенная ис-ТОРЫ-я придуманная Миллером. 300 лет уже продолжается это унижение русского народа лженаукой-псевдоисторией. Этот бред пора уже обнулять. Мракобесы-церковники сжигали летописи, древние книги. Но славянские Веды за все 26 тысяч лет с того времени, как наши предки-гипербореи покинули замерзающую Арктиду, сохранились, они не уничтожены. Они находятся в специальных хранилищах в Сибири, под энергетической защитой недоступные для темных сил. Знания вообще неуничтожимы на тонком плане (Хроники Акаши). Власть тьмы на Земле подходит к концу, наступает Новое время, Веды и все знания постепенно возвращаются.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.