Александр введенский биография. Произведения для малышей

Году через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

Обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) Церкви был посвящен ряд работ Введенского 1922-1923 годов, в которых он особое место уделял социальному аспекту, подчеркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех... старой Церкви» , по мнению Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции» , ибо в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа» . Патриаршую Церковь Введенский, переводя свои рассуждения в политическую плоскость, называл «боевым органом контрреволюции» , «церковью контрреволюционеров» , что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов .

После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексий (Симанский) 4 июня снял с Введенского запрещение.

Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой церковью », и 16 октября года он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

Обновленческий архиепископ Крутицкий

Активно участвовал в работе II обновленческого поместного собора года, где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана патриарха Тихона , называя патриарха «изменником делу Христову» . В тот же день собор принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран обновленческим архиепископом Крутицким , первым викарием Московской епархии. Хиротония Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя .

В августе года он вошел в состав образовавшегося обновленческого священного синода в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в синоде административный и просветительный отделы и миссионерский совет.

"Митрополит-апологет"

В начале года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан митрополита Лондонского и всея Европы. Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул митрополит-апологет и благовестник истины Христовой . В том же 1924 году временно управлял Московской обновленческой епархией .

На открывшемся 1 октября года обновленческом III "Всероссийском поместном соборе православной Церкви" Введенский был избран товарищем председателя собора. Во вступительном докладе, открывая собор, Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого епископа Николая Соловья о том, что в мае года патриарх Тихон (Беллавин) и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра.

В 1920-х годы Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, часто выступал с лекциями, участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения Анатолием Луначарским . Являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и . В году Московской обновленческой академией был удостоен степени доктора богословия , в году- степени доктора христианской философии , в - годы возглавлял академию в качестве ректора.

После закрытия храма Христа Спасителя в году Введенский совершал богослужения в московских храмах: апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. , «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР» . Искал возможность воссоединения с

  • Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37;
  • Социализм и религия. Пг., 1918;
  • Паралич Церкви. Пг., 1918;
  • Анархизм и религия. Пг., 1918;
  • Церковь и голод. Пг., 1922;
  • Церковь и революция. Пг., 1922;
  • Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24;
  • Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4;
  • Что должен сделать грядущий собор? // Там же. С. 4-6;
  • О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви» // Живая церковь. 1922. № 2 С. 14-18;
  • Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Церковь патриарха Тихона. Москва, 1923
  • Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922. Москва, 1923
  • За что лишили сана бывшего патриарха Тихона? Москва, 1923
  • О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10
  • Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.
  • Идем к победе // "Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви". 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э
  • К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.
  • Литература

    • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
    • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
    • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
    • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
    • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
    • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
    • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
    • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
    • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
    • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
    • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
    • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
    • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
    • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
    • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
    • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
    • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
    • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
    • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

    Использованные материалы

    • Свящ. Георгий Ореханов, М. В. Шкаровский. Введенский Александр Иванович . Том 7, стр. 349-352:
    • Александр (Введенский) I , страница сайта "Русское Православие":
      • См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928

        Введенский служил в храме в кон. 20 - нач. 30-х годов

    Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма. Особенно ценил поэзию Крученых.


    По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции "Красный Октябрь". Однако все интересы Введенского - в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он бывает у Клюева, посещает Кузмина, знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. В 1925 они выступают в имажинистском сборнике "Необычайные свидания друзей" со своими стихами, вступают в Ленинградский союз поэтов, участвуют в сборниках "Собрание стихотворений", в группе заумников (эта деятельность не была ни плодотворной, ни долгой). Стремятся объединить "все левые силы", и в 1927 появляется литературно-театральная группа под названием "ОБЭРИУ" (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто сопровождавшихся скандалами (надписи бывали такими: "Искусство - это не шкал", "Мы не пироги" и др.). Они провозглашали себя "творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов". Просуществовали до 1930, когда были разгромлены. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале "Еж" и "Чиж".

    К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими "заумными стихами". Введенского обвиняли во "вредительстве в области детской литературы". 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.

    По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 - 34 написаны лучшие стихи Введенского - "Мне жалко, что я не зверь", "Приглашение меня подумать", "Четыре описания" и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу "Елка у Ивановых". Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения - пьесы "Потец", "Где. Когда".

    В 1941 немцы приближались к Харькову, и семья должна была эвакуироваться. Поезд был переполнен, поэтому было решено остаться и ждать следующего, который должен был идти через несколько дней. Однако дальше эвакуации не было. Через два дня Введенский был арестован, обвинен по "контрреволюционной" статье 54 - 10. Точная дата смерти неизвестна. Позднее в реабилитационном документе стояла дата - 20 декабря 1941.

    Являлся одним из основателей и членов литературного объединения ОБЭРИУ. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти. О нелегкой, но интересной судьбе поэта поговорим в этой статье.

    Александр Введенский: биография. Семья

    Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время, а при Советах стала известным врачом.

    Всего в семье было четверо детей. Удивительно, но Введенские смогли избежать репрессий из-за своего «социально чуждого происхождения». Возможно, благодаря востребованности освоенных профессий.

    Гимназические годы

    В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

    Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей - Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

    Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

    Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

    ОБЭРИУ

    1925 год стал для писателя знаменательным: Введенский Александр Иванович свел знакомство с Даниилом Хармсом. Это событие стало судьбоносным для обоих поэтов. С этого момента началась их совместная писательская деятельность. В том же 1925 они опубликовали свои стихи в сборнике имажинистов «Необычайные свидания друзей».

    Вскоре Хармс и Введенский вступили в ряды авангардной театрально-литературной группы. Именно она в 1927 году получила название ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства». Приверженцы этого объединения проповедовали примитивизм и абсурдизм в искусстве, полагая, что самыми интересными являются лишь одни бессмысленные явления.

    Введенский и Хармс были самыми известными из обэриутов, однако руководящую и организаторскую роль взял на себя последний. Александр Иванович этому и не противился.

    Особенности творчества

    Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт - бог, смерть и время.

    Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.

    Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.

    Арест и ссылка

    В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными, однако этого было недостаточно для заключения, поэтому причиной послужило обвинение в том, что он произнес тост за Николая II. Существует также версия, что поводом стало исполнение царского гимна на одной из встреч. Кроме него, были взяты под стражу и другие обэриуты.

    После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. Несмотря на опальное положение, все это время продолжал писать Введенский Александр, и в 1934 году был принят в члены Союза писателей.

    Этот факт помог ему в 1936-м вернуться в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира.

    В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

    Произведения для малышей

    Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. Заработать на своей серьезной поэзии обэриуты в то время не могли, поэтому с радостью приняли предложение. И с 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах.

    За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.

    Александр Иванович Введенский (1904-1941) - русский, советский поэт, драматург. Участник объединения обэриутов.
    Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование.
    Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году по настоянию матери братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую Александр окончил в 1921 г., не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии он познакомился с Леонидом Липавским - будущим теоретиком ОБЭРИУ. Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени "трудовой школой") поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921-1922 гг. - на электростанции «Красный Октябрь».
    Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом , который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.
    В 1927 г. Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» - Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли - эти функции взял на себя Даниил Хармс . Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался "Три левых часа". Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм. Таким образом, при жизни печатался в основном как детский поэт.
    "Последние левые" довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II; существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок "бывшего гимна"), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.
    В 1934 году стал членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.
    27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита.
    Полные публикации его наследия начались только с конца 1980-х годов. При этом публикаторы не прислали вдове Введенского Г. Б. Викторовой и её сыну Борису Викторову ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали. Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший доверенность от Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием. Это привело к тому, что сборники поэтов ОБЭРИУ стали выходить с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского.
    После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел новый 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В сборник вошли «почти все „взрослые“ произведения автора.

    (1941-12-19 ) (37 лет)

    Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) , Санкт-Петербург - 19 декабря ) - русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ . При жизни публиковался и был известен широким массам читателей как детский писатель; подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно.

    В философской лирике Введенского, по словам М. Б. Мейлаха , разрабатываются «эсхатологические мо­ти­вы вре­ме­ни и смер­ти, бо­го­ос­тав­лен­но­сти и Божественного вме­ша­тель­ст­ва» . Для Введенского характерны радикальные семантические эксперименты (характеризуемые как «заумь », «абсурд», «бессмыслица»). С их помощью, как указывают исследователи, дискредитируется обыденное сознание и ставится под сомнение адекватность разума и мышления вообще (и языка как их инструмента).

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      ✪ А.Герасимова: Обэриуты и А.Введенский

      ✪ Строфы века: Обэриуты

    Субтитры

    Биография

    Родился в Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1904 года . Отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника, закончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище, исправно служил на гражданской службе, дослужился до статского советника; при советской власти работал экономистом. Мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Детей было четверо. В советское время семья избежала репрессий, связанных с «социально чуждым происхождением».

    В 1914 году Александр Введенский был определён в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как и его младший брат, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию (впоследствии 10-я Трудовая школа им. Л. Лентовской), которую Александр окончил в 1921 году. Гимназия была знаменита талантливыми преподавателями. В этой же гимназии учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин , оставшиеся его друзьями на всю жизнь, а также Тамара Александровна Мейер (в 1921-1930 годах - жена Введенского). Тогда же Введенский начал писать стихи. В гимназии образовался коллектив поэтов (Введенский, Липавский, В. С. Алексеев).

    По окончании трудовой школы работал конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , которое вскоре покинул. Возможно, недолгое время также пробовал учиться на китаиста (по одному «разряду» с Т. Мейер), однако это не подтверждено документально. В 1923-1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа . В 1924 году вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам .

    Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный » (так заканчивается «Элегия », один из наиболее известных текстов Александра Ивановича). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

    Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

    С 1930 по 1936 год был женат на Анне Семёновне Ивантер (1906-1996).

    «Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 года был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 году в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде , в Борисоглебске . Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

    В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 года из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков ; в 1937 году родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крёстными отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

    27 сентября 1941 года Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года скончался от плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской специализированной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) . Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбище в Казани. Реабилитирован 30 марта 1964 года .

    Судьба литературного наследия

    При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980-1984 годах в подготовленном Михаилом Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис ». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея , ). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П. А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. <Б.м., б. изд.>, <1997>), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир, 2000). Глоцер в течение четырёх лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

    После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой . В него вошли почти все «взрослые» произведения автора. В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

    Память

    Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова «Ночь» с альбома «Прыг-скок » (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении .

    На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, был записан целый альбом «Весна », на стихи поэта.

    На строки из стиха Введенского «Мне жалко что я не зверь…» украинская театрально-музыкальная группа Dakh Daughters записала песню «Зверь-сорока».

    Детские книги

    • На реке, 1928 (2 изд.)
    • Много зверей, 1928
    • Мяу, 1928
    • Железная дорога, 1928
    • Авдей-ротозей, 1928
    • Летняя книжка, 1928
    • Путешествие в Крым, 1928
    • Октябрь, 1930 (2-е изд. 1931)
    • Зима кругом, 1930 (2-е изд. 1931, 3-е изд.1935)
    • Рабочий праздник, 1930
    • В дорогу, 1930
    • Ветер, 1930
    • Коля Кочин, 1930
    • Бегать, прыгать, 1930 (2-е изд. 1931)
    • Мед, 1930
    • Рыбаки, 1930 (2-е изд. 1931)
    • Кто? Стихи, 1930 (2-е изд. 1931; 3-е изд. 1934, 4-е изд. 1936)
    • Письмо Густава Мейера, 1931
    • Путешествие в Батум, 1931
    • Конная Будённого, 1931
    • Подвиг пионера Мочина, 1931
    • П. В. О. К обороне будь готов!, 1932
    • Володя Ермаков, 1935
    • Лето и зима, 1935 (2-е изд. 1936)
    • Катина кукла, 1936
    • Щенок и котёнок, 1937
    • О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937
    • Самый счастливый день, 1939
    • Люсина книжка, 1940
    • Наташа и пуговка. Первое мая и девочка Мая, 1940
    • Стихи, 1940
    • А ты? 1941
    • Лето, 1941
    • О рыбаке и судаке.

    Литература

    • Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. / Вступ. ст., подг. текста и примеч. М. Мейлаха. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984.
    • Введенский А. Полное собрание произведений: В 2-х т. / Вступ. ст., примеч. М. Мейлаха; сост., подг. текста М. Мейлаха и В. Эрля . М.: Гилея, 1993.,10 000 экз.
    • Кедров К. «Поэт, обманувший время» / Известия, № 188 (октябрь 1993)
    • Введенский А. И. Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. СПб: Агат. 2002. Илл. и оформление Г. А. В. Траугот .
    • Œuvres complètes / Preface de Boris Lejeune. Paris: Editions de la Difference, 2002 (полное собрание произведений на рус. и франц. яз.).
    • Александр Введенский и русский авангард: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Под ред. А. Кобринского . СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004
    • Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Символика воды и огня в творчестве А. Введенского // Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Элегические раскопки. - Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. - С. 145-179 . -