Положение русского языка в современном мире. По данным словарей

Русский язык в современном мире

Современное языковое развитие мира продолжает тенденции, заложенные в 70-х годах ХХ века, и характеризуется двумя разнонаправленными процессами: развитием национальных языков и все большим распространением нескольких языков как средств широкого межгосударственного, межнационального и мирового употребления.

Мировой язык — специфическая категория современного этапа языкового развития человечества. Считается, что на Земле имеется более 3000 языков. Из более чем 1500 наиболее распространенных на Земле языков 75 % человечества гoворит на 22 языках, 50 % человечества — на 7 языках. Мировой язык характеризуется определенной совокупностью свойств: глобальность распространения, сознательность принятия, объем и специфика функций.

В настоящее время по степени распространенности русский язык пока еще занимает четвертое место в мире. Лидирует английский язык, для 500 млн. человек он является родным или вторым языком и еще свыше 1 миллиарда человек владеют им как иностранным. На втором месте китайский язык, которым владеют как родным свыше 1350 млн. человек. Третье место занимает испанский язык, на котором говорят около 360 млн. человек. У французского языка, которым в настоящее время владеют около 270 млн. человек, есть все основания переместиться на более высокое место рейтинга мировых языков. К числу мировых языков следует отнести хинди/урду (260 млн. человек), арабский (230 млн. человек), португальский (в настоящее время им владеет свыше 190 млн. человек) и бенгали (около 190 млн. человек).

В современном мире говорят о „буме русского языка“, поскольку, несмотря на постперестроечные потрясения и катаклизмы, реформы и преобразования, все активнее прогрессирует как основной мотив его изучения в различных точках Земли — возможность чтения на нем выдающейся литературы, имеющей общечеловеческую значимость.

Русский язык сохраняет давнюю традицию успешного изучения в массовой системе народного просвещения разных стран. Возможность получения высококачественного образования на базе русского языка — это один из важнейших факторов, способных обеспечить позиции русского языка в современном мире. В целях сохранения русского языка и культуры в странах дальнего зарубежья специалисты-филологи активно занимаются популяризацией русского языка, разъяснением перспектив его практического использования.

В связи с интернационализацией науки и использованием высоких и опережающих технологий русский язык вовлечен в орбиту глобального информативного, преимущественно письменного, обмена как „научный язык“. Русский язык — один из немногих языков, включенных во всемирную сеть средств массовой информации: печать, радио, телевидение.

В начале XXI века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей, требующих широкого познания друг друга, взаимопосещений, начиная от встреч глав правительств до массовых туристских экскурсий.

Конкурентоспособность русского языка очевидна. Русский язык успешно выступает на мировой арене в качестве языка-посредника. Язык берет на себя функцию передачи не только собственно-содержательной, но и национально-специфической, отчасти даже языковой, сторон общезначимых достижений: других народов и их языков.

В настоящее время русский язык является родным для 130 млн. граждан Российской Федерации, 26,4 млн. жителей республик СНГ и Балтии и почти 7,4 млн. жителей стран дальнего зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, США и Израиля), то есть в общей сложности для 163,8 млн. человек. Свыше 114 млн. владеют русским как вторым языком (преимущественно в государствах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).

Широко публикуемые в мире статистические данные свидетельствуют о том, что самым действенным фактором приема русского языка в „клуб мировых языков“ оказались исторические события и свершения народа — носителя этого языка. В 2007 году исполняется 50 лет со дня запуска в космос первого искусственного спутника Земли. Пророческими являются слова Дж. Вэйла из далекого 1957 года: „Наших студентов не смогли вовлечь в изучение русского языка ни Пушкин, ни Толстой, но эти студенты тысячами отозвались на рев ракеты...“.

Одним из признаков мирового языка следует считать его распространение за пределами монолитной и исконной территории, его изучение в разных странах мира. Дополнительным свойством русского языка как мирового является характер его усвоения — не от поколения к поколению через семью, окружение, через межнациональные браки, через волны эмиграций и миграций, но и путем сознательного, обычно „академического“, „делового“, „научного“, „творческого“ обучения. Для мирового языка существенно не только число владеющих им, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах.

Таким образом, на русском языке на планете говорят 170 млн. человек и 350 млн. его понимают. Сейчас за пределами России проживает около 30 млн. человек, для которых русский язык является родным. Кроме того, 180 млн. человек изучают русский язык, что делает его языком глобального общения.

Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.

Русский язык, сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Запада и Востока, освоил греко-византийское, латинское, восточное и старославянское наследие. Он воспринял достижения новых языков романского и германского ареалов Европы. Однако главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, культуры и литературы — русский язык стал высокоразвитым, богатым, упорядоченным, стилистически дифференцированным, исторически сбалансированным языком, способным обслуживать все потребности человечества.

Н. Э. Сочнева,
кафедра русской и классической филологии

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн человек - на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными Силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В. Александров) написал поэт С.В. Михалков.

Международные связи России. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира – США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах президента Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Это дало США повод для неприкрытого вмешательства в дела других государств под предлогом борьбы с международным терроризмом. В 2001 г. США приняли участие в свержении правительства талибов в Афганистане, а в 2003 г. предприняли военную операцию в Ираке. Вопреки реальным фактам Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи Путина с американским президентом Дж. Бушем-младшим была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства России и США обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако декларирование курса на укрепление сотрудничества не помешало США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями. Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки президента Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками СНГ. В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае – президентскими) выборами и массовыми беспорядками возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие. Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный). Во главе округов стояли полномочные представители президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от избрания губернаторов населением регионов к утверждению их региональными парламентами по представлению президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики организовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД, которого впоследствии на посту главы республики сменил Рамзан Кадыров, сын погибшего президента.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV (VIII) созыва. В нижнюю палату парламента были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР – 36, «Родина» – 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Думу не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов для преодоления 5-процентного барьера. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие. Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система).

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III (VII) созыва утвердила закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003–2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа – Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% – в торговле, 12% – в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001–2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Позитивные результаты реформирования экономики были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. – 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. – 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001–2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 гг. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

Ну что же...Сочинения в печатном виде кончились. Вот выложу те эссе или ответы на вопрос, которые мы в этом году писали.
Вот это мы в начале года писали...По истории. Сейчас даже перечитываешь, а уже кое-что бы я переписала и поглубже бы взяла...Вот так всегда...Пишешь, кажется хорошо...А через год читаешь и ужасаешься! Ну ладно, я ничего менять не буду. ;) А картинку именно эту захотелось...Ну вот такая вот ассоциация...А то что я очень какой-то особенной Россию считаю, вы особо не смотрите на это...Я признаю, что каждая страна - "страна-загадка"...Но я писала, что было на душе.

Мой взгляд на положение России в 21 веке.

Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.
(Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

«Умом Россию не понять», - именно так сказал Тютчев и попал точно в цель. Кто в наши дни не знает этой фразы? И вместе с тем, многие начинают ее опровергать, дескать, выдумали, что Россия какая-то особенная, а другие страны нет, про каждую страну можно сказать тоже самое. Может быть, может быть… Но мне кажется, что история как нельзя лучше доказывает правдивость этой фразы.

В истории большинства стран очень много логики, очень много разумного. Испокон веков были европейские страны успешные, развитые и были страны Африки и Азии, например, которые были эксплуатируемы более сильными. Сильный всегда использует слабого - это закон природы. Но нигде, нигде, не существовала того, что у нас называется крепостным правом. Чтобы белый человек находился в рабстве у такого же белого человека, у жителя той же страны, той же расы. Да… «Умом Россию не понять».

Только наша страна захотела строить некий коммунизм, о котором написал научные работы Карл Маркс, да еще и вести за собой весь мир. Да, он написал, в его теории было много разумного, логичного, но то была теория. И только Россия решила воплотить написанное на бумаге в жизнь. Что получилось, мы все знаем. И после этого попробуйте поспорить… «Умом Россию не понять».

Чего же ожидать от такой непредсказуемой, но вечно стремящейся вперед страны? Что принесет нам век 21? Как сложно что-либо предположить и как бесконечно количество возможных вариантов. Попробую выдвинуть свою точку зрения. На мой взгляд, век 21 будет одним из самых спокойных в нашей истории. И не потому вовсе, что все в стране станет идеальным и люди будут счастливы (я не верю в идиллию). Просто после такого бурного, тяжелого 20 века, над которым постоянно витал призрак смерти, люди хотят отдохнуть, хотят спокойствия и безопасности.
Я верю в понятие «русской пружины» и верю в то, что русских по праву называют терпеливой нацией. Да мы терпеливы, мы можем многое стерпеть, и мы можем долго терпеть. И те, в чьих руках власть могут долго давить на эту пружину, давить, давить. Но берегитесь, если дойдет до того, что эта пружина выстрелит. В 20 веке, на мой взгляд, все так и произошло. А сейчас русские отдыхают от бурь тех дней, и вновь можно давить на их пружину… Но не вечно!

Мне кажется, что в 21 веке правительство будет стараться медленно и осторожно реформировать многие стороны российской жизни, которые изменились с изменением существующего строя. Реформирование будет проводиться медленно, не радикально, так как правительство прекрасно понимает, что народ устал от постоянных потрясений и постоянных смен жизненных устоев.

Россия также будет стараться добиться устойчивого и высокого положения в мире, то есть много внимания будет уделяться внешней политике. Нам как никогда важно восстановить, а скорее заново наладить внешние связи, получить признание на мировом рынке.

Что касается внутренней политики, на мой взгляд, еще не раз будет решаться «нефтяной вопрос», так как нефть- главное сырье России, главный экспорт. Не решусь предположить, как именно этот вопрос решится, так как здесь можно ожидать различных и непредсказуемых вариантов.

Несмотря на то что я высказала ряд предположений относительно положения России в 21 веке, то всего лишь предположения, субъективная точка зрения, так как повторюсь: я считаю Россию поистине непредсказуемой страной, для которой логика не является определяющим моментом. Впрочем, хочется надеяться, что Россия достойно решит все проблемы, которые возникнут на ее пути. Хочется верить, что мировое сообщество с радостью примет нас и будет радо именно сотрудничеству, а не использованию наших ресурсов. Ну а я со своей стороны готова, делать все возможное и от меня зависящее, дабы помогать России в ее развитии и процветании. Но это будет ох как трудно, ведь: «Умом Россию не понять»!
Мое стихотворение я посвящаю стране-загадке - России:

Я готова тебе помогать,
Одной дорогой идти,
Коли согласишься мне руку подать
И со мной все преграды пройти.

Можешь быть ты богата, сильна,
Если только того ты захочешь.
Можешь быть ты свирепа и зла,
Но ведь этого ты не захочешь!

Мы поможем тебе оклематься,
Верный путь тебе мы поможем найти,
Все с восторгом начнут удивляться,
Как уверено вперед ты будешь идти!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саратовский государственный университет

Реферат

по теме: «Положение русского языка в современном мире»

по дисциплине: Культура речи и деловое общение

2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В XX ВЕКЕ

2. ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Бесценным богатством нации является язык -- своеобразный генофонд национальной культуры. Язык в жизни народа занимает одно из ведущих мест, так как выступает носителем духовной самостоятельности нации. Потеря языка для нее -- это потеря взаимопонимания не только вне, но и внутри нее.

Русский язык - официальный язык Российской Федерации. Относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. Официальный язык ООН. Используется как язык межнационального общения в бывших союзных республиках СССР. Число говорящих на русском языке свыше 250 млн. человек.

Русский язык -- привычный и удобный инструмент духовного общения. А.С.Пушкин завещал русскому языку двуединую миссию -- миссию единения и миссию сбережения иных языков и культур. В нынешних условиях он является важнейшим рычагом сближения независимых государств. Следует напомнить один примечательный факт. В 1948 году, в период «холодной войны» Аллен Даллес поучал: чтобы развалить СССР, не надо атомной бомбы, нужно только внушить его народам, что они смогут обойтись без знания русского языка. Нарушаются экономические, культурные и другие связи. Государство перестанет существовать.

Русский язык часто становился причиной споров и разногласий. Данный язык и нередко становится темой различных дискуссий. В своем реферате я повествую о положении родного языка в наше время. Целью моей работы является исследование значения русского языка в современном мире. Для достижения поставленной цели в реферате решены следующие задачи:

1. русский язык охарактеризован как язык международного общения;

2. определено значение «великого и могучего» в истории;

3. сделаны выводы о положение русского языка в современном мире.

I. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГ О ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В XX ВЕКЕ

русский литературный язык лексический

Период перестройки придал особое значение тем процессам, которые сопровождают развитие языка на всех этапах его существования, сделал их более значимыми, четче выраженными, ярче, нагляднее представленными.

Существование языка немыслимо без постоянного обогащения, развития словарного состава, самой его подвижной части. Но особенно возрастает пополнение словаря в периоды коренных социальных изменений. Однако каждый такой период имеет свои особенности. Если интенсивное обогащение словарного состава остается общей чертой для всех эпохальных периодов в жизни народа, то различными бывают источники его пополнения, способы образования новых слов, пути развития словарного состава. Что же является отличительной чертой современного состояния лексики русского языка?

Прежде всего, следует говорить о значительном пополнении словарного состава русского языка новыми словами, об актуализации большого количества слов, находившихся ранее в пассиве.

Новая лексика отражает все сферы жизни общества: политику, государственное устройство, идеологию, экономику, медицину, религию, науку, технику и т.д.

Помимо новых слов возвращены к жизни многие слова, которые, казалось, навсегда вышли в тираж или находились в пассиве: гимназия, лицей, гильдия, корпорация, трест, департамент, муниципалитет, полиция, частник, арендатор, благотворительность, дворянское собрание, наемный рабочий, литургия, причастие, благословение, святитель, масленица и др.

Обогащение словаря русского языка происходит и в результате появления новых значений у старых слов.

Процессу пополнения словаря противостоит процесс выбывания слов из словарного состава русского языка. Уже в первые годы перестройки уходят в пассив слова, характеризующие советскую действительность - обком, горком, райком, комсомол, пионер, активист, соцсоревнование, соцобязательство, сверхплановый, передовик и многие другие.

Отличительная черта современного состояния лексики русского языка -- переориентировка слов из характеризующих социальные явления капиталистического строя в наименование явлений российской действительности последних десятилетий. Происходит разрушение двух лексических систем, сформировавшихся в советскую эпоху и вызванных стремлением советских идеологов подчеркнуть полярность капиталистической и социалистической действительности.

Изменения происходят не только в языке, но изменяется и отношение к языку как средству выражения мысли, к слову как содержательной единице, несущей информацию.

При характеристике литературного языка XX века следует разграничивать два хронологических периода: I - с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и II - с апреля 1985 г. по настоящее время. Что же происходит с русским литературным языком в эти периоды?

После образования Советского Союза продолжаются его развитие и обогащение. Наиболее наглядно увеличивается словарный запас литературного языка. Особенно интенсивно растет объем научной терминологии, например, связанной с космологией, космонавтикой. В большом количестве создаются слова, обозначающие новые явления и понятия, которые отражали коренные преобразования в государственном, политическом, экономическом устройстве страны, например, комсомолец, обком, целинник, колхоз, соцсоревнование, детсад и др. Художественная, публицистическая, научно-популярная литература пополнила арсенал выразительных и изобразительных средств литературного языка. В морфологии, синтаксисе увеличивается количество синонимичных вариантов, различающихся между собой оттенками значений или стилистической окраской.

Происходит дальнейшая унификация орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических норм литературного языка. Они фиксируются нормативными словарями.

Исследователи русского языка, начиная с 20-х гг. XX века, особое внимание уделяли теории литературного языка. В результате они определили и охарактеризовали системно-структурное членение литературного языка. Во-первых, литературный язык имеет два типа: книжно-письменный и устно-разговорный; во-вторых, каждый тип реализуется в речи. Книжно-письменный представлен в специальной речи (письменно - научная речь и письменная официально-деловая речь) и в художественно-изобразительной речи (письменная публицистическая речь и письменная художественная речь). Устно-разговорный тип представлен в публичной речи (научная речь и устная радио- и телевизионная речь) и в говорной речи (устная разговорно-бытовая речь).

В XX веке закончилось формирование русского литерного языка, который стал представлять собой сложную темно-структурную организацию.

Второй период - период перестройки и постперестроечный - придал особое значение тем процессам, которые сопровождают функционирование языка на всех этапах его существования, сделал их более значительными, четче выражении ярче, нагляднее представленными. Прежде всего, следует говорить о значительном пополнении словарного состава русского языка новыми словами об актуализации большого количества слов, находивши; ранее в пассиве. Помимо новых слов возвращены к жизни многие слова, которые, казалось, навсегда вышли из употребления.

Говоря о пополнении словарного состава литературно языка, нельзя не отметить: яркой чертой нашего сегодняшнего языкового развития считается засорение речи заимствование ми. «Иностранизация» русского языка вызывает обеспокоенность лингвистов, литературоведов, писателей, многих, ком; дорог русский язык, кто озабочен его дальнейшей судьбой.

Русский язык на всем протяжении своей истории обогащала не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет других языков. Но в какие-то периоды это влияние, особенно заимствование слов, было чрезмерным, тогда и появляется мнение о том, что иностранные слова ничего нового не добавляют, поскольку есть тождественные им русские слова, что многие русские слова не выдерживают конкуренции с модными заимствованиями и вытесняются ими. История русского литературного языка показывает: заимствование без меры засоряет речь, делает ее не для всех понятной; разумное заимствование обогащает речь, придает ей большую точность.

В связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной в настоящее время становится еще одна проблема, проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи.

Какие же особенности характеризуют функционирование литературного языка в конце XX века?

Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому к люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.

В чем это проявляется? Во-первых, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио. Во-вторых, на рубеже XX и XXI веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее - вульгаризацией.

На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства.

Для говорящих и публично выступающих изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем отсутствует. Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные слова, но и нецензурные.

Находится немало людей, которые заявляют, что брань, матерщина считаются характерной, отличительной чертой русского народа. Если обратиться к устному народному творчеству, пословицам и поговоркам, то оказывается, не совсем правомерно утверждать, что русский народ считает брань неотъемлемой частью своей жизни.

Русский литературный язык - наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несем ответственность за его состояние, за его судьбу.

II. ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Чтобы определить положение русского языка в современном мире и отношение к нему со стороны народов других стран, необходимо осмыслить те социальные, политические, экономические явления, которые происходили в нашей стране.

В XX веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.

В первый период, особенно когда советский народ одержал победу во Второй мировой войне, необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60-70% мировой информации публикуется на английском и русском языках).

Советское государство многое сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения. Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все преподавание велось на русском языке. С 1938 г. русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах. В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком. В 1989 г. нерусских, свободно владеющих русским языком, было 87,5 млн. человек.

Огромная тяга к изучению русского языка во всем мире способствовала созданию в 1967 г. Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Задача этой организации - объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь, содействовать изданию учебников, разнообразных учебных материалов, словарей. С 1967 г. начинает выходить журнал «Русский язык за рубежом». В 1973 г. открывается Институт русского языка им. А.С. Пушкина. Это учебный и научно-исследовательский центр. В нем разрабатываются новейшие методы преподавания русского языка иностранцам, создаются учебники, словари, кинофильмы и другие пособия по русскому языку для иностранцев; принимают в аспирантуру, докторантуру, на курсы повышения квалификации зарубежных русистов, на стажировку иностранных студентов.

Важную роль в пропаганде русского языка играет созданное в 1974 г. издательство «Русский язык», которое в основном специализируется на издании различной учебной литературы, особенно словарей для изучающих русский язык как иностранный.

Во многие вузы страны, начиная с 60-х гг., стали приезжать иностранцы, чтобы приобрести ту или иную специальность и овладеть русским языком. Количество приезжающих с каждым годом увеличивалось.

После распада СССР, когда союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах.

Негативное отношение к русскому языку проявили в странах Балтии: в Литве, Латвии, Эстонии государственным языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращаются в школах и вузах преподавание на русском языке и само изучение русского языка. Перестают издавать на русском языке научную и общественно-политическую литературу, использовать его при оформлении производственно-хозяйственной и официальной документации.

Тенденция к сокращению влияния русского языка, его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения наблюдается и в других бывших союзных и автономных республиках. В их средствах массовой информации русский язык начинают называть «имперским языком», «языком тоталитаризма», «языком оккупантов».

Однако жизнь вносит свои коррективы. В постперестроечный период становится очевидным, что русский язык необходим для народов, как России, так и для Союза независимых государств. Известный писатель абхазец Ф. Искандер писал в газете «Аргументы и факты»: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы друг друга понимали. Сейчас же происходит переход республик, народов к общению средствами своего национального языка. Это ставит преграды в развитии культуры, искусства, экономики, в общении людей друг с другом. И в конечном итоге приводит к тем трагическим результатам, которые мы имеем сегодня».

Трезвое отношение к русскому языку, понимание его значения для народов суверенных государств, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений определяют языковую политику в Казахстане, Азербайджане, Армении. «У нас все казахи, - говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, - прекрасно знают русский язык, и это преимущество, мы, казахи, никогда не должны потерять. В республике выходит сегодня 467 газет на русском языке, на казахском только 211, 32 телекомпании вещают на русском, на казахском всего 5».

Заслуженный деятель науки Якутии, профессор Н.Г. Самсонов в книге «Русский язык на пороге XX века» (Якутск, 1998 г.) говорит о значении русского языка для существования и дальнейшего развития языков других народов: «Наличие языка-посредника не означает свертывания функций национальных языков. Наоборот, всестороннее экономическое и культурное сотрудничество наций, обмен научными, политическими и экономическими знаниями ведет к взаимному обогащению национальных языков, приводит их в соответствие с современным уровнем общественного прогресса. Достоинство народа заключается не в этнической самоизоляции, а в духовной раскованности, во взаимосотрудничестве народов, в совместном равноправном творчестве».

Роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ -- творец и носитель этого языка.

Русский язык -- единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В. И.Ленин с гордостью говорил: „Наше русское слово „Совет"-- одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски".

Российская Федерация -- многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.

Русский язык обогащает языки народов РФ такими словами и оборотами, как например: партия, школа, книга, газета, колхоз, план, фабрика и т. п. В свою очередь, и некоторые элементы из национальных языков входят в словарь русского литературного языка (например, аул, акын, арык, кишлак, шаман и др.)

В современном мире говорят о „буме русского языка“, поскольку, несмотря на постперестроечные потрясения и катаклизмы, реформы и преобразования, все активнее прогрессирует как основной мотив его изучения в различных точках Земли -- возможность чтения на нем выдающейся литературы, имеющей общечеловеческую значимость.

Русский язык сохраняет давнюю традицию успешного изучения в массовой системе народного просвещения разных стран. Возможность получения высококачественного образования на базе русского языка -- это один из важнейших факторов, способных обеспечить позиции русского языка в современном мире. В целях сохранения русского языка и культуры в странах дальнего зарубежья специалисты-филологи активно занимаются популяризацией русского языка, разъяснением перспектив его практического использования.

В связи с интернационализацией науки и использованием высоких и опережающих технологий русский язык вовлечен в орбиту глобального информативного, преимущественно письменного, обмена как „научный язык“. Русский язык -- один из немногих языков, включенных во всемирную сеть средств массовой информации: печать, радио, телевидение.

В начале XXI века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей, требующих широкого познания друг друга, взаимопосещений, начиная от встреч глав правительств до массовых туристских экскурсий.

Конкурентоспособность русского языка очевидна. Русский язык успешно выступает на мировой арене в качестве языка-посредника. Язык берет на себя функцию передачи не только собственно-содержательной, но и национально-специфической, отчасти даже языковой, сторон общезначимых достижений: других народов и их языков.

Русский язык -- один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,-- народ великий»,-- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь, её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному.

«Великий, могучий, правдивый и свободный» -- такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.

Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский язык, несомненно, -- это богатейшей язык, мировое значение которого исключительно велико.

Проблемы русского языка органично связаны с местом русской культуры в современном обществе -- ее великих литературы и живописи, философии и истории, ролью во всей духовной жизни. Они связаны с теми новыми задачами, которые русская культура призвана решать не только на своей национальной почве, но и в контексте консолидации многонациональной отечественной культуры.

Н.В.Гоголь сказал: «Пред вами громада - русский язык!». Русский язык - это действительно громада. Он постоянно модернизируется, поэтому точное количество слов этого языка до сих пор неизвестно.

Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.

Русский язык, сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Запада и Востока, освоил греко-византийское, латинское, восточное и старославянское наследие. Он воспринял достижения новых языков романского и германского ареалов Европы. Однако главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, культуры и литературы -- русский язык стал высокоразвитым, богатым, упорядоченным, стилистически дифференцированным, исторически сбалансированным языком, способным обслуживать все потребности человечества.

Русский - мировой язык. На русский язык переведено всё наследие мировой цивилизации. Русский язык был и остается носителем духовности русских. Данный язык остается популярным не только на территории России, но и во многих других государствах. Русский язык изучали и продолжают изучать во многих учебных заведениях. И как отметил П.А.Вяземский: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас».

Русский язык не теряет своего величия, несмотря на смену нравственных ориентиров, социальные, политические и экономические явления, которые происходят в современном мире.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева "Русский язык и культура речи", Ростов-на-Дону, "Феникс", 2004 г.

2. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. -- М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

3. Ефимов А. И. История русского литературного языка. - М.: Высшая школа, 1971.

4. Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1992.

5. Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа. 1997.

6. Соболевский А. И. История русского литературного языка. - Л.: Наука, 1980.

7. Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978.

8. Челышев Е. П. "Великий и могучий" берут под защиту // "Российская газета", 2009 .

9. Челышев Е. П. Русский язык обретает государственную поддержку // Вестник РАН. - 1998г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности и основные черты официально-делового стиля как функциональной разновидности русского литературного языка. Сфера применения дипломатического, законодательного, управленческого подстилей. Характеристика основных стратегий речевого поведения.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Виды, структура и реквизиты деловых писем. Своеобразие русского языка. Выбор залога, вычурные обороты, псевдоэтикет. Деловая переписка, нарушение этикета, церемониал. Информативность и убедительность официального документа. Личный характер, обращение.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Основные принципы речевого этикета в деловой сфере. Особенности делового общения как особой формы коммуникации. Средства выражения речевого этикета в сфере делового общения на примере русскоязычной и англоязычной прессы, их отличительные особенности.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2012

    Основные правила написания современного письма. Этикет написания письма в современном бизнесе. Отношение к переписке в прошлом, примеры написания письма в прошлом веке и современном мире. Разновидности писем по характеру: деловые, дружеские, церемонные.

    реферат , добавлен 24.04.2010

    Искусство как эстетический феномен, его основные функции и виды. Смещение акцентов в понимании искусства в эпоху научно-технического прогресса. Значение искусства в современном мире, характеристика перспектив его развития. Обращение к классике в наши дни.

    реферат , добавлен 30.03.2017

    В современном мире проблема демагогии, фразёрства и чрезмерного обсуждения достигла глобального масштаба. В зависимости от различий культуры, явление приобретает определённый оттенок, но суть его остается неизменной.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Эволюция этических ценностей в корейском обществе и процесс становления корейской культуры. Влияние конфуцианства на формирование дальневосточных ценностей и морали, воспитание молодежи. Значимость концепта "душа" в обыденном сознании русского народа.

    реферат , добавлен 28.01.2012

    Идеальная красота. "Ущербленная" красота. Красота - не самоценность. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности. Красота - не цель, а следствие. Воззрения выдающегося русского философа Н.Лосского. Вопросы прекрасного и безобразного.

    реферат , добавлен 17.05.2003

    Общее представление о языке телодвижений. Изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам. Основные коммуникационные жесты, их значение и происхождение. Особенности языка жестов разных стран. Ограничение на прикосновения.

    реферат , добавлен 24.01.2009

    Понятие этики, история ее становления и развития, значение в современном обществе. Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, ее применение для различных профессий. Особенности использования этических норм в социальной работе.

10-11 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей. Принципы организации учебного материала соответствуют изложенным в программе по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений Т.В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2010.

На изучение русского языка в 10-11 классах отводится по 68 часов 2 часа в неделю, из них проверочных работ-2, тестов-10, контрольных работ-2.

Цель преподавания русского языка - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи преподавания русского языка в 10-11 классе:

    совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

    систематизация основных орфографических правил и умение их применять;

    обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках русского языка, в работе с текстом;

    закрепить и углубить знания по фонетике, графике, словообразованию, грамматике;

    повышение грамотности устной и письменной речи;

    совершенствование всех видов речевой деятельности учащегося:

    овладение нормами русского литературного языка;

    обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

    формирование умений и навыков связного, логического изложения мыслей в устной и письменной форме;

    развитие самостоятельной деятельности учащегося;

    подготовка к итоговой аттестации;

    воспитание учащегося средствами самого предмета.

    воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

    дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

Для реализации программы используется УМК С. Е. Крючкова, В. Ф. Грекова, Л. А. Чешко.

Учебник: С. Е. Крючков, В. Ф. Греков, Л. А. Чешко «Русский язык 10 класс», Москва «Просвещение» 2012 год.

Содержание школьного курса русского языка в 10 классе

Правописание приставок.

Орфограммы в окончаниях.

Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц, Ы и И после ц, разделительный Ъ и Ь, согласные на стыке морфем.

Содержание учебного курса для 11 класса

Изучение систематического элементарного курса грамматики, фонетики, лексики, словообразования, синтаксиса и пунктуации заканчивается в 9 классе, поэтому на завершающем этапе обучения предусмотрена коррекционная работа, систематизация и углубление знаний. Ведущие правила орфографии и пунктуации представлены в сравнении и сопоставлении, дополнены необходимыми сведениями из исторической грамматики и этимологии, что делает учебный материал более доступным и понятным, помогает учащимся осознать причинно-следственные связи между фактами языка.

В рамках подготовки к новому типу экзамена по русскому языку – ЕГЭ, проводится ознакомительная работа с КИМами в начале 10 класса, затем на уроках уделяется время практической работе по ЕГЭ согласно материалам урока.

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем. Правописание корней: правописание гласных и согласных корня.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов. Н и НН в суффиксах.

Орфограммы в окончаниях.

Правописание служебных частей речи. Не с разными частями речи. Правописание производных предлогов. Омофоны оттого – от того, зато – за то и др.

Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц, Ы иИ после ц, разделительный Ъ и Ь, согласные на стыке морфем.

Слитные, дефисные, раздельные написания. Система правил. Работа со словарём.

Написание строчных и прописных букв. Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Работа со словарём.

В конце изучения каждой темы даётся материал для контроля: диктант или тест.

Предусмотрены уроки по развитию речи: изложения с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и др.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

    связь языка и истории, культуры русского и других народов;

    смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

    использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

    применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

    использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Таблица тематического распределения часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

10 класс

11 класс

Введение

Лексика

Орфоэпия

Морфемика. Словообразование. Орфография

13ч

12ч

Морфология и орфография

29ч

30ч

Служебные части речи

Повторение и обобщение изученного

Введение

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание

Простое предложение

20ч

21ч

Сложное предложение

25ч

24ч

Стили речи

12ч

12ч

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

(68 ч, 2 часа в неделю) по учебнику для 10 класса, авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков,

Л. А. Чешко.

п/п

Содержание (разделы, темы)

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Введение.(5ч.)

Русский язык в современном мире.

03.09.

Стили и типы речи.

05.09.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

10.09.

Практическая работа. Типы норм литературного языка.

12.09.

Практическая работа. Редактирование текста. Комплексный анализ текста.

14.09.

Лексика.(7ч)

Лексическое значение слова.

17.09.

Основные лексические группы слов. Омонимы. Паронимы.

19.09.

Синонимы, антонимы.

24.09.

Русская фразеология.

26.09.

10.

Фигуры речи как выразительные средства языка.

01.10.

11.

Словари русского языка.

03.10.

12.

Тест по теме: «Лексика».

08.10.

Орфоэпия.(1ч)

13.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

10.10.

Морфемика. Словообразование. Орфография.(12ч)

14.

Принципы русской орфоэпии. Употребление прописных букв.

15.10.

15.

Состав слова. Основные способы образования слов.

17.10.

16.

Правописание гласных в корне слова.

22.10.

17.

Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные.

24.10.

18.

Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы.

29.10.

19.

Сочетание согласных на стыке приставок и корня.

31.10.

20.

Употребление разделительных ъ и ь.

12.11.

21.

Буквы И и Ы после приставок.

14.11.

22.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

19.11.

23.

Правописание сложных слов. Правила переноса слов.

21.11.

24.

Тест по теме: «Морфемика. Словообразование».

26.11.

25.

Резервный урок.

28.11.

Морфология и Орфография. (30ч)

26.

Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Род и число существительных.

03.12.

27.

Правописание окончаний и суффиксов имён существительных.

05.12.

28-29.

Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. Орфоэпические и морфологические нормы.

10.12.

30.

Правописание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже.

12.12.

31.

Правописание сложных имён существительных.

17.12.

32.

Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного.

19.12.

33.

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Морфологические нормы.

24.12.

34.

Контрольная работа.

26.12.

35.

Анализ контрольной работы.

14.01.

36.

Резервный урок.

16.01.

37.

Правописание сложных имён прилагательных.

21.01.

38.

Тест по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное».

23.01.

39.

Имя числительное. Морфологический разбор существительного.

28.01.

40.

Правописание имён числительных. Морфологические нормы.

30.01.

41.

Местоимение. Морфологический разбор местоимения.

04.02.

42.

Правописание местоимений. Морфологические нормы.

06.02.

43.

Тест по теме: «Имя числительное».

11.02.

44.

Тест по теме: «Местоимение».

13.02.

45.

Глагол. Морфологический разбор глагола.

18.02.

46.

Правописание глаголов. Морфологические нормы.

20.02.

47.

Причастие. Морфологический разбор причастия.

25.02.

48-49.

Правописание причастий. Морфологические нормы.

27.02.

50.

Деепричастие. Морфологический разбор деепричастия.

04.03.

51.

Правописание деепричастий. Морфологические нормы.

06.03.

52.

Тест по теме: «Глагол».

13.03.

53.

Тест по теме: «Причастие», « Деепричастие».

15.03.

54.

Наречие. Морфологический разбор наречия.

20.03.

55.

Правописание наречий. Морфологические нормы.

22.03.

56.

03.04.

57.

05.04.

58.

Резервный урок.

10.04.

Служебные части речи.(6ч)

59.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

12.04.

60.

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

17.04.

61-62.

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.

19.04.

63.

Междометие как часть речи.

26.04.

64.

Тест по темам: «Служебные части речи, междометие».

06.05.

Повторение и обобщение изученного.(5ч)

65.

Итоговый тест по программе 10 класс

15.05.

66.

Итоговый контрольный диктант.

22.05.

67.

Подведение итогов года.

24.05.

68.

Резервный урок.

29.05.

Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 11 класса

(68 ч, 2 часа в неделю) по учебнику для 11 класса, авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков,

Л. А. Чешко.

п/п

Содержание (разделы, темы)

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление.

04.09.

Синтаксис и пунктуация.(1ч)

Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста.

06.09.

Словосочетание (2ч)

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

11.09.

Контрольная работа по теме: «Словосочетание».

13.09.

Простое предложение.(21ч)

Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения.

18.09.

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.

20.09.

Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

25.09.

Полные и неполные предложения.

27.09.

10.

Тире между подлежащим и сказуемым.

02.10.

11.

Второстепенные члены предложения.

04.10.

12.

Практическая работа по темам: «Второстепенные члены предложения», «Двусоставные и односоставные предложения».

09.10.

13.

Тест по теме: «Простое предложение».

11.10.

14.

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

16.10.

15.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

18.10.

16.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

23.10.

17.

Тест по теме: «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения».

25.10.

18.

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения.

30.10.

19.

Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями прилагательными.

01.11.

20.

Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.

13.11.

21.

Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие члены предложения.

15.11.

22.

Контрольная работа по теме: «Обособленные члены предложения».

20.11.

23.

22.11.

24.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями.

27.11.

25.

Обращения и знаки препинания при них.

29.11.

26.

Тест по теме «Обособленные члены предложения».

04.12.

27.

Резервный урок.

06.12.

Сложное предложение (24ч)

28.

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

11.12.

29.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

13.12.

30.

Основные группы придаточных предложений по значению.

18.12.

31.

Тест по темам «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным».

20.12.

32.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

25.12.

33-34.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

27.12, 15.01.

35-36.

Сложные предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной.

17.01, 22.01.

37.

Тест по темам «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

24.01.

38-39.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании».

29.01, 31.01.

40.

Синтаксическая синонимия.

05.02.

41.

Синтаксические нормы.

07.02.

42.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

12.02.

43.

Стилистика

14.02.

44.

Контрольный диктант.

19.02.

45.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

21.02.

46.

Резервный урок.

26.02.

47-48.

Р.Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Проблема, авторская позиция.

28.02, 05.03.

49-50.

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение.

07.03, 12.03.

Стили речи. (12ч)

51.

Публицистический стиль и его особенности.

14.03.

52-53.

Жанры ПС: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

19.03, 21.03.

54-55.

Написание рецензий по тексту публицистического стиля.

04.04, 09.04.

56.

Художественный стиль и его особенности.

11.04.

57.

Виды тропов и стилистических фигур.

16.04.

58-59.

Написание рецензий по тексту художественного стиля.

18.04, 23.04.

60.

Научный стиль и его особенности.

25.04.

61.

Научно-популярный подстиль.

30.04.

62.

Разговорный стиль речи.

02.05.

63-64.

Р.Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения.

07.05, 14.05.

65-68.

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

16.05, 21.05, 23.05, 28.05.

Список литературы для учащихся:

    Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 г.

    ЕГЭ-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под редакцией И. П. Цыбулько- М.: Издательство «Национальное образование» 2013.

    Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич.- Издательство 4-е, переработанное-Ростов-на-Дону:Легион, 2013.

    ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием и сформулированной проблемой текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 3 (С). Г. Т. Егорова.-М: Издательство «Экзамен», 2012.

Список литературы для учителя:

5.Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2004.

6.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений/ Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., М., 2009.

7.Методическое пособие Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс.. М. ВАКО,2005.

8.Н.В. Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.

9.А.И. Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.

10.Единый государственный экзамен Русский язык 2011-2012 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:

Приложения

10 класс

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

1. Диктант с грамматическим заданием

1)Рост населения нашей планеты - серьёзная проблема. 2)Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утверждённые многовековыми традициями. 3)Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. 4) Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грамматическое задание:

Вариант 1

Вариант 2

1.Выполнить фонетический разбор

Серьёзная (предложение 1)

Являясь (предложение 4)

2.Проанализировать морфемы с чередованием звуков.

В предложениях 1, 2 подчеркнуть слова с чередованием гласных в корне, в скобках записать слова с парными гласными.

В предложениях 1, 2 подчеркнуть слова с чередованием согласных в корне, в скобках записать слова с парными согласными.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1. Словарный диктант

Отзывчивый приятель, в дальнем странствии, в цветастом оперенье, свиная тушёнка, песчаный пляж, острого клюва, печёный пирог, привередливый начальник, юный возраст, башенный кран, беспомощный бельчонок, ежовые рукавицы, лебединая песня, кочевой народ, с волчьей стаей, черкесский язык, куцый хвостик, пятничный номер газеты, Серебряный век, молитвенный возглас, холщовая ткань, Прощёное воскресенье, дерзкий взгляд, будничные заботы, ветреная девушка, осиная талия, стойкий оловянный солдатик, вощёная дощечка, междугородний звонок.

2. Лингвистический разбор

Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор и морфологический разбор выделенных прилагательных.

Эта безлунная ночь, казалось, была так же прекрасна и великолепна, как прежде.

Практическая работа по теме «Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах»

1.Практическая работа. Анализ стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства в стихотворении А. Т. Твардовского «Две строчки» (1943) и определите их роль.

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

В начале 21 века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей, требующих широкого взаимопонимания, начиная от встреч глав правительств до массовых туристических экскурсий.

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1.Выполните фонетический разбор слова.

Жизненных

Требующих

2.Определите морфологическую принадлежность слов.

В силу

Начиная от

3.Определите тип подчинительной связи в словосочетании.

Поистине всеохватывающий

Личного общения

11 класс

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1.Диктант с грамматическим заданием

1)Полученный ответ рассматривался как согласие. 2)Мы встретимся с вами в ближайшее время, например, завтра. 3)Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками. 4)Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки. 5)Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд. 6)Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт. 7)Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси. 8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. 9)Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли? 10)Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. 11) Нельзя работать спустя рукава. 12)Счёт долгот на Земле ведут от Гринвичского, или нулевого, меридиана. 13)Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными. 14)Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимыми. 15)Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз. 16)В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как сильную, могучую, но крайне противоречивую натуру.

Грамматическое задание:

1.Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений 2, 13.

2.Запишите номера односоставных предложениях, укажите их тип.

3.Запишите номера предложений с неоднородными определениями.

4.Среди предложений 12-16 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

2.Синтаксический разбор предложений

1)Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала…

И над тусклою землёю

Небо, полное грозою,

Всё в зарницах трепетало…

2)И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

3)Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

4)В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

5)Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды гладят с высоты.

6)Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

О ценка выполнения дополнительных заданий

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий .

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценкаконтрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Оценка «5» ставится

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

В целом в работе

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» ставится

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность "

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» ставится

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.