Некрасов николай - не ветер бушует над бором. И с ребятами дружу

Литературное чтение Шалаева Галина Петровна

«Не ветер бушует над бором…»

«Не ветер бушует над бором…»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Забравшись на со?сну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-океаны -

Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли, -

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли…

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро».

(Из поэмы «Мороз, Красный Нос»)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Шторм (ветер) Шторм (голл. storm), ветер силой 9 баллов по Бофорта шкале и скоростью 20,8-24,4 м/сек. При силе ветра выше 9 баллов Ш. называется сильным, жестоким ураганом. Ш. нередко вызывает разрушения на суше и сильное волнение моря. Чаще всего Ш. связаны с тропическими и

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

ВЕТЕР Группа была создана в Москве 8 марта 1998 г. Андреем Смирновым (гитара, вокал) и Сергеем Сергеевым (бас, бэк-вокал). Лидер и текстовик коллектива А. Смирнов раннее играл в группе «Бродячий оркестр», а С. Сергеев работал в коллективах «Вишневый сад» и «Дитя ветра». В

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Ветер Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ветер перемен С английского: Wind of Change.Из речи в Кейптауне (ЮАР, 3 февраля 1960 г.) африканского политического деятеля Гарольда Макмиллана (1894-1986): «Ветер перемен веет над континентом».Этот год мировая печать назвала «годом Африки», поскольку тогда большое число бывших

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги 1000 рецептов на скорую руку автора Михайлова Ирина Анатольевна

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

4. Ветер, ветер! Ты могуч… Особняком среди всевозможных гаданий по природным и погодным явлениям стоит аустромантия - предсказание будущего по изучению ветров. Сегодня, каждый вечер слушая прогноз погоды на следующий день или видя, как разгулялся ветер, мы тоже без труда

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Что такое ветер? Ветер настолько обычное для нас явление природы, что мы редко задумываемся, что это такое и откуда берется ветер. Направление ветров (снимок со спутника)Появление ветра связано с изменениями температуры воздуха. Когда воздух нагревается, он становится

«Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить ». Откуда строки?

Честно, не знаю, какие вообще могут быть проблемы с определением стихотворных размеров, а уж тем более не знаю, как можно блуждать в двухсложных?! Как? Поэтому если у вас ситуация схожая, как и Онегин не можете разобраться с размерами, то этот материал для вас.

В ЕГЭ по литературе необходимо знать и уметь определять 5 размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Всё!

У меня есть одна безошибочная техника, с помощью которой мы и поучимся. Весь процесс будет поделен на 3 этапа:

1. Деление на слоги.

2. Постановка ударений.

3. Деление на стопы и определение размера.

Для того, чтобы определить стихотворный размер бывает достаточно всего лишь одной строки, иногда не сразу получается, поэтому некоторые берут несколько, но мы возьмем одну из стихотворения Некрасова «Мороз-воевода»:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-Воевода дозором

Обходит владенья свои.

Помню, как еще в начальных классах учил это стихотворение… А нам, напомню, потребуется всего лишь первая строка. Первый этап – деление на слоги. Напомню, что сколько в слове гласных, столько и слогов. У нас получится одно большое слово:

1. Не – ве – тер – бу – шу – ет – над – бо – ром.

2. Ставим ударения: не – ве – тер – бу – шу – ет – над – бо – ром.

Сейчас делим на стопы. Известно, что размеры бывает двухсложные и трехсложные. Сколько входит в стопу слогов, таков и размер. У ямба и хорея стопы имеют по 2 слога, у дактиля, амфибрахия и анапеста стопы по 3 слога. Попробуем поделить по 2 слога:

3. не – ве / – тер – бу / – шу – ет / – над – бо / – ром. Видим, что в первой и третьей стопах ударения стоят на разных местах, значит, это точно не двухсложный размер. Нужно поделить по 3 слога: не – ве – тер / – бу – шу – ет / – над – бо – ром/.
Вот теперь всё чётко получилось. Видим, что в каждой стопе ударение падает на второй слог.

Осталось дело за малым, вспомнить трехсложный размер, в котором ударение падает на 2й слог. Да-да, это амфибрахий, вы молодцы!

Несколько фишек, как запомнить эти размеры. Двухсложные просто: ямб начинается на последнюю букву алфавита, а он идет вторым, последним после хорея, у которого ударение падает на первый слог.
Чтобы выучить трехсложные, достаточно запомнить слово ДАМА:
1.Д – Д актиль.
2.АМ – АМ фибрахий.
3.А – А напест.

Я увидел хорей, я подумал о ямбе,
Начал дактилю я возносить дифирамбы...
Амфибрахий вошёл, угловат, косолапист,
Он сказал, скоро в дом прибывает анапест.

Цели.

Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

Развивающие:

развитие памяти, мышления, внимания;

речи, творческих способностей;

формирование способности полноценно воспринимать

литературное произведение.

Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств.

Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

Оборудование. Учебник "Родная речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.

III. Проверка домашнего задания

IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы”

V. Знакомство с новым материалом

Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество?

Д. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.

У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом.

Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Слайд №2. Работа с толковым словарём

Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.

Палица древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

Гнет – тяжесть, груз.

Дозор – обход для осмотра.

Казна – имущество, денежные и иные средства.

Обоз – несколько повозок с грузом.

Не скудеет – не беднеет.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Чем вам понравилось это стихотворение?

– В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)?

Каким вы представляете себе Мороза?

Д: Строгим, грозным, властным, богатым.

Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

Какие картины видим?

2. Чтение стихотворения детьми про себя .

Задание перед чтением:

Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите.

Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

3. Словарная работа.

(Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".)

4. Физкультминутка

Какие сказки о Морозе вы читали?

Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите.

А барин? (Покажите)

5. Работа над содержанием стихотворения.

Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор.

1-е четверостишие.

Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза . Прочитайте это место и ответьте на вопросы.

Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.)

Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.)

Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

Найдите ещё два сравнения.

(Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи ,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)

Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.)

Мороз – хозяин.Слайд №3

2-е четверостишие – заботливый . Слайд №4

3-е четверостишие - любит красоту . Слайд №5

4-е четверостишие - внешний вид (пугающий, устрашающий - косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7

5-е четверостишие – озорник . Слайд №8

Найдите песню Мороза , прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

Выслушивают 2–3 учеников.

Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо)

Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой)

Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый)

Прочитаем песню Мороза вслух.

Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни?

Слайд № 9

Прослушивание музыкальной записи.

Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы?

Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.)

Олицетворения

Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы?

Метафоры (голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).

Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"? (Мороз украшает все снегом, инеем)

Слайд №10

Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.)

Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".)

Подготовка к выразительному чтению

Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

1 вариант – шествие Мороза.

2 вариант – песня Мороза.

Д. Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи , |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины , щели, |
И нет ли где голой земли? | |

Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Слайд № 11

Дети читают "по цепочке".

6. Домашнее задание

Слайд №13

8. Итог урока

Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором...".

С каким произведением вы познакомились на уроке?

Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России?

Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение.

7. Творческая мастерская

Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время.

3 класс

Тема: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Цели: Обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас. Воспитывающие: прививать любовь к русской природе.
. I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Не ветер бушует над бором...".
^ III. Проверка домашнего задания.
У. Прочтите выразительно отрывок из стихотворения Некрасова "Железная дорога" – "Славная осень!..".

У. Какое время года описано в стихотворении?

^ Д. Осень.

– Какими словами описал Н.А. Некрасов осенний воздух?

Дети. Здоровый, ядреный.

У. С чем сравнивает он первый лед на реке?

Д. С тающим сахаром.
^ IV. Знакомство с новым материалом 1. Введение в тему. У. А какое время года у нас сейчас? Д. Зима. У. Вы любите зиму? (Ответы детей). Посмотрите как красива природа зимой. (Показ слайдов). - Сегодня мы с вами увидим, как изобразил красоту зимней природы в стихотворении «Не ветер бушует над бором…» Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чуствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске написаны слова:

воевода – начальник войска

Дозор – обход для осмотра

Палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с грузом

казна – имущество, деньги или иные средства

не скудеет – не беднеет

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

^ Учитель читает отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".

– Чем вам понравилось это стихотворение?

Выслушиваются ответы детей.

– Чем оно вам напоминает сказку?

Д. Мороз показан как живое существо, сравнивается с воеводой.

^ У. Каким вы представляете себе Мороза?

Д. Строгим, грозным, властным, богатым.

У. Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам непонятно, потом спросите. Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

Дети самостоятельно читают стихотворение.

– Какие слова оказались вам непонятны?

^ У. Кто может объяснить смысл этих слов?

У. На какие две большие части можно разделить это стихотворение? Как мы их озаглавим?

Д. Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".
V. Физкультминутка
Встаньте, дети!
Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять!
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели...
А теперь придется встать,
Тихо сесть, читать начать.
^ VI. Работа над содержанием стихотворения
У. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.
Почему поэт называет Мороза воеводой?

^ Д. Мороз руководит жизнью природы.

У. Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

Д. Что ему все подчиняются.

У. Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

У. Найдите первые два сравнения.

Д. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

^ У. Зачем они употреблены?

Д. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

^ Выслушиваются ответы учащихся.

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о "заботах" Мороза.

Д. Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

У. Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

^ Дети выполняют задание.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

Д. Хвастливо, гордо.

У. Найдите, как называет эту песню Некрасов?

Д. Хвастливой.

У. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

Д. Он властный, грозный, удалой, хвастливый.

У. Прочитаем песню Мороза вслух.

^ Выслушивают 2–3 учеников.

– Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

^ Д. Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

У. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

^ Д. Первую часть – неторопливо, веско, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

У. Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.

^ Дети выполняют задание.

– Как понять выражение: "Я царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?

Д. Мороз украшает все снегом, инеем.

^ Учащиеся выполняют задание.

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

Выслушиваются ответы детей.

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

^ Дети выполняют задание.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?

Д. Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи...

– И еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Пение песни.

У. Какие картины видим?

^ Дети описывают картины.

– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.

Д. Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".

У. Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Дети читают "по цепочке".
^ VII. Итог урока
У. Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором..."
Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.
С каким произведением вы познакомились на уроке?

^ Д. С отрывком из поэмы "Мороз, Красный нос".

У. Чему учились на уроке?

Д. Выразительно, с правильной интонацией, паузами читать стихотворение.
^ VIII. Домашнее задание
Вариант 1: выучите наизусть отрывок "Шествие Мороза".

Вариант 2: выучите наизусть отрывок "Песня Мороза".

Нарисуйте иллюстрацию к тексту стихотворения, подпишите ее словами стихотворения.

Принесите книги со стихами Некрасова

Тема: Парные звонкие и глухие согласные (закрепление).

Цели: Систематизировать знания детей по теме; учить применять правило на практике, подбирать проверочные слова, развивать устную речь, анализ, умение обобщать; развивать орфографическую зоркость; воспитывать в детях чувство коллективизма, бережное отношение к природе.

^ I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Взаимопроверка).

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, карандашом исправьте найденные ошибки, поставьте оценки.

^ III. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подумайте, какой это текст по типу изложения.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. Я понес их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по л…су.

^ IV. Сообщение темы и целей урока

На слайде записаны слова: обе…, наро…, заво…, сне…, лоша…ь.

Как вы думаете, какие буквы пропущены в словах?

(учитель читает стихотворение)

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих.

Прислушайтесь к звучанию согласных.

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Сегодня на уроке мы узнаем, что же нужно делать, когда на конце слова парный согласный.

^ V. Сопоставление согласных букв в проверочном и проверяемом словах.

Я вам буду загадывать загадки, а вы должны их разгадать и записать отгадки.

1. Белые горошины на зеленой

Ножке. (ландыш)

2. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой –

Круглый, гладкий и красивый

С ножкой толстой и прямой. (гриб).

Весь я сделан из железа.

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все тук да тук. (гвоздь)

4. Он длиннющий,

Он большущий.

Он тучи до земли…

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. (дождь)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (желудь).

^ VI. Работа с учебником.

1. Работа с правилом.

Откройте учебники на с.98, найдите правило внизу страницы.

2. Закрепление.

Упр.168 – устно.

Упр.169 –письменно.

«Ромашка» - впишите в свободные кружочки буквы так, чтобы получилось восемь слов, все они должны оканчиваться буквой б.

Лоб, клуб, боб, гриб, дуб, хлеб, зуб, герб.

^ 3. Творческая работа.

На доске вы видите пейзаж. Подумайте сюжет какой сказки он вам напоминает?

(Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»).

Попробуйте найти здесь и записать в тетрадь слова, со звонкими и глухими согласными наконце слова.

Проверка.

Какие слова вы записали?

А знаете ли вы,что ландыш и лебедь занесены в Красную книгу?

Кто может сказать, что такое красная книга?

^ VII. Физкультминутка.

V. Подумайте!

Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг прогрызли мышки, от слова кончик откусили и к себе в норку утащили. Кто придумает конец, тот и будет молодец.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.

Утю…, хле…, моро…, горо…, пиро…, сторо…

Докажите, сделайте вывод (правило).

^ 5. Допишите. Объясните смысл пословицы.

В зимний холо… – всякий моло… .

6. Самостоятельная работа. А теперь внимание, новое испытание.

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными, которые нужно проверять. Докажите! Устно подберите проверочные слова. Проверка.

Медведь на зиму забрался в берлогу. Еж заснул в норе до весны. С утра в лесу шел белый снег. На снегу хорошо виден лисий след.

Итог урока

Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный)

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Домашнее задание: упр.171.

Конспект занятия в разновозрастной группе (4-7 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Занятие:Чтение художественной литературы.

Тема: « Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» (из поэмы Мороз, Красный нос) » (дети 5-6 лет).

Приоритетное направление: речевое развитие, интегрируется, социально – коммуникативным развитием, познавательным развитием.

Цель : умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста

Задачи:

Образовательные: - Познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»; обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, память, внимание, мышление.

Воспитательные: Прививать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации о снежной зиме, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; костюм Мороза-воеводы.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением зимней природы;

Предварительная работа: наблюдения в природе за явлениями зимы; рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы; чтение стихотворений о зиме (И. Сурикова «Зима», Н. Артюховой «Белый дед», С. Есенин «Поёт зима – аукает»); изготовление с детьми книги о зиме.

Формы работы: подгрупповая, совместная игра со сверстниками, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы :

Наглядные - рассматривание образца;

Словесные – беседа , чтение стихотворения.

Практические: физминутка.

Игровые: игровая ситуация

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, продуктивная.

Индивидуальная работа: привлекать мало активных детей к слушанию стихотворения.

Подходы: создать условия для желания детей слушать.

Мотивация: Почтальон принес письмо, а что в нем узнаем, когда его откроем.

Ход занятия: Мотивационный момент:

1.Вводная часть. Открываем письмо, а там флешка с музыкой.

Включаю музыку, предлагаю детям закрыть глаза и представить, какое время года изобразил композитор в музыкальном произведении. Выслушиваю ответы детей.

Что вы услышали в музыке? (падает снег, шумит метель)

Что вы можете сказать о зиме? Какая она? (пушистая, холодная, белая, морозная, снежная, студёная)

Какие явления природы можно увидеть зимой? (метель, вьюга, пурга, снегопад)

Мы с вами делали вот эту книгу о зиме, в которой поместили ваши рисунки и стихотворения о зиме. (Показываю книгу)

А хотите отправиться в лес и посмотреть, какая зима в лесу? Давайте отправимся в лес на лыжах, чтобы нам было легко идти по сугробам.

2.Основная часть.

В группе полукругом размещены картины снежной зимы (3-4 шт.). Рассматриваем картины.

Что вы видите? Вам нравится красота зимнего леса?

Под музыку П. И. Чаковского «Времена года» (зима), дети плавно кружатся изображая падающих снежинок.

Зимой природа очень красивая, композиторы пишут о зимней природе музыкальные произведения, художники показывают красоту зимней природы в своих картинах, а поэты воспевают красоту зимней природы образными словами.

Присаживайтесь на стульчики - пенёчки и мы с вами послушаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-воевода». (Читаю стихотворение)

Не ветер | бушует над бором, |

Не с гор побежали | ручьи , |

Мороз-воевода дозором |

Обходит владенья свои. | |

Глядит | – хорошо ли метели |

Лесные тропы занесли, |

И нет ли где трещины , щели, |

И нет ли где голой земли? | |

Пушисты ли сосен вершины, |

Красив ли узор на дубах? |

И крепко ли скованы льдины |

В великих и малых водах ? | |

Идёт | - по деревьям шагает, |

Трещит по замёрзлой воде, |

И яркое солнце играет |

В косматой его бороде…

Вам понравилось стихотворение? Воевода – это могучий сильный человек (могучий богатырь).

Физминутка.

Зима

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Надеваю костюм Мороза-воеводы и читаю стихотворение ещё раз.

Как вы думаете, это сказочное стихотворение?

Как в стихотворении назван мороз? (Воевода) Великий русский поэт Николай Некрасов изображает его веселым, могучим чародеем, повелителем снегов и метелей.

Как вы думаете, почему он назван воеводой? (Он самый главный зимой, без него не может быть зимы. Мороз не простой, он воевода, хозяин – «обходит владенья свои». Он идёт, как буря, «дозором», «не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи».)

Что проверяет в лесу Мороз-воевода? («Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли, и не ли трещины, щели, и нет ли где голой земли?»)

Расскажите, кокой Мороз-воевода? Волшебник, великан, им можно залюбоваться «идёт, по деревьям шагает», «идёт – по деревьям шагает», «и яркое солнце играет в косматой его бороде».

Каким ты себе представляешь Мороза - воеводу?

Пора нам возвращаться в группу.

Имитируя ходьбу на лыжах «возвращаемся» в группу

3.Заключительная часть.

Ребята, где мы вами побывали?

Какое стихотворение мы слушали? Какие строчки вам запомнились?