Первое в мире космическое такси. Космическое такси

Наземные испытания ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon от компании SpaceX окончены, корабль прибыл на космодром Канаверал и готовится к первому в истории полету к Международной космической станции. Как обычно это бывает, старт уже переносили и не раз.

"Может быть, это еще не тот уровень надежности, который бы показали государственные учреждения - НАСА, Роскосмос. Тем не менее, компания провела определенный цикл испытаний. Мы посмотрим, как пройдет этот испытательный полет, и решим, будет ли еще один пуск в конце года. Главное мы хотим убедиться, что сближение со станцией пройдет безопасно", - поясняет заместитель руководителя НАСА Уильям Герстенмайер.

На частнике в космос. Начало коммерческого извоза на международную космическую станцию означает старт целой эпохи. Сложнейшие технологии, которые раньше были доступны только государству, теперь пытаются освоить независимые компании.

"Начинается абсолютно новая, другая история. Несколько коммерческих компаний в Америке занимаются конструированием летательных аппаратов, которые будут возить людей и груз на орбиту для обслуживания МКС. Это позволит НАСА освободить людей от программы Шаттл и начать заниматься чем-то новым, в первую очередь полетами за орбиту Земли", - описывает возможные перспективы руководитель программы "Спэйс-Шаттл" Джон Шэннон.

Частный корабль - это, конечно, громко сказано. НАСА выделило для SpaceX 1,5 миллиарда долларов, тысячи уволенных сотрудников перешли с государственной службы в коммерческую компанию. В перспективе такая поддержка сократится, но уже сейчас можно сказать - будущее приближается.

"Я хочу свозить в космос мою семью - жену, детей - и сказать: посмотри, как тут красиво! И благодаря этим новым компаниям больше людей смогут полететь в космос - может быть, сотни людей ежегодно будут отправляться на орбиту, а не всего десять, как сейчас. Это очень важный момент истории, не только для Америки, но и для всего мира - для нашего международного сотрудничества", - отмечает астронавт НАСА Майкл Фоул,

Впервые новая ракета с кораблем Dragon стартовала в 2010, это были аэродинамические испытания. По конструкции американский корабль похож на российский "Союз", но есть отличия. Например, каждый Dragon можно использовать несколько раз - силовая установка, баки, аккумуляторы возвращаются вместе с кораблем. Посадка, в отличие от "Союза", на воду.

"Средство очень простое, несложное, оно не может там совершать какие-то динамические операции в космосе, просто такси некое, которое доставляет кого-то наверх и возвращает людей вниз. В принципе, таким средством можно продлить существование МКС, не вкладывая туда бюджетные средства, а бюджетные средства перераспределить на решение каких-то перспективных задач, создание технологий дальнего космоса - Марса, Луны, астероидов", - объясняет статс-секретарь-заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

Пока корабль только в грузовом варианте, нет даже системы автоматической стыковки. Когда Dragon приблизится к МКС, экипаж станции захватит корабль манипулятором. Однако разрабатывается и пилотируемый вариант на 7 человек, грузопассажирский и даже модификация для полета на Марс. У юной частной космонавтики, которая пока только встает на ноги, амбиции вполне взрослые.

На такси в космос, а почему бы и нет? Это возможно. Две американские компании: производитель ракетных двигателей и космических аппаратов — SpaceX и гигант авиастроительства — Боинг заключили контракт на строительство первых в истории частных космических кораблей, которые смогут «подбросить» космонавтов до Международной космической станции. Посмотрите, как выглядит первое в мире космическое такси.

15 ФОТО

1. Контракт на общую сумму около 6,8 миллиардов долларов США предусматривает разработку космического корабля Dragon V2 (SpaceX) и CST-100 (Boeing), который вы видите на фотографии. (Фото: BOB FERGUSON/Boeing photo).
2. Так выглядит внутри космический корабль CST-100. (Фото: ELIZABETH MORRELL/Boeing image).
3. Это подушки безопасности космического корабля CST-100, который будет использоваться только для транспортировки людей к МКС, поэтому в нем нет необходимого оборудования для дальнейших путешествий в космосе. (Фото: ELIZABETH MORRELL/Boeing image).
4. Интерьер корабля CST-100 был создан совместно с фирмой Bigelow Aerospace. При его строительстве использовалось большое количество медной ленты (Фото: NASA / REUTERS).
5. Визуализация сближения космического корабля CST-100 с Международной космической станцией. (Фото: Boeing image).
6. Испытания парашютов космического корабля CST-100. (Фото: ELIZABETH MORRELL/Boeing image).
7. Астронавт Рэнди Брезник готовится ко входу на корабль CST-100. (Фото: AP).
8. А это интерьер космического корабля Dragon V2 в штаб-квартире производителя — компании SpaceX. (Фото: NASA/Dmitri Gerondidakis).
9. Впервые корабль Dragon 2 был представлен в мае в штаб-квартире компании SpaceX. (Фото: NASA/Dmitri Gerondidakis).
10. Главой и основателем компании SpaceX является инженер-новатор Элон Маск, который создал Tesla Motors и платежный сервис PayPal. (Фото: MARIO ANZUONI/REUTERS).
11. Это интересно, оказывается именно Элон Маск — основатель фирмы SpaceX по словам режиссера фильма «Железный человек» (Iron Man) стал реальным прототипом его главного героя — Тони Старка. (Фото: JAE C. HONG/AP).
12. Корабль Dragon V2 в космос доставляет ракета Falcon 9. (Фото: SpaceX). 15. Старт ракеты Falcon 9. (Фото: SpaceX).

В недалеком будущем люди будут отправляться в космические путешествия, а мы становимся свидетелями создания первых частных космических кораблей или космического такси.

Апрель в истории космонавтики знаковый месяц. 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек Юрий Гагарин, дДвадцать лет спустя 12 апреля 1981 года - первый американский шаттл. И вот теперь еще одно важное событие - старт первого коммерческого корабля американского "Дракона". Планируется, что к МКС.

Наземные испытания ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon от компании SpaceX окончены, корабль прибыл на космодром Канаверал и готовится к первому в истории полету к Международной космической станции. Как обычно это бывает, и не раз.

"Может быть, это еще не тот уровень надежности, который бы показали государственные учреждения - НАСА, Роскосмос. Тем не менее, компания провела определенный цикл испытаний. Мы посмотрим, как пройдет этот испытательный полет, и решим, будет ли еще один пуск в конце года. Главное мы хотим убедиться, что сближение со станцией пройдет безопасно", - поясняет заместитель руководителя НАСА Уильям Герстенмайер.

На частнике в космос. Начало коммерческого извоза на международную космическую станцию означает старт целой эпохи. Сложнейшие технологии, которые раньше были доступны только государству, теперь пытаются освоить независимые компании.

"Начинается абсолютно новая, другая история. Несколько коммерческих компаний в Америке занимаются конструированием летательных аппаратов, которые будут возить людей и груз на орбиту для обслуживания МКС. Это позволит НАСА освободить людей от программы Шаттл и начать заниматься чем-то новым, в первую очередь полетами за орбиту Земли", - описывает возможные перспективы руководитель программы "Спэйс-Шаттл" Джон Шэннон.

Частный корабль - это, конечно, громко сказано. НАСА выделило для SpaceX 1,5 миллиарда долларов, тысячи уволенных сотрудников перешли с государственной службы в коммерческую компанию. В перспективе такая поддержка сократится, но уже сейчас можно сказать - будущее приближается.

"Я хочу свозить в космос мою семью - жену, детей - и сказать: посмотри, как тут красиво! И благодаря этим новым компаниям больше людей смогут полететь в космос - может быть, сотни людей ежегодно будут отправляться на орбиту, а не всего десять, как сейчас. Это очень важный момент истории, не только для Америки, но и для всего мира - для нашего международного сотрудничества", - отмечает астронавт НАСА Майкл Фоул,

Впервые новая ракета с кораблем Dragon стартовала в 2010, это были аэродинамические испытания. По конструкции американский корабль похож на российский "Союз", но есть отличия. Например, каждый Dragon можно использовать несколько раз - силовая установка, баки, аккумуляторы возвращаются вместе с кораблем. Посадка, в отличие от "Союза", на воду.

"Средство очень простое, несложное, оно не может там совершать какие-то динамические операции в космосе, просто такси некое, которое доставляет кого-то наверх и возвращает людей вниз. В принципе, таким средством можно продлить существование МКС, не вкладывая туда бюджетные средства, а бюджетные средства перераспределить на решение каких-то перспективных задач, создание технологий дальнего космоса - Марса, Луны, астероидов", - объясняет статс-секретарь-заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

Пока корабль только в грузовом варианте, нет даже системы автоматической стыковки. Когда Dragon приблизится к МКС, экипаж станции захватит корабль манипулятором. Однако разрабатывается и пилотируемый вариант на 7 человек, грузопассажирский и даже модификация для полета на Марс. У юной частной космонавтики, которая пока только встает на ноги, амбиции вполне взрослые.

Следующий год должен стать важным для космической отрасли как с экономической, так и с идеологической стороны. NASA планирует нарушить монополию России на доставку космонавтов на Международную космическую станцию (МКС).

Вывод грузов на околоземную орбиту (и даже машин к Марсу) с помощью частных компаний уже стало привычным явлением. Но столь же незыблемы были и позиции «Роскосмоса», который с 2011 года доставлял «Союзами» космонавтов всех стран, отправляющихся на МКС.

Материальный интерес

Согласно документу с проектом бюджета NASA на следующий год в апреле 2019-го должна состояться первая частная миссия к МКС, в рамках которой на борт станции будет доставлен экипаж. Перспектива подобного шага не только подорвет монополию «Роскосмоса» на доставку космонавтов на орбиту, но и породит будущую мини-гонку в космосе. А гнаться есть за чем — с 2007 по 2017 год «Роскосмос» получил за услуги доставки космонавтов почти $3,5 млрд, и на эти деньги претендует больше, чем два игрока.

Как можно догадаться, одним из основных претендентов на лидерство является компания миллиардера Илона Маска SpaceX и ее проект Crew Dragon, известный так же как Dragon 2.

Пока землян отвлекали созданием и стартом сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, SpaceX параллельно вела работу над собственными космическими кораблями. Ее грузовой Dragon уже доказал, что доставлять грузы на МКС может и Илон Маск.

Несколько сотен миллионов в год, которые компания SpaceX может «отгрызть» у «Роскосмоса», — не единственный стимул для компании Илона Маска. Его космическая корпорация заключила контракт с NASA на $2,6 млрд на разработку и сертификацию пилотируемого корабля для полетов на МКС. Dragon Crew на орбиту способна доставить уже существующая Falcon 9.

У Маска и «Роскосмоса» есть еще один конкурент. Частный пилотируемый корабль делает и компания Boeing. Она также имеет контракт с NASA (на сумму до $4,3 млрд) и проект собственного корабля, который развивается буквально «ноздря в ноздрю» с детищем Маска. Речь идет от аппарате Boeing Starliner , «космической капсуле XXI века». Проект Boeing выводится на орбиту ракетой-носителем Atlas 5. Она также уже существует и достаточно давно используется, но ее старт обходится значительно дороже, чем у Falcon 9.

Отметим, что первый пилотируемый полет американского корабля не отменит использования «Союзов», они также значатся в проекте бюджета.

Деньги — не главное

Кроме материального интереса, битва SpaceX и Boeing идет за звание первого создателя частного пилотируемого комического корабля. Хотя SpaceX чаще мелькает в космических новостях, но именно Boeing стояла у истоков космических успехов США. В частности, принимала участие в разработке ракеты Saturn-V, лабораторного модуля Destiny для МКС и даже сверхсекретного военного аппарата X-37b. Учитывая историю компании, ее вес в американской индустрии и связи с госструктурами, автор не стал бы записывать проект Starliner в аутсайдеры.

Несколько особняком от рассмотренных выше проектов стоит многоразовый корабль Orion компании Lockheed Martin. Аппарат сможет не только восстановить сообщение американцев с МКС, но и стать основой для лунной и даже марсианской миссий NASA. Он уже был испытан в космосе: в 2014 году Orion был выведен на орбиту носителем Delta IV Heavy. В будущем NASA планирует использовать его в связке с мощной ракетой SLS, способной обеспечить доставку космонавтов к спутнику Земли и даже к Красной планете.

Кто будет первым на Луне

Против проекта Orion играет чрезмерная дороговизн стартов SLS — она оценивается в $500 млн против $90 млн у Falcon Heavy. Поэтому не стоит рассчитывать на использование Orion на земной орбите.

Зато именно SLS и Orion особо полюбились американским конгрессменам — во время последних слушаний именно на эти два проекта добавили больше всего средств. Руководитель пилотируемой программы NASA Билл Герстенмайер отметил, что для миссий к Луне, в частности на проектируемую окололунную станцию, будет использована SLS, потому что Falcon Heavy имеет несколько худшую грузоподъемность.

Впрочем, Илон Маск планировал облет космонавтами Луны и без помощи со стороны NASA — идет негласное соревнование, кто первый это сделает в XXI веке.

Бюджет еще могут скорректировать в NASA, а технологические трудности — отодвинуть старт. Но, к сожалению, американцы стараются повторить успехи России (СССР), такие как доставка людей на МКС. Через год или чуть позднее Россия потеряет возможность гордиться уникальной технологией доставки людей на станцию. Тем временем в США разворачивается битва за будущее не только бизнеса по доставке грузов и космонавтов к МКС, но и всей космической отрасли в целом.