Пиковая дама суть произведения. Анализ произведения «Пиковая дама» (А

», «Уединённый домик на Васильевском » и знаменитый отрывок «Гости съезжались на дачу… ». Повесть неоднократно экранизирована.

Сюжет

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена , но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка , семёрка, туз ») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие - он должен жениться на Лизе. Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семёрка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» - поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных , где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: - Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Работа над повестью

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка - известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына , урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына .

  1. В рукописных черновиках герой назван Германом; возможно, второе «н» было добавлено издателями под влиянием немецкого написания.
  2. Фраза «его зовут Германном» включает в себя конструкцию «звать + твор. падеж», которая в русском языке того времени употреблялась только с именем; в других произведениях Пушкин также следует этому правилу.
  3. Кюхельбекер, свободно владевший немецким языком, в своем дневнике называет героя повести Германом, то есть наличие двойного «н» не играло для него определяющей роли.

Мнения и оценки

  • Владислав Ходасевич сближал «Пиковую даму» с другими пушкинскими произведениями о «соприкосновении человеческой личности с тёмными силами»:

До разговора с графиней Германн сам шел навстречу чёрной силе. Когда же графиня умерла, он подумал, что замысел его рушится, что все кончено и жизнь отныне пойдет по-старому, с тем же капитальцем и нетронутыми процентами. Но тут роли переместились: из нападающего он превратился в объект нападения. Мертвая старуха явилась к нему. «Я пришла к тебе против своей воли, - сказала она твердым голосом, - но мне велено исполнить твою просьбу» и т. д. Однако те, по чьей воле она пришла исполнить волю Германна, насмеялись над ним: не то назвали ему две верных карты и одну, последнюю, самую важную - неверную, не то в последний, решительный миг подтолкнули его руку и заставили проиграть все. Как бы то ни было, возвели почти на предельную высоту - и столкнули вниз. И в конце концов - судьба Германна буквально та же, что и судьба Павла с Евгением: он сходит с ума.

  • Д. Мирский выделял «Пиковую даму» из произведений Пушкина как «лучшее и характернейшее для него произведение в прозе»:

Изложить её вкратце невозможно: это шедевр сжатости. Как и «Повести Белкина», это произведение чистого искусства, занимательное только как целое. По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе: по напряженности она похожа на сжатую пружину. По неистовому своему романтизму она близка к «Гимну Чуме» и к стихотворению «Не дай мне Бог сойти с ума». Но фантастический романтический сюжет влит в безукоризненную классическую форму, такую экономную и сжатую в своей благородной наготе, что даже Проспер Мериме, самый изощренно-экономный из французских писателей, не решился перевести её точно и приделал к своему французскому переводу всякие украшения и пояснения, думая, вероятно, что наращивает мясо на сухом скелете.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
– Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
– Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.

Билет 21

"Пиковая дама". Она была написана в 1833 году. Подзаголовок "петербургская повесть".

Пушкин ставит вопрос о цели и средствах. Он не драматизирует повествование, всегда есть иронический, снижающий элемент. Уже в заглавии он есть. В качестве эпиграфа используются строки из "Новейшей гадательной книги": "Пиковая дама означает крайнюю недоброжелательность".

В финале произведения возникает мотив возвращения на круги своя. Лизавета Ивановна занимает позицию старой графини – берет в дом бедную родственницу на воспитание. Читатель может предположить вновь повторяющуюся схему борьбы человека за цель неприемлемыми средствами.

Тема Пиковой дамы» - неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти. Идея повести в обличении сословно-привилегированного аристократического дворянства и страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека.

Основная идея повести олицетворена в образе инженерного офицера Германна.

Новый "герой времени"

Новый герой современности – Германн. Что его отличает? Наполеонический характер . Причем черты Наполеона отличают как его внешний, так и внутренний облик. По выражению Поля Томского (персонажа), "Этот Германн – лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства". Второй раз Наполеона он напоминает Лизе: "Он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона". Германн – Наполеон и душой . Он хищник-стяжатель, имеет характер демонически-эгоистический. Он одержим страстью возвышения, для которой нужны деньги. Он не играет, потому что у него мало денег, хотя он и страстный игрок в душе, он расчетлив. Играть наобум, не зная, удастся ли выиграть – не по нем. Он хочет действовать наверняка, когда точно будет знать секрет беспроигрышной партии. Человек "сильных страстей и огненного воображения", Германн скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения богатства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую он на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на убийство. Германн – предтеча Раскольникова.

Пушкин осознавал, что существует соотношение между случайным и необходимым в жизни каждого человека. Независимо от того, осознает ли герой свои жизненные установки или нет, случайность может обернуться для человека определенной закономерностью. Особенно соотношение случайного и закономерного важно для персонажей, относящихся к авантюрно-героическому архетипу (Германн). Поэтому для него таким важным является соотношение случайности и закономерности. Для этого архетипа характерна установка быть победителем в любой ситуации, любой ценой.



Германн и его роль в основном сюжете

Германн в повествовании фигура не однозначная. Во-первых, мы точно не знаем Германн это имя или фамилия героя, так как автор не говорит: «звали его Германн». А его внешность передается только через впечатления Лизаветы Ивановны. Во-вторых, в нем всегда два чувства, которым тяжело быть вместе. Эти чувства расчетливость и страсть игрока. Германн настойчиво присылал письма Лизавете Ивановне, когда она не отвечала или выбрасывала их ему обратно, он не останавливался на этом, а продолжал ей писать. Началось все с плана и заканчивается уже тем, что он пишет письма, «вдохновенной страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражались и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения.» (11) В течение всего повествования Германн лаконичен и молчалив. Первая же его фраза не только короткая, но и заученная. Когда герой говорит наедине с графиней, мы слышим его, мы понимаем его сущность. Он пришел умолять об одной милости. Он уговаривал старуху, просил поведать ему тайну, взывал ее к нежным чувствам любви супруги, любовницы, матери. «– Если когда-нибудь, – сказал он, – сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас…» (12).Германн умолял ее на коленях! Это самая длинная речь героя. Но словами «– Старая ведьма! – сказал он, стиснув зубы, – так я ж заставлю тебя отвечать…» (13) все его старания становятся бесполезными. Вот он, нетерпеливый Германн, настоящий и жаждущий своей цели, расчетливо подходящий к ней. Почему же Германн, сказав первый раз после прослушивания рассказа Томского, что это сказка, но потом искренно в нее поверил? Фантазия перемешивается с реальностью в сознании героя. «Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости». (14) Впервые его строгость к самому себе подвела его.

ПИКОВАЯ ДАМА

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ, игравшие разъехались по домам. Эта история показалась неправдоподобной всем,включая и Германна, молодого офицера, который никогда не играл, но, не отрываясь, до самого утра следил за игрой.

Бабушка Томского, старая графиня, сидит в своей уборной, окруженная служанками. Здесь же за пяльцами и её воспитанница. Входит Томский, он заводит светскую беседу с графиней, но быстро удаляется. Лизавета Ивановна, воспитанница графини, оставшись одна, смотрит в окно и видит молодого офицера, появление которого вызывает у нее румянец. От этого занятия её отвлекает графиня, отдающая самые противоречивые приказания и при этом требующая их немедленного исполнения. Жизнь Лизаньки в доме своенравной и эгоистичной старухи несносна. Она виновата буквально во всем, что раздражает графиню. Бесконечные придирки и капризы раздражали самолюбивую девушку, которая с нетерпением ожидала своего избавителя. Вот почему появление молодого офицера, которого она видела уже несколько дней подряд стоящим на улице и смотревшим на её окошко, заставило её раскраснеться. Этим молодым человеком был не кто иной, как Германн.Он был человеком с сильными страстями и огненным воображением, которого только твердость характера спасала от заблуждений молодости. Анекдот Томского распалил его воображение,и он захотел узнать тайну трех карт. Это желание стало навязчивой идеей, невольно приведшей его к дому старой графини, в одном из окон которого он заметил Лизавету Ивановну. Эта минута и стала роковой.

Германн начинает оказывать знаки внимания Лизе, чтобы проникнуть в дом графини. Он тайком передает ей письмо с объяснением в любви. Лиза отвечает. Германн в новом письме требует свидания.Он пишет к Лизавете Ивановне каждый день и наконец добивается своего: Лиза назначает ему свидание в доме на то время, когда её хозяйка будет на балу, и объясняет, как незамеченным проникнуть в дом. Едва дождавшись назначенного времени, Германн проникает в дом и пробирается в кабинет графини. Дождавшись возвращения графини, Германн проходит к ней в спальню.Он начинает умолять графиню открыть ему секрет трех карт; видя сопротивление старухи,он начинает требовать, переходит к угрозам и наконец достает пистолет. Увидев пистолет, старуха падает в страхе с кресел и умирает.

Воротившаяся вместе с графиней с бала Лизавета Ивановна боится встретить в своей комнате Германна и даже испытывает некоторое облегчение, когда в ней никого не оказывается. Она предается размышлениям, как внезапно входит Германн и сообщает о смерти старухи. Лиза узнает,что не её любовь - цель Германна и что она стала невольной виновницей гибели графини. Раскаяние терзает её. На рассвете Германн покидает дом графини.

Через три дня Германн присутствует на отпевании графини. При прощании с покойной ему показалось, что старуха насмешливо взглянула на него. В расстроенных чувствах проводит он день,пьет много вина и дома крепко засыпает. Проснувшись поздней ночью, он слышит, как кто-то входит к нему, и узнает старую графиню. Она открывает ему тайну трех карт, тройки, семерки и туза,и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего исчезает.

Тройка, семерка и туз преследовали воображение Германна. Не в силах противиться искушению,он отправляется в компанию известного игрока Чекалинского и ставит огромную сумму на тройку.Его карта выигрывает. На другой день он поставил на семерку, и вновь выигрыш его. В следующий вечер Германн вновь стоит у стола. Он поставил карту, но вместо ожидаемого туза в руке его оказалась пиковая дама. Ему кажется, что дама прищурилась и усмехнулась… Изображение на карте поражает его своим сходством со старой графиней.

Германн сошел с ума. Лизавета Ивановна вышла замуж.

Вторая Болдинская осень вдохновила Пушкина на создание нескольких прозаических произведений. Среди них – «Пиковая дама» . История с тремя картами стала известна Александру Сергеевичу от молодого князя Голицына. В 1828 году он рассказал поэту о своей бабушке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно проигралась. Известный алхимик и оккультист граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться. Эта история и послужила основой произведения, написанного Пушкиным в октябре – ноябре 1833 года.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение. В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы. Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо. В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама. Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями. Ее повседневное развлечение – донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна – дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн – человек новой эпохи. Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей. Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами», которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы. Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством. В душе он – страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе. Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница. Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Пушкин практически уверен, что зло порождает зло.

«Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и сразу приобрела огромную популярность. Это одно из первых произведений русской литературы, которое имело большой успех в Европе. «Пиковую даму» много раз переводили на иностранные языки классики европейской литературы. К примеру, автором французского перевода был Проспер Мериме.

«Пиковая дама» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Вторая Болдинская осень вдохновила Пушкина на создание нескольких прозаических произведений. Среди них - «Пиковая дама » . История с тремя картами стала известна Александру Сергеевичу от молодого князя Голицына. В 1828 году он рассказал поэту о своей бабушке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно проигралась. Известный алхимик и оккультист граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться. Эта история и послужила основой произведения, написанного Пушкиным в октябре - ноябре 1833 года.

«Пиковую даму» принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев - это рассказ.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение. В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы. Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация - сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо. В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама. Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями. Ее повседневное развлечение - донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна - дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн - человек новой эпохи. Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля» . Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей. Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами» , которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы. Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством. В душе он - страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть.

Неожиданная возможность быстро достичь богатства поражает воображение молодого инженера. С этой минуты стремление узнать тайну трех карт становится для него навязчивой идеей. Германн даже готов стать любовником восьмидесятилетней старухи. Случайная встреча с Лизой дает Германну другой, более верный путь. Играя чувствами девушки, военный инженер не испытывает ни малейших угрызений совести. Он идет к старой графине с пистолетом, хотя в его планы убийство старухи не входит. Германн собирается лишь напугать Анну Федотовну. Смог бы он убить старуху ради богатства? Вполне возможно. Эгоизм, жажда наживы, неразборчивость в средствах в сочетании с твердой волей и холодным расчетом сделали Германна опасным человеком.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе. Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница. Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Пушкин практически уверен, что зло порождает зло.

«Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и сразу приобрела огромную популярность. Это одно из первых произведений русской литературы, которое имело большой успех в Европе. «Пиковую даму» много раз переводили на иностранные языки классики европейской литературы. К примеру, автором французского перевода был Проспер Мериме.

Сюжет произведения вдохновил Петра Ильича Чайковского на сочинение оперы. Восемь раз «Пиковая дама» была экранизирована, в том числе и на зарубежных киностудиях. Известный литературовед начала ХХ века Мирский так высказался об этой повести: «По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе».

Добрый день, уважаемые единомышленники! Недавно в нашей стране прошли празднования очередной годовщины Победы над фашизмом. Все здравомыслящее человечество высказало свою благодарность нашим предкам за сохранение цивилизации.

Александр Сергеевич Пушкин в 1833 году написал повесть «Пиковая дама». О чем она? На первый взгляд, банальная история. Но так ли это? Большая часть повести посвящена игре в карты, и беседам на разные темы, в основном как разбогатеть карточной игрой. Так развлекались мужчины богатые и не очень.

Эпиграфом к повести служат такие строки: пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Недоброжелательность кого к кому?

Есть некий молодой человек, инженер, немец по национальности, не играющий в карты, но просиживающий у карточного стола до утра, наблюдая за игрой. Имя его Германн.

«Игра занимает меня сильно,- сказал Германн,- но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». «Германн немец: он рассчетлив, вот и все! – заметил Томский». И рассказал занимательную историю о своей бабушке, которая в молодые годы, блистая в Париже, крупно проигралась. Во всем, что рассказал внук, хорошо смогут разобраться историки. Это явно взаимоотношения между странами. Выручил бабушку некий граф Сен-Жермен.

Граф Сен-Жермен дипломат, алхимик, оккультист, владел почти всеми европейскими языками, обладал большими познаниями в области истории и химии. Является одной из самых загадочных фигур в истории Франции 18 века. Граф сообщил бабушке какие-то три карты, поставив которые в карточной игре, она смогла полностью отыграть свой долг. Возможно, это подсказка трех важных решений: Бородинская битва, оставление врагу горящей Москвы с сохранением армии и создание коридора отхода французских войск по опустошенной территории. Герцог Орлеанский метал.

Герцог Орлеанский – титул французской королевской семьи. «Игра» — политическая,- была явно по крупному счету. Полагаю, что «бабушкой» Александр Сергеевич назвал старую Россию. В те времена – конец 18, начало 19 века, Россия, если так можно выразиться, дружила с Францией. Франция была одной из сильнейших европейских государств. Естественно диктовала свою волю соседям. Считается, что одной из причин нападения Наполеона на Россию, было несогласие России с решением Наполеона объявить запрет на торговлю с Британией. Не получилось у Наполеона подчинить себе Британию – английский флот разбил французов на воде. Для России это обернулось войной в 1812 году, в которой Россия одержала победу – «бабушка отыгралась». Упоминание Пушкиным имени Сен-Жермена, возможно, говорит о том, что победа России над Наполеоном была предопределена свыше – Высшими Силами. Вероятно, Наполеон, как в следующем веке и Гитлер, желал всемирной власти. Лизонька отметила, как похож был Германн на Наполеона. Но вся полнота власти только у того, кто сотворил этот мир — у Творца Вселенной. Если творение посягает на роль Творца, то есть в своих амбициях властолюбия достигает состояния «Титаника», то гибель его неизбежна.

По словам Томского, бабушка никому не открыла секрет. Лишь однажды сообщила три цифры молодому человеку Чаплицкому, который проиграл крупную сумму Зоричу и был в отчаянии, чтобы тот отыгрался и больше не играл. Чаплицкие – фамилия русских и польских дворянских родов.

Дворянство в России возникло вХ!! как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы ». А.С.Пушкин

Возможно, дворянство приходило в упадок, из сильных умелых воинов превращалось в картежников и кутил и правительство России пыталось как то предотвратить процесс упадка сил, которые являлись его опорой; по всей вероятности, были изданы какие-то законы в поддержку дворянства.

Зорич Семен Гаврилович — адъютант Потемкина, позже произведен в генерал – майоры и назначен шефом Ахтырского гусарского полка. Находился при Екатерине второй до мая 1778 года, когда вызвал неудовольствие императрицы неумеренной карточной игрой.

Бабушка Томского — старая богатая графиня. Что из себя представляла Россия конца 18, начала 19 века по описанию Пушкина? Вероятно, Пушкин прозревал это состояние и для России 20 века, то есть падение нравов старой России. Но, как в природе, нужно очистить поле от старой засохшей травы, чтобы дать прорасти молодой сочной зеленой, так и в человеческом обществе: старое мировоззрение не позволяет молодому набрать силу. Конфликт отцов и детей. Необходимо старости добровольно уступать дорогу молодости, нужно уметь договариваться, а сознание большинства людей к этому еще не готово. Но «что в малом, то и в большом». Такие же взаимоотношения и между государствами. Что такое государство? Это, по сути, соборное поле населяющих его людей.

«Графиня, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света. У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо. Многочисленная челядь ее, разжирев и поседев в ее передней и девичьей, делала, что хотела, наперерыв обкрадывая умирающую старуху». То есть, старая Россия уже потеряла свое былое положение в мире. Применить накопленные богатства во благо всего народа России почему-то не получалось: реформа не состоялась.

У бабушки была воспитанница Лизавета Ивановна, бедная воспитанница знатной старухи. « Лизавете Ивановне было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали; а между тем требовали от нее, чтоб она одета была, как и все, то есть как очень немногие». Лизонька вынуждена выполнять все капризы старухи. Лизонька – это то новое, что зарождалось в России: наука, культура, промышленность. «В свете играла она самую жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал. Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя,- с нетерпением ожидая избавителя». Это состояние, когда мы хотим чего-нибудь изменить, чтобы нам было лучше, но не знаем точно, чего хотим.

«Германн — сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем; не позволял себе малейшей прихоти. Он был скрытен и честолюбив. Имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»,- а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры. Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение. Что если старая графиня откроет мне свою тайну? Представиться ей, подбиться в ее милость,- пожалуй, сделаться ее любовником».

Возможно, вот так описал Александр Сергеевич характер будущего, на тот момент еще даже не родившегося, Адольфа Гитлера, а в его лице – государства Германии.

И молодой человек предпринял игру во влюбленность в молодую Лизоньку. Многочасовые стояния под ее окном, любовные записки будоражили ее воображение. Но девушка не сразу ответила согласием, выдерживала правила приличия. Германн играл грамотно и добился желаемого: Лизонька назначила ему свидание в своем доме, подробно описав внутреннее расположение комнат. Из курса школьной истории мы помним, что при нападении германских войск на советский союз, наши пограничные войска были практически разоружены: происходило перевооружение. Пушкин каким-то образом это прозрел веком раньше. Известно, что между Сталиным и Гитлером была переписка, была договоренность о ненападении. Но, как предвидел Александр Сергеевич, чувства любви не было, каждый преследовал свои интересы. Молодой России нужно было найти свой путь, как то проявить себя в мире: «Лизонька ждала избавителя». А Германия, по всей вероятности, хотела стать властителем мира просто отобрав у других народов их богатства, веками наработанные, без особого труда. Германн убил старуху – после Великой Отечественной войны, второй мировой войны, Россия стала другая. « Графиня умерла, – и кажется,- продолжал Германн,- я причиною ее смерти».

«Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое преследование — все это было не любовь! Деньги – вот чего алкала его душа! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника».

У Гитлера был отдел Аненербе.

Тайные разработки Аненербе и что нашли гитлеровцы в оккупированном Крыму

Гитлер был известным мистиком, и в 1942 году отрядили специальную экспедицию «Аненербе» (оккультные службы Вермахта), что в переводе означает «Наследие предков», в пещеры оккупированного Крыма, для розысков Святого Грааля. Ведь по легенде он давал бессмертие и удачу в делах. Также Гитлер, считавший себя потомком готов (а те в свою очередь произошли от древних ариев), собирался присоединить Крым к своей империи и, возможно, сделать здесь столицу. Заселить земли чистокровными арийцами и выводить новую породу сверхлюдей. У подножия Басмана был бы арийский оккультный центр. Полное название этой организации – «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», создано оно было в 1933 году, чтобы изучать все, что касалось духа, деяний, традиций, отличительных черт и наследия «индогерманской нордической расы». А делалось все это с единственной целью – подтвердить превосходство арийской расы в рамках расовой доктрины национал-социализма.

Но не только немцы искали артефакт. И советские службы не отставали от них, отрядив несколько экспедиций в тот же район ещё за 15 лет до войны. Барченко (глава секретного отдела НКВД) был уверен, что Грааль – это камень, тысячелетия назад упавший с Ориона. Советы очень хотели найти артефакт и воспользоваться его силой.
Последняя подобная археологическая экспедиция была в 70-х гг. под руководством О.Домбровского. Таинственное исчезновение нескольких её членов подогрело слухи о необычности этих мест.


Местные жители свято уверены, что те, кто находят Грааль, сходят с ума, ибо неземное происхождение реликвии неподвластно человеческому разуму.
Есть другие версии, что Грааль – это храм, дающий или забирающий энергию. И что сделает Чаша с конкретным человеком, сможет ли он правильно воспользоваться силой, никто не знает.

Гору называют ещё «Крымская Шамбала». Что такое Шамбала, наверняка знает каждый мало-мальски просвещённый человек. И прикоснуться к тайнам второй Шамбалы очень и очень заманчиво.

Возможно это и есть те самые «мистические три карты», которых добивался Германн от старухи.

«-Я пришла к тебе против своей воли,- сказала графиня твердым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже больше не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…»

Как мы теперь знаем, дружбы между Германией и Россией не получилось.

«Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17 нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка туз! Тройка, семерка, дама!..» Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он сын бывшего управителя у старой графини».

Обратимся к нумерологии.

Значение числа 17

Число 17 есть число эры Водолея. Цивилизация планеты перешла из эры Рыбы, в эру Водолея. Оно представляет живую и мертвую воду, соединенную воедино. Мертвая вода врачует наше физическое тело, живая – возрождает к жизни новое тонкое, более жизнеспособное. В числе 17 соединяются тайна личности и карма рода, которая довлеет над человеком. Только сосредоточившись на преодолении сопротивления новому чистому, что входит в нашу жизнь, человек способен победить свой рок. Тогда он пишет свою историю жизни, которая сильно отличается от судьбы рода. Число 17 открывает тайну наличия тонкого и духовного мира.

В 1917 году в России произошла революция, резко изменившая и Россию и Мир. Мистики предрекали, что 2017 год будет переломным для всей цивилизации нашей планеты. Год Огненного петуха. Энергия этого года предназначена очистить планету от того, что уже не способно измениться: грядет переход в пятое измерение всей планетой. Все события, происходившие в 1917 году и происходящие в этом 2017 году трудно поддаются осмыслению с физического плана сознания. Мистики взглядом из более высоких миров — взгляд с высоты,- объясняют эти события необходимостью перемен в сердцах, сознании и душах людей.

В мистике Тройка обозначает три ипостаси Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Далее у любого события есть начало, развитие и конец, человек состоит из духа, души и тела, мы живем в трехмерном мире (длина, ширина и высота), в сказках человеку всегда дается три попытки для преодоления себя и т.д.

Семерка – семь дней Творения, то есть число обозначает полноту исполнения события, а далее семь дней в неделе, семь столпов мудрости, семь нот, семь цветов радуги и т.д.

Двенадцать — двенадцать колен израилевых, то есть Господь изначально разделил все человечество на 12 групп и раздал им по таланту: изначально определил каждому свое дело; у И. Христа было 12 Апостолов, каждый из них делал определенное дело; 12 месяцев в году,- согласно гороскопам в каждом месяце люди рождаются со своим характером (доминирующим); 12 подвигов Геракла — это преодоление своих 12 негативных качеств, изменение их в положительные каждым человеком и т.д.

Но старуха сообщила Германну 3, 7, туз, то есть туз имеет вес в земном мире (туз — важная фигура в земном мире), в карточной игре туз — 11 очков, а для небесного мира священной цифрой является 12, таким образом, проигрыш Германии во Второй мировой войне был предопределен Высшими Силами. Тайная недоброжелательность: думаешь одно, чувствуешь другое, а говоришь или делаешь третье, а Господь сказал: — где трое вас ради Меня, там Я с вами»! То есть тело, душа и душ составляют единое целое и действуют согласно воле Отца Небесного! Мы были искренни в защите своего Отечества, маршал Жуков перед каждым сражением просил благословения Отца Небесного: «С Богом»!

Как нам теперь известно из исторических документов, «во Вторую мировую войну было втянуто более 60 государств, военные действия охватили 40 государств, на фронт в общей сложности было призвано около 110 миллионов человек, из которых 54 миллиона погибло (11 миллионов уничтожено в концлагерях). Потери СССР составили около 27 миллионов человек. Опыт Второй мировой войны показывает: столкновения стран и народов приносят неисчислимые бедствия и потери. Историки свидетельствуют, что из последней тысячи лет Россия жила мирно только триста, остальные годы население нашей страны провело в войнах, тяготах и лишениях. Но сколько бы ни нападали на нашу страну, она всегда выигрывала»!

«Послушай, как гудит река времен, смывая в бездну мертвый шлак материй,

Как издает невидимый каньон рев апокалиптического зверя.

В миру душа бессмертная твоя по воле Неба стала полем брани.

Меж хаосом и светом бытия открой в себе краеугольный камень».

Александр Сергеевич Пушкин был не только гениальным поэтом, но и пророком. Большинство пророков показывают в своих пророчествах физическую сторону событий, он же в своих произведениях раскрывал причины событий — взаимоотношения между странами и народами согласно Священного Писания. Ведь в Священном Писании заложена вся информация о развитии нашей цивилизации и, естественно о том, что нам, впрочем, как и всей Вселенной, предстоит совершить квантовый скачок – вместе с планетой перейти в другое измерение. Но, как сказал Господь — «ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное». Практически 2000 тысячи лет после прихода Спасителя шла подготовка к этому переходу. Современные мистики продолжают «переводить на язык речи откровения вечного Логоса, дающие духовную силу в наш жестокий переходный век: силу творить добро, когда теряется представление о его сути, силу верить в Единого Живого Бога, когда поруганы святыни души человеческой, силу любить, когда мир утопает в отчуждении и ненависти, силу становиться все более ЧЕЛОВЕКОМ, когда даже малое проявление человечности считается великим безумием».

Книга Иова, гл. 42

«1 И отвечал Иов Господу и сказал:

2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.

3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.

4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя».


То есть конечный итог всех наших «сражений» — личная встреча с Господом в сердце своем. Вернемся к эпиграфу. Так недоброжелательность кого к кому? А не заглянуть ли мне в свое сердце? Ой как там много интересного… Психологи и парапсихологи всего мира за 20 и 21 века проделали колоссальную работу: выявили причинно — следственные связи многих наших болезней и ситуаций в зависимости от нашего ежемоментного выбора. Прошлый опыт через настоящее переходит в будущее: минуту назад я жила в настоящем, что-то там мыслила, чувствовала, теперь это уже прошлое, которое уже сформировало какие-то мои события в будущем. И так далее. Это постоянный процесс. И это и есть жизнь. В физическом мире нам дано было всего 15% выбора, после 12 года увеличилась частота Шумана на Земле (была 7,8 Гц, сейчас 18,50 Гц). И все эзотерики, мистики нам говорят, что у нас уже увеличилась свобода выбора, но мы ею не пользуемся. Тяжело перестраивается наше сознание. В наших мыслях остается много страхов, негатива. Их нужно вовремя переполюсовать — осветлить, как в песне:»А нужно было так сказать, чтоб завтра он пришел опять…» Наше утонченное мышление уже в состоянии отслеживать моменты негатива, исходящие из нас и своевременно менять их. Лучше разрядить — покаяться каждому в своем сердце, чем накопить негатива и, чтобы планета не погибла, разрядиться 54 миллионами жизней.

В сказках герои сражаются со Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой и т.д. В жизни все более жестко и круто.

Что наша жизнь? Игра Света и Тьмы в наших душах, а выбор за нами!!! А это и есть ЖИЗНЬ!

Это мое понимание скрытого смысла этой повести А.С.Пушкина, а ваше понимание может быть совершенно другим.