Презентация на тему «Освоение и изучение территории России. Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь

Задачи: познакомить учащихся с географическими исследо­ваниями и открытиями на территории России; научить характери­зовать этапы освоения территории России.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте ча­совых поясов».

Возможные варианты проверки:

1.Письменная проверочная работа.

Вариант 1

1)Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 ча­сов.

2)Город М. расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 часа?

3)Что такое декретное время? С какой целью оно введено?

Ответы:

1)18 часов.

2)В VI часовом поясе.

Вариант 2

1)Определите поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.

2)Город Л. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов?

3)Что такое местное время?

Ответы:

1)22 часа.

2)В VIII часовом поясе.

Вариант 3

1)Определите поясное время Владивостока, если в Петропав- ловске-Камчатском полночь.

2)Город Н. находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город JL , если разница во времени между ними 3 часа?

3)Как проводятся границы часовых поясов, что при этом учи­тывается?

Ответы:

1)22 часа.

2)Во II или в VIII часовых поясах.

2.Фронтальная беседа по вопросам закрепления знаний преды­дущего урока или по вопросам и заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.

II.Получение новых знаний.

1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся совместно с учи­телем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:

Этап

Освоенная территория

Известные географические объекты

XI - XV вв.

Путешествия новгород­цев и поморов: весь Ев­ропейский Север - от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье

Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мур­манский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда

XV - XVI вв.

Походы московских воевод в Западную Си­бирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Ир­тыш, низовья Оби. Походы поморов: Кар­ское море, устья Оби и Таза, основание Манга- зеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на вос­ток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь

Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь.

Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген

Продолжение табл.

Конец XVI - начало XVII в.

Экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток: реки Лена, Хатанга, Колыма и др., все южное побере­жье моря Лаптевых, озе­ро Байкал, остров Оль­хой на Байкале, основа­ние Иркутска. Экспедиция И. Моск- витина: тихоокеанское побережье Азии, Охот­ское море, бассейн Ле­ны, Амур.

Экспедиция С. Дежнева: от устья Колымы через Берингов пролив в Ти­хий океан

Лена, Хатанга, Колыма, море Лаптевых, оз. Байкал, о-в Ольхон, Иркутск.

Охотское море, Лена, Амур

Середина

xvii-xvnie.

Экспедиция В. Атласо- ва: Камчатка.

Первая и Вторая Кам­чатские экспедиции под руководством В. Берин­га: открытие пролива между Азией и Амери­кой, исследовано побе­режье Камчатки, Коман­дорские острова.

Великая Северная экс­педиция: материковое побережье Карского моря и моря Лаптевых, очертания полуостровов Таймыр и Ямал, нижнее течение всех крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы.

Арктические экспедиции: Новосибирские острова, новая Земля, Алеутские острова, Аляска

Камчатка.

Командорские острова, Бе­рингов пролив.

Море Лаптевых, полуост­рова Таймыр, Ямал.

Новосибирские острова, Новая Земля, Алеутские острова, Аляска

Окончание табл.

XIX - XX вв.

Экспедиция Н. Пржеваль­ского: Уссурийский край. Арктические экспеди­ции: Северная Земля, остров Жохова, острова Арктического Института и др.

Остров Жохова, Северная Земля: острова Октябрь­ской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова Арктического Ин­ститута и др.

При заполнении таблицы можно использовать дополнительные материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них инте­рес к истории географических открытий на территории России. Желательно выслушать учащихся, подготовивших сообщения по этой теме (домашнее задание урока 1).

III.Закрепление материала.

Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут в процессе выполнения следующих заданий:

1)Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?

2)По карте установите, кто из русских землепроходцев иссле­довал побережье Северного Ледовитого океана?

3)По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?

4)Когда начались и с чем были связаны походы русских в Си­бирь?

5)Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хаба­рова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.

6)Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.

7)Кто изучал внутренние части Сибири в XVIII - XIX вв?

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географи­ческие исследования в XVIII - начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.

Географию государства не возможно до конца изучить, не зная, как собственно происходило заселение людьми земель, освоение ими природных ресурсов.

Ведь их деятельность являлась базой, на которой со временем была основана современная географическая наука. Изучение исторического заселения и освоения территории России неотъемлемая часть образовательного процесса.

Освоение новых территорий

Впервые территория Центральной России начала осваиваться славянскими племенами еще в VIII веке, долгое время территория между Окой и Волгой была восточной частью Киевской Руси.

Однако, после нашествия монголо - татарского завоевателей, в XIII веке на этой территории образовался новое государственное образованием, центром которого стала Москва. Это стало первым шагом на пути к зарождению собственной государственности нашей Родины.

Со временем, население Центральной России начинает постепенное осваивание новых северо-восточных земель. Заселялись равнины Северной Двины, побережье Камы и Белого моря. В середине XVI века к русскому государству присоединились Астраханское и Казанское ханство, таким образом, к территории были присоединен бассейн Волги. (см. тему ).

Именно в этот момент государство приобретает свою многонациональность: здесь проживают не только потомки славян, но и татары и башкиры. Главным препятствием для освоения новых земель для русского народа оказалась горная система Урала.

Но уже в 1581 году, русские отряды во главе с Ермаком, смогли пересечь Уральский хребет, таким образом, открыв путь народу к бескрайним широким просторам Сибири и Дальнего Востока.

Однако суровые климатические условия этих регионов не способствовали переселению людей с более благоприятной для жизнедеятельности центральной части государства.

Более активно переселенцы обосновывались в степных землях, которые располагались южнее Оки, отвоевывая территории у татарских кочевников. Активное освоение Сибири совпадает с началом развития производства и сельского хозяйства в XVIII веке.

Именно с этого периода началась массовое освоение цельных земель восточной Сибири, которое длилось на протяжении двух столетий и окончательно завершилось только в 1950 году.

Земледельцы расселялись как в Сибири, так и на территории северной части современного Казахстана, где по сегодняшний день большинство населения составляют русские.

Заселение Дальнего Востока

С приходом русских поселенцев на территорию Дальнего Востока началась новая страница в истории этого края. Земли Приамурья начали осваиваться с северной части.

Первое русское поселение в этом крае датируется 1639 годом. До момента появления на этих территориях русского народа, здесь проживали племена дючеров, натков, гиляков и дауров. Богатство ресурсов края, его выход к морю ускорили процесс переселения крестьян на эти земли.

В XIX веке на Дальнем Востоке начинается строительство больших городов Софийска и Хабаровска. Очень долгое время Дальний Восток был своеобразной территорией « перевоспитания» неугодных правительству людей.



Освоение и изучение территории россии

Таблица


12 век «Повесть временных лет»


14-15 века.

  • Роль Московского княжества.

  • Присоединение стран Коми и Перми Великой.

  • Определение меридионального направления Урала.

  • В конце 15 века русские достигли Иртыша.


16 век

  • «Большой чертеж всему Московскому государству»

  • Территория от устья Невы до Енисея и от Баренцева Моря до Черного моря.


Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь

  • Василий Иванович Суриков , «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло



17 век

  • 1605-1607- руские вышли к низовьям Енисея.

  • 1632 г- основание Якутского острога.

  • 1639 г- экспедиция Ивана Юрьевича Москвитина (основание первого русского поселения на побережье Охотского моря)


  • Сентябрь 1648 отряд под командованием Дежнева Семена Ивановича достиг пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку.

  • Его именем были названы самый восточный мыс Чукотского полуострова


  • В конце 17 века Владимир Владимирович Атласов совершил путешествие на Камчатку.

  • За успешный поход, закончившийся присоединением Камчатки к России, Атласову был присвоен чин казачьего головы и выдана награда в размере 100 рублей.

  • Атласов первым из россиян достиг берегов Тихого океана. Именем Атласова названы остров, бухта и вулкан Курильской гряды; населенные пункты на Камчатке и Сахалине; ледник в хребте Черского.


  • Середина 17 века

  • Василий Поярков

  • Ерофей Павлович Хабаров

Вышли к Амуру

    Дело Пояркова продолжил Ерофей Павлович Хабаров. Летом 1649 года Хабаров во главе отряда численностью 80 человек выступил из Якутска на юг. Первая экспедиция оказалась достаточно успешной. Подробно разведав территорию вплоть до Амура и вернувшись в следующем году назад, Хабаров оправился во второй поход уже во главе отряда 180 человек. С такими силами ему удалось закрепиться на Амуре и принять в российское подданство местных жителей. Дождавшись подхода нового отряда из 130 человек, в 1651 году Хабаров отправился вниз по течению, составляя подробные карты местности и принимая в состав России земли, лежащие вдоль Амура.

  • Поход продолжался почти два года, с остановками на зимовкиа сам Ерофей Хабаров назначен управлять только что образованной Усть-Кутской волостью. Сюда он направился в 1655 году и пребывал до самой смерти в 1671 году.


К концу 17 века Россия стала огромным по площади государством, расположенным в двух частях света – в Европе и Азии.


18 век 1701 год- первый географический атлас «Чертежная книга Сибири» Семена Ульяновича Ремезова


Составили первые подробные описания отдельных частей России.

  • известный российский историк , географ , экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории - «Истории Российской », основатель Ставрополя (ныне Тольятти) , Екатеринбурга и Перми .


Иван Кириллович Кириллов


  • 1725 г. Первая Камчатская экспедиция Витуса Йонассена Беринга.

  • С 1725 по 1730 - начальник Первой Камчатской экспедиции. В 1730 году произведён в капитан-командоры. С 1733 года по день своей смерти, 8 декабря 1741 года - начальник Второй Камчатской экспедиции.

  • Похоронен на острове Беринга в бухте Командор.

  • На месте гибели Беринга стоит четыре памятника.






Заселение территории Алтайского округа Являясь одним из самых богатых районов Сибири, Алтай привлекал на свою территорию огромные массы переселенцев с XVIII в., когда сформировались основы первоначальной структуры народонаселения региона. В последующем этапы формирования развития и динамики населения Алтая во многом определялись его внешними притоками. В целом миграционные процессы способствовали освоению и заселению обширной территории, вовлечению окраин в общую динамику развития страны, обмену традиционными навыками между переселенцами и старожилами.


Население Челябинской области В 19-м веке население Челябинской области значительно увеличилось. Рост происходил в основном за счет миграции. Переселение шло, как и ранее, в двух основных формах: принуди тельной колонизации по инициативе государства и в виде стихийного народного переселения из Центра, Украины, Приуралья, Северного Урала. Население Южного Урала становилось преимущественно русскоязычным.


Освоение Забайкалья Освоение Забайкалья началось несколько позже - в 40-х гг. XVII в. Впервые в Забайкалье русские появились в 1638 г. под руководством Михаила Перфильева. И хотя русские к этому времени были уже наслышаны о Забайкалье, первые землепроходцы, прибывшие в район Баргузинского острога, доносили правительству, что "серебряных и золотых жил" там нет. Это обусловило дальнейшее продвижение русских на восток с той же целью и способствовало основанию здесь новых острогов. Таким образом, поиски "новых землиц" закончились тем, что ко второй половине XVII в. "русские становились твердою ногою" в байкальском регионе.


В XVIII в. началась прокладка дорог между острогами, что способствовало заселению Байкальского региона. К середине XVIII в. был проложен знаменитый Московский тракт, вдоль которого ставились зимовья, деревни, почтовые станы и т.д. В начале XIX в. на других трактах Забайкалья также возник ряд сёл, заселённых, прежде всего, русскими государственными крестьянами. В частности, на тракте от Байкала до Кяхты было 24 таких поселения. К 60-м гг. было построено сравнительно много крупных крестьянских селений (сёл, слобод, деревень), куда в основном прибывали добровольные переселенцы.


Территориальные изменения в XVIII-XIXвв. На западе в начале 18 в. Благодаря усилиям Петра 1 в результате многолетней Северной войны со Швецией Россия овладела устьем Невы и прилегающим землям. В конце 18 в. После трёх разделов Речи Посполитой к России отошли белорусские, западноукраинские земли, Литва и Курляндия(западная Латвия). И в результате очередной войны со Швецией к России отошли Финляндия и Аландские острова, а потом большая часть Польши.




Географические исследования в XVIIIв. В гг. С.У. Ремезовым был составлен 1 В России атлас-»Чертёжная книга Сибири», состоящий из 23 карт Сибири и Североевропейской части. По инициативе Петра 1 были организованы экспедиции на Камчатку и Курилы, затем последовала Первая Камчатская экспедиция под руководством В. Беринга.




Территориальные изменения в XXв. В гг. территория СССР на западе увеличилась за счёт возращения захваченных в гг. Польшей, западной Украины и Белоруссии, присоединения Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. В 1940 г. В СССР вошли страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония) В 1944 г. В состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики.


Хозяйственное освоение и изучение территории страны В 1932 г. На ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина впервые в истории прошла Северным морским путём из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В е гг. экспедицией С.В. Обручева были сделаны географические открытия во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена горная система, названная в честь Черского.


К началу 20 в. Российская империя представляла собой сильное государство, занимавшее более 1/6 суши земного шара. В результате 2 революций в 1917 г. Российская империя рухнула и начала распадаться. В 1922 г. Был образован СССР, просуществовавший до 1991 г., когда 15 входящих в его состав республик превратились в суверенные государства.



Цели и задачи урока:

• познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.

• рассказать учащимся о русских путешественниках и учёных, внесших большой вклад в изучении нашей Родины;

• продолжить учить учащихся работать с картами.

Оборудование: физическая карта России, портреты русских путешественников, справочники.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Часовые пояса».

3. Изучение нового материала.

(работа в группах)

Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

1 группа.

1) Изучить по тексту учебника и картам в атласе «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморцами.

2) Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск. Горло Белового моря, Пермь, Шпицберген.

3) Вспомнить, как проходил путь «варяг в греки».

4) Что такое волоки? Кто такие поморы?

2 группа.

1) Изучить по учебнику походы русских в западную Сибирь. Одно сообщение готовит ученик, получив опережающее задание о Ермаке.

2) Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Юрский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.

3) Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?

4) Каково значение похода Ермака?

3 группа.

Географические открытия конца 16 – 17 века.

1) По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.

2) Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?

3) Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.

4) Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?

4 группа:

Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)

1) По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.

2) В честь кого названо море Лаптевых?

3) Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

5 группа:

Географические исследования в 19 веке.

1) В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?

2) Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.

3) Определить, где проходит Северный морской путь.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Новгородцы-поморы XII-XV в. Открытие о. Грумант, открытие морского пути в Мангазею.
Ермак XVI в. Начало освоения Сибири.
Иван Москвитин XVII в. Первым достиг Охотского моря.
Курбат Иванов XVII в. Открытие озера Байкал.

4. Закрепление:

Географический диктант:

 Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)

 Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)

 Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)

 Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)

 К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)

 В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)

 Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)

 В честь братьев названо море… (Лаптевых)

 Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)

 В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)

 Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)

 Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)

Задания по контурным картам:

1) Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).

2) Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).

5. Домашнее задание:

 Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.

Тема: Особенности рельефа России.

Цели:

 познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;

 познакомить с новыми терминами и понятиями;

 формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.

 Продолжить работу с географическими картами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта России, картины гор и равнин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.

Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область