Великие стройки. Стройки ссср

  • Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
  • "Смутное время" на русской земле
  • Русско–польская война 1654–1667 гг. И ее итоги. Добровольное воссоединение Украины с Россией
  • Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века
  • Родословная таблица до Екатерины II
  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы

    Среди ключевых факторов, которые позволили Союзу ССР в небывало короткие исторические сроки – к исходу 30–х годов – стать второй индустриальной державой мира (после США), был качественный поворот в сфере культурного развития народной массы. Этот социальный процесс вошел в историю страны как культурная революция . Ее основные задачи заключались в создании всеохватывающей системы народного образования и просвещения, развитии науки и подготовки кадров народной интеллигенции, воспитании человека, способного плодотворно участвовать в строительстве нового общества, приобщении людей труда к духовным богатствам, выработанным человечеством. Упор в становлении советской культуры был сделан на то, чтобы обогатить народы страны «знанием всех богатств, которые выработало человечество».

    Это была чрезвычайно сложная задача – наверстать в короткий срок то, что было упущено в течение столетий. До Великой Октябрьской социалистической революции три четверти населения России были неграмотными. Большинство народностей и этнические группы, в том числе малые народности Севера, Дальнего Востока, отчасти Северного Кавказа, не имели даже своей письменности, находились на крайне низком уровне культурной жизни. Положение осложнялось острой нехваткой подготовленных или просто грамотных кадров, материальных и финансовых средств, разрушительными последствиями империалистической и гражданской войн, иностранной военной интервенции.

    Государственные, партийные и общественные организации, преодолевая трудности, противоречия и ошибки, настойчиво решали многочисленные проблемы коренной перестройки всего дела народного образования и просвещения, развития высшей школы, науки и творчества, культуры и быта рабочих, крестьян, всех слоев населения.

    Уже в первые дни и месяцы после революции Советы в центре и на местах приняли энергичные меры по сохранению культурного наследия прошлого. Так, 25 октября (7 ноября) 1917 г. Петроградский Военно–революционный комитет назначил комиссаров по охране музеев и дворцов; а 27 октября (9 ноября) Наркомпрос организовал учет библиотек, создал комиссию по учету и контролю сокровищ Зимнего дворца.

    В первые месяцы Советской власти Совнарком принял ряд декретов об учете и регистрации памятников искусств и старины, о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, о сохранности библиотек и книгохранилищ, о национализации Третьяковской галереи и других художественных коллекций, о взятии под охрану усадьбы Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, об увеличении средств (и это при крайнем дефиците финансов) на развертывание культурно–просветительской и издательской деятельности.

    В разгар гражданской войны местные Советы, партийные и общественные органы помогли Наркомпросу РСФСР взять на учет и сохранить более 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, 200 тысяч произведений искусства. Владельцам этих усадеб, ценных коллекций выдавались специальные охранные грамоты. «Мы ходим без сапог, – писал видный историк, заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский (1888–1932), – а Эрмитаж во время революции и благодаря ей становится первым собранием мира после Лувра и Ватикана... Когда–нибудь русскому пролетарию поставят памятник именно за то, что он, далеко отброшенный всем своим тяжелым прошлым от науки и искусства, им, казалось, совсем чужой, в критические минуты не дал загубить эти редкие у нас тепличные растения, и, голодая и холодая сам, отогрел и выходил их для будущих поколений».

    В качестве приоритетной Советская власть выдвинула задачу приобщения к грамоте всей массы трудящихся, особенно подрастающих поколений. Например, уже 9 (22) ноября 1917 г. ВЦИК и СНК своим декретом учредили Государственную комиссию по просвещению под председательством Наркома просвещения А.В. Луначарского, а 18 июня 1918 г. Совнарком РСФСР принял Положение об организации дела народного образования в Российской республике, согласно которому в стране вводилось бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей в возрасте до 17 лет. С осени 1918 г. начало действовать Положение ВЦИК о единой трудовой школе РСФСР, вводится новая орфография, разворачивается сеть курсов по подготовке учительских кадров, способных строить новую школу, растить человека в человеке. Это была одна из главных задач культурной революции. Ибо «культура, – по меткому высказыванию М. Горького (1868–1936), – есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей».

    Значительно возросла сеть начальных, неполных средних и средних школ: со 124 тысяч в 1914/15 уч.г. – до199 тыс. в 1940/41 уч. г. Соответственно, число учащихся в школах возросло с 9,7 млн. до 34,8 млн. В 1940/41 учебном году численность учителей превысила 1,2 млн. против 280 тыс. в 1914/15 уч. г.

    Огромную работу проделали созданное в 1923 г. Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», добровольцы–культармейцы и комсомол. За 1920–1940 гг. грамоте обучили 60 млн. человек. Общая грамотность граждан в возрасте от 9 до 49 лет достигла в 1939 г. 87,4%. Советская власть помогла впервые обрести национальную письменность 48 нациям и народностям СССР, в том числе 13 малым народам Крайнего Севера. Добровольно принятым народами СССР средством общения более чем для 120 этносов страны стал русский язык, который открыл всем им широкий доступ к духовным богатствам отечественной и мировой культуры. Русский народ оказал огромную по объему бескорыстную помощь нациям и народностям СССР в развитии культуры, организации книгопечатания, издания газет и журналов на 60 языках, в возрождении разнообразных видов национальных искусств.

    В 30–е годы в стране стало обязательным всеобщее начальное образование, завершился переход к обязательному семилетнему образованию. Интенсивно развивалось среднее, общее и специальное профессиональное образование молодежи. Это заметно сказалось на повышении уровня развития производства, росте производительности труда и рационализаторского движения. Все расходы на образование, включая высшее, взяло на себя государство.

    Качественные сдвиги произошли в развитии сети высших учебных заведений, подготовке кадров специалистов различного профиля. Государство, несмотря на напряженный бюджет, связанный с форсированием индустриализации, изыскало средства для финансирования вузов, численность которых выросла со 105 в 1915 г. до 817 в 1940. Соответственно, численность студентов в них выросла со 127 тыс. до 812 тыс., или в 6,4 раза. В 1937 году в СССР на тысячу жителей студентов вузов стало приходиться почти вдвое больше, чем в Англии и Италии, втрое больше, чем в Германии. Важную роль в подготовке кадров из числа рабочих и крестьян сыграли рабочие факультеты. Успешно окончившие рабфак имели право поступать в вузы без экзаменов.

    В итоге за годы военных пятилеток численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, выросла с 233 тысяч в 1928 г. до 909 тыс. в 1940, то есть почти вчетверо. При общем росте кадров с высшим образованием приоритет отдавался подготовке инженеров (1928 г. – 48 тыс., 1940 г. – 295 тыс.).

    Созданная в СССР система народного образования обеспечила реальное право и бесплатный доступ к знаниям всем гражданам, способствовала социально–экономическому прогрессу общества, бурному развитию науки, литературы и искусства.

    Ведущим научным центром стала Академия наук СССР. Плодотворно работали созданные в 20–30–е годы Академии наук союзных республик, многочисленные отраслевые научно–исследовательские институты и лаборатории. Мировое признание получили труды Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, И.П. Бардина, В.И. Вернадского, Г.О. Графтий, П.Л. Капицы, С.И. Вавилова, А.Ф. Иоффе, Н.Ф. Гамалея, И.М. Губкина, Л.Д. Ландау, С.В. Лебедева, А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова, А.Н. Несмеянова, И.П. Павлова, Д.В. Скобельцына, Б.В., И.В. Курчатовых, Ф.А. Цандлера, С.П. Королева и многих других. Численность научных работников в 1940 г. достигла в СССР 98,3 тыс. против 11,6 тыс. человек в 1914 г. Советские ученые внесли громадный вклад в решение задач технико–экономической независимости, укрепления оборонной мощи СССР, развития научно–технического и социального прогресса нашей Родины.

    Глубокий след в общественной жизни, сознании и духовной жизни людей оставляла молодая советская литература. Преодолевая трудности роста, негативные нигилистические тенденции, идеологическое давление политического руководства, писатели, поэты, драматурги создавали многие произведения, ценность которых не снижается с минувшими десятилетиями. Ядро советской литературы тех лет составили М. Горький, Д. Бедный, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, Ф.И. Парфенов, А.С. Серафимович, А.Н. Толстой... Вместе с тем замалчивалось творчество А.П. Платонова, М.А. Булгакова, О.Э. Мандельштама, Б.А. Пильняка.

    Громко заявило о себе советское музыкальное и театральное искусство. Именно в 30–е годы С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, Ю.А. Шапорин, Б.В. Астафьев, И.О. Дунаевский и др. написали произведения, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой культуры. Быстро росла сеть театров, клубов, дворцов культуры, домов пионеров, библиотек, различных культурно–просветительских обществ и учреждений. Практически заново созданное советское кино уже к началу 30–х годов показало на экранах около тысячи «немых», а затем до 500 звуковых фильмов. О прогрессе в культурном строительстве можно судить по приведенным ниже в таблице данным (цифры на конец года):

    Реализация программы культурной революции превратила ранее полуграмотную страну в одну из самых образованных в мире, вывело советское общество на высоты культурного прогресса того времени, стала предпосылкой укрепления экономической и оборонной мощи СССР, социального прогресса общества. Важнейшим итогом первых пятилеток явилось формирование многонациональной интеллигенции, вышедшей из народа. На службу народу перешло большинство старой интеллигенции. И хотя во второй половине 30–х годов интеллигенция понесла ощутимые потери из–за сталинского произвола и массовых репрессий, процесс ее формирования нарастал.

    Благодаря созданным интеллектом и трудовыми усилиями народа мощной индустрии, эффективной системе подготовки кадров специалистов во всех отраслях народного хозяйства, культурному развитию народа, СССР одержал историческую победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

    То, что жилые дома стали материалом для воплощения идеи города-ансамбля и включались в комплексную застройку реконструируемых магистралей, повлияло на самый тип жилищного строительства в Москве. Размещение новых домов прежде всего на фронтальных линиях улиц, подвергавшихся реконструкции, стало правилом уже в 1932-1933 гг. Парадность облика, которую стали требовать от жилых домов, повлияла и на их внутреннюю организацию - введенные в 1932 г. новые строительные правила для Москвы предусматривали решительное повышение качества жилищ. До 3,2 м увеличивалась высота жилых помещений, становилось обязательным устройство ванных во всех квартирах, выросла жилая площадь квартир и их подсобных помещений. Улучшилась и планировка типовых секций, по которым осуществлялось строительство,- впервые стало применяться функциональное зонирование квартир (спальни, группировавшиеся вместе с санитарным узлом, располагались в глубине квартиры). Однако при острой в то время нехватке жилищ увеличение площади квартир вело к расширению покомнатного заселения, что сводило на нет преимущества их новых типов. Объем жилищного строительства, составивший 2,2 млн. кв. м жилой площади за 1931-1934 гг., был значительным, но сохранялся и высокий темп роста населения (в 1939 г. число москвичей достигло 4137 тыс., вдвое превысив численность 1926 г.). Благодаря новостройкам Москва ощутимо подрастала - если в 1913 г. в городе было 107 домов в шесть этажей и выше, то в 1940 г число их превысило тысячу.


    Успешный опыт комплексного строительства жилых домов на улице Горького получил развитие в поточно-скоростном методе их возведения, предложенном архитектором А. Мордвиновым и инженером П. Красильниковым. Наиболее концентрированно этот метод был использован на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект), где в 1939- 1941 гг. построены на основе единой секции 11 домов в 7-9 этажей (дома № 12-28). Проектировали их А. Мордвинов, Д. Чечулин и Г. Гольц. Наиболее выразителен в этой группе корпусов с фасадами, отделанными кирпичом с заранее заготовленными керамическими и бетонными деталями, дом- № 22 (архитектор Г. Гольц). Стена со спокойной сеткой оконных проемов четко расчленена по горизонтали и вертикали, немногочисленные детали крупны и впечатляющи. Членения откровенно декоративны, они не маскируют многоквартирный дом под некое подобие дворца или особняка. Заметим, однако, что, концентрируя внимание на уличных фасадах, архитекторы оставляли унылыми и хаотичными дворовые фасады. Это происходило в 30-е годы на всех магистралях, но на Большой Калужской дало особенно неприятный эффект - дворовые фасады здесь обращены к Нескучному саду и видны издалека.

    Подобные примеры, когда комплексность строительства становилась основой целостного замысла достаточно большой группы зданий, не были, однако, многочисленными. Чаще крупные дома на магистралях строились на отдельных свободных участках, задумывались и проектировались «штучно», даже если включались в крупномасштабную реконструкцию, как это было на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира).

    Самым впечатляющим примером такого единичного парадного сооружения стал дом на Моховой, построенный по проекту И. Жолтовского (ныне после переоборудования используется Управлением по иностранному туризму). Строительство этого дома с гигантским архитектурным ордером, воспроизводящим форму дворца Капитанио в Виченце, созданного великим итальянским зодчим XVI века Андреа Палладио, стало в то время своеобразной творческой декларацией направления в советской архитектуре, исходившего от представления о вечности законов красоты. «Стиль - явление преходящее,- говорил И. Жолтовский, - и каждый стиль - это только вариации на единственную тему, которой жива человеческая культура,- на тему гармонии». Отсюда и вневременная ценность наиболее гармоничных произведений классики, по мнению мастера. Стена современного крупного дома с семью одинаковыми этажами и равноценными помещениями образует как бы второй план композиции, фон, на котором выступает великолепная колоннада, декорация, неподвластная давлению утилитарного (ей подчинена и внутренняя организация дома - в части комнат окна опущены на уровень пола, чтобы обеспечить нужный рисунок фасада). Декорация прорисована с огромным мастерством, основа которого - глубокое знание архитектурной классики (ее изучению Жолтовский посвятил годы).

    Прекрасно разработаны и интерьеры дома. Комнаты в квартирах были соединены в красивые анфилады и могли объединяться благодаря широким проемам. В то же время служебные помещения удобно сгруппированы вокруг шлюза. Внимательно и умело была проработана каждая деталь. Произведение Жолтовского произвело большое впечатление. Оно способствовала развитию увлечения традиционными формами, и вместе с тем его стилевая однородность противостояла эклектичным смешениям современного и традиционного, собственного и заимствованного (причем подчас из многих случайных источников).

    Впечатление, произведенное домом на Моховой, привело к широкому распространению подражаний приемам зодчества Ренессанса. Девятиэтажные дома, выстроенные в 1935-1938 гг. по проекту архитектора И. Вайнштейна (улица Чкалова, 21 и 23), симметрично обрамляют проезд. Их Г-образные в плане корпуса производят впечатление гигантских монолитов. Внушительность основных масс подчеркнута хрупкой легкостью венчающих колоннад по всему периметру фасадов. Золотистый основной цвет стен красиво дополняет помпейская красная декоративных вставок, выполненных техникой сграффито (они образуют непрерывный пояс вместе с окнами пятого этажа). Здесь не удалось, как в доме на Моховой, достичь слитного единства формы - прозаическая грубоватость перфорированной окнами стены и изящество декора существуют сами по себе, не образуют они и организованного, выразительного контраста.

    Изящная формальная игра декоративных форм столь же независима от прозаической основы на фасадах дома, который построил для Главсевморпути в 1936-1937 гг. архитектор Е. Иохелес (Суворовский бульвар, 9) Игру осложнила необходимость включить в состав дома как одно из его крыльев надстроенный особняк, имеющий иную высоту этажей, чем новые части. С этим архитектор справился умно и тонко. Энергичный взлет колоннад в центральной части дома подчеркивает театральность общего эффекта.

    Выразительность дома № 31 на Кропоткинской улице, построенного в 1936 г. по проекту архитектора 3. Розенфельда, основывается на противопоставлении «цитат» из архитектуры Ренессанса - двухъярусного портика, поднятого на высокий цоколь и сильно вынесенного вперед карниза - с прозаическим фоном стены, перфорированной окнами. Контраст, однако, ослаблен тем, что окна, при очевидной равномерности их размещения на стене, различны по размерам и форме, что создало пестроту.

    Построенный по проекту архитектора Л. Бумажного в 1940 г. дом № 87-89 на 1-й Мещанской отличается от цитатного красноречия многих неоренессансных построек сдержанностью декорации и ее органическим единством с подчеркнутой гладью массива стены. Здесь противопоставление стены и декора исчезло, декоративные детали ощущаются как модуляции самой стены. Сдержанность этой постройки выгодно отличает ее от разнохарактерной пестроты других домов, появившихся на этой магистрали в конце 30-х годов.

    Иное прочтение ренессансного наследия, чем идущее от Жолтовского, предложили ученики и последователи архитектора И. Фомина, связанного своими корнями с Ленинградом, его архитектурой и культурными традициями. Характерный пример его - дом № 45 на Арбате, в 1933-1935 гг. построенный по проекту архитектора Л. Полякова. Сквозь сдержанность его архитектуры проступает усвоенное от «пролетарской классики» Фомина стремление к строгости, ясности, целостности решения. Здесь нет противопоставления декора и утилитарного массива - дорическая колоннада с арками несет рустованную стену четырех верхних этажей. Мотив этот идет от дворцов ренессансного Рима, но внесено в него и многое от петербургского классицизма (как, впрочем, и от петербургской неоклассики начала нашего века). Подобный прием для дома на углу Краснопрудной и Нижней Красносельской улиц (1935-1937) использовал архитектор И. Рожин. Однако если в доме на Арбате колонны высотой в два этажа гармонично соотносятся с четырехэтажным массивом над ними, то здесь над такой же колоннадой поднимаются уже семь этажей, образуя подавляюще огромную массу. Широкого распространения подобные приемы не получили.

    Иную линию творческих поисков развивал в 30-е годы И. Голосов. Он полагал, что опора на принципы и приемы классической композиции способствует решению новых задач, но это отнюдь не означает необходимость копирования каких-то образцов, буквального повторения тех или иных деталей. По сути дела, Голосов вновь обратился к принципам романтического символизма и на его основе соединял, приводил к некоему синтезу начала классической композиции и современное архитектурное мышление. «Я решил встать на тот путь, который наметил себе в начале революции, - на путь создания современной формы на основе изучения классической формы», - говорил он. По проекту самого И. Голосова в 1934-1936 гг. на Яузском бульваре, 2/16, сооружен мощный монументальный жилой дом (вторая очередь дома вдоль Яузского бульвара завершена уже в 1941 г.). В своеобразном рисунке деталей, да и в системе членений, организующих композицию, Голосов не прибегает к «цитатам» или прямым ассоциациям. Он стремится художественно осмыслить свойства и возможности новых конструкций для развития пластики, монументальности и масштабности формы Среди домов, которые были построены в 30-е годы, чтобы сформировать новое лицо московских магистралей, этот, безусловно, один из самых впечатляющих.

    Голосову много подражали. Нужны были, однако, его талант и опыт, чтобы достичь успеха на пути, подобном тому, которым он шел. В работах последователей свобода формообразования, присущая мастеру, нередко оборачивалась капризным произволом, дилетантизмом. Среди наиболее заметных произведений такого рода - дом № 5 на Колхозной площади. Постройка еще в начале 30-х годов была выполнена из монолитного теплого бетона по безрадостно утилитарному проекту германского архитектора Ремеля, а в 1936 г. завершена и реконструирована архитектором Д. Булгаковым. Преодолевая примитивность коробки, он использовал чисто живописные, «супрематические», как говорил он сам, не подчиненные композиционной логике приемы, чтобы расчленить монотонный объем, придать ему динамичность и пластику. Отсутствие конструктивной логики придает постройке характер картонного макета, огромный объем распадается на абстрактные, нематериальные плоскости.

    Особую и весьма интересную страницу жилищной архитектуры Москвы 30-х годов составляют эксперименты с крупноблочными постройками, ставшие началом той мощной системы индустриального домостроения, без которой немыслим город сегодня. Мы уже упоминали о строительстве из крупных бетонных блоков в Москве 20-х годов. Тогда задача ставилась как чисто техническая, а безликость сооружений усугублялась тем, что блоки изготовлялись неофактуренными и их нужно было отделывать штукатуркой. В 30-е же годы энтузиасты крупноблочного строительства, архитекторы А. Буров, Б. Блохин и инженер Ю. Карманов, увидели в этой конструкции не только способ сделать более эффективным строительный процесс, но и новое средство художественной выразительности. Они поняли, что открывается путь от полутеатральной бутафории «домов на магистрали» к архитектуре подлинной, органичной.

    В 1938-1939 гг. был построен дом на Велозаводской (№ 6), повторенный затем на Большой Полянке (№ 4/10). Этаж в этих домах делился по высоте на четыре части, определявшиеся размером блоков. Их обработка имитировала циклопические глыбы естественного камня - при сравнительно тонкой стене прием этот становился ложным. Крупный масштаб блоков не находил откликов в других элементах дома и не был соразмерен человеческим величинам. Преодолевая этот недостаток, на фасаде дома № 11 по Большой Полянке (1939) те же авторы как бы растворили границы блоков в рисунке, покрывающем всю поверхность фасадной стены. Плоский рисунок этот был выполнен в цветной штукатурке и создавал иллюзию граненого руста. Такой декоративный прием позволил заменить подлинные величины элементов конструкции произвольными; откровенность своеобразной игры забавна, дом наряден и легок. Подобный подход к индустриальной архитектуре сегодня может казаться наивным, но та энергия, с которой ее энтузиасты добивались эстетической выразительности, и сегодня остается хорошим примером.

    В 1940-1941 гг. Буров и Блохин продолжили ряд своих экспериментов при строительстве дома № 25 на Ленинградском проспекте. Здесь было принято расчленение стены на простенки и перемычки, из которых складывался как бы ее каркас. Система оказалась технически целесообразной, она позволила сильно сократить число типов элементов, изготовлявшихся на заводе (благодаря этому принцип двухрядной разрезки использовался в массовом строительстве еще в 1960-е годы). В то же время стена расчленялась энергично и красиво. Перед кухнями, обращенными на уличные фасады, в этом доме созданы хозяйственные лоджии, где можно чистить платье, сушить белье и пр. Благодаря тому что лоджии прикрыты снаружи декоративными решетками, выполненными из бетона, они недоступны для всеобщего обозрения. Ажурные рельефы для лоджий выполнены по эскизам художника В. Фаворского. Чередование окон и лоджий обогатило жестковатый ритм фасада, придало ему декоративность (впрочем, и некоторую экзотичность тоже - за нее дом стали называть «аккордеоном»). Однако уже этот ранний пример показал многие присущие индустриальному домостроению возможности художественной выразительности, о которых, к сожалению, как-то забыли на последующем этапе его развития.

    Дом на Ленинградском проспекте интересен и тем, что архитекторы попытались на новой основе вернуться к идее жилища в сочетании с системой общественного обслуживания. Внутренние коридоры связали квартиры шести верхних этажей с лестницами, а на первом проектировался комплекс общественных помещений, включавший кафе-ресторан, продовольственный магазин, детский сад-ясли и бюро обслуживания, которое должно было выполнять заказы на доставку продуктов или обедов, уборку квартир, стирку и пр. Начавшаяся война не позволила закончить общественную часть дома. Затем ее помещения были использованы для других целей, и замысел остался неосуществленным.

    (С советской гостиницы "Москва" началась грандиозная реконструкция Москвы )

    В 30-х годах 20 века была проведена грандиозная реконструкция Москвы, практически переделали полгорода. Это было необходимо, так как после революции город имел хаотичный вариант застройки, а население росло быстрыми темпами.

    В 30 годы произошел объемный ряд работ, в конце десятилетия столица стала благоустроенной новой и чистой, где было очень просторно. За это время был просторен современный облик Москвы, простоявший практически до конца 20 века в неизменном состоянии.

    Генплан реконструкции и развития Москвы 1935

    (Такой по одному из вариантов в Госплане могла бы быть Красная площадь )

    История грандиозного плана реконструкции Москвы 35 г., началась еще в 20-х годах, когда был создан проект «Большая Москва». Согласно данному проекту город должен был расти не ввысь, а вширь. Передвигаться, предполагалось на автомобилях. Но в 1935 году пленум центрального комитета партии большевиков принял другой план: Москва должна стать многоэтажной, с широкими проспектами и расходящимися от центра лучами – улицами, коммунистического города звезды.

    Особенности архитектурного облика Москвы 30 годов

    Основными стилями архитектуры Москвы этого времени являются традиционализм и конструктивизм. Конструктивизм прослеживается в основном в завершающем строительстве зданий с конца 20-х гг.:

    (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина )

    • Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина;
    • Дом СТО (1933-36) - совр. здание Государственной Думы в Охотном ряду;
    • Крымский мост (1936-38 гг).

    Традиционализм опирается на дореволюционный опыт архитектуры. Так строится жилой дом на Моховой в 1934г., где используется один из излюбленных декоративных приемов – колоннада.

    В строительстве возрождаются старые стилевые особенности, архитекторы стараются соединить старое и новое, так строятся национальные школы и павильоны ВДНХ.

    Яркие архитектурные постройки 30-х годов в Москве

    • Появилась первая гостиница, построенная при советской власти. Данный проект носит характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру и строилась с 1933 по 1936 год. Гостиница была украшена скульптурами, живописью, панно, мозаиками выглядела очень помпезной.

    (Здание Наркомзема 30-х годов СССР )

    • Наркомзем - здание выстроено в стиле позднего конструктивизма (1928 - 1933 гг.). Это смелый эксперимент по применению новых технологий в строительстве и реализации авангардного дизайна. Данный стиль предполагал каркасную систему здания. Были применены новые материалы, а в архитектуре здания появляются округлые элементы.

    (Как передвигали дом в газете "Правда" )

    (Сухаревская башня на открытке 1927 года, в 30-е годы будет снесена )

    К концу 30 гг., архитектура Москвы приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпоха сталинского ампира.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: В СССР В 30-Х ГОДАХ
    Рубрика (тематическая категория) Политика

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

    КУРС НА СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА И

    Благодаря нэпу, к серединœе 1920-х гᴦ. сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объёма производства. В 1925 г . руководство страны взяло курс на индустриализацию , т. е. создание крупного машинного производства во всœех отраслях промышленности. На фоне борьбы за власть проходили дискуссии о путях создания тяжелой промышленности . А. И. Рыков, Н.И. Бухарин видели путь развития экономики в сбалансированном развитии промышленности и сельского хозяйства, государственного и частного секторов, продолжении нэпа. Первоначально эту точку зрения поддерживал и Сталин. Но на рубеже 1929-1930 гᴦ. эта концепция была им отвергнута. Бухарина обвинили в ʼʼправом уклонеʼʼ. На вооружение была взята концепция преимущественного и форсированного развития промышленности , прежде всœего тяжелой. Это предполагало свертывание нэпа, преобладание государственной собственности, ужесточение режима в стране.

    Индустриализация происходила в годы довоенных пятилеток: первой – 1928-1932 гᴦ., второй – 1933-1937 гᴦ. Третья пятилетка – 1938-1942 гᴦ. - была прервана нападением Гитлера на СССР.

    За годы первых пятилеток были созданы новые отрасли промышленности : станкостроение, авиационная, тракторостроение, автомобилестроение, химическая и др.
    Размещено на реф.рф
    Было построено около 8900 новых предприятий . Наиболее крупные из них: Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы . Построены Московский метрополитен, города Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре и др.
    Размещено на реф.рф
    Предприятия крупной индустрии создавались не только в европейской части СССР, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Шел процесс хозяйственного развития этих районов и создания мощной экономической базы в восточных регионах страны. Средства и рабочую силу для индустриализации правительство получало в основном за счёт сельского хозяйства, что привело к насильственной коллективизации и использованию бесплатной рабочей силы из системы ГУЛАГа , т. е. концентрационных лагерей.

    В Сталинграде индустриализация началась в 1926 г . с закладки первого в стране тракторного завода. В 1930 ᴦ. с конвейера сошел первый трактор.
    Размещено на реф.рф
    В 1930 ᴦ. вступила в строй Сталгрэс, в 1932 ᴦ. – завод Судоверфь. Завод ʼʼКрасный Октябрьʼʼ давал 40 % качественного металла стране. Всего в Сталинграде к концу 30-х гᴦ. было 227 промышленных предприятий.

    В 1927 ᴦ. возниккризис хлебозаготовок , поскольку крестьяне отказывались продавать хлеб по низким государственным ценам. Фактически это стало поводом к началу политики коллективизации , направленной на ликвидацию частнособственнических крестьянских хозяйств и создания крупных социалистических колхозных хозяйств. В январе 1928 ᴦ. Политбюро приняло решение о чрезвычайных мерах по выполнению плана хлебозаготовок. Решено было взять у крестьян хлеб силой, принудив их к этому с помощью специальных отрядов, которым приказывалось отбирать у крестьян излишки. В апрелœе 1929 ᴦ. было принято решение об организации ʼʼкрупного социалистического земледелияʼʼ – колхозов и совхозов. Против кулачества началась классовая борьба. В помощь селу из городов было направлено 25 тыс. рабочих , которые на местах должны были проводить политику партии и организовывать колхозы.

    В Нижнем Поволжье коллективизация началась раньше, чем в других районах страны. Хоперский округ стал первым округом страны по сплошной коллективизации . Характерной чертой сплошной коллективизации округа стали необычайно высокие темпы роста͵ превзошедшие даже завышенные планы по коллективизации. Официальный учет едва поспевал регистрировать колхозы, число которых ежемесячно удваивалось.

    Начиная с лета 1930 г . согласно ряду постановлений вновь происходит наращивание темпов коллективизации и раскулачивания в стране. Очередной этап раскулачивания вызвал новый рост крестьянского сопротивления. При этом крестьянство не могло уже противостоять этому, так как наиболее устойчивая часть их была уже репрессирована. Вместе с тем, Советской власти удалось добиться общественно-психологического перелома в бедняцкой среде и в своем большинстве беднячество поддержало мероприятия большевиков, особенно по конфискации имущества кулацких хозяйств.

    Накануне празднования двенадцатой годовщины Октябрьской революции в газете ʼʼПравдаʼʼ была опубликована статья ʼʼГод великого переломаʼʼ , в которой Сталин поставил задачу форсировать колхозное строительство, провести ʼʼсплошную коллективизациюʼʼ. Местные органы власти начали широко применять политику раскулачивания. Под нее попадали всœе, кто не желал вступать в колхозы. Точного определœения кулака не было. Каждый район получил норму коллективизации и норму раскулачивания. Сельское хозяйство было обескровлено: репрессиям подвергались десятки миллионов самых трудолюбивых слоев крестьянства. Около 7 млн человек было выслано в отдаленные районы – они стали главной рабочей силой на далеких стройках. В 1930 ᴦ. было организовано Главное управление лагерями (ГУЛАГ) .

    Крестьяне сопротивлялись массовому раскулачиванию. Лишь за зиму 1930 ᴦ. произошло около 2 тыс. крестьянских выступлений. Чтобы избежать оттока крестьян из городов, в 1932 ᴦ. их лишили паспортов . Уехать из деревни колхозник мог лишь добровольцем на ударные стройки пятилетки.

    В 1932-1933 гᴦ. урожай был крайне низким и в стране разразился тяжелœейший голод , унесший жизни нескольких миллионов человек.

    В 1934 ᴦ. было заявлено о том, что коллективизировано 85 % хозяйств, в 1935 г . III съезд колхозников вел речь уже о 98 % . Частнособственническое крестьянское хозяйство было уничтожено.

    В СССР В 30-Х ГОДАХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В СССР В 30-Х ГОДАХ" 2017, 2018.

    Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

    Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

    Главный Туркменский канал


    1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

    Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

    Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

    Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

    Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


    Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

    Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

    Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

    Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

    Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

    Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

    Поворот сибирских рек


    Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

    Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

    Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

    Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

    Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

    В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

    В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


    Терра-3

    Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

    «Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

    «Звезда» (лунная база)

    Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

    Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

    Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

    ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

    ДЕМОС


    Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

    По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.