Автобиографические детали в мальчике с пальчик.

Страница 1 из 2

Жил когда-то дровосек с женой, и было у них семеро детей. Все семеро — мальчуганы: три пары близнецов и еще один, самый младший. Этому малышу едва лет семь исполнилось.
И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его: Мальчик с пальчик.
Зато какой он смышленый, разумный!

Жили они очень бедно, дровосеку трудно было прокормить такую большую семью. А тут еще выдался неурожайный год, и в стране наступил страшный голод. Беднякам и совсем туго пришлось.
Как-то вечером, когда мальчики улеглись спать, дровосек присел с женой к огню и сказал:
— Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись — тут все-таки есть надежда.
— Как! — в ужасе воскликнула жена дровосека. — Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель?

У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену. Он сказал, что все равно всем им не избежать голодной смерти. Пусть уж поскорей придет конец.
Пришлось ей согласиться, и она легла спать, заливаясь слезами.

А Мальчик с пальчик во время их разговора не спал: он забрался под скамейку, на которой сидел отец, и все слышал. Он так и не заснул в ту ночь, все думал, что теперь делать. И придумал.
Чуть свет вышел он потихоньку из дому и побежал на берег ручья. Там он набрал много белых камешков, сунул их в карманы и вернулся домой.

Утром, когда и остальные ребятишки встали, отец с матерью кое-как покормили их всех и повели в лес. Мальчик с пальчик шел последним. Он то и дело вынимал из кармана белые камешки и бросал их позади себя на дорогу.
Шли они долго и пришли в глухую лесную чащу. Дровосек принялся рубить дрова, а братья собирать хворост. Мальчуганы усердно занялись делом. Тогда дровосек с женой стали потихоньку отходить от них и наконец совсем скрылись.
Немного погодя мальчики заметили, что остались одни, и начали громко кричать и плакать от страха. Не испугался только Мальчик с пальчик.
— Не бойтесь, братцы, — сказал он.— Я знаю, как нам вернуться. Ступайте за мной. И он вывел их из леса той дорогой, по какой они шли туда: белые камешки указывали ему путь.
Но сразу войти в дом ребятишки побоялись. Они притаились у двери, чтобы послушать, о чем говорят отец с матерью.
А случилось так, что когда дровосек с женой возвратились из лесу, их ждала большая удача.
Богатый сосед прислал им свой долг, десять золотых монет, — это были деньги за очень давнюю работу, бедняк уже и не надеялся получить их.
Дровосек тотчас послал жену к мяснику. Она купила много мяса и сварила его.
Теперь изголодавшиеся люди могли наконец наесться досыта.
Но им и кусок в горло не шел.
— Где-то наши бедные ребятишки? — сказала, плача, жена дровосека.— Что с ними? Одни в дремучем лесу. Может, их уже волки съели. И как это мы решились бросить своих родных детей? И зачем только я тебя послушала!
У дровосека у самого было горько на душе, но он молчал.
— Где вы, где вы, бедные мои детки? — повторяла его жена, плача все громче.
Мальчуганы не выдержали и закричали все разом:
— Мы тут! Мы тут!
Мать бросилась отворять дверь, увидела своих детей и стала обнимать и целовать их.

— Ах, как я рада, что снова вижу вас, дорогие мои! Уж как, должно быть, вы устали и проголодались! Сейчас я вас накормлю.
Ребятишки живо уселись за стол и так накинулись на еду, что любо было смотреть. А после ужина все семеро стали наперебой рассказывать, как страшно им было в лесу и как Мальчик с пальчик привел их домой.

Все были счастливы: и дети и родители.
Но счастье их длилось недолго.
Скоро деньги были истрачены, и опять начался голод.
Дровосек с женой совсем пришли в отчаяние и решили снова завести детей в лес.
Мальчик с пальчик опять подслушал разговор отца с матерью. Он подумал поступить как и в тот раз: сбегать к ручью и набрать там белых камешков. Но это ему не удалось. Дверь в доме была заперта крепко-накрепко.
Мальчик с пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки.
Теперь родители завели детей еще дальше от дома, в самую глубь темного, дремучего леса. И опять они заставили мальчиков собирать хворост, а сами тайком убежали от них.
Мальчик с пальчик не очень тревожился. Он думал, что легко найдет дорогу назад по хлебным крошкам. Но он не нашел ни одной крошки: все поклевали птицы.
Тут братья совсем перепугались и, громко плача, побрели куда глаза глядят. Все глубже и глубже забирались они в лесную чащу.

Наступала ночь, поднялся сильный ветер. Детям стало еще страшнее. Они еле держались на ногах от холода и страха. Им чудилось, что со всех сторон воют волки, что сейчас они набросятся на них и съедят. Бедные ребятишки боялись произнести слово, боялись оглянуться.
А тут еще хлынул дождь и промочил их до костей.

Они спотыкались, падали в грязь, поднимались и снова падали, но шли все дальше.
Мальчик с пальчик выбрал дерево повыше и влез на самую его верхушку. Он хотел посмотреть, не видно ли где дороги или человеческого жилья.

Поглядев во все стороны, Мальчик с пальчик заметил вдалеке мерцающий огонек.
Он проворно спустился с дерева и повел братьев туда, откуда виднелся свет.
Шли они долго-долго и наконец выбрались из лесу. У самой опушки они увидели дом, из окна которого светил огонек.

Мальчик-с-пальчик

Мальчик-с-пальчик (русская открытка нач. XX в.)

«Мальчик-с-пальчик» - популярный сказочный сюжет о приключениях маленького мальчика, величиной с мизинец. Впервые в сказочной литературе использован Шарлем Перро . Известен также в иных, народных, вариантах. В сборнике братьев Гримм имеет номер 37, в сборнике А. Н. Афанасьева стоит под номером 300.

По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона , имеет номер 700 (вариант Перро - имеет другие соответствия и навеян автору суровыми климатическими и социальными реалиями во Франции того времени).

Анализ сюжета

Мальчик-с-пальчик впервые появляется в английском стихотворении XVI века «Tumbe his life and death», также получает развитие в сказке Перро. Эти сюжеты отличаются от распространённых европейских народных вариантов. Текст из сборника Афанасьева, близкий сюжету сказки братьев Гримм и интересный описанием деталей русского крестьянского быта, в свою очередь стал источником для одноименной сказки А. Н. Толстого . Г. П. Данилевским («Коротышка») обработана украинская народная сказка. Украинский и белорусский варианты отличаются социальной остротой (маленький мальчик - Горошек, Воловье ушко - потешается над царём, барином, попом и наносит им вред), башкирский и татарский вариант осложнён подробностями. Имеются также японская, турецкая и индийская версии сказки.

Европейская народная версия

Бездетная супружеская чета желает мальчика, будь он хотя бы один дюйм ростом. В сказке братьев Гримм женщина через семь месяцев рождает крошечного сына, в русском варианте - она случайно отрубает себе при рубке капусты палец, который превращается в смышлёного ребёнка.

Однажды Мальчик-с-пальчик сидел в ухе лошади и подавал ей команды. Шедшие мимо прохожие (или барин), увидев это, предлагают отцу отдать им крошку за деньги, что отец и делает. Вскоре Мальчик-с-пальчик убегает. По пути ему встречаются воры, к которым он набивается в приятели и предлагает отпирать ворота, пролезая в щель. Когда воры его оставляют, крошку вместе с коровьей требухой проглатывает волк. Мальчик-с-пальчик заставляет волка прийти к дому отца, который убивает хищника.

Версия Шарля Перро

Возвращение детей домой (иллюстрация Оффердингера)

Сюжет

В стране царят нищета и голод. Лесорубу и его жене нечем больше кормить своих семерых сыновей. Одним вечером, пока дети спят, родители решают завести их в лес и оставить там. Один из мальчиков, прозванный за свой малый рост Мальчик-с-пальчик, подслушивает разговор и предусмотрительно запасается белыми камешками, чтобы бросать их на дорогу, а потом по ним найти обратный путь домой. На следующий день отец приводит в исполнение свой зловещий план. Но Мальчик-с-пальчик и его братья благодаря камешкам возвращаются домой. Родители этому очень обрадовались, так как за время отсутствия детей деревенский голова отдал наконец лесорубам деньги, которые был им должен. Но это счастье оказалось кратковременным.

Когда вновь приходит нужда, родители снова решают оставить детей в лесу, но перед этим запирают Мальчика-с-пальчика, чтобы тот не смог набрать камней, поэтому вернуться братья уже не могут. Блуждая по лесу, они находят хижину и пытаются найти в ней приют. Открывшая дверь женщина пытается убедить их уйти, так как её муж - людоед , который ест детей. Но семь братьев, больше страшась лесных волков, входят в дом. Вечером приходит людоед, его жена прячет мальчиков, но тот их находит. Жена убеждает супруга отложить свой страшный пир на завтрашний день.

Опасаясь, что людоед нападёт на них ночью, Мальчик-с-пальчик, пока его братья спят, обменивает их шапочки на золотые венцы семи дочерей людоеда. Людоед входит в спальню, и полагая, что в шапочках спят мальчики, убивает своих дочерей. Малыши тем временем убегают, а взбешённый людоед бросается в погоню за ними в своих семимильных сапогах-скороходах. Утомившись, он отдыхает на камне, за которым скрылись дети. Мальчик-с-пальчик убеждает братьев возвратиться в родительский дом, а сам обувает сапоги-скороходы и бежит к хижине людоеда. Жене людоеда он рассказывает, что разбойники взяли её мужа в плен, требуя выкуп, и что её муж поручил ему сходить за деньгами, а в подтверждение поручения и для скорого перемещения дал свои сапоги.

В итоге Мальчик-с-пальчик с большим богатством возвращается к родителям, которые принимают своих детей с радостью и облегчением.

Подоплёка

Версия Шарля Перро появляется в контексте большого голода, бывшего в правление Людовика XIV и высвечивает неустойчивость крестьянской жизни и положение детей, которыми первыми жертвовали в случае бедствий.

Между второй половиной XVII-го века и началом XVIII-го века, периода, в течение которого Шарль Перро публикует первое издание своей сказки (1697), Европу , и Францию в особенности, потрясали природные катаклизмы. Это был разгар Малого ледникового периода , с первым климатическим минимумом в 1650 году . Лето дождливо, крайне суровые (сибирские) зимы и локальный голод, отмеченный историками в 1660, 1661, 1662, 1675 годах. Зима 1693 года принесла всеобщий голод. Зимой 1705 года море замёрзло вдоль берегов, в 1715 году Сена была заморожена полностью. Почва промерзала на глубину 70 см. Все потеряно: урожаи, плоды, вино. Умирали даже дикие животные, и волки, редкий в истории Франции факт, начинают нападать на людей. Необходимо было делать закупки зерна за границей, но разорительные войны Людовика XIV исчерпали государственную казну.

Английская версия

Мальчик-с-пальчик при дворе короля Артура (неизвестный художник, 1864)

Сюжет отчасти основан на английском стихотворении «Tumbe his life and death», возник под влиянием легенд о короле Артуре и рыцарских романов.

Сюжет

Однажды чародей Мерлин , приняв обличье нищего, остановился на ночлег у одного крестьянина, жена которого была бездетна. Мерлина позабавило сильное желание женщины иметь ребёнка, даже если тот будет ростом с большой палец её мужа, и чародей исполнил её желание. Когда у жены крестьянина родился крохотный сын, то сама королева фей влетела в окно, пожелав взглянуть на дитя. Она поцеловала новорожденного, нарекла его Томом и позвала эльфов , чтобы те смастерили для мальчика одёжки. Эльфы приодели Мальчика-с-пальчик как эльфийского ребёнка. Дальше повествуется о его приключениях, которые лежат в русле традиционного европейского народного сюжета. После своих странствий Мальчика-с-пальчика относят к королю Артуру и королеве Гвиневре для развлечения двора, где тот благодаря своим шуткам становится любимцем рыцарей Круглого стола . Мальчик-с-пальчик ездит на охоту вместе с королём, за столом сидит на стульчике напротив королевской тарелки, для него построили специальный дворец и карету, в которую запрягали шесть мышей. Так и провёл он свои дни в постоянной радости и веселье.

Неевропейские сказки

В японском языке Мальчика-с-пальчик называют Иссумбоси (一寸法師), сказка с его участием также авантюрна, но имеет местный колорит, с участием чертей.

Ответвления сюжета

Ганс Христиан Андерсен в 1835 году опубликовал Дюймовочку - версию сказки о приключениях маленькой девочки.

Экранизации

  • Мальчик-с-пальчик - советский мультфильм 1938 года по мотивам сказки Шарля Перро
  • Мальчик-с-пальчик - англо-американский фильм 1958 года по сказке братьев Гримм
  • Мальчик-с-пальчик - советский мультфильм 1977 года по мотивам русской народной сказки
  • Мальчик-с-пальчик - художественный фильм с собственным сюжетом, 1985 год (производство СССР -Чехословакия)

См. также

Литература

  • (фр.) Saintyves P. Les Contes de Perrault et les image des legendares. Paris, 1912, p. 319-349.

Ссылки

  • (фр.) Введение и примечания Катрин Маниан (Magnien) к Charles Perrault, Contes, Éditions Le Livre de Poche Classique
  • Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Том 2 (примечания № 408 к сказке № 300)
  • Н. В. Будур : Сказочная энциклопедия, - М: Олма-Пресс, 2005, С. 275-278. ISBN 5-224-04818-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мальчик-с-пальчик" в других словарях:

    Мальчик-с-пальчик - МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК. 1. Персонаж народных сказок крошечный мальчик, действующий весьма умно и с большой находчивостью. Резко контрастны друг другу танцующие вместе Волк и Красная Шапочка; Мальчик с пальчик по музыке совсем не похож на выступающего… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Sprīdītis Жанр Сказка Режиссёр Гунар Пиесис В главных ролях Роланд Нейланд Эльза Радзиня Кинокомпания Рижская киностудия … Википедия

Жил был однажды дровосек, и было у них с женой семеро сыновей: два близнеца по десять лет, два близнеца по девять лет, два близнеца по восемь лет и один младшенький семи лет. Он был очень маленький и молчаливый. Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали Мальчик-с-пальчик. Он был очень умен, хотя родители и братья считали его дурачком, поскольку он все время молчал. Но зато он отлично умел слушать собеседника. Дровосек был очень беден, и семья постоянно жила впроголодь. Однажды случилась засуха, и погиб весь урожай. Везде наступил голод. Однажды вечером дровосек сказал своей жене:
– Что же нам делать? Я люблю своих сыновей, но мое сердце разрывается от боли, когда я вижу, что они умирают от голода. Завтра мы отведем их в чащу леса и оставим там.
– Нет! Это было бы слишком жестоко, – вскричала его жена. Она понимала, что еды достать негде, но без памяти любила своих дорогих сыновей.
– В лесу у них есть шанс спастись, – сказал дровосек. – А дома они уж точно умрут.
Его жена зарыдала и согласилась.
Мальчик-с-пальчик не спал и слышал весь разговор родителей. Он моментально придумал план. Он вышел во двор, наполнил свои карманы блестящей галькой и вернулся домой спать.
Наутро дровосек повел сыновей далеко в лес.
Пока он рубил деревья, дети собирали хворост. Потихоньку дровосек все отходил от детей дальше и дальше, пока совсем не потерял их из виду. В одиночестве он вернулся домой.
Когда мальчики увидели, что их отец исчез, они очень испугались. Но Мальчик-с-пальчик знал дорогу домой, потому что пока они шли, он бросал из карманов блестящие камешки, по которым можно было вернуться назад. Поэтому он сказал братьям:
– Не плачьте. Идите за мной, и я приведу вас обратно к дому.
Следуя за младшим братом, дети пришли домой. Они сели на скамеечку, боясь войти в дом, и стали прислушиваться к тому, что происходило внутри.
Они не подозревали, что пока их не было дома, у дровосека произошел приятный сюрприз. Человек, который давным-давно занимал у него деньги, наконец-то вернул свой долг, и дровосек с женой на радостях накупили много вкусной еды.
Когда голодные муж с женой сели есть, жена начала опять плакать:
– Как бы я хотела, чтобы мои дорогие сыночки были сейчас здесь. Я бы приготовила им вкусный обед.
Мальчики услышали ее.
– Мы здесь, матушка! – закричали они. Они вбежали в дом и сели за вкусный ужин.
Радостная семья счастливо зажила вновь. Но скоро деньги кончились, и дровосек опять впал в отчаянье. Он сказал жене, что опять уведет детей в лес, но теперь уже подальше и поглубже. Мальчик-с-пальчик опять услышал их разговор. Он решил снова набрать камешков, но не смог, так как все двери были заперты на замки.
На следующий день, перед их уходом, матушка дала им на завтрак хлеба. Мальчик-с-пальчик не стал есть свой кусок, а припрятал его, чтобы по крошкам разбросать его вдоль дороги вместо камешков.
Они зашли в самую глубокую чащу леса. Пока дети трудились в поте лица, отец оставил их и скрылся. Мальчик-с-пальчик ничуть не волновался, поскольку был уверен, что найдет дорогу к дому по хлебным крошкам. Но когда он стал их искать, то обнаружил, что птицы съели все хлебные крошки.
Дети в отчаянии плутали и плутали по лесу. Наступила ночь, и подул холодный сильный ветер. Мальчики промочили свои ботинки. Пошел сильный холодный дождь. Мальчик-с-пальчик вскарабкался на дерево посмотреть, не видно ли дороги домой. Далеко в левой стороне он увидел огонек. Он слез с дерева и повел братьев налево.
На краю леса они увидели домик с огоньками в окошечках. Они постучались в дверь, и женский голос ответил им, что они могут войти. Они вошли и Мальчик-с-пальчик сказал женщине, вышедшей к ним навстречу:
– Мадам! Мы потерялись в лесу. Не будете ли вы так добры разрешить нам переночевать здесь?
– Ах, вы, бедные крошки! – запричитала женщина. – Знаете ли вы, что этот дом принадлежит страшному людоеду, который обожает маленьких мальчиков?
Сбившись в кучку, холодные, промокшие до костей, голодные мальчики стояли в нерешительности у двери.
– Что же нам делать? – спросил Мальчик-с-пальчик. – Если мы опять пойдем в лес, волки уж точно съедят нас. Может быть, ваш муж окажется добрее волков.
– Хорошо, – ответила жена людоеда. – Входите и согрейтесь у огня. Едва мальчики успели просушить свою мокрую одежду, раздался жуткий стук в дверь. Это пришел людоед! Его жена быстро спрятала детей под кровать и отворила дверь людоеду. Людоед ввалился в комнату и сел за стол есть. Вдруг он начал принюхиваться.
– Я чувствую запах живого мяса, – заревел людоед страшным голосом.
– Я зарезала сегодня гуся, – сказала жена.
– Я чувствую запах человеческого мяса, – еще громче заорал людоед. – Ты не обманешь меня.
Он подошел к кровати и заглянул под нее. Он вытащил за ноги мальчиков одного за другим.
– Отлично! – захохотал он. – Семь лакомых молоденьких мальчиков. Я приготовлю из них отличный десерт для вечеринки, на которую я пригласил моих друзей.
Мальчики упали на колени и стали умолять людоеда пощадить их, но людоед пожирал их глазами, смачно облизываясь. Он наточил свой большой нож и схватил одного из мальчиков. Но не успел он замахнуться ножом, чтобы разрезать мальчика, как его жена подбежала к нему и, схватив его за руку, сказала:
– Совершенно незачем делать это сегодня. Мы успеем убить их и завтра.
– Замолчи! – заорал людоед.
Его жена быстро заговорила:
– Но они испортятся, пока ты соберешься их съесть. У нас в погребе очень много мяса.
– Ты права, – сказал людоед, отпуская мальчика. – Хорошенько накорми их и положи в постель. Мы подержим их несколько дней, чтобы они потолстели и стали вкуснее.
Добрая женщина была рада, что приключение закончилось так благополучно. Она сытно накормила их и уложила в комнате, где спали ее собственные дочери – молодые людоедки. Они все спали на одной большой кровати, и у каждой на голове была золотая корона. Они все были очень страшные: с крошечными глазками, крючковатыми носами и огромным ртом, из которого выставлялись гигантские острые зубы. В комнате стояла еще одна большая кровать. Жена людоеда уложила на нее мальчиков.
Мальчик-с-пальчик заметил золотые короны на головах людоедок. Он подумал: «А вдруг людоед изменит свое решение и захочет зарезать нас ночью?»
Он собрал шапки братьев и надел их на головы людоедских дочерей, а их золотые короны на своих братьев. И стал ждать.
Он оказался прав. Людоед, проснувшись, пожалел о своем намерении и решил действовать немедленно. Взяв в руку длинный-предлинный нож, он поспешил в соседнюю комнату. Он подошел к кровати, где спали мальчики, и стал ощупывать их головы. Нащупав золотые короны, людоед страшно испугался и запричитал:
– Я чуть было не зарезал моих маленьких девочек, хорошеньких людоедочек.
Он подошел к другой кровати и нащупав шапочки сказал:
– А, вот и они.
Довольный, он быстро зарезал семерых своих дочерей и радостный отправился спать дальше.
Когда Мальчик-с-пальчик услышал, что людоед опять захрапел, он разбудил своих братьев. Они быстро оделись и убежали из этого дома.
На следующее утро людоед проснулся пораньше, чтобы успеть приготовить гостям вкусные мясные кушанья. Он отправился в детскую комнату, где, к своему ужасу, увидел семерых мертвых людоедочек.
– Они поплатятся за этот фокус, – в бешенстве заорал он и затопал ногами.
Он достал из сундука семимильные сапоги и поспешил вслед за братьями. Он пересек полгосударства за несколько шагов и вскоре оказался на дороге, по которой бежали мальчики. Они уже были близко к отцовскому дому, когда услышали позади себя сопение людоеда. Он перепрыгивал с горы на гору, перешагивал огромные реки, словно маленькие лужицы.
Мальчик-с-пальчик заметил в скале пещеру и быстро спрятался в нее вместе с братьями. Через несколько секунд появился людоед. Он очень устал, так как семимильные сапоги натерли ему ноги, и поэтому решил прилечь отдохнуть. Он повалился на землю, где находились братья, и захрапел.
Мальчик-с-пальчик сказал:
– Не беспокойтесь и бегите быстрей домой, пока он спит. Увидимся позже.
Мальчики убежали и скрылись в доме родителей. Между тем Мальчик-с-пальчик стащил с храпящего людоеда семимильные сапоги и надел их на себя. Конечно же, они были очень большие. Но секрет состоял в том, что они могли и увеличиваться и уменьшаться в зависимости от размера ноги, надевшего их человека. В секунду сапоги уменьшились и стали впору Мальчику-с-пальчику.
Он отправился в них к людоедской жене и сказал ей:
– Разбойники напали на вашего мужа и требуют выкуп, иначе они убьют его. Он попросил меня сообщить вам об этом и приказал собрать все его золото для выкупа. Он не хочет умирать.
Жена людоеда отдала ему все золотые монеты и ценные вещи людоеда. Мальчик-с-пальчик поспешил домой с мешком денег за плечами.
Людоед, проснувшись, обнаружил пропажу семимильных сапог. Но без них он не мог разыскать братьев и огорченный отправился домой.
Семья Мальчика-с-пальчика очень гордилась им.
– Мой младший сынок хоть и очень мал ростом, – говорила его мать, – зато очень умен.

«Жил когда-то дровосек с женою, и было у них семеро детей, все мальчики; старшему сыну исполнилось десять лет, а самому младшему – только семь. Быть может и странно, что за такое короткое время родилось столько детей, но жена его не мешкала и всякий раз приносила ему двойню»

Шарль Перро родился в 1628 году в семье парижского судьи. Слово «дровосек» можно истолковать как гротескное подчёркивание писателем не-дворянства отца (мать Шарля была дворянкой, а отец нет – поэтому и дети их были «простыми людьми»).
В семье Перро родилось всего шесть мальчиков (и ни одной девочки):
в 1610 году родился Жан, будущий адвокат,
в 1611 году – Пьер, в будущем генеральный сборщик налогов,
в 1613 году – Клод, в будущем медик и архитектор,
в 1624 году – Николя, будущий проповедник и доктор Сорбонны,
в 1628 году – близнецы Франсуа и Шарль. Франсуа умер в младенчестве.
Упоминанием брата-близнеца Шарль Перро начинает свои «Мемуары»:
«Я родился 12 января 1628, и вместе с братом-близнецом Франсуа, который родился за несколько часов до меня и умер спустя шесть месяцев.»
Братья Перро, несмотря на большую разницу в возрасте, были дружны между собой.
Вернёмся к сказке:
Число 7 – также как 3 и 10, сказочное число, означающее целокупность, семью.
Выделение последнего члена в седмице обычно для фольклора. Например: «На седьмой день Бог почил». Или в сказке «Волк и семеро козлят» последний, самый маленький, козлёночек, спрятался в печку, а остальных съел волк.
В сказке «Мальчик с пальчик» сказочная седмица обогащается личной темой двойни. Так автор достигает двух целей. Во-первых, компания братьев, сближаясь по возрасту, становится монолитной компанией детей. Во-вторых, выделение в тексте последнего брата как самого жалкого и маленького, именно его оставляет без пары:
7 = 2 + 2 + 2 + 1
Заметим, что ситуация Мальчика с пальчик зеркальна тому, что было в семье Перро, где все старшие братья рождались по одному, а младший имел близнеца (6 = 1 + 1 + 1 + 1 + 2). Но Франсуа умер и Шарль остался на этом свете один (2 – 1 = 1), как бы только половинкой самого себя. Отсюда чувство неполноценности. В отличие от нормальных старших братьев, у которых никогда не было близнеца.
Таким образом, вводя в сказочную седмицу личный мотив двойни, автор выражает тоску по умершему брату-близнецу Франсуа, своему второму «я».
(Говорят, но это всего лишь слухи, что будущий писатель и «Бессмертный» Академик Франции не был любим родителями и его часто попрекали смертью брата-близнеца, т.е. родители как бы хотели их поменять местами; тема подмены – «любимых на нелюбимых», «мальчиков на девочек», «колпачки на короны» – кульминация нашей сказки).

«Отец и мать отвели их в лес, в самую густую чащу, и бросили там…»

Все сыновья в разное время учились в одном и том же коллеже Бовэ, т.е. на самом деле братьев родители уводили в один и тот же «лес» по очереди. В возрасте 8 лет отдали туда учиться и Шарля. В коллеже было четыре факультета: искусств, медицины, права и теологии. Шарль стал учиться на факультете искусств. На момент поступления в коллеж, там, на факультете теологии, учился брат Николя,.
(В сказке родители отводили братьев в лес дважды, но в первый раз те вышли из леса по белым камушкам (регресс в детство). Учитывая предстоящее испытание, родители жалеют своих детей. Может быть, Шарля Перро хотели отдать учиться раньше? Семь лет – слишком малый возраст для начала учёбы. К слову, в коллеж Бовэ принимали детей с 9 лет)
Все братья Перро были в коллеже первыми учениками, ожидалось это и от младшего брата. Тем не менее, первые два года он учился плохо, а после как бы проснулся и, как старшие братья, вышел в первые ученики.
«Тупость» первых двух лет можно объяснить сильнейшим страхом – например, страхом быть высеченным розгами или страхом быть униженным и избитым однокашниками. К слову о розгах – в «Мемуарах» Шарль Перро с гордостью вспоминает, что никто из братьев Перро ни разу не был порот розгами. Случай редчайший для данного учебного заведения!
«Моя мама взяла на себя труд, чтобы научить меня читать, после чего я был направлен в Коллеж де Бове в возрасте восемь с половиной лет. Я был прилежен, как и все мои братья, – поэтому мы никогда не были биты кнутом.»
Итак, раз упомянуты розги – пусть в первом приближении причиной «тупости» первых лет обучения будет страх перед физическим наказанием.
В «Мальчике с пальчик» точно указан возраст увода из дома – ему 7 лет (правда, первый раз они вернулись домой по белым камушкам, поэтому, возможно, второй уход пришёлся на 8,5 лет). Судя по тому, что коллеж назван в «Мальчике с пальчик» домом Людоеда, «жилось» там ребёнку плохо. Несмотря на хорошую успеваемость, Шарль бросил коллеж, не доучившись, т.е. «бежал из дома Людоеда».

«Мать побежала отворить им дверь и сказала, целуя их: "Как я рада, что опять вижу вас, милые мои дети! Вы очень устали, очень проголодались! А ты, Пьеро, весь в грязи! Поди ко мне, я тебя обчищу"».

В этом фрагменте упоминается старший брат писателя Пьеро – про него говорится, что «мать любила его больше всех остальных, потому что волосы у него были рыжеватые, как и у неё». После смерти отца (1651 г.) Шарль, который незадолго до этого сдал адвокатский экзамен, оставляет юридическое поприще. Брат Пьер покупает должность сборщика финансов в Париже, а младшего брата берёт к себе приказчиком. Десять лет Шарль служил у старшего брата, пока не перешёл к Кольберу. Братьев связывала дружба и совместная литературная деятельность.
Но младшего сына Шарля Перро также зовут Пьер – его именем подписан сборник «Сказки моей матушки Гусыни». Таким образом, имеем двойное называние в сказке – брата и сына. Учитывая последнее обстоятельство «дровосеком» (не-дворянином) Шарль Перро называет не только своего отца, но и самого себя – действительно, несмотря на свои огромные заслуги перед королём, он так и не получил дворянского звания. Учитывая контекст преподнесения сказок принцессе Орлеанской, автор «смиренно» выражает надежду, что в люди (дворяне) выбьется хотя бы его младший сын.

«Ах, бедные дети, куда вы пришли! Да вы знаете ли, что здесь дом Людоеда и что он ест маленьких детей?»

По факту в доме Людоеда совершается инициация-превращение в мужчин: девочки «умерли», а мальчики «бежали» домой. Т.е. теперь они выучились и могут начать взрослую самостоятельную жизнь.

«Она пошла наверх и немало была поражена, когда увидела, что дочери её зарезаны и плавают в крови.
Начала она с того, что упала в обморок (ибо это первый выход, который почти всякая женщина находит в подобном случае)».

Убийство людоедом дочерей напоминает кошмарный сон:
Как нам, семерым братьям, спастись? Ведь он настоящий Людоед!
Нам нужно что-нибудь придумать, чтобы обмануть его! Совершим подмену – пусть у Людоеда будет ровно семь дочерей ("мы – не они")… и ещё запасная кроватка…
Но как Людоед узнает, что мы – это они (кроме пола, который не виден)? Поменяем колпачки на короны! А чтобы Людоед ни о чём не догадался пусть будет ночь и пусть он будет пьян...
Теперь можно начинать… а вдруг не получится? Ужас как страшно!
Людоед заходит в комнату… подходит к кровати… ощупывает головы…
И обнаружив обман, в ярости заносит нож над хитрым Мальчиком с пальчик и тот в ужасе просыпается!
Так по логике сновидения строится сюжет этой сказки. Только Мальчик с пальчик в ней не просыпается в холодном поту, а видит убийство других со стороны («других» – «иных», не мальчиков, а девочек) и продолжает спать дальше. По Фрейду самый сон рождается из борьбы между желанием поспать ещё и необходимостью просыпаться.

Если начальник коллежа назван Людоедом, то и действия его соответственны.
Возможно, «девочки», валяющиеся мёртвые в крови – это другие дети, подвергнутые экзекуции. Известно, что в коллеже Бове наказание детей розгами было в большом ходу. Братья Перро ни разу не были пороты, но они много раз видели, как это делают с другими. Наказывал провинившихся сам господин директор.
Вероятно, у маленького Шарля Перро был сильнейший страх перед наказанием. Возможно, ужас перед увиденным рождал кошмарные сны, наподобие того, что описан в сказке «Мальчике с пальчик». Вероятно также, что жена Людоеда провинившихся мальчиков жалела и всячески выгораживала.

Несколько слов по поводу «дочерей» Людоеда:
В сказке есть два дома и две семьи, которые зеркально-симметричны:
Дровосек с женой и их семь сыновей – Людоед с женой и их семь дочерей.
Мальчиков родители отводят в лес и, в конце концов, они оказываются в доме людоеда (таким образом, родители как бы передают детей другим родителям, «предают» их). Людоед хочет зарезать их ножом и съесть. Если заменить Людоеда отцом (ведь и начальник коллежа – «отец»), то получится классический страх кастрации (отец любит девочек и ненавидит мальчиков). Правда, страх этот носит коллективный характер, так как распространяется на всех братьев.
Жёсткие оппозиции «дом – лес», «мальчик – девочка», «колпачок – корона» свидетельствуют о непримиримости ситуации «или – или» (или девочка или мальчик). Категорическая нетерпимость ситуации воплощается в нож Людоеда.

«Мальчик с пальчик, приблизившись к Людоеду, тихонько стащил с него сапоги и тут же обулся в них»

Детство закончилось – братья Перро «бежали из дома Людоеда». Далее описывается карьера при дворе Мальчика с пальчика. Любопытно, как в виде слухов высказываются предположения о возможных причинах возвышения Мальчика с пальчик, об услуге, оказанной королю и пр. Намёки эти будут рассмотрены ниже в связи со сказкой «Господин кот, или Кот в сапогах».
(Поскольку обе сказки связаны общими темами передачи сапог, обманутого людоеда и благодарности короля, то рассматривать их следует совместно).
Что же касается, самого Шарля Перро, то он действительно сделал при дворе прекрасную карьеру. Начало его возвышения относится к 1661 году, когда он стал поверенным Кольбера.

«…и множество дам давали ему столько, сколько он требовал, лишь бы получить вести от своих возлюбленных, и это составляло его главный доход»

Мы видим, что в «Мальчике с пальчик» всё вращается вокруг денег, должности и карьеры. В конце сказки рассказывается о том, как ловко Мальчик с пальчик устроился при дворе – он служит дамам, помогая им устраивать амурные дела.
В этой связи можно вспомнить контекст преподнесения сказок принцессе: Пьер Дарманкур, младший сын Шарля Перро, даря принцессе Орлеанской «Сказки моей матушки Гусыни», надеется получить дворянство и место при её дворе, т.е. опять же попасть в женское услужение. Так отец иносказательно рекомендует принцессе своего сына как ловкого и надёжного человека.

«Для отца и братьев он за деньги приобрёл недавно учреждённые должности, таким образом пристроил их всех, и в то же время сыскал себе прекрасную невесту».

В 1664 году Шарль Перро, возглавив жюри конкурса по перестройке Лувра, передал заказ брату Клоду, тем самым обессмертив его имя.
(Сделать это было невероятно сложно, поскольку Клод был по профессии медиком, а как архитектора его никто не знал. Но проект понравился королю. Обо всём этом Шарль Перро подробно рассказывает в своих «Мемуарах».)
За смещенного с должности генерального сборщика налогов Парижа и оказавшегося в опале брата Пьера, Шарль Перро многократно ходатайствовал перед Кольбером.
Таким образом, Шарль Перро, возвысившись, оказывал разнообразные услуги своим братьям.

В 1671 году Шарль Перро был принят в недавно созданную академию Франции (главным образом для того, чтобы Кольбер был в курсе всего происходящего в Академии). Вслед за братом Клодом, он получает звание академика или «Бессмертного».
(Нового «Бессмертного» принимают на место умершего старого. При этом всегда подчёркивается, чьё именно кресло занял новый академик.)
В этом же году Шарль Перро женится на 18 летней Мари Пишон, девице столь же богатой, как и прекрасной. У них родились: дочь Француаза и три сына – Шарль-Самюэль, Шарль и Пьер. В 1678 году, так и не оправившись после родов, Мари умирает от оспы Дочь Француаза умирает в возрасте 13 лет. (Тема вдовства и взросления дочери есть в «Золушке», «Ослиной Шкуре» и «Гризельде»).

Мотив попадания заблудившегося ребёнка в лесную избушку и обман им Людоеда или злой ведьмы носит народный характер. Так, в русских народных сказках Иванушка попадает в избушку на курьих ножках к Бабе-Яге, где та пытается его изжарить в печи и съесть (ср. с обрядом «перепекания» в печи хворых младенцев; Баба-яга предстает здесь как анти-мать, Смерть), но ребёнок обманывает ее и спасается бегством (обманывает Смерть, т.е. выздоравливает).
Интересно, как писатель по-хозяйски наполняет фабулу народной сказки личным биографическим материалом и политическими намёками.
Сказочное число 7 обыгрывается в соответствии с личной темой умершего брата-близнеца: 7 = 2 + 2 + 2 + 1 (= 2 - 1). Так иносказательно автор указывает на умершего брата-близнеца Франсуа и собственную тоску по нему, свою малость-неполноценность в этом мире.
Образ умершего брата и живого автора усиливается зеркальностью двух домов в сказке – отчего дома (этот свет) и дома людоеда в лесу (тот свет). В первом живут живые сыновья, во втором «живут» мёртвые дочери. Первичные оппозиции «дом – лес», «живой – мёртвый», «мальчик – девочка» характерны для народной сказки.
Выше говорилось, что людоед в данной сказке – это предположительно директор коллежа Бове, а плавающие в крови «дочери» – наказанные розгами дети. Но, как будет показано ниже в связи со сказкой «Господин кот, или Кот в сапогах», образ людоеда в сказке двоится на директора коллежа и суперинтенданта Фуке, людоеда в размере Франции, с которого Кольбер «стащил сапоги». Соответственно, всё, что выше говорилось про дом людоеда, имеет также и политический план прочтения.

Поскольку в «Мальчике с пальчик» автобиографические вкрапления в сказку носят систематический характер, можно сказать, что под «народной» сказкой в данном случае «прячется» личная история автора: детство, обучение в коллеже Бовэ и страх быть битым, успешная карьера при дворе, помощь братьям, женитьба и пр.
(В прочих сказках сборника «спрятанными» окажутся другие, не относящиеся непосредственно к автору, «истории былых времён с поучениями».)

Учитывая всё вышесказанное, начнём, пока очень приблизительно, составлять словарик Шарля Перро, нечто в духе сонника:

Дровосек – простой человек, не-дворянин;
Лес – внешний мир, всё, что не дом;
Людоед – могущественный враг главного героя, слабого, но хитрого. Победить его можно только хитростью;
Семимильные сапоги – высокая должность, которую маленький человек занимает по праву, т.к. в сказке сказано, что огромные сапоги пришлись ему «как раз в пору»;
Король – Король Людовик XIV.

Словарик Шарля Перро будем пополнять и уточнять от сказки к сказке.
(Следующей должна быть рассмотрена сказка Шарля Перро "Господин кот, или Кот в сапогах", связанная с данной сказкой темами сапог, ообмана людоеда и благодарности короля)