План описания страны. География, население

Создание людьми карт началось с незапамятных времен. Самые ранние, дошедшие до нас карты были созданы вавилонянами и египтянами более четырех тысяч лет назад. Их произвели на основании рассказов путешественников о тех местах, в которых они побывали. Чтобы получить изображение местности, можно пользоваться рисунком или фотографией, однако точное взаимное расположение объектов и их размеры относительно друг друга с соблюдением всех пропорций, можно узнать с помощью аэрофотосъемки или плана местности.

(от лат. planum - плоскость) - чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (масштаб крупнее или 1: 10 000) небольшую часть земной поверхности. К элементам плана относят условные знаки, определение направлений, масштаб.

Символы, которые обозначают на плане предметы местности. Для удобства рассмотрения и использования их обычно делают похожими на сами объекты. Направление на север по компасу обозначают стрелкой С-Ю, но если ее нет, то верхний край плана считается северным.

(от нем. Mashtab) - отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности. Масштаб обозначается в виде дроби, числитель которой равен 1 (единице), а знаменатель - числу, показывающему степень уменьшения длин линий, например М 1: 80 000. Такой масштаб называется числовым и показывает, что уменьшение сделано в 80 тысяч раз. Если сравнить его с масштабом 1: 20 000, при котором уменьшение сделано в 20 тысяч раз, то получим, что во втором масштабе уменьшение сделано в меньшее количество раз, т.е. он является более крупным по сравнению с первым. На физических картах используется линейный масштаб (на горизонтальной линейке откладываются отрезки длиной 1 см, над делением указывают, что размер расстояния на местности соответствует определенному расстоянию на карте).

Особенности рельефа местности на плане и карте отображают, указывая относительную и абсолютную высоты объекта. Относительная высота - разность высот двух точек земной поверхности.
Абсолютная высота - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки до уровня моря. В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, ). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м).

Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на картах отображают двумя способами: с помощью [изогипсы (от греч. hypsos - высота)] - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

Изображение земной поверхности, на котором показано размещение, состояние и взаимосвязь природы и общества, их изменение во времени, развитие и перемещения.

По территориальному охвату различают и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей.

В общегеографических картах выделяют математическую основу (проекция, масштаб, геодезическая основа) и непосредственно картографические изображения (гидрография, рельеф, растительность и почвы, населенные пункты, коммуникации, инфраструктура, политико-административное деление, экономика и культурные объекты).

В тематических картах выделяют картографические изображения {географическая основа, т.е. гидрография, границы, населенные пункты, пути сообщения; тематическое содержание) и пояснительные условные знаки (условные знаки, текстовые пояснения, таблица). Математической основы в тематических картах нет.

В социально-экономических картах показывают уровень развития экономики, количество, плотность и распределение населения по регионам, трудовые ресурсы и др.

Самой подробной является географическая карта бывшего СССР, созданная учеными в 1987 г. в масштабе 1: 25 ООО, то есть в одном сантиметре 250 метров. Такой подробнейший «портрет» огромного

региона создан впервые, подобного масштаба карты мировая практика не знает.

  • По назначению : справочные, учебные, туристские, сельскохозяйственные и др.
  • По масштабу : мелкомасштабные (мельче 1: 1 ООО ООО), среднемасштабные (от 1: 200 ООО до 1: 1 ООО ООО) и крупномасштабные (масштаб от 1: 200 000 и крупнее).
  • По объекту : материковые, морские, астрономические, планетарные.
  • По методу фиксации изображения : наземные, аэрокосмические, подводные.

Отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно назначению, масштабу и особенностям картографируемой территории. Для изображения географических объектов на картах используют условные знаки: масштабные (площадные - леса, болота, озера; линейные - реки, дороги); внемасштабные (объекты, не учитываемые в масштабе карты); пояснительные (стрелки, рисунки деревьев).

Основные элементы градусной сетки карты - полюса, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюса (северный и южный) - точки пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения поверхности Земли плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси вращения. Экватор делит Земной шар на два полушария (Северное и Южное), служит началом отсчета географической широты. Длина - 40 076 км.

Меридиан (от лат. meridianus - полуденный) - линия сечения поверхности Земного шара плоскостью, проведенной через какую-то точку Земной поверхности и ось вращения Земли. В современной системе за начальный меридиан принят Гринвичский.

Параллели - линии, параллельные экватору, направлены с запада на восток. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.

Географические координаты - это географическая широта и долгота.

Географическая широта - расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки. Широты отсчитыва-ются по меридиану от экватора к северу (северная широта) и к югу (южная широта) от 0° до 90°.

Географическая долгота - расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки. Долгота отсчитывается от начального меридиана на восток (восточная долгота) и запад (западная долгота) от 0° до 180°.

Русская ранняя картография известна следующими четырьмя своими трудами:

  1. Большой чертеж Российского государства. Составлен в одном экземпляре в 1552 г. Источниками для него послужили «писцовые книги». До нас Большой чертеж не дошел, хотя возобновлялся в 1627 г. О реальности его писал географ петровского времени В. Н. Татищев.
  2. Книга Большого чертежа - текст к чертежу. Один из поздних списков книги издан Н. Новиковым в 1773 г.
  3. Чертеж Сибирской земли составлен в 1667 г. До нас дошел в копии. Чертеж сопровождает «Рукопись…».
  4. Чертежная книга Сибири составлена в 1701 г. по приказу Петра I в Тобольске С. У. Ремизовым с сыновьями. Это первый русский географический атлас из 23 карт с чертежами отдельных районов и населенных пунктов.

Математические способы изображения на плоскости поверхности земного эллипсоида. Картографические проекции определяют зависимость между координатами точек на поверхности земного эллипсоида и на плоскости. Различают картографические проекции следующих типов:

  • По характеру искажений: равноугольные, равновеликие, произвольные;
  • По виду изображений параллелей и меридианов: цилиндрические, конические, азимутальные, поликонические, псевдоконические, псевдоцилиндрические, условные.

Соответственно при изображении поверхности Земли на плоскости возникают четыре вида искажений, длины, площади, угла и формы.

Основные отличия плана от карты:

  1. Масштаб плана намного крупнее, чем масштаб карты;
  2. На планах отсутствует градусная сетка, ориентация производится по стрелке север - юг;
  3. Планы составляют на небольшие участки местности;
  4. На плане не учитывается рельеф Земли, на карте - учитывается.

Сферы применения планов и карт в жизни человека:

  • Путешествия, знакомство со странами и городами мира, особенностями рельефа, климата и т.д.;
  • Для ориентирования на местности, на воде (в морях и океанах), при навигации, в походах;
  • Использование карты как основы при проведении различных работ для нужд народного хозяйства, в военном деле;
  • Являются незаменимым средством научных исследований, особенно по отраслям географической науки.

В последнее время в связи с широким освоением космоса стало возможным использование различных навигаторов для выяснения положения объектов в любой точке Земного шара. Спутники облетают всю нашу планету и передают на Землю данные о различных местах, а компьютеры наносят эту информацию на карты.

Определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров и направления движения.
Чтобы определить направление движения в нужное место, которое из-за дальности расстояния нет возможности увидеть, следует понять, куда следует идти. Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).

(от араб, ассумут - путь, направление) - это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.

Чтобы определить азимут, требуется проделать следующее:

  1. Найти на карте место, где вы находитесь, и поместить компас в это место. Повернуть диск компаса так, чтобы буква С, означающая север, оказалась на вертикальной лишш координатной сетки карты (на карте эта линия тянется с севера на юг).
  2. Теперь поворачивайтесь сами и поворачивайте карту до тех пор, пока стрелка компаса не совпадет с вертикальной линией, на которой находится буква С. Представьте линию, соединяющую точку, в которую вам надо попасть и центр компаса. То место, в котором эта линия пересечет диск компаса, укажет вам направление - азимут, по которому вы должны идти.
  3. Необходимо повернуть диск так, чтобы направление в точку, в которую вам нужно попасть, совпало со стрелкой на основании компаса. Теперь поворачивайтесь сами, пока стрелка компаса не совпадет с линией, на которой находится буква С (север). Двигаясь по маршруту, проверяйте время от времени, что стрелка компаса по-прежнему указывает на букву С.

Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.

Природные ориентиры . Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными « »: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны.

Социальные ориентиры . Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.




















Тематическое планирование рабочие программы по географии

Планирование уроков географии в школе, это одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем вне зависимости от стажа работы или уровня квалификации педагога. Как составить планы к урокам, какие Учебно-методические комплексы (УМК) использовать в работе, по какой схеме должна быть составлена рабочая программа по географии учителя, преподающего в школе? На все эти вопросы вы вряд ли найдете конкретные ответы, ибо все так запутано, все сложно, что приходится самому решать, как составить тематическое планирование уроков, какие типы и виды взаимодействия использовать с учащимися на своих уроках, и как их вообще проводить. Особенно это актуально сегодня, когда на фоне общего снижения тяги к учебе, такие предметы, как география, часто отодвигаются в сознании обучаемых на третий план.

Планирование уроков географии

Перед планированием уроков начать надо с анализа существующих и действующих УМК на основе присутствия данных учебников в школьной библиотеке. На крайний случай рассматриваем возможность покупки учебников обучаемыми и их родителями, если в вашей школе развита такая практика. Хотя стоит отметить, что школьные библиотеки и бесплатная выдача учебников все еще сохранилась в наших школах.
Итак, учебник выбран, и осталось только найти нужный материал, чтобы тематическое планирование уроков географии было выполнено с учетом этой специфики. Сегодня основной материал в руках учителя, это рабочие программы по географии, в составе которых есть много пунктов, начиная от критериев оценивания и заканчивая списком литературы, используемой при подготовке к урокам. В составе рабочей программы главным элементом является тематическое планирование, суть которого заключается в распределении часов по темам уроков географии.

Рабочие программы по географии

Сегодня многие учащиеся себе задачу по планированию уроков намного упростили, понимая, что рабочие программы по географии скачать бесплатно можно легко в Интернете. И это с одной стороны очень правильно, потому что сидеть и все слова и буквы самому писать не очень удобно, да и времени занимает очень много. Но надо при этом понимать, что рабочие программы по географии, что есть в сети, не являются унифицированными, а скорее персонализированными. То есть это не план для общего использования, а частная разработка. Это касается регионального компонента при планировании уроков географии, на основе которых рабочие программы по географии имеют довольно обширные пункты, связанные с изучением географии своего региона или даже населенного пункта. Так вот, при использовании чужих планов важной составляющей является подробная вычитка и корректировка рабочих программ, чтобы не оказалось так, что учитель, живущий в Бурятии, не сдал на проверку план, в котором включено много пунктов, касающихся географии Мурманска.
То есть все эти нюансы надо рассмотреть, прочитать, понять и откорректировать. А чтобы это получилось сделать, надо не торопиться, потому что рабочие программы по географии составляются на один год, так что немного поработать в августе месяце не мешает преподавателю.

Скачать бесплатно тематическое планирование и рабочие программы по географии

Естественно, каждый учитель хочет найти в сети, и главное скачать, при этом чтобы было бесплатно, себе для уроков тематическое планирование и рабочие программы по географии, и это очень верный выбор, ибо переделать готовое намного проще, чем самому изобретать планы и велосипеды.
Алгоритм составления рабочих программ:

  • Создаете на компьютере специальную папку с рабочими программами
  • Скачиваете кучу тематических разработок и авторских рабочих программ по каждому классу, в котором вы обучаете
  • Делаете подробный анализ каждого материала, чтобы понять, который из них вам более всего подходит
  • Делаете копию этой рабочей программы, чтобы сохранить исходный документ на всякий случай
  • Правите копию под себя, чтобы рабочая программа по географии соответствовала вашему запросу и тематическое планирование уроков географии получилось именно такое, какое вам нужно

В результате этих нехитрых действий учитель получает в свое распоряжение тот материал, который необходим для проведения уроков в предстоящем учебном году.

Планы характеристик географических объектов

План характеристики гор

1. Географическое положение.

3. Протяженность хребтов (км).

4. Преобладающая высота.

5. Наибольшая высота (координаты вершины).

6. возраст, происхождение.

План характеристики равнин

1.Географическое положение.

2.Границы равнины.

3.Образование равнин.

5.Протяженность с запада на восток и с севера на юг (км).

План характеристики океана

1.Географическое положение.

2.Площадь. Место среди других океанов.

3.Особенности рельефа дна.

4.Преобладающие и наибольшие глубины.

5.Океанические течения.

6.Транспортные морские пути.

План характеристики моря

1.Географическое положение.

2.Внутреннее или окраинное.

3.Очертание берегов и площадь.

4.Острова и полуострова.

5.Наибольшая и преобладающая глубина.

План характеристики реки

1.Географическое положение.

2.Где начинается (исток).

4.Куда впадает (устье).

5.Зависимость направления и характера течения от рельефа.

План характеристики озера

1.Географическое положение.

2.Как образовалось.

3.Наибольшая глубина.

4.Соленость.

5.Сточное или бессточное.

6.Характер берегов.

План характеристики погоды

1.Название месяца, сезона года.

2.Высота Солнца над горизонтом (для каждого сезона).

3.Продолжительность дня.

4.Средняя температура.

5.Господствующие ветра.

6.Количество и виды осадков.

План характеристики карты

1.вид карты по охвату территории.

2.Вид карты по масштабу.

3.Вид карты по содержанию.

4.Назначение карты.

План описания географического положения материка

1.Площадь материка и его место среди других материков.

2.Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

3.Крайние точки материка, координаты. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

4.Характер очертания берегов.

5.Расположение в климатических поясах.

6.Океанов, моря, омывающие материк.

7. Расположение относительно других материков.

План характеристики рельефа территории

1. Общий характер поверхности. Общие закономерности.

2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.

План характеристики формы рельефа

1. Расположение на материке.

2. Приблизительная площадь и её сравнение с площадью материка.

3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

4. Происхождение (процессы)

План характеристики климата

1. Географическое положение.

2. Тип климата (климатический пояс и область).

3. Климатообразующие факторы.

4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.

5. Количество осадков и их распределение в течение года.

6. Господствующие ветра (по сезонам).

План характеристики климатодиаграмм.

1.Расположение (материк, его часть).

2.Годовой ход температур.

3.Количество осадков. Распределение осадков по месяцам.

4.Характерный тип климата (климатический пояс и области).

План характеристики реки

1.Расположение на материке относительно других форм рельефа.

2 .Расположение истока.

5. Характер течения (равнинная или горная).

4.По какой местности протекает.

6. Изменение стока по временам года.

7. Притоки реки.

8. Расположения устья.

9. Характер использования человеком.

10. Экологические проблемы.

План характеристики природной зоны

1.Географическое положение, границы.

3. Животный мир

4. Климат.

6. Растительность.

7. Внутренние воды.

План характеристики населения материков

1. Народы, населяющие данную территорию.

2. Распределение населения по материку(плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

План характеристики страны

1. Географическое положение, границы, пограничные государства, столицы.

2. Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

3. Климатические условия (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

5. Природные зоны и их особенности (почвы, растительность, животный мир).

7. Население (основные расы, народы и их хозяйственная деятельность).

План характеристики географического положения океана

1. Расположение относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого меридиана и 180 меридиана.

2. Омываемые материки.

3. Граничащие океаны (проливы).

4. Расположение в климатических поясах.

План характеристики моря

1. К бассейну, какого океана относится.

2. Какие части материка омывает.

3. Особенности береговой линии.

4. Глубина моря, соленость.

5. Замерзаемость.

6. Промысловое значение.

План характеристики природно-территориального комплекса (ПТК)

1. Географическое положение.

2. Геологическое строение и полезные ископаемые.

3. Рельеф.

4. Климат (климатические пояса и области, средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения, годовая сумма температур выше + 100С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории).

6. Растительность.

7. Животный мир

8. Экологические проблемы.

План характеристики природных ресурсов

1. Общие запасы и концентрация на единицу площади).

2. Качество, состав.

3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).

4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

5. Освоенность территории.

6. Транспортные возможности.

7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

План характеристики населения

1. Численность. Естественный и механический прирост.

2. Национальный состав.

3. Плотность, особенности размещения населения.

Яськова Лариса Ивановна
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №6 город Брянск
Краткое описание работы: Календарно-тематическое планирование по курсу "Экономическая и социальная география мира. 10 класс" расcчитано на 34 учебных часа, составлено к учебнику под редакцией В.П. Максаковского.
КТП содержит следующие разделы: № урока; название темы, раздела, практической работы; ЗУН; основные термины и понятия; домашние задания.

География — эта наука, изучающая земли и их обитателей. В России география преподается в 5-11 классах школ. На нашем сайте материалы по географии представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное […]

Поурочные планы по географии на портале Конспектека

Планирование учебного процесса является неотъемлемой частью работы любого учителя. Грамотно составленный поурочный план представляет собой залог успешного усвоения учебного материала учащимися. Важность и трудоемкость процесса составления поурочных планов по географии вынуждает многих педагогов искать готовые разработки в интернете. Раздел «Поурочное планирование» для учителей географии на сайте Конспектека содержит работы, присланные нашими читателями - учителями с многолетним стажем. Материалы предназначены для облегчения учительского труда - их вы можете скачать в ознакомительных целях и использовать в качестве источника вдохновения и новых идей. Разработки соответствуют принципам, закрепленных во ФГОС, и отражают новейшие тенденции в образовании.

База нашего сайта постоянно пополняется новыми разработками, поэтому если у вас имеется готовый поурочный план либо какой-либо иной материал, мы будем рады опубликовать его на страницах нашего сайта.

Программа внеурочной деятельности по географии для 6-го класса предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:
. . Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации » №273 от 29.12.2012г. (с изменениями на 3 июля 2016 года)
(редакция, действующая с 15 июля 2016 года)
. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ с. Астрадамовка
. Календарного плана - графика МОУ СШ с. Астрадамовка на 2017-2018 учебный год

Целевая аудитория: для 5 класса

Рабочая программа факультатива по географии "Практическая география" предназначена для обучающихся девятых классов. Рассчитана на 34 часа. Поможет выпускникам подготовиться к сдаче выпускного экзамена по предмету.

Данная программа формирует целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения,
рынок которых значительно расширился.В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства.Вопросы, поставленные в рамках программы, помогут учащимся познать мир во всей его красоте и богатстве, что сделает их самих значительно более богатыми и совершенными.

Рабочая программа и КТП по географии 6 класс. Планирование по линии УМК "Полярная звезда". Разработка для учителей Крыма. Введены практические работы, рекомендованные КРИППО, автор Супрычев А.В. Планирование на 34 часа. 1 урок в неделю.

Целевая аудитория: для 6 класса

Рабочая программа линии УМК «География. Сфера» (5-9 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Целевая аудитория: для учителя

Рабочая программа курса «География. Россия» для 8 класса, составлена к учебнику «География. Россия» серии «Полярная звезда» (под редакцией А.И. Алексеева).
В рабочей программе учтены рекомендации пособия: Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2009.

Курс географии 8 класса рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю).
Целевая аудитория: для 8 класса

Целевая аудитория: для 8 класса

Рабочая программа курса «Социальная и экономическая география мира» для 10 класса, составлена к учебнику «Социальная и экономическая география мира» В.П.Максаковский. М.,«Просвещение».

Курс географии 10 класса рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Целевая аудитория: для 10 класса

Целевая аудитория: для 10 класса

Рабочая программа курса «География. Россия» для 9 класса, составлена к учебнику «География. Россия» серии «Полярная звезда» (под редакцией А.И. Алексеева).
В рабочей программе учтены рекомендации пособия: Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителя / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2010.

Курс географии 9 класса рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю).
Целевая аудитория: для 9 класса

Целевая аудитория: для 9 класса

Рабочая программа курса «Социальная и экономическая география мира» для 11 класса, составлена к учебнику «Социальная и экономическая география мира» В.П.Максаковский. М.,«Просвещение».
В рабочей программе учтены рекомендации пособия: Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителя / Е.А. Жижина, В.В. Николина. - М.: «ВАКО», 2009
Курс географии 11 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Целевая аудитория: для 11 класса

Целевая аудитория: для 11 класса

Рабочая программа курса географии для 7 класса, составлена к учебнику: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2010.
В рабочей программе учтены рекомендации пособия: Поурочные разработки по географии 7 класс. Никитина Н.А., по учебному комплекту Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов (М.: Дрофа.).
Курс географии 7 класса рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю).
Целевая аудитория: для 7 класса

Целевая аудитория: для 7 класса