Когда Венеция утонет.

Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…


План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:

Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).


Ссылка
Я вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.


Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.


Фарватер для мелких судов


Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.


Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка


Ссылка . Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.


Вот такие волнорезы-пристани


Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.


Вид с высоты

В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях


Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E


Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E


У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий


Островной город Венеция с высоты

С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении

К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения

Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:


Ссылка

45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E


В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E

Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.

Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:


Ссылка . Форт Marghera


Остатки еще одной «звезды». Ссылка


При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.


Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)


Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.


После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр


После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.
То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:


Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.

В 1501 году, при доже Агостино Барбариго, совет десяти, управлявший городом, постановил, что каждому, кто «посмеет так или иначе повредить общественную плотину, проложить под землей трубу, чтобы отвести воду, или же вопреки плану углубить и расширить каналы… отрубят правую руку, вырвут левый глаз и конфискуют все имущество». Быть может, стоит пожалеть о том, что этот указ не остается в силе до наших дней. Главная причина оседания Венеции – вовсе не подъем уровня вод Адриатики, а интенсивное выкачивание подземных вод для нужд промышленных предприятий.


До середины прошлого столетия почва опускалась на полтора миллиметра в год. Сейчас скорость оседания выросла катастрофически – до сантиметра в год. С начала ХХ века город опустился на 22 сантиметра. Если бы указ действовал – многие предприятия Маргеры, промышленного пригорода Венеции, лишились бы директоров…

Чтобы спасти город, власти запретили пользоваться подземными источниками для нужд заводов и фабрик, закрыли артезианские колодцы в самой Венеции. В городе, стоящем на воде, невозможно достать питьевой воды! Акведук поставляет эту воду с Альпийских гор.

Венецианская лагуна отражает игру не только солнечных лучей. Венецианцы, чьи квартиры расположены в первых этажах, живут в постоянной тревоге. Об угрозе сильного наводнения предупреждает вой сирены, и тогда в распоряжении людей остается часа два – чтобы убрать мебель и вещи. Потом в комнату ринутся крысы из подвалов и медленно поползет вода… Самые сильные наводнения вызывает бора – ветер, который люди, живущие на побережье Адриатики, нарекли «дьявольской свадьбой». Говорят, что когда бора врывается в города и поселки, то свист ветра и хлопанье ставен создают впечатление грохочущего ада.

В ноябре 1966 года с залива пришел ураган, волны вспучились и с грохотом обрушились на беззащитный город. Электричество, телефонная сеть, газоснабжение вышли из строя. Волны смели береговые защитные сооружения, вода ворвалась в первые этажи зданий, в лавки и магазины, в двери собора святого Марка. Лорд Байрон больше полутора веков назад предсказал возможность гибели Венеции в результате катастрофического наводнения. В сущности, в ноябре 1966 город чудом избежал этого. Наводнения же меньших масштабов бывают почти ежегодно, а иной раз – и чаще. В 1981 году вода двести четыре раза покрывала площадь Сан-Марко! На площадях и улицах сложены в кучи деревянные настилы - из них, как только поднимается вода, складывают пешеходные мостки… Впрочем, улиц в обычном понимании в Венеции нет. Есть узкие набережные и переулки, которые называются «калли», крошечные площади – «кампи». «Рии» - улицы – это многочисленные каналы Венеции. Проплывая по ним, можно видеть, как менялась архитектура города в зависимости от поступи столетий. Знать возводила палаццо вдоль Большого канала. Здесь их почти две сотни. Облик их зодчие сумели сочетать с окружающей средой – обилие солнца, света, «прозрачность», легкость воздушного простора. Зданиям не свойственны замкнутость, надменность и «уход в себя», присущие обычно «вельможным» строениям. Интуитивно и безошибочно мастера нащупали ту модель градостроения, которая только во второй половине ХХ века будет осознана как экологически грамотная…

В самом городе нет промышленных предприятий, нет городского транспорта – исключение составляют только пароходики – «вапоретто». Но в нем нет и садов и парков, поскольку нет земли. На каждом клочке почвы, в кадушках и ящиках, жители выращивают декоративные кусты, виноградные лозы, цветы. Здесь на счету каждое растение. В случае подъема воды, сразу после людей – вместе с домашними животными, вместе с деньгами и ценностями – непременно эвакуируют и их. Волны же подтачивают фундаменты домов и сваи набережных. Дно лагуны то поднимается, то опускается. Приливы неумолимо накатываются с Адриатики. Сырость губительно действует на произведения искусства. В восьмидесятые годы соленая вода едва не расточила хрупкий фундамент церкви Сан-Никола дей Мендиколи, построенной в XII веке. Священники вынуждены были постоянно держать в храме лодки на случай наводнения – иначе и причт, и паства могли бы внезапно оказаться в бедственном положении. Для спасения этого здания деньги собирали по подписке, но таких мраморных дворцов и соборов, чье основание веками тает в непрозрачной воде каналов, сотни… Однако же нельзя и построить дамбу, которая навеки преградит приливам путь в город. Дело в том, что систематические наводнения – это не только бедствие, но и благо. Волны А""дриатики очищают воду в каналах. Если нарушится водообмен, вода начнет застаиваться, цвести, гнить. Лучше даже не давать волю воображению и не представлять, что тогда будет твориться в Венеции в жаркие летние дни…

…У подъездов домов, где ступеньки спускаются прямо в воды канала, горят фонари, освещая покрытые вековой плесенью стены. Белая плесень – словно седина истории на черной закопченной стене. У подъездов из воды торчат частоколы свай – привязывать лодки и гондолы. Порой эти сваи – настоящие произведения искусства, пестро раскрашенные, с резьбой и позолотой, с медными бляхами, на которых выбит герб хозяина особняка. Черные гондолы покачиваются у свай, словно вороные кони на коновязи.

Но гондолы как раз не выглядят беззащитными – они в своей стихии. Быть может, это не они привязаны к сваям, а наоборот – к ним, столетиями держащимся на плаву, привязан, чтобы не растаять, не раствориться в водах лагуны, город, построенный на такой зыбкой почве – воде…

О том, что Венеция вот-вот уйдет под воду, из которой будет торчать разве что макушка колокольни Сан-Марко, и сами венецианцы, и весь остальной мир говорят давно. И еще неизвестно, кто из них с большим ужасом. Однако, похоже, катастрофа все-таки не состоится: теперь Венеции есть что противопоставить жадным адриатическим водам.

Тонущая Венеция

Всеобщая паника по поводу затопления жемчужины Адриатики еще несколько десятилетий назад дала повод Джанни Родари написать полный иронии рассказ «Спасти Венецию, или Стать рыбой легко». Его герои, доброе семейство Тодаро, - настоящие венецианцы: им проще отрастить плавники и превратиться в рыб, чем покинуть родной город, который вот-вот скроется под водой. Впрочем, все, кто хоть раз побывал в Венеции, наверняка их отлично поймут.

Особый статус Венеции

Венеция, как ни крути, в особом положении. Это не единственный в Европе фактически музеефицированный город, далеко не единственный город, поражающий стилистическим единообразием, и даже не единственный город на воде. Однако, пожалуй, это самый яркий пример города, для которого его достоинства и стали основной причиной его грандиозных проблем.

Великолепные здания, славная история, музейный статус, каналы и Лагуна - все это хитро переплетается друг с другом и делает жителей Венеции заложниками их уникального положения. В котором им только и остается, что десятилетиями наблюдать, как город все больше и больше уходит под воду.

Статус города-музея предохранил Венецию от парадоксальных поворотов инженерной мысли 1960-х и 70-х: урбанисты той поры запросто решились бы перетащить венецианские достопримечательности на материк, в Местре или еще куда подальше.

Местре против Лагуны и собственно Венеции - являются ли они частями одного организма или нет, спорили даже сами здешние обитатели, а не только заезжие звезды урбанистики. Теперь на этот вопрос есть официальный ответ.

Столичные города

С 2015 года так называемые «столичные города» (citta metropolitana), много лет существовавшие лишь на бумаге, наконец воплощаются в действительность и приходят на смену областям. Структура такого образования будет состоять из города-ядра и окружающих его небольших городов и коммун.

В случае Венеции - это еще 43 муниципалитета. В реальности городская агломерация в Венето тяготеет одновременно к трем центрам - Венеции, Падуе и Тревизо. Но выбор Венеции в качестве ядра для citta metropolitana показывает: власти видят ее будущее в единстве Лагуны и остальных районов.

Лагуна - и главная венецианская проблема, и главная ценность. Эта ценность скорее нематериальна: она состоит в сочетании природных условий и приспособленной к ним городской жизни. И поэтому так важно сохранить жизнь в Лагуне.

Погружение

Тонущая Венеция - такая же туристическая банальность, как «дизайнерский» Милан или «романтическая» Верона. На самом деле венецианские наводнения - наиболее яркое и разрушительное проявление целого комплекса процессов, которые развивались в XX веке и привели к постоянно прогрессирующему уходу города под воду.


Погружение Венеции в море и те наводнения, которые случаются здесь чуть ли не каждый год, - разные, хотя и взаимозависимые процессы. Само явление «аква альта», высокой воды, которое и приводит к сезонному затоплению, распространено на всем севере Адриатики. Но в Венеции оно наиболее разрушительно - из-за формы Лагуны.

Подъемом воды движут, выражаясь языком Данте, «солнце и светила», а также ветер. Движение небесных тел позволяет предсказывать вероятность прихода высокой воды на несколько лет вперед, однако метеорологический фактор может спутать прогнозистам все карты - именно поэтому особенно сильные наводнения в Венеции неизменно оказываются неожиданными.

На постоянное поднятие уровня венецианских вод влияют в основном другие причины. В первую очередь это эвстазия, общемировое повышение уровня моря. Антропогенное воздействие его, правда, ускоряет: из «набранных» с 1980-х годов

Из 23 сантиметров 13 обеспечила человеческая деятельность. Эти 13 сантиметров - последствия прохода больших судов через Лагуну, разрушение отмелей, намывов и заболоченных частей берегов, которые служили природными «впитывателями» приходящей воды, а также рост осадочного слоя на дне…

Так что для того, чтобы спасти Венецию, стоит разобраться со всеми этими факторами. Однако до недавних пор они оставались фигурой умолчания в речах чиновников мэрии и Магистрата вод, а главное внимание власти уделяют попыткам минимизировать последствия регулярных наводнений.

Решение проблем

Впервые необходимость решить проблему ежегодных затоплений законодательно закрепили в 1966-м, после катастрофического наводнения - но только к 2003-му было принято окончательное решение. Тогда началась реализация проекта MOSE, на который теперь вся надежда.

MOSE - это аббревиатура от Modulo Sperimentale Elettromeccanico, «Экспериментальный электромеханический модуль», но у названия проекта, конечно, есть и символический смысл: точно так же по-итальянски пишется имя библейского пророка Моисея, заставившего море расступиться. Суть проекта - сооружение подвижных барьеров, вроде огромных ворот, в трех проливах, соединяющих лагуну с морем: Лидо, Маламокко и Кьоджа.

Их сложные механизмы управляются электроникой, анализирующей условия в Лагуне, уровень воды, возможные метеорологические изменения и десятки других параметров. Вместе с постройкой барьеров в рамках проекта предполагается и множество других работ - установка волнорезов, укрепление отмелей, восстановление фауны на островах, поглощавших излишки воды.

Увидеть систему в действии можно будет уже совсем скоро: в 2017 году вся техническая часть MOSE должна быть закончена, а после этого начнется ее планомерный ввод в эксплуатацию.

MOSE - конечно, не единственный проект, разработанный для спасения Венеции от вод Лагуны. Инженеры из Италии и других стран в последние десятилетия придумали и множество других решений - в том числе и не таких затратных («Моисею» для воплощения в реальность требуются два миллиарда евро). Один из самых остроумных проектов, например, предлагает не ограничивать доступ воды в Лагуну, а наоборот, обеспечить его.

Группа инженеров под руководством Пьетро Театини, опубликовавшая свое исследование в 2011 году, сосредоточилась на проблеме исследования дна в Лагуне. Они выявили, что осадочный слой - в том числе, разумеется, антропогенного происхождения - со временем оказывается очень сильно спрессован. Повышающееся давление не дает воде проникать сквозь него и заполнять имеющиеся в нем пустоты. Если снова обеспечить поступление воды в него, то обстановка в Лагуне стабилизируется вместе с уменьшением давления.

Иследования Пьетро Театини показали, что тот сорт глины, который преобладает на дне Лагуны, почти непроницаем для воды. Поэтому Театини и его коллеги предлагают пробурить в дне Венецианской лагуны несколько десятков скважин, чтобы «впустить» воду внутрь. По подсчетам исследователей, около 150 тонн воды ежегодно помогут восстановить тонкое равновесие в Лагуне.

Жить в условиях постоянной угрозы наводнения и в постоянной борьбе с его последствиями действительно сложно. В результате не только многие горожане перебираются в Местре или во- все уезжают из Венеции, но и, как говорят старо- жилы, люди стали забывать, что такое «быть венецианцем».

Избавить горожан от опасности - не значит дать новую жизнь Венеции. Возможно, спасать ее нужно не только от затопления, но и от огромного груза исторического наследия и от последствий туризма, опустошающего ее едва ли не сильнее наводнений. В решении нуждаются и венецианские экологические проблемы: нарушение биогеоценозов на островах, отходы от многолетнего судоходства, задача по реинтродукции в городское пространство старых промышленных районов - таких как Маргере.

Промышленная деятельность в этом районе, к слову, тоже немало повлияла на современную ситуацию: еще в 1920-е там были построены предприятия, использовавшие огромные объемы воды с поверхности и серьезно нарушившие экологическую обстановку в Лагуне. Для их функционирования был прорыт особый канал, открывший путь водам из моря в Лагуну. Теперь промышленная деятельность в Маргере остановлена - предстоит вдохнуть новую жизнь в этот район и решить, что делать с каналом.

Лагуна и городское развитие

Почти любое городское развитие приводит к нарушению экологического баланса в Лагуне. Стоит вспомнить хотя бы о том, что обеспечивающие баланс воды реки изменили свое направление (в результате деятельности людей, конечно) еще в 1500-е годы. Развитие транспорта тоже повлияло на водный баланс - например, бетонные опоры железнодорожного моста, построенного в 1840-е и расширенного в 1966-м, искажают естественное движение воды.

А для обслуживания вапоретто в свое время создали рукотворный остров Тронкетто - который тоже не пошел на пользу экологии. Да и проект MOSE вызывает критику: подводные конструкции на бетонных сваях не могут остаться незаметными для ситуации в Лагуне.

Слишком много вопросов - тем не менее требующих одного-единственного, хоть и комплексного ответа. Детального плана по спасению Венеции. Уровень воды, транспорт, альтернативное топливо - по крайней мере, чтобы заменить дизельные двигатели на морально устаревших вапоретто. А еще в этом городе-музее живут люди - хотя, кажется, никто не считает, что это вообще нормально - жить в музее.

Городу нужна не реставрация, а ревитализация. Сами венецианцы, эти консервативные даже по итальянским меркам люди, говорят: Венеция должна стать фабрикой идей, чтобы новое наследие уравновесило старое - которое тянет город под воду так же, как и геологические процессы.

Принцип работы модулей проекта MOSE состоит в следующем: при нормальном уровне моря барьеры покоятся в сооруженных специально для этого конструкциях, наполненные водой, — а при повышении уровня воды в них подается сжатый воздух, который выталкивает воду и поднимает барьеры над поверхностью Лагуны. Угол подъема регулируется в зависимости оттого, насколько вырос уровень воды и какова высота волн.

28/03/2012 12:37
Как показали последние измерения, сделанные при помощи спутника, Венеция снова уходит под воду, накреняясь к востоку, причем средняя скорость погружения составляет до 4 мм в год - это существенно больше, чем считалось ранее. Об этом сообщает Discovery News.
​К настоящему моменту наблюдения со спутника не выявляли крена, а предыдущие исследования позволяли надеяться, что оседание грунта стабилизировалось и гидротехнические сооружения надежно защищают город от затопления. Однако теперь специалисты из Океанографического института Скриппса Университета Калифорнии обнаружили, что это не так.

При двухмиллиметровом среднегодовом оседании грунта и таком же темпе роста уровня Адриатического моря в Венецианской лагуне суммарная скорость погружения города под воду достигает 4 мм в год. В результате к 2032 году Венеция может опуститься еще на 80 мм.

Эти выводы подтверждает отчет Американского геофизического союза, опубликованный сегодня, 28 марта, в журнале Geochemistry, Geophysics, Geosystems .

Океанографический институт Скриппса проводил исследования совместно с Университетом Майами и итальянской компанией Tele-Rilevamento Europa , специализирующейся в области мониторинга деформаций земной коры.

С использованием GPS и спутникового радара производились измерения смещения Венеции и Венецианской лагуны на протяжении десяти лет - с 2000 по 2010 год. Результаты исследований показали, что 117 венецианских островов уходили под воду со скоростью от 2–3 мм на севере до 3–4 мм на юге города.

О том, что Венеция тонет, известно уже очень давно. Хотя точные измерения начали производиться лишь с 1872 года, анализ работ великого венецианского пейзажиста Каналетто, на которых видны темные следы, оставленные наводнениями на стенах зданий, позволил ученым определить, что с 1727 года город погрузился в лагуну на 60 см.

В XX веке Венеция погружалась со средней скоростью до 5 мм в год, в целом опустившись на 23 см, из которых 12 см составило проседание грунта, а еще 11 см добавилось за счет поднятия уровня моря.

В наши дни частота наводнений возросла, и четыре-пять раз в год жители большей части города вынуждены ходить по деревянным настилам.

Тем не менее итальянские ученые считают, что 20 и 30 лет назад ситуация была гораздо более критической и что повода для паники нет, возлагая надежды на новую систему заграждений MOSE , которая будет достроена к 2014 году. Эта система способна выдержать подъем воды до 1,1 м относительно нынешнего уровня и таким образом решит проблему наводнений в городе.

Нескоро. Считается, что за 20-й век Венеция погрузилась примерно на 120мм, а уровень моря поднялся примерно на ту же величину. А судя по картинам художников-реалистов (точнее, по нарисованным ими отметинам водорослей, остающихся после наводнений) предполагают, что с начала 18 века уровень воды поднялся примерно на 60 сантиметров.

Вообще, уровень воды в Венеции непостоянен, обычно он стоит на пять ступенек ниже уровня набережных вечером и на одну ступеньку ниже уровня набережных утром (почти на всех набережных сделаны специальные причальные лестницы, которые позволяют подняться из лодки даже во время вечернего отлива). По той же причине для швартовки лодок используются столбы. Привязанные вокруг таких столбов петли без проблем скользят вниз и вверх вместе с приливом, не натягиваясь и не ослабляясь в разное время суток.

В дождливый день или когда воду нагоняет в Лагуну с моря ветром, уровень утренней воды может оказаться вровень с тротуарами или даже чуть выше. В такие дни для пешеходов вдоль основных улиц прокладываются дорожки из специальных "скамеек", по которым можно пройти город из одного конца в другой, не замочив ног.

Так что "погружение" Венеции заметно только в периоды наводнений (они стали чаще) и в масштабе столетий (Венеция в нынешнем виде существует около восьми веков).

Одним из факторов, который вызвал погружение Венеции, считается выкачивание артезианских вод в прилегающей области. В качестве одного из проектов, призванных восстановить ситуацию, рассматривается закачивание морской воды в артезианские горизонты под городом. (Вообще, проседание земли в окрестностях крупных населённых пунктов из-за неконтролируемого выкачивания артезианских вод - это повсеместное явление, так, например, геологи считают, что за время своего существования Москва опустилась из-за аналогичного фактора примерно на три метра. Но в Москве нет моря, поэтому такое проседание земли не так заметно.)

Другим направлением, призванным защитить Венецию от наводнений является гигантская дамба "Проект MOSE" с подъёмными воротами в местах прохода для кораблей, призванная защитить Венецию от нагонной волны, приносимой с моря ветром.

Совокупное применение этих факторов должно замедлить или даже повернуть вспять учащение наводнений. Конечно, если уровень мирового океана начнёт расти из-за глобального потепления, эти меры не помогут. Но в случае подъёма океана маленькая и почти пустая Венеция будет не самой большой проблемой человечества, потому что под воду начнут уходить почти все прибрежные города, включая такие гигантские мегаполисы, как Нью-Йорк, Лондон и Мумбай.