Наровчатов сергей сергеевич. Наровчатов, сергей сергеевич

Серге́й Серге́евич Наровча́тов ( - ) - русский советский поэт, критик и журналист. Герой Социалистического Труда (). Член ВКП(б) с 1943 года .

Биография

В 1974-1981 годы главный редактор журнала «Новый мир ».

Семья

Дочь Ольга, внучка Ксения.

Творчество

Дебютировал в печати в 1935 году стихотворением в газете «Колымская правда».

Первая профессиональная публикация - «Семён Дежнёв» в журнале «Октябрь » в .

Тема войны на много лет определила творчество Наровчатова.

Первый сборник его стихов «Костёр» вышел в Москве в в году. Потом последовали «Солдаты свободы» (), «Взыскательный путник» ().

Тема войны оставалась одной из самых важных и в более поздних книгах «Четверть века» (), «Через войну» (), «Знамя над высотой» (), «Боевая молодость» () и в поэме «Фронтовая радуга» ().

Другие сборники стихов: «Пёс, девчонка и поэт» (), «Полдень» () «Ширь» (); поэма «Пролив Екатерины» ().

Автор книг: «Необычное литературоведение» (), «Атлантида рядом с тобой. Критика, полемика, размышления» (), «Мы входим в жизнь: Книга молодости» () и других литературно-критических и публицистических работ.

Награды и премии

  • орден Отечественной войны II степени (20.4.1945)
  • орден Красной Звезды (2.10.1944; был представлен к ордену Отечественной войны II степени)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За боевые заслуги» (29.10.1943)
  • юбилейные медали
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1974) - за поэму «Василий Буслаев» (1967)

Память

В 1982 году 1-й Пролетарский переулок в Магадане переименован в улицу Наровчатова, где на одном из домов в 1992 году установлена мемориальная доска.

Сочинения

  • Собрание сочинений в трех томах. М., Художественная литература, 1977-1978
  • Избранные произведения в двух томах. М., Художественная литература, 1988.
  • Избранные произведения в двух томах. М., Художественная литература, 1972
  • Стихотворения и поэмы. Л., Советский писатель, 1985 (БПБС).
  • Костёр, М., Московский рабочий,1948
  • Солдаты свободы, М., Молодая гвардия 1952
  • Горькая любовь. М., 1957
  • Северные звезды. Магадан, 1957
  • Взыскательный путник. М., 1963
  • Лирика Лермонтова. М., 1964; 2-е изд. 1970
  • Четверть века, М., Молодая гвардия, 1965
  • Поэзия в движении. Статьи, М., 1966
  • Через войну. М., 1968
  • Полдень. М., 1969
  • Узор на клинке. М., 1971
  • Атлантида рядом с тобой. М., 1972
  • Дальний путь. М., 1973
  • Василий Буслаев. Магадан, 1967
  • Живая река. М., 1974
  • Знамя над высотой. М., 1974
  • Берега времени. М., 1976
  • Мы входим в жизнь. Воспо­минания, М., 1978; 2-е изд. 1980
  • Ширь. М., 1979
  • Необычное литературоведение, М., 1970; 2-е изд. 1973; 3-е изд.1981

Напишите отзыв о статье "Наровчатов, Сергей Сергеевич"

Примечания

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • . телеканал «Культура» (3 октября 2009). Проверено 17 июля 2010. .
  • на

Отрывок, характеризующий Наровчатов, Сергей Сергеевич

Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]

НАРОВЧАТОВ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1919–1981), русский советский поэт, литературовед, публицист. Герой Социалистического Труда (1979). Родился 3 октября 1919 в Хвалынске, детство провел на Волге. В 1933 с родителями уехал на Колыму, учился в Магадане, где 15-летним подростком впервые напечатал свое стихотворение в газете «Советская Колыма». В 1937 поступил в МИФЛИ, в декабре 1939 с группой студентов ушел добровольцем на советско-финляндскую войну. В 1941 окончил МИФЛИ и Литературный институт им. А.М.Горького. В начале 1941 в журнале «Октябрь» в подборке стихов московских студентов опубликовал стихотворение Семен Дежнев . В июне 1941 снова добровольцем ушел на фронт.

Военная тема лежит в основе всей поэзии Наровчатова, начиная с первых сборников Костер (1948), Солдаты свободы (1952), Горькая любовь (1957) и кончая зрелыми стихотворными книгами (Четверть века , 1965; Через войну , 1968; Знамя над высотой , 1974; Боевая молодость , 1975), а также итоговой поэмой Фронтовая радуга (1979).

Наряду с жизненными впечатлениями динамично и ярко жившего человека творчество Наровчатова питали мировая классика, русский фольклор и литература (в т.ч. современная – Н.Н.Асеев, Н.С.Тихонов, И.Л.Сельвинский). Масштабность и камерность, экзальтация и обыденность, метафора, неологизм и просторечие соседствуют в простых и ясных по стилю и мысли стихах Наровчатова, с годами тяготеющих к философичности, однако порою лишенных органической естественности, плавной музыкальности и не свободных от банальности, вторичности и поэтических штампов («Россия! Зачарован этим словом, / Я в сердце сохранял его своем. / В нем посвист стрел на поле Куликовом, / В нем стук мечей на озере Чудском...»).

Один из создателей портрета своего поколения, Наровчатов пишет о «молодых до неприличия» мальчиках, взрослеющих в боях, – как в сражениях с финскими войсками живые клали трупы своих товарищей, подобно щиту, на брустверы, как во время второй, «большой» войны «сместились меридианы / И сжались гармошкою параллели», и (не без примеси литературности) величественная тень Древней Руси просматривалась в каждом облике («...в каждой бабе видел Ярославну, / Во всех ручьях Непрядву узнавал»).

Тема любви, восходящая к «военной» поэзии (Фронтовая почта , Ты не русская , Прощальные стихи , где говорится и о страданиях, и об измене), находит продолжение в послевоенных стихах о счастливой взаимности, семье и детях (Кукла , Разговор с дочкой и др.). Одна из постоянных у Наровчатова тема странствий – в сборниках Северные звезды (1957); Дальний путь (1973); в стихотворениях У берегов Японии , Тихий океан , Тасманская баллада , Сидней . Историческое прошлое России отражено в поэмах Семен Дежнев (1964), Василий Буслаев (1957–1972), рассказах Абсолют , Ведьмы (оба 1980), где акцент сделан на безудержной удали, отваге и силе русских людей, их способности не бояться ни «кромешного ада», ни «господнего рая» (легендарный новгородец Василий Буслаев), их наступательной энергии (землепроходец Семен Дежнев).

Автор многочисленных литературоведческих и публицистических работ (Лирика Лермонтова: Заметки поэта , 1967; Поэзия в движении , 1966; Необычное литературоведение , 1970; Атлантида с тобой , 1972; Живая река , 1974, и др.), литературных мемуаров (Мы входим в жизнь: Книга молодости , 1978), сборников стихов Пес, девчонка и поэт (1965), Ширь (1979), поэмы Пролив Екатерины (1956).

С 1974 был главным редактором одного из наиболее ярких периодических изданий 1960-х – начала 1980-х годов – журнала «Новый мир».

    - (р. 3.10.1919, г. Хвалынск, ныне Саратовской области), русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Окончил МИФЛИ и Литературный институт им. М. Горького (оба ‒ в 1941). Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Автор поэтических сборников… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1919), рус. советский поэт. Поэзия Лермонтова близка Н. романтическим звучанием, пафосом героического лиризма, патриотич. гражданственностью. С Л. связаны ранние детские воспоминания Н.: его дед, «мудрый книгочий», приобщил шестилетнего… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1919 81) русский поэт, Герой Социалистического Труда (1979). Стихи о войне, философско гражданская лирика: сборники Костер (1948), Полдень (1969), Мы входим в жизнь (1978). Поэма Василий Буслаев (1967). Книги Лирика Лермонтова (1964), Необычное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1919 1981), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1979). Стихи о войне, интимная и гражданская лирика: сборники «Костёр» (1948), «Полдень» (1969), «Мы входим в жизнь» (1978). Поэма «Василий Буслаев» (1967). Эссеистическая книга «Лирика… … Энциклопедический словарь

    НАРОВЧАТОВ Сергей Сергеевич - (1919—81), русский советский поэт, Герой Соц. Труда (1979). Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Костер» (1948), «Солдаты свободы» (1952), «Горькая любовь» (1957), «Взыскательный путник» (1963), «Пес, девчонка и поэт», «Четверть века» (оба —… … Литературный энциклопедический словарь

    Сергей Сергеевич Наровчатов (3 октября 1919, Хвалынск Саратовской губернии 17 июля 1981, Москва) русский советский поэт. Биография Окончил Институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и Литературный институт им. М. Горького (1941). Участник… … Википедия

    Род. 1919, ум. 1981. Советский поэт. Произведения: "Костер" (сборн., 1948), "Василий Буслаев" (поэма, 1967), "Полдень" (сборн., 1969), "Мы входим в жизнь" (сборн., 1978). Автор книг "Лирика… … Большая биографическая энциклопедия

    - (3 октября 1919, Хвалынск Саратовской губернии 17 июля 1981, Москва) русский советский поэт. Биография Окончил Институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и Литературный институт им. М. Горького (1941). Участник советско финской и Великой… … Википедия

    Наровчатов, Сергей Сергеевич Сергей Наровчатов Имя при рождении: Сергей Сергеевич Наровчатов Дата рождения: 3 октября 1919(1919 10 03) Место рождения: Хвалынск, Саратовская губерния Дата смерти … Википедия

    Сергей Сергеевич (1919 81), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1979). Стихи о войне, философско граждан ская лирика: сборники Костёр (1948), Полдень (1969), Мывходим в жизнь (1978). Поэма Василий Буслаев (1967). Эссеистические книги… … Русская история

Книги

  • Горькая любовь , Наровчатов С.. Сергей Сергеевич Наровчатов (1919-1981) - один из крупнейших поэтов фронтового поколения. В своем творчестве он шагнул далеко за рамки военной тематики. Не только литератор, но и философ,…
  • Сергей Наровчатов. Избранное , Сергей Наровчатов. Сергей Сергеевич Наровчатов (1919-1981) - один из крупнейших поэтов фронтового поколения. В своем творчестве он шагнул далеко за рамки военной тематики. Не только литератор, но и философ,…

Сергей Наровчатов

С.С. Наровчатов

1 сентября 1937 года я начал учиться в ИФЛИ. После недолгих вступительных лекций мы, новоявленные студенты, разбрелись по желтеющим аллеям окрестного Сокольнического парка. Всё напоминало Царское село, лицей, Пушкина… Стихийно образовалась группа из пяти человек: Слава Козьмин, сын известного историка русской литературы, Сергей Наровчатов, сын военного, приехавший откуда-то с Дальнего Востока, две хорошенькие девушки-москвички и я. Девушек сразу привлек Наровчатов – голубоглазый блондин, похожий на Есенина; они облепили его с двух сторон. К тому же сразу стало известно, что Наровчатов – талантливый, хотя ещё и не печатавшийся поэт. Кажется, тогда же Наровчатов познакомил обеих девиц со своим творчеством.

Я сразу стал присматриваться к нему. Вёл он себя очень уверенно, по-взрослому (а было нам всего-навсего по 17 лет), его крепкий, звонкий тенор перекрывал все наши голоса.

Сергей Наровчатов – имя тогда совершенно неизвестное, но мгновенно запомнившееся, как удачная стихотворная строка. Как подходило оно именно поэту: Сергей – как и Есенин, Наровчатов – необычная, незаурядная фамилия звучала мелодично и загадочно… Это не позднейшие мои раздумья, а тогдашние, первые впечатления. Хорошо помню, как, идя домой, я думал о Наровчатове. Да, несомненно, он станет крупным поэтом, красив и талантлив, может быть, прославит ИФЛИ, как лицей прославил Пушкин. Красавец, счастливчик, баловень судьбы, этот возьмёт своё. Одного, конечно, не мог и предположить тогда: что через тридцать лет оба парня, с которыми я тогда познакомился, возглавят крупнейший литературный журнал «Новый мир»: Наровчатов – как главный редактор, Козьмин – как его первый заместитель.

Никудышный провидец, в отношении Наровчатова я оказался прав. Сергей обладал характером рисковым, бесстрашным, всегда лез в самое пекло, но судьба неизменно оказывалась к нему благосклонной.

Когда в 1939 году началась «незнаменитая», по выражению Твардовского, война с Финляндией, группа студентов нашего института записалась добровольцами в лыжный батальон, и среди них – Наровчатов. Все уже тогда понимали, что эта война – генеральная репетиция неминуемой большой войны. Главным мотивом было проявить себя, испытать характер в крайних трудностях. С нашего курса погибли двое – Миша Молочко и Жора Стружко, третий, Виктор Панков, вернулся с обмороженными ногами. Сергей, хотя и побывал в самых тяжёлых боях, остался невредимым, не был ни ранен, ни обморожен. Естественно, сияние в его ореоле увеличилось.

Любимой темой в тогдашнем творчестве Нарочатова были русские первопроходцы, лихие ушкуйники – Семен Дежнёв и подобные ему мужественные люди как собственный идеал. Ещё до финской войны в нашей стенной газете «Комсомолия» появилась ядовитая карикатура на Наровчатова: в ней сочетались черты бесстрашного казака с пикой и нежного московского мальчика. Подпись убивала наповал: «Мамин Сибиряк». После его возвращения с финской войны такая острота уже не звучала.

Умный и начитанный, Сергей учился из рук вон плохо, вернее, изучал только то, что его привлекало: русскую литературу, древнюю отечественную историю. Всё остальное оставалось за пределами его внимания. На лекциях он был углублён в чтение посторонних книг, экзамены сдавал по чужим конспектам. Русскую поэзию, включая стихи третьестепенных авторов, знал великолепно, многое наизусть. Цитаты так и сыпались из его уст. Однажды он остановил меня и спросил, правда ли, что экзаменов по античной истории не будет «или это сказка пустой, бессмысленной толпы». Малоизвестная цитата из «Моцарта и Сальери» Пушкина прозвучала не назойливо, а вполне уместно и остроумно.

Мы учились в одной латинской группе, где преподавателем был старый интеллигент Владимир Михайлович Боголепов, личность весьма интересная: он приходился родным племянником царскому министру просвещения Н.П. Боголепову, убитому в 1901 году эсером Карповичем. Я знал имя Н.П. Боголепова от своего отца, рассказывавшего мне о сатирической характеристике России рубежа веков, когда наибольшей ненавистью были окружены три реакционера, стоявшие во главе страны: министр внутренних дел Горемыкин, обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и, наконец, Боголепов: «не победоносно, не боголепно, но горемычно». Наш преподаватель провёл детство в имении драматурга Сухово-Кобылина, воспитывался у него. Как-то я спросил его о Сухово-Кобылине. Владимир Михайлович ответил: драматург был человек с очень тяжёлым характером, к концу жизни ненавидел Россию и всё русское, преклонялся перед Англией… Странная связь имён: воспитанник Сухово-Кобылина (1817–1903), встречавшегося, кстати, с Пушкиным, стал преподавателем Наровчатова. Как короток, оказывается, мостик между эпохами!

Латынь Сергей не признавал, ученьем манкировал, чем выводил из себя сухого педанта Боголепова. Все симпатии наш преподаватель отдавал другу Наровчатова, сидевшему рядом с ним, Славе Козьмину, старательно постигавшему язык Катулла и Горация. К тому же Козьмин и внешне импонировал Боголепову: дворянская косточка, благородные черты лица, потомственный интеллигент – не то что грубоватый сибиряк Наровчатов.

Раннее, студенческое творчество Наровчатова, на мой взгляд, интересней позднего. В своё время я с разрешения Наровчатова записал два его стихотворения, ни одно из них не вошло почему-то в сборники зрелого Наровчатова, списки сохранились у меня.

На одном из институтских поэтических собраний Наровчатов вместе с другими ифлийскими поэтами, Павлом Коганом и Костей Лагценко, читал свои стихи. Собрание вёл и весьма тонко и умно разбирал каждое прочитанное стихотворение рослый, крупноголовый мужчина – Лев Копелев, в то время аспирант. В стихотворении Наровчатова «В музее новой западной живописи» он придрался к строкам: «И смотрит каждый сыч сазаном на сливы черные Сезанна»: «Соседство сыча и сазана в поэзии недопустимо, – указывал Копелев, – образ не должен наскакивать на образ». Наровчатов спокойно выслушал это справедливое замечание.

Я не был близок к Наровчатову, не вызывал у него никакого интереса, но несколько раз мы встречались вне институтских стен. Однажды летом втроём (третий – Виталий Злыднев) катались на лодке по Чистым прудам; Наровчатов упоённо читал вслух где-то раздобытый им томик полузапрещённого тогда Гумилёва. Потом зашли к Сергею на квартиру – он жил на углу Сретенского бульвара и улицы Мархлевского его комнатка с незастеленной постелью и разбросанными повсюду томиками стихов представляла собой невообразимый бедлам.

Ещё в студенческие годы Наровчатов, как истинный поэт, любил выпить. Как-то он, студент Лейтес (впоследствии видный психолог, доктор наук) и я зашли в подвальчик в Театральном проезде, другой раз – в пивной бар на Пушечной. Пили только пиво, но помногу. Наровчатов рассуждал о поэзии и читал свои стихи. Бару на Пушечной посвящено его колоритное стихотворение, хорошо передающее студенческую романтику тех лет и мировосприятие молодого поэта. Приведу его полностью.

Ифлийская застольная

Весёлый бар на Пушечной

Дым заволок -

Летят здесь с силой пушечной

Пробки в потолок.

С осточертевшим счёты

Любой покончить рад -

Студенты о зачётах

Здесь не говорят.

Глазами и причёсками

Забредит каждый спич.

Полярное, московское -

Грусти бич.

Поднимем наши кружки

И выпьем за друзей:

Сам Александр Пушкин

Любил напиток сей.

Пускай, как в дни былые,

Покинет чахлый сквер,

Пусть обойдёт пивные

По всей Москве,

Но лишь за нашим столиком,

Смеясь в лице,

Он выпьет за Сокольники,

Как пил за лицей.

В августе 1939 года вместе со своим другом Олегом Юрьевым я совершил пешее путешествие по Крыму – от Феодосии до Симеиза; дальше пограничники почему-то не пустили. Неподалеку от Феодосии мы встретили трёх таких же пеших туристов с рюкзаками – Павла Когана, Сергея Наровчатова и Изю Рабиновича (впоследствии литературоведа И. Крамова). Наровчатов гордо и возбуждённо рассказал нам о вчерашнем посещении дома Волошина в Коктебеле, беседах с его вдовой, радушно принявшей никому не ведомых студентов – страстных поклонников поэзии. Кроме того, сильнейшее впечатление на него тогда произвел Байдарский перевал, которому он посвятил стихотворение, на мой взгляд, весьма удачное, если исключить некоторые шероховатости.

Я только помню, что равнина

Ворвалась в скалы, а за ней

Машина выбросила шины

Из пыли на горбы камней.

Я только помню, что внезапно

На нас упало море, вдруг -

На нас упало море. Запах

Волны и водорослей вдруг.

Байдары вскинули пространство

На плечи истины простой,

Что лишь простор бескрайних странствий -

До боли твой и мой простор.

И если бы меня спросили,

Что кроме видел я того,

Что скалы чёрны,

Море сине, -

Я отвечал бы: ничего.

Вот так за годом, за межой,

О той, тебе уже чужой

(Но хорошо, если ничьей),

Припомнить всё до мелочей

Напрасно силишься: изморен

Пространством, памяти грубя,

Встает одна лишь боль да море,

Опрокидывающееся на тебя.

Тяжеловесное для стиха слово «опрокидывающееся» Сергей читал медленно, по слогам, и оно действительно опрокидывалось на слушателя постепенно, раскатами, как гром. Это бесспорная находка.

Безразличное отношение Наровчатова к занятиям привело к тому, что весной 1940 года он не сдал ни одного экзамена и был изгнан из института. Наша директриса Анна Самойловна Карпова (родная сестра известной революционерки Землячки), в которой неизменная сладенькая улыбка сочеталась с большой внутренней злобой, обставила исключение громовым позором. Она повелела начертать имена трёх исключаемых (кроме Наровчатова, двух других моих однокашников: Зиновия Сандлера и Льва Когана) крупными буквами на обратной стороне обойного листа – с соответствующей сентенцией – и вывесить плакат на видном месте. Сандлер и Лев Коган вымолили прощение и остались в институте (в войну оба они погибли). Наровчатов же был горд и упрям, как киплинго-гумилёвский герой; он словно был доволен исключением. На наши расспросы, что же он дальше будет делать, Сергей с презрительной ухмылкой отвечал: «Карпова хочет сделать мне сложную биографию – ну что же, я доставлю ей такое удовольствие». Вскоре он перешёл в Литинститут имени Горького.

22 июня 1941 года началась война. В начале августа нас, студентов, окончивших три и четыре курса, призвали в армию. В назначенное утро мы явились на сборный пункт – в клуб имени Русакова на Стромынке. Сюда пришёл прощаться с нами и Сергей – он к тому времени стал бойцом московского истребительного батальона, щеголял в серой гимнастёрке, хромовых сапогах и на фоне пёстрой пиджачно-рюкзачной толпы новобранцев выглядел бывалым бойцом. Он крепко пожал каждому руку и пожелал успешной службы.

О военных годах Наровчатова распространяться не буду: он сам описал их весьма подробно, а на войне я его не встречал. Скажу только, что фортуна и в эту тяжелейшую войну отнеслась к нему благосклонно: хотя он побывал в разных переделках, не раз на передовой, но остался цел и невредим. Вскоре после войны имя его появилось в печати как автора весьма удачного и политически своевременного стихотворения «Костёр». Демобилизовавшись в апреле 1946 года, я шёл с женой по улице Кирова; меня окликнул молодой красивый офицер с погонами капитана – Наровчатов. Военная форма очень шла к нему. Мы обменялась информацией друг о друге и расстались.

Наровчатов меж тем вошёл в плеяду поэтов молодого, фронтового, поколения, много стал печататься, был принят в Союз писателей – словом, долгожданная слава пришла к нему, как я и предвидел и чему не удивился: иначе и быть не могло. Правда, не всё шло гладко: ходили слухи, что он стал крепко попивать. Я убедился в этом, оказавшись с гостевым билетом на одном из заседаний 2-го съезда советских писателей в декабре 1954 года. Около буфета Колонного зала я столкнулся с былым своим однокашником; с преувеличенной радостью он бросился ко мне и громко изрёк: «Откуда ты, прекрасное дитя?» (опять цитата!). Сергей был пьян, говорил громко и возбуждённо, так что на нас оглядывались, повлёк меня в буфет, желая со мною выпить. На счастье, раздался звонок, оповещавший о начале заседания, я выскользнул из объятий Наровчатова и ушёл в зал, стараясь больше на глаза ему не попадаться.

Потом дважды – в 1962 и 1963 годах – Наровчатов появлялся на вечерах нашей ифлийской группы, но пил и говорил мало и раньше других покидал компанию. Красота его исчезла; голова вросла в плечи, облысела, весь он неприятно обрюзг и потяжелел. Говорили, будто бы врачи предупредили его: дальнейшее увлечение алкоголем грозит ему скорой смертью. Человек с сильной волей, Сергей «завязал» твёрдо и бесповоротно, больше пьяным его никто уже видел. Тут он пошёл в гору: сделался главой московской писательской организации, потом главным редактором «Нового мира», издал ряд книг – не только поэтических, но и прозаических, документальных. Его книга «Необычное литературоведение» свидетельствует о незаурядной эрудиции и острой самостоятельной мысли. Любопытно, например, смелое признание, что, живи он в средние века, непременно сделался бы монахом ради возможности полностью отдаться словесности.

Диву даешься, как человек, едва ли внимательно прослушавший хотя бы одну институтскую лекцию, столь свободно и широко владеет предметом, проявляет исключительную эрудицию в области литературы всех времен, притом не только русской. Не иначе как результат усиленного самообразования.

Итак, Наровчатов стал известным поэтом и литературным деятелем, был удостоен редкого звания Героя социалистического труда. Счастливая судьба? И только лишь смерть, нелепая смерть от какой-то неудачной операции на ноге, пришла к нему слишком рано, в 60 с небольшим лет.

Поэзия Наровчатова умна и рафинированна, но, может быть, именно вследствие скрупулезной взвешенности, излишнего рационализма и отсутствия раскованности он никогда не был – и уже не станет – властителем умов и сердец. На старости лет Наровчатов начинал пробовать себя в прозе (исторические рассказы), получалось, но внезапная смерть не дала ему развернуться.

Из книги Сергей Есенин автора Прокушев Юрий Львович

Сергей Наровчатов. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ Автор этой книги Ю. Л. Прокушев много лет занимается исследованием жизни и творчества замечательного поэта Сергея Есенина. В годы, когда поэзия Есенина отодвигалась на второй план, он способствовал ее решительной и справедливой

Из книги Воспоминания об Илье Эренбурге автора Эренбург Илья Григорьевич

С. Наровчатов Первая встреча К лету 1944 года армия, в которой я служил, была отведена на переформирование. Начались отпуска, я приехал на побывку в Москву. Спустя короткое время решил позвонить Эренбургу. Мотивов для звонка было несколько, но лишь только по прошествии

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ (композитор: оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир» и др.; балет «Ромео и Джульетта», музыка к фильму: «Александр Невский» (1938); скончался 5 марта 1953 года на 62-м году жизни).Прокофьеву не повезло – он умер в один день с Иосифом

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

СМИРНОВ СЕРГЕЙ СМИРНОВ СЕРГЕЙ (писатель: «Брестская крепость» (1957) и др.; скончался 22 марта 1976 года на 61-м году жизни).Рассказывает сын писателя Константин Смирнов: «В сентябре 1975 года отец отметил свое шестидесятилетие. Вернувшись из Узбекистана – родители ездили в

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

СТОЛЯРОВ СЕРГЕЙ СТОЛЯРОВ СЕРГЕЙ (актер театра, кино: «Цирк» (1936), «Руслан и Людмила» (1939), «Василиса Прекрасная» (1940), «Гибель „Орла“ (1941), „Кащей Бессмертный“ (1945), „Голубые дороги“ (1948), „Далеко от Москвы“ (1950), „Садко“ (1953), „Илья Муромец“ (1956), „Тайна двух океанов“ (1957),

Из книги Пятьдесят лет в раю автора Киреев Руслан

СУПОНЕВ СЕРГЕЙ СУПОНЕВ СЕРГЕЙ (телеведущий, руководитель Дирекции развлекательного и детского вещания ОРТ; трагически погиб – разбился на снегоходе – 8 декабря 2001 года на 39-м году жизни).Трагедия произошла в небольшой тверской деревушке Едимново, где у Супонева была

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

ТИХОНОВ СЕРГЕЙ ТИХОНОВ СЕРГЕЙ (актер кино: «Деловые люди» (1963), «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1965), «Дубравка» (1968); погиб в самом начале 70-х).Сережа Тихонов был самым популярным актером-подростком в 60-е годы. Несмотря на то, что снялся он всего лишь в трех фильмах, однако два

Из книги Альберт Эйнштейн автора Надеждин Николай Яковлевич

Неистовый Сергей Сергей ПАРАДЖАНОВ В 1973 году на экраны Советского Союза вышел фильм Сергея Параджанова «Цвет граната». Но он продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный – в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что?

Из книги Триумвират. Творческие биографии писателей-фантастов Генри Лайон Олди, Андрея Валентинова, Марины и Сергея Дяченко автора Андреева Юлия

Сергей ГУРЗО Сергей Гурзо родился 23 сентября 1926 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец был известным врачом-невропатологом, практиковавшим в центре Москвы (лечил от запоев актеров МХАТа). Мать преподавала в Гнесинском училище. Вся семья проживала в одном из домов

Из книги Эйзенштейн в воспоминаниях современников автора Юренев Ростислав Николаевич

Крупным планом. Сергей НАРОВЧАТОВ Читая ее, Сергей Сергеевич наверняка вспоминал свое давнее стихотворение «Пес, девчонка и поэт» – хотя бы потому, что в моем сочинении почти дословно повторяется его, наровчатовская, строчка: «Я во хмелю всегда сентиментален…». Именно

Из книги Есенин глазами женщин автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Сквозь время автора Кульчицкий Михаил Валентинович

62. Сергей Конёнков В 1935 году администрация Принстонского университета решила заказать бюст Эйнштейна. Заказ передали выдающемуся русскому скульптору Сергею Конёнкову, который с 1923 года жил в США. Договорились о сеансах позирования – для этого Эйнштейну предстояло

Из книги автора

Сергей За пеленой тумана Успех – это труд, которому повезло. О’Cанчес Но вернемся в Москву, где Сергей Дяченко, ничего не зная о Марине, жадно учился во ВГИКе, писал свои первые сценарии, совмещая это с научной работой в Институте медицинской генетики АМН СССР. Билет ВГИКа

Из книги автора

Сережа, Сергей, Сергей Михайлович Когда я мысленно перебираю все свои встречи с ним и его творческую жизнь, передо мной встают как бы три разных Эйзенштейна.Первый - это Сережа Эйзенштейн, мальчик с огромной стриженой головой, бегавший аз коротеньких штанишках.Второй -

Из книги автора

Ты в уме, Сергей? Май двадцать четвертого. Квартира Сахаровых. Я все еще связана с этим жильем. Сижу у себя, гоню – надо бы кончить до родов – свой «негритянский» перевод. Меня перебивают на полуфразе: входит Есенин с Александром Михайловичем.Я встаю. Сергей развалился в

Из книги автора

Сергей Наровчатов Павел Коган Московские поэты моего поколения хорошо помнят сухощавого и угловатого юношу, удивительно жизнелюбивого и страстного в своих жестах и суждениях. Из-под густых сросшихся бровей пытливо и оценивающе глядели на собеседника глубоко запавшие

Военная тема составляла основу как первой книги Наровчатова "Костер" (1948), так и всей его поэзии.


Наровчатов Сергей Сергеевич родился 3 октября в городе Хвалынске Саратовской области. Детские годы провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, где окончил магаданскую среднюю школу.

В 1937 приезжает в Москву и поступает в Институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), одновременно учится в Литературном институте им. М.Горького, которые окончил в 1941.

С началом Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, воевал в рядах Советской Армии, работал в редакциях армейских газет.

Выступил в печати со стихами в 1941. Военная тема составляла основу как первой книги Наровчатова "Костер" (1948), так и всей его поэзии. В послевоенные годы вышли его поэтические сборники: "Солдаты свободы" (1952), "Взыскательный путник" (1963), "Четверть века" (1965), "Через войну" (1968), "Знамя над высотой" (1974) и др.

В 1977 было издано собрание сочинений Наровчатова в трех томах. Выступал он и с литературно-критическими и литературоведческими статьями: "Необычное литературоведение" (1970), "Атлантида рядом с тобой" (1972), "Живая река" (1974) и др.

Ему принадлежит исследовательская работа "Лирика Лермонтова. Заметки поэта"(1964). Умер С.Наровчатов в 1982 в Москве.