Оле-Лукойе. Ганс Христиан Андерсен

У нас вчера появился долгожданный Оле-Лукойе с рисунками Виктора Пивоварова. Пока сигнал, но надеюсь. скоро будет и тираж.
самлое главное - книга удалась: и у нас получилось все, что хотелось и печать не подвела! Книга, что называется, сложилась.

Ганс Христиан Андерсен
Оле-Лукойе
пересказала с датского Ирина Токмакова
Художник Виктор Пивоваров
Издательство "Речь", 2013 год

ISBN 978-5-9268-1476-4

Твердый переплет (материал фактурный эфалин) + суперобложка (бумага, ламинированная матовой пленкой)
Матовая мелованная бумага на блоке
Цветные иллюстрации
32 полосы
Размер 160*209


Самое главное: книга практически вся сделана с оригинальных рисунков. А с оригиналами у книг этого художника беда. Поскольку знаю ситуацию очень хорошо, то могу сказать из шести, вышедших на сегодня книг, эта единственная, сделанная с оригиналов. То есть появился шанс увидеть эти иллюстрации такими, какими их видел сам художник, а не неизвестные нам печатники.

Книга делалась в очень тесном контакте с художником, под очень строгим контролем: до последнего момента что-то опускалось, что-то поднималось буквально до пары милимметров.


Еще перед началом работы художник предложил свой макет под твердый переплет. Он и был воспроизведен в итоге. В частности появилась суперобложка. Супер одно время был очень популярен, а сейчас что-то я давно не вижу его на детских (особенно) книгах. И классическое сочетание цветного яркого супера и строгого минималисткого переплета показалось чем-то свежим и очень хорошо легло на макет книги - сочетание ярких иллюстраций и подчеркнутого строгого "чистого" макета.

Вот фото макета

Материал самого переплета тоже не самый обычный - это фактурный эфалин, раньше применялся часто, сейчас немного подзабыт.

А это уже книга: суперобложка и сам переплет

Структура материала

Форзацы изначально, как видно на макете, задумывались другого оттенка, но когда книга сложилась, то стало видно, что цвет надо менять, в ходе работы с художником пришли к другому варианту.

Еще фото пока еще не книги, а макета

И специально для нашего нового издания, художник дорисовал домик на форзацы. Вот такой симпатичный, в картуше!

Теперь о тексте.
Про Оле-Лукуойе, я думаю, рассказывать излишне. Но предвижу вопрос: почему текст Токмаковой? Да, нам проще (и дешевле;) было бы брать Ганзен или Габбе, что в общем-то и планировалось. Но, иллюстрации рисовались именно под этот текст. И, когда прикинули, стало понятно, что брать надо только перевод Ирины Токмаковой, ибо не ложатся иные переводы под эти иллюстрации - слишком тесна их связь.

Ну, и лучше процитирую:

…Маленький Оле-Лукойе у Андерсена подсаживается к засыпающим детям, раскрывая над ними зонтик с картинками. И художник здесь же — ведь зонтик у них общий! А волшебные картинки с него переходят в детские сны. Оба колдуют. Художник Виктор Пивоваров колдует цветом: стихия сказки для него в радужном мерцании, таком же неуловимом, как балахончик и шапочка Оле. «Какого цвета?» — спрашивает Андерсен. А неизвестно, потому что они отливают всеми цветами радуги — то жёлтым, то красным, то лиловым.
В своих картинках-снах Пивоваров очень конкретен в деталях; кто же иначе поверит в эти уснувшие, не знающие законов притяжения миры, где, как в вакууме, без звука застыли стрекозы больше слона; где — кукольные домики, каравеллы, мыши во фраках уходят за край страницы. Действия нет — есть состояние, когда хочешь шагнуть, а ноги не движутся, и не можешь проснуться — весь во власти цветных снов...
Виктор Таубер

Как же поэтичны и образны сказки, которые нашёптывает Оле-Лукойе мальчику Яльмару, в пересказе детской писательницы Ирины Токмаковой! Её грифельная доска, на которой Яльмар с ошибками записал решение задачи, не просто в ярости. Хуже: у доски прямо разламывается спина! Кукла Берта у Токмаковой выходит замуж не за некую куклу мужского пола по имени Герман. Нет, белокурой Берте сделал предложение настоящий игрушечный матрос! А цветы на деревьях, выросших из комнатных растений после прикосновения волшебной палочки Оле-Лукойе, пахнут не только розами — целым весенним садом!
Ирина Токмакова пересказала сказку «Оле-Лукойе» Андерсена для самых маленьких читателей. Лишь вскользь она упомянула таинственного брата Оле-Лукойе, который приходит к людям один раз в жизни. И уж тем более не произнесла его имени. Ведь это совсем другая история — и её надо рассказывать, когда дети чуть-чуть подрастут.
Оксана Василиади

Творчество Виктора Пивоварова я люблю выборочно, некоторые рисунки "пробирают" до глубины души, а мимо некоторых прохожу равнодушно, поэтому и книги у меня в библиотеке с его рисунками присутствуют очень выборочно.
"Оле-Лукойе" покупать не хотела, у меня не связано с этой книгой никаких детских ностальгических моментов, ну вот не было у меня её в детстве, но, к несчастью, она в детстве была у Трухиной.
А вы когда-нибудь пробовали от нее отбиться, когда она считает, что это вам "СРОЧНО НАДА"?!
Волею судеб появилась у меня книжка "Оле Лукойе" , и я поняла справедливость фразы, что "книгу надо подержать в руках", никакие сканы или фото не позволят составить объективную картину.
Оказалось, что "Оле" мне просто НЕВЕРОЯТНО нравится, более того, когда мне подвернулся комплект открыток (пусть и не полный) за смешную сумму 40 рублей, я, разумеется, хапнула не раздумывая.

Кстати, если кто-то пришлет сканы недостающих у меня 4 открыток (номера 5,6,8,13) буду весьма и весьма признательна!
Ужасно любопытно, что там на них изображено.

Г.-Х. Андерсен. "ОЛЕ-ЛУКОЙЕ" Комплект открыток .
("Советский художник", 1974 год, илл.В.Пивоварова )

Где бывает Оле-Лукойе днём - это никому не известно, а вот по вечерам он приходит к ребятам.
Оле тихонечко открывает дверь и незаметно проскальзывает в комнату.

Оле обошел все цветочные горшки и дотронулся палочкой до каждого цветка.
И вот цветы стали расти, они доросли до самого потолка и сплелись там в зелёную беседку.

Нет, так не годится, - сказал Оле.- Давайте-ка займёмся гимнастикой.
Это укрепит ваше здоровье и вы сразу похорошеете.
И - представьте себе - после хорошего урока тимнастики буквы стали красавицами.

Оле и Яльмар сели в лодку на красивые скамеечки
и лебеди повезли их вдоль живописных берегов.

Подумать только - у самого самого окна плескалось море,
а у крыльца стоял на причале великолепный корабль.

Прошу вас сесть в мамин напёрсток, - сказала Мышка.
- Я отвезу вас на свадьбу. И они покатили на мышиную свадьбу.

Зал был полон гостей - расфранченных мышиных дам и элегантных мышиных кавалеров.
А посреди зала на красной сырной корке сидели молодые и принимали поздравления.

Яльмар забрался на стол. там стоял большой кукольный дом.
Окна его светились. Из окон доносилась торжественная музыка.
Оловянные солдатики салютовали каждому гостю троекратным залпом.

Какие там сказки, - проворчал Оле.
- Вот тебе зонтик и гляди себе на этих китайцев.
И Оле раскрыл над Яльмаром расписной китайский зонт.

Тсс, - сказал Оле-Лукойе.
-...Ты можешь повесить прадедушкин портрет на место, потому что я пришёл проститься с тобой.

Оказалось, что иллюстрации в книге и на открытках РАЗЛИЧАЮТСЯ.
Более того, на открытках есть те, которых НЕТ в книге.

Кому интересно, добро пожаловать под кат!

Сравниваем книгу

Г.-Х. Андерсен. "ОЛЕ-ЛУКОЙЕ"
("Детская литература", 1969 год, илл.В.Пивоварова )

КНИГА ОТКРЫТКИ

Эти иллюстрации НЕ ВОШЛИ в книгу:

Сейчас можно купить замечательное переиздание от "Речи".

August 28th, 2013

Г. Х. Андерсен "Оле-Лукойе"
Картинки Г.А.В. Траугот
Изд-во "Малыш" Москва, 1971 год

Тираж 150 000 экземпляров

Книга казалась волшебной в раннем детстве и прежде всего из-за иллюстраций. Нереальные виды, мягкие линии, сложные композиции, которые можно было внимательно рассматривать и находить новые и непонятные детали - все это завораживало. Разбиение книги по дням недели, два вида иллюстраций: титульные для дней недели - более строгие, с минимумом цветов, и цветные внутри сказок... Много есть хороших художников, но создать у ребенка ощущение сказки - это настоящее, большое мастерство!

Так как практически на каждой странице есть иллюстрации, далее вся книжка.

Восприятие ребенка и восприятие взрослого это две разные вещи. Поэтому я выкладываю прежде всего СВОИ детские книги (будет время отсканирую и другие не менее прекрасные и ценные, но уже с ними у меня ничего детского не связано). Главный заказчик, "потребитель" для детского художника - ребенок, поэтому я пишу свои детские впечатления связанные с той или иной книгой. Я считаю это важным.
Другое дело, что меня спрашивают "А как же ты все помнишь?". А я и не помню! Конечно я не все помню, помню смутно, сейчас уже домысливаю, но все равно главные впечатления остались в памяти. Эта книга одна из самых "ярких" произведений моего раннего детства.

Сканы в разном разрешении можно посмотреть в Альбоме "Детские книги - Траугот" на Яндекс-фотках

О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Как я уже упомила в начале эта книга одно из самых "ярких" произведений моего раннего детства. Трауготы - это космос, высший класс.И не только из-за профессионализма художественного исполнения. Это иллюстрации со смыслом, со своей философией, пронизанные мыслью художника (до конца мною не понятой, возможно).
Я смутно помню свои детские ощущения и мысли сначала при разглядывании, потом чтении этой книги. Взгляните на титульный лист, мы видим всадника скачущего между колоннами, развивается плащ, какие-то волнистые линии... если уж говорить совсем просто - это зад лошади, ни больше ни меньше. Но эта картинка заставляла меня воображать, фантазировать. Что там? Кто скачет? Я думал, что это рыцарь. Почему? Не знаю. Просто у меня были солдатик - рыцарь на коне, великолепно выполненный, весь в амуниции, с копьем, со множеством деталей - мне казалось что может быть рыцарь подходит на эту роль. Я считал что это может быть Оле-Лукойе, а может сам Андерсен. Много ли детских художников, которые не просто создают "сопроводиловку" к тексту, а заставляет ребенка думать? Мне сейчас, как взрослому человеку, интересно, а что было в голове у художника когда он создавал такую иллюстрацию для титульной страницы? Как он вообще объяснил в издательствах, что дети младшего возраста должны начинать книжку с "зада лошади"? Возможно это символ "вхождения" в книгу.
А иллюстрация с курицей. Почему там карты? Свечка? Обратите внимание слева - корабль на колесах. Это волшебное превращение повозки на которой путешествовала курица? Не знаю, и к сожалению не узнаю. Но остаются великолепные работы в которых всё и семья, и питерская атмосфера, и что-то гофмановское и... и...
Эта книга вообще проект с большим размахом. Сейчас мне трудно даже вспомнить что-то современное, что включает в себя такую деталировку и такой нестандартный и концептуальный подход:
- формат. книга квадратная, уже нестандарт (из-за чего и пострадал сильно обложка, так как дома не вписывалась ни в одну полку, ни в один шкаф). Отличная, плотная бумага бумага.
- практически идеальное сочетание автора и иллюстраторов. Ни то чтобы Трауготы лучшие для Андерсена, но, возможно, лучшие для Оле-Лукойе. Книга о снах, о иллюзиях и, здесь, их лёгкие, воздушные образы, сложные композиции при некой нереальности рисунка очень к месту.
- Вы обратили внимание на вводную часть, я там написал «Картинки Г.А.В. Траугот», ни то что бы я не знаю слова «иллюстрации», но именно так в тексте! Именно так на титульной странице. Мелочь? Или не мелочь? Практически во всех книгах вы найдете "Иллюстрации того-то" "Рисунки" или "Художник тот-то". Употребляют термины "иллюстрации" или "рисунки", никогда "картинки". Картинки это слишком по-детски, слишком "простонародно" если хотите. Но Трауготы пишут "картинки". Конечно в детстве я на это не обращал внимание, меня больше волновал вопрос кто там на коне скачет, но сейчас я это замечаю.
- титульная страница тоже загадка, повторюсь про «зад коня» я уже писал.
- более того здесь два титула (или если хотите форзац и титул - хотя какой тут форзац?), на первом уже упомянутый мной зад лошади и «Г.Х. Андерсен. Оле-Лукойе» (на другой стороне цветная иллюстрация, обратная сторона обложки). На другом: белый разворос, с одной стороны - издательство Малыш, с другой стороны - картинка со скрипачом «Г.Х. Андерсен. Оле-Лукойе. Картинки Г.А.В. Траугот». С точки зрения самой экономной экономики - нелогично, зачем тратить столько бумаги, ничего нового эти титулы не говорят, и так понят кто автор и как называется произведение? А с точки зрения книги-проекта со своим смыслом и настроением…
- Разбиение книги по дням недели, два вида иллюстраций: титульные для дней недели - более строгие, с минимумом цветов, и цветные внутри сказок. Множество графических элементов - инициалы, в конце глав миниатура
- две страницы цветные - все белые (сейчас уже желтые). А вот с лебедями голубая, там картинка на разворот. И с ласточкой голубая там снова картинка на разворот. при этом больше цветных страниц нет, не стали перегибать.
тут целую статью про книгу можно написать (напоследок - даже тиража была два с разными обложками), ну нет времени долго писать. Это высокий класс, и класс не только в иллюстрациях, класс в самом подходе.

О художнике
Этих художников представлять не нужно, но думаю не все кто заходит посмотреть иллюстрации знают о них подробную информацию. И вообще что такое "ГАВ"?
Г.А.В. Траугот — коллективный псевдоним трех мастеров книжной графики, Георгия (1903—1961), Александра (1931) и Валерия (1936—2009) Трауготов.Трауготы начали работу в области детской книжной иллюстрации в 1956 году; это была книга «686 забавных превращений». Первые книги они иллюстрировали все вместе, втроем — отец и братья. Рисунки подписывали, соответственно, тремя инициалами: Г. А. В. — Георгий, Александр, Валерий. После трагической гибели Г. Н. Траугота в 1961 году его сыновья оставили имя отца в своей росписи, подразумевая следование выработанной втроем стилистике и тем самым словно работая вместе с отцом.
«Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше искусство. Так же, как музыканты, которые оркестр, и так же, как цирковые акробаты. Цирк и оркестр — в этих сферах нельзя сфальшивить, сработать вполсилы...». К такой работе братьев приучил с детства отец. Они называли Георгия Николаевича своим главным учителем.
Под подписью Г.А.В. Траугот иллюстрированы любимые детьми всего мира сказки замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Анднерсена, произведения Мориса Метерлинка, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Наука любить» Овидия, «Золотой осел» Апулея, сказки братьев Гримм и Гауфа, сказки Шарля Перро, русские народные сказки, кубинские, камбоджийские, китайские и японские сказки, произведения Пушкина, Аксакова, Толстого, Набокова, Гумилева, Булгакова, произведения немецких, английских, французских, китайских, венгерских, американских, польских и других замечательных писателей мира.Работы художников регулярно участвуют в российских и зарубежных выставках книг и иллюстраций, часть из них находится в частных и государственных собраниях и музеях Москвы (в том числе в Третьяковской галерее), Санкт-Петербурга (в том числе в Эрмитаже), Твери, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Иркутска, Красноярска, Рязани, Калининграда и разных городах мира.
В 2009 году не стало Валерия Траугота.
(источник Kid Reader)

Другие публикации с иллюстрациями Г.А.В. Траугот :


  • автор traugot_g_a_v - Журнал посвященный ГАВ Траугот - очень много материалов о

  • автор madame_roland - Г. А. В. Траугот - Пушкин "Маленькие трагедии" - тот же Пушкин, те же Трауготы.

  • ссылка не в ЖЖ, но рекомендую ее посмотреть "Медный всадник" с илл. ГАВ Траугот . тот же Пушкин, но не те же Трауготы.

  • автор - Андерсен "Оле-Лукойе". Рисунки Г.А.В. Траугот ("Малыш", 1971 г.)

  • автор koroleni - К.С. Льюис. "Лев, колдунья и платяной шкаф". Рисунки Г.А.В. Траугот

  • автор petson - К.С. Льюис. Лев, Колдунья и платяной шкаф. Иллюстрации братьев Траугот

  • автор polny_shkaf - Д. Хайкин и Г. А. В. Траугот иллюстрирут сказку С. Прокофьевой

  • автор polny_shkaf - 686 забавных превращений. Художники Г. и А. Траугот. Л.: Художник РСФСР. 1956 г.

  • автор babs71 - Г. А. В. Траугот. "Книжный" фарфор

  • автор kievljanka - Сказка про лунный свет. Г.А.В. Траугот

  • автор
Название Сказки Андерсена
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Takeo Takei
Год издания 1928
Издательство ???
Название Сказки Андерсена
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Kay Nielsen
Год издания 1924
Издательство Hodder & Stoughton
Название Оле-Лукойе
Автор Г.Х.Андерсен
Перевод А.Ганзен
Иллюстратор Г.А.В.Траугот
Год издания 1971
Издательство Малыш
Название Новое платье короля
Автор Г.Х.Андерсен
Перевод А.Ганзен
Иллюстратор Г.А.В.Траугот
Год издания 1978
Издательство Малыш
Название Сказки Г.Х.Андерсена
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Jan Marcin Szancer
Год издания 1962
Издательство Nasza Księgarnia
Название Оле-Лукойе
Автор Hans Christian Andersen
Иллюстратор Наталья Орлова
Год издания 1989
Издательство Малыш
Название Сказки и истории
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор В.Алфеевский
Год издания 1955
Издательство Гослитиздат
Название Сказки
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Ника Гольц
Год издания 2012
Издательство Эксмо
Название Оле-Лукойе
Автор Г.Х.Андерсен
Перевод Ирина Токмакова
Иллюстратор Виктор Пивоваров
Год издания 1971
Издательство Детская литература
Название Сказки Г.Х.Андерсена
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Иржи Трнка
Год издания 1966
Издательство Артия
Название Оле-Лукойе
Автор Hans Christian Andersen
Перевод Анна Ганзен
Иллюстратор Надежда Федотова
Год издания 2017
Издательство ТриМаг

Сказка

Н икто в свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то рассказывать!

Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. Он обут в одни чулки и тихо-тихо поднимется по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из нее тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уж не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки. Подует, и головки у них сейчас отяжелеют. Боли при этом никакой: у Оле-Лукойе нет злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Вот он и уложит их, а потом уж начнет рассказывать сказки.

Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель; одет он чудесно — на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета: он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развертывает над нехорошими детьми; эти спят всю ночь, как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!

Послушаем же о том, как Оле-Лукойе навещал каждый вечер одного маленького мальчика Яльмара и рассказывал ему сказки! Это будет целых семь сказок: в неделе ведь семь дней.

Понедельник

— Н у вот, — сказал Оле-Лукойе, уложив Яльмара в постель, — теперь разуберем комнату!

И в один миг все комнатные цветы и растения выросли в большие деревья, которые протянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку; вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветки деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а вкусом слаще варенья; плоды же блестели, как золотые. Еще на деревьях были пышки, которые чуть не лопались от изюмной начинки. Просто чудо что такое! Вдруг поднялись ужасные стоны в ящике стола, где лежали учебные принадлежности Яльмара.

— Что там такое! — сказал Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.

Оказалось, что это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были распасться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно собачка; он очень желал помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь Яльмара; просто ужас брал, слушая ее! На каждой странице, в начале каждой строки, стояли чудесные большие и рядом с ними маленькие буквы — это была пропись; возле же шли другие, воображавшие, что держатся так же твердо. Их писал сам Яльмар, и они, казалось, спотыкались об линейки, на которых должны были бы стоять.

— Вот как надо держаться! — говорила пропись. — Вот так, с легким наклоном направо!

— Ах, мы бы и рады, — отвечали буквы Яльмара, — да не можем! Мы такие плохонькие!

— Так я угощу вас детским порошком! — сказал Оле-Лукойе.

— Ай, нет, нет! — закричали они и выпрямились так, что любо!

— Ну, теперь нам не до сказок! — сказал Оле-Лукойе. — Будем-ка упражняться! Раз-два! Раз-два!

И он довел буквы Яльмара до того, что они стояли ровно и бодро, как любая пропись. Но когда Оле-Лукойе ушел, и Яльмар утром проснулся, они смотрелись такими же жалкими, как прежде.

Вторник

К ак только Яльмар улегся, Оле-Лукойе дотронулся своею волшебною спринцовкой до комнатной мебели, и все вещи сейчас же начали болтать между собою; все, кроме плевательницы, — эта молчала и сердилась про себя на их суетность говорить только о себе да о себе и даже не подумать о той, что так скромно стоит в углу и позволяет в себя плевать!

Над комодом висела большая картина в золоченой раме; на ней была изображена красивая местность: высокие, старые деревья, трава, цветы и большая река, убегавшая мимо чудных дворцов за лес, в далекое море.

Оле-Лукойе дотронулся волшебною спринцовкой до картины, и нарисованные на ней птицы запели, ветви деревьев зашевелились, а облака понеслись по небу; видно было даже, как скользила по картине их тень.

Затем Оле приподнял Яльмара к раме, и мальчик стал ногами прямо в высокую траву. Солнышко светило на него сквозь ветви деревьев, он побежал к воде и уселся в лодочку, которая колыхалась у берега. Лодочка была выкрашена красною и белою краской, паруса блестели, как серебряные, и шесть лебедей в золотых коронах, с сияющими голубыми звездами на головах повлекли лодочку вдоль зеленых лесов, где деревья рассказывали о разбойниках и ведьмах, а цветы — о прелестных маленьких эльфах и о том, что рассказывали им бабочки.

Чудеснейшие рыбы с серебристою и золотистою чешуей плыли за лодкой, ныряли и плескали в воде хвостами; красные, голубые, большие и маленькие птицы летели за Яльмаром двумя длинными вереницами; комары танцевали, а майские жуки гудели — всем хотелось провожать Яльмара, и у каждого была для него наготове сказка.

Да, вот так было плаванье!

Леса то густели и темнели, то становились похожими на чудеснейшие сады, освещенные солнцем и усеянные цветами. По берегам реки лежали большие хрустальные и мраморные дворцы; на балконах их стояли принцессы, и все это были знакомые Яльмару девочки, с которыми он часто играл.

Все они протягивали ему руки, и каждая держала в правой руке славного обсахаренного пряничного поросенка. Яльмар, проплывая мимо, схватывался за один конец пряника, принцесса крепко держалась за другой, и пряник разламывался пополам — каждый получал свою долю, но Яльмар побольше, принцесса поменьше. У всех дворцов стояли на часах маленькие принцы; они отдавали Яльмару честь золотыми саблями и осыпали дождем изюма и оловянных солдатиков — вот что значит настоящие принцы!

Яльмар плыл через леса, через какие-то огромные залы и города… Проплыл он и через тот город, где жила его старая няня, которая нянчила его, когда он был еще малюткой, и очень любила его. И вот он увидел ее: она кланялась, посылала ему рукою воздушные поцелуи и пела хорошенькую песенку, которую сама сложила и прислала Яльмару:

Мой Яльмар, тебя вспоминаю
Почти каждый день, каждый час!
Сказать не могу, как желаю
Тебя увидать вновь хоть раз!
Тебя ведь я в люльке качала,
Учила ходить, говорить,
И в щечки, и в лоб целовала,
Так как мне тебя не любить!
Люблю тебя, ангел ты мой дорогой!
Да будет вовеки Господь Бог с тобой!

И птички подпевали ей, цветы приплясывали, а старые ивы кивали головами, как будто Оле-Лукойе и им рассказывал сказку.

Среда

Н у и дождь лил! Яльмар слышал этот страшный шум даже во сне; когда же Оле-Лукойе открыл окно, оказалось, что вода стояла вровень с окном. Целое озеро! Зато к самому дому причалил великолепнейший корабль.

— Хочешь прокатиться, Яльмар? — спросил Оле. — Побываешь ночью в чужих землях, а к утру — опять дома!

И вот Яльмар, разодетый по-праздничному, очутился на корабле. Погода сейчас же прояснилась, и они поплыли по улицам, мимо церкви — кругом было сплошное огромное озеро. Наконец они уплыли так далеко, что земля совсем скрылась из глаз. По поднебесью неслась стая аистов; они тоже собрались в чужие теплые края и летели длинною вереницей, один за другим. Они были в пути уже много-много дней, и один из них так устал, что крылья почти отказывались ему служить. Он летел позади всех, потом отстал и начал опускаться на своих распущенных крыльях все ниже и ниже, вот взмахнул ими еще раза два, но все напрасно! Скоро он задел за мачту корабля, скользнул по снастям и — бух! — стал прямо на палубу.

Юнга подхватил его и посадил в птичник к курам, уткам и индейкам. Бедняга аист стоял и уныло озирался кругом.

— Ишь какой! — сказали куры.

А индюк надулся, как только мог, и спросил у аиста, кто он таков; утки же пятились, подталкивали друг друга и крякали.

И аист рассказал им о жаркой Африке, о пирамидах и страусах, которые носятся по пустыне с быстротой диких лошадей, но утки ничего этого не поняли и опять стали подталкивать одна другую:

— Ну, не глуп ли он?

— Конечно, глуп! — сказал индюк и сердито забормотал. Аист замолчал и стал думать о своей Африке про себя.

— Какие у вас чудесные тонкие ноги! — сказал индюк. — Почем аршин?

— Кряк! Кряк! Кряк! — закрякали смешливые утки, но аист как будто и не слыхал.

— Могли бы и вы посмеяться с нами! — сказал аисту индюк. — Очень забавно было сказано! Да куда, это, верно, слишком низменно для него! Вообще нельзя сказать, чтобы он отличался понятливостью! Что ж, будем забавлять самих себя!

И курицы кудахтали, утки крякали, и это их ужасно забавляло.

Но Яльмар подошел к птичнику, открыл дверцу, поманил аиста, и тот выпрыгнул к нему на палубу — теперь он успел отдохнуть. И вот аист как будто поклонился Яльмару в знак благодарности, взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края. А курицы закудахтали, утки закрякали, индюк же так надулся, что гребешок у него весь налился кровью.

— Завтра из вас сварят суп! — сказал Яльмар и проснулся опять в своей маленькой кроватке.

Славное путешествие сделали они ночью с Оле-Лукойе!

Четверг

— З наешь что? — сказал Оле-Лукойе. — Только не испугайся! Я сейчас покажу тебе мышку! — И правда, в руке у него была прехорошенькая мышка. — Она явилась пригласить тебя на свадьбу! Две мышки собираются сегодня ночью вступить в брак. Живут они под полом мамашиной кладовой. Чудесное помещение, говорят!

— А как же я пройду сквозь маленькую дырочку в полу? — спросил Яльмар.

— Уж положись на меня! — сказал Оле-Лукойе. — Ты у меня сделаешься маленьким.

И он дотронулся до мальчика своею волшебною спринцовкой. Яльмар вдруг стал уменьшаться, уменьшаться и, наконец, сделался величиною всего с пальчик.

— Теперь можно будет одолжиться мундиром у оловянного солдатика. Я думаю, этот наряд будет вполне подходящим: мундир так красит, ты же идешь в гости!

— Ну, хорошо! — согласился Яльмар и был наряжен чудеснейшим оловянным солдатиком.

— Не угодно ли вам сесть в наперсток вашей матушки! — сказала Яльмару мышка. — Я буду иметь честь отвезти вас.

— Ах, неужели вы сами будете беспокоиться, барышня? — сказал Яльмар, и они поехали на мышиную свадьбу.

Проскользнув в дырочку, прогрызенную мышами в полу, они попали сначала в длинный узкий проход-коридор, в котором как раз только и можно было проехать в наперстке. Коридор был иллюминирован гнилушками.

— Ведь чудный запах? — спросила мышка-возница. — Весь коридор смазан салом! Что может быть лучше?

Наконец добрались и до самой залы, где праздновалась свадьба. Направо, перешептываясь и пересмеиваясь между собой, стояли все мышки-дамы, а налево, покручивая лапками усы, — мышки-кавалеры. По самой же середине, на выдолбленной корке сыра, возвышались жених с невестой и целовались на глазах у всех: они были ведь обручены и готовились вступить в брак.

А гости все прибывали да прибывали; мыши чуть не давили друг друга насмерть, и вот счастливая парочка поместилась в самых дверях, так что никому больше нельзя было ни войти, ни выйти. Зала, как и коридор, вся была смазана салом; другого угощенья и не было; в виде же десерта гостей обносили горошиной, на которой одна родственница новобрачных выгрызла их имена, то есть, конечно, всего-навсего две первые буквы. Диво, да и только!

Все мыши объявили, что свадьба была великолепная и что время проведено очень приятно.

Яльмар поехал домой. Довелось и ему побывать в знатной компании, зато пришлось порядком съежиться и облечься в мундир оловянного солдатика.

Пятница

— П росто не верится, сколько есть пожилых людей, которым страх как хочется залучить меня к себе! — сказал Оле-Лукойе. — Особенно желают этого те, кто сделал что-нибудь дурное. «Добренький, миленький Оле, — говорят они мне, — мы просто не можем сомкнуть глаз, лежим без сна всю ночь напролет и видим вокруг себя все свои дурные дела. Они, точно гадкие, маленькие тролли, сидят по краям постели и брызжут на нас кипятком. Мы бы с удовольствием заплатили тебе, Оле, — добавляют они с глубоким вздохом. — Спокойной же ночи, Оле! Деньги на окне!» Да что мне деньги! Я ни к кому не прихожу за деньги!

— За что бы нам взяться сегодня ночью? — спросил Яльмар.

— Не хочешь ли опять побывать на свадьбе? Только не на такой, как вчера. Большая кукла твоей сестры, та, что одета мальчиком и зовется Германом, хочет повенчаться с куклой Бертой; кроме того, сегодня день рождения куклы и потому готовится много подарков!

— Знаю, знаю! — сказал Яльмар. — Как только куклам понадобится новое платье, сестра сейчас празднует их рождение или свадьбу. Это уж было сто раз!

— Да, а сегодня ночью будет сто первый и, значит, последний! Оттого и готовится нечто необыкновенное. Взгляни-ка!

Яльмар взглянул на стол. Там стоял домик из картона; окна были освещены, и все оловянные солдатики держали ружья на караул. Жених с невестой задумчиво сидели на полу, прислонившись к ножке стола; да, им таки было о чем задуматься! Оле-Лукойе, наряженный в бабушкину черную юбку, обвенчал их, и вся комнатная мебель запела, на мотив марша, забавную песенку, которую написал карандаш:

Затянем песенку дружней,
Как ветер пусть несется!
Хотя чета наша, ей-ей,
Ничем не отзовется.
Из лайки оба и торчат
На палках без движенья,
Зато роскошен их наряд —
Глазам на загляденье!
Итак, прославим песней их:
Ура! Невеста и жених!

Затем молодые получили подарки, но отказались от всего съедобного: они были сыты своей любовью.

— Что ж, поехать нам теперь на дачу или отправиться за границу? — спросил молодой.

На совет пригласили ласточку и старую курицу, которая уже пять раз была наседкой. Ласточка рассказала о теплых краях, где зреют сочные, тяжелые виноградные кисти, где воздух так мягок, а горы расцвечены такими красками, о каких здесь не имеют и понятия.

— Там нет зато нашей зеленой капусты! — сказала курица. — Раз я со всеми своими цыплятами провела лето в деревне; там была целая куча песка, в котором мы могли рыться и копаться сколько угодно! Кроме того, нам был открыт вход в огород с капустой! Ах, какая она была зеленая! Не знаю, что может быть красивее!

— Да ведь один кочан похож на другой как две капли воды! — сказала ласточка. — К тому же здесь так часто бывает дурная погода.

— Ну, к этому можно привыкнуть! — сказала курица.

— А какой тут холод! Того и гляди замерзнешь! Ужасно холодно!

— То-то и хорошо для капусты! — сказала курица. — Да, наконец, и у нас бывает тепло! Ведь четыре года тому назад лето стояло у нас целых пять недель! Да какая жарища-то была! Все задыхались! Кстати сказать, у нас нет тех ядовитых животных, как у вас там! Нет и разбойников! Надо быть никуда не годным созданьем, чтобы не находить нашу страну самою лучшею в мире! Такое созданье недостойно и жить в ней! — Тут курица заплакала. — Я ведь тоже путешествовала, как же! Целых двенадцать миль проехала в бочонке! И никакого удовольствия нет в путешествии!

— Да, курица — особа вполне достойная! — сказала кукла Берта. — Мне тоже вовсе не нравится ездить по горам, — то вверх, то вниз, то вверх, то вниз! Нет, мы переедем на дачу, в деревню, где есть песочная куча, и будем гулять в огороде с капустой.

На том и порешили.

Суббота

— А сегодня будешь рассказывать? — спросил Яльмар, как только Оле-Лукойе уложил его в постель.
— Сегодня некогда! — ответил Оле и раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик. — Погляди-ка вот на этих китайцев!

Зонтик был похож на большую китайскую чашу, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых стояли, кивая головами, маленькие китайцы.

— Сегодня надо будет принарядить к завтрашнему дню весь мир! — продолжал Оле. — Завтра святой день, воскресенье. Мне надо пойти на колокольню посмотреть, вычистили ли церковные карлики все колокола, иначе они плохо будут звонить завтра; потом надо в поле — посмотреть, смел ли ветер пыль с травы и листьев. Самая же трудная работа еще впереди: надо снять с неба и перечистить все звездочки. Я собираю их в свой передник, но приходится нумеровать каждую звездочку и каждую дырочку, где она сидела, чтобы потом разместить их как следует, иначе они плохо будут держаться и посыплются с неба одна за другой!

— Послушайте-ка, господин Оле-Лукойе! — сказал вдруг висевший на стене старый портрет. — Я прадедушка Яльмара и очень вам благодарен за то, что вы рассказываете мальчику сказки, но вы не должны извращать его понятий. Звезды нельзя снимать с неба и чистить. Звезды — такие же светила, как наша земля, тем-то они и хороши!

— Спасибо тебе, прадедушка! — отвечал Оле-Лукойе. — Спасибо! Ты — глава фамилии, «старая голова», но я все-таки постарше тебя! Я старый язычник; римляне и греки звали меня богом сновидений! Я имел и имею вход в знатнейшие дома и знаю, как обходиться и с большими, и с малыми! Можешь теперь рассказывать сам!

И Оле-Лукойе ушел, взяв под мышку свой зонтик.

— Ну, уж нельзя и высказать своего мнения! — сказал старый портрет.

Тут Яльмар проснулся.

Воскресенье

— Д обрый вечер! — сказал Оле-Лукойе.

Яльмар кивнул ему головкой, вскочил и повернул прадедушкин портрет лицом к стене, чтобы он опять не вмешался в разговор.

— А теперь расскажи мне сказки про пять зеленых горошин, родившихся в одном стручке, про петушиную ногу, которая ухаживала за куриной ногой, и про штопальную иглу, что воображала себя швейной иголкой.

— Ну, хорошенького понемножку! — сказал Оле-Лукойе. — Я лучше покажу тебе кое-что. Я покажу тебе своего брата, его тоже зовут Оле-Лукойе, но он ни к кому не является больше одного раза в жизни. Когда же явится, берет человека, сажает к себе на лошадь и рассказывает ему сказки. Он знает только две: одна так бесподобно хороша, что никто и представить себе не может, а другая так ужасна, что… да нет, невозможно даже и сказать — как!

Тут Оле-Лукойе приподнял Яльмара, поднес его к окну и сказал:

— Сейчас увидишь моего брата, другого Оле-Лукойе. Люди зовут его также смертью. Видишь, он вовсе не такой страшный, каким рисуют его на картинках! Кафтан на нем весь вышит серебром, что твой гусарский мундир; за плечами развевается черный бархатный плащ! Гляди, как он скачет в галоп!

И Яльмар увидал, как мчался во весь опор другой Оле-Лукойе и сажал к себе на лошадь и старых и малых. Одних он сажал перед собою, других позади, но сначала всегда спрашивал:

— Какие у тебя отметки за поведение?

— Хорошие! — отвечали все.

— Покажите-ка! — говорил он.

Приходилось показать, и вот тех, у кого были отличные или хорошие отметки, он сажал впереди себя и рассказывал им чудную сказку, а тех, у кого были посредственные или плохие, — позади себя, и эти должны были слушать ужасную сказку. Они тряслись от страха, плакали и хотели спрыгнуть с лошади, да не могли: они сразу крепко прирастали к седлу.

— Но ведь смерть — чудеснейший Оле-Лукойе! — сказал Яльмар. — И я ничуть не боюсь его!

— Да и нечего бояться! — сказал Оле. — Смотри только, чтобы у тебя всегда были хорошие отметки за поведение!

— Да, вот это поучительно! — пробормотал прадедушкин портрет. — Все-таки, значит, не мешает иногда высказать свое мнение!

Он был очень доволен.

Вот тебе и вся история об Оле-Лукойе! А вечером пусть он сам расскажет тебе еще что-нибудь.