У нас вчера появился долгожданный Оле-Лукойе с рисунками Виктора Пивоварова. Пока сигнал, но надеюсь. скоро будет и тираж.
самлое главное - книга удалась: и у нас получилось все, что хотелось и печать не подвела! Книга, что называется, сложилась.
Ганс Христиан Андерсен
Оле-Лукойе
пересказала с датского Ирина Токмакова
Художник Виктор Пивоваров
Издательство "Речь", 2013 год
ISBN 978-5-9268-1476-4
Твердый переплет (материал фактурный эфалин) + суперобложка (бумага, ламинированная матовой пленкой)
Матовая мелованная бумага на блоке
Цветные иллюстрации
32 полосы
Размер 160*209
Самое главное: книга практически вся сделана с оригинальных рисунков. А с оригиналами у книг этого художника беда. Поскольку знаю ситуацию очень хорошо, то могу сказать из шести, вышедших на сегодня книг, эта единственная, сделанная с оригиналов. То есть появился шанс увидеть эти иллюстрации такими, какими их видел сам художник, а не неизвестные нам печатники.
Книга делалась в очень тесном контакте с художником, под очень строгим контролем: до последнего момента что-то опускалось, что-то поднималось буквально до пары милимметров.
Еще перед началом работы художник предложил свой макет под твердый переплет. Он и был воспроизведен в итоге. В частности появилась суперобложка. Супер одно время был очень популярен, а сейчас что-то я давно не вижу его на детских (особенно) книгах. И классическое сочетание цветного яркого супера и строгого минималисткого переплета показалось чем-то свежим и очень хорошо легло на макет книги - сочетание ярких иллюстраций и подчеркнутого строгого "чистого" макета.
Вот фото макета
Материал самого переплета тоже не самый обычный - это фактурный эфалин, раньше применялся часто, сейчас немного подзабыт.
А это уже книга: суперобложка и сам переплет
Структура материала
Форзацы изначально, как видно на макете, задумывались другого оттенка, но когда книга сложилась, то стало видно, что цвет надо менять, в ходе работы с художником пришли к другому варианту.
Еще фото пока еще не книги, а макета
И специально для нашего нового издания, художник дорисовал домик на форзацы. Вот такой симпатичный, в картуше!
Теперь о тексте.
Про Оле-Лукуойе, я думаю, рассказывать излишне. Но предвижу вопрос: почему текст Токмаковой? Да, нам проще (и дешевле;) было бы брать Ганзен или Габбе, что в общем-то и планировалось. Но, иллюстрации рисовались именно под этот текст. И, когда прикинули, стало понятно, что брать надо только перевод Ирины Токмаковой, ибо не ложатся иные переводы под эти иллюстрации - слишком тесна их связь.
Ну, и лучше процитирую:
…Маленький Оле-Лукойе у Андерсена подсаживается к засыпающим детям, раскрывая над ними зонтик с картинками. И художник здесь же — ведь зонтик у них общий! А волшебные картинки с него переходят в детские сны. Оба колдуют. Художник Виктор Пивоваров колдует цветом: стихия сказки для него в радужном мерцании, таком же неуловимом, как балахончик и шапочка Оле. «Какого цвета?» — спрашивает Андерсен. А неизвестно, потому что они отливают всеми цветами радуги — то жёлтым, то красным, то лиловым.
В своих картинках-снах Пивоваров очень конкретен в деталях; кто же иначе поверит в эти уснувшие, не знающие законов притяжения миры, где, как в вакууме, без звука застыли стрекозы больше слона; где — кукольные домики, каравеллы, мыши во фраках уходят за край страницы. Действия нет — есть состояние, когда хочешь шагнуть, а ноги не движутся, и не можешь проснуться — весь во власти цветных снов...
Виктор Таубер
Как же поэтичны и образны сказки, которые нашёптывает Оле-Лукойе мальчику Яльмару, в пересказе детской писательницы Ирины Токмаковой! Её грифельная доска, на которой Яльмар с ошибками записал решение задачи, не просто в ярости. Хуже: у доски прямо разламывается спина! Кукла Берта у Токмаковой выходит замуж не за некую куклу мужского пола по имени Герман. Нет, белокурой Берте сделал предложение настоящий игрушечный матрос! А цветы на деревьях, выросших из комнатных растений после прикосновения волшебной палочки Оле-Лукойе, пахнут не только розами — целым весенним садом!
Ирина Токмакова пересказала сказку «Оле-Лукойе» Андерсена для самых маленьких читателей. Лишь вскользь она упомянула таинственного брата Оле-Лукойе, который приходит к людям один раз в жизни. И уж тем более не произнесла его имени. Ведь это совсем другая история — и её надо рассказывать, когда дети чуть-чуть подрастут.
Оксана Василиади
Творчество Виктора Пивоварова
я люблю выборочно, некоторые рисунки "пробирают" до глубины души, а мимо некоторых прохожу равнодушно, поэтому и книги у меня в библиотеке с его рисунками присутствуют очень выборочно.
"Оле-Лукойе" покупать не хотела, у меня не связано с этой книгой никаких детских ностальгических моментов, ну вот не было у меня её в детстве, но, к несчастью, она в детстве была у Трухиной.
А вы когда-нибудь пробовали от нее отбиться, когда она считает, что это вам "СРОЧНО НАДА"?!
Волею судеб появилась у меня книжка "Оле Лукойе"
, и я поняла справедливость фразы, что "книгу надо подержать в руках", никакие сканы или фото не позволят составить объективную картину.
Оказалось, что "Оле" мне просто НЕВЕРОЯТНО нравится, более того, когда мне подвернулся комплект открыток
(пусть и не полный) за смешную сумму 40 рублей, я, разумеется, хапнула не раздумывая.
Кстати, если кто-то пришлет сканы недостающих у меня 4 открыток (номера 5,6,8,13) буду весьма и весьма признательна!
Ужасно любопытно, что там на них изображено.
Г.-Х. Андерсен. "ОЛЕ-ЛУКОЙЕ"
Комплект открыток
.
("Советский художник", 1974 год, илл.В.Пивоварова
)
Где бывает Оле-Лукойе днём - это никому не известно, а вот по вечерам он приходит к ребятам.
Оле тихонечко открывает дверь и незаметно проскальзывает в комнату.
Оле обошел все цветочные горшки и дотронулся палочкой до каждого цветка.
И вот цветы стали расти, они доросли до самого потолка и сплелись там в зелёную беседку.
Нет, так не годится, - сказал Оле.- Давайте-ка займёмся гимнастикой.
Это укрепит ваше здоровье и вы сразу похорошеете.
И - представьте себе - после хорошего урока тимнастики буквы стали красавицами.
Оле и Яльмар сели в лодку на красивые скамеечки
и лебеди повезли их вдоль живописных берегов.
Подумать только - у самого самого окна плескалось море,
а у крыльца стоял на причале великолепный корабль.
Прошу вас сесть в мамин напёрсток, - сказала Мышка.
- Я отвезу вас на свадьбу. И они покатили на мышиную свадьбу.
Зал был полон гостей - расфранченных мышиных дам и элегантных мышиных кавалеров.
А посреди зала на красной сырной корке сидели молодые и принимали поздравления.
Яльмар забрался на стол. там стоял большой кукольный дом.
Окна его светились. Из окон доносилась торжественная музыка.
Оловянные солдатики салютовали каждому гостю троекратным залпом.
Какие там сказки, - проворчал Оле.
- Вот тебе зонтик и гляди себе на этих китайцев.
И Оле раскрыл над Яльмаром расписной китайский зонт.
Тсс, - сказал Оле-Лукойе.
-...Ты можешь повесить прадедушкин портрет на место, потому что я пришёл проститься с тобой.
Оказалось, что иллюстрации в книге и на открытках РАЗЛИЧАЮТСЯ.
Более того, на открытках есть те, которых НЕТ в книге.
Кому интересно, добро пожаловать под кат!
Сравниваем книгу
Г.-Х. Андерсен. "ОЛЕ-ЛУКОЙЕ"
("Детская литература", 1969 год, илл.В.Пивоварова
)
КНИГА ОТКРЫТКИ
Эти иллюстрации НЕ ВОШЛИ в книгу:
Сейчас можно купить замечательное переиздание от "Речи".
August 28th, 2013
Г. Х. Андерсен "Оле-Лукойе"
Картинки Г.А.В. Траугот
Изд-во "Малыш" Москва, 1971 год
Тираж 150 000 экземпляров
Книга казалась волшебной в раннем детстве и прежде всего из-за иллюстраций. Нереальные виды, мягкие линии, сложные композиции, которые можно было внимательно рассматривать и находить новые и непонятные детали - все это завораживало. Разбиение книги по дням недели, два вида иллюстраций: титульные для дней недели - более строгие, с минимумом цветов, и цветные внутри сказок... Много есть хороших художников, но создать у ребенка ощущение сказки - это настоящее, большое мастерство!
Так как практически на каждой странице есть иллюстрации, далее вся книжка.
Восприятие ребенка и восприятие взрослого это две разные вещи. Поэтому я выкладываю прежде всего СВОИ детские книги (будет время отсканирую и другие не менее прекрасные и ценные, но уже с ними у меня ничего детского не связано). Главный заказчик, "потребитель" для детского художника - ребенок, поэтому я пишу свои детские впечатления связанные с той или иной книгой. Я считаю это важным.
Другое дело, что меня спрашивают "А как же ты все помнишь?". А я и не помню! Конечно я не все помню, помню смутно, сейчас уже домысливаю, но все равно главные впечатления остались в памяти. Эта книга одна из самых "ярких" произведений моего раннего детства.
Сканы в разном разрешении можно посмотреть в Альбоме "Детские книги - Траугот" на Яндекс-фотках
О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Как я уже упомила в начале эта книга одно из самых "ярких" произведений моего раннего детства. Трауготы - это космос, высший класс.И не только из-за профессионализма художественного исполнения. Это иллюстрации со смыслом, со своей философией, пронизанные мыслью художника (до конца мною не понятой, возможно).
Я смутно помню свои детские ощущения и мысли сначала при разглядывании, потом чтении этой книги. Взгляните на титульный лист, мы видим всадника скачущего между колоннами, развивается плащ, какие-то волнистые линии... если уж говорить совсем просто - это зад лошади, ни больше ни меньше. Но эта картинка заставляла меня воображать, фантазировать. Что там? Кто скачет? Я думал, что это рыцарь. Почему? Не знаю. Просто у меня были солдатик - рыцарь на коне, великолепно выполненный, весь в амуниции, с копьем, со множеством деталей - мне казалось что может быть рыцарь подходит на эту роль. Я считал что это может быть Оле-Лукойе, а может сам Андерсен. Много ли детских художников, которые не просто создают "сопроводиловку" к тексту, а заставляет ребенка думать? Мне сейчас, как взрослому человеку, интересно, а что было в голове у художника когда он создавал такую иллюстрацию для титульной страницы? Как он вообще объяснил в издательствах, что дети младшего возраста должны начинать книжку с "зада лошади"? Возможно это символ "вхождения" в книгу.
А иллюстрация с курицей. Почему там карты? Свечка? Обратите внимание слева - корабль на колесах. Это волшебное превращение повозки на которой путешествовала курица? Не знаю, и к сожалению не узнаю. Но остаются великолепные работы в которых всё и семья, и питерская атмосфера, и что-то гофмановское и... и...
Эта книга вообще проект с большим размахом. Сейчас мне трудно даже вспомнить что-то современное, что включает в себя такую деталировку и такой нестандартный и концептуальный подход:
- формат. книга квадратная, уже нестандарт (из-за чего и пострадал сильно обложка, так как дома не вписывалась ни в одну полку, ни в один шкаф). Отличная, плотная бумага бумага.
- практически идеальное сочетание автора и иллюстраторов. Ни то чтобы Трауготы лучшие для Андерсена, но, возможно, лучшие для Оле-Лукойе. Книга о снах, о иллюзиях и, здесь, их лёгкие, воздушные образы, сложные композиции при некой нереальности рисунка очень к месту.
- Вы обратили внимание на вводную часть, я там написал «Картинки Г.А.В. Траугот», ни то что бы я не знаю слова «иллюстрации», но именно так в тексте! Именно так на титульной странице. Мелочь? Или не мелочь? Практически во всех книгах вы найдете "Иллюстрации того-то" "Рисунки" или "Художник тот-то". Употребляют термины "иллюстрации" или "рисунки", никогда "картинки". Картинки это слишком по-детски, слишком "простонародно" если хотите. Но Трауготы пишут "картинки". Конечно в детстве я на это не обращал внимание, меня больше волновал вопрос кто там на коне скачет, но сейчас я это замечаю.
- титульная страница тоже загадка, повторюсь про «зад коня» я уже писал.
- более того здесь два титула (или если хотите форзац и титул - хотя какой тут форзац?), на первом уже упомянутый мной зад лошади и «Г.Х. Андерсен. Оле-Лукойе» (на другой стороне цветная иллюстрация, обратная сторона обложки). На другом: белый разворос, с одной стороны - издательство Малыш, с другой стороны - картинка со скрипачом «Г.Х. Андерсен. Оле-Лукойе. Картинки Г.А.В. Траугот». С точки зрения самой экономной экономики - нелогично, зачем тратить столько бумаги, ничего нового эти титулы не говорят, и так понят кто автор и как называется произведение? А с точки зрения книги-проекта со своим смыслом и настроением…
- Разбиение книги по дням недели, два вида иллюстраций: титульные для дней недели - более строгие, с минимумом цветов, и цветные внутри сказок. Множество графических элементов - инициалы, в конце глав миниатура
- две страницы цветные - все белые (сейчас уже желтые). А вот с лебедями голубая, там картинка на разворот. И с ласточкой голубая там снова картинка на разворот. при этом больше цветных страниц нет, не стали перегибать.
тут целую статью про книгу можно написать (напоследок - даже тиража была два с разными обложками), ну нет времени долго писать. Это высокий класс, и класс не только в иллюстрациях, класс в самом подходе.
О художнике
Этих художников представлять не нужно, но думаю не все кто заходит посмотреть иллюстрации знают о них подробную информацию. И вообще что такое "ГАВ"?
Г.А.В. Траугот — коллективный псевдоним трех мастеров книжной графики, Георгия (1903—1961), Александра (1931) и Валерия (1936—2009) Трауготов.Трауготы начали работу в области детской книжной иллюстрации в 1956 году; это была книга «686 забавных превращений». Первые книги они иллюстрировали все вместе, втроем — отец и братья. Рисунки подписывали, соответственно, тремя инициалами: Г. А. В. — Георгий, Александр, Валерий. После трагической гибели Г. Н. Траугота в 1961 году его сыновья оставили имя отца в своей росписи, подразумевая следование выработанной втроем стилистике и тем самым словно работая вместе с отцом.
«Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше искусство. Так же, как музыканты, которые оркестр, и так же, как цирковые акробаты. Цирк и оркестр — в этих сферах нельзя сфальшивить, сработать вполсилы...». К такой работе братьев приучил с детства отец. Они называли Георгия Николаевича своим главным учителем.
Под подписью Г.А.В. Траугот иллюстрированы любимые детьми всего мира сказки замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Анднерсена, произведения Мориса Метерлинка, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Наука любить» Овидия, «Золотой осел» Апулея, сказки братьев Гримм и Гауфа, сказки Шарля Перро, русские народные сказки, кубинские, камбоджийские, китайские и японские сказки, произведения Пушкина, Аксакова, Толстого, Набокова, Гумилева, Булгакова, произведения немецких, английских, французских, китайских, венгерских, американских, польских и других замечательных писателей мира.Работы художников регулярно участвуют в российских и зарубежных выставках книг и иллюстраций, часть из них находится в частных и государственных собраниях и музеях Москвы (в том числе в Третьяковской галерее), Санкт-Петербурга (в том числе в Эрмитаже), Твери, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Иркутска, Красноярска, Рязани, Калининграда и разных городах мира.
В 2009 году не стало Валерия Траугота.
(источник Kid Reader)
Другие публикации с иллюстрациями Г.А.В. Траугот :
- автор traugot_g_a_v - Журнал посвященный ГАВ Траугот - очень много материалов о
- автор madame_roland - Г. А. В. Траугот - Пушкин "Маленькие трагедии" - тот же Пушкин, те же Трауготы.
- ссылка не в ЖЖ, но рекомендую ее посмотреть "Медный всадник" с илл. ГАВ Траугот . тот же Пушкин, но не те же Трауготы.
- автор - Андерсен "Оле-Лукойе". Рисунки Г.А.В. Траугот ("Малыш", 1971 г.)
- автор koroleni - К.С. Льюис. "Лев, колдунья и платяной шкаф". Рисунки Г.А.В. Траугот
- автор petson - К.С. Льюис. Лев, Колдунья и платяной шкаф. Иллюстрации братьев Траугот
- автор polny_shkaf - Д. Хайкин и Г. А. В. Траугот иллюстрирут сказку С. Прокофьевой
- автор polny_shkaf - 686 забавных превращений. Художники Г. и А. Траугот. Л.: Художник РСФСР. 1956 г.
- автор babs71 - Г. А. В. Траугот. "Книжный" фарфор
- автор kievljanka - Сказка про лунный свет. Г.А.В. Траугот
- автор
Название
Сказки Андерсена
Автор
Г.Х.Андерсен
Иллюстратор
Takeo Takei
Год издания
1928
Издательство
???
Название
Сказки Андерсена
Автор
Г.Х.Андерсен
Иллюстратор
Kay Nielsen
Год издания
1924
Издательство
Hodder & Stoughton
Название
Оле-Лукойе
Автор
Г.Х.Андерсен
Перевод
А.Ганзен
Иллюстратор
Г.А.В.Траугот
Год издания
1971
Издательство
Малыш
Название
Новое платье короля
|
Название
Сказки Г.Х.Андерсена
|
Название
Оле-Лукойе
|
Название
Сказки и истории
|
Название
Сказки
|
Название
Оле-Лукойе
|
Название
Сказки Г.Х.Андерсена
|
Название
Оле-Лукойе
|
Сказка
Н икто в свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то рассказывать!
Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. Он обут в одни чулки и тихо-тихо поднимется по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из нее тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уж не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки. Подует, и головки у них сейчас отяжелеют. Боли при этом никакой: у Оле-Лукойе нет злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Вот он и уложит их, а потом уж начнет рассказывать сказки.
Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель; одет он чудесно — на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета: он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развертывает над нехорошими детьми; эти спят всю ночь, как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!
Послушаем же о том, как Оле-Лукойе навещал каждый вечер одного маленького мальчика Яльмара и рассказывал ему сказки! Это будет целых семь сказок: в неделе ведь семь дней.
Понедельник
— Н у вот, — сказал Оле-Лукойе, уложив Яльмара в постель, — теперь разуберем комнату!
И в один миг все комнатные цветы и растения выросли в большие деревья, которые протянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку; вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветки деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а вкусом слаще варенья; плоды же блестели, как золотые. Еще на деревьях были пышки, которые чуть не лопались от изюмной начинки. Просто чудо что такое! Вдруг поднялись ужасные стоны в ящике стола, где лежали учебные принадлежности Яльмара.
— Что там такое! — сказал Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.
Оказалось, что это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были распасться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно собачка; он очень желал помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь Яльмара; просто ужас брал, слушая ее! На каждой странице, в начале каждой строки, стояли чудесные большие и рядом с ними маленькие буквы — это была пропись; возле же шли другие, воображавшие, что держатся так же твердо. Их писал сам Яльмар, и они, казалось, спотыкались об линейки, на которых должны были бы стоять.
— Вот как надо держаться! — говорила пропись. — Вот так, с легким наклоном направо!
— Ах, мы бы и рады, — отвечали буквы Яльмара, — да не можем! Мы такие плохонькие!
— Так я угощу вас детским порошком! — сказал Оле-Лукойе.
— Ай, нет, нет! — закричали они и выпрямились так, что любо!
— Ну, теперь нам не до сказок! — сказал Оле-Лукойе. — Будем-ка упражняться! Раз-два! Раз-два!
И он довел буквы Яльмара до того, что они стояли ровно и бодро, как любая пропись. Но когда Оле-Лукойе ушел, и Яльмар утром проснулся, они смотрелись такими же жалкими, как прежде.
Вторник
К ак только Яльмар улегся, Оле-Лукойе дотронулся своею волшебною спринцовкой до комнатной мебели, и все вещи сейчас же начали болтать между собою; все, кроме плевательницы, — эта молчала и сердилась про себя на их суетность говорить только о себе да о себе и даже не подумать о той, что так скромно стоит в углу и позволяет в себя плевать!
Над комодом висела большая картина в золоченой раме; на ней была изображена красивая местность: высокие, старые деревья, трава, цветы и большая река, убегавшая мимо чудных дворцов за лес, в далекое море.
Оле-Лукойе дотронулся волшебною спринцовкой до картины, и нарисованные на ней птицы запели, ветви деревьев зашевелились, а облака понеслись по небу; видно было даже, как скользила по картине их тень.
Затем Оле приподнял Яльмара к раме, и мальчик стал ногами прямо в высокую траву. Солнышко светило на него сквозь ветви деревьев, он побежал к воде и уселся в лодочку, которая колыхалась у берега. Лодочка была выкрашена красною и белою краской, паруса блестели, как серебряные, и шесть лебедей в золотых коронах, с сияющими голубыми звездами на головах повлекли лодочку вдоль зеленых лесов, где деревья рассказывали о разбойниках и ведьмах, а цветы — о прелестных маленьких эльфах и о том, что рассказывали им бабочки.
Чудеснейшие рыбы с серебристою и золотистою чешуей плыли за лодкой, ныряли и плескали в воде хвостами; красные, голубые, большие и маленькие птицы летели за Яльмаром двумя длинными вереницами; комары танцевали, а майские жуки гудели — всем хотелось провожать Яльмара, и у каждого была для него наготове сказка.
Да, вот так было плаванье!
Леса то густели и темнели, то становились похожими на чудеснейшие сады, освещенные солнцем и усеянные цветами. По берегам реки лежали большие хрустальные и мраморные дворцы; на балконах их стояли принцессы, и все это были знакомые Яльмару девочки, с которыми он часто играл.
Все они протягивали ему руки, и каждая держала в правой руке славного обсахаренного пряничного поросенка. Яльмар, проплывая мимо, схватывался за один конец пряника, принцесса крепко держалась за другой, и пряник разламывался пополам — каждый получал свою долю, но Яльмар побольше, принцесса поменьше. У всех дворцов стояли на часах маленькие принцы; они отдавали Яльмару честь золотыми саблями и осыпали дождем изюма и оловянных солдатиков — вот что значит настоящие принцы!
Яльмар плыл через леса, через какие-то огромные залы и города… Проплыл он и через тот город, где жила его старая няня, которая нянчила его, когда он был еще малюткой, и очень любила его. И вот он увидел ее: она кланялась, посылала ему рукою воздушные поцелуи и пела хорошенькую песенку, которую сама сложила и прислала Яльмару:
Мой Яльмар, тебя вспоминаю
Почти каждый день, каждый час!
Сказать не могу, как желаю
Тебя увидать вновь хоть раз!
Тебя ведь я в люльке качала,
Учила ходить, говорить,
И в щечки, и в лоб целовала,
Так как мне тебя не любить!
Люблю тебя, ангел ты мой дорогой!
Да будет вовеки Господь Бог с тобой!
И птички подпевали ей, цветы приплясывали, а старые ивы кивали головами, как будто Оле-Лукойе и им рассказывал сказку.
Среда
Н у и дождь лил! Яльмар слышал этот страшный шум даже во сне; когда же Оле-Лукойе открыл окно, оказалось, что вода стояла вровень с окном. Целое озеро! Зато к самому дому причалил великолепнейший корабль.
— Хочешь прокатиться, Яльмар? — спросил Оле. — Побываешь ночью в чужих землях, а к утру — опять дома!
И вот Яльмар, разодетый по-праздничному, очутился на корабле. Погода сейчас же прояснилась, и они поплыли по улицам, мимо церкви — кругом было сплошное огромное озеро. Наконец они уплыли так далеко, что земля совсем скрылась из глаз. По поднебесью неслась стая аистов; они тоже собрались в чужие теплые края и летели длинною вереницей, один за другим. Они были в пути уже много-много дней, и один из них так устал, что крылья почти отказывались ему служить. Он летел позади всех, потом отстал и начал опускаться на своих распущенных крыльях все ниже и ниже, вот взмахнул ими еще раза два, но все напрасно! Скоро он задел за мачту корабля, скользнул по снастям и — бух! — стал прямо на палубу.
Юнга подхватил его и посадил в птичник к курам, уткам и индейкам. Бедняга аист стоял и уныло озирался кругом.
— Ишь какой! — сказали куры.
А индюк надулся, как только мог, и спросил у аиста, кто он таков; утки же пятились, подталкивали друг друга и крякали.
И аист рассказал им о жаркой Африке, о пирамидах и страусах, которые носятся по пустыне с быстротой диких лошадей, но утки ничего этого не поняли и опять стали подталкивать одна другую:
— Ну, не глуп ли он?
— Конечно, глуп! — сказал индюк и сердито забормотал. Аист замолчал и стал думать о своей Африке про себя.
— Какие у вас чудесные тонкие ноги! — сказал индюк. — Почем аршин?
— Кряк! Кряк! Кряк! — закрякали смешливые утки, но аист как будто и не слыхал.
— Могли бы и вы посмеяться с нами! — сказал аисту индюк. — Очень забавно было сказано! Да куда, это, верно, слишком низменно для него! Вообще нельзя сказать, чтобы он отличался понятливостью! Что ж, будем забавлять самих себя!
И курицы кудахтали, утки крякали, и это их ужасно забавляло.
Но Яльмар подошел к птичнику, открыл дверцу, поманил аиста, и тот выпрыгнул к нему на палубу — теперь он успел отдохнуть. И вот аист как будто поклонился Яльмару в знак благодарности, взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края. А курицы закудахтали, утки закрякали, индюк же так надулся, что гребешок у него весь налился кровью.
— Завтра из вас сварят суп! — сказал Яльмар и проснулся опять в своей маленькой кроватке.
Славное путешествие сделали они ночью с Оле-Лукойе!
Четверг
— З наешь что? — сказал Оле-Лукойе. — Только не испугайся! Я сейчас покажу тебе мышку! — И правда, в руке у него была прехорошенькая мышка. — Она явилась пригласить тебя на свадьбу! Две мышки собираются сегодня ночью вступить в брак. Живут они под полом мамашиной кладовой. Чудесное помещение, говорят!
— А как же я пройду сквозь маленькую дырочку в полу? — спросил Яльмар.
— Уж положись на меня! — сказал Оле-Лукойе. — Ты у меня сделаешься маленьким.
И он дотронулся до мальчика своею волшебною спринцовкой. Яльмар вдруг стал уменьшаться, уменьшаться и, наконец, сделался величиною всего с пальчик.
— Теперь можно будет одолжиться мундиром у оловянного солдатика. Я думаю, этот наряд будет вполне подходящим: мундир так красит, ты же идешь в гости!
— Ну, хорошо! — согласился Яльмар и был наряжен чудеснейшим оловянным солдатиком.
— Не угодно ли вам сесть в наперсток вашей матушки! — сказала Яльмару мышка. — Я буду иметь честь отвезти вас.
— Ах, неужели вы сами будете беспокоиться, барышня? — сказал Яльмар, и они поехали на мышиную свадьбу.
Проскользнув в дырочку, прогрызенную мышами в полу, они попали сначала в длинный узкий проход-коридор, в котором как раз только и можно было проехать в наперстке. Коридор был иллюминирован гнилушками.
— Ведь чудный запах? — спросила мышка-возница. — Весь коридор смазан салом! Что может быть лучше?
Наконец добрались и до самой залы, где праздновалась свадьба. Направо, перешептываясь и пересмеиваясь между собой, стояли все мышки-дамы, а налево, покручивая лапками усы, — мышки-кавалеры. По самой же середине, на выдолбленной корке сыра, возвышались жених с невестой и целовались на глазах у всех: они были ведь обручены и готовились вступить в брак.
А гости все прибывали да прибывали; мыши чуть не давили друг друга насмерть, и вот счастливая парочка поместилась в самых дверях, так что никому больше нельзя было ни войти, ни выйти. Зала, как и коридор, вся была смазана салом; другого угощенья и не было; в виде же десерта гостей обносили горошиной, на которой одна родственница новобрачных выгрызла их имена, то есть, конечно, всего-навсего две первые буквы. Диво, да и только!
Все мыши объявили, что свадьба была великолепная и что время проведено очень приятно.
Яльмар поехал домой. Довелось и ему побывать в знатной компании, зато пришлось порядком съежиться и облечься в мундир оловянного солдатика.
Пятница
— П росто не верится, сколько есть пожилых людей, которым страх как хочется залучить меня к себе! — сказал Оле-Лукойе. — Особенно желают этого те, кто сделал что-нибудь дурное. «Добренький, миленький Оле, — говорят они мне, — мы просто не можем сомкнуть глаз, лежим без сна всю ночь напролет и видим вокруг себя все свои дурные дела. Они, точно гадкие, маленькие тролли, сидят по краям постели и брызжут на нас кипятком. Мы бы с удовольствием заплатили тебе, Оле, — добавляют они с глубоким вздохом. — Спокойной же ночи, Оле! Деньги на окне!» Да что мне деньги! Я ни к кому не прихожу за деньги!
— За что бы нам взяться сегодня ночью? — спросил Яльмар.
— Не хочешь ли опять побывать на свадьбе? Только не на такой, как вчера. Большая кукла твоей сестры, та, что одета мальчиком и зовется Германом, хочет повенчаться с куклой Бертой; кроме того, сегодня день рождения куклы и потому готовится много подарков!
— Знаю, знаю! — сказал Яльмар. — Как только куклам понадобится новое платье, сестра сейчас празднует их рождение или свадьбу. Это уж было сто раз!
— Да, а сегодня ночью будет сто первый и, значит, последний! Оттого и готовится нечто необыкновенное. Взгляни-ка!
Яльмар взглянул на стол. Там стоял домик из картона; окна были освещены, и все оловянные солдатики держали ружья на караул. Жених с невестой задумчиво сидели на полу, прислонившись к ножке стола; да, им таки было о чем задуматься! Оле-Лукойе, наряженный в бабушкину черную юбку, обвенчал их, и вся комнатная мебель запела, на мотив марша, забавную песенку, которую написал карандаш:
Затянем песенку дружней,
Как ветер пусть несется!
Хотя чета наша, ей-ей,
Ничем не отзовется.
Из лайки оба и торчат
На палках без движенья,
Зато роскошен их наряд —
Глазам на загляденье!
Итак, прославим песней их:
Ура! Невеста и жених!
Затем молодые получили подарки, но отказались от всего съедобного: они были сыты своей любовью.
— Что ж, поехать нам теперь на дачу или отправиться за границу? — спросил молодой.
На совет пригласили ласточку и старую курицу, которая уже пять раз была наседкой. Ласточка рассказала о теплых краях, где зреют сочные, тяжелые виноградные кисти, где воздух так мягок, а горы расцвечены такими красками, о каких здесь не имеют и понятия.
— Там нет зато нашей зеленой капусты! — сказала курица. — Раз я со всеми своими цыплятами провела лето в деревне; там была целая куча песка, в котором мы могли рыться и копаться сколько угодно! Кроме того, нам был открыт вход в огород с капустой! Ах, какая она была зеленая! Не знаю, что может быть красивее!
— Да ведь один кочан похож на другой как две капли воды! — сказала ласточка. — К тому же здесь так часто бывает дурная погода.
— Ну, к этому можно привыкнуть! — сказала курица.
— А какой тут холод! Того и гляди замерзнешь! Ужасно холодно!
— То-то и хорошо для капусты! — сказала курица. — Да, наконец, и у нас бывает тепло! Ведь четыре года тому назад лето стояло у нас целых пять недель! Да какая жарища-то была! Все задыхались! Кстати сказать, у нас нет тех ядовитых животных, как у вас там! Нет и разбойников! Надо быть никуда не годным созданьем, чтобы не находить нашу страну самою лучшею в мире! Такое созданье недостойно и жить в ней! — Тут курица заплакала. — Я ведь тоже путешествовала, как же! Целых двенадцать миль проехала в бочонке! И никакого удовольствия нет в путешествии!
— Да, курица — особа вполне достойная! — сказала кукла Берта. — Мне тоже вовсе не нравится ездить по горам, — то вверх, то вниз, то вверх, то вниз! Нет, мы переедем на дачу, в деревню, где есть песочная куча, и будем гулять в огороде с капустой.
На том и порешили.
Суббота
— А
сегодня будешь рассказывать? — спросил Яльмар, как только Оле-Лукойе уложил его в постель.
— Сегодня некогда! — ответил Оле и раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик. — Погляди-ка вот на этих китайцев!
Зонтик был похож на большую китайскую чашу, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых стояли, кивая головами, маленькие китайцы.
— Сегодня надо будет принарядить к завтрашнему дню весь мир! — продолжал Оле. — Завтра святой день, воскресенье. Мне надо пойти на колокольню посмотреть, вычистили ли церковные карлики все колокола, иначе они плохо будут звонить завтра; потом надо в поле — посмотреть, смел ли ветер пыль с травы и листьев. Самая же трудная работа еще впереди: надо снять с неба и перечистить все звездочки. Я собираю их в свой передник, но приходится нумеровать каждую звездочку и каждую дырочку, где она сидела, чтобы потом разместить их как следует, иначе они плохо будут держаться и посыплются с неба одна за другой!
— Послушайте-ка, господин Оле-Лукойе! — сказал вдруг висевший на стене старый портрет. — Я прадедушка Яльмара и очень вам благодарен за то, что вы рассказываете мальчику сказки, но вы не должны извращать его понятий. Звезды нельзя снимать с неба и чистить. Звезды — такие же светила, как наша земля, тем-то они и хороши!
— Спасибо тебе, прадедушка! — отвечал Оле-Лукойе. — Спасибо! Ты — глава фамилии, «старая голова», но я все-таки постарше тебя! Я старый язычник; римляне и греки звали меня богом сновидений! Я имел и имею вход в знатнейшие дома и знаю, как обходиться и с большими, и с малыми! Можешь теперь рассказывать сам!
И Оле-Лукойе ушел, взяв под мышку свой зонтик.
— Ну, уж нельзя и высказать своего мнения! — сказал старый портрет.
Тут Яльмар проснулся.
Воскресенье
— Д обрый вечер! — сказал Оле-Лукойе.
Яльмар кивнул ему головкой, вскочил и повернул прадедушкин портрет лицом к стене, чтобы он опять не вмешался в разговор.
— А теперь расскажи мне сказки про пять зеленых горошин, родившихся в одном стручке, про петушиную ногу, которая ухаживала за куриной ногой, и про штопальную иглу, что воображала себя швейной иголкой.
— Ну, хорошенького понемножку! — сказал Оле-Лукойе. — Я лучше покажу тебе кое-что. Я покажу тебе своего брата, его тоже зовут Оле-Лукойе, но он ни к кому не является больше одного раза в жизни. Когда же явится, берет человека, сажает к себе на лошадь и рассказывает ему сказки. Он знает только две: одна так бесподобно хороша, что никто и представить себе не может, а другая так ужасна, что… да нет, невозможно даже и сказать — как!
Тут Оле-Лукойе приподнял Яльмара, поднес его к окну и сказал:
— Сейчас увидишь моего брата, другого Оле-Лукойе. Люди зовут его также смертью. Видишь, он вовсе не такой страшный, каким рисуют его на картинках! Кафтан на нем весь вышит серебром, что твой гусарский мундир; за плечами развевается черный бархатный плащ! Гляди, как он скачет в галоп!
И Яльмар увидал, как мчался во весь опор другой Оле-Лукойе и сажал к себе на лошадь и старых и малых. Одних он сажал перед собою, других позади, но сначала всегда спрашивал:
— Какие у тебя отметки за поведение?
— Хорошие! — отвечали все.
— Покажите-ка! — говорил он.
Приходилось показать, и вот тех, у кого были отличные или хорошие отметки, он сажал впереди себя и рассказывал им чудную сказку, а тех, у кого были посредственные или плохие, — позади себя, и эти должны были слушать ужасную сказку. Они тряслись от страха, плакали и хотели спрыгнуть с лошади, да не могли: они сразу крепко прирастали к седлу.
— Но ведь смерть — чудеснейший Оле-Лукойе! — сказал Яльмар. — И я ничуть не боюсь его!
— Да и нечего бояться! — сказал Оле. — Смотри только, чтобы у тебя всегда были хорошие отметки за поведение!
— Да, вот это поучительно! — пробормотал прадедушкин портрет. — Все-таки, значит, не мешает иногда высказать свое мнение!
Он был очень доволен.
Вот тебе и вся история об Оле-Лукойе! А вечером пусть он сам расскажет тебе еще что-нибудь.