Первый ночной таран в годы. Виктор Талалихин: ас, первым совершивший ночной воздушный таран

Таран как прием воздушного боя остается последним аргументом, к которому летчики прибегают в безвыходной ситуации. Остаться в живых после него удается не всем. Тем не менее, некоторые наши летчики прибегали к нему по нескольку раз.

Первый в мире таран

Первый в мире воздушный таран совершил автор «мертвой петли» штабс-капитан Петр Нестеров. Ему было 27 лет, и он, совершив в начала войны 28 боевых вылетов, считался опытным пилотом.
Нестеров давно считал, что вражеский аэроплан можно уничтожить, ударив по плоскостям колесами. Это было вынужденной мерой - в начале войны самолеты не оснащались пулеметами, и авиаторы летали на задание с пистолетами и карабинами.
8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров протаранил тяжелый австрийский самолет под управлением Франца Малины и барона Фридриха фон Розенталя, который летал над русскими позициями, совершая разведку.
Нестеров на легком и быстром аэроплане «Моран» поднялся в воздух, догнал «Альбатрос» и протаранил его, нанеся удар сверху вниз в хвостовое оперение. Произошло это на глазах местных жителей.
Австрийский самолет потерпел крушение. При ударе Нестеров, который торопился взлететь и не пристегнулся ремнями безопасности, вылетел из кабины и разбился. По другой версии – Нестеров выбросился из разбитого самолета сам, в надежде уцелеть.

Первый таран Финской войны

Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.

Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей.
Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.
Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

Первый таран Великой Отечественной

Считается, что первый таран Великой Отечественной был совершен 31-летним старшим лейтенантом Иваном Ивановым, который 22 июня 1941 года в 4:25 утра на И-16 (по другим данным – на И-153) над аэродромом Млынов близ Дубно протаранил бомбардировщик «Хейнкель», после чего оба самолета упали. Иванов погиб. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его первенство оспаривают несколько летчиков: младший лейтенант Дмитрий Кокорев, который в районе Замбро протаранил «Мессершмитт» через 20 минут после подвига Иванова и остался жив.
22 июня в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб над Западной Украиной (Станислав), взяв на таран «Юнкерс-88».
Еще через 45 минут над Выгодой погиб неизвестный пилот на У-2, протаранив «Мессершмитт».
В 10 утра над Брестом протаранил «Мессер» и выжил лейтенант Петр Рябцев.
Некоторые пилоты прибегали к тарану по нескольку раз. Герой Советского Союза Борис Ковзан совершил 4 тарана: над Зарайском, над Торжком, над Лобницей и Старой Руссой.

Первый «огненный» таран

«Огненным» тараном называют прием, когда пилот направляет подбитый самолет на наземные цели. Все знают подвиг Николая Гастелло, который направил самолет на танковую колонну с цистернами горючего. Но первый «огненный» таран был совершен 22 июня 1941 года 27-летним старшим лейтенантом Петром Чиркиным из 62-го штурмового авиационного полка. Чиркин направил подбитый И-153 на колонну немецких танков, приближавшуюся к городу Стрый (Западная Украина).
Всего же за годы войны его подвиг повторили больше 300 человек.

Первый женский таран

Советская летчица Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. 12 сентября 1941 года совершила три вылета. Возвращаясь с задания в районе Ромны, была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года. За подвиг Екатерина Зеленко была награждена орденом Ленина, а в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый таран реактивным самолетом

Уроженец Сталинграда капитан Геннадий Елисеев совершил свой таран на истребителе МиГ-21 28 ноября 1973 года. В этот день в воздушное пространство Советского Союза над Муганской долиной Азербайджана вторгся иранский «Фантом-II», который производил разведку по заданию США. Капитан Елисеев вылетел на перехват с аэродрома в Вазиани.
Ракеты «воздух-воздух» не дали нужного результата: «Фантом» выпустил тепловые ловушки. Чтобы выполнить приказ, Елисеев решился на таран и нанес крылом удар по хвостовому оперению «Фантома». Самолет потерпел крушение, его экипаж был задержан. МиГ Елисеева стал снижаться и врезался в гору. Геннадию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Экипаж разведывательного самолета – американского полковника и пилота-иранца через 16 дней выдали властям Ирана.

Первый таран транспортного самолета

18 июля 1981 года транспортный самолет аргентинской авиакомпании «Канадэр CL-44» нарушил границу СССР над территорией Армении. На борту самолета находился швейцарский экипаж. Перед заместителем эскадрильи летчиком Валентином Куляпиным была поставлена задача посадить нарушителей. На требования летчика швейцарцы не реагировали. Тогда поступил приказ сбить самолет. Дистанция между Су-15ТМ и «транспортником» была мала запуска ракет Р-98М. Нарушитель уходил в сторону границы. Тогда Куляпин решил идти на таран.
Со второй попытки он ударил фюзеляжем по стабилизатору «Канадэра», после чего благополучно катапультировался из поврежденного самолета, а «аргентинец» свалился в штопор и упал всего в двух километрах от границы, его экипаж погиб. Позже выяснилось, что самолет вез оружие.
За подвиг летчика наградили орденом Красной Звезды.

Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русскими. 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитые лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, протаранив австрийский "Альбатрос". Первый в мире ночной таран был осуществлен также русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик "Савойя-Маркетти" S.M.81.

Четыре года спустя в ходе Великой Отечественной войны в битве за Москву подвиг Степанова повторил младший лейтенант Виктор Талалихин.

В ночь на 7 августа 1941 года расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его И-16 (о нём - ТуТ), отрубивший винтом хвостовое оперение Hе-111, стал падать, но лётчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Талалихина подобрали местные жители, оказали первую помощь и помогли добраться до своей части.

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо".
Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета..."

Лейтенант был опытным лётчиком. Но подавить стрелка в хвосте "Хейнкеля" не сумел. В запале боя лейтенант не помнил, что главное не любой ценой сбить бомбардировщик, а не дать ему выполнить задание и вернуться живым, сохранив свою машину.

Зато он был бесстрашен и полон решимости победить: "В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Талалихину повезло - ночные прыжки опасны. Он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь, не дав запутаться в стропах и утонуть..

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета нашли трупы награжденного железным крестом подполковника и трех членов экипажа.

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года ему исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб - во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая но яркая жизнь.

27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Подольска Московской области. Возле деревни Каменки Виктор повел группу на штурмовку позиций противника. В это время из-за облаков на наши самолеты обрушилось 6 вражеских истребителей Me-109. Завязался воздушный бой. Талалихин первым атаковал и сбил один "мессершмитт", но тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Самолет Талалихина вздрогнул и штопором пошел вниз.

Долгое время считалось, что это был первый ночной таран в небе Москвы, однако это не совсем так - ещё 29 Июля лётчик 27-го авиаполка П. В. Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. Это и был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 Сентября 1995 года П. В. Еремееву посмертно присвоено звание Героя России

Вопреки часто встречаемым утверждениям впервые ночной воздушный таран осуществил не Виктор Талалихин, а другой русский летчик. Евгений Степанов в октябре 1937 г. протаранил бомбардировщик SM-81 над Барселоной.

Он сражался в Испании на стороне республиканцев во время Гражданской войны. Вскоре после начала Великой Отечественной ночной таран прославит молодого летчика Талалихина.
Сейчас историки пишут, что в Великую Отечественную первый ночной таран осуществил Петр Еремеев, служивший в Подмосковье в 27-м авиаполку. Он сбил Ju-88 в ночь с 28-го на 29 июля над Истринским районом. Еремеев погиб за несколько недель до Талалихина - в начале октября 1941 г. Однако его подвиг так и не стал широко известен, а звание Героя он получил посмертно только в 1995 г. Талалихин же стал символом героизма советских летчиков.

Мечты о небе

В семнадцать лет в сентябре 1935 г. Талалихин записался в планерный кружок. К этому времени за плечами у будущего аса были средняя школа и школа фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате, где юноша потом работал. Возможно, примером для Талалихина послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. Но в 30-е годы многие советские мальчишки мечтали о небе.
Через несколько месяцев после начала обучения в кружке Талалихин писал в заводской газете, что совершил свой первый полет на планере, завершил первую ступень обучения на «хорошо» и «отлично», надеется продолжить учиться. Он заявлял, что хочет летать, как Чкалов, Беляков и Байдуков, – имена этих летчиков были на слуху у всего Советского Союза.

Первый полет и военное училище

В октябре 1936 г. Талалихина направили в аэроклуб. Он, несмотря на небольшой рост, успешно прошел медкомиссию и приступил к обучению. Инструктор отмечал, что у юноши есть талант, но ему нужна «холодная голова». Хладнокровие и рассудительность Талалихин обретет во время военной службы.
Свой первый полет Талалихин совершил на У-2 в 1937 г. за несколько месяцев до призыва в армию. Там и сбылась мечта будущего аса – он был направлен в военную авиашколу имени Чкалова в Борисоглебске. Учился он старательно: позднее Талалихин вспоминал, что вставал он с восходом, а возвращался в казарму ровно к отбою. Помимо занятий он проводил много времени в библиотеке: читал специальную литературу, изучал карты и инструкции.
Однако Талалихину пришлось однажды оказаться и на гауптвахте - за нарушение техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.
В 1938 г. он окончил училище в звании младшего лейтенанта и начал службу в 27-м истребительном авиационном полку. Офицеры и преподаватели училища отмечали, что у Талалихина есть смелость, он в сложных ситуациях принимает правильные решения.

На финской войне

За время Советско-финской войны Талалихин произвел 47 боевых вылетов. Уже в первом бою младший летчик третьей эскадрильи уничтожил самолет врага. Тогда Талалихин летал на «Чайке» - И-153 (биплане). За доблесть будущий ас получил орден Красной Звезды.
Всего за время кампании Талалихиным были сбито четыре самолета. В одном из боев он прикрывал командира Михаила Королева, стремившегося перехватить немецкий бомбардировщик и попавшего под огонь финской зенитной батареи. Талалихин «отсек» от самолета командира и уничтожил немецкий «Фоккер» (F-190). После окончания финской кампании
Талалихин провел около месяца в отпуске у родителей, а потом был отправлен на переподготовку – курсы усовершенствования летного состава. В характеристике по их окончанию Талалихин был назван достойным стать командиром звена. Также было сказано, что он «летает смело», в воздухе сообразителен, успешно летает на истребителях.
Весной 1941 г. Королев и Талалихин вновь встретились: молодой летчик был отправлен в первую эскадрилью 177-го истребительного авиаполка, которым командовал Королев. Его непосредственным командиром был Василий Гугашин.

Начало Великой Отечественной

Первые тараны советские летчики провели сразу после начала войны. Зафиксировано, что за 22 июня 1941 г. семеро пилотов рискнули жизнью и направили свои самолеты на вражеские. Таран был смертельным риском для пилота. Выживали немногие – например, Борис Ковзан сбил таким образом четыре самолета и всякий раз успешно приземлялся на парашюте.
Эскадрилья, в которой служил Талалихин, базировалась около города Клин. Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налета немецкой авиации на Москву. Тогда благодаря успешной работе ПВО и советской авиации из 220 бомбардировщиков до города долетели только несколько.
Задачей советских летчиков было обнаруживать фашистские бомбардировщики и истребители, отсекать их от группы и уничтожать.
Полк Талалихина принял первый бой 25 июля. Тогда ас уже был заместителем командира эскадрильи, а вскоре Гугашин не смог осуществлять командование, и Талалихину пришлось принять его на себя.

Ночной таран

7 августа произошла одна из последних крупных атак немецкой авиации на Москву. Это был шестнадцатый по счету налет.
Талалихин получил приказ вылететь на перехват бомбардировщиков в районе Подольска. Летчик позже рассказывал журналистам, что заметил «Хейнкель-111» на высоте 4800 метров. Он атаковал и подбил правый мотор. Немецкий самолет развернулся, полетел обратно. Пилоты начали снижение. Талалихин понял, что у него кончились боеприпасы.
У поисковиков, обнаруживших в 2014 г. самолет Талалихина, есть версия, что из строя была выведена система ведения огня. Боекомплект был израсходован до половины, а приборная панель прострелена. Тогда же Талалихин был ранен в руку.
Он решил пойти на таран: сначала был план «обрубить» хвост немецкого самолета винтом, но в итоге Талалихин протаранил бомбардировщик всем своим И-16, который называл «ястребком».
Советский летчик спланировал на парашюте в озеро возле деревни Мансурово (сейчас это района аэропорта Домодедово). Он выбрал затяжной прыжок, опасаясь, что купол парашюта будет прострелен немцами.
Немецкий самолет рухнул возле деревни Добрыниха, его экипаж погиб. Командовал «Хейнкелем» сорокалетний подполковник. Место падения сбитого самолета нужно было зафиксировать, иначе по правилам авиации Красной Армии подвиг не был бы признан. Военным помогли его обнаружить местные жители. Есть даже фотография, на которой Талалихин запечатлен на фоне «Хейнкеля».
Радиоперехват зафиксировал, что немцы назвали Талалихина «сумасшедшим русским летчиком», который уничтожил тяжелый бомбардировщик.
Подвиг Талалихина сразу же нашел отражение в газетах, о нем рассказывали по радио. Советскому государству нужны были герои: рассказы о подобных поступках поднимали боевой дух солдат. На следующий день после тарана Талалихин получил звание Героя Советского Союза. Указ об этом появился в газетах 9 августа. Ас писал брату Александру, что награда для него является огромной честью. Однако ему казалось, что он не сделал ничего особенного и брат на его месте поступил бы так же.
7 августа, в день подвига Талалихина, дальняя советская авиация осуществила первую бомбардировку Берлина, чем привела в ярость нацистское правительство.

Гибель Талалихина

Находясь на лечении, Талалихин много общался с молодежью и рабочими, выступал на антифашистских митингах. Как только он смог вернуться в строй, вновь начал сбивать вражеские самолеты. К концу октября на его счету были четыре сбитых немецких воздушных судна.
27 октября группа Талалихина вылетела прикрывать войска в район деревни Каменки. Подлетая к пункту назначения, летчики заметили «мессершмиты». Один из них Талалихин успел сбить, но вскоре три немецких самолета оказались совсем рядом с ним и открыли огонь. С помощью напарника Александра Богданова удалось сбить и второй, но практически сразу после этого Талалихин получил тяжелое пулевое ранение в голову и не смог управлять самолетом.
Фрагменты самолета удалось найти. Тело летчика было отправлено в Москву. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Прошлый раз мы с вами разбирали . Сегодня хотелось бы вам напомнить о существовании еще одного типа заданий - это восьмое задание ЕГЭ (на дополнение информации). Оно посвящено событиям Великой Отечественной войны, то есть все вопросы в этом задании будут связаны с периодом 1941-1945 годов. Давайте посмотрим, что собой представляет это задание в демонстрационной версии ЕГЭ.

Задание 1

А) ____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Пропущенные элементы:

    Ялтинская (Крымская)

    Н.Ф. Гастелло

    Станция Прохоровка

    Тегеранская

    В. В. Талалихии

    Разъезд Дубосеково

Ответ:

Три предложения, шесть пропущенных элементов. Ответ оформляется так: под буквой вы пишете подходящую цифру, а затем в бланк ответов № 1 переносите получившуюся у вас комбинацию цифр.

Читаем предложения.

А) _____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Мы с вами знаем, что «Большая тройка» - руководители СССР, США и Великобритании - встречались трижды: в Тегеране, в Ялте и в Потсдаме. Какие у нас есть варианты в пропущенных элементах? Ялтинская (Крымская) и Тегеранская конференции. 1943 год - это Тегеранская конференция. Ялтинская конференция проходила в феврале 1945 года. Но вы можете, если сомневаетесь, так подумать: вообще в Крыму в конце 1943 года возможно было проведение встречи руководителей государств? Для того чтобы в Крыму провести встречу, нужно чтобы он был освобожден, чтобы немецко-фашистские войска были отодвинуты с территории очень далеко. Иначе как безопасность обеспечивать? То есть Ялта и 1943 год не совмещаются.

Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский летчик ___, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

Какие фамилии у нас есть? Н. Ф. Гастелло и В. В. Талалихин. Вспоминаем: Гастелло - командир экипажа, который направил подбитый горящий самолет в колонну военной техники. Это летние бои на территории Беларуси. Талалихин - летчик, совершивший первый ночной таран в боях под Москвой. Выбираем эту фамилию - 5.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ___.

Есть варианты ответов: станция Прохоровка и разъезд Дубосеково. Вспоминаем. Это, вообще, очень знаменитое сражение. Около 1200 танков с обоих сторон участвовало в сражении под Прохоровкой. Ну а разъезд Дубосеково, если помните, связан с Московской битвой, где герои-панфиловцы, можно сказать, своими жизнями преградили путь гитлеровцам. Знаменитые слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». То есть мы выбираем пункт 3.

В итоге получилась такая комбинация цифр: 453. Мы эту комбинацию цифр переносим в бланк ответов номер один.

Задание 2

Давайте потренируемся еще на одном задании.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    Курская битва

  1. Нюрнберг

    Операция «Багратион»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Давайте решим это задание.

А) Завершила коренной перелом ___.

Понятно, что это какая-то битва. Какие битвы у нас есть в списке? Курская битва и

операция «Багратион». Коренной перелом в Великой Отечественной войне связан со Сталинградской битвой и победой под Сталинградом, когда была окружена и уничтожена армия Паулюса, и Курской битвой. Курская битва завершила коренной перелом. Мы выбираем ее. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии - это уже событие, которое произошло после коренного перелома, летом 1944 года, один из знаменитых десяти «Сталинских ударов».

Б) Международный трибунал над фашистскими преступниками заседал в городе ___.

У нас есть города: Берлин, Нюрнберг, Потсдам, Прага. Но явно не в Праге. В Потсдаме конференция держав-победителей проходила. Международный трибунал мог бы там проходить, но проходил в другом месте. Он проходил и не в Берлине, а в городке Нюрнберге, который считался тем местом, где зарождалось фашистское движение Германии. Нюрнбергский трибунал можно запомнить просто как название «Нюрнбергский трибунал».

Но здесь понятно, что речь не идет о Потсдаме. Мы знаем, что это не Потсдам. Поэтому у нас реальный выбор между Берлином и Прагой. Но Берлинский гарнизон капитулировал 2 мая, а вот уже после подписания общей капитуляции одна из группировок германских войск продолжала сопротивление в Праге. И две танковые армии советские были переброшены на территорию Чехословакии. Прага была освобождена.

У нас получается комбинация цифр: 136.

И еще одно задание такого же типа.

Задание 3

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

Пропущенные элементы:

    В. Зайцев

  1. Ф. Д. Рузвельт

    К. Рокоссовский

    Я. Павлов

    Г. Трумэн

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся комбинацию цифр запишите в качестве ответа без пробелов и каких-либо знаков препинания.

Давайте решать.

А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

Вспоминаем: дом Павлова. Его и не восстанавливали после войны. Это такой своеобразный памятник тем ожесточенным боям, которые происходили в Сталинграде.

В. Зайцев - знаменитый снайпер, тоже прославившийся во время Сталинградской битвы. Но прославившийся другим - как снайпер.

Б) Потсдамское соглашение 1945 г. от имени США подписывал президент ___.

В списке два американских президента: Рузвельт и Трумэн. Рузвельт возглавлял страну с 1932 года и во время войны, но он умер к моменту Потсдамской конференции, и на нее приехал новый президент США, бывший вице-президентом при Рузвельте - Гарри Трумэн. Так что выбираем его фамилию.

В) Парад Победы на Красной площади принимал маршал ___.

Командовал парадом Рокоссовский, принимал Жуков.

В итоге получилось: 562. Вносим в бланк ответов эту комбинацию цифр.

Удачи на экзамене!

Автор первого ночного тарана в воздушном бою над Москвой 7 августа 1941 года Виктор Васильевич Талалихин в начале своей трудовой биографии вряд ли представлял себя военным летчиком, хотя на них выучились его старшие братья.

В 1933 году, 15 лет отроду, он нанялся рабочим на Московский мясокомбинат, которому вскоре присвоили имя его прародителя – тогдашнего наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Ивановича Микояна. Предприятие, куда приняли будущего пилота Героя Советского Союза, стало на долгие годы главным поставщиком Кремля разных вареных и копченых колбас, ветчины, паштетов, других мясных деликатесов.

Витя Талалихин, работая по началу шпигорезом, одновременно был взят в школу ФЗУ (фабрично-заводского обучения) комбината, где получил более высокую квалификацию обвальщика. Трудная, не для всех, профессия: по нормам того времени каждому работнику требовалось за одну смену разделать не менее шести туш животного, полностью отделив их мясо от костей и сухожилий.

В Советском Союзе устроиться на мясокомбинат означало реально помочь не только семье, но и родне. На каждом таком предприятии руководители давали работникам возможность ежедневно бесплатно или по бросовым ценам получить мясные кости (они шли на супы), колбасные обрезки (не магазинные, мусорные, а заводские, качественные – они в голодные годы были лакомством ни для одного поколения москвичей) и другие т.н. "отходы производства". На мясокомбинате, где работал будущий летчик-герой, раз в две недели полагались мясные пайки, продукты из которых сотрудникам продавали со скидкой в 75 процентов. В мясной набор входили: до 1,5 кг мяса на кости, 1,5 кг ливера (это - печень, почки, сердце, легкие, диафрагма, трахея в их естественном соединении), а также полкило вареной колбасы.

Мясником будущий прославленный летчик проработал больше трех лет. Но был призван в РККА и одновременно поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Краткая биографическая справка

Талалихин Виктор Васильевич родился 18 октбяря 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. В малолетнем возрасте вместе с семьей переехал в Москву. С 1933 по 1937 год работал на Московском мясокомбинате. В 1938 году закончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта. Участник советско-финской войны, за время которой на биплане И-153 совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 вражеских самолета. Награжден орденом Красной Звезды. Накануне Великой Отечественной войны прошел курсы переподготовки. Назначен замкомандира эскадрильи 177 авиаполка, который вошел в состав ПВО Москвы. В ночь на 07 августа 1941 года на истребителе И-16 первым из защитников неба столицы провел успешный таран тяжелого немецкого бомбардировщика Не-111. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также был назначен командиром эскадрильи. Погиб в бою над Подольском Московской области 27 октября 1941. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

30 ноября 1939 года началась война между СССР и Финляндией, на которой Виктор Талалихин получил боевой опыт, которого не было у многих его коллег по ПВО в небе над Москвой в 1941 году.

На финской войне однополчанам скромный улыбчивый парень из Москвы запомнился тем, что в первом же бою сбил самолет противника. Другой памятной вехой тех боев стало спасение Талалихиным своего командира Михаила Королева. Он умело отсек от его борта, и так изрядно помятого зенитками врага, а потом и уничтожил немецкий FW-190 ("Фоккер").

Но, конечно же, главным поступком боевой биографии летчика стал первый в истории ночной таран, совершенный им в небе над столицей в ночь на 7 августа 1941 года.

После финской войны Виктор Талалихин жил в Клину, в окрестностях которого базировалась его эскадрилья. После первого налета германской авиации на Москву 21 июля 1941 года, одно из главных заданий летчика – так называемая "свободная охота". Обычно она осуществлялась в паре с другим истребителем сразу же после сообщений с дальних подступах о приближении вражеских "бомбардиров".

Советские пилоты отслеживали свою цель, отсекали ее от группы и уничтожали. Жизнь в любой авиачасти во время большой войны, в сущности, одинакова, и каждый ее день мало отличается от другого. Отдых, еда, боевой вылет, отдых, проверка технического обслуживания своего борта, вновь вылет на войну.

Нормы питания в РККА во время Великой Отечественной войны регламентировались Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП (б) за № 1357- 551сс от 15.05.41. и Приказом НКО за № 208 от 24.05.41. Очень приличные нормативы, открывающие возможности сытой жизни и рядового состава, и офицеров. С вторжением гитлеровцев на территорию СССР, продовольственный запас резко сократился. Из западных регионов не удалось эвакуировать почти 70% военного НЗ. Нормы питания в РККА пришлось срезать, однако ВВС оставались в привилегированном положении.

Летом – в начале осени 1941 года летчики авиачастей ПВО, оборонявших небо Москвы, в одной из которых и служил Виктор Талалихин, получали в сутки обязательное трехразовое горячее питание.

Как кормили летчиков

  • по 400 граммов ржаного и пшеничного хлеба
  • 390 граммов мяса
  • 190 граммов круп и макарон

  • В суточный рацион экипажей были также включены:
  • полкило картофеля
  • 385 граммов других овощей
  • 80 граммов сахара
  • 200 граммов свежего и 20 граммов сгущенного молока
  • По 20 граммов творога и сыра
  • 90 граммов сливочного масла
  • 5 граммов растительного масла
  • 10 граммов сметаны
  • половина куриного яйца

  • К тому же, в каждый борт на случай непредвиденной ситуации полагалось положить по 3 банки сгущенного молока и 3 банки мясных консервов, 800 граммов галет, 400 граммов шоколада или 800 граммов печенья, 400 граммов сахара на одного члена экипажа.

    Хроника 7 августа

    Из сводок Совинформбюро, подписанных его руководителем и одновременно главным партийным городничим Москвы А. Щербаковым:

    "18-я армия группы армий "Север" прорвала фронт обороны 8-й армии и 7 августа вышла на побережье Финского залива в районе Кунда, перерезав железную и шоссейную дорогу Ленинград - Таллин. Советские войска, сражавшиеся в Эстонии, оказались рассеченными на две части".

    "26-я армия Юго-Западного фронта нанесла контрудар в направлении на Богуслав и на следующий день освободила город, создав угрозу тылу 1-й танковой группы противника".

    "В течение 7 августа наши войска продолжали вести упорные бои с противником на Кексгольмском, Холмском, Смоленском и Белоцерковском направлениях".

    Совинформбюро в тот же день оценила потери Германии с начала войны: 6 тысяч танков, 7 тысяч орудий, 6 тысяч самолетов.

    Потери РККА в сообщении: 5 тысяч танков. 7 тысяч орудий, 4 тысячи самолетов.

    7 августа 1941 года – четверг, седьмая неделя войны СССР с Германией. В этот же день Мосгорисполком принял два решения. Первое за № 30/15 "Об организации пунктов помощи погорельцам". В документе, в частности, предписывалось председателям райсоветов в суточный срок организовать районные пункты помощи погорельцам и разрешить использование под эти цели помещений эвакопунктов.

    Второе решение за № 30/16 озаглавлено "О плане капитального ремонта жилого фонда Московского совета на 1941 г. и на 2-е полугодие". В документе, в частности, говорится: "Во изменение решения Мосгорисполкома от 24.02.41 № 8/1 утвердить суммы финансирования капремонта жилых домов Моссовета на 2-е полугодие и на 1941 год в целом, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ, противопожарных мероприятий, спецработ".

    Из других событий дня в столице. На магистралях Московского железнодорожного узла приступили к практике учащиеся Московского железнодорожного училища № 4. После 8 месяцев обучения они стали трудиться кочегарами паровозов. В тот же день на торфоразработки отправились женские бригады города, а в ЦПКО им. Горького и Сокольническом парке Государственная библиотека СССР имени Ленина открыла свои летние филиалы.

    И еще 7 августа 1941 года – очередной день массового сбора металлолома. Приносят даже негодные к употреблению самовары, примусы, утюги.

    В этот день был 16-й по и один из последних крупных налетов гитлеровской авиации на Москву.

    Сам Виктор Талалихин так рассказал военным журналистам обстоятельства своего ночного тарана (цитата по их записи):

    "Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "Хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы. Оставалось одно – таранить. Если я погибну, так один, – подумал я, – а фашистов в бомбардировщике четверо. Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

    Ни прибавить – не убавить. Прыгнув из обреченной машины, Виктор Талалихин около 800 метров летел, не раскрывая парашюта – страховался от пуль немецких самолетов. Приводнился на озерцо близ Подольска. И благополучно добрался до аэродрома базирования своей эскадрильи.

    К тому времени свидетели боя с советской стороны зафиксировали таран. Командованию принесли и расшифровки радиоперехватов переговоров летчиков люфтваффе, в которых сообщалось о "сумасшедшем русском пилоте", уничтожившим своей машиной тяжелый немецкий бомбардировщик.

    Парадигма истории непредсказуема. Но всегда объяснима. Именно 7 августа 1941 года дальняя авиация ВВС РККА в первый раз бомбила Берлин, приведя в ярость все нацистское руководство. 9 августа советские газеты напечатали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении летчику Виктору Талалихину звания Героя Советского Союза, вручении ему медали "Золота звезда" и Ордена Ленина.

    Отважный пилот погиб через два месяца и 20 дней после своего подвига, сбитый в небе там же, над Подольском. В воздушном бою получил тяжелое пулеметное ранение в голову. И управлять своим истребителем или выброситься из него с парашютом уже просто не смог.

    Кто еще совершал тараны

    Прославленный русский воздухоплаватель, создатель классики высшего пилотажа, среди которой знаменитая "петля Нестерова", Петр Николаевич Нестеров совершил самый первый в мире таран 26 августа (8 сентября) 1914 года в небе над небольшим городком Жолкиев Львовской губернии. Шла Первая мировая война. Россия воевала с германцем. На недосягаемой для орудий с земли высоте шел тяжелый австрийский аэроплан "Альбатрос". Не раздумывая, Петр Нестеров поднял в воздух свой "Моран". А поскольку никакого оружия (как, впрочем, и парашютов) на борту не было, он просто протаранил и уничтожил самолет противника. Но погиб и сам.

    "Сознательно презрев личную опасность, преднамеренно поднялся, настиг и ударил неприятельский аэроплан собственной машиной, и погиб, разбившись о землю", – говорилось в посмертном представлении к награде штабс-капитана Нестерова, легенды русской авиации. А, в сущности, таран – техника воздушного боя, не так уж редко применяемая в различных войнах различных времен.

    Известно, по крайней мере, 7 видов таранов. Это удар шасси своего борта по крылу самолета противника, удар пропеллером по хвостовому оперению цели, удар крылом по машине врага, удар всем фюзеляжем. Другие виды таранов носят имена их "авторов" – летчиков Ибрагима Бикмухаметова, Валентина Куляпина, Серафима Субботина. При этом, последние два пилота "изобрели" свои тараны уже в эпоху реактивных самолетов, преимущественно во время участия советских ВВС в войне на Корейском полуострове.

    В любом случае таран – последняя надежда на уничтожение противника в воздушном бою, когда все остальные резервы исчерпаны. Вот, и в годы Великой Отечественной войны "сталинские соколы" шли на таран, преимущественно, по крайности: или отказывало оружие и техника или заканчивались боеприпасы.

    Тараны и другие подвиги первого дня битвы с гитлеровцами не слишком афишируется, потому как неразбериха и практическое незнание подробностей 22 июня 1941 года стали "проклятьем" военной истории, и нынче только в общих чертах известно, на какое геройство шли воины РККА. В документах, в частности, можно найти, что только 22.06.41. зафиксировано 7 таранов. Их совершили старшие лейтенанты И. И. Иванов и А. И. Мокляк, лейтенанты Л. Г. Бутелин, Е. М. Панфилов и П. С. Рябцев, старший политрук А. С. Данилов и младший лейтенант Д. В. Кокорев. Не все остались живы, но самолеты захватчиков уничтожили.

    Впрочем, в истории войны были и те, кто шел на таран неоднократно. И выжил. И это, прежде всего, военный летчик Борис Ковзан. Он 4 раза и всякий – без последствий для себя уничтожал вражеские самолеты тараном. Умер своей смертью в Минске в 1985 году в чине полковника авиации в запасе. И все-таки, больше всего таранов за Великую Отечественную войну – "огненных". Их совершили из последних сил 237 летчиков ВВС РККА на своих подбитых и горящих машинах, направляя их в скопление вражеских войск, техники, на железнодорожные станции, мосты и другие стратегически важные объекты. Среди таких героев наиболее известны Николай Францевич Гастелло и Александр Прокофьевич Грибовский.

    А прах "автора" первого ночного тарана в воздушном бою над Москвой Виктора Васильевича Талалихина покоится на главном кладбище страны – Новодевичьем. В его честь названы улицы в столице, Борисоглебске, Волгограде, Челябинске и других городах. В Подольске, в окрестностях которого погиб отважный пилот, ему установлен памятник.

    Евгений Кузнецов