Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных. Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий называл их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба. В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. о; 2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде- лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, от а к и ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка). Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е\ 2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко- ! торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, | отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяется только два ряда - передний (о, и,/) и задний (у, о, и). При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые -могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла- " биализации (
[а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]" title="Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]" class="link_thumb"> 2 Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э] [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]"> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]"> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]" title="Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]"> title="Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]">
[j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и " title="NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и " class="link_thumb"> 3 NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и звуков в слове. Следует также помнить, что «Ъ» и «Ь» звука не обозначают. [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и "> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и звуков в слове. Следует также помнить, что «Ъ» и «Ь» звука не обозначают."> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и " title="NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и "> title="NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и ">
Упражнения 1 В каком ряду все слова состоят из 7 звуков? 1.воробьи, перебьют, поставь 2. объедки, уязвить, обжечься 3.увлечься, мальчонка, съешьте 4.маячить, разрежьте, бурьян 2 В каком ряду все слова состоят из 12 звуков? 1.несъедобная, сверхъемкий, фельетонист 2.Прибайкалье, безъядерный, сильнейший 3.разъяснение, межъязыковой, интервьюировать 4.объединение, компьютерный, субъективизм 2 В каком ряду все слова состоят из 9 звуков? 1.взъерошить, настольная, сверхчутье 2.бельевая, сафьяновый, льстивость 3.объемность, Приамурье, въездная 4.разъемный, льющийся, соловьиные
2. Буква обозначает соответствующий её написанию звук в сильной позиции, находясь под ударением. При этом орфографический облик слова не должен вводить в заблуждение. (речь идет о редуцированных (ослабленных в звучании) и о буквах «е» «ё» «ю» «я».) Н-р: приятелья-> NB! Следует обратить внимание на то, что буквы «е» и «а» в некоторых случаях могут обозначать звук [ы] Жена[жы…] Жакет [жы…] Жасмин[жы…] Лошадей[..шы..]
NB! Следует обратить внимание на то, что буквы «е» и «а» в некоторых случаях могут обозначать звук [ы] Жена[жы…] Жакет [жы…] Жасмин[жы…] Лошадей[..шы..]">
После твердых непарных[ж] жив [жы…] [ш] шип[шы…] [ц] цирк[цы…] После иностранных приставокДезинформация […зы…] После предлогов, оканчивающихся на согласный Без имен [бэзымон] Под известью [пады…] В сложносокращенных словах, если первый корень оканчивается на согласный Спортигра [спортыгра] Буква «и» обозначает [ы]
Согласные ЗвонкиеГлухие [б][п] [в][ф] [г][к] [д][т] [ж][ш] [з][с] В положении перед глухим В положении перед звонким Происходит уподобление согласного последующему Оглушение звонкогоОзвончение глухого Например: Пробка […пк…]Просьба […зб…] Веревка […фк…]Вокзал […гз…] Подсказка […ск…]Отбить […дб…]
NB! Если рядом стоящие согласные оба звонкие или оба глухие, озвончения или оглушения НЕ может происходить Например: здесь [здэс], когда [кагда], сделать [здэлат], когти [кокти] -В конце слова звонкий согласный оглушается Например: зуб [зуп] Непарные согласные. Звонкость – глухость. Всегда звонкие, или сонорные, НЕ оглушаются никогда [л][р][м][н][й] Всегда глухие [х][ц][ч][щ] Примечание: Для удобства запоминания рекомендую следующую фразу: «ХоЧу Целую Щуку».
Согласные ТвердыеМягкие [б][б] [п][п] [в][в] [ф][ф] Твердость – мягкость согласного определяется только в контексте, т.е. в слове. Если после согласного в слове стоит 1) Ъ или Ь 2)буквы «е» «ё» «ю» «я» «и», то он произносится мягким. бить [бит] лед [лот] лягу [лагу]
Непарные согласные. Звонкость – глухость. Непарные твердые: [ж][ш][ц] NB! Непарный твердый никогда не произносится мягко. Даже если после него Ь или «е» «ё» «ю» «я» «и» Например: ножевой [нажэ ы воj] желтый [жолтыj] молодежь [маладош] брошюра [брашура] жюри [жури] цифра [цыфра] NB! У некоторых согласных мягкость бывает не обозначена ничем. Например: гвозди [гвозди] бантик [бантик] гости [гости] Непарные мягкие: [ч][щ][й] (=[j]) Независимо от последующих гласных эти согласные произносятся мягко. Например: чудо [чуда] чаща [чаща]
Запомнить: «сш» бесшумный [бэшумный] [ш] без шапки [бэшапки] «зш» «сж» сжать [жат] [ж] брезжит [брэжыт] «зж» «сч» счастье [щастjэ] [щ] приказчик [прикащик] «зч» «тч» отчаянный [ачаjаный] [ч] переводчик [пэрэвочик] «дч» «тц» отцы [ацы] [ц] молодцы [малацы] «дц» дс/ тс/ тьс(я) [ц] смеётся [смэjоца], заводской [завацкой]
Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий называл их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.
В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-
лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).
При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или лабиализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения гласные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) нелабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.
По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:
1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.
В некоторых языках мира учитываются также такие характеристики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются долгие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдолгие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские долгие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в некоторых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").
В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные
признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за которое происходит изменение, регистр и др.
Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противопоставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и лабиализованное™, все остальные признаки являются уже специфическими, отличительно характеризующими тот или иной язык.
С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и монофтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или истинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково ударных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все дифтонги, как правило, обладают большей длительностью, чем монофтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью, органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в словах now "сейчас" и pound "фунт").
От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступающий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или (о склонный к у).
Кроме артикуляционных, существуют акустические характеристики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,
что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем частота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте первую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наиболее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую форманту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наиболее низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.
Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватский, македонский, словенский и др., где согласные, но только сонорные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действующего органа, образующего преграду; 3) способ образования преграды и ее место; 4) положение мягкого неба.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак - степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык, артикулирующий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дорсальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).
Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).
Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).
Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").
В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые
и дрожащие.
При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в которых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается медленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смычка образуется полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух свободно протекает в носовую полость (рус. н, м).
Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).
Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в срединной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зубами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и боковые (рус. л).
При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.
В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).
В зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразделяются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твердые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании которых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.
Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные произносятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).
Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передненебные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).
Кроме артикуляционной, существует акустическая классификация согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указывалось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При артикуляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумовыми составляющими, что с акустической точки зрения приближает их к гласным, при образовании шумных согласных преобладающим является шум.
Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также характер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки, использующиеся в акустической классификации согласных.
Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало разработке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена американскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-
ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произносительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень напряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерванный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохождении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учеными Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классификации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.
СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.
С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в процессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная теория слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.
Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-
зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слогообразующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.
Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).
В русском языке (как и во многих других языках) слогообразующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи сонорные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).
Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обозначить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.
В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во французском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).
В истории русского языка существовали разные тенденции в построении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенденция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свидетельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуцированный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее выраженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).
Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько теорий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходящей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и последующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Аванесов предложил следующие правила слогораздела:
1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;
2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;
3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;
4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, поскольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.
5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.
Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучности нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая
теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после гласных (Л.В. Бондарко).
Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском языке тесно связана с ударностью слога:
1) если ударным является первый слог, то следующий за ним согласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;
2) если ударным является второй слог, то оба согласных в модели VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в русском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;
3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласными принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.
Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.
Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во французском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут различаться в диалектах даже одного языка (ср., например, севернорусское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).
В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсутствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбежали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим следующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнамском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь прослеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".
Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фонетических, функциональных, смысловых и интонационных.
Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отрезок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").
Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно-смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ возвращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла высказывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером туристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).
Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).
Классификация звуков речи
В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные.
Классификация гласных
Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:
1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются гласные переднего ряда (и, э), средней - гласные среднего ряда (ы), задней - гласные заднего ряда (о, у).
2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные высокого подъема (и, ы, у), среднего подъема (э о,) и низкого подъема (а).
3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением губ (огубленные (губные, лабиализованные ), напр., у, о, ⊃, υ) или нет (неогубленные гласные, напр., и, ы, е, i, ε).
4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.
5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .
6. Дифтонгизация
Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.
Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента (, [ ei ], [ oi ], [ au ] и др) .
В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .
Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному (англ. i:, u:). Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».
Классификация согласных
Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:
Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).
2. Способ артикуляции
Суть этого способа - в характере преодоления преграды.
Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:
взрывные . У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);
аффрикаты . У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);
смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).
Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro » - дую) : (в, ф, с, ш, х);
Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:
боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);
дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.
3. Активный орган
По активному органу согласные делятся на три группы:
Губные двух видов:
губно-губные (билабиальные) (п, б, м)
губно-зубные (в, ф)
Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;
переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):
дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);
апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные : кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);
какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные , при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.
Межзубные – кончик языка находится между зубами.
хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией ;
к заднеязычным согласным относятся (к, ч). Заязычные делятся на три группы:
язычковые (увулярные), например, французское [r];
глоточные (фарингальные) - украинское (г), немецкое [h];
гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.
4. Пассивный орган
По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.
Шпаргалка для родителей
«Звуки речи»
Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов: звуки речевые и неречевые, гласные и согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Дети учатся давать акустическую характеристику звуков, овладевают навыками фонематического анализа.
Ребенку, имеющему задержку психического развития, порой сложно усвоить такое количество терминов, но и родители мало, чем могут помочь своему малышу. По данным проведенного нами опроса только около 20% родителей безошибочно ориентируются в этих понятиях и способны помочь ребенку выполнить звуковой анализ слова или дать акустическую характеристику отдельного звука.
С целью довести до родителей необходимые понятия, в начале учебного года на родительском собрании, мы проводим круглый стол, на котором рассказываем о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, слоговой и звукобуквенный разбор слова, знакомим со всей необходимой терминологией. В помощь родителям выдается представленная ниже «Шпаргалка для родителей», в которой в краткой и доступной форме изложены все необходимые сведения. Если такой работы недостаточно и родители вместе с детьми продолжают допускать ошибки при выполнении заданий, то работа с родителями проводится уже индивидуально.
Шпаргалка для родителей «Звуки речи»
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук речи – то, что мы слышим и произносим.
Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять
А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])
В начале слова (яма, ель, ёж, юла);
После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);
После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ – буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л’], мяч – буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м’]).
Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.
При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.
Например: «Есть ли в слове «сон» звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сОООн. Какой первый звук в слове «сон»? Послушай, как я произнесу это слово: СССон. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове «сон» и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове «сон» по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?»
Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!
Желаю удачи!