Иван Козлов. Биография

Певец, когда перед тобой Во мгле сокрылся мир земной, Мгновенно твой проснулся гений… А.С. Пушкин

Сейчас мало кто помнит Козлова Ивана Ивановича, незаслуженно забытого, талантливого русского поэта, человека с удивительной судьбой.

11 апреля 1779 года, в Москве, в семье статского секретаря Екатерины II, родился мальчик, которого назвали Иваном. Мать мальчика была из старинного знатного рода Хомутовых. В пять лет, как все мальчики из высокопоставленных семей, он был зачислен в лейб-гвардейский Измайловский полк и в 16 лет произведен в прапорщики.

Образование Иван Козлов получил дома. Отслужив три года, он уходит в отставку и служит в канцелярии московского главнокомандующего. Но в связи с событиями 1812 года, молодой человек поступает на службу в комитет по образованию московского ополчения. Здоровье его резко ухудшается, да к тому же сгорает его дом во время московского пожара 1812 года, и он вместе с семьей перебирается в Петербург, где работает в департаменте государственных имуществ.

Именно, в это время Козлов знакомится с Пушкиным, Дельвигом, а Жуковский и Батюшков уже были его друзьями. Василий Жуковский стал впоследствии для поэта литературным наставником. Он же познакомил Козлова с Александрой Воейковой, очень образованной женщиной, которая и посоветовала молодому поэту заняться переводами и в будущем стала большим его другом.

Иван Иванович Козлов был счастливо женат на дочери бригадира С.А. Давыдовой. Бракосочетание его состоялось в 1809. В семье появилось двое детей, сын и дочь, но счастье их было недолгим - в 1812 году Ивана Ивановича разбивает паралич. Сначала он еще пытается ходить, опираясь на трость, но в 1818 году болезнь приковала его к постели - он лишился обеих ног. Но на этом испытания Козлова не кончились: внезапно начало ухудшаться зрение, и в 1821 году он окончательно ослеп.

Но этот человек не сдался, он нашел себя в вере в Бога и поэзии. За время болезни он выучил немецкий и английские языки (французский и итальянский он знал с детства). Козлов цитировал наизусть Байрона, Данте, Шекспира, Вальтера Скота. Память у него была исключительной, он знал наизусть все Евангелие.

В 1821 году Иван Иванович Козлов начинает регулярно печататься в петербургских журналах. В 1824 году выходит из печати его тогда знаменитый «Чернец», затем стихи потекли неудержимой рекой. Над всей страной прозвучало его замечательный перевод стихотворения Т. Мура «Вечерний звон».

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я с ним, давно простясь, Там слушал звон в последний раз!

Старые друзья навещали его, они приходили не сочувствовать Ивану Ивановичу, им было интересно с этим мудрым и удивительно крепким духом человеком. В его доме бывали Грибоедов, Баратынский, Крылов, Пушкин, Глинка, Жуковский и Даргомыжский. Все эти люди помогали поэту всем, чем могли. Пушкин писал о Козлове:

Небесным пением своим Он усыпил земные муки Тебе он создал новый мир, Ты в нем и видишь, и летаешь, И вновь живешь, и обнимаешь Разбитый юности кумир…

Вскоре появляется, принесшее поэту известность стихотворение «Молитва». Иван Иванович Козлов печатался вплоть до последних дней своей жизни, последние издание его стихов увидело свет в 1892 году. В его доме проходили музыкальные вечера, и завсегдатаями этих вечеров были, Зинаида Волконская, Адам Мицкевич, братья Виельгорские, Лермонтов.

Все творчество этого человека было проникнуто высокой духовностью, добротой и говорит о благородстве, силе духа. Скончался поэт 30 января 1840 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой Жуковского.

Иван Иванович Козлов (11 (22) апреля 1779, Москва — 30 января (11 февраля) 1840, Санкт-Петербург) — русский поэт и переводчик эпохи романтизма.

О.А. Кипренский. Портрет И.И. Козлова

Произведения И.И. Козлова входили в круг чтения Лермонтова-подростка и были для него одним из первых источников знакомства с байронической поэмой. Ранние поэмы Лермонтова («Черкесы», «Корсар», «Кавказский пленник»), во многом связанные с поэмами А.С. Пушкина, ориентируются также на переводные и оригинальные поэмы И.И. Козлова: популярную в 30-е годы поэму «Чернец» (1825), поэмы «Княгиня Наталия Борисовна Долгорукая» (1828), «Абидосская невеста» (1826, перевод из Байрона), заимствуя из них как сюжетные элементы («Кавказский пленник»), так и отдельные поэтические формулы и стихи.
Число реминисценций из Козлова у раннего Лермонтова чрезвычайно значительно.


Литография с рисунка О.А. Кипренского. И.И. Козлов. 1940

Несомненно сюжетное и ритмическое сходство между стихотворениями Лермонтова «В рядах стояли безмолвной толпой» и переводным (из Ч. Вольфа) стихотворениями Козлова «На смерть английского генерала сира Джона Мура» (1825). Из зрелых произведений М.Ю. Лермонтова поэма «Мцыри» композиционно и тематически перекликается с «Чернецом» Козлова: в центре той и другой — исповедь романтического героя. Усвоение Лермонтоым поэзии Козлова не носило творческий характера и относится преимущественно к раннему периоду.

Знакомство двух поэтов относится к середине 30-х годов Многочисленные упоминания самого И.И. Козлова, а также его жены Софьи Андреевны (урожденной Давыдовой), дочери Алины в письмах Е.А. Верещагиной (1838—1840) среди «наших», т.е. столыпинской родни, указывают на семейное общение между родственниками Лермонтовыми и Козловыми. Со слов А.П. Шан-Гирея, П. Висковатый писал, что Лермонтов «с слепым поэтом Козловым особенно часто виделся в этом<1836>году». В доме Козлова М.Ю. Лермонтов мог встречаться с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, А.Н. Муравьевым, А.С. Даргомыжским. Известен одобрительный отзыв И.И. Козлова о стихотворении «Смерть поэта», прочитанном ему А.И. Тургеневым 11 февраля 1837 года. По свидетельству Е. Розе, Лермонтов посетил слепого и разбитого параличом Козлова, который рассказал ему о своей встрече после 20-летней разлуки с А.Г. Хомутовой. Откликом на обращенное к ней стихотворение «Другу весны моей после долгой, долгой разлуки» (1838) было послание М.Ю. Лермонтова «А.Г. Хомутовой», проникнутое восхищением перед ее нравственной красотой; в нем нарисован сочувственный поэтический портрет И.И. Козлова и дана высокая оценка его стихов.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 228

А. Г. Хомутовой

Слепец, страданьем вдохновенный,
Вам строки чудные писал,
И прежних лет восторг священный,
Воспоминаньем оживленный,
Он перед вами изливал.
Он вас не зрел, но ваши речи,
Как отголосок юных дней,
При первом звуке новой встречи
Его встревожили сильней.
Тогда признательную руку
В ответ на ваш приветный взор,
Навстречу радостному звуку
Он в упоении простер.

И я, поверенный случайный
Надежд и дум его живых,
Я буду дорожить, как тайной,
Печальным выраженьем их.
Я верю, годы не убили,
Изгладить даже не могли,
Все, что вы прежде возбудили
В его возвышенной груди.
Но да сойдет благословенье
На вашу жизнь, за то, что вы
Хоть на единое мгновенье
Умели снять венец мученья
С его преклонной головы.

М.Ю. Лермонтов. 1838

В судьбе поэта-романтика Козлова заключен драматический парадокс, подмеченный еще Жуковским. "Козлов до болезни своей жил в свете и был увлекаем рассеянностью... Лишенный обеих ног, он начал учить по-английски и в несколько месяцев мог уже понимать Байрона и Шекспира. Потеряв зрение, он сделался поэтом... Для него открылся внутренний богатый мир в то время, когда исчез внешний".


А "внешний" мир Ивана Ивановича Козлова был достаточно обычным для потомка старинного дворянского рода. Московское детство в богатом доме отца, екатерининского вельможи; мальчишеские развлечения с братьями, гувернеры-иностранцы, военная "карьера", характерная для недорослей его круга: в пять лет сержант лейб-гвардии Измайловского полка, в шестнадцать - прапорщик, в восемнадцать - подпоручик. Все это заочно, без прохождения службы. Затем отставка - в девятнадцать лет. Козлов становится чиновником при московском генерал-прокуроре. Формально обязанности статской службы не мешали вольному, праздничному течению поры юношеской "рассеянности". Козлов - завсегдатай балов и салонов, блестящий танцор, завидный жених. Но не эти достоинства отличали его от прочих. Тонкий художественный вкус, начитанность молодого аристократа были замечены Жуковским и Батюшковым.

Водоворот светской жизни, куда вместились и "мятеж страстей", и "дерзкие упования", и счастливое супружество, прерывается 1812 годом. Почувствовав настоящее дело, Козлов входит в Комитет для образования московской военной силы, участвует в подготовке обороны Москвы. В дни московского пожара он лишается дома, имущества и в 1813 году вместе с семьей перебирается в Петербург, начинает службу в департаменте государственных имуществ министерства финансов.

При этом жизненные стимулы Козлов находит не в канцелярском рвении. Он сближается с Крыловым, Вяземским, с молодыми поэтами Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером. Будущий учредитель "Союза благоденствия" и Северного общества Николай Тургенев , знакомит его со своим антикрепостническим "Опытом теории налогов", другими сочинениями деятелей грядущего декабризма.

Такова почва, на которой взрастал этот талант, "пробужденный страданием" (Жуковский). С сорокалетнего возраста парализованный, ослепший, Козлов, однако, работает много и плодотворно.

И мой удел, с надеждами, с мечтами,

С веселыми и горестными днями,

По сердцу мне; он мне не утаил

Душевных тайн, и я недаром жил...

Первые поэтические опыты Козлова вдохновлены гением Байрона. Неожиданно сраженный болезнью, Козлов стремится постичь мастерство великого романтика: читает его поэмы в оригинале, делает необычный перевод "Абидосской невесты" - с английского на французский (а через несколько лет - и на русский). Затем следуют переложения фрагментов из "Чайльд-Гарольда", "Дон-Жуана", "Осады Коринфа", "Гяура"... Сегодня очевидно, что именно с переводческой деятельностью Козлова связано начало славы Байрона в России, его своеобразной жизни в русской лирике.

В оригинальном стихотворении, написанном на смерть Байрона, Козлов передал важнейшие для своих современников-соотечественников настроения:

Он первый на звуки свободных мечей

С казною, и ратью, и арфой своей

Летит довершить избавленье;

Он там, он поддержит в борьбе роковой

Великое дело великой душой -

Святое Эллады спасенье.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И в бурных порывах всех чувств молодых

Всегда вольнолюбье дышало.

Другая заветная тема лирики Козлова определяется его понятиями о человеческой воле, чести, благородстве. Частный эпизод эпохи наполеоновских войн, запечатленный в стихотворении "На погребение английского генерала сира Джона Мура", прозвучал не только как реквием достойному воину, но и как защита подлинной духовности и сердечности, непримиримых с мишурой и пошлостью суетной действительности.

Равно как гражданская страстность и нравственная взыскательность, была доступна Козлову и лирика тончайших переживаний человека. Сомнения, тревоги, "безделье мрачное", "скорбь души", "тайны дум высоких", "светлые мечты", живая радость, красота женщины, "сладкая тоска", счастье, любовь - все это дыхание его лирики.

Привет надежд, судьбы угрозы,

Волненье чувств, веселье, слезы,

Сердечной бездны глубина,

Все то, чем жизнь мрачна, ясна

И не сказать чего словами...

Исповедальная искренность романтической лирики Козлова принесла ему широкую известность у читателей, нашла отклик в лучших сердцах эпохи. В доме Козлова бывали - не просто сострадательными гостями, а воодушевленными собеседниками - Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев, Гнедич, Баратынский, композиторы Глинка и Даргомыжский, а также И. М. Муравьев-Апостол, Зинаида Волконская ... Стихотворения Козлова, беседы с ним помогли творческому становлению Лермонтова. Часто навещавший поэта Адам Мицкевич посвятил ему поэму "Фарис", в одической тональности воспевающую противостояние человека природным стихиям.

Всем строем своей лирики, всей своей судьбой - и личной и поэтической - Иван Иванович Козлов утверждал мысль о крепости человеческого духа, о красоте и вечных тайнах земного бытия.

Иван Козлов (1779—1840)

Иван Иванович Козлов происходил из знатной дворян-ской семьи. Он родился в 1779 г. в Москве и получил пре-красное домашнее образование. В шестнадцать лет Козлов поступил в гвардию. Первую половину своей жизни этот светский щеголь, прекрасный танцор не помышлял о лите-ратурных занятиях. После перехода на гражданскую служ-бу он быстро продвигался вверх по служебной лестнице, перед ним открывались широкие перспективы для карьеры. Но в 1816 г. стремительное движение жизни было ос-тановлено тяжелой болезнью. Козлов стал быстро терять зрение и к 1821 г. совершенно ослеп и вследствие парали-ча лишился ног.

За годы болезни Козлов выучил английский и немецкий языки (итальянский и французский он знал с детства), стал знатоком мировой поэзии, начал переводить и писать стихи. Современники не без оснований полагали, что несчастье послужило тем толчком, давшим выход его поэтическому дарованию. Творчество Козлова действительно во многом питалось настроениями и чувствами человека, съедаемого сокрушительным недугом, борющегося с ним, мучительно ищущего оправдания своей трагической участи.

Козлова побуждала к литературной работе и нужда: на-следственное состояние его было прожито. Большую помощь поэту оказывал его друг и соратник В. А. Жуковский , чья романтическая поэзия явилась для больного настоящим от-кровением: она подсказывала ему художественную форму выражения внутреннего мира человека, ставшего жертвой судьбы.

Усвоив высокую стихотворную культуру, столь свойствен-ную пушкинской эпохе, Козлов разрабатывает излюбленные жанры Жуковского (баллада , элегия , романс, песни), темы, образы, овладевает его принципом мелодического построе-ния речи. Однако Козлова ни в коей мере нельзя назвать безличным подражателем Жуковского . Критик «Москов-ского вестника» в 1829 г. справедливо заметил: «Никто из русских стихотворцев не подходит так близко, как он, к не-забвенному Жуковскому и со всем тем он ему не подража-ет». Лучшие стихи Козлова задушевны и необыкновенно музыкальны. Романс «Вечерний звон», написанный на его стихи, пленяет нас своим неподдельным драма тизмом и за-душевной мелодичностью спустя более чем полтора века после смерти поэта.

Литературное признание пришло к Козлову в 1825 г., после опубликования поэмы «Чернец» , пользовавшейся нео-быкновенной популярностью у читающей публики. Высо-кую оценку работе поэта дал Пушкин . «Повесть его пре-лесть, — писал он брату в мае 1825 г., — сердись он, не сер-дись, а хотел простить — простить не мог (строка из по-эмы Козлова) достойно Байрона ».

Увлечение Байроном стало важным фактором поэтичес-кой биографии Козлова. Почти на всем протяжении своей творческой деятельности он обращался к творчеству вели-кого поэта, довольно много переводил из него. Свое восхи-щение властителем дум он выразил и в стихотворении «Байрон» (1824).

Менее удачной, но столь же показательной для творче-ства Козлова стала и поэма «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая ». Прославление благородного подвига женщины, последовавшей за опальным мужем в сибирскую ссылку и после его казни сохранившей к нему неугасимое чувство преданной любви, вышло в свет в 1828 г. — непосредствен-но сразу после того как М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева, Е. И. Трубецкая и другие жены декабристов отправились к своим мужьям в Сибирь. Это обстоятельство сообщило по-эме Козлова особо злободневное звучание и усилило инте-рес к ней современников.

Большое место в творческом наследии автора «Чернеца» занимают переводы, многие из которых, так же как и у Жу-ковского, органически включались в творчество поэта на правах оригинальных произведений. Кроме переводов из Байрона примечательны также переводы «Крым-ских сонетов» Мицкевича, опубликованные в 1829 г.

Умер И. И. Козлов в 1840 г.

Козлов Иван Иванович родился 11(22).IV.1779 г. в Москве - поэт и переводчик.

Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода.

В 1795-98 служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем перешел на гражданскую службу.

Внезапный паралич лишил его в 1816 году ног и навсегда приковал к постели.

В 1819 Козлов начал терять зрение, а в 1821 окончательно ослеп.

В эту пору пробуждается его поэтическое дарование. Зная итальянский и французский языки, Иван Иванович изучил немецкий и английский уже, будучи слепым и начал с помощью дочери заниматься поэтическими переводами.

В 1821 в журнале «Сын Отечества» (№ 44) появляется его первое оригинальное стихотворение «К Светлане».

В 1825 вышла отдельным изданием поэма «Чернец», принесшая ему славу. Еще до появления в печати она стала широко известна в списках. Горестная история чернеца, пережившего цепь невозвратимых жизненных утрат, которые привели его в монастырь, вызвала живые чувства к герою и интерес к автору современников. Поэма «взяла обильную и полную дань слез с прекрасных глаз; ее знали наизусть и мужчины» (Белинский). В предисловии к первому изданию «Чернеца» говорилось о трагической участи Козлова, и поэма в целом воспринималась как искренняя и потому глубоко волнующая исповедь самого поэта-слепца...

«Чернец» - лучшее создание поэта. В нем отчетливо выразилось дарование Козлова как «поэта чувства» (Белинский) и с истинно поэтической силой прозвучали главные мотивы его творчества: воспоминания о минувшем и невозвратимом счастье, глубокие переживания тяжелых утрат, обращение к религии как единственному источнику утешения.

В 1828 вышла поэма «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая».

В 1830 повесть в стихах «Безумная».

Но успеха они не имели.

«Суть их,- писал Белинский,- не что иное, как повторение «Чернеца»: слова другие, но мотив тог же, а одно и то же утомляет внимание, перестает возбуждать участие».

Для романтизма Козлова, характерна отрешенность от передовых общественных вопросов эпохи, расплывчатость религиозно-гуманистических стремлений. В этом проявилась его политическая консервативность.

В 1820-е гг. Козловым И. И. написано несколько стихотворений на вольнолюбивые темы:

«Бейрон» (1824).

Тесную связь творчества Козлова с его горестной судьбой полно определил Белинский: «Несчастье дало ему и содержание и форму, и колорит для песен, почему все его произведения однообразны, все на один тон. Таинство страдания, покорность воле провидения, надежда на лучшую жизнь за гробом, вера в любовь, тихое уныние, кроткая грусть,- вот обычное содержание и колорит его вдохновений».

Поэтическое наследие Козлова Ивана Ивановича неравноценно. Рядом с произведениями истинно художественными («К другу В. А. Жуковскому », «Венецианская ночь»), часто встречаются и явно посредственные.

Дарование Козлова глубоко раскрылось в переводах. Круг переводимых им поэтов довольно разнообразен: Петрарка, Торквато Тассо, Шиллер, Андре Шенье, Адам Мицкевич, Берне, Томас Мур и другие. Одним из первых Иван Иванович обращается к переводам Байрона («Невеста Абидосская», отрывок из «Дон Жуана», «Новые стансы» и другие). Но оторванность от современной общественной жизни, религиозность поэта повели к искажению бунтарского гения Байрона. Политически обесцвеченными выступают в переводах Козлова и «Ирландские мелодии» Томаса Мура.

Среди лучших переводов Козлова Ивана Ивановича - «Вечерний звон», широко известный как народная песня,

«Уж бил барабан перед смутным полком»,

«Плач Ярославны»,

«Обворожение»,

«Добрая ночь»,

«Новые стансы»,

«Подражание сонету Мицкевича» («Увы! несчастлив тот...»).

Умер 30. I (11.II).1840 г. в Петербурге.