Как справиться с агрессией и постоянным недовольством? Религия и агрессия.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Подскажите, как бороться со своей злостью и агрессией? Всю жизнь мне вечно что-то не нравится, злюсь по любому пустяку на родных, срываюсь. Устала от такой жизни! Подскажите, может, есть какая-то молитва? Что делать?

Анастасия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Конечно же, дорогая Анастасия, есть специальная молитва от Ваших страстей. Это Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Если Вы будете читать ее по сто раз, как только нахлынет на Вас очередное искушение, тогда со временем Вы сможете избавиться от и раздражения. И еще: старайтесь меньше обращать внимание на поступки старших в семье, а к тем, кто младше Вас, проявляйте любовь и усердно молитесь о них. И чаще посещайте храм, исповедуйтесь и причащайтесь, это тоже поможет Вам.

Нам, людям, Господь дал разум. Если эта проблема так мучит Вас, попробуйте спокойно проанализировать, что именно Вас раздражает. Например, не конкретно мама или муж, сестра, подруга и так далее, а более конкретно: не такой тон, какой Вам бы хотелось слышать, или, может быть, люди говорят Вам о каких-то Ваших недостатках, о которых Вы знаете, но с которыми не справляетесь и Вам неприятно слышать, что кто-то их замечает, может быть, Вам трудно признать свою малейшую неправоту? А почему трудно – Вы боитесь показаться уязвимой, слабой, глупой? Это я просто для примера. Постарайтесь в каждом случае максимально конкретизировать причину гнева, причем причину не снаружи, а внутри себя – какие струны Вашей души задевает та или иная ситуация. Найдя эту точку раздражения, Богу содействующу, Вы поймете, как с ней справиться, или спросите у священника. Святые отцы недаром говорили подробно, какие страсти, какие властвуют человеком.

Материал по теме


Александр Ткаченко: " Как будто чувство стыда можно разбудить в человеке шаблонными фразами, да еще сказанными походя, между делом!"

Это не значит, что Вы плохая или кто-то еще плохой – это те точки, за которые, в том числе, и агрессия и недовольство наше могут цепляться и вырастать потом так сильно, что и не найдешь, с чего все началось.

Причиной агрессии может стать и банальная усталость. То есть, например, Вы неразумно тратите время на какие-то разговоры, интернет и так далее, потом не успеваете дела, злитесь внутри, чувствуете свою вину, собой недовольны и это выплескивается вовне. Посмотрите, что нарушает мир в Вашей душе, откуда растет агрессия.

А когда найдете точки, поймите, прежде всего, что лично Вы можете сделать в каждой конкретной ситуации. Молитесь Богу, думаю, что все у Вас получится. Просто пристальнее смотрите на происходящее и не оставайтесь пассивной, а активно меняйте его к лучшему. Можете поговорить со своими родными, спокойно, уважительно, прямо вот сказать им, что Вы видите, что срываетесь, что недовольны, и не знаете почему. Может быть, Вам подскажут. Или, например, можете сказать, что хотели бы стать спокойнее и попросите родных помочь Вам, например, напоминать об этом Вашем желании, когда Вы снова “закипите”. Тогда Вы сможете остановиться и проанализировать, что происходит.

Храни Вас Господь!

Все мы знаем, что - одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое - терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и - в гораздо большей степени - на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же , - это такая лукавая вывеска, под которой в реальности - апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.

К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость - это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.

Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость - совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам - значит, и мне самой тоже.

Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.

Понимать, что другой человек - это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.

И не навязывать ему своих убеждений - даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.

В чем проявляется нетерпимость? Иногда - в постоянных претензиях к окружающим, к близким, к одноприхожанам, в желании поучать, одергивать, выговаривать, «строить»: «Вы, женщина, переступили порог храма в мужской одежде… Вы думаете, это мелочи?!»; «Я видела, ты мороженое ел, а сегодня, гляжу, причащаться собрался?!»… Причем нередко претензии оказываются или просто надуманными, или - порождением излишней нервной чувствительности и околоцерковных суеверий. Однажды, например, пришлось наблюдать такое: пожилая прихожанка прямо-таки набросилась на шестилетнего левшу. Он крестился левой! Досталось и его маме: она, будучи занята младшим, сидевшим на ее руках, не уследила, какой рукой у нее старший крестится, вот такая неблагочестивая мама…

Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет - кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:

Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!

Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил - подлинных или надуманных, но правил - которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко - ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.

Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей - чаще всего моих старых друзей и коллег - относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять!..

…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела - в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, - но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить - а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?

В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.

Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.

Причина - в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием - такой вот психологический парадокс.

Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии - не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом - во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, - в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.

К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, - придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…

Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей - не много, но знаю, - которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты - тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие - в данном случае подлинное, идущее от сердца - выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», - сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, - очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют - не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека - да от самого его облика! - пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.

Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.

Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности - но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.

Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других - как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя - иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться - не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы - это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству - ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.

Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой , молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) - и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой - остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55-56).

Православные отправляют в ад? Угрожают вечными муками и призывают кары? Активно строчат заявы и громят выставки? При слове "православный активист" нервно вздрагиваешь и начинаешь пить корвалол стаканами? Все это объяснимо, друзья. Некоторые из нас, христиан, очень буквально понимают фразу "угодить Богу", слишком "по-человечески". Поведение верующего в этом случае похоже на поведение агрессивного карьериста на престижной работе, готового рвать зубами за "начальника" в лице Бога.

Агрессивность - вовсе не естественное для православного состояние. Это - одна из фаз, одно из состояний, неких "модусов бытия" в поиске Бога. И подобное состояние очень и очень легко объяснить с психологической точки зрения.

Представьте. Вы нашли для себя идею. Прекрасную. Великую. Вы вдруг поняли, что все, чем вы занимались ранее - сущая ерунда по сравнению с той идеей, что вы можете жить вечно. Что вы не просто можете жить вечно, но жить в мире звездной любви, жар которой плавит сердца и души. Представьте, что вы открыли для себя целый удивительный мир. Он где-то там. Как сказали бы ученые - "в ином измерении".

Вы видите, что Он - прекрасен и свят. Вы влюбились в такого Бога, полюбили Его за праведность и святость. Праведный Бог - это значит, что каждое Его слово, поступок, мотив - движим исключительном правдой, правым и чистым чувством. Он видит в вас ценность! Вы станете эдаким благородным рыцарем в мире вечной пламенной любви. Представьте себе орден небесных рыцарей "где-то там". Рыцарей храбрых и святых. Таких, что умрут друг за друга.

Представили?

Да, это не просто.

Потому что легко может выйти полная ерунда вместо подлинной картинки. Чтобы понять образ Бога, надо вспомнить свой самый лучший, чистый, достойный поступок. Вспомнить и то состояние, которое было ПОСЛЕ этого поступка. Эдакую сладкую песнь души, тихий трепет восторга. Я поступил(а) достойно.

Вот Бог - это своего рода такая центральная звезда, которая и светит этим самым чувством "достойных поступков". В присутствии Бога, вблизи Бога те, кто достоин, обретают честь и славу, подобную подлинным, небесным героям.

И вот тут вкрадывается мутация...

В сознание человека, уже понявшего, Кто есть Бог, что Он обещает, и каков мир Его высокой чести, святого достоинства и славы, проникает некий "вирус мысли". Некий злокачественный процесс. Человек становится "небесным карьеристом", который ничем не отличается от обычного, пытаясь угодить начальнику, идя по головам других. Обычно тех, кого он считает "врагами Бога".

Раз Бог обещает радость, славу, честь быть с Ним вечно, раз возле Него соберутся самые лучшие, самые достойные, самые благородные и прекрасные люди нашей цивилизации, напрашивается простой вопрос. В каком случае моя радость будет больше от таких ожиданий, от таких перспектив?

Представим, что у нас есть начальник. Очень строгий. Просто гроза всей компании. Но он меня перед всеми - похвалил, возвысил, приблизил, поставил рядом с собой, вознес. Буду ли я заинтересован в том, чтобы этот начальник был грозен, суров, непреклонен? Однозначно да. Ведь тогда мое приближение - есть указание на мою уникальность, особенность, особенную ценность.

Совсем не то же самое, чем когда добрый начальник раздает похвалы пачками. Вроде тебя похвалили, но и соседа тоже. И ты ты вроде бы и не выделяешься из общей среды. Когда спасающихся и попадающих в Рай много - Царство небесное как будто теряет часть своей притягательной силы.

Поэтому так много было и богословов и вообще сторонников взгляда на то, что Господь - грозный Судья. Ему угодить сложно. А не угождающих - ждет ад. И ты (с сочувствием, конечно), стоя в дивных по красоте одеждах рядом с Христом, озаренный небесным светом, смотришь на муки грешников. И можно даже не понять, не заметить, что ты - хакер. Что ты - взломщик системы мотивации. Ты используешь контрасты "звездная радость - адская мука" для "возгонки" жара собственных ожиданий. Ты - мутируешь в фанатика.

Фанатизм - это вера без любви.

Любовь не любит говорить про чьи-то муки. Любовь может с горечью их допускать, но мириться с ними, рассуждать о них любовь избегает в силу собственной тактичной природы. Любовь идет к людям говорить о любви, и поднимать их глаза к звездам. Любовь не приходит грозить. Да, Христос в Евангелии говорил про муки грешников. И да, Он говорил, что они будут вечными.

Но было бы очень опасно придавать Богу свойство особо могущественного палача. Ведь в схеме "Сегодня нормальный > завтра стал наркоманом > послезавтра умер на помойке" виновен сам человек. Вовсе не Бог.

И сколько таких историй саморазрушения человеческих личностей. Эти истории - есть тренд, летопись человечества. Материшься, куришь, пьешь, ведешь половую жизнь без разбора, мать/отца не чтишь, не звонишь, не помогаешь, забыл родную кровь - вот она и история саморазрушения.

Но главный отрицательный побочный ментальный продукт жизнедеятельности и активности фанатиков, что люди под влиянием таких идей легко могли бы переложить на "вечно недовольного" Бога все свои беды. Тогда как упор на Бога спасающего существенно затрудняет или и вовсе сводит на нет подобные позывы. Ведь когда тебя со всех сторон пытаются спасти, а ты все же гибнешь, остается лишь подивиться твоей воле к саморазрушению.

Вот вам и ад - воля к саморазрушению, ставшая столь сильной, что более не допускает перемен к лучшему.

Ад, по моему представлению - это человек, представленный сам себе в вечном одиночестве. Вот ты всю жизнь строил здание своей души, полировал характер, гранил некий камень внутри себя. И с собой ты забираешь этот камень. И - за гранью жизни ты будешь созерцать, кушать то, что готовил сам себе.

Это состояние легко предчувствовать, легко ощутить ради проверки самого себя.

Останьтесь одни в квартире. Без интернета и телевизора. И, даже страшно сказать, без смартофона. Останьтесь наедине с собой. Послушайте себя. И вы увидите... либо рай, либо ад. Третьего не дано. Внутри либо будут бурлить страсти, мысли о том, как все плохо, как все пропало, и как вам чего-то хочется. Либо - тишина и покой. Таким могут похвастаться очень немногие.

А мы все - ад, ад...

Ад - это когда воротит от самого себя, а утешения нет. Ибо раскаяние запоздало. И это очевидно всем, включая и тебя самого. Но это - лишь после смерти. До смерти раскаяние запоздать не может. Просто и искренним оно может быть лишь сейчас, сиюминутно, по наитию, по спасительному порыву души. Это не запланируешь. И за час до смерти не включишь, как утюг или чайник.

Следить за собой, следить за своими мыслями, поступками, мотивами - трудно. Гораздо проще увидеть в Боге грозного карающего особо могущественного палача. И насладиться тому, что ты - выбрал правильную сторону. Но правильная сторона только одна - это любовь. Ведь Бог - это любовь. И любовь всегда узнается по той особой тактичности, что присуща лишь ей. Там, где есть неделикатность поступков - много рвения, горячности, порыва. Но пока еще мало любви.

А если мы таковы - порывисты, горячны, готовы обличать и рваться в бой (пусть даже за веру) - мы выбираем слишком легкий путь. К нему очень легко привыкнуть и очень трудно с него сойти. К хорошему, легкому вообще быстро привыкаешь. А ведь путь "следить только за собой", укорять лишь себя - труден.

Добро вообще уязвимо. Его легко обидеть. И так хочется оседлать доброго коня, опоясаться острым мечом, взять в руки копье да выехать в чисто поле, ощущая силу и собственную стать. "Сейчас буду рубать головы врагам веры".

Главный враг веры - смотрит на меня в зеркале. Если сегодня каждый победит в себе животное начало - завтра мы проснемся на другой планете. Если сегодня каждый победит соседа - завтра мы проснемся на кладбище. Вот пир воронью!

Оружие веры - не угроза, не кулак.

Сила христианства - это слово.

Слово, сказанное с любовью. Да, легко сказать, но сложнее сделать. Но альтернатива куда хуже. Питаться неким таким жаром причастности к правой стороне и подогревать эту мысль полешками об аде для всех остальных - слишком плохой футбол. Мы просто упадем в ту самую яму, в те самые горящие полешки. Наверное, если бы меня попросили подобрать метафору, я бы сказал, что сейчас каждому из нас дана небольшая делянка в лесу. Кто-то усердно садит на этом лесу цветы, создавая чудный сад. А кто-то усердно таскает дрова для большого костра.

Вот и увидим, какие мы с вами хорошие садовники...

Как случилось, что новостные блоки, перенасыщенные информацией об убийствах и насилии над детьми, перестали нам резать слух? Где берет свой источник агрессия и почему ее возвели в ранг общественной проблемы? Какой отпечаток озлобленный социум накладывает на воспитание детей? На эти и другие вопросы корреспонденту « АиФ - Саратов» дал ответы Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

В погоне за «идеалом»

Владыка, об агрессии сегодня говорят как об общественной проблеме. Что является ее источником, и как научиться ей противостоять?
- Это очень емкая тема, и говорить о ней можно долго. Проявление массовой агрессии обусловлено прежде всего крушением нашего государства 20 лет назад и того образа жизни, который был привычным для миллионов людей, для нескольких поколений. Подобные «сломы эпох» никогда не проходят безболезненно. Общество, которое претендовало на то, чтобы быть обществом социальной справедливости, резко перешло к периоду «первоначального накопления капитала», жесткому и безнравственному. Для меня как христианина очевидно, что главной причиной роста агрессии является обезбоженное состояние огромного количества людей. Сегодня идеология потребления, выраженная слоганом «бери от жизни все», принята значительной частью нашего общества. Агрессия - неизбежный спутник этой идеологии. С одной стороны, человек ориентируется на образцы, которые видит на экране телевизора, и хочет жить красиво, быть богатым и успешным. С другой - этот «идеал» он не может немедленно воплотить в жизнь, поэтому испытывает чувства зависти и озлобленности. Это явление становится массовым, возникает нездоровая атмосфера, в угаре которой забываются такие базовые для человека понятия, как семья, верность, самоотверженность, любовь к Родине и т.д. Как научиться этому противостоять? Я не знаю другого способа, кроме как стать христианином, то есть человеком, имеющим четкую нравственную систему координат, которая помогает ему оставаться человеком в любых условиях жизни, при любых общественных веяниях. Блаженный Августин в своей знаменитой книге «Исповедь», которая построена как беседа с Богом, сказал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Душа человека - это бездна, которая может вместить в себя весь мир. Никакими суррогатами в виде музыки, квартир или машин ее нельзя заполнить, потому что душа человека нуждается в духовной пище. А если ее нет, человек мучается и нередко гибнет. При этом не важно, как: повесился он или спился, выбросился из окна или умер от передозировки наркотиков. Это следствие пустоты, которая образуется в душе, лишенной Бога.

А люди ли это совершают?

- В число жертв агрессии зачастую попадают дети. Чем объяснить характерный для наших дней всплеск педофилии?
- Все тем же: отсутствием моральных запретов, влиянием пропаганды разврата, которой заполнены телевидение и Интернет. Если для человека существует лишь узкий мир удовлетворения собственных инстинктов, пресытившись тем, что привычно, он потянется к чему-то «новому». Преступлений, по статистике, действительно становится больше, причем в криминальной хронике мы находим такое, что дает основание задуматься - а люди ли это совершают?!
- Как уберечь ребенка от пороков общества?
- Детям нужно уделять больше внимания и главное - понимать, чего мы от них хотим. Хотим ли воспитать ребенка добрым, совестливым и ответственным? Или для нас главным является что-то другое? Не надо забывать и о том, что пороки рано «прилипают» к детям, когда они попадают в соответствующую среду.

Выбирают родители

Владыка, а насколько важную роль в воспитании детей может сыграть школьный курс основ религиозной культуры и светской этики?
- Этот курс введен в школьную программу по инициативе президента Российской Федерации. Родители сами будут выбирать, с чем будет знакомиться ребенок: с основами православной, исламской, иудейской культур или так называемой светской этики. По сути это не вероучительный, а культурологический курс на уровне музейной экскурсии. И не надо думать, что он чудесным образом сделает детей шелковыми и послушными. Ребенка воспитывает, прежде всего, семья и та общественная атмосфера, которая господствует в настоящий момент. Как оградить детей от ее влияния - это вопрос и огромная проблема. Я восхищен теми родителями, которым удается сделать это хотя бы отчасти. Вообще воспитание детей - это самый главный подвиг в жизни человека. Если сказать кратко: необходимо сделать так, чтобы ваше слово и пример для ребенка значили гораздо больше, чем то, что он слышит и видит вокруг. Но для этого взрослый человек должен осознавать свою родительскую ответственность.

Татьяна ВОЛЧЕНКО