История передачи земель узбекской сср. §1

Основная статья: Узбекская Советская Социалистическая Республика

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошла Великая Октябрьская революция. В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика -- РСФСР -- со столицей в Москве. Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанскую Автономную ССР в составе РСФСР. Земли Кокандского ханства (в том числе Ташкент) вошедшие в состав Ферганской области Туркестанского Генерал-Губернаторства еще в марте 1876 года также формально вошли в состав РСФСР. Де факто протектораты Российской Империи -- Хивинское ханство и Бухарский эмират остались на время официально независимыми от расторгаемой на части России.

В ходе гражданской войны часть населения поддержала Красную Армию, которая в 1919 заняла Коканд, Бухару и Хиву. Другая часть, в основном феодально-байские элементы и мусульманское духовенство образовала вооруженное националистическое движение («басмачество»), поддерживаемое реакционными иностранными кругами (прежде всего- Турции). Основные силы басмачества разгромлены Красной Армией при поддержке населения в 1922, отдельные отряды окончательно сдались в 1933.

В феврале 1920 года на территории Хивинского ханства и Бухарского эмирата при значительной поддержке Красной Армии, образовались Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики. 26 августа 1920 года значительная часть Туркестанской АССР была преобразована в Киргизскую АССР в составе РСФСР. В 1923 г. в состав СССР вошли Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики (как ССР).

  • 14 октября 1924 года была образована Таджикская АССР в составе Бухарской ССР, а также выделена Кара-Киргизская автономная область (нынешняя Киргизия) в составе Киргизской АССР (нынешний Казахстан).
  • 27 октября 1924 года по национально-государственному размежеванию образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР. В состав Узбекский ССР вошла Бухарская ССР вместе с Таджикской АССР и одной из трех областей на которые разделили Хорезмскую ССР. Другая треть Хорезмской ССР была преобразована в Каракалпакскую АО в составе Киргизской АССР. А оставшаяся треть была преобразована в Туркменскую ССР.

С 1925 Узбекистан вошел в СССР как союзная республика. Первой столицей советского Узбекистана в 1924 г. стал Самарканд. В 1930 столица перенесена в Ташкент. 1 февраля 1926 года Каракиргизская АО была выделена из состава Киргизской АССР и преобразована в Киргизскую АССР в то время как оставшаяся часть бывшей Киргизской АССР превратилась в в Казахскую АССР. 16 октября 1929 года из состава Узбекской ССР была выделена Таджикская АССР и преобразована в Таджикскую ССР, которая 5 декабря 1929 года вошла в состав СССР. 5 декабря 1936 года Киргизская и Казахская АССР были выделены из состава РСФСР и официально вошли в Союз ССР на правах ССР, а также Каракалпакская АО была присоединена к Узбекской ССР на правах автономной ССР.

Находясь в составе СССР, Узбекистан из отсталого колониального региона превратился в индустриально-аграрную республику, с развитой легкой и пищевой промышленностью, в десятки раз выросла тяжелая промышленность. Были построены крупнейшие тепловые (Ташкентская, с 1971, Сырдарьинская, с 1975, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская, с 1972), началась разработка газовых (месторождение Газли, с 1961) и нефтяных месторождений и др. Появились совершенно новые для республики отрасли машиностроения (электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная и др.) Созданы новые крупные районы хлопководства, Узбекистан стал мощной хлопковой базой СССР. Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом коллективизации, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, принявшей массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Уровень грамотности поднялся с 4% (1897) до 99% (1977), в советский период открыты большинство ВУЗов страны (в том числе Ташкентский университет, с 1918), основана Академия наук Узбекской СССР (1943), театры (в том числе в 1919 - Узбекский театр драмы, в 1939 - Узбекский театр оперы и балета).

С 1959 по 1983 год республикой руководил Шараф Рашидов, своим выдвижением в значительной степени обязанный занятой им в борьбе против националистических тенденций в республике твердой позиции. Период его правления считается одной из самых лучших страниц в истории Узбекистана, хотя в 1969 году в Ташкенте состоялись массовые беспорядки на межэтнической почве, узбекское население города нападало на славян, но обошлось без человеческих жертв и значительных последствий, а после смерти Ш.Р. Рашидова в 1983 году большой резонанс получило т. н. «узбекское дело», оно же «хлопковое дело», в ходе расследования которого обнаружились гигантского размера подтасовки в отчетности, целая система коррупционных практик, охватившая чиновников высшего звена республиканской администрации, масса случаев нарушения законности; сотни чиновников, хозяйственных и партийных работников были смещены со своих постов или назначены на другие должности, многие арестованы. В современной узбекской традиции «хлопковое дело» считается несостоятельным и задуманным изначально как способ ослабить местный партийный аппарат, поставив его под контроль центрального правительства.

После вспышки насилия в Ферганской долине в 1989, когда в результате межнационального конфликта между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек, из республики выехало несколько десятков тысяч турок-месхетинцев и большое количество представителей иных национальностей. Пришедший к руководству республикой Ислам Каримов с июня 1989 стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана.

В марте 1990 Верховным Советом Узбекской ССР учрежден пост президента республики, первым президентом Верховный Совет избрал И.А. Каримова. В октябре 1989 Верховный Совет объявил узбекский язык - государственным языком, русский язык - языком межнационального общения. 1989--1990 кризисных явления в экономике привели к усилению сепаратистских настроений. Несмотря на это, на референдуме в марте 1991 года, большинство населения проголосовало за сохранение СССР. После неудавшейся попытки государственного переворота (ГКЧП, 19 августа 1991), 31 августа 1991 года, вслед за другими республиками, Верховным Советом провозглашена независимость и суверенитет Республики Узбекистан, а 18 ноября 1991 принят Закон "О Государственном флаге Республики Узбекистан". Однако часть полномочий ещё была у союзных властей. На выборах в декабре 1991 президентом был избран И.Каримов. 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате, Узбекистан присоединился к СНГ. 26 декабря сессия Верховного Совета СССР (в числе которой были представители и Узбекистана) приняла решение о прекращении существования СССР.

Имеет богатую, насыщенную событиями историю. По утверждению историков, люди на этой территории появились в ашельский период, около 1 млн. лет до н.э.
Индо-иранские племена пришли в эти земли с юго-запада, во 2 тыс. до н.э. Они поселились к югу от Арала и вдоль берегов реки Амударья, а так же в оазисе, у бассейна Зерафшан. Первое государство, по предположению ученых, было образовано в 7 веке до н.э. Это было Древнебактрийское царство, в состав которого входила Бактрия, а так же Согд и Маргиана. Это были родственные народы, земли которых объединились в одно государство. Еще одно государство было сформировано на территории Хорезма.

Походы Александра Македонского

Одним из главных этапов в истории Узбекистана, приходится на тот период, когда был совершен великий поход Александра Македонского. Эллинская культура оказала большое влияние на эти территории. Было это в 4 веке до н.э. В этот период высоко развилась торговля, именно тогда были проложены основные маршруты Шелкового пути. Три главные дороги Великого Шелкового пути пролегали через территорию, которая ныне относится к центральной части Узбекистана, а так же, через Фергану. Шелковый имеет большое значение не только для Средней Азии, но и для всего мира, так как он соединил Запад и Восток.

История Узбекситана

В 7 в. началось нашествие арабов на Согдиану. Совершались крупные набеги, а вот крупные завоевания начались в 8 веке. Завоевание этих земель арабами, внесло огромные перемены в политическом и культурном строе местных государств. Позднее, ближе к середине 9 века, ислам прочно укрепился на этой территории, став основной религией государств, расположенных на территории Средней Азии. В 10 веке, главной религией всего Маверанарха был ислам, а правителями этой территории были Караханиды. В Согдиане правили Саманиды, государство которых, было позже завоевано Караханидами. В 12 веке большую силу набрал Хорезм, который завоевывает значительную территорию Средней Азии. В этот же период и сформировалась тюркоязычная народность.

Нашествие монгольских племен во главе с Чингиз-ханом, пришлось на начало 13 века. Монголы завоевали крупные города: Бухару, Самарканд, Термез. Города подверглись сильнейшим разрушениям, жители были разорены. После смерти монгольского хана, его огромная империя разделилась на несколько государств, которыми правили его дети и внуки. Хорезм тогда вошел в состав Золотой Орды, которая была в составе улуса Джучи.

Конец 14 века - наиболее важный период в формировании истории Узбекистана. Это начало правления Темуридов, которую основал выходец из тюркских племен - Темур-ленг. В народе его называли «хромым», а в Европе за ним закрепилось имя Тамерлан. Темур основал большую империю, а столицей сделал город Самарканд. Его государство начиналось от границ Китая и до ближнего Востока. В период его правления высоко развилась культура и религия. Большая часть великих архитектурных ансамблей, было построено именно в эпоху Темуридов. После кончины великого правителя, в 1405 году, его наследники стали делить власть, из-за чего было много смут, подорвавших авторитет могучей империи.

Кочевые тюркоязычные племена, звавшиеся узбеками, вторглись с севера в Маверанахр. Они осели здесь, смешались с коренным населением. Случилось это после смерти великого ученого Улугбека, который приходился Темуру внуком. Вождем узбеков был Шейбанихан. Он сумел установить в государстве свою власть, и к 1510 году изгнал всех Темуридов из этих земель.

В 16 веке здесь было образовано два ханства. Бухара была столицей самого крупного из ханств, которое контролировало юг, восток, а так же центр той территории, где ныне находится Узбекистан. Столицей второго ханства был Хорезм. В 18 веке появилось еще одно ханство - Кокандское. Между 16 и 19 веками, между тремя ханствами было много распрей, что привело к упадку.

В17 веке, на политические дела среднеазиатских стран, оказывает влияние Россия. В 1870 году русские входят в Маверанахр, а немногим позднее подчиняют себе Кокандское ханство. Было образовано Туркестанское генерал-губернарство, центром которого являлся город Ташкент. Другие два ханства - Бухарское и Хивинское,имели вассальную зависимость.

Поначалу русские не влияли на духовную жизнь народа. Однако, с ростом экономики постепенно вносились изменения. Промышленность развивалась за счет выращивания хлопка. Хлопок занимал основное место в сельском хозяйстве, при этом, другим посевным культурам практически не уделялось внимания. Огромный вклад в развитие Средней Азии внесла проложенная железная дорога, соединившая этот регион с Россией.

К концу 19 века, в ханствах, находившихся на территории современного Узбекистана, начались народные волнения, один за другим вспыхивали восстания. Народная группировка, известная как «джадиды», вела борьбу с невежеством, безграмотностью и отсталостью. Российское правительство ответило на это жестким контролем, начало вмешиваться в вопросы культуры и религии местного народа. После крупного массового восстания, было решено отправлять мужчин из Средней Азии на тыловые работы во время Первой мировой войны.

События 1917 года коснулись и Туркестана. Басмачи выступали против большевиков. Весной 1918-го была образована Туркестанская АССР, в Бухаре и Хиве были сняты прежние правители и обе республики так же входили в состав АССР.

После того, как в 1924 году административные единицы были изменены, появилась УзСССР. С этого момента и до ’29-го года, в составе УзСССР был и Таджикистан. Изначально столицей был выбран Самарканд, а в 1930 году-Ташкент. Каракалпакстан вошел в УзСССР в 1936 году. В 1932-м были образованы колхозы, введена кириллица. Образование коммунистическое партии продолжило развитие Узбекистана. Файзулла Ходжаев,выходец из Бухары, был выбран председателем правительства.

В 1989 году Узбекистан переживает переломный момент в экономике. Весной 1990 года Ислам Каримов был избран на пост президента. 31 августа 1991 года была провозглашена независимость нашей республики.

Узбекистан был республикой восточного колорита: древние мечети Самарканда и Бухары, хлопковые плантации, дыни-"торпеды"... а также межнациональные конфликты в густонаселенной Ферганской долине и "восточная" коррупция. Радикальный ислам, погромы, мафия, коррупция и ее разоблачение - все это сыграло свою роль в падении советской власти в республике.
Для Узбекистана последние годы существования СССР были отмечены "хлопковым делом" (так обобщенно именуется целая серия уголовных дел, касавшихся злоупотреблений как в хлопковой, так и в других отраслях узбекского хозяйства). Громкие разоблачения и аресты по обвинениям в коррупции, затронувшие местное начальство, осложнили отношения между республикой и союзным центром. В рядах местной элиты кампания, затеянная тогдашним генсеком ЦК КПСС Юрием Андроповым, воспринималась как предательство.

Митинг "Бирлик". Ташкет, площадь Ленина, 1 октября 1989 года. Фото: Владимир Родионов/РИА Новости

Узбекские власти играли по неофициальным правилам, установленным Москвой. Центр устанавливал планы поставок хлопка (зачастую сильно завышенные и не учитывающие реальной ситуации), которые затем спускались на места. Местное начальство в ответ фальсифицировало отчетность, а чтобы приписки казались убедительными – отправляло их "наверх" вместе со взятками. В Москве, принимая взятки, эту систему поддерживали. Теперь же узбекские руководители были за это публично наказаны.
Определенное недовольство "хлопковое дело" вызвало и у тех жителей республики, кто к власти не принадлежал.
Бытовало мнение, что Москва ведет себя чересчур бесцеремонно, вмешиваясь в дела Ташкента, и что кампания против коррупции приняли "антиузбекский характер".
Будущий президент Узбекистана Ислам Каримов, который в 1989 году возглавил республику в качестве первого секретаря ЦК компартии, эти настроения в какой-то степени поддержал. Хотя использовал их не как повод для конфронтации с Москвой, а, скорее, как средство для повышения своего авторитета в Узбекистане. Он, в частности, реабилитировал прежнего руководителя республики Шарафа Рашидова, который скончался (по некоторым данным - покончил с собой) на фоне расследования «хлопкового дела» и на которого посмертно была возложена вина за созданную в Узбекистане систему взяточничества и кумовства. При Каримове кампания по обличению "рашидовщины" была прекращена.
Всего по "узбекским делам" (в том числе "хлопковым") были осуждены несколько тысяч человек. Несколько фигурантов были приговорены к расстрелу, некоторые покончили с собой. Партийный и хозяйственный аппарат республики подвергся тотальной чистке. На республиканском уровне на освободившееся место Рашидова был назначен Иманджон Усманходжаев (до этого он был председателем президиума Верховного совета Узбекистана). Через несколько лет, правда, он сам был арестован по обвинениям в коррупции.
Новый глава республики Рафик Нишанов (до назначения на этот пост он, как и Усманходжиев, был председателем президиума ВС) продержался еще меньше. Его отставка, правда, уже не была связана с коррупцией. Она последовала за событиями в Ферганской области летом 1989 года – волной погромов и убийств, жертвами которых стали проживавшие там турки-месхетинцы.

Согласно распространенной версии, погромы было спровоцированы серией потасовок, произошедших в конце мая. В массовых драках участвовали узбеки и таджики с одной стороны и турки – с другой. Пострадали десятки людей. В одной из драк, которая произошла в Кувасае (пригороде Ферганы) 24 мая, был убит некий Ислом Абдурахманов. На следующий день после того, как его похоронили, на центральной площади города собралась толпа узбекской молодежи. Хотя погибший и был не узбеком, а таджиком по национальности, собравшиеся, следуя призыву из толпы, что "турок надо проучить", двинулись к месту их проживания. На улице, где жили турки, произошла массовая драка, в которой использовались ножи и дубинки. В результате пострадали более 50 человек.
После этого волнения на несколько дней притихли. Однако уже в начале июня возобновились, перекинувшись на Фергану и ее пригороды - Ташлак, Коканд, Маргилан, поселок Комсомольский. Начались погромы и жестокие убийства турок.
Погромщики преследовали тех, кто пытался спастись, выискивали тех турок, которых укрыли у себя их соседи-узбеки (таких случаев, когда узбеки прятали у себя турок, было немало), пытались даже пробиться к тем, кого успели взять под защиту власти.
3 июня погромы начались в городе Маргилан, поселках Ташлак и Комсомольский. За два дня там были убиты несколько человек, более 70 были госпитализированы с различными травмами. Только в Ташлаке были сожжены более 40 домов. 4 июня толпа собралась у здания местного райкома партии, куда к тому времени были эвакуированы несколько сотен турок. Собравшиеся требовали выдать им турок, а затем направились к отделению милиции – освобождать ранее задержанную группу погромщиков. Толпа, вооруженная огнестрельным оружием и бутылками с зажигательной смесью, попыталась взять здание штурмом. Штурм продолжался около четырех часов и не увенчался успехом. 15 милиционеров (из тех, кто охранял здание) были ранены.
К 7 июня большинство турок, проживавших в Фергане и ее окрестностях, были эвакуированы (их вывезли на военный полигон). В городе был введен комендантский час. В регион к тому времени спешно перебрасывались войска, численность воинской группировки вскоре достигла 14 тысяч человек. Однако взять ситуацию под контроль военным удалось не сразу. Положение осложнялось тем, что применять оружие солдатам не разрешалось (огонь они открывали лишь в крайнем случае). Погромщики быстро поняли, что стрелять в них не будут, а эффект от применения спецсредств (слезоточивого газа, светошумовых гранат) был ограниченным.
"Сил у нас было мало, - рассказывал один из военнослужащих о событиях в поселке Комсомольский. – Пока блокировали один дом и эвакуировали жителей, толпа прорывалась к соседнему. И творила что хотела".
К концу первой недели июня беспорядки перекинулись на Коканд. Эвакуировать оттуда турок власти к тому времени еще не успели. В Коканде события стали развиваться примерно по тому же сценарию, что и ранее в Ташлаке. Толпа потребовала выдать ей турок, укрытых в здании ГОВД. Получив отказ, собравшиеся пошли на штурм. При этом даже использовались автомашины – грузовик и автобус – которыми атакующие пытались таранить ограду (защитникам здания удалось сорвать атаку, прострелив колеса машин) . Отдельные группы погромщиков, пользуясь тем, что основные силы милиции отвлечены, продолжали грабить и жечь дома турок. Другим группам удалось захватить несколько местных промышленных предприятий (которые, впрочем, властям быстро удалось отбить).
Беспорядки пошли на спад 9-11 июня. Всего в ходе погромов, по официальным данным, были убиты около ста человек. После этих событий из Ферганской области были вывезены около 16 тысяч турок-месхетинцев. Среди тех, кто покинул регион до 1 июля, были также 1,2 тысячи крымских татар, более 800 русских, более 100 евреев.
В июне 1989 года, после волнений в Ферганской области, возглавлявший Узбекскую ССР Рафик Нишанов был снят с должности (его перевели на место главы Совета национальностей Верховного совета СССР). Освободившееся место – пока что в должности первого секретаря ЦК компартии Узбекской ССР – занял Ислам Каримов.
К тому времени в Узбекистане уже существовала своя оппозиция. Она была представлена прежде всего движением "Бирлик" ("Единство"), созданным в 1988 году (сначала - неофициально) представителями творческой и научной интеллигенции.
Декларируемые цели движения примерно соответствовали тем, что ставили перед собой "народные фронты" в других республиках бывшего СССР: укрепление позиций национального языка, достижение суверенитета Узбекистана, демократизация общественной жизни.
В конце 1988-начале 1989 года активисты "Бирлик" организовали несколько митингов, которые собрали тысячи людей и продемонстрировали, что новое движение пользуется определенной поддержкой у населения.
Официальный учредительный съезд "Бирлик" состоялся в мае 1989 года. Председателем движения был избран математик Абдуманоп Пулатов.

Политикой в конце 1980-х-начале 1990-х годов занялись также мусульманские организации. Ислам в Узбекистане даже в советские времена имел определенное влияние, а в условиях либерализации, которую принесла перестройка, это влияние стало возрастать. Еще в 1940-е годы в Ташкенте было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман. Вопреки антирелигиозным установкам, которых придерживалась советская власть, там были сохранены некоторые мечети, действовало даже медресе. Наряду с официальными мечетями в Узбекистане во времена СССР действовало множество неофициальных (только в Андижанской области их, по некоторых данным, было более 180).
В начале 90-х годов в Узбекистане была создана Исламская партия возрождения (хотя регистрации она и не получила и впоследствии объявила о переходе на нелегальное положение). Примерно в то же время в некоторых регионах появились фундаменталистские объединения под названием "Адолат" ("Справедливость"). Они объявили, что будут следить за соблюдением законов шариата. В эти группы входили как представители духовенства, так и бывшие десантники. Отряды численностью до 200 человек были созданы в Наманганской, Андижанской и Ферганской области. Фактически они взяли на себя роль дружинников (на что, правда, их никто не уполномочил): патрулировали улицы и рынки, задерживали лиц, которые показались им подозрительными, а также боролись с "аморалкой" и пьянством.
Все это продолжалось до конца 1991 года, когда активисты "Адолат" захватили здание обкома компартии в Наманганской области и предъявили ультиматум властям (среди требований было создание в Узбекистане исламского государства). За этим последовал разгром "дружинников".
Десятки активистов были арестованы, некоторые отправлены за решетку. Параллельно власти занялись и Исламской партией возрождения. Был принят закон, запрещающий деятельность религиозных партий в Узбекистане. В итоге в 1992-1993 годы и "Адолат", и ИПВ фактически прекратили свое существование.

Придя к власти, Каримов не стал сразу же устраивать тотальную "зачистку" политического поля (время для этого пришло позже). Сначала он пошел на контакт с умеренной частью оппозиции. Уже осенью 1989 года, вскоре после назначения Каримова первым секретарем ЦК, ташкентский обком компартии провел встречу с представителями "Бирлик", а также других организаций – Интерсоюза и Демократического движения Узбекистана. Позднее члены "Бирлика" - академик Тимур Валиев и поэт Шуккурлы Юсупов – были даже включены в президентский совет Каримова. А в 1990 году, когда "Бирлик" раскололся на радикальную и умеренную части (последняя отделилась в качестве движения "Эрк", то есть "Свобода", во главе с Мухаммадом Салихом), власти пошли навстречу новой организации. "Эрк" быстро получила официальную регистрацию (позднее – официально стала политической партией) и возможность издавать собственную газету, власти даже предоставили ей помещения для работы.
Дружба с оппозицией, впрочем, продлилась недолго. Власть переняла у своих оппонентов ключевые лозунги, касающиеся национального возрождения (суверенитет, укрепление статуса узбекского языка), и вместе с тем способствовала расколу в их рядах. Что касается лидера "Эрк" Мухаммада Салиха, то ему была отведена роль конкурента Ислама Каримова на президентских выборах, состоявшихся в конце 1991 года. Административный ресурс гарантировал победу Каримову, но формально он победил в соревновании с более или менее сильным соперником (о легитимации которого будущий победитель позаботился заранее). После выборов оппозиция Каримову оказалась уже не нужна, что и определило ее дальнейшую судьбу – разгром в течение ближайших нескольких лет.
Выборы, на которых Каримов, по официальным данным, получил 85 процентов голосов, состоялись в самом конце 1991 года - 29 декабря. За несколько дней до этого Узбекистан окончательно вышел из состава СССР и вступил в Содружество независимых государств.
lenta.ru

======================================== ==================

ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Верховный Совет Узбекской Советской Социалистической Республики:
исходя из исторического опыта государственного строительства и сложившихся традиций узбекского народа,
обеспечения каждой нации права на самоопределение,
во имя высшей цели обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь,
глубоко осознавая историческую ответственность за судьбу народов Узбекистана,
исходя из международно-правовых норм, общечеловеческих ценностей и принципов демократии,
провозглашает государственный суверенитет Узбекской Советской Социалистической Республики.
1. Государственный суверенитет Узбекской ССР есть верховенство демократического государства Узбекской ССР на всех составных частях своей территории и во всех внешних сношениях.
2. Государственная территория, граница Узбекской ССР неприкосновенны, неделимы и не могут быть изменены без волеизъявления народа.
3. Государственная власть Узбекской ССР осуществляется над всеми частями ее территории и распространяется на все население, проживающее на ней.
4. Решения, принимаемые Верховным Советом СССР, приобретают силу на территории Узбекской ССР только после их утверждения Верховным Советом Узбекской ССР в соответствии с Конституцией Узбекской ССР.
5. В ведение государственной власти Узбекской ССР входят все вопросы внутренней и внешней политики.
6. Узбекская ССР признает и уважает основные принципы международного права.
7. Узбекская ССР определяет принципы и осуществляет политические, экономические, культурные и иные отношения с союзными республиками и другими государствами на основе договоров.
8. Узбекская ССР определяет свой путь развития, свое название, учреждает свою государственную символику: герб, флаг, гимн.
9. Суверенитет Каракалпакской Автономной Советской Социалистической Республики обеспечивается Конституцией
автономной республики, Узбекская ССР защищает интересы Каракалпакской АССР в соответствии с ее Основным Законом и Конституцией Узбекской ССР.
10. Законодательная власть Узбекской ССР разрабатывает законы и законоположения, необходимые для реализации государственного суверенитета Узбекской ССР, определяет состав и структуру политической и экономической системы Узбекской ССР.
11. Верховный Совет Узбекской ССР заявляет о решимости создать демократическое правовое государство, определяемое всенародным референдумом, гарантирует представителям всех наций и народностей, проживающих в Узбекской ССР, их законные политические, экономические, этнические, культурные права и развитие родного языка.
12. Настоящая декларация является основой для разработки новой Конституции Узбекской ССР и нового Союзного договора.
Принята на второй сессии Верховного Совета Узбекской ССР 20 июня 1990 г.

Об основах государственной независимости Республики Узбекистан

Исходя из Декларации о суверенитете Узбекской ССР и Заявления о
государственной независимости Республики Узбекистан, Верховный Совет
Республики Узбекистан принимает настоящий закон.

Республика Узбекистан, в состав которой входит Республика
Каракалпакстан, - независимое, демократическое государство.

Народ Республики Узбекистан суверенен и является единственным
источником государственной власти в республике. Он осуществляет
принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через систему
представительных органов.

Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной
власти, самостоятельно определяет свое национально-государственное и
административно-территориальное устройство, систему органов власти и
управления.

Государственная граница и территория Республики Узбекистан
неприкосновенные и неделимы, не могут быть изменены без свободного
волеизъявления его народа.

В Республике Узбекистан верховенством обладают Конституция
Республики Узбекистан и ее законы. Система государственных органов
Республики Узбекистан строится на основе принципа разделения властей:
законодательной, исполнительной и судебной.

Республика Узбекистан имеет право создать Министерство по делам
обороны, образовать Национальную гвардию и вневойсковую
(альтернативную) службу.
Суверенный Узбекистан оставляет за собой право осуществлять
военную политику в вопросах формирования и руководства Вооруженными
Силами СССР на территории республики.

Материальной основой государственной независимости Республики
Узбекистан является ее собственность.
Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир,
природные и другие ресурсы на территории республики, ее
интеллектуальные ценности являются национальным достоянием,
собственностью Республики Узбекистан.

Объекты государственной собственности, включая имущество
государственных предприятий, учреждений и организаций, в том числе
находившихся в союзном подчинении, их основные производственные,
непроизводственные, оборотные или иные формы и иное имущество, системы
внутренней коммуникации, транспорта, связи и энергетики,
республиканские картография и геодезия являются собственностью
Республики Узбекистан.

Разгосударствление и приватизация собственности Республики
Узбекистан осуществляются в соответствии с законодательством
республики. Преобразование расположенных на территории республики
государственных предприятий, находившихся в союзном подчинении, в
акционерные общества, перевод их в иные формы собственности
осуществляются исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Узбекистан.

Статья 10.

Республика Узбекистан самостоятельно осуществляет и
контролирует добычу, переработку и хранение золота, других драгоценных
металлов и камней на своей территории, создает свой золотой запас.
Республика Узбекистан имеет свою долю в золотом запасе,
Алмазном и Валютном фондах СССР.

Статья 11.

Республика Узбекистан вправе вводить свою денежную единицу -
национальную валюту, самостоятельно определять объемы совокупного
денежного оборота, эмиссии денег и иных государственных ценных бумаг.

Статья 12.

Республика Узбекистан осуществляет финансовую и кредитную
политику. Налоги и сборы, взимаемые на территории республики, поступают
в государственный бюджет Республики Узбекистан и местные бюджеты.

Статья 13.

Республика Узбекистан устанавливает дипломатические,
консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами,
обменивается с ними полномочными представителями, заключает
международные договоры, может быть членом международных организаций.

Статья 14.

Республика Узбекистан, являясь самостоятельным субъектом
международных экономических отношений, определяет условия осуществления
иностранных инвестиций, права инвесторов, создает собственный
конверсионный валютный фонд, продает и закупает золотые и другие
запасы, конвертируемую валюту.

Статья 15.

На территории Республики Узбекистан устанавливается гражданство
Республики Узбекистан в соответствии с всеобщей Декларацией прав
человека.

Все граждане Республики Узбекистан независимо от нации,
народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений
имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции
республики и ее законов.

Статья 16.

Республика Узбекистан определяет свой путь развития, свое
название, учреждает свою государственную символику: герб, флаг, гимн,
устанавливает свой государственный язык.
Символы государственной независимости Республики Узбекистан
являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо
законом.

Статья 17.

Республика Узбекистан признает территориальную целостность и
суверенитет Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан.
Взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Республикой
Каракалпакстан строятся на основе равноправия, посредством
двусторонних договоров и соглашений между ними.
За Республикой Каракалпакстан сохраняется право свободного
выхода из Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.

Президент Республики
Узбекистан И.КАРИМОВ

С сегодняшнего дня в разделе, посвященному совковому периоду в жизни страны, я начинаю публикацию цикла статей, посвященных 15 республикам, входившим в состав СССР. По сути, мы отправляемся в этакую виртуальную экскурсию на несколько десятилетий назад. Впереди еще немало материалов посвященных различным сферам как во внешней, так и во внутренней деятельности в СССР, в том числе спорт, музыка, армия, партия и многое другое (отдельные статьи по данным темам появятся позднее). Еще раз повторю, что на вопрос "хотели бы вы возрождения СССР?" отвечаю однозначно и твердо: "нет". Но относиться с безразличием к республикам, входивших в состав Союза ССР, считаю недопустимым. Сегодня мы начинаем наше путешествие по республикам Страны Советов и первой нашей точкой, откуда мы отправимся вокруг Союза, будет Узбекистан. Многие из вас наверное ожидали, что я начну с Советской России, но в связи с тем, что 2 сентября скончался президент Узбекистана Ислам Каримов, считаю должным начать наше путешествие именно с хлопковой житницы Советского Союза. Итак, добро пожаловать в Советский Узбекистан.

Предыстория создания Узбекской ССР
После Февральской революции в России в апреле 1917 власть в Туркестане перешла в апреле 1917 к Туркестанскому комитету Временного правительства. Возникли Советы и профсоюзы (объединявшие русских рабочих, рабочих-мусульман и смешанные). Националистические круги интеллигенции и духовенства образовали свои организации – «Шура-и-улема» (Совет духовенства) и «Шура-и-ислам» (Совет ислама). В октябре 1917 в результате вооруженного восстания в Ташкенте была провозглашена Советская власть, в ноябре Туркестан провозглашен Советской республикой и образован Совет народных комиссаров во главе с большевиком Ф.Колосовым. В свою очередь, националисты в ноябре 1917 созвали краевой мусульманский съезд в Коканде, который провозгласил автономию мусульманского Туркестана и создал собственное правительство (Кокандскую автономию). Оно было подавлено в феврале 1918. В апреле 1918 Туркестан стал автономной республикой в составе РСФСР (из-за Гражданской войны в 1918–1919 она была отрезана от основной территории России). Военные отряды исламистов и националистов ушли в горные и пустынные районы, откуда развернули ожесточенную партизанскую войну, особенно в Ферганской долине.
Их подпитывали национальные проблемы (несмотря на декларации о национальном равноправии, в руководство Советского Туркестана первоначально почти не допускали представителей мусульманского населения), споры вокруг земли и недовольство посягательством властей на мусульманские обычаи и местные традиции. Справиться с басмачами удалось лишь в 1920-х.

В Хивинском ханстве в январе 1918 власть захватил вождь туркменских военных отрядов Джунаид-хан. Формально хивинский хан остался на престоле, но Джунаид стал управлять страной, как военный диктатор. Заключив союз с представителями Великобритании, он в конце 1918 совершил ряд нападений на Амударьинский отдел Туркестанской автономной республики, но в апреле 1919 вынужден был заключить с Советской республикой мирный договор. В 1919 хивинские отряды продолжали нападения на Советскую территорию, а Джунаид-хан вступил в переговоры с представителями «белого» правительства адмирала А.Колчака. Одновременно он жестоко преследовал националистическую оппозицию джадидистов – младохивинцев, которые заключили блок с большевиками. В ноябре 1919 блок поднял восстание, начавшееся в туркменских районах и распространившееся на узбекские. Был образован Ревком Хивы, на территорию ханства вступили советские войска, разгромившие в январе 1920 Джунаид-хана. 2 февраля 1920 хивинский хан официально отрекся от престола, и в апреле была провозглашена Хорезмская народная советская республика (ХНСР).

Советское правительство России в начале 1918 признало независимость Бухарского эмирата и заключило с ним мирный договор. Однако отношения резко испортились в марте 1918, когда отряд главы Советского правительства Туркестана Колесова пришел на помощь восстанию, поднятому джадидистами-младобухарцами. Восстание было подавлено, его участники казнены, но правитель Бухары Сейид-Алим-хан стал искать союза с Великобританией, басмачскими отрядами и правительством Колчака. Младобухарцы и большевики, образовавшие Бухарскую коммунистическую партию, продолжали поднимать восстания, и в июле 1920 эмир издал указ, призвавший подданных к «священной войне» против большевиков. В августе восставшие большевики и младобухарцы захватили Чарджуй, создали Ревком, и на территорию эмирата вступили советские войска. В сентябре они овладели Бухарой, и в октябре 1920 была провозглашена Бухарская народная советская республика (БНСР).

Создание Узбекской Советской Социалистической Республики. Узбекистан в составе СССР.
В 1920–1921 в Туркестане началось проведение земельно-водной реформы, крестьянам передавались земли помещиков и кулаков. Однако продовольствия в районе не хватало, и в 1920 власти распространили на Туркестан продразверстку. Хотя она и имела здесь менее тяжелый характер, чем в России, все же она вызвала недовольство и укрепило позиции басмачей. Стремясь закрепить статус Туркестана как автономной республики в составе РСФСР, а компартии Туркестана как части Российской компартии, большевистские руководители отвергли идею создания Тюркской республики и мусульманской армии, издали в сентябре 1920 конституцию Туркестанской АССР и поставили во главе Совета народных комиссаров представителя коренного населения – К.С.Атабаева. В 1921 в Туркестане, как и в других частях РСФСР, начался переход к НЭПу. В последующие годы удалось восстановить старые и построить новые предприятия, а также электростанции.

Хорезм и Бухара официально сохранили самостоятельность, но заключили с РСФСР союзные договоры. В Хорезмской республике в марте 1921 большевики отстранили и арестовали членов правительства во главе с премьер-министром – младохивинцем П.Х.Юсуповым. Вначале в республике были сохранены шариатские суды, старые школы и институт аксакалов (старейшин), но затем ликвидированы крупное землевладение, крестьянские повинности и сословия, начала создаваться промышленность. В 1923 Хорезм провозгласили Советской Социалистической республикой (ХССР) и разделили на три автономные области – Узбекскую, Туркменскую и Киргиз-Каракалпакскую.

В Бухарской республике младобухарцы во главе с премьер-министром Файзуллой Ходжаевым вступили в Бухарскую коммунистическую партию. В стране поэтапно осуществлялась конфискация земель знати и помещиков (эмиров и беков), натуральные налоги в пользу духовенства (вакуф) были заменены новым (в три раза меньшим – ушр), провозглашено равноправие мужчин и женщин, начата культурная работа. В 1922 Бухарская компартия стала частью Российской, а в 1924 страну провозгласили Бухарской Советской Социалистической республикой.

Верные своим планам самоопределения наций, а также стремясь ослабить пантюркизм и панисламизм, советские руководители приняли решение осуществить в Средней Азии т.н. национально-государственное размежевание. 27 октября 1924 ЦИК СССР постановил образовать Узбекскую Советскую Социалистическую республику, в которую были включены часть Туркестанской, Хорезмской и Бухарской республик. Декларация о ее создании была принята Учредительным съездом Советом Узбекистана в феврале 1925. Столицей республики стал Самарканд, а с 1930 – Ташкент.

Ассалом, рус халқи, буюк оғамиз,
Барҳаёт доҳиймиз Ленин, жонажон!
Озодлик йўлини Сиз кўрсатдингиз,
Советлар юртида ўзбек топди шон!




Серқуёш ўлкада кўрмасдик зиё,
Дарёлар бўйида эдик сувга зор.
Тонг отди, Инқилоб, Ленин раҳнамо,
Раҳнамо Лениндан халқлар миннатдор!

Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон,
Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол!
Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон,
Советлар юртида сенга ёр иқбол!

Коммунизм гулбоғи мангу навбаҳор,
Тоабад қардошлик – дўстлик барҳаёт!
Советлар байроғи ғолиб, барқарор,
Бу байроқ нуридан порлар коинот!

Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон,
Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол!
Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон,
Советлар юртида сенга ёр иқбол!

В последующие годы перекройка границ в Средней Азии продолжалась. Автономная Таджикская республика в составе Узбекистана была в 1929 выделена в союзную Таджикскую ССР. В 1936 к Узбекистану была присоединена Каракалпакская автономная республика, прежде входившая в состав РСФСР.

В Узбекистане проводилась политика выдвижения национальных узбекских кадров. Одновременно осуществлялась ликвидация неграмотности, строились школы, узбекский язык был переведен на латиницу (в 1930-х – на кириллицу). В то же время, традиционный уклад жизни и культуры разрушался. К 1934 узбеки составляли 64% членов республиканской компартии, в 1927 возглавлявший ее русский В.Иванов уступил должность узбеку Акмалю Икрамову. Руководителем правительства стал бывший председатель Совнаркома Бухары Ф.Ходжаев. Но в 1937 они были сняты со своих постов и впоследствии казнены. Республика сильно пострадала в период репрессий во второй половине 1930-х.

В экономическом отношении развитие Узбекистана в годы перед Второй мировой войной характеризовалось коллективизацией (к весне 1932 три четверти земельных участков были включены в колхозы) и началом индустриализации. За годы довоенных пятилеток в Узбекской ССР было построено свыше 500 различных промышленных предприятий (в том числе завод «Ташсельмаш», Ташкентский текстильный комбинат, Чирчикский электрохимический комбинат), возросла добыча нефти, на базе крупных промышленных предприятий возникли новые города и были реконструированы старые: Чирчик, Бекабад, Каттакурган и др.

В послевоенные годы индустриализация Узбекистана продолжалась быстрыми темпами. Республика служила хлопковой житницей СССР, причем для выращивания этой культуры широко использовались индустриальные методы, включая современное искусственное орошение. Результатом стало не только однобокое экономическое развитие, но и тяжелая экологическая катастрофа, поразившая республику. Искусственное орошение нанесло серьезный ущерб почвам, а широкомасштабный отвод речных вод привел к отравлению и обмелению Аральского моря. Младенческая смертность в Каракалпакии достигла масштабов, рекордных для СССР.

В политическом отношении власть монопольно принадлежала компартии во главе с первым секретарем, фактически назначаемым из Москвы. В 1959–1983 пост первого секретаря занимал Шараф Рашидов. Он выдвигал своих земляков, родственников и друзей на руководяще посты в ЦК, министерствах, ведомствах и областях. В 1983 его сменил ферганец Инамжон Усманходжаев, развернувший широкую чистку партийного и государственного аппарата. В события вмешалось центральное партийное руководство в Москве, пришедшее к власти в ходе перестройки. В Узбекистан были направлены из центра бригады следователей во главе с Т.Гдляном и Ивановым, которые объявили о вскрытии многочисленных случаев коррупции. На пленуме узбекской компартии Рашидов был назван государственным преступником, члены рашидовского бюро ЦК были арестованы. В 1988 был обвинен в коррупции, смещен и арестован сам Усманходжаев.

Борьбу с кланами узбекской партийной номенклатуры продолжал при поддержке Москвы первый секретарь Рафик Нишанов. Аресты чиновников, реорганизация областей и министерств создали ему врагов в руководящей элите республики. Летом 1989 в Ферганской долине произошли массовые погромы турок-месхетинцев, в последующем св. 60 тыс. из них покинули Узбекистан. После этого Нишанов был снят, и на пост первого секретаря назначен Ислам Каримов. В 1990 он был избран также президентом республики. Каримов быстро укрепил власть, опираясь на тягу населения к стабильности и паритет клановых сил.

Одновременно в 1988–1990 в Узбекистане стали появляться оппозиционные политические организации и партии – «Бирлик», Демократичекская партия «Эрк», Партия исламского возрождения и т.д.

Неизгладимым пятном в памяти узбеков и всех советских спортсменов осталась гибель в авиакатастрофе футбольной команды "Пахтакор".

Независимый Узбекистан.
В условиях распада СССР Узбекистан провозгласил 31 августа 1991 свою независимость. В декабре того же года были проведены первые прямые президентские выборы: победу на них одержал Каримов, реорганизовавший правящую компартию в Народно-демократическую партию (НДП). На долю его соперника, лидера «Эрка» М.Салиха достались лишь 12% голосов. В начале 1992 Каримов сместил вице-президента и премьер-министра Шукуруллу Мирсаидова, нейтрализовав таким образом Ташкентский клан. Новым премьером стал близкий к президенту Абдулхашим Муталов.

Правительство независимого Узбекистана приступило к проведению экономических реформ. Оно ввело в качестве денежной единицы (одновременно с рублем) купоны-сумы и произвело частичную либерализацию цен, что сразу же привело к их резкому скачку. В знак протеста в январе 1992 в Ташкенте начались студенческие демонстрации, разогнанные полицией. Позднее активизировалась и национал-демократическая оппозиция. После организованных ею летом антиправительственных демонстраций «Бирлик» и «Эрк» были разгромлены, а их лидеры арестованы или высланы из страны. Эти партии не получили разрешения на перерегистрацию. Исламская партия возрождения была запрещена как партия религиозной ориентации.

Одновременно протесты населения побудили власти, которые опасались нарушения стабильности, взять под контроль цены и уровень зарплаты в стране. Несмотря на это бедность росла, экономический спад продолжался. В июне 1993 правительство в 2 раза повысило цены и заработки, чтобы не допустить утечки дешевых узбекских товаров за пределы страны. В 1994 президент издал декрет о возможности превращения государственных торговых фирм и организаций услуг в акционерные общества и продажи части акций. С 1 июля 1994 в Узбекистане окончательно была введена национальная валюта – сум. Доля частного сектора в экономике в 1994 составляла 20%. В 1995 МВФ предоставил стране кредит в размере 185 млн. долл. США на проведение экономических реформ.

В конце 1994 – начале 1995 в Узбекистане были проведены первые парламентские выборы в соответствии с конституцией 1992. К участию в них были допущены пропрезидентские партии НДП, «Прогресс Отечества» и «Адалят», а также правительственные кандидаты «народного единства». В марте 1995 власти провели референдум, на котором было одобрено продление полномочий президента. В декабре того же года Каримов снял премьер-министра Муталова, возложив на него ответственность за плохой урожай в стране. Новым премьер-министром был назначен Уткир Султанов.

В конце 1990-х общее экономическое положение несколько стабилизировалось. В 1997 доля частного сектора превысила 40%. Однако социальное расслоение и бедность продолжали расти. Безработица достигала 20–30%, а в Фергане достигла угрожающих масштабов. Недовольством населения воспользовались исламистские круги после того, как в 1998 власти запретили строительство новых мечетей в Андижане и распорядились перерегистрировать все имеющиеся мечети. В декабре 1999 была совершена попытка покушения на президента Каримова. В результате взрывов в Ташкенте погибли 16 человек и 150 было ранено. Власти обвинили в организации взрывов исламистские круги; 6 из 22 обвиняемых были приговорены к смертной казни, остальные – к длительным срокам тюремного заключения. Евросоюз и США потребовали расследования событий в Андижане, но власти страны заявили, что является вмешательством во внутренние дела.

В 1999 Узбекистан вошел в международную организацию ГУАМ, в которую входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. По сути эта организация являлась антироссийской, и одной ее задач было плотное сотрудничество с НАТО. В 2005 Узбекистан выходит из ГУУАМа.

Узбекистан в 21 веке
В парламентских выборах в декабре 1999 и в конце 2004 – начале 2005 участие приняли вновь лишь проправительственные политические партии и кандидаты. В январе 2000 Каримов был переизбран президентом страны, получив 92% голосов (его соперник Абдулхафиз Джалалов собрал 4%). При этом ОБСЕ объявила выборы недемократическими. Пост премьер-министра Узбекистана в 2003 занял Шавкат Миризияев.

В 1999–2004 исламистские круги продолжали организовывать покушения и взрывы в узбекских городах. В мае 2005 после ареста 23 бизнесменов из оппозиционной мусульманской группировки «Акрамия» в Андижане вспыхнуло антиправительственный, мятеж подавленный войсками. В ходе его подавления погибли мирные жители, тысячи людей бежали в соседний Кыргызстан. Власти отдали организаторов волнений под суд, назвав мятеж попыткой государственного переворота. Многие наблюдатели расценили этот мятеж, как попытку очередной «оранжевой» революции свергнуть власть в этом центральноазиатском государстве, который был подавлен властями.

В декабре 2007 состоялись выборы президента. И.Каримов был выдвинут от Либерально-демократической партии Узбекистана. Он получил 86% голосов и стал президентом страны.

В 1992 Узбекистан вошел в Организацию Договора о коллективной безопасности, куда также вошли: Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан. В 1999 Узбекистан вышел из состава ОДКБ, но в 2006 снова восстановил свое членство в организации. В июне 2012 Узбекистан снова вышел из ОДКБ. Официальная версия выхода состояла в том, что Узбекистан не устраивают планы ОДКБ относительно Афганистана, в том числе планы укрепления военного сотрудничества стран-участниц.

27 декабря 2009 прошли выборы в парламент. В парламент прошли Либерально-демократическая партия Узбекистана, получив 53 места (из 150), НДПУ получили 32 депутатских места, демократическая партия «Миллий тикланиш» – 31, социал-демократическая партия «Адолат» – 19 мест, и 15 мест получило экологическое движение Узбекистана.

29 марта 2015 состоялись президентские выборы в один тур. Президентом страны был вновь избран действующий президент И.Каримов, набравший свыше 90%. Всего в выборах принимали участие 4 кандидата. 2 сентября этого года его не стало. Ему было 78.


Ислам Каримов знал тайны развала Советского Союза и принял в 1991 году одну из республик, входивших в его состав. После него осталась страна, сумевшая отстоять свою государственность в огне, на гербе которой изображена птица феникс - символ вечного возрождения. Первый президент Узбекистана завещал похоронить себя в Самарканде - столице древней державы, владевшей всей Средней Азией.

То, что потом назовут перестройкой, началось не в 1985 году, а несколько раньше - с Узбекистана, точнее, с так называемого хлопкового дела. Ислам Каримов стал первым лицом республики в конце 80-х. В те годы по каким-то причинам Генеральная прокуратура Советского Союза обнаружила приписки и коррупцию именно в Узбекской ССР. Фамилии следователей - Гдлян и Иванов - были известны всем гражданам страны Советов, кроме самых маленьких. Немыслимое дело: анафеме был предан умерший к тому времени многолетний руководитель Узбекистана Шараф Рашидов, его преемник - Инамжон Усманходжаев (первый секретарь) был арестован и осужден. Тюремный срок в рамках «хлопкового дела» получил зять скончавшегося в 1982-м генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева - Юрий Чурбанов, первый заместитель главы МВД СССР. В самой республике репрессиям подверглись многие руководители.

Гдлян и Иванов выглядели буревестниками перестройки - они громко заявляли о том, что следы их дела ведут на самые верхи в Москве. Но затем их оттерли в сторону, а 24 декабря - за день (!) до даты, в которую прекратил существование СССР, президент республики Ислам Каримов помиловал тех из фигурантов дела, кто находился в Узбекистане. Вопрос об узбекском деле - «что это было?» - с разной степенью интенсивности задавали многие любопытные граждане, но пока очевидно лишь, что тектонические сдвиги, развалившие Советский Союз, начались борьбой с руководством Узбекистана.

Узбекистан - витрина советского Востока - в 1991 году вошел в трудные времена. Раньше республика была прочно встроена в финансово-экономические связи единой страны: Ташкент получал дотации из общесоюзного бюджета, элиты республики имели прочные аппаратные позиции в центре, ее столица была академическим центром, руководство Узбекской ССР регулярно рапортовало о вводе в строй очередного предприятия.


СССР еще не окончательно рухнул, а исламисты Ферганской долины уже показали себя передовиками идеологического фронта: в декабре 1991 года на митинге в Намангане они потребовали провозглашения Узбекистана исламским государством. Каримов тогда стоял перед залом, кричащим «Аллах акбар!». В соседнем Таджикистане разворачивалась гражданская война, в Афганистане, покинутом советскими войсками, доживали последние дни остатки светского государства. Каримову пришлось сохранять и укреплять армию и спецслужбы. В 90-е военспецы из Узбекистана фактически организовали сопротивление исламистам в Таджикистане, экстремистское подполье внутри страны Ташкент частично разгромил, частично загнал в совсем жесткое подполье, выдавив за границу главарей.

В 1999-м боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) прорвались в Баткенскую область Киргизии. Выбили их из горных районов ударами узбекской авиации и действиями спецназа. В 2005 году власти быстро и жестко подавили мятеж в Андижане. Это ухудшило отношения с Западом, в частности, с США, но Ташкент показал, что не будет идти на компромиссы в вопросах безопасности.


За 25 лет независимости Каримов доказал, что является военным лидером Центральной Азии - он единственный обладал боеспособной, проверенной в реальной войне армией, готовой в случае чего воевать за растерявшихся соседей. О мощи его вооруженных сил регулярно свидетельствовали и внешние источники. Жесткий полицейский режим внутри страны постоянно критиковался озабоченной «мировой» общественностью, зато не давал широко развернуться экстремистскому подполью.

В области экономики Ислам-ака также пошел своим путем: обозреватели говорили, что глава государства сделал все, чтобы в Узбекистане не завелись олигархи. Как бы то ни было, республика во многом оставила государственное регулирование экономики. С одной стороны, деиндустриализация не обошла ее стороной - например, Ташкентский авиазавод так и не сумел возобновить полноценное функционирование, а Ташкентский тракторный завод вообще был ликвидирован.

Но в целом власти быстро сориентировались. Ташкент понял, что старые производственные связи нарушились, и от некогда братских республик в плане развития промышленности ждать особо нечего. В 1993-м, когда в других независимых государствах еще с упоением делили остатки советского наследства, Узбекистан подписал договор с корейскими автопроизводителями. В 1996-м завод в Асаке выдал первую машину. В результате падение экономики в Узбекистане было куда меньшим, чем в других бывших советских республиках.

При этом объем иностранных инвестиций в Узбекистан выглядит весьма скромно в сравнении, например, с соседним Казахстаном. Но тут надо учитывать, что Ташкент привлекал средства в основном в индустрию, а в сырьевых областях старался создать перерабатывающие производства. В республике работают флагманы мировой индустрии: GM, Texaco, MAN, Isuzu, Mitsubishi, LG, Samsung, CNJPC.

Экономические новости звучат как победные реляции со строек социализма: в 2007 году испанская компания запустила Чирчикский химический завод; японцы начали производство на Самаркандском автомобильном заводе; в 2011 году корейские концерны начали строительство огромного Устюртского газохимического комплекса, в 2016 году проект был реализован. С начала 2000-х Узбекистан вдвое увеличил объем промышленности в структуре ВВП.

Знаковым является и завершение в нынешнем году строительства электрифицированной железной дороги Ангрен - Пап. Во-первых, эта дорога позволила Ташкенту избавиться от транспортной зависимости от соседнего Таджикистана. Во-вторых, на запуске дороги гостем Каримова был председатель КНР Си Цзиньпинь. В третьих, Ташкент, как сообщали информированные источники, существенно подвинул Душанбе в борьбе за реализацию транспортных проектов из Европы в Китай.


Узбекистан в действительности приложил все усилия к тому, чтобы стать экономически независимым и устойчивым государством. Долгое время население республики было преимущественно сельским, в последнее же время, по официальным данным, доля городских жителей пусть и незначительно, но превысила долю сельских - при том что, несмотря на титанические усилия Ташкента, агропромышленный комплекс пока остается проблемным. Власти сообщали о росте этого сектора, однако долгое время сокращались посевные площади - правда, в основном за счет отказа от хлопка как монокультуры.

Урбанизация выглядит на этом фоне довольно предсказуемым явлением. Прирост населения хоть и идет, но уже замедляется, в период 2010-х эксперты говорили, что для республики эта тенденция скорее благоприятна, хотя по количеству граждан Узбекистана, работающих за рубежом (в основном в России), нетрудно заметить, что национальное хозяйство страны пока не может «прокормить» всех своих граждан.

Еще одна существенная особенность экономики ручного управления - буйно цветущий черный рынок. Официальный и рыночный курсы обмена валюты значительно различаются, многие граждане и предприятия уходят от налогообложения. Законодательство Узбекистана при этом выходу из тени никак не способствует - прогрессивная шкала налогообложения не поощряет к демонстрации высоких доходов.
Окончательный закон


Каримов занимался государственным строительством и в области непубличной политики - организации системы элит. Понятно, что передвижения в высших эшелонах власти и рассуждения о кланах чаще напоминают гадания или изречения «кремленологов», но по некоторым признакам можно констатировать, что президент Узбекистана сделал все, чтобы предотвратить внутриэлитный конфликт. После Андижанского мятежа 2005 года он пересмотрел кадровую политику в регионе. К слову, осужденный в 80-х первый секретарь Усманходжаев, при котором начало раскручиваться «хлопковое дело» (борьба с кадрами из самаркандского клана), принадлежал к другому клану - ферганскому. Так что версия о том, что недовольная часть элит решила таким образом переиграть результаты постсоветского передела сфер влияния, имеет хоть и зыбкое, но подтверждение. В целом Ислам-ака постарался предоставить проигравшим какое-то место под солнцем. Через некоторое время - в 2012-м - был принят закон об окончательности результатов проведенной приватизации.

Узбекистан после Каримова чем-то напоминает поздний СССР - государство с быстро развивающейся экономикой, сильными армией и спецслужбами, многочисленным и относительно бедным населением. Первый президент республики сделал максимум в тех обстоятельствах. Но исламистская угроза сегодня так же актуальна, как и в 90-е. Ташкент сумел избежать многих последствий шокового развала советской экономики и взять курс на новую индустриализацию. Однако большой сектор теневой экономики и огромное количество уехавших на заработки за рубеж граждан наводят на мысль, что эта модель хозяйствования не во всем эффективна. Активно развивающейся экономике Узбекистана нужны внешние рынки. Наиболее очевидный выход - встроиться в проекты более крупного игрока. Сегодня такой игрок в Центральной Азии только один - Китай. Еще один очевидный, хоть и фантастический, на первый взгляд, вариант - начало самостоятельной экспансии.

Примечательный момент: Каримова, согласно его воле, похоронят в Самарканде - столице государства Тимуридов. Именно наследие Амира Тимура первый президент Узбекистана положил в основу государственной идеологии, а территория державы Хромого Старца простиралась практически на всю Среднюю Азию. По официальной версии, погребение в Самарканде запланировано по семейным обстоятельствам - Ислам Абдуганиевич родом оттуда. Но всей своей жизнью он показал, что правитель государства совершает поступки, исходя не из сиюминутной ситуации, а прозревая на годы вперед.

На гербе Узбекистана, утвержденном при Каримове, изображена птица Хумо - как отмечается официально, символ свободолюбия. А вообще-то это феникс, вечно возрождающийся в огне.

Использованы материалы: krugosvet.ru, savok.org, lenta.ru

После подавления повстанческого движения в Туркестане органы советской власти, руководимые партией большевиков, начали осуществлять в этом регионе свои планы. С 20-х годов XX в. в Туркестане проводилась национальная политика по принципу «Разделяй и властвуй». Советская национальная политика по существу ничем не отличалась от шовинистической политики царизма, проводившейся в этой стране. Изменилась только ее внешняя форма.

Для того, чтобы дискредитировать идею «единого Туркестана», советские руководители давали народу заманчивые обещания, которые на деле являлись лишь декларациями.

В то время территория нынешнего Узбекистана включала в себя Туркестанскую АССР, Бухарскую и Хорезмскую республики в составе РСФСР. Советы стремились укрепить свое влияние в этих республиках.

В «Декларации трудящихся и эксплуатируемого народа», «Обращении ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» были провозглашены основные принципы национальной политики советской власти: 1. Равноправие всех народов России; 2. Право национальных республик на самоопределение; 3. Упразднение всех национальных и национально-религиозных льгот и ограничений; 4. Свободное развитие малых этнических групп, проживающих на территории советского государства.

В обращении советского правительства к народам отдаленных окраин было сказано: «…С этого времени ваша судьба в ваших руках, ваши религиозные традиции и обычаи, национальные и культурные учреждения свободны и неприкосновенны». В действительности проводилась шовинистическая политика. Лозунг «Свобода и независимость» оказался пустой декларацией и ложью.

Народы Туркестана стремились к развитию своей национальной государственности. На прошедшей в январе 1920 года V региональной конференции Туркестанской Компартии выступил председатель ЦИК Туркестанской АССР Т. Рыскулов, который выдвинул идею единого Туркестана, представленного в основном тюркскими народами, и предложил переименовать Туркестанскую Автономную Республику в Тюркскую Советскую Республику, Туркестанскую Коммунистическую партию - в Коммунистическую партию тюркских народов. Эти предложения стали причиной многочисленных дискуссий на конференциях, а также в социально-политической жизни страны, в ЦК РКП(б), в его Политбюро, среди членов советского правительства. В связи с этим в марте-июне 1920 г. «туркестанский вопрос» был предметом неоднократного обсуждения на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) в Москве. Хотя Центр проявлял заинтересованность в решении «туркестанского вопроса», однако он не ставил перед собой цели предоставить Туркестану самостоятельность.

13 июня 1920 г. делегация народов Туркестана во главе с Т. Рыскуловым и Н. Ходжаевым со своими предложениями были на приеме у руководителя советской страны В.И. Ленина. Эта встреча была их последней надеждой. Но ни советское руководство, ни заседание Политбюро ЦК РКП(б) от 29 июля 1920 г. не удовлетворили просьбу туркестанской делегации. Напротив, советское правительство и руководство партии, считая необходимым «исправить» положение в стране, срочно приняло ряд постановлений «Об основных задачах РКП(б) в Туркестане». В частности, в специальном постановлении «О создании правительства Туркестана» отмечалась необходимость учреждения в Туркестане постоянного представительства Всероссийского ЦИК, СНК РСФСР и ЦК РКП(б). Данное постановление послужило усилению контроля над страной и укреплению советской власти.

Таким образом, еще раз была отвергнута попытка самоопределения Туркестана. Не достигнув поставленной перед собой цели, председатель ЦИК Туркестанской АССР Т. Рыскулов в скором времени был вынужден подать в отставку. Причина была в том, что правительство России не было заинтересовано в самостоятельном развитии Туркестана и стремилось к тому, чтобы он постоянно находился под контролем, а его трудолюбивый народ, природные и минеральные ресурсы были подчинены Центру. Созданные по инициативе Центра Турккомиссия, Среднеазиатское Бюро, Среднеазиатский Экономический Совет и другие органы были призваны осуществлять эту политику.

Установление новой формы колониализма - союзных государств в составе СССР - не могло не оказать отрицательного влияния на жизнь населения Туркестана.

Большевистская власть не ставила перед собой цели разделить на части территорию бывшей царской империи. Основной целью являлось, используя все формы и методы идейного воздействия, объединить все народы, сплотить бывшие колонии вокруг РСФСР и построить мощное союзное государство.

В результате Первой мировой (1914-1918 гг.) и гражданской войн молодые республики испытали на себе все трудности восстановления социально-экономической жизни. Большевистское правительство, чтобы сохранить территорию империи, в 1918-1922 гг. оказывало свое влияние на дипломатическое, социально-экономическое, военное и финансовое положение молодых республик.

Несмотря на провозглашение равноправия будущих республик Советского Союза, руководители отдельных республик выступали против объединения. Например, секретари ЦК КП Украины Х.Р. Раковский и Д.Л. Пятаков выступили за идею «конфедерации» без создания всесоюзного органа власти. Грузинская национальная интеллигенция связывала вступление своей республики в союз с ликвидацией ЗСФСР. На заседаниях Политбюро ЦК РКП(б), на съездах и пленумах партии, а также в советских организациях развернулось широкое обсуждение данного вопроса. Так, один из видных советских руководителей И.В. Сталин выдвинул идею «автономизации» - введения республик в состав РСФСР на правах автономий. Естественно, это предложение могли не поддержать национальные республики. Тогда Ленин внес предложение о том, что новый союз будет выше РСФСР и что РСФСР и другие национальные республики войдут в него как равноправные.

Наконец, проведение под руководством РКП(б) на местах ряда агитационно-пропагандистских мероприятий и навязанные ими обязательства дали свои результаты. Съезды советов Украины, Белоруссии, Компартии Закавказской Федерации заявили о поддержке предложения ЦК РКП(б) «О создании СССР».

26 декабря 1922 г. X Всероссийский съезд Советов принял решение об объединении всех советских республик в единое советское государство. Съезд поручил делегациям УССР, БССР и ЗСФСР совместно подготовить проекты Декларации о создании Союза Советских Социалистических Республик и Союзный договор.

29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция делегатов четырех республик, которая обсудила и одобрила утвержденные пленумом ЦК РКП(б) проект Декларации и Договора о создании СССР. 30 декабря уполномоченные делегаты четырех республик подписали эти документы.

30 декабря 1922 г. в Москве прошел I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший Декларацию и Союзный Договор.

Съезд избрал высший орган СССР - Центральный Исполнительный Комитет и правительство. Председателями ЦИК СССР были избраны: от РСФСР - М.И. Калинин, от Украины - Г.И. Петровский, от Белоруссии - А.Г. Червяков, от ЗСФСР - Н.Н. Нариманов. В.И. Ленин был утвержден председателем Совета Народных Комиссаров СССР.

Таким образом, 30 декабря 1922 г. был образован СССР. Его учредителями стали правительства РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР. В 30-х - начале 40-х годов XX в. состав этого государственного союза расширился за счет включения новых республик, количество которых достигло 15. Таким образом, на 1/6 части планеты появилась новая держава.

Несмотря на то, что во всех основных программных документах провозглашались равенство и братство, однако этот союз сыграл роль западни для всех народов союзных республик и был направлен на полное их подчинение власти центрального правительства.

Национально-территориальное размежевание границ и его последствия

На территории Средней Азии с древних времен проживали родственные народы, близкие по языку,религии, истории, культуре, традициям: узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, каракалпаки. Их связывало общее историческое прошлое, единые корни, единая территория. Они всегда считали себя братьями, пили воду из одних рек, пасли скот на одних пастбищах. Как утверждает наш Президент Ислам Каримов, «у нас одни деды и прадеды».

Советские лидеры в целях укрепления власти Центра стремились разъединить родственные народы, чтобы лишить их возможности совместно бороться за свою независимость. Поэтому, с учетом национальной специфики Туркестана, была выдвинута идея размежевания по национально-территориальному признаку. В этих целях была создана специальная комиссия по решению туркестанского вопроса - Турккомиссия, на которую возлагалась обязанность провести национально-территориальное размежевание и на его основе создать несколько советских республик. Решение этого вопроса было возложено на секретаря ЦК РКП(б) Я.Э. Рудзутака. Передовые представители интеллигенции Туркестана, ясно понимая сущность предстоящих преобразований, стремились не допустить разъединения народов. Однако большевики, сосредоточившие в своих руках управление страной, не учитывали их мнение. Кроме того, большевики обвинили патриотов из числа национальной интеллигенции, выдвигавших идею единства и независимости Туркестана, в национализме, пантюркизме, исламизме и объявили их противниками советской власти.

Вопрос о национально-территориальном размежевании и создании нескольких республик обсуждался в Центре, в Туркестане, в Бухарской и Хорезмской республиках, на пленумах их компартий, а также координирующего их деятельность органа - Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б).

5 апреля 1924 г. вопрос о национально-территориальном размежевании рассматривался на заседании Политбюро ЦК РКП(б), 11 мая - комиссии Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б). Была создана специальная комиссия по подготовке проекта размежевания. Проект был рассмотрен и в основном одобрен Среднеазиатским бюро ЦК РКП(б) 2 июня 1924 г.

Недовольные этими действиями группа руководителей Хорезмской республики - секретарь ЦК ХКП Одинаев, министр внутренних дел Абдусаломов; представители Туркестана и Бухары: Султанбек Хужанов, Санжар Асфандия- ров и другие - выразили протест. Чтобы сохранить единство народов Туркестана, они внесли предложение о создании Среднеазиатской Федерации. 8 мая 1924 г. в ЦК РКП(б) поступило письмо «О решении национального вопроса в Хорезме». В нем подчеркивалось, что разделение Хорезмской республики нецелесообразно. Однако просьбы и требования коренных народов не были приняты во внимание. Напротив, 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) вернулось к рассмотрению вопроса «О размежевании границ республик Средней Азии» и приняло решение о его осуществлении. Из-за бурных дискуссий по вопросу национально-территориального размежевания Хорезмской республики его решили временно приостановить. Между тем на руководителей Хорезмской компартии и правительства начали оказывать усиленное давление. Многие из них были освобождены от занимаемых должностей, остальные были вынуждены присоединиться к решению партии. В итоге 26 июня 1924 г. руководители Хорезмской республики «признали» необходимость проведения национального размежевания границ Хорезма. 15 июля 1924 г. Среднеазиатское бюро пришло к окончательному решению о необходимости подготовки проекта национального размежевания и в октябре 1924 г. - о необходимости его осуществления. С этой целью была создана Центральная территориальная комиссия, активизирована агитационно-пропагандистская работа на местах. К началу сентября 1924 г. Комиссия в основном завершила свою работу.

25 сентября 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б), 9 и 11 октября ЦК РКП(б), рассмотрев этот вопрос, сочли целесообразным оформить этот процесс официально. Это решение было одобрено 14 октября на Объединенном Национальном Исполнительном Комитете (ОНИК) СССР. Так было завершено проведение среди народов Средней Азии советским правительством, ЦК РКП(б) и их органами на местах на протяжении 1920-1924 гг. пропагандистской и практической работы по претворению в жизнь «ленинской национальной политики». За этим стояло разрушение территориально целостного, исторически сформировавшегося государства со своей национальной спецификой. Последняя точка в работе по разделению его территории была поставлена 24 октября 1924 г. на пленуме ЦК РКП(б). И, наконец, 27 октября 1924 г. на II сессии ОНИК СССР были одобрены мероприятия по проведению национально-территориального размежевания Средней Азии.

Так была искусственно, насильственным путем изменена политическая география Средней Азии. На этой территории завершилась многовековая история национальной государственности. Прекратили свое существование и Бухарское и Хорезмское государства. Вместо существовавших до этого времени трех государств - Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик - теперь были учреждены Узбекская ССР, Туркменская ССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Территория, на которой проживали киргизы, была преобразована в Каракиргизскую (Киргизия) автономную область в составе РСФСР, а районы проживания казахов в Туркмении были переданы Казахской АССР. Территории проживания каракалпаков были объединены в Каракалпакскую автономную область и включены в состав Казахской АССР. В стране было создано пять национально-государственных объединений. В результате народы единого Туркестана были искусственно разобщены между собой. Это создало большие возможности для укрепления власти Центра.

Образование Узбекской ССР

Узбекская ССР образовалась в результате национального размежевания. В ее состав были включены следующие территории:

Из состава Туркестанской АССР - 9 уездов, 133 района и 7 кишлачных округов;
- из состава Бухарской республики - 9 областей;
- из состава Хорезмской республики - 23 района.

К моменту образования Узбекской ССР ее территория составляла 312394 кв. км, население - 4 млн 447 тыс.55 человек. Согласно официальным данным за 1926 г., узбеки составляли 74,2% населения, остальную часть - представители других национальностей.

В апреле 1925 г. столицей Узбекской ССР стал Самарканд. В конце 1939 г. столица была перенесена в Ташкент. До учреждения Советов Узбекской ССР все властные полномочия были переданы Временному Революционному комитету. Председатель правительства Бухарской республики, известный государственный деятель Файзулла Ходжаев был утвержден председателем Революционного комитета Узбекской ССР.

5 декабря 1924 г. Революционный комитет вышел с обращением к народу Узбекистана об образовании Узбекской ССР, в состав которой вошла Таджикская АССР.

Одновременно с национальным размежеванием было осуществлено и экономическое разделение. Все богатства, ранее принадлежавшие Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республикам, были заново перераспределены между вновь образованными республиками. Это было осуществлено под руководством специально созданной советским правительством Среднеазиатской ликвидационной комиссии.

13 февраля 1925 г. в Народном доме Бухары открылся I Всеузбекский съезд Советов. Съезд принял Декларацию о создании Узбекской Советской Социалистической Республики. На нем были утверждены высшие государственные структуры власти. Председателем ЦИК Советов Узбекской ССР был избран ферганский дехканин, один из руководителей общества «Кушчи» Юлдаш Ахунбабаев. Председателем Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР был утвержден Файзулла Ходжаев. В период национального размежевания был внесен ряд изменений в состав партийных, комсомольских и хозяйственных органов. Были расформированы Туркестанская, Бухарская и Хорезмская коммунистические партии, комсомол и хозяйственные органы, профсоюзные объединения.

6-12 февраля 1925 г. в Бухаре был проведен I учредительный съезд Компартии Узбекистана, на котором была сформирована Коммунистическая партия (большевиков) Узбекистана. Был избран его Центральный Комитет. В.И. Иванов и Акмаль Икрамов (с 1927 г. - первый секретарь) были избраны ответственными секретарями. В этом же году были избраны руководящие органы комсомола Узбекистана (ВЛКСМ Уз) и республиканского объединения профсоюзов. Они стали опорными организациями Центра и советского правительства.

Советская власть, создав в Узбекистане свою партию, советы, комсомол и хозяйственные органы, постепенно укрепляла свою политическую и экономическую власть. Это дало возможность проводить большевистскую политику в широком масштабе.

В мае 1925 г. Узбекистан вошел в состав СССР. Конституция СССР, ее основные законы и положения начали действовать непосредственно на территории Узбекской ССР. Принятые в 1927 году первая и в 1937 году вторая Конституции Узбекской ССР были фактически копиями действующей Конституции СССР.

Узбекистан только на бумаге был «суверенной» республикой, а на деле стал одной из окраинных территорий, зависимых от Центра. Без согласия Центра республика не могла самостоятельно решать ни одного жизненно важного вопроса, защищавшего национальные интересы. Все вопросы внутренней и внешней политики решались только по воле правящего Центра. Даже административно-территориальные вопросы были в ведении союзного правительства. Например, в 1929 году, без согласия народа и правительства Узбекистана, Таджикская АССР была выведена из состава Узбекской ССР и преобразована в Таджикскую ССР и вошла в состав СССР.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

§1. Образование Узбекской ССР. Вопросы Национальной Политики и Государственного Строительства. Обновлено: Март 2, 2017 Автором: admin