Мария эдуардовна клейнмихель. М

-
Особняк Клейнмихель это замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова , на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.

К 1827 году около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, Кофейный домик и дача Э. Женьеса. Именно Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 году первым владельцем участка, где позднее появился особняк М. Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. Верховцевой

В 1893 году дачу Верховцевой и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель — хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала «Столица и усадьба» , человек глубокого ума и независимых мыслей.

Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.


Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869 гг.) участник войны 1812 и заграничных походов. В 1839 году возведен с нисходящим потомством в графское достоинство. С 1842 года главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Женат дважды. Первая жена Варвара Александровна Кокошина. Вторая жена Ильинская Клепатра Петровна (1811-1865 гг.). От второго брака семь детей. Ниже проведена информация о троих детях Петра Александровича: Елизавета по мужу Пилар-фон-Пильхау (1833-1896 гг.) урожденная графиня, баронесса, похоронена в с. Ивня Обоянского уезда; Александра (1835-1912 гг.), фрейлина, муж Федор Федорович (Фридрих) Козен (умер в 1906 г.); Николай (1837-1878 гг.), генерал-майор, жена Келлер Мария Эдуардовна (1846-1931 гг.), родилась в Киеве, в семье вице-губернатора Эдуарда Келлера.

Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой. Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.

Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 году, когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом. В 1907 году часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли. Для нее в 1909 году архитектор Ф. Ф. фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи графини в неоготическом стиле в 1911-1912 гг. по проекту арх. К. К. Мейбома. Здание украшает крыша с высоким шпицем и угловая башенка.

В 1914 году графиня организовала в своем особняке госпиталь, который сама финансировала. Убранство дома было перевезено в ее дом на Сергиевскую ул. (ул. Чайковского, 33-37). В 1918 году Клейнмихель покинула Россию, продав коллекцию и городской дом.

В 1918 году дачу национализировали. Весной 1920 года особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 году побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране. Благодаря этому событию в 1976 году особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства.

С 1986 по 1989 годы объединение «Реставратор» проводило работы по реконструкции по проекту архитектора Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены старые интерьеры дома графини. В 1990 году здесь открылась база отдыха Балтийского морского пароходства .
В 2006-2007 гг. была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде.

Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в городе Санкт-Петербург в которую входит и особняк Клейнмихель. Сейчас в особняке разместился «Управление делами Президента РФ «, именуемый «Домом приемов «.

P.S. В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон » — Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры «).

Адрес особняка графини Клейнмихель:

г. Санкт-Петербург, наб. реки Крестовки, 12





Каменный остров расположен между Большой и Малой Невками и речкой Крестовкой. Насыщен историческими памятниками, усадьбами и дачами известных людей. Часть скрыта за высокими заборами государственных резиденций, поэтому полюбуемся лишь некоторыми из них.

Каменноостровский дворец (наб. Малой Невки, 1)

Бывшая загородная резиденция императорской фамилии после 1917 года была сначала госпиталем, потом колонией для беспризорников и затем долгое время (до 2007 года) санаторием для военных летчиков. В 2008 началась реконструкция под резиденцию губернатора. Однако Г. Полтавченко передал здание Академии талантов. Дворец можно посетить с бесплатными экскурсиями (запись на официальном сайте).

Дача принца Ольденбургского (наб. Малой Невки, 11)

Строилась в 1831-33 годах архитектором С. Л. Шустовым для князя В. В. Долгорукова. В 1833 году переходит во владение принца Ольденбургского. Частично перестраивается А. И. Штакеншнейдером. В 1928 году переделывается под жилой дом (позже - общежитие). В настоящее время пустует.

Дом В. М. Бехтерева (наб. Малой Невки, 25)

Фахверковый дом построен в 1914 архитектором М. И. Девишиным. В 1956 году воссоздан в камне. Знаменит тем, что принадлежал знаменитому неврологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву. Ныне – многоквартирный жилой дом.

Дом княгини М. К. Кугушевой (Боковая аллея, 1)

Построен в 1895 архитектором К. Г. Прейсом. После революции отдан под коммунальные квартиры. В 1971 расселен в связи с капитальным ремонтом, после окончания которого передан Санкт-Петербургской детской художественной школе им. Б. М. Кустодиева.

Дача П. С. Петровой (наб. Малой Невки, 12)

Построена в 1880-ых годах архитектором Г. А. Прейсом. В советское время отдана под коммунальные квартиры. В 1990-ых перепланирована под санаторный корпус. В 2002 разобрана, в 2003-2004 воссоздана на кирпичном каркасе с деревянной обшивкой и приспособлена под президент-отель.

Особняк Руадзе (наб. Малой Невки, 33А)

Построен в 1865 архитектором Г. А. Прейсом. Разрушен в 1989 году и восстановлен в 2003-2005 по историческим материалам.

Дом инженера С. Н. Чаева (наб. Малой Невки, 33А)

Возведен в 1913-1915 инженером-архитектором В. П. Апышковым. В советское время - дом отдыха.

Дача Вургафт / «Голубая дача» (наб. Крестовки, 2)

Построена в 1913 году архитектором для М. М. Синявером для жены статского советника. Перед революцией дачу снимал банкир Д. Рубинштейн. В советское время в особняке поочередно размещались детская колония, дом отдыха и резиденция Ленгорисполкома. В настоящее время является спецрезиденцией К-5.

Собственная Его Императорского Величества дача / Министерская дача (наб. Крестовки, 7)

Построена в 1810 году архитектором Г. П. Пильниковым для И. Гепнера. В 1818 году продана шталмейстеру двора Г. И Опочинину. С 1820 года арендовалась для Великого Князя Михаила Павловича. После наводнения 1824 года сильно пострадала и была выкуплена в казну. Реставрирована в 1825-1826 годах архитектором К. И. Росси. Вскоре владельцем становится император Николай I. Дача неоднократно перестраивается:

в 1827-29 годах архитектором Л. И. Шарлеманем,

в 1889 - архитектором А. И. Семеновым,

в 1894 - архитектором Стуколкиным.

В советское время - дом отдыха им. Кирова.

Дача А. Г. Соловейчик (Полевая аллея, 1)

Возведена в 1914-1915 годах гражданским инженером Е. Ф. Эделем на берегу Продольного канала. В 1919 году особняк передали детской колонии, затем детскому дому. Во время войны в здании разместился госпиталь. В мирное время дом стал жилым. В семидесятых на бывшую дачу въехал противотуберкулезный детский сад. В восьмидесятых пожар уничтожил интерьеры. В двухтысячных прошла реставрация и ныне это государственная гостевая резиденция К-4.

Каменноостровский театр (наб. Крестовки, 10)

Уникальный памятник ДЕРЕВЯННОГО зодчества. Построен в 1827 года архитектором С. Л. Шустовым для выездных спектаклей императорских театров. Неоднократные наводнения повредили здание, и в 1843-1844 архитектор А. К. Кавос провел реставрацию. Спектакли продолжались до 1881 года. Потом помещения использовались под склад декораций. После революции здание стояло бесхозным. Его заселяли беспризорники. Затем бывший театр перешел к ЦПКИО. В 1932 году прошел реконструкцию. Использовался для показа кинофильмов и проведения вечеров отдыха. В 1967 году ленинградское телевидение приспособило здание под Телевизионный театр - проводило съемку телеспектаклей. С восьмидесятых здесь поочередно размещались концертная и репетиционная площадка оркестра им. В. В. Андреева, клуб спортивного бального танца, школа танцевального искусства. С 2005 года здание является Малой сценой БДТ.

Дача М. Э. Клейнмихель / Дача Л. Чинизелли (наб. Крестовки, 12)

В 1893 году дачу Н. А. Верховцевой покупает М. Э. Клейнмихель. В 1904 году особняк перестраивается в готическом стиле.

В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли, для которой строится двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн. Чтобы уйти от архитектурной разноголосицы двух домов, дачу графини вновь перестраивают в неоготическом стиле. Фасад украшает герб с изображением Зимнего дворца, объятого пламенем. Это право даровано генералу-адъютанту П. А. Клейнмихелю именным указом Николая I за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году.

Во время Первой мировой войны Мария Эдуардовна оборудовала в своем доме госпиталь. А в 1918 году повесила на двери объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость», что помогло ей спокойно собрать вещи и уехать в эмиграцию.

В советское время в особняке располагались дом отдыха и общежитие. В 2006-2007 проведена реконструкция, и сейчас дом принадлежит Управлению делами Президента РФ.

Дача Л. Чинизелли в 1978 году была разобрана, в 2006-2007 воссоздана.

Особняк В. Н. Яковенко (Большая аллея, 22Ж)

Построен в 1887 году архитектором Шаубом. Более двадцати лет принадлежал семье Яковенко. Затем - Сельскохозяйственным курсам и Морскому колледжу. В настоящее время - Управлению делами президента России.

Особняк Э. Г. Фолленвейдера (Большая аллея, 13)

Возведен в 1904-1905 архитектором Р. Ф. Мельцером для главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера (швейцарского подданного). Принадлежит к ранним и самым ярким образцам «северного модерна» в Петербурге. В городской топонимике известен как «Сахарная голова» и «Теремок».

В советские годы был передан Ленинградскому управлению курортами профсоюзов и использовался в качестве санатория по болезням желудочно-кишечного тракта.

В ноябре 1992 г. перешел Генеральному Консульству Королевства Дании.

Неоднократно снимался в кино: «Господин оформитель», «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Приключения принца Флоризеля».

Дача Гаусвальд (2-я Берёзовая аллея, 32; Большая аллея, 12-14)

Построена в 1898 архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В 1918 году передана детской колонии, затем санаторию-профилакторию Ленинградского металлического завода. В 1990-х годов особняк продан частной компании. Был поражен грибком и планировался к сносу. Но пока стоит. Ждет решения своей участи.

Использовался для съемок фильмов «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Дон Сезар де Базан», «Без семьи» и «Летучая мышь».

Позволю себе субъективную ремарку: на мой вкус - это самый замечательный особняк из всех, что я когда-либо видела.

(1819-1903), находился на службе в канцелярии киевского губернатора , принадлежал к русской ветви прусского рода Келлеров . Он сделал блестящую карьеру, став в 1863 году сенатором. Мать, Мария Ивановна Ризнич (1827-1895/1914), имела сербско-польские корни. Её родители: одесский негоциант Иван Степанович Ризнич и Полина Ржевуская , сестра Эвелины Ганской и Каролины Собаньской . Восприемниками Марии Эдуардовны стали киевский генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков , под началом которого служил отец, и бабушка Софья Михайловна Келлер (1795-1880), дочь польского графа-просветителя Борха . Дети Келлеров получили достойное образование и воспитание.

Семья много путешествовала, вынужденная следовать к новому месту назначения отца. Мария Эдуардовна вспоминала о визите императора Александра , который посетил семью в Минске , куда в 1858 году граф Келлер был назначен Минским гражданским губернатором, и пообещал десятилетней Марии фрейлинский шифр, а её братья Фёдор и новорожденный Александр были пожалованы в пажи . Находясь в Польше , Мария Эдуардовна с сёстрами была приглашена к двору наместника великого князя Константина Николаевича , чтобы составить компанию его дочерям великим княжнам Ольге и Вере . Келлеры жили широко, и их дом был открыт для польской и русской аристократии. В числе гостей бывала и Мария Калергис , которая «часто играла у нас на рояле ».

Находясь с матерью и сестрой в Париже, 16-летняя Мари увлеклась сорокапятилетним советником посольства графом Эбергартом Сольмс -Зонненвальде, «высоким, стройным блондином, обладавшим изысканной внешностью», младшим сыном многочисленного семейства. Он вёл рассеянную жизнь аристократа: служил в конно-гвардейском полку, делал долги и волочился за женщинами. Истолковав интерес графа как залог помолвки , Мария написала письмо императору Вильгельму , в котором просила о новом назначении для Сольмса, чтобы улучшить его материальное положение и сделать возможной их официальную помолвку. Несмотря на то, что Сольмс получил назначение «заведующего делами императора Максимилиана Мексиканского », о чём Вильгельм и сообщил в ответном письме, помолвки не последовало, а скандал, вызванный безрассудным поступком дочери, вынудил графа забрать девушку в Петербург .

Вернувшись в Россию, Мария Эдуардовна стала фрейлиной императрицы Марии Александровны . Её подругами были княжна Мещерская и Саша Жуковская , которые в итоге были вынуждены покинуть двор из-за своих романов с членами императорской семьи . Со временем Мария Эдуардовна была назначена к двору великой княгини Александры Иосифовны , где заменила Прасковью Ильиничну Бибикову , ставшую женой князя А. И. Кропоткина (1816-1903).

В 1872 году Мария Эдуардовна покинула двор, чтобы выйти замуж за графа Николая Петровича Клейнмихеля (1836-1878), сына Петра Андреевича Клейнмихеля и Клеопатры Петровны, урождённой Ильинской (1811-1865). Однако она оставалась в курсе всего происходящего: великая княгиня часто приглашала её «поболтать», да и место графини заняла её сестра Анна Эдуардовна. Брак Клейнмихелей долго не продлился: вскоре Николай Петрович заболел скоротечной чахоткой и скончался во время лечения в Метоне . В этом же, 1878 году, произошёл развод родителей: Мария Ивановна Келлер оставила мужа и детей и вышла замуж за Александра Сент-Ива , который был моложе невесты на 15 лет. Супруги поселились в Италии и использовали фамилию д’Альвейдр по одноименному поместью, приобретённому Марией Ивановной . Под влиянием отчима Мария некоторое время увлекалась оккультными науками . Ещё одним увлечением графини с детских лет были лошади, позднее - автомобили. Так, 29 мая (11 июня) 1903 года «Русский листок » сообщал: «26-го мая на автомобильном корсо в Петербурге первый приз в виде серебряной вазы для фруктов получил роскошный автомобиль графини Клейнмихель, второй приз (ваза) получил москвич Солдатенков, машина которого представляла собой роскошный букет лиловой сирени ».

Овдовев, Мария Эдуардовна часто путешествовала, посещая разбросанных по Европе многочисленных родственников. Вместе с братом Фёдором она отправилась в Константинополь , куда Келлер был отправлен военным атташе . Везде она находилась в центре светской жизни, нередко выполняя личные поручения членов императорской семьи. Себя графиня считала космополиткой , приписывая это тому обстоятельству, что в ней «течёт кровь различных национальностей» и у неё «такое разнородное родство» .

В 1893 году графиня Клейнмихель арендовала сроком на 90 лет дом на Каменном острове , который стал одним из центров светской жизни тех лет, равно как и особняк Марии Эдуардовны на Сергиевской улице , 33-37. Дачу неоднократно перестраивали, пока архитектор И. А. Претро придал дому черты готического стиля : кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объёмом и неоготические ворота, изготовленные в 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейбома. Интерьеры особняка были переданы на фотографиях К. К. Буллы , опубликованных в журнале «Столица и усадьба » .

Всем здесь поставили памятники, а вот старуху Клейнмихель забыли… а уж она заслужила перед немцами.

На масленицу , в конце января 1914 года Мария Эдуардовна «устроила у себя костюмированный вечер, который стал происшествием в петербургском большом свете». Бал был устроен с целью представить свету племянниц графини, дочерей В. П. Клейнмихеля . Было разослано свыше 300 приглашений, но желающих было намного больше и, по словам Марии Эдуардовны, «каждый оставлявший у меня свою визитную карточку рассчитывал на приглашение и, не получив такового, становился моим врагом». Костюмы для праздника в стиле «Тысячи и одной ночи » разрабатывал Леон Бакст . Исполнительницами танцев были выбраны самые красивые дамы высшего света: « великая княгиня Виктория Федоровна , супруга великого князя Кирилла Владимировича , вместе с великим князем Борисом Владимировичем стала во главе восточной кадрили . Всех красивейших, изящнейших женщин Петербурга великая княгиня просила принять участие в этом танце. Среди них назову княжну Ольгу Орлову, графиню Марию Кутузову, мисс Муриель Бьюкенен, княгиню Наталию Горчакову, мистрисс Джаспер Ридлей (дочь нашего посла в Париже, графа Бенкендорфа) и многих других».

С началом войны положение графини Клейнмихель стало ухудшаться. По Петербургу стали распространяться слухи о том, что Мария Эдуардовна «послала графиня Клейнмихель, предупреждённая прислугой, покинула свой дом и провела несколько дней сначала в соседнем доме у барона Пиллар фон Пильхау , наблюдая из окна за разграблением особняка и винных погребов, а позднее перебралась в китайское посольство. Через три дня она была задержана и доставлена в Государственную Думу для допроса, где ей предъявили обвинения в том, что она якобы стреляла с крыши дома из пулемёта по революционным отрядам , а также по телефону ведёт переговоры с германским императором Вильгельмом. Из-за абсурдности обвинений вскоре Мария Эдуардовна была освобождена. Во время октябрьской революции графиня Клейнмихель удерживалась под арестом в своём доме под охраной из тридцати трёх матросов. Вскоре охрана была усилена, прибыли ещё 15 солдат Волынского полка . Они устроили призовую стрельбу на парадной лестнице, выбрав целью портреты императорской семьи. Мария Эдуардовна вместе с компаньонкой и двумя горничными запиралась на ключ и устраивала около двери баррикады из стульев. После семинедельного ареста графиня была освобождена. Вскоре всё имущество Клейнмихелей было в «Истории русской революции» отзывался о книге так:

Последние годы графиня Мария Клейнмихель провела во Франции , где и скончалась 19 ноября 1931 года. Она похоронена на кладбище в Версале рядом со своим братом Александром.

Отрекшись от трона, Николай II вернулся к семье в Царское Село, где вместе с супругой и детьми находился под домашним арестом в Александровском дворце с 9 марта по 14 августа. Этому периоду жизни теперь уже бывшего императора Николая II графиня М.Э. Клейнмихель посвятила отдельную главу своих мемуаров. Более подробно о нем повествует в своем дневнике гофмейстерина императрицы Александры Федоровны, княгиня Е.А. Нарышкина, находившаяся тогда подле царской семьи (см. приложение).

В обстановке нарастания революции по решению Временного правительства царская семья была переведена в глубь России, где отношение к недавнему монарху было несколько иное, чем в революционном Петрограде и других крупных промышленных центрах страны. После долгих дебатов определили городом их поселения г. Тобольск. Им разрешили взять из дворца необходимую мебель, личные вещи, а также предложить обслуживающему персоналу по желанию добровольно сопровождать их к месту нового размещения и дальнейшей службы.

В Тобольск семья Романовых прибыла 6 августа и спустя неделю разместилась в специально отремонтированном к их приезду доме губернатора. Режим проживания арестованных здесь был менее строгий, чем в Царском Селе. Семья вела спокойную, размеренную жизнь. По вечерам члены семьи собирались вместе, царь читал вслух отечественную и зарубежную классику.

Еще в первые дни революции царская семья могла покинуть Россию, но судьба изгнанника, живущего за рубежом, не прельщала бывшего царя. Он твердо решил остаться на родине. В своих мечтах царь, царица и их дети лелеяли надежду, что судьба будет к ним благосклонна и им разрешат уехать в Крым, в их Ливадийский дворец. Однако все сложилось иначе.

После Октябрьской революции судьба Николая II была предрешена. С первых дней после прихода к власти большевики стали говорить об открытом суде над бывшим императором. В апреле 1918 г. было получено разрешение Президиума ВЦИК о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. Решено было отправить сначала царскую чету, а затем – детей. 22 апреля 1918 г. колонна из 150 человек с пулеметами выступила из Тобольска в Тюмень. 30 апреля поезд из Тюмени прибыл в Екатеринбург, где временно должны были находиться узники. Для их размещения заняли дом, принадлежавший горному инженеру Н.Н. Ипатьеву, который накануне приезда поднадзорных был выселен, дом обнесен высоким наскоро сколоченным двойным дощатым забором. Условия содержания в этом «доме особого назначения» оказались значительно хуже, чем в Тобольске. Здесь с семьей Романовых проживали пять человек обслуживающего персонала: доктор Боткин, лакей Трупп, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов и поваренок Седнев. Хуже всего для Романовых была атмосфера неизвестности, усугубленная напряженной политической обстановкой в стране.

Комендантом дома был назначен уральский рабочий А.Д. Авдеев, но за воровство и другие проступки его вскоре сняли, а вместо него комендантом поставили большевика Якова Юровского. «Этот тип нам все меньше нравится…» – записал Николай в своем дневнике.

Гражданская война отодвинула план судебного процесса над царем, который первоначально вынашивали большевики. Накануне падения советской власти на Урале и угрозы освобождения царской семьи исполкомом Уральского областного Совета было принято решение казнить царя и его родных. Убийство было поручено Я.М. Юровскому и его заместителю Г.П. Никулину, для чего выделили солдат, среди которых были латыши и венгры.

Ночью 17 июля 1918 г. бывшего императора и его семью разбудили и попросили спуститься в подвал. «В городе неспокойно», – объяснил арестантам Юровский. Романовы вместе с прислугой спустились по лестнице. Николай нес на руках царевича Алексея. Затем в помещение вошли 11 чекистов, и комендант объявил пленникам о том, что они приговорены к смерти. Самого царя Я.М. Юровский застрелил из пистолета в упор. Когда отгремели залпы, оказалось, что Алексей, три великие княжны и царский врач Боткин еще живы – их добили штыками. Трупы убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

О трагической смерти последнего российского императора и его семьи в мемуарах графини М.Э. Клейнмихель сообщается лишь косвенно. Рассказывать об этом она, очевидно, не посчитала необходимым, так как в эмигрантской литературе акт цареубийства в Екатеринбурге подробно описан. Завершает свои воспоминания она сообщением о гибели от рук комиссара фрейлины Александры Федоровны графини А.В. Гендриковой и гоф-лектрисы бывшей императрицы Е.А. Шнейдер. Перед смертью А. Гендриковой была якобы обещана свобода, «если она покинет императрицу», но та ответила: «Моя последняя мысль будет о ней». На самом же деле обе женщины из Екатеринбургской тюрьмы после расстрела царской семьи были переведены в Пермь и 4 сентября вместе с группой заложников расстреляны чекистами.

М.Э. Клейнмихель удалось избежать печальной участи многих ее знакомых. Однако и она едва не стала очередной жертвой революции, когда была арестована в первые ее месяцы. Свой арест, освобождение и страх перед новыми репрессиями она описала в мемуарах. В апреле 1919 г. она покинула Петроград и эмигрировала, сначала в Стокгольм, а затем в Берлин.

Последние годы графиня М.Э. Клейнмихель прожила в Париже и скончалась в возрасте 85 лет. В парижской эмигрантской газете «Возрождение» 21 ноября 1931 г. было напечатано следующее сообщение: «19 ноября в 3 часа дня скончалась графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная графиня Келлер, о чем сообщает семья покойной. Заупокойная литургия и отпевание состоятся в субботу, 21 ноября, в Александро-Невской церкви на ул. Дарю после обедни». Автор мемуаров прожила долгую и богатую событиями, которых с лихвой хватило бы на несколько поколений, жизнь.

В.М. Осин, член Союза журналистов Москвы, секретарь Правления Московского областного отделения Российского общества историков-архивистов

М.Э. Клейнмихель

Из потонувшего мира

Прежде чем память моя угаснет и глаза мои закроются навеки, хотела бы я изложить мои воспоминания. Будущему историку, быть может, предстоит найти в этих разбросанных страницах фундамент для изображения той эпохи, в которой я жила и следы которой безжалостно сметены потоком революции.

Я родилась в 1846 г. в г. Киеве, где отец мой был вице-губернатором. Мой крестный, генерал Бибиков, генерал-губернатор Киевский, Подольский и Волынский, был очень известной личностью в военном миpе. Он лишился руки в сражении при Силистрии . Для того чтобы присутствовать на моих крестинах, моя крестная мать, которая одновременно была и моей бабушкой со стороны отца, совершила большой путь из Курляндии в Киев в собственном экипаже, так как не было тогда еще железных дорог. Она рассказывала о своем путешествии так, как Стенли рассказывал бы о своей экспедиции в Центральную Африку .

У меня нет воспоминаний о Kиeве того времени, так как через четыре года после моего рождения мой отец был переведен в Ригу чиновником особых поручений к князю Суворову, бывшему тогда генерал-губернатором Лифляндии, Курляндии и Эстляндии . Несколько лет спустя последовало назначение моего отца волынским губернатором .

Здесь хотела бы я сказать несколько слов о моей семье. Мой прадед, граф фон Келлер, был послом Фридриха Великого при дворе Екатерины II. Его жена была принцесса Сайн-Витгенштейн-Берлебург, сестра русского фельдмаршала того же имени . Во время одного торжества в честь великой правительницы, данного моим прадедом, моя прабабушка почувствовала себя плохо, ввиду ожидаемого материнства. Императрица предложила ей удалиться и сказала моему прадеду: «Если супруга ваша подарит Вам сына, я буду его крестной. Определите его на русскую службу». В ту же ночь родился мой дед. Императрица сдержала слово, и когда спустя три года мой прадед получил назначение в Вену, он оставил своего сына на воспитание своей золовке, принцессе Витгенштейн.

Графиня Клейнмихель и ее библиотека (начало)

Наибольшую по объему часть публикуемой нами подборки документов из архива князя Ф.Ф. Юсупова, составляют бумаги, связанные со знаменитой брошюрой Энеля «Жертва», знакомой каждому, кто так или иначе занимался изучением обстоятельств цареубийства 1918 года.
Следует заметить, что к такого рода литературе у Феликса Феликсовича был давний и устойчивый интерес.
«Одна из наших ближайших соседок, графиня Клейнмихель, – пишет он в своих воспоминаниях, – располагала значительной библиотекой, состоявшей в основном из трудов о франкмасонстве. Там нашелся пергамент, написанный на древнееврейском языке, который посылали в Петербург, чтобы перевести на русский. Этот перевод был опубликован в брошюре, озаглавленной “Протоколы Сиона”, большинство экземпляров которой таинственно исчезли после публикации. Несомненно, они были уничтожены. Как бы там ни было, факт, что в момент большевицкой революции все члены семьи, где находили эту брошюру, расстреливались на месте. Один экземпляр попал в Англию. Сохраненный в Национально библиотеке Лондона, он был переведен на английский язык под названием «The Jews Peril”, а на французский язык – “Protocoles de Sion”».
Лет десять назад, работая над книгой о генерале от кавалерии графе Федоре Артуровиче Келлере, мне пришлось углубиться в генеалогию этого рода. Помянутая в юсуповских мемуарах графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель (1846–1931) также принадлежала к нему.
Она приходилась теткой моему герою. Отец ее, граф Эдуард Федорович Келлер (1819–1903) служил по Министерству внутренних дел, сначала при канцелярии Киевского губернатора, затем минским губернатором, став, в конце концов, сенатором.
В отличие от прославленного кавалерийского генерала, подлинного рыцаря Монархии, человека ясного и прямого, история многих представителей этой ветви графского рода полна, как правило, неясностей, тайн и недоговоренностей.
Не представляла исключения в этом отношении и сама графиня М.Э. Клейнмихель, в библиотеку которой время от времени наведывался молодой князь Юсупов.


Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.

До замужества Мария Эдуардовна была фрейлиной Императрицы Марии Александровны (Супруги Александра II). Ближайшими ее подругами были княжна Мария Элимовна Мещерская (первая любовь будущего Императора Александра III) и Александра Васильевна Жуковская (дочь поэта), морганатическая супруга Великого Князя Алексея Александровича (сына Александра II). Обе из-за своих романов вынуждены были покинуть Двор.
В 1872 г. 26-летняя графиня М.Э. Келлер тоже оставила Двор, выйдя замуж за графа Николая Петровича Клейнмихеля (1836–1878), сына главноуправляющего путей сообщения, курировавшего строительство Николаевской железной дороги из Петербурга в Москву.
Брак этот продлился не долго. Шесть лет спустя ее супруг скончался от скоротечной чахотки в Метони – греческом курорте на побережье Ионического моря.
Не связывая себя более брачными узами, графиня не чуралась интимными связями с людьми определенного круга. Среди них был, например, всесильный при Александре II «диктатор сердца» граф М.Т. Лорис-Меликов.
Ходило немало и иных слухов. Вот один из них.
В эмиграции утверждали, например, что в России у графини М.Э. Клейнмихель был внебрачный ребенок, получивший фамилию Придворов, гораздо более известный впоследствии как поэт Демьян Бедный, о котором недавно мы уже писали:


Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов, 1883–1945), первые стихи которого (начиная с 1899 г.) были написаны в стиле, как пишут теперь, «монархического патриотизма» или «романовской лирики».

Прижила она его будто бы от Великого Князя Константина Константиновича (поэта К. Р.). И действительно, незадолго до замужества графиня (тогда еще Келлер) состояла при дворе Великой Княгини Александры Иосифовны, матери Константина Константиновича, с которой, судя по мемуарам, и впоследствии сохраняла весьма близкие, доверительные отношения.
Эти распространенные в эмиграции сведения об адюльтере подтверждал впоследствии и советский функционер от литературы К.А. Федин
В предвоенную пору он рассказывал русскому писателю-эмигранту Р.Б. Гулю: «“Из-за каких-то гонорарных недоразумений Демьян был в ссоре с ‘Красной газетой’ и не давал туда ни строки, запрещая даже перепечатывать его басни. Но однажды к редактору ‘Красной газеты’ Чагину вдруг звонок. Звонит Демьян, говорит, что хочет мириться и будет печататься, но просит немедленно прислать ему 500 рублей, он сидит у антиквара-букиниста на проспекте 25 Октября.
Чагин и так и сяк, говорит, сию минуту в кассе свободных денег нет. Но Демьян упрашивает, говорит, что 500 рублей ему нужны сейчас до зарезу. И наконец 500 рублей Чагин отправляет Демьяну к антиквару-букинисту.
Оказывается, ловкий антиквар случайно где-то приобрел письма Демьяна к его незаконному, но кровному отцу Вел. Кн. Константину Константиновичу и сообщил об этом в Москву Демьяну. Тот стремглав примчался в Ленинград выкупать их. Но для выкупа до 2000 рублей не хватило 500. И не выходя из магазина, Демьян звонил в ‘Красную’, предлагая Чагину мировую, только чтоб тот немедленно привез ему эти 500 рублей. Ну, и выкупил”.
Но Федин, смеясь, говорил: – “Я этого антиквара-букиниста превосходно знаю, он хитрущий ч…, и я уверен, что парочку самых махровых писем он все-таки на всякий случай припрятал”».


Демьян Бедный с Я.М. Свердловым и В.А. Аванесовым, секретарем ВЦИК и членом коллегии ВЧК.

Некоторые исследователи, однако, оспаривают этот слух, указывая на определенную несогласованность дат; считают, что Демьян Придворов, действительно обласканный Великим Князем, попросту придумал себе родословную.
А те, которые верят, утверждают, что наверняка отцом ребенка был не К.Р., а вообще «человек не её круга. В противном случае ребёнок не был бы отдан в крестьянскую семью».

http://club.berkovich-zametki.com/?p=11421

Есть, наконец, и такие, которые находят подтверждение тому в словах Л.Д. Троцкого (как известно хорошо знавшего Демьяна Бедного) из первого его тома «Истории русской революции»:
«Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и, last but not least [“последнее, но не менее важное” (англ.) ] космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы».


Демьян Бедный (в центре) с Л.Д. Троцким под Казанью. 1918 г.

Обратившие внимание на эти слова «демона революции» усматривают в них также намек Троцкого на принадлежность графини М.Э. Клейнмихель к «черной аристократии»:
http://mahtalcar.livejournal.com/60066.html

Более углубленное понимание, о чем тут речь, дает (в какой-то степени, конечно) переведенная и изданная у нас в 2012 г. книга «Память крови», увидевшая свет в 1990 г. в Милане.
«Группа свободных итальянских исследователей», выступающая под псевдонимом «Александр де Дананн», рассмотрела в ней проблемы т.н. «проклятых родов», являющихся, по мнению этих авторов, «генетическими носителями контринициации», «отрицающими смысл Искупления и учение Христа на всем протяжении истории».
Что касается приведенного нами пассажа из книги Л.Д. Троцкого, то вдохновили его вышедшие в 1922 г. в Берлине в издательстве «Глагол» в переводе с французского (так значилось на титульном листе издания) мемуары графини М.Э. Клейнмихель «Из потонувшего мiра», тут же переизданные в Советской России (уж не стараниями того же Льва Давидовича?).


Титульный лист первого берлинского издания.

В отличие от него, петроградско-московское было сильно усечено. В эмигрантском было 304 страницы, в советском – всего-навсего 87-мь.
Судя по тексту, у графини был свое видение , основанное на недоступном для многих знании , некоторых важных событий.
Она была лично знакома со всеми последними тремя Императорами Всероссийскими, многими Великими Князьями и Великими Княгинями, Английским Королем Эдуардом VII и Германским Императором Вильгельмом II, многочисленными приближенными и доверенными лицами Русского и многих европейских Дворов.
Именно поэтому значительный интерес представляют ее суждения о трагической смерти Австрийского Эрцгерцога Рудольфа в Мейерлинге, о деятельности созданной для защиты Императора Александра II «Священной Дружины» и влиятельного петербургского Яхт-клуба, о щекотливом деле Великого Князя Николая Константиновича в связи с кражей им фамильных бриллиантов, рассказ Министра Двора графа В.Б. Фредерикса об отречении Императора Николая II.


Титульный лист советского издания мемуаров графини.

Характерно, что графиня не поддерживала светские сплетни о Царском Друге, что, учитывая состояние русского общества как в предреволюционную пору, так и в эмиграции, требовало известного мужества.
«Ее отношение к Распутину, – писала она об Императрице Александре Феодоровне, – по моему мнению, носило совершенно невинный характер… […] Моя невестка графиня Клейнмихель и ее дочери пользовались благосклонностью Императрицы; племянницы мои бывали часто в Крыму и в Царском Селе у Великих Княжон и говорили мне, что они никогда не видели Распутина. Это доказывает ложность слухов, будто Распутин имел доступ даже в опочивальню Великих Княжон и что он постоянно бывал во Дворце».
«Списки с циничных писем, которые будто бы Царица писала к Распутину, – пишет она далее, – ходили по рукам в салонах, а также и в низших слоях общества. Эти письма были вымышленными, но когда это стало известным, они уже сделали свое дело, и цель была достигнута».


Начало одной из публикаций подложных «писем к Распутину». Газета «Русская воля», 25 марта 1917 г., вечерний выпуск.

Идеальным местом для сбора (и вбрасывания) информации, равно и для оказания влияния (не исключая и политического) и различного рода манипуляций были пользовавшиеся широкой известностью в Высшем петербургском свете салон графини М.Э. Клейнмихель и устраиваемые ею время от времени балы.
Министр иностранных дел граф В.Н. Ламсдорф отзывался о ней как об особе «весьма предприимчивой и склонной вращаться в свете».
По словам князя М.С. Кантакузина, «ее называли “Мимишка – мать всех дипломатов”, так как она всегда знакомила их с обществом на своих вечерах...»
Проходили они чаще всего в ее доме на Каменном острове на берегу речки Крестовки. Мария Эдуардовна сняла его в аренду в 1893 г. сроком на девяносто (!) лет.
Дачу перестраивали, пока она окончательно не приобрела черты готического стиля.

http://troitsa1.livejournal.com/360596.html


Дача графини М.Э. Клейнмихель на Каменном острове. Дореволюционный снимок.

«…Многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, – описывала происходившее там в июне 1910 г. “Петербургская газета”, – когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями её салона».
По словам сестры Государя, Великой Княгини Ольги Александровны об этих «балах-маскарадах говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Её особняк прослыл рассадником сплетен». (Этот последний рассказ касается уже не дачи, а особняка на Сергиевской, о котором речь пойдет в следующем посте.)
На «четверги» к графине приглашались не только люди знатные, но в той или иной степени значимые, такие, например, как поэты Николай Клюев и Сергей Есенин.
«...За парадным ужином, под гул разговоров, звон посуды и лязг ножей, – вспоминал Вс. Рождественский, – Есенин читал свои стихи и чувствовал себя в положении ярмарочного фигляра, которого едва удостаивают высокомерным любопытством. ... Когда они собрались уходить и надевали в передней свои тулупы, важный старик дворецкий с густыми бакенбардами вынес им на серебряном подносе двадцать пять рублей.
– Это что? – спросил Есенин, внезапно багровея.
– По приказанию ее сиятельства, вам на дорожку-с!
– Поблагодарите графиню за хлеб-соль, а деньги возьмите себе! На нюхательный табак!
И ушел, хлопнув дверью».


Интерьер Каменноостровской дачи.

Последний бал-маскарад состоялся в конце января 1914 г. на масленицу.
По тогдашней европейской моде, он был «Восточным» (некоторые называли его «Персидским»).
По словам графини, она разослала более 300 приглашений.
На нем были виднейшие представители российской аристократии и Особы Императорской Фамилии: Великие Князья Кирилл и Борис Владимiровичи, Принц П.А. Ольденбургский, Великие Княгини Ольга Александровна, Мария Павловна старшая и Виктория Феодоровна.
Среди приглашенных было немало английский дипломатов. Блистала Марианна Эриковна Дерфельден – дочь княгини О.В. Палей, морганатической супруги Великого Князя Павла Александровича, принимавшая участие в убийстве Г.Е. Распутина.


Восточный бал-маскарад. 1914 г.

Дальнейшие злоключения графини, как считала она сама, так или иначе были связаны именно с этим Восточным балом-маскарадом.
На него не был приглашен П.В. Родзянко (брат председателя Государственной думы), который, как только предоставился такой случай, жестоко отомстил.
«Вспыхнула война, – читаем в воспоминаниях графини М.Э. Клейнмихель. – Я находилась на моей даче на островах, когда мой знакомый привел ко мне корреспондента “Русского слова” Руманова. Руманов мне сообщил, что Павел Родзянко уже в течение 24 часов телефонирует по редакциям всех газет с вопросом: “Вы тоже слыхали, что графиня Клейнмихель послала императору Вильгельму, в коробке от шоколада, план мобилизации и что она была арестована и теперь уже повешена?”».
Обвинения, конечно, вздорные, но осадок, как говорится, остался. И, как выяснилось, навсегда…
Ряд современных авторов обращают внимание на неясность и невнятность обстоятельств пребывания графини в Советской России в 1917-1918 гг., а также ее выезда в апреле 1919 г. в Стокгольм, в эмиграцию…

Продолжение следует.