Сильмариллион краткий пересказ. Ветхозаветный «Сильмариллион» Джона Р

В 1977 году, спустя четыре года после того, как Дж.Р.Р.Толкин умер, его сын Кристофер завершил и опубликовал самую амбициозную и растянутую книгу своего отца: "Сильмариллион". Отчасти предыстория к "Властелину колец", отчасти запутанный героический эпос и отчасти странные размышления о создании вселенной, "Сильмариллион" - это очень странная и сложная для чтения сага. Это произведение написано царственным стилем, его размах невероятен, а сюжет (если вы вообще сможете уследить за центральным сюжетом) рассказывает о настоящей любви, предательствах, случайном инцесте, богах, демонах, судьбе всего мира и трех сияющих камнях, известных как Сильмариллы.

Книга странная. Книга сложная. В книге десятки персонажей с практически идентичными именами.

Но это очень красивое и вдохновляющее произведение.

Совсем недавно был 40-летний юбилей публикации книги, и чтобы отметить это событие, два самых заядлых толкиниста в штате EW, Кристиан Холуб (Christian Holub) и Дэван Когган (Devan Coggan), собрались, чтобы обсудить замечательную странность "Сильмариллиона".

КРИСТИАН ХОЛУБ: Мы дожили до 40-летнего юбилея "Сильмариллиона", возможно, самой непонятной из больших работ Толкина, и определенно единственной, по которой Питер Джексон еще не снял фильм. Дэван, мы с тобой большие фанаты этой книги, однако, похоже, существует разделение на преданных фанатов Толкина, которые ее обожают, и остальных читателей, которые скептически относятся ко всей этой космической тарабарщине. Как ты думаешь, отчего произошло такое разделение, и когда ты сам впервые осмелился прочитать "Сильмариллион" несмотря на его пугающую репутацию?

ДЭВАН КОГГАН: Я думаю, мое первое знакомство с "Сильмариллионом" было довольно нормальным. Когда я был маленьким, папа читал мне вслух "Хоббита" и "Властелина Колец", и я сразу же влюбился в огромный, запутанный мир, который создал Толкин. Эльфы, гномы, хоббиты, драконы, орки, разные существа… Средиземье обладало богатством, которого я раньше никогда не видел. (Я даже использовал пометки к "Хоббиту", чтобы выучить гномьи руны в возрасте 9 лет). По мере взросления я еще больше увлекся им: "Сильмариллион" я выбрал потому что а) обожал Толкина, и б) хотел прочитать больше историй о мире, который так любил.

К своему удивлению, я не смог. Я знал, когда брал эту книгу в руки, что в отличие от "Хоббита" и "Властелина колец", "Сильмариллион" был написан не как единый сюжет, а как сборник рассказов об истории мира от самого его сотворения до событий, описанных в "Хоббите". (Это сложно). Его сравнивают с учебником, и весьма справедливо: Толкин всегда был известен своим тщательным использованием языка и географии, и в результате некоторые части "Сильмариллиона" получились больше похожими на древний учебник по истории, хотя и со светящимися деревьями, оборотнями и гигантскими пауками. Я отключился еще до того, как успел добраться до интересной части.

Несколько лет спустя я снова взялся за "Сильмариллион", и в этот раз мне было легче его читать (отчасти благодаря упорному желанию его осилить). Я все еще путаю некоторые имена, типа Финрод, Фингон, Финголфин и Финарфин, но теперь я уже ценю эту книгу не как дополнение к "Властелину колец", а как своего рода отдельный священный текст. Сам размах и детализированность саги потрясает: у "Сильмариллиона" есть некий ареол эпичности, который заставляет вас чувствовать, что вы словно читаете древний миф - сплошь боги и монстры, любовь и смерть, триумф и трагедия.

А ты, Кристиан? Как репутация "Сильмариллиона" повлияла на твой первый опыт прочтения этой книги?

КРИСТИАН: Помимо рун гномов, (как так, ты мне об этом никогда не рассказывал?!) твой опыт с "Сильмариллионом" очень похож на мой. Я тоже увлекся "Властелином Колец" в начальной школе, и это была первая длинная "взрослая" книга, которую я прочел. Я жаждал больше, поэтому в конечном итоге мой папа (который первым познакомил меня с Толкиным), дал мне свою копию "Сильмариллиона", которую он сам так и не прочитал. Неудивительно, что мой юный мозг отключился почти сразу же. Запутанный, почти библейский рассказ о возникновении космоса не был тем фантастическим действием, которое я ожидал, поэтому книга годами просто стояла у меня на полке.

Затем, несколько лет назад я наконец вернулся к "Сильмариллиону". Возможно, я был вдохновлен фильмами о "Хоббите", которые по большей степени меня раздражали, кроме сцен Белого Совета (Саруман, Гэндальф, Галадриэль и Элронд). Обсуждения и приключения, происходящие на фоне этих фильмов, намекали на более широкую мифологию Средиземья, напомнив мне, сколького я еще не знаю. Также в то время гуляла весьма убедительная фанатская теория, что Аркенстон был Сильмариллом. Это меня достаточно заинтересовало, чтобы я снова взял в руки "Сильмариллион" и понял, что эта книга на самом деле очень даже в моем стиле.

Об этой книге важно понимать то, что она сильно отличается от обеих своих знаменитых сестер: "Хоббита" и "Властелина Колец". В отличие от них, "Сильмариллион" - это не приключенческая история, которую Толкин написал, как книжку на ночь для своих детей, или эпическое фэнтези для чтения вслух своим студентам. Она задумывалась как обширный атлас большой мифологии, созревавшей в голове Толкина всю его жизнь, и к сожалению, была также не окончена - у сына Толкина, Кристофера, ушли десятилетия, чтобы собрать все записи в нормальном порядке (это был пожизненный процесс, который Кристофер в деталях показывает в своем недавнем труде о Берене и Лютиэн, если кому-то это интересно).

Однако, несмотря на все это, размах воображения в "Сильмариллионе" просто потрясающий. Толкин любил строить миры, и в самом начале он начинает детально описывать свой космический пантеон. Основная иерархия Валар должна быть знакома любому изучающему мифологию: Манвэ, бог неба, - это лидер, его жена Варда - королева звезд, Ульмо контролирует море, Йаванна выращивает зелень, Аулэ все строит, Мандос - бог мертвых, Мелькор - падший ангел, обратившийся против своих собратьев и так далее. Однако у каждого из них уникальный характер, и среди них также есть личности, которые указывают на глубочайшие убеждения Толкина. Например, мой любимый Валар - это Ниэнна - владычица печали. Как пишет Толкин, "она знакома с горем, и оплакивает каждую рану, которую Арда (Земля) потерпела от порчи Мелькора". Однако для Толкина примирение с печалью в жизни на самом деле дает силу: "все те, кто ждет в Мандосе, взывают к ней, потому что она дает силу духу и превращает страдания в мудрость". Боже, как мне это нравится.

У тебя есть любимый Валар? Какие персонажи делают "Сильмариллион" и всю его мифологию для тебя живой?

ДЭВАН: Почему знакомство с Толкиным в основном задача отцов? Ура всем папам-толкинистам по всему миру, которые знакомят своих детей с орками и драконами, а также сложными вопросами о власти и коррупции в очень раннем возрасте.

Для меня Валар - это один из аспектов, который придает "Сильмариллиону" его эпический размах. Они немного похожи на греческих богов, сидящих на Олимпе, однако Валар себя лучше ведут и реже попадают в неприятности из-за секса с людьми и животными, с которыми им быть нельзя. Лично я всегда был фанатом Варды, Владычицы Звезд, чье имя упоминают в "Властелине Колец". Эльфы обожают ее, называя ее Элберет и Гилтониэль, и именно ее имя кричит Фродо, чтобы оттеснить назгулов на горе Амон Сул. Если Мелькор наполнен темнотой и ненавистью, то Варда - его прямая противоположность: сплошное сияние и свет, существо, создавшее звезды и принесшее в мир свет. На самом деле, один из моих любимых сюжетов в "Сильмариллионе" описывает, как задолго до рождения мира Варда распознала темноту в сердце Мелькора и "отвергла его, и он возненавидел ее и боялся ее больше, чем других творений Эру". Толкин не поясняет, было ли это отвержение просто осуждением или же истинно романтическим отвержением, однако так или иначе, я обеими руками "за" крутую Владычицу звезд из чистого света, которая буквально отвергла Сатану (который теперь ее жутко боится).

Однако если мы говорим о настоящих любимых персонажах "Сильмариллиона", то все не так хорошо, пока не появляются эльфы. В "Хоббите" и "Властелине колец" эльфов обычно описывают как мудрых и царственных, и иногда даже немного заносчивых. В "Сильмариллионе" эльфы представляют собой непонятно что. Они - первые существа, появившиеся в мире, и они немного похожи на детей, их в буквальном смысле называют Детьми Илуватара - Валар, научивших их ходить.

Большая часть "Сильмариллиона" рассказывает о судьбе трех Сильмариллов, трех совершенных камней, сияющих чистым, лучистым светом. Три Сильмарилла были созданы очень гордым и благородным эльфом по имени Феанор, и они немедленно стали для эльфов большим сокровищем. До тех пор, пока Мелькор не украл их, не убил отца Феанора, и не убежал в Средиземье. (Вскоре его стали называть Моргот, потому что он был очень злым и ему нужно было такое же злое имя). Феанор естественно разозлился, однако вместо того, чтобы послушать Валар и образумиться, он и семь его сыновей поклялись нерушимой клятвой вернуть Сильмариллы любой ценой. Если кто-то, будь то друг или враг, вставал между ними и Сильмариллом, они не давали пощады. Клятва Феанора является двигателем всей остальной книги, стравливая эльфов (людей и Моргота, а также практически всех остальных, кто попадается на пути).

История Сильмариллов присутствует в моей лично самой любимой части "Сильмариллиона" (и одной из самых популярных историй Толкина): в рассказе о Берене и Лютиэнь, которых ты упомянул. Берен был смертным мужчиной и изгоем, а Лютиэнь была эльфийской девой, и эти двое глубоко и необратимо влюбились друг в друга. Знакомо? Именно поэтому во "Властелине Колец" все постоянно говорят о том, что Арагорн и Арвен в принципе являются Береном и Лютиэнь 2.0, поскольку Лютиэнь была первым эльфом, отказавшимся от своего бессмертия и избравшим смертную жизнь с любимым человеком. Очень романтично. Эта история вдохновлена реальными отношениями Толкина с его любимой женой Эдит, а на их могилах написаны имена Берена и Лютиэнь. Опять же, очень романтично.

Естественно, эти двое влюблены по уши, однако для того, чтобы Берен смог заслужить руку своей возлюбленной, отец Лютиэнь ставит ему задачу одолеть Моргота и вернуться с Сильмариллом в руке. Знаете, для любого тестя это считается вполне нормальным заданием. Так начинается эпическая повесть об оборотнях, вампирах, маскировках, интригах, воскресении, зависти и героическом псе, который может говорить только три раза в жизни. Здесь же описан самый смешной момент во всей книге, когда Берен возвращается к отцу Лютиэнь и говорит: "Да, у меня есть Сильмарилл в руке. Правда это при том, что мою руку откусил оборотень, и теперь и она, и Сильмарилл находятся в животе у вышеупомянутого оборотня, но...ЭТО ВСЕ РАВНО СЧИТАЕТСЯ".

А ты? Тебе также нравятся Берен и Лютиэнь как и мне, или у тебя другие любимые герои?

КРИСТИАН: Я согласен с тобой, что история Берена и Лютиэнь является самой захватывающей в книге. Мне она так нравится, что я недавно прочел целую книгу о всех ее вариациях, которые развивались с течением времени под рукой обоих Толкинов - и отца, и сына. Кстати, это может быть ответом на твой вопрос. Самый первый папа, который познакомил своих детей с Средиземьем был сам Толкин - а как только любовь к этому миру передается по наследству, он остается жить навсегда.

История Берена и Лютиэнь - не единственная короткая история в "Сильмариллионе". Помимо всего прочего, там рассказывается о космическом строении мира и периодически вводятся настоящие смертные персонажи: как ты сказал, именно они делают эту историю интересной, особенно поскольку их истории часто заканчиваются трагедией. Например, Турина Турамбара злой дракон заставляет жениться на своей сестре с предсказуемо эдиповскими последствиями. Также происходит постоянное отщепление новых эльфийских королевств, которые несмотря на всю свою красоту и магию неизбежно уничтожаются силами Моргота. Именно это цепляет читателя, а если по "Сильмариллиону" когда-нибудь снимут фильм (лучше, если это будет не Питер Джексон, нужна новая кровь!), я думаю, его хорошо бы сделать в виде некой антологии, рассказывающей о войне Моргота с эльфами, с экскурсом во все эти истории про людей.

Рассказ о Берене и Лютиэнь - лучший, потому что он представляет собой смесь любви, трагедии и просто безумного фантастического приключения. Возможно, поскольку очень многое в этой истории Толкин брал из собственного брака, предание о Берене и Лютиэнь гораздо интересней, чем параллельная линия Арагорна и Арвен во "Властелине Колец".

Это подводит нас к главной теме "Сильмариллиона". Многие из его персонажей и историй (хотя и не все) являются древними предшественниками более знакомых лиц из "Властелина Колец". Берен и Лютиэнь - это предки Арагорна и Арвен, Моргот - темный владыка Саурона, а темный дух Унголиант - это прототип паука-монстра Шелоб.

На этой ноте, давай поговорим о самом большом злодее. Дэван, что ты скажешь о Морготе (он же Мелькор)? Что отличает его от Саурона? Почему он сам по себе является интересным персонажем?

ДЭВАН: О, да, давай поговорим о Морготе. Хотя Саурон изначально является слугой Моргота, отправившимся осквернять и завоевывать Средиземье, Моргот является создателем всего зла, существующего в мире. По сравнению с Морготом, Саурон выглядит мелким диснеевским злодеем. Когда Эру и Валар начали петь и творить мир, именно Моргот посеял разделение и внес в мир саму концепцию зла. Если Саурон хочет доминирования, контроля и власти, то Моргот существует просто для того, чтобы уничтожать. Хуже этого уже и быть не может.

Именно это, по сути, и делает "Сильмариллион" таким захватывающим. Он касается больших и тяжелых тем (например, рассуждает о корне всего вселенского зла) так, что это просто захватывает воображение. Именно поэтому, я думаю, мы все еще не видели телевизионную адаптацию этой книги. В некоторой степени, "Сильмариллион" невозможно снять... Это похоже на попытку сделать полную кино-адаптацию чего-то, типа Библии. Как можно показать все истории и все сложные взаимосвязи в одном кино?

Лично я бы хотел увидеть фильм про отдельные истории из книги, например, про Берена и Лютиэнь или Турина Турамбара. Это рассказы, в которых есть последовательный сюжет, поэтому их легче адаптировать. Также у меня есть мечта, что однажды кто-нибудь сделает невероятный хрестоматийный сериал, который покажет на экране некоторые из этих историй. Я думаю, что если на страницах книги они такие красивые и живые, то представь только возможность увидеть в кино, как Финголфин штурмует Ангбанд и единолично сражается с Морготом, или как Фэанор берет на себя целую армию огненных балрогов, или как Фингон спасает своего кузена Маэдроса из темницы Тангородрима. Именно такие у меня мечты.

А как по-твоему: возможна ли вообще адаптация "Сильмариллиона" в кино? Если так, захотят ли люди смотреть масштабный фильм или сериал, касающийся тяжелых вопросов жизни, смерти и цели?

КРИСТИАН: Я определенно считаю, что адаптация "Сильмариллиона" возможна. Если делать его в виде фильма, то он может быть снят в стиле Роберта Олтмана (Robert Altman) или антологий "Нью-Йорк, я люблю тебя/Париж, я люблю тебя", где большой ансамбль актеров играет во всех этих небольших историях, связанных одной темой.

Однако в нынешний век лучшей сферой для подобных рассказов несомненно является телевидение. К счастью, у нас есть современные примеры невероятно популярных фэнтези-сериалов, которые касаются основных социо-политических проблем, одновременно показывая битвы с огнедышащими драконами. Я на самом деле думаю, что "Сильмариллион" - та книга Толкина, которая больше всего похожа на "Игру престолов" (настолько, что на волне популярности этого теле-шоу я даже включил ее в список книг, обязательных к прочтению). Они разделяют похожий взгляд на зло. Тогда как "Властелин Колец" является примером одного из самых однозначных конфликтов добра и зла в литературе, "Сильмариллион" более запутан. Да, Моргот является оплотом вселенского зла, однако он ли совершает больше всего злодеяний в книге? А как же Фэанор, чья гордыня и надменность приводят к стольким разрушениям и смерти? А разве сами Валар не совершают зло, оставляя эльфов и людей одних веками сражаться против Моргота? Он был одним из первоначальных духов, творивших все сущее, поэтому разве мы все не несем в себе его часть? Толкин даже пишет, что "эльфам казалось, что люди больше всего в Айнур похожи на Мелькора, хотя он всегда боялся и ненавидел их, даже тех, кто служил ему".

В "Сильмариллионе" зло повсеместно, и это качество сильнее всего делает книгу готовым рецептом для престижной кино-адаптации.

В "Сильмариллионе" также показано много смертей, и большая часть из них не похожа на стиль освобождения Гэндальфа. Однако отношение книги к смерти весьма интересное. В отличие от "Игры престолов", она не изображается как нечто заманчивое и волнующее. Вместо этого смерь изображается как болезненный и травмирующий опыт, а также в некоторых случаях как дар. Эльфы Толкина живут вечно, если их не убить вручную, поэтому они часто страдают от грусти и усталости. Люди же живут лишь короткое время, и это дар Илуватара для нас. Толкин пишет: "Поэтому он пожелал, чтобы сердца людей стремились за пределы мира, и не находили в нем покоя; они должны обладать добродетелью, которая будет формировать их жизнь, посреди силы и возможностей мира, помимо Музыки Айнур, которая является судьбой всего сущего".

Размышление над тайной жизни и смерти приносит одно из самых больших удовольствий от "Сильмариллиона", и именно это заставляет меня возвращаться к нему, несмотря на все его недостатки, и вне зависимости от того, будут по нему снимать кино или нет.

Джон Рональд Руэл Толкин

СИЛЬМАРИЛЛИОН

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

«Сильмариллион», впервые опубликованный четыре года спустя после смерти моего отца, - это повествование о Древнейших Днях, или Первой Эпохе Мира. Во «Властелине Колец» рассказано о великих событиях конца Третьей Эпохи; «Сильмариллион» составляют легенды гораздо более древние, относящиеся ко временам, когда Моргот, первый Темный Властелин, обитал в Среднеземье, а Высокие Эльфы вели с ним войны за обладание Сильмариллами.

Но «Сильмариллион» - не только предыстория событий, описанных во «Властелине Колец»; это одна из первых литературных работ Толкина. «Сильмариллион» существовал еще полстолетия назад, хотя и назывался тогда по-другому. В потрепанных тетрадях, относящихся к 1917 году, еще можно разобрать карандашные наброски ранних версий основных легенд. Книга никогда не публиковалась, но в течение всей долгой жизни отец не прекращал работу над ней, даже в последние годы. За все это время основа «Сильмариллиона» почти не менялась; она-то и послужила фоном для многих других, более поздних сочинений. Но окончательная редакция никак не могла родиться. Менялось многое: менялись даже некоторые фундаментальные идеи, связанные с естественными законами описываемого мира, не говоря уже об одних и тех же легендах, становившихся то длиннее, то короче, менявших стили и ритмы изложения. Годы шли, изменения и варианты накапливались, и наконец повествование настолько усложнилось и запуталось, что окончательная версия стала казаться недостижимой. Кроме того, старые предания («старые» не только из-за принадлежности к Первой Эпохе, но и по времени жизни моего отца) стали средством выражения и сокровищницей его глубоких раздумий, мифология и поэзия отступили в них перед теологическими и философскими заботами; отсюда некоторая разностильность книги.

После смерти отца я попытался привести эту книгу к приемлемому для публикации виду. Мне стало ясно, что попытки представить под одной обложкой столь разнообразный материал, т. е. показать «Сильмариллион» как живое эволюционирующее произведение, растянутое более чем на полвека, на деле приведут лишь к полной неразберихе и погребут под собой самое существенное из содержания. Поэтому я стремился выработать единый вариант текста, отбирая и размещая материал таким образом, чтобы получить однородную и внутренне непротиворечивую структуру. В этой работе заключительные главы (от смерти Турина Турамбара) представляли особые трудности, т. к. оставались неизменными в течение многих лет, и не очень-то соответствовали другим, более поздним частям книги.

Полная согласованность (будь то внутри «Сильмариллиона» или между ним и другими опубликованными работами моего отца) так и не достигнута, и если она достижима вообще, то лишь весьма дорогой ценой. Кроме того, отец рассматривал «Сильмариллион» как сборник или конспект-повествование, составленное много позже из самых разных источников (стихов, летописей, устных рассказов), отобранных многовековой традицией. Такая концепция имеет параллель в действительной истории книги, ибо в основе ее лежит огромное множество фрагментов ранней прозы и стихов. В какой-то мере это действительно конспект. Этим можно объяснить различный ритм повествования и полноту деталей в разных главах, например, контраст между точным указанием мест и мотивов в легенде о Турине Турамбаре и возвышенным, но предельно лаконичным отчетом о конце Первой Эпохи, когда был разрушен Тангородрим и низвергнут Моргот, отсюда же некоторые различия в стиле и описаниях, некоторые неясности и неувязки. В случае с «Валаквэнтой», например, мы полагаем, что описание ранних дней жизни Эльдаров в Валиноре переделывалось в более позднее время; этим объясняется постоянное смещение хронологии и точки зрения, так что божественные силы видятся то ныне существующими и действующими в Мире, то давно исчезнувшими, оставшимися лишь в памяти. Книга, озаглавленная «Сильмариллион», содержит не только «Квэнта Сильмариллион» или собственно «Сильмариллион», но и еще четыре коротких работы: «Айнулиндалэ» и «Валаквэнта» связаны с «Сильмариллионом» и предваряют его, а «Падение Нуменора» и «О Кольцах Власти», помещенные, в конце, совершенно самостоятельны и независимы, и включены сообразно с ясным и четким намерением моего отца; с их включением история обретает непрерывность от Музыки Айнуров, с которой начался Мир, до отплытия Хранителей из Серебристой Гавани в конце Третьей Эпохи.

Число имен, появляющихся в книге, огромно, но действующих лиц (Людей и Эльфов) играющих важную роль в повествовании о Первой Эпохе, существенно меньше, и все они могут быть найдены в генеалогических таблицах. В дополнение я привел схему, показывающую основные названия различных эльфийских народов, заметки о произношении эльфийских имен, перечень некоторых основных корней, встречающихся в этих именах, и карту. Надо заметить что огромная горная цепь на востоке - Эред Луин или Эред Линдон, Синие Горы, - появляется на крайнем западе карты «Властелина Колец». Внутри книги есть карта поменьше, ее цель - дать представление о том, как располагались земли Эльфов после возвращения Нолдоров в Среднеземье.

Больше я не обременял книгу никакими дополнениями и комментариями. Существует множество неопубликованных работ моего отца о Трех Эпохах: повествовательные, лингвистические, исторические и философские, и я надеюсь, что часть из них удастся опубликовать.

В трудной задаче подготовки текста книги мне много помогал Гай Кей, работавший со мной в 1974–1975 годах.

Кристофер Толкин, 1977


АЙНУЛИНДАЛЭ

Музыка Айнуров

В начале был Эру, Единый. На Арде зовется Он Илуватар. Первыми создал Он Айнуров, Священных. Они стали плодом Его дум и были с Ним раньше всех творений. Эру говорил с ними. Он предлагал им музыкальные темы, они воплощали их, и это было хорошо. Айнуры пели поочередно, лишь изредка - дуэтом или трио, остальные слушали поющих, но в музыке каждый понимал лишь ту часть замысла Илуватара, которой он был рожден, а музыка собратьев мало что говорила другим Айнурам. Но постепенно понимание росло, а вместе с ним росли единство и гармония.

И пришло время, когда Илуватар созвал Айнуров и задал им тему, величием превосходившую прежние. Красота вступления и великолепие финала восхитили Айнуров, и в восторженном благоговении склонились они пред Илуватаром.

И тогда Он сказал:

Я создал вас от Вечного Пламени, Я дал вам тему и хочу, чтобы в гармонии и единстве претворили вы ее в Великую Музыку. Нет предела совершенству, и Я с радостью буду внимать вашим песням.

Пока был в другом городе по делам учебы, перечитал во второй раз Сильмариллион и решил вот написать немного о Средиземье. Дж. Р. Р. Толкин создал, без сомнения, одну из величайших фэнтезийных Вселенных в истории. Я являюсь большим фанатом легендариума Толкина, пересмотрел трилогию Кольца раз 30 и перечитал книги раза 3 и я уверен я не один такой. А те, кто ни разу не смотрел ни один фильм, - кто вы вообще? Но даже большинство любителей Кольца и Хоббита ни разу не слышали о последней книге Толкина - Сильмариллионе.

Телеграфировать

Твитнуть

Сильмариллион повествует о событиях от сотворения мира и до событий "Хоббита" и трилогии Кольца. Эта книга дает ответы на многие интересующие зрителей вопросы, например, откуда появились волшебники и Саурон? Итак, по порядку.

Эру Илуватар - бог и создатель всего сущего (ну практически всего). Живет в Чертогах Безвременья. Ему прислуживают айнуры - его первые создания - бесформенные и бессмертные, самые могущественные после Илуватара существа.

Каждый из айнуров знает лишь небольшую часть всех мыслей Илуватара. Айнуры всегда пели поодиночке Творцу, но однажды Илуватар пожелал, чтобы они все вместе спели и сделал их музыку зримой и таким образом создал Эа (Вселенную) и Арду (Землю).

И среди всех айнуров самым сильным был Мелькор. Ему одному были ведомы частички знаний прочих айнуров. Он единственный из айнуров жаждал подчинить себе эльфов, которые должны были первыми прийти в мир, и самому стать Властелином. Он давно искал Негасимое Пламя - источник, благодаря которому Илуватар вдыхает жизнь во все создания. Мелькор сам хотел дать жизнь своим созданиям, но Пламени он так и не нашел. Он хотел сам владеть Ардой и пошел против своих собратьев айнуров, которые сошли в Арду для подготовки ее к пришествию Первородных (эльфов) и стали зваться валарами. Таким образом, война добра и зла началась еще до сотворения людей и эльфов.

Валар всего пришло 14. Владыки валар: Манвэ, Ауле, Ульмо, Оромэ, Мандос, Лориэн и Тулкас. Владычицы, жены, владык валар: Варда, Йаванна, Ниэнна, Эстре, Вбарэ, Вана и Несса.

Повелителем Арды стал Манвэ - лучший друг и брат Мелькора, второй по силе после него.

Тем не менее, валары подготовили Арду и эльфы пришли в этот мир, но война с Мелькором продолжалась. Эльфы же, которые сильно пострадали от злобы Мелькора, прозвали его Морготом Бауглиром.

Кроме того, вместе с валарами в Арду пришли и менее могучие духи - майары. Среди них мало значительных представителей было, однако были некоторые, которых все знают:

Майрон - один из майа валара Аулэ. Сильнейший среди всех майар, присоединился к Морготу во время его бунта. Эльфы прозвали его Сауроном. Был самым верным и самым сильным среди всех подчиненных Моргота.

Балроги - те самые огненные демоны с огненными бичами, один из которых был показан в Братстве Кольца, которые тоже склонились перед Морготом. Вот и ответ на то, откуда они появились.

Точно также звали и предводителя всех балрогов - Готмог. Он был убит Эктелионом - великим воином среди эльфов, который ценой собственной жизни поборол Готмога. В честь Эктелиона был назван один из наместников Гондора - отец того самого Денетора из "Возвращения Короля".



Кстати, в этой же третьей части огромный таран называли "Гронд". Такое же название носил молот Моргота.

Истари - так назвали пять майар, которые были посланы уже в Третью Эпоху на помощь людям и эльфам в борьбе против Саурона. Они приняли форму старцев-волшебников. Да, их пять на самом деле. Хотя только в "Хоббите" мы узнаем, что существует третий. А те, кто внимательно играл в Shadow of Mordor, могли найти артефакт с фигуркой еще двух Истари.

Олорин - мудрейший из всех майар. Всегда сочувствовал Детям Илуватара и помогал им в трудный час, вселяя надежду, наставляя на верный путь и отгоняя темные мысли. Позже, эльфы назвали его Митрандиром, а люди Гендальфом. Кстати, Илуватар почти не вмешивается в дела Арды, однако он все же вернул Гендальфа к жизни, когда тот погиб, сражаясь с балрогом.

Курумо - сильнейший среди Истари, которого люди прозвали Саруманом. Был весьма мудр и хитер, имел познания в инженерии, обладал волшебным голосом, который мог уговорить практически каждого. Надо обладать очень сильной волей, чтобы не поддаться на его россказни.

Айвендил - он же Радагаст Бурый. Друг зверей и птиц, знаток трав и зелий. Саруман всегда недолюбливал его и называл "простаком". После событий "Хоббита" он бросил свою миссию по борьбе с Сауроном и его след теряется. Дальнейшая судьба неизвестна.

Алатар и Палландо - два синих мага. О них ничего неизвестно. Они отправились на Восток вместе с Саруманом, однако лишь последний вернулся назад. Возможно погибли в сражениях против сил зла, возможно сами переметнулись на темную сторону. Но больше о них никто ничего не слышал.

Унголиант - майар неизвестного происхождения. Она - порождение мрака, окружавшего Арду, но не ясно кто же ее создал. Имела вид огромного паука. Пожирательница света, одна из первых, кто склонился перед Мелькором. Считается, что от вечного голода она, в конце концов, сожрала саму себя.

Ее имя могло показаться вам знакомым, и так оно и есть. В "Возвращении Короля" был такой диалог между Гендальфом и Фарамиром:

Пипен: ты видел Фродо и Сэма?
Гендальф: где?
Фарамир: в Итилиэне, меньше двух дней назад. Они отправились в моргульскую долину.
Гендальф: через перевал Кирит Унгол?

Этот перевал назван так не зря, ведь в нем живет Шелоб - огромная паучиха, одна из потомства Унголианты. Кстати, судьба Шелоб также осталась неизвестной. После победы над Сауроном, ее не нашли в пещере. Вероятно, она успела сбежать.

Мелькор создал в Средиземье могучую крепость - Утумно. Оттуда он ударил по ничего не подозревающим валарам и разрушил их жилище. Так, валары ушли за великий океан и основали там свое владение Валинор. Именно туда отправляются в конце "Возвращения Короля" Фродо, Гендальф и эльфы.

И это все происходило еще до появления эльфов. И пока валары ждали прихода Детей Илуватара, Аулэ решил создать своих собственных детей и он создал гномов. Да, гномы - единственная раса в Средиземье, созданная не Илуватаром. Илуватар принял их, но лишь с тем условием, что они пробудятся лишь после прихода эльфов. Аулэ, зная, что к тому моменту Мелькор будет силен и будет война, сделал гномов сильными и выносливыми.

Когда же эльфы пришли в Арду, то Мелькор стал их отлавливать и в подземельях Утумно жестокостью и чарами он превратил их в орков. Тогда валары решили вернуть власть над Ардой и пошли войной на Мелькора и победили его. Его самого бросили в темницу, но множество его прислужников, в том числе и Саурон, смогли скрыться. Но по истечению нескольких веков Мелькора все же освободили ибо думали, что он раскаялся. Но Мелькор стал лишь злее и вынашивал планы по захвату Арды. Тем временем Феанор, один первых эльфов, создал великий артефакт - Сильмарилы - крупные камни, похожие на алмазы, не ясно из чего были созданы, но они крепче чего угодно и ничто не в силах их уничтожить. Мелькор сразу возжелал их себе и обманом и интригами он все же завладел ими. Он сделал себе железную корону и вставил в нее Сильмарилы и так и ходил с тех пор.


А помните камень Аркенстон из "Хоббита"? Так вот точно неизвестно, что это вообще за камень. Однако, судя по описанию, он очень похож на один из Сильмарилов и вполне может им являться.

В этот момент появляется Галадриэль. Если вы не знали, то она самый старший из всех персонажей "Хоббита" и трилогии Кольца, кроме показанных там майар. Она была из рода Феанора, который дал клятву, что пока его род не вернет Сильмарилы, не смогут они вернуться в священные земли валар. Одной ей хватило ума не дать клятву, и правильно - никто из рода Феанора так и не смог вернуть Сильмарилы. Даже больше - из-за учиненных родом Феанора войн и братоубийств они потеряли право на Сильмарилы. В последствии, один Сильмарил были выброшен в море, второй в пропасть, а третий камень остался у Эарендила - отца Элронда. Что стало с камнями дальше - неизвестно. Кстати, Эарендил был первым полуэльфом-получеловеком.

В конце-концов, эльфы и люди сокрушили Моргота в войне, которую назвали "Войной Гнева". Так закончилась Первая Эпоха. Его выгнали за пределы Мира в Безвременную Бездну. И когда он вернется - наступит час Последней Битвы и Новой Музыки.

Те люди, которые сражались на стороне валар после Войны Гнева получили в подарок остров Андор. Там они основали королевство Нуменор. Эльфы прозвали их "дунэдайн" - Королевский Род. Эти люди были более величественны и мудры и походили на эльфов, хотя и были смертны. Но их жизнь была более длинной, нежели у других людей, и болезни им были неведомы.

На этом кончается Сильмариллион. На это ушло 306 страниц книги. Разумеется, в книге написано куда больше об отдельных персонажах и их судьбе, но я описал лишь то, что имеет отношение к "Хоббиту" и Кольцу.

Но сама книга на этом не кончается.

Нуменорцы, которые поселились на острове Андор, воздвигли величественное королевство и стали очень могущественными. Однако, валары запретили им отплывать слишком далеко на Запад. Нуменорцы не понимали причины такого запрета, а Манвэ считал, что люди не должны превзойти пределы своего жребия, то есть смертности, и познать бессмертные земли и само бессмертие.

Тем временем, в Средиземье все еще жил самый верный слуга первого Темного Властелина Моргота - Саурон. Он испугался возможного наказания за свои деяния и отказался явиться в Валинор для суда. Он жаждал разрушить Бессмертные Земли Валинора и стать новым Темным Властелином. Он сумел ложью и обольщением заставить владык Нуменора возгордиться и пойти войной на Валинор для обретения бессмертия. На тот момент Саурон все еще мог принимать всевозможные образы, поэтому ему не составляло труда под видом благодетеля развращать чужие сердца.

Ослепленные жаждой власти и бессмертия, нуменорцы пошли войной на Валинор. Из-за этого поступка все валары сложили с себя полномочия хранителей Арды и мир был изменен: плоский мир стал шаром, остров Андор с королевством Нуменор пошли ко дну. Утонул с островом и Саурон, вернее его тело, и после этого он более не мог принимать благородные облики и навсегда остался в облике ужасного Темного Властелина. А правитель Нуменора и его войско были заключены в темницы до дня Последней Битвы.

Но род нуменорцев-долгожителей не был прерван. Еще до затопления Андора, с острова отплыл Элендил с сыновьями Исилдуром и Анарионом и прочими верными, которые не поддались обману Саурона. Они прибыли в Средиземье и основали там первое королевство на севере - Арнор. Чуть позже, Элендил с Анарионом основали королевство на юге - Гондор.

Саурон же, еще до падения Нуменора, обольстил эльфов Эрегиона, которые славились своими творениями, и благодаря подаренной мудрости Саурона, создали Кольца Власти. Саурон же создал знаменитое Единое Кольцо Всевластия, повелевающее всеми прочими.

Создателем колец был тот самый Келебримбор, который был в Shadow of Mordor. А вы думали этот персонаж был придуман лишь для игры?

И раздал Враг 7 колец гномам, 9 людям, а три кольца, самые могущественные кольца после Единого, он отдал эльфам, надеясь склонить их своей воле. Но гномы оказались слишком упрямы и не попали под власть Саурона и сгинули те кольца, а некоторые Враг сумел вернуть. Эльфы также не поддались искушениям колец и были те кольца отданы верным хранителям, которые не поддались бы воле колец и не стали их использовать:

Кольцо Нарья было отдано Гил-Галаду, верховному королю эльфов, тому самому, который вместе с Элендилом выступил в Последнем Союзе против Саурона. Гил-Галад передал Нарью Кирдану Корабелу, владыке Серой Гавани, а тот, в свою очередь передал его на хранение Гендальфу. Кстати, Кирдан Корабел был единственным известным эльфом, который носил бороду.

Кольцо Вилья Гил-Галад отдал Элронду и тот носил его все время.

Кольцо Нэнья осталось у Галадриэль.

После свержения Саурона кольца утратили свою силу и хранители трех эльфийских колец отплыли с ними в земли Валинора.

9 колец, отданные королям людей, как известно, превратили их в слуг Саурона ибо совратить людей было проще всего.

Но шли года, королевства Арнор и Гондор процветали под предводительством потомков Элендила. Однако, борьба за трон в Арноре привела к разделению единого королевства и сделала Арнор уязвимым. Примерно тогда на Арнор напало соседнее королевство Ангмар. Правил им ангмарский король-колдун - предводитель назгулов. Нападение было отбито и колдун бежал в Мордор, а его королевство пало. Тогда же глава эльфийского войска Ривенделла, Глорфиндел, сказал пророческие слова:

Он больше не вернется сюда. Ему ещё не судьба погибнуть. И падёт он не от руки мужа.

И все мы знаем от чьей руки пал предводитель назгулов.

Для тех, кто еще не понял кто такой ангмарский король-колдун:

В конечном счете, королевство Арнор распалось и перестало существовать. Осталось лишь королевство нуменорцев на юге - Гондор.

Позже, ангмарский король с войском захватил прекрасную крепость Минас Итиль и она стала называться Минас Моргул. Еще чуть позже он решил отомстить за свое поражение нуменорцам при битве в Арноре и вызвал на бой 34-го короля Гондора - Эарнула. Глава назгулов одолел короля и его утащили в Минас Моргул и что с ним стало дальше неизвестно. Таким образом династия королей прервалась и Гондором стала править династия наместников. И это продолжалось вплоть до вступления Арагорна на трон Гондора. А вы думали после смерти Исилдура династия королей прервалась? А вот и нет. Исилдур был последним королем Арнора и Гондора, но вовсе не последим королем дунэдайн.

На этом, собственно, все. Далее идут события, уже начиная с "Хоббита" и возвращения Саурона после казавшегося поражения в войне Последнего Союза, которые перетекают в события Властелина Колец. Если вы не читали Властелина Колец, то очень советую прочитать. Кроме массы изменений, в книге есть немало персонажей и событий, которые не были показаны в фильмах. Тот же Том Бомбадил - единственный, на кого не действовало Единое Кольцо. Или же война в Шире. Да, повествование вовсе не заканчивается победой над Сауроном и отплытием Фродо и КО в Валинор. Между этими событиями произошла еще одна небольшая война. Почитайте, не поленитесь.

Пару слов о Последней Битве, которую я упоминал здесь. Полную историю о ней Дж. Р. Р. Толкин не успел написать, однако существует ее краткое описание в виде пророчества Мандоса. Оно называется Дагор Дагорат. Можете найти и прочитать его в интернете. Эта история была вырезана из Сильмариллиона Кристофером Толкином, который заканчивал книгу после смерти отца.

Немного о цифрах: история от начала Сильмариллиона и вплоть до восхождения Арагорна на трон Гондора длилась более 12000 лет. Моргот был низвергнут за пределы Мира в 5590 году.

О возможности экранизации Сильмариллиона. В 2014 году Питера Джексона спросили, будет ли он экранизировать Сильмариллион, на что тот ответил, что Кристофер Толкин не продавал права на экранизацию Сильмариллиона. И это очень хорошо. Ведь учитывая все происходящее в этой книге, там все настолько фэнтезийное, что весь фильм получился бы просто одним сплошным куском компьютерной графики. Это нифига не круто. Мне куда больше нравится трилогия Кольца, чем "Хоббита". Вот несмотря на более современную графику при съемках Хоббита, слишком уж все там не натурально. В этом плане "Властелин Колец" смотрится намного лучше, да и настоящих декораций там больше, чем в "Хоббите". Ну и киноделы слишком уж извращают книги. Ведь в одного только "Хоббита" были добавлены Леголас и Тауриэль, которых нет в книге. Что можно еще ожидать от экранизации Сильмариллиона? Кстати, Джеймс МакЭвой сообщал, что хочет сыграть молодого Гендальфа в экранизации. И это очень странно. Ведь в самом Сильмариллионе Гендальф вообще не играет никакой роли. Он вообще там упоминается лишь один раз. Его история начинается именно с прибытия в Средиземье уже в облике старца. Откуда взяться молодому Олорину? Непонятно.

На этом все. Вот вам на прощание милая улыбка Глашатая Саурона:

Телеграфировать

Твитнуть

Вам понравилась эта статья?

Кто не знает Гендальфа Серого и Фродо Бэггинса? Очень многих увлекла и лишила покоя книга «Властелин колец». Эта фантастическая история, в которую хочется верить, в которой хочется поучаствовать. А всё почему? Потому что автор до мельчайших деталей описал мир, в котором происходят страшные, эпохальные события. Быт разных волшебных народов, их история, география, язык, легенды, даже костюмы, меню и вредные привычки. Толкин сделал этот мир осязаемым и зримым.

Мы со спокойным сердцем читаем «Кота в сапогах» и «Золушку», мы прекрасно понимаем, что это сказки, их выдумали, они условны. Но мир Толкиена не условен, он претендует на реальность. И всё же, что помогает этому миру ожить? Быть может, то, что Толкиен дал своему вымышленному миру нечто очень реальное… Он дал Средиземью Книгу. Описание истории Средиземья от создания мира. Книга, которая повествует о вечном благе и о зарождении зла. И по содержанию, и по стилю изложения книга напоминает Ветхий Завет.

«Хоббит» и «Властелин колец» прославили Толкиена как создателя «высокого фэнтези», однако сам автор считал своим главным литературным произведением - «Сильмариллион ».

«Сильмариллион » - это мифология Средиземья. У каждого народа на земле есть свои мифы и предания. В этих мифах есть дух народа: доисторический страх, образ лучшего (загробного, потустороннего) мира, представления о добре и зле, о героизме, о месте человека во вселенной.

Автор замыслил «Сильмариллион» как объяснение зарождения английской культуры, однако после это произведение оказалось более масштабным. В «Сильмариллионе» переплелись не только греческая, карело-финская и кельтская мифология, но и библейские истории о создании мира, о грехопадении и о скитаниях еврейского народа.

«Сильмариллион» начинается словами: «Был Эру, Единый, кого в Арде зовут Илуватар. Сначала он мыслью своей породил айнуров, Священных; и они были с ним, когда других созданий ещё не существовало». Кто такой Эру, где он был раньше, что Эру делал до того, как создал айнуров? Никто не знает и автор не считает нужным об этом сообщать. Что же пишет ученик Христа, Иоанн в Евангелие? Первые стихи Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть, и без него Ничего не начало быть, что начало быть». И снова, где было Слово прежде, что Оно творило или Оно прежде не творило? Трудно простому смертному описать Бога - вечного и безграничного. Что под силу человеку, так это взять конкретную точку отсчёта, например создание мира, и уже в режиме простого земного времени описывать события.

Кто же такие айнуры? Подхватив песнь Эру, они сотворили землю, приготовили её к появлению «детей Эру», то есть эльфов и людей. Так не извечные ли это стихии: вода, земля, воздух и огонь? Стихии, которые человек всю свою сознательную и бессознательную историю обожествляет и персонифицирует. В «Сильмариллионе » Толкиен наделяет эти стихии именами и характерами. Однако они все-таки остаются природными силами, которые Бог создал и задействовал в Своём творении: день первый - день и ночь; день второй - небо; день третий - земля и море и т. д.

Айнуры, спустившись на землю, обнаружили, что «всё было предначально и бесформенно - и повсюду царила тьма». В первых же стихах книги «Бытие» говорится: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Всем и каждому известна легенда о падшем ангеле. Всем, кто читал «Сильмариллион », известно, как возникло зло на земле. Возгордившийся и возжелавший власти Мелькор (к слову сказать, сильнейший из айнуров) стал перечить своему Создателю, искажать творение Эру и, конечно же, вредить земле и людям: «… и сделался бесстыдным лжецом». Не напоминает ли Мелькор падшего ангела, которого в Библии называют лжецом и отцом лжи, не устоявшим в истине.

И не стоит забывать о гордых людях. Позавидовав эльфам и пожелав бессмертия, люди отправились войной на Валинор - бессмертные земли. Не напоминает ли это тщеславное желание рода людского построить башню до небес. В «Сильмариллионе » на защиту Валинора встаёт сам создатель - Эру, в библейской истории в дело вмешивается Господь и разделяет человеческие языки, чтобы расстроить их амбициозные планы.

Можно найти немало сходных сюжетов между Библией и «Сильмариллионом» . Волшебный мир Средиземья описан автором от его сотворения. Толкиен даёт своему миру историю, моральный закон, книгу, показывающую добро и зло. Толкиен предоставляет своим героям свободу выбора. Герои знают историю и знают закон, они вольны выбирать свой путь в Средиземье, как человек волен выбирать свой путь на земле. Такая волшебная история выходит за рамки обычной сказки и претендует по меньшей мере на иносказательное описание реальности.

Признаться честно, меня очень сильно раздражают ситуации, когда некто прочтет какую-нибудь книгу, проникнется в ней изложенным до глубины души и заявляет, что тот, кто эту книгу читать не будет, тот хуже самого Митрофанушки и вообще достоин полного презрения до тех пор, пока огненно-кровавые буквы МАСТРИД, проступившие в полночь на потолке его спальни, не будут удалены посредством прочтения незабвенного шедевра...

Поэтому я не буду никого побуждать читать «Сильмариллион», расписывая его достоинства и превознося Толкиена вплоть до объявления зеркалом русской революции, любимым учеником Рабиндраната Тагора и еще кем-нибудь таким, забронзовевшим уже до того, как почитателям взбрело в голову собирать деньги на памятник...

И не узнают никогда, что именно происходит во «Властелине Колец», и не ощутят на вкус всю горечь мира, из которого постепенно уходит вера в чудо.

Пусть «Сильмариллион» никогда не послужит для них мостиком в мир эпоса уже не измышленного из умной профессорской головы, а того, который измыслили люди диковатые и суеверные, верившие в сверхъестественные силы, не знавшие о существовании вирусов и подсознания, не читавшие Бегбедера, что, однако, не помешало им сотворить современный мир и вырастить древо мифологии, под корнями которого рылось в поисках съестного не одно поколение существ более утонченных и рациональных...

Пусть они избегнут участи пролить слезу над судьбой Турина Турамбара...

Пусть не бередят нервы историей любви Берена и Лютиэн...

Пусть бегут от действительности, минуя Средиземье...

Оценка: 10

Надеюсь, что прав Дэн Симмонс, и талант может воплотить фантазию в материальный облик, и где-то есть Средиземье, где мирно и зажиточно живут в своем Шире хоббиты, где по-прежнему вздымаются гордые башни Минас-Тирита, и наследники Великого Короля Арагорна мудро правят своей землей, работают в своих подземельях потомки Гимли, украшая залы Казад Дума, а по тенистым лесам бродят последние эльфы, не в силах расстаться с красотой смертных земель.

Надеюсь, есть где-то небеса, на которых каждый день всходит Эарендил - любимая звезда эльфов, последний Сильмарилл, посланный освещать земли людей, столько пожертвовавших ради его вызволения из рук врага.

У меня всегда вызывал неподдельное уважение и восхищение тот гигантский труд, который проделал Мастер, создавая для нас Средиземье и его героев. Поэтому и привлекает нас этот мир - живой и достоверный: не просто детально описанный, а имеющий свою многовековую историю, легенды, которые можно рассказывать у походных костров, песни, которые предназначены для покоев лордов или хмельных кабачков, и даже сказки, необходимые малым детям. Из них рождается непрерывная нить: культура, верования, философия, которые ведут именно к такому, а не иному финалу Войны за Кольцо.

Да, это набор легенд, рассказов, мифов, расположенных в хронологическом порядке, охватывающих даже не века - целые эпохи. История Средиземья и его народов, со всеми бесплодными победами и сокрушительными поражениями, непрерывная тропинка, ведущая к событиям «Хоббита» и «Властелина Колец» через времена и судьбы.

Но, где Вы, скажите мне, еще узнаете, кто такие и откуда пришли Гэндальф, Саруман и Радагаст, почему Арвен пришлось выбирать между бессмертием и любовью и отчего разошлись пути гномов и эльфов, да так, что прошли тысячи лет, прежде чем Гимли и Леголас смогли сблизить эти народы. Да и, вообще, кто такой этот Властелин Колец, о котором в книге, названной его именем, ничего так и не сказано! А ведь есть в «Сильмариллионе» еще и чудесные легенды - романтические, героические, трагические: замечательная сказка о бессмертной любви Берена и Лучиэнь, кровавая драма Феонора и его сыновей и рассказ о череде предательств в скрытом от глаз королевстве Гандолин. И полная трагизма и безнадежности, героическая легенда о детях Хурина. Их десятки и десятки - готовых сюжетов, которые могли бы стать отдельными, не менее значимыми, чем «Властелин Колец», романами.

Так, что мой Вам совет: если хотите не просто читать «Хоббита» или «Властелина Колец», как обычные фэнтезийные книги, а прожить события вместе с героями, разделяя их тайные и явные мотивы и устремления, воспоминания о событиях и людях - прочитайте «Сильмариллион» и узнайте, как все начиналось, когда профессор Толкиен задумался, почему и зачем «сияющий ангел Эарендел был послан к людям в Срединный Мир».

Оценка: 9

В вольном пересказе это произведение будет выглядеть примерно так:

У Мелькора не было музыкального слуха.

Вследствие этого появились орки, тролли, балроги, дракон Глаурунг, крепость Ангбанд и много чего еще.

Колесо истории запрыгало по ухабам времени, и население Арды стало учиться на собственном опыте.

Феанор выучился делать сильмариллы (но разучился, а то бы сейчас их у каждого было бы по штуке).

Все усвоили, что когда дело доходит до дележки кораблей, эльфы бьют друг друга так, что и орки обзавидуются.

Мелькор усвоил, что обращение с артефактами требует соблюдения правил техники безопасности.

Тингол усвоил, что влюбленная дочка все равно сделает по-своему.

Берен усвоил, что нечего размахивать руками перед мордой чудовища, когда у тебя есть меч.

Гора Горгорот усвоила, что питание одними сильмариллами вредно для желудка.

Турин Туромбар усвоил (посмертно), что к каждой встреченной женщине нужно относиться, как к матери или сестре.

В политику вступил Саруман – и все усвоили, что красноречие иногда бывает хуже мировой войны.

Саурону надоело менять кадры, и он создал назгулов. Все тут же усвоили, что кадры нужно менять своевременно.

А Мелькор теперь поет в местах, где его никто не слышит – и все довольны. Вот так вот.

Эволюция, мать твою-у-уу…

Высокие эльфы посмотрели на все свысока и отвернулись.

А Мелькор теперь поет в местах, где его никто не слышит – и все довольны.

Оценка: нет

Очень непростое произведение. Результат многолетнего труда Толкиена, который автор, увы, так и не успел полностью завершить. Грандиозность поставленной задачи поражает - не просто придумать новый мир, но и создать его мифологию и историю за тысячу лет. Читается Сильмариллион нелегко, но здесь читателю стоит сделать над собой усилие, и ему откроются удивительные тайны Средиземья. Впечатлили величественные картины творения, поразила удивительная легенда о создании Сильмариллов. А дальше пошла история борьбы Добра со Злом, борьбы тяжелой и неудачной. В этой борьбе смешались мужество и трусость, верность и предательство, дружба и гордыня. И, несмотря на героические усилия Добра, поражение следует за поражением, а Зло кажется могущественным и совершенно неодолимым. И только любовь, удивительная и невозможная оказалась сильнее Зла! Сильмариллион не оставит внимательного читателя равнодушным, а многие эпизоды книги заставляют серьезно задуматься. Когда-нибудь я обязательно перечитаю эту книгу.

Оценка: 9

Писать о Силмариллионе трудно. Сухой, сжатый язык повествования заметно усложняет чтение, количество имен и названий сшибает с ног.

Сильм – книга для поклонников творчества Толкина. Для тех, кто желал узнать больше о мастерстве Феанора, о появлении эльдар в Средиземье, об истории Предначальной Эпохи. Для тех, кто, еще будучи ребенком, желал узнать хоть что-то об упомянутом мельком в «Хоббите» королевстве Гондолин…

Сильм – книга трудная. Он требует от читателя немалой работы: в него надо вживатся, о нем надо думать. И когда приходит понимание, что между двумя страницами проходят подчас века, поневоле начинаешь вчитываться в строчки, так как каждая – на вес золота в истории мира.

Сухие строчки похожи на рамы для витража. Они лишь очерчивают общий узор повествования, поиском стекол приходится заниматься самому. Их много: «Дети Хурина», «Беседы Финрода и Андрет», «Ле о Лейтиан».. В них оживают, обретают дыхание второстепенные герои, повествование обретает цвет и глубину. Иные истории дописывает фэндом, некоторые приходится додумывать самому. Да, Сильмариллион – книга не для всех; это – лакмусовая бумажка для толкинистов.))

С Сильмом «Властелин Колец» обретает большую глубину. Линии повествования уходят в глубь веков. И вдруг понимаешь, что древняя и мудрая Галадриель – это та самая воинственная Нэрвен, юная принцесса нолдор, что стояла рядом с Феанаро в день гибели Древ, горя желанием покинуть Благословенную Землю. А свет вечерней Звезды в фиале невысокликов – отблеск сияния Сильмарилла,чей свет несет в себе память угасшего света Запада…

Оценка: 10

Профессор филологии Джон Рональд Руэл Толкиен был весьма необычным человеком. Конечно, люди науки имеют разные причуды. Дмитрий Менделеев чемоданы шил. Исаак Ньютон толковал Апокалипсис. Павел Виноградов увлекался политикой. А Толкиен имел другое, может быть, не такое заметное, но, может быть, более глубокое увлечение - всю жизнь он творил Мир.

Всё исходит из любви Толкиена к языкам, к древнему эпосу. Он сотворил языки - и начал искать для них подходящую оправу. Но Средиземье Вк и тем паче «Хоббита» не слишком годилось для этого. ВК - это скорее эпоха героическая, вернее сказать, «историческая», вроде той небезызвестной песни, где на одной доске поставлены вполне реальные Зигфрид и царь Этцель. Нужно было нечто иное, что-то, отражающее легендарную мифологическо-героическую эпоху Средиземья. Так возник «Квента Сильмариллион».

Многие, очень многие считают, что произведение осталось незаконченным. Бытует мнение, что перед нами - просто сырая заготовка будущего романа или эпоса, который сын Кристофер по неведомому нам скудоумию выдаёт за полноценный роман. Но вряд ли это так. «Сильмариллион» - цельное, законченное, я бы сказал, монолитное произведение, эдакий «псевдоэпос», в хорошем смысле.

Конечно же, стилизация. Но никто из современных авторов, ни один из них не смог создать настолько глубоко проработанной мифологии мира, и при этом создать иллюзию глубокой древности того текста, который несёт её в себе. Причём сделано это настолько блестяще, что остаётся только руками развести и ещё раз поразится писательскому и учёному дарованию Профессора. Создавая этот эпос, он расставил в нём акценты несколько по иному, чем в ВК.

Не будем долго говорить о музыке Айнур (уже авторская индивидуальность!), об устроении Средиземья. Всё это дань первым главам «Книги Бытия», «Прорицанию Вёльвы», «Калевале». Здесь дело в ином. Если эльфы в ВК - это либо шустрые, добрые и беззаботные фэйри, либо статные и могучие, пропитанные Добром и Светом витязи, то в «Сильмариллионе» эльфы нам предстают одержимыми нешуточными страстями и переживаниями существами. Это уже не воплощение идеальных черт человечества - это, несмотря на явную гиперболизированность изложения, вполне живые и яркие существа. Они способны на подлость, на предательство, эльфы с одинаковой силой любят и ненавидят, исписывают отчаяние, умирают просто от тоски. Они - рыцари, «пассионарии» своего племени, звездоокие воители с печатью рока. Все эльфийские короли всегда понимали, что война с Морготом-Мелькором обречена на провал, но всё равно твёрдо стояли на своих рубежах - просто потому, что не могли иначе.

Да, это эпос. Совершенно уникальный, синкретический текст, умещающий в себе всё наследие мировоззрения Толкиена. в котором причудливо сплелись католические догмы и любовь к суровому северному языческому эпосу. Там нет места юмору, как в ВК, нет места «маленькому человеку» - это книга об эпохе сильных и обречённых. В любом случае, тот, кто захочет прочитать «Сильмариллион» - он возьмёт его, и восхититься. А многим и не стоит - слишком своеобразно.

Оценка: 9

Благовейный трепет испытываешь уже лишь открыв эту книгу, когда взору предстают контуры Белерианда с его звонкими и певучими названиями: Эред Луин, Дориат, Гондолин, Нарготронд... Словно к священному менгриру, невольно хочется прикоснуться к ним, чтобы перенять хотя бы частицу той, заключенной в них, первородной силы и красоты.

Оживающие под пером профессора Толкина легенды здесь струятся подобно величественным водам Сириона или Гелиона, и вдохновением, отвагой, ненавистью, смертью и любовью пронизаны все строки этого величественного и прекрасного произведения. Что бы не творилось на страницах «Сильмариллиона» - все затмевает страсть, ею, как Музыкой Айнуров, пронизано всё вокруг, и нигде более не встретить таких закатов и рассветов, нигде не услышать таких чарующих песен, не увидеть эльфийских танцев под серебряным светом Изиль. И всё представленное, звучащее поэзией, множество имён, мест, преданий с завораживающей чуткостью постепенно сплетается в линии отдельных создвездий, чтобы, в итоге, предстать в едином грандиозном узоре Вселенной.

Очень важно читать «Силльмарион» не отрываясь, дабы не потерять его завораживающий ритм, не сбиться с пути и не остаться навечно среди мрачных ущелий Эред Горгората - пожалуй, это единственное, что можно посоветовать. Это - чуткая книга, и ей необходим такой же читатель (не стоит и помышлять читать «Силльмарион» «между делом»), но взамен она предлагает непревзойдённо «проработанный» мир, поражающий своим размахом и глубиной мифологии.

Так пусть же дивные, волшебные строки уведут нас, бессловесных свидетелей тех эонов, уведут куда-то далеко-далеко - туда, где в Небесных Морях чистым светом сияет Эарендил...

Оценка: 10

Этот труд Профессора, скорей всего, был не был предназначен для публикации. Доказательством стало то, что он так и не вышел при его жизни. Мы получили возможность с ним познакомиться благодаря сыну Толкина.

Что же собой представляет эта книга?

Её действие охватывает огромный промежуток времени в придуманном Профессором мире. Она повествует о событиях от начала сотворения Арды и до исхода Эльдар. Это попытка построить целый мир, сделанная в форме изложения его мифологии. И надо сказать - цель достигнута полностью. Сразу видно, что построение и детализация мира - то, чему было отдано множество времени и во что была вложена душа Профессора.

Чтоб понять величие замысла и его творца, попытайтесь сравнить данную мифологию с мифологическими системами разных народов нашей цивилизации. Исследователи собирали, записывали, систематизировали эти мифы на протяжении долгих лет. Но ведь мифология - плод народного творчества многих поколений людей, а Профессор решил создать нечто подобное единолично. Конечно, в мифологии Арды видны отголоски в первую очередь кельтской мифологии, есть и мотивы мифологии христианской (падение Мелькора). Вообще говоря, это - синтез мифологических представлений многих народов и авторского вымысла. Но на мой взгляд картина мира получилась очень полной и продуманной. Я не нахожу аналогов ни у кого из других авторов.

Основная часть книги отдана собственно истории о Сильмарилях - величайшей драгоценности Арда, когда либо сотворённой младшими детьми Илуватара. Все события Квенты Сильмирильон так или иначе связаны логической цепочкой с ними. Они послужили окончательной причиной падения Мелькора, они привели к обилию бед и горестей в этом мире и появлению зла, навсегда укоренившегося в душах многих обитателей Арды. Их история трагична. Они так и не принесли радости ни своему создателю, ни тому, кто ими завладел после, и даже в конце Квенты, уже после окончательной, казалось, победы над Тьмой, из-за них снова случилось предательство и смерть, а сами камни так и не достались никому. Гордыня, страх, убийство - вот то, что породили они.

Квенте предшествуют история о создании мира и рассказ о валар и майяр - тех, кто был создан до рождения Арда. Это рассказ о пантеоне мира, придуманного Профессором.

После же неё - история о величии и падении избранных людей, Друзей Эльфов, тех, сердца большинства которых всё же склонились ко злу, посеянному в мире.

И наконец история о Кольцах, с ключевыми моментами которой нас знакомят самые знаменитые книги Профессора.

Я вполне допускаю, что эта книга заинтересует далеко не всех читателей. Всё же это - сборник мифов, что охватывает множество эпох и персонажей. Но после её прочтения на «Властелина» и «Хоббита» смотришь немного иначе, чем раньше. Они становятся более понятны и близки от того, что понимаешь, КАКАЯ история ими заканчивается.

Оценка: 10

Я не знаю, какие найти слова, чтобы точно описать свои эмоции и свой восторг по поводу этого Произведения. Это более чем великолепно и гениально;

эта книга вызывает полное погружение в мир Арды. Это - яркое ощущение чего-то чистого, светлого, неиспорченного, как глоток холодного свежего воздуха, от которого мозг очищается от всего наносного и мелкого.

Эта книга учит нас также внимательнее присматриваться к окружающему миру, природе, и находить прекрасное даже в том, что успело примелькаться нам за нашу жизнь.

И наконец, это тщательно и с величайшей любовью прописанный фэнтезийный мир, герои которого практически представляются визуально.

Замечательно прописаны также причинно-следственные связи; т.е. ни одно событие не происходит просто так, оно обязательно имело предысторию, объясняющую, почему произошло так а не иначе.

Я каетгорически не согласна с теми, кто считает эту книгу «нудной». Просто в нее можно погрузится не в любой момент, а только если ритм и частота колебаний души читателя совпали с частотой колебаний произведения, и «двери восприятия открыты» (с). Так было в данный момент у меня; а у кого то другого они могли просто не совпасть в момент прочтения, вот и «не пошло».

Что касается меня, то я теперь наверное уже абсолютно точно останусь поклонником исключительно трех авторов в фэнтези навсегда; и уж точно плохо среагирую на какое либо искажение мира Профессора.

И последнее: я влюблена в Феанора!:pray::pray:

Оценка: 10

Собственно это даже не рецензия, а просто рекомендация читателям, которые только собираются читать «Сильмариллион» или же так и не прочли его до конца, исходя из собственного опыта, как правильно читать «Сильм»:)

Стыдно признаться человеку, гордо называющему себя толкинистом, что «Сильмариллион», открытый в первый раз, был закрыт и оставлен недочитанным буквально через пару глав. Каюсь, именно так все и случилось. Ну уж слишком скучно и сложно было продираться через дебри замыслов валар, и все эти бесконечные дома эльфов.

Вторая попытка была мною совершена через пару месяцев, когда я с мамой поехала на отдых. Специально взяла с собой только «Сильмариллион», чтобы не соблазниться в поезде или на пляже другой книгой. И, это сработало! Оказывается, нужно было потерпеть первые главы, а дальше начинались великолепные рассказы и легенды, которые так приятно читать по вечерам, наслаждаясь красивым видом. Стоит ли говорить, что книга была прочитана мною очень быстро, чему я право удивилась:)

Еще через год, раздосадованная познаниями людей в толкинистких пабликах о всех родословных эльфов и заинтересованная, кто же такие все эти Маэдросы, Финголфины и т.д. я начала читать «Сильмариллион» в третий раз, вооружившись карандашом и блокнотом. И как оказалось читать Сильм можно с удовольствием, приятно проводя время за рисованием родословных. Ух, обожаю составлять все эти таблички, карты и генеалогии! И теперь я наконец-то в теме всех шуток, а то я все удивлялась, почему Феанора вечно называют «лучшим папочкой»:)

Теперь я собираюсь читать это произведение и в четвертый раз, а там глядишь в...дцатый, а неизвестными именами меня уже не испугаешь, я уже познакомилась и завела дружбу со всеми персонажами, и некоторые даже стали горячо любимыми:) Да, да, Финрод, это про тебя!:)

Оценка: 10

Наверное многие согласятся, что Толкин придумал (так и хочется сказать, что не придумал, а просто записал) самый лучший фэнтезийный мир за всю историю человечества. По большому счету, вся фэнтезийная литература идет от него. Мир Средиземья продуман во все стороны. Продумана его история, если я не ошибаюсь, примерно на 10 000 лет назад от Войны Кольца (возраст Галадриэль во время, описанное в ВК - около 7 000 лет!). Причем эту историю Толкин с любовью сочинял почти всю жизнь с 10-х годов 20-го века по 1973 год), описывая все тонкости этого Мира и держа в уме многочисленные родословные эльфов, людей, гномов, хоббитов и даже орлов Средиземья. Кроме того необъятен мир «создателей» этого Мира, его демиургов: валаров - старших богов и майаров - младших (к последним, как мы знаем, принадлежит и Гэндальф, именуемый в Валиноре Олорином, и другие истари, которых в Средиземье прозвали «магами», «волшебниками»; среди майаров - и Саурон, повторивший путь своего господина Мелькора-Моргота; и Мелиан, что числится в предках и у Арагорна и у Элронда; и балроги - в незапамятные времена предавшиеся злу за какие-то дары от Мелькора; и даже «паучиха» Шелоб и Том Бомбадил...) Валары обустраивали Мир для детей Единого бога: эльфов и людей, а вот Мелькор тоже «творил»: орки, тролли, драконы, всевозможные «лихие твари» типа Дядьки Ивы и пауков Лихолесья - это его «дела» (за что Мелькор и поплатился - созидать живые существа можно было только Эру Единому, хотя еще один из валаров, Ауле, причастен к созданию гномов). Валары или Единый постоянно были в курсе дел Средиземья и помогали, чем могли, например отправили в небытие Нуменор, когда его правители обратились ко злу или отправили в Третью эпоху истари, чтобы противостоять Саурону (по могуществу они одинаковы: Саурон и «маги» принадлежат к одному «народу» майаров, но открыто вызывать Саурона на бой они не имели права, только побуждать все существа доброй воли на борьбу с ним; кстати, именно поэтому Гэндальф победил балрога, ведь он не простой человек преклонного возраста, а майар, как собственно и балрог.)

В общем Толкин создал мир, его историю, придумал правила, по которым он существует и Мир получил объем, непревзойденный еще ни кем из фантастов. Поэтому ВК и «Сильмариллион» интересно читать, обсуждать и возвращаться к нему вновь и вновь (и много вопросов и загадок, но без них плохо, читатель тоже должен «трудиться»), а например «Гарри Поттера» мне лично читать неинтересно, у Роулинг нет того объема, как нет и у других авторов!

А после Войны Кольца эта история странным образом перетекает в нашу реальную историю, ведь эльфы уходят в Благословенные Земли (Рай?; хоббиты тоже туда уходят, то есть может быть они умерли, еще одна загадка; а вот то, что туда уходит и Гэндальф - понятно, он дух или бог этого Мира). Орки разгромлены, о гномах легенды Четвертой эпохи молчат (один из них тоже уплыл на Запад), Мир остается Людям и это уже наша история...

Хочется верить, что в прошлом у нас (где-то в черных дырах истории) было такое вот Средиземье. До боли в сердце хочется верить!!!

Оценка: 10

Бивисонепрожевательный, местами заунывный и ужасающе мрачный, иногда занудный, иногда воспаряющий ввысь на светлых крыльях, документальный по ощущениям эпос, подбивающий итог всему творчеству Толкиена. Мерило вашей толкиенутости и общего развития: осилите почти четыреста страниц мрачных легенд и сказаний в огромных тяжелых абзацах, набранных убористым шрифтом, или нет? (Осилите, тогда, может, и до «Старшей Эдды» с Гильгамешем доберетесь, о метаистории задумаетесь и узнаете мимоходом, что пса Гарма и Гнипахеллир не Перумов придумал:biggrin:) Сколько людей, прочитавших ВК запоем, споткнулись на суровом и недружелюбном Сильме, этом растянутом прологе ВК? (Тс-с-с! Легион!) Что, и вы не осилили? Н-да, снова в первый класс, за одну парту с Сальваторе и Перумовым! Когда поумнеете, вернетесь. Впрочем, поумнеете ли? Расслабьтесь, попсятники, вам налево, в кислотно раскрашенную дверь с надписью «Современный фэнтези-боевик». А ведь в «Сильмариллионе» есть и война, и предательство, и история любви... Турин Турамбар, Берен и Лучиэнь... Любовь... светлая такая, без современных извратов. Старомодная. :frown:

Оценка: 10

ДА!!! В смысле согласен со всеми (почти) уже имеющимися и большинством будущих отзывов!

Для тех, кто не влюбился в Средиземье до желания жить в нем, это произведение - кромешный ад из непроизносимых (особенно с правильно расставленными ударениями) имен собственных, перемешанных в сбивчивом и слегка непоследовательном повествованием об истории Средиземья (как оно было, пока не началось:), но с другой стороны - для тех, кто относится к погружающимся с головой в жизнь мира, описываемого во «Властелине Колец», это произведение необходимо так же, как запас воздуха ныряльщику чтобы продолжить погружение!

ИМХО Если Вы (читающие эти строки дабы узнать стоит или нет тратить свое время - а зачем еще их тогда читать?) не фанат, то можете смело проигнорировать данное произведение, дабы не разочаровываться в прочитанном до него. Но если Вы горите желанием продолжить жить в созданном автором мире, то не стоит брать в руки меч и уходить в Брянские леса (ибо пришедший к нам с мечем - от меча да погибнет! (с) А. Невский), а тем паче читать всяческих подражателей и последователей (в т.ч. Перумова) - лучше наберитесь терпения и плюньте на ударения, - Сильмариллион ждет именно Вас!

“Сильмариллион” на данном грандиозном полотне, на котором мы наблюдаем и общеизвестную трилогию “Властелина Колец”, и самостоятельного “Хоббита”, и великое множество иных малоизвестных творений, - таких как “Дети Хурина”, например, - да незавершённых произведений, является как таковой Библей этого мира. Беря за основу своих фэнтези-реалий нордические предания, легенды народов севера, библейские сюжеты и сплетая всё это в, так сказать, один “узел”, притом отменно обвязывая его нитями своих фантастичных измышлений, Джон сотворил оригинальный и непостижимый мир, ключом к понимаю масштабов которого является как-раз-таки “Сильмариллион”. Данная книга – это, да, тяжелое чтиво, ибо очень часто придётся смотреть на последние страницы книги и выискивать в словарях понятий и прочего названия, имена и так далее и так далее. Но для фаната мира Арды – это нечто, что не просто заинтересует, но и просто до невозможности поработит, ибо, так как сам являюсь непомерным обожателем сего фэнтези-мира, могу однозначно утвердить, что эту книгу если нужно читать, то читать сразу и полностью. Желательно без перерывов или же с крайне небольшими их промежутками: дабы ничего не забыть; дабы уследить за всей историей с первой песни, которую исполняли Иллуватару, до битвы валларов против Моргота; дабы по несколько раз не вспоминать ранее виденные и выученные понятия. Да, это необыкновенно тяжело, потому я даже не знаю, как мне рассматривать эту книгу в контексте обычного читателя.

Как ценитель и почитатель творчество профессора Толкина, - который, по известной легенде, создал не языки народов для своего мира, а, так как был лингвистом, мир для выдуманных собой языков, - я однозначно ставлю “Сильмариллиону” высший бал и призываю всех любителей и фанатов сей вселенной срочно прочесть данное произведение, коль доселе это не было сделано. Обыкновенному читателю я, всё-таки на свой страх и риск, украдкой порекомендую данное чтиво, заверив в том, что таким образом он вступает на путь, ведущей к невероятно огромному и красиво миру, полному приключений, переживаний и новых историй, которыми так хочется наполнить собственную жизнь каждому из нас.

Отзыв на повесть «Акаллабет»:

Как Библия слагается из множеств и множеств историй да преданий, так и целостный рассказ о камнях Сильмарилах да событиях, что случились после их упокоения на небесах, огне и воде, который представляет из себя как таковой священный текст Арды, также разделён на отдельные равные по важности и по искусности написания составляющие. «Акаллабет» – один из таковых.

Нравоучительная история о возвышении людской гордыни над разумом, о гибельности нашей алчной натуры. Повесть, что своим содержанием являет пред читателем аллюзию на события как былой древности, так и сегодняшних дней, лишь бы в сих событиях был человек... Нельзя рассматривать данный текст как самостоятельное произведение. Это как таковая часть «мозаики», непостижимо огромной, в собранном виде которая представляет собой нечто грандиозное и несоизмеримое. «Акаллабет» – это сентенциозная легенда мира профессора Толкина, которую обязательно следует прочесть после ознакомления с историей о трёх камнях; то есть после «Сильмариллиона», ибо как часть фабулы сей вселенной – беспрекословное важное, поучительное и незаменимое сказание.

Отзыв на повесть «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе»:

Что особенно примечательно и привлекательно, особенно для обычного читателя, так это та деталь, без которой нельзя рассматривать данное произведение: пусть оно и является частью сказания «Сильмариллион», но, в отличие от подобного сей повести «Акаллабета», этот сказ – самостоятелен. То есть его можно читать и как нечто обособленное, сродни легенде о Ное в отстранении от Библии. То есть, несмотря на то, что рассказ «О Кольцах Власти...» являет из себя однозначную часть древних преданий Арды, среди которых главенствующее – это «Сильмариллион», он так же способен восприниматься и как что-то самобытное, не требующее какой-либо подноготной. Хотя как фанат я ни в коем случае не могу отделить сие произведение от иного безмерно масштабного полотна, на котором мы лицезрим историю того Средиземья, которое знаем и любит, и которое в конечном итоге нам в краткой форме профессор Толкин «обрисовывает» как-раз-таки в данном тексте, что непременно будет вознесен ценителем творчества данного великого британца, а обыденному читателю представиться как интересная и занятная интерпретация былых реалий нашего мира, из которого драматически и возвышенно уплыли среди звезд эльфы.