Тургенев первая любовь тема.

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических произведений русской классической литературы. Написана она была в 1860 году, когда писателю исполнилось 42 года и он осмысливал свое прошлое с высоты прожитых лет.

Произведение состоит из 20 глав, в которых от первого лица идет последовательное изложение воспоминаний главного героя о его юности. Начинается же повесть с пролога – предыстории воспоминаний. Все тот же главный герой – Владимир Петрович, будучи уже в возрасте, находится в компании, где все рассказывают друг другу о своей первой любви. Он отказывается от устного изложения своей необычной истории и обещает приятелям, что напишет ее и прочитает при следующей встрече. Что и выполняет. Далее идет сам рассказ.

Несмотря на то, что герои, как и в других произведениях Тургенева, имеют вымышленные имена, современники писателя сразу же узнали в них реальных людей: самого Ивана Сергеевича, его мать, отца и объект его первой страстной и неразделенной любви. В повести это княжна Зинаида Александровна Засекина, в жизни – Екатерина Львовна Шаховская.

Отец Ивана Сергеевича Тургенева женился не по любви, что впоследствии сказалось на его семейной жизни с супругой. Она была намного старше его, крепко стояла на ногах, самостоятельно занимаясь хозяйством в усадьбе. Муж жил, как хотел, и мало касался каких-либо семейных вопросов. Был хорош собой, обаятелен и популярен в глазах дам.

В повести мы также встречаем семейную пару, где жена старше мужа и живет в постоянной трудно скрываемой раздражительности из-за отсутствия внимания со стороны супруга. В образе их сына Владимира мы узнаем юного Тургенева. Застаем мы его в тот момент, когда он готовится к экзаменам для поступления в университет на даче в Подмосковье. Мысли героя далеки от учебы, молодая кровь будоражит воображение и будит фантазии о прекрасных незнакомках. Вскоре он действительно встречает незнакомку – соседку по даче княжну Засекину. Это настоящая красавица, девушка редкого обаяния и своеобразного – магнетического характера.

На момент встречи с главным героем она уже окружена множеством поклонников, забавляется общением с ними и своей властью над каждым. Вовлекает в свой круг и Володю. Он страстно влюбляется, позабыв о книгах, учебе и прогулках по окрестностям и оказывается полностью привязанным к возлюбленной.

Много страниц в повести посвящено изображению бурных и постоянно меняющихся переживаний юноши. И чаще он счастлив, несмотря на капризное и насмешливое поведение Зинаиды. Но за всем этим чувствуется нарастающая тревога. Герой понимает, что у девушки есть своя тайная жизнь и любовь к неизвестному лицу.

Как только читатель вместе с главным героем начинает догадываться, в кого влюблена Зинаида, тон повествования меняется. На поверхность выходит совсем другой уровень понимания слова “любовь”. Чувства девушки к отцу Володи Петру Васильевичу в сравнении с романтической страстью юноши оказываются глубже, серьезнее и пронзительнее. И Володю озаряет догадка, что это и есть настоящая любовь. Здесь угадывается позиция автора: первая любовь бывает разной, и та, которой невозможно дать объяснения, и есть настоящая.

Для понимания этой проблемы важна сцена ближе к финалу повести: юноша случайно становится свидетелем тайного разговора между его отцом и Зинаидой, происходящего уже после их расставания. Петр Васильевич вдруг ударяет руку девушки хлыстом, а она с выражением покорности и преданности подносят к губам заалевший след от удара. Увиденное потрясает Володю. Через некоторое время после произошедшего отец героя умирает от удара. Зинаида Засекина выходит замуж за другого человека и умирает спустя четыре года при родах.

Поразительно, что в сердце героя не было обиды на его отца и девушку. Он осознает, как величественна и необъяснимо сильна та любовь, которая была между ними.

Биографы Тургенева доказали, что все описанные в повести события точно так же происходили и с ее прототипами. Многие современники осуждали писателя за откровенную демонстрацию на страницах повести семейных тайн. Но писатель не считал, что делает что-то предосудительное. Напротив, ему казалось крайне важным пережить заново и художественно переосмыслить то, что произошло с ним в юности и повлияло на него как на творческую личность. Изображение красоты, сложности и многогранности чувства первой любви – то, к чему стремился писатель.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...
  2. Эта картина была написана Тицианом на заказ Николо Аурелио, представителя одной из наиболее влиятельных венецианский семей по случаю его бракосочетания....
  3. Стихотворение в прозе «Довольный человек» записано на полях рядом со стихотворением «Услышишь суд глупца» и на одном листе со стихотворением...
  4. Популярно Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение...

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».

Фокеев Никита

Работа анализирует содержание 16 главы повести И.С.Тургенева "Первая любовь" и определяет ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение. Постановка цели……………………………….2
  2. Анализ эпизода…………………………………………….3
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Литература…………………………………………………7

I.Введение. Постановка цели .

Любовь… Что это? Стрела Эрота, которая пронзает человеческий разум и сводит с ума? Проделки богини любви Афродиты? А может, это награда человечеству за все созданное им? Или наказанье за нарушение святых заповедей Бога? Тысячи философов за все существование человеческого рода бились и будут биться над этой загадкой, потому что каждый человек мира хоть раз любил. И каждый по-своему. Те люди, которые любят всей душой, искренне, самозабвенно, отдаваясь полностью во власть чувства, рождены стать творцами. Одним из таких творцов был Иван Сергеевич Тургенев. Этот известный человек поражал и поражает своих читателей многогранностью своих чувств. Его понимание любви очень красочно передается в его произведениях: любовь к природе («Записки охотника»), любовь к крепостному крестьянину («Муму»), любовь мужчины и женщины («Ася», «Первая любовь») – и это самый краткий перечень его произведений.

Подробно я хочу остановиться на повести И.С.Тургенева «Первая любовь», так как считаю, что я и мои ровесники находимся в ожидании этого большого загадочного чувства, которое «…волнует душу и мешает сну» (М.Ю.Лермонтов). Как понять, что к тебе пришла настоящая любовь, и это именно то, что перевернет всего тебя, всю твою жизнь, как ухватить эту

ускользающую нить, как успеть сказать то самое главное слово, ведь «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Вряд ли я найду ответы на эти вопросы, все это очень индивидуально. Но чувства Володи, его переживания, на мой взгляд, близки современному молодому человеку.

В каждом своем произведении Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. У Тургенева жизнеспособен только любящий, глубоко чувствующий человек. Мне импонирует в писателе то, что характеры героев, их психология, их взгляды раскрываются не сразу, а постепенно, полунамеками: через детали, портрет, реплики диалога, авторские ремарки. Отсюда – важность каждого эпизода, каждого сказанного героями слова.

Цель моей работы – проанализировать 16 главу повести И.С.Тургенева «Первая любовь» и выяснить, какую роль играет эпизод игры в фанты в раскрытии идейно-тематического содержания повести.

II.Анализ эпизода.

Почему именно 16 глава? Я считаю, что именно здесь Тургенев проникает в глубины души человеческой, постигая ее диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ психологического состояния героев, раскрываются тайны и загадки предыдущих глав, обрисовываются характеры героев, их дальнейшие судьбы.

Итак, глава 16-ая…

«Майданов пришел в этот раз раньше всех – он принес новые стихи». В прошлый раз, когда Майданов приносил свои стихи, в обществе молодых людей – поклонников Зинаиды – появился Володя. Эти «новые стихи» - знак, посредством которого автор хочет показать читателям, сто свершилось что-то новое в жизни Зинаиды. (Как мы позже узнаем, в ее жизни появился отец Володи, который сумел ее укротить. И свершилось что-то очень важное: само по себе появление нового мужчины означало обострение конкурентной борьбы за сердце дамы). О своей любви Зинаида хочет рассказать всему обществу: «Все общество было налицо, в полном составе…» Эта цитата еще больше обостряет ожидание чего-то нового, совершенно странного, непохожего на прежнюю Зинаиду.

Композиционным центром главы является сказочная история, рассказанная Зинаидой, из которой мы понимаем, что она полюбила. Как известно, любовь меняет человека, его сущность. Главная героиня повести все свое окружение подстраивала под себя («…вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами…»), и тут мы видим, что настроение «сходки» изменилось. «Начались опять игры в фанты, но уже без прежних странных выходок, без дурачеств и шума – цыганский элемент исчез». Особое внимание я хочу уделить словам «цыганский элемент исчез». Цыгане – народ вольной жизни, склонный к кочевничеству, бесшабашный и веселый, но в то же время всеми гонимый и обладатель нелегкой жизни. Исчезновение «цыганского элемента» свидетельствует о том, что свобода и буйства героини закончились, и Зинаида нашла своего укротителя.

О чем же рассказывает Зинаида? О красивой любви величественной, гордой, роковой Королевы к простолюдину. И сразу же в голову приходит сравнение с другой тургеневской девушкой – Асей – «Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье». Но давайте посмотрим, а в каких декорациях происходит действие? Сплошная романтика: музыка, тихий плеск воды, «небо с большими звездами да темный сад с большими деревьями», фонтан «длинный, длинный, как привидение». И все прихоти роскоши: великолепный чертог, золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья. Здесь очень значим диалог между героиней и доктором Лушиным:

Вы любите роскошь? – перебил ее Лушин.

Роскошь красива, - возразила она, - я люблю все красивое.

Больше прекрасного? – спросил он.

Это что-то хитро, не понимаю.

Красивое и прекрасное…

По словарю С.И.Ожегова, красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом и л и: привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам. Я понял так, что красивое – больше форма, а прекрасное – содержание, это что-то более глубокое, серьезное, нравственное, тонкое. Но Зинаида не поняла этой разницы. Не следствие ли это ее воспитания? Беспорядочность жизни, дурные манеры и неопрятность матери, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, неразборчивость в знакомствах – все это приходит в столкновение с чистой, романтичной, искренней душой Зинаиды. «Сколько во мне дурного, темного, грешного…» (18 глава) «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… Ах, мне тяжело… Боже мой, как тяжело!» (9 глава). И любовь к лести – это тоже из-за недостатка воспитания, из-за мещанского мелкого желания почувствовать себя лучше других, выше, чище.

Такую же интересную игру слов мы встречаем в 21 главе. После свидания с Зинаидой отец на вопрос Володи «Где же ты уронил свой хлыст?» отвечает: «Я его не у р о н и л, я его б р о с и л» (разбивка моя). Уронить – это сделать нечаянно, а бросить – специально. Деталь небольшая, но говорит нам многое о характере и чувствах Петра Васильевича.

Из столкновения Зинаиды с Малевским мы понимаем, насколько она расположена к Володе, насколько тонко понимает переживания молодого человека, насколько ценит его общество и насколько умеет сопереживать. Ради этого 16-летнего мальчика девушка изгоняет из своего дома самого светского человека, графа, проявляя удивительную жесткость и решительность. Холодный взгляд и холодная усмешка – это совсем не в характере Зинаиды. Зато совсем в ее характере – способность прощать даже самые горькие обиды. Это столкновение с графом Малевским не пройдет бесследно для героев повести, обернется трагедией и для Засекиных, и для семьи Володи. Недаром автор пишет о предчувствии несчастья, беды: «всем немного стало неловко…от…тяжелого чувства. Никто о нем не говорил, но всякий сознавал его и в себе и в своем соседе.»

Именно в 16 главе Володя впервые остро чувствует одиночество, становится свидетелем чужого счастья и окончательно убеждается в том, что не он является избранником Зинаиды: «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание – и остался одиноким и прошел мимо чужого счастья».

Но страдает не только наш герой. Счастье прошло мимо всех обожателей Засекиной.

(недаром он единственный предлагал ей руку и сердце):

Вы бы ее (жену) заперли?

Я бы ее запер.

Ну, а если бы … она изменила вам?

Я бы ее убил.

Ну, а положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сделали?

Я бы себя убил…

И он на самом деле не смог пережить отказа: «А Беловзоров… Без вести пропал, говорят, на Кавказ уехал».(20 глава) Видимо, уехал искать смерти…

Очень содержательны рассуждения девушки о том, что бы сделали ее поклонники, узнай они о ее избраннике. Беловзоров, конечно же, вызвал на дуэль. Мрачный романтик, наигранно трагичный, полный сарказма поэт Майданов написал бы длинный ямб. Расчетливый Нирмацкий дал бы денег взаймы за проценты, а подлый, двуличный граф Малевский поднес бы отравленную конфетку. Именно здесь кроется предпосылка последующей трагедии: только в роли конфетки выступит анонимное грязное письмо, подброшенное матери Володи, жене Петра Васильевича (19 глава).

Как мы видим, в 16 главе ярко проявляется «скрытый», «тайный» психологизм Тургенева. Писатель не изображает прямо все чувства и мысли своих героев, но дает угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий героев, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Мы увидели в Зинаиде натуру чистую, ищущую, страстную, способную на сопереживание, на дерзкое самоотречение и на протест.

Мы увидели зарождение беды, которая постигнет наших героев: именно сон, рассказанный Зинаидой Засекиной, толкнет графа Малевского на низкий поступок и станет причиной расставания ее с отцом Володи.

И мы раскрыли тайну странного поведения Зинаиды, ее «хамелеонства», причину грусти и слез, причину резко меняющегося настроения – она полюбила.

Таким образом, 16 глава является важным эпизодом в раскрытии идейного содержания повести.

III. Заключение.

Повесть «Первая любовь» Тургенев опубликовал в 1860 году. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, «лишенную всякого нравственного чувства». Д.И.Писарев признавался, что не понимает ее характера, а Н.А.Добролюбов писал, что «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить.» «Героиня этой повести, - как сказано в рецензии «Московских ведомостей», - не более как кокетливая и в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность».

Сам же Тургенев однажды сказал: «Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительно живое лицо: кокетку по природе, но кокетку привлекательную».

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» (И.С.Тургенев)

IV Литература:

  1. И.С.Тургенев «Первая любовь». – М., «Дрофа», 2002г.
  2. И.С.Тургенев «Ася». – М., «Дрофа», 2002г.
  3. М.Ю.Лермонтов «Сочинения». – М., «Правда» 1990г. т1
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь». – М., «Эксмо», 2007г.
  6. Газета «Литература» №16 от 23.04.01.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ одного эпизода.

(И.С.Тургенев «Первая любовь», глава 16)

(Исследование)

Выполнил:

Фокеев Никита, ученик 9

Класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории

«Первая любовь» — повесть И.С. Тургенева. Замысел произведения относится к концу 1850-х годов, работа над ним завершена в марте 1860 г. Первая публикация осуществлена в журнале «Библиотека для чтения» за 1860 г. (№3), последующие воспроизводили этот текст с незначительными авторскими правками.

«Первая любовь» Тургенева, в отличие от одновременно создававшихся романов «Накануне» и «Дворянское гнездо», не ставит и не решает остро социальных вопросов времени. Повесть отличается камерностью звучания, на что указывает, в частности, обрамление. Три друга, три уже немолодых человека, собираются вместе, чтобы исполнить давнее намерение: каждый должен рассказать историю своей первой любви. Содержание повести, следовательно, обращено не к сфере официальных отношений «большого мира», а к глубоко личной, интимной стороне человеческого существования.

Исследуя одну из вечных проблем жизни, Тургенев добивается подлинно символического обобщения материала. Ключ к содержанию кроется в заглавии. Образ «первой любви» означает, с одной стороны, возраст человеческой жизни, а именно переход от детства к юности и приближение к периоду зрелости (герой повести, шестнадцатилетний Владимир, готовится к поступлению в университет и переживает в этот момент первое любовное чувство). С другой стороны, это универсальный образ такого духовного состояния, в котором ожидание счастья, боготворение любимого существа, готовность ради него жертвовать жизнью сопрягаются с глубокой печалью, познанием трагической сущности любви, наконец, грустным сожалением о неосуществимости прекрасных надежд юности. Такое сложное звучание мотива «первой любви» достигается посредством соединения в повествовании двух точек зрения: юного Владимира, делающего первые шаги на жизненном пути, и того же героя четверть века спустя — сорокалетнего Владимира Петровича, остро сознающего приближение старости.

Повесть «Первая любовь» Тургенева построена как ретроспекция — но не в форме ожидаемого устного рассказ, а как предварительно записанное воспоминание (оказывается, легче описать интимные чувства на бумаге, чем рассказать о них вслух). Различение временных пластов «прошлого» и «настоящего» позволяет рассказчику преобразить давно минувшее и показать первую любовь как исключительное событие человеческой жизни, единственное и неповторимое по яркости переживаний, по молитвенному настрою души. Состояние первой любви не имеет ничего общего с обыденностью и пошлостью повседневности. Праздничный образ первой любви складывается из неотразимого обаяния женской красоты, желания подвига, романтического воодушевления (юный Владимир цитирует Пушкина, Лермонтова, Хомякова, Шиллера), наконец, удивительных, сотканных из цвета и света пейзажей, отвечающих чувствам героя.

Одно из самых лирических произведений Тургенева, повесть «Первая любовь» автобиографична. Работая над повестью, сорокадвухлетний Тургенев испытывал глубокий душевный надлом, вызванный переживанием близкого порога старости. «Жизнь вся в прошлом, — писал он графине Ламберт, — а настоящее только дорого, как отблеск прошедшего. А между тем что же было такого особенно хорошего в прошедшем? Надежда, возможность надеяться, — т.е. будущее». Идея трагизма жизни, невоплотимости идеалов, столь напряженно переживаемых в юности, — таков итог осмысления прошлого в повести «Первая любовь».