Вице адмирал в а корнилов. Участие в Русско-японской войне

Владимир Алексеевич Корнилов - один из величайших русских флотоводцев XIX века. Его жизнь можно назвать примером честного и беззаветного служения России. Он заслужил себе славу справедливого командира и талантливого организатора, и если бы его жизнь не прервалась так внезапно, возможно, исход Крымской войны для России мог быть совсем иным.

Детские и юношеские годы

Будущий герой Крымской войны родился в 1806 году в родовом имении Ивановское под Тверью.

Его отец, Алексей Михайлович, в молодости был морским офицером. Дослужившись до звания капитан-командора, он покинул флот и долгое время занимал губернаторские должности в Сибири. Позже возвратился в столицу, где стал сенатором.

Следуя семейной традиции, молодой Владимир также решил связать свою жизнь с морем. По окончании Петербургского морского кадетского корпуса он был зачислен в Гвардейский морской экипаж. Служба проходила в основном на берегу, и постоянная муштра очень тяготила молодого человека. В конечном счёте, он был отчислен с формулировкой «за недочет бодрости для фронта». На этом биография Корнилова как морского офицера могла завершиться, если бы не вмешался отец.

«Азов»

Через некоторое время будущий адмирал русского флота был вновь принят на военную службу и попал на корабль «Азов», только что прибывший в столицу из Архангельска.

Во время службы на «Азове» в ранге мичмана Корнилов участвовал в очень трудном переходе своего корабля из Кронштадта в Средиземное море.

Командир корабля М. Лазарев, который заметил у молодого офицера выдающиеся способности, однажды выкинул из каюты своего подчиненного целую стопку французских романов, а взамен принес Корнилову книги по навигации и морскому делу. Под покровительством капитана молодой мичман начал постигать нелегкую морскую науку. Как показывает история, Корнилов в совершенстве сумел её освоить.

По прибытии в Средиземное море, «Азов» встретился с объединенной эскадрой союзников, спешащей на помощь восставшей Греции. Таким образом, Корнилову случилось участвовать в знаменитейшем 1827 года. «Азов» был флагманом русской эскадры, и его команда показала себя героически.

Во время сражения молодой мичман командовал тремя орудиями «Азова» и за свое умение и отвагу удостоился нескольких орденов от всех стран-союзниц. Он был награжден орденом Бани от Англии, орденом Святого Спасителя от Греции, орденом Святого Людовика от Франции и российским 4-й степени.

В этом ужасном сражении плечом к плечу с Корниловым сражались молодой гардемарин Истомин и лейтенант Нахимов. О великой роли этих людей в истории русского военного флота напоминать излишне.

На Черном море

После Средиземноморского похода Корнилов продолжил службу на Балтике. Однако его бывший командир адмирал Лазарев, переведенный к тому моменту на Черное море, не забыл о доблестном юноше и выписал его из Петербурга в Севастополь.

Во время Босфорской экспедиции 1833 года Корнилов блестяще справился со своей миссией исследования вод в районе проливов, за что был награжден орденом св. Владимира 4-й степени.

После этой операции Корнилова назначили командиром брига «Фемистокл», и он сумел превосходным руководителем. В одном из походов «Фемистокла» пассажиром на его борту оказался великий русский живописец Карл Брюллов. Во время плавания Корнилов часто вел долгие беседы с этим интереснейшим человеком. Брюллов в то время трудился над одним из своих шедевров, полотном «Последний день Помпеи». Во время плаванья художник успел написать портрет Корнилова, который ныне хранится в собрании Эрмитажа.

После «Фемистокла» под командованием Корнилова выходили в море корвет «Орест», фрегат «Флора», и даже крупный линкор «Двенадцать апостолов» с командой более 1000 человек. Именно в те годы будущий адмирал Корнилов сумел заслужить уважение подчиненных и снискать себе среди них славу строгого, но справедливого начальника. Сам же Владимир Алексеевич продолжал неустанно учиться и совершенствовать свои навыки капитана.

Начальник штаба флота

В 1838 году Корнилова назначают начальником штаба Черноморского флота, и его командиром вновь оказывается Лазарев, который был очень рад возможности вновь поработать со способным молодым человеком. В тесном сотрудничестве с Лазаревым Корнилов провел несколько морских учений и участвовал в небольших военных походах в восточную часть Черного моря. В этой должности он дослужился до

В 1848 году Корнилова откомандировали в Англию перенимать опыт у заграничных коллег и одновременно вести наблюдение за строительством нескольких пароходов, заказанных Черноморским флотом. Он вернулся в Севастополь на одном из них - пароходе-фрегате «Владимир».

После этой командировки карьера Корнилова начала стремительно развиваться. Он получил звание контр-адмирала, и вскоре его зачислили в свиту Его императорского величества. Теперь он получил право лично докладывать Николаю I о делах Черноморского флота.

Деятельность по укреплению обороны

В 1851 году умер Лазарев. Официально на должность командующего Черноморским флотом был назначен адмирал Берх, но все понимали, что это лишь формальность. Все реальное управление флотом на Черном море было сосредоточено в руках Корнилова, и скучать ему не приходилось.

Все понимали, что на юге вскоре разразится большая война, и адмирал Корнилов торопился провести все необходимые работы по укреплению морских рубежей и строительству новых кораблей. Но времени у него было мало, а события развивались стремительно.

Морские сражения

В октябре 1853 года Россия вступила в войну с Турцией. Корнилова тут же направили в разведывательный поход с целью обнаружения эскадр противника. Русские корабли дошли до самого Босфора, но вражеских кораблей так и не обнаружили. Адмирал принял решение разделить свою эскадру, направив группы кораблей в разные стороны. Сам же на пароходе-фрегате «Владимир» двинулся к Севастополю.

Неожиданно «Владимир» наткнулся на одинокое вражеское судно. Это был турецкий пароход-фрегат «Перваз-Бахри». Завязался бой, который стал первым в истории морским сражением кораблей, использующих паровую тягу. Русские вышли из боя победителями. Турецкое судно удалось взять в плен и отбуксировать в Севастополь. Позже его отремонтировали, и он вошел в состав Черноморского флота под именем «Корнилов». Война неумолимо приближалась к Крымским берегам, и флот отчаянно нуждался в большом количестве кораблей.

Чуть позже адмирал Корнилов снова вышел в море как командир эскадры, которая спешила на помощь эскадре Нахимова. Однако к началу знаменитого Синопского сражения они не успели. Нахимов без посторонней помощи сумел разгромить основные силы вражеского флота.

Но победоносное Синопское сражение обернулось новыми бедами. В войну на стороне Турции вступили Англия и Франция. Теперь перед Корниловым встала новая практически невыполнимая задача удержать от вторжения морских и сухопутных сил противника плохо защищенный Севастополь.

Оборона Севастополя

Сухопутная оборона, организованная Меньшиковым, оказалась бездарной и малоэффективной. Вскоре Севастополь оказался в отчаянном положении.

Адмирал Корнилов, возглавивший севастопольский гарнизон, совместно с военным инженером Тотлебеном стал спешно возводить укрепления вокруг города. В это время к Севастопольской бухте подошла огромная англо-французская эскадра. Русские корабли оказались запертыми на внутреннем рейде втрое превосходящими их силами противника. Корнилов предлагал все же вывести корабли в море, ввязаться в бой и дорого продать свою жизнь. Однако другие, более осторожные члены военного совета не поддержали этот план. Они предложили затопить русский флот на рейде, тем самым надежно укрыв город от вторжения с моря. Именно этот план и решено было претворить в жизнь. Флот затопили, а корабельными орудиями дополнительно укрепили береговые бастионы.

Гибель

13 сентября началась осада Севастополя и на строительство укреплений вышли все жители города. Меньше чем через месяц случилась первая массированная бомбардировка города, которая, к несчастью, оказалась последней для прославленного адмирала.

В этот день Владимир Алексеевич Корнилов как обычно осматривал укрепления города. Бомбардировка застала его на Мамаевом кургане. Не обращая внимания на падающие снаряды, Корнилов закончил осмотр и уже собирался отправиться на другие укрепления, как внезапно был сражен вражеским ядром, получив смертельное ранение головы. Его последними словами было требование до последней капли крови защищать Севастополь.

Краткая биография Корнилова не может в полной мере отразить все события его жизни и многогранность личности. Этот удивительный человек успел в своей жизни очень многое и навсегда останется в памяти русских людей. Он запомнился как прекрасный офицер и умелый флотоводец. Однако немногим известно, что прославленный герой Крымской войны в редкие минуты отдыха был нежным мужем и любящим отцом пятерых детей.

В Наваринском сражении (1827). В Крымскую войну - один из руководителей Севастопольской обороны. 5 октября 1854 года был смертельно ранен на Малаховом кургане при бомбардировки Севастополя.

Биография

Детство и учёба

Владимир Алексеевич Корнилов родился 1(13) февраля 1806 года, в родовом имении Старицкого уезда Тверской губернии в селе Ивановское. Отец будущего адмирала в молодости так же был военным моряком. 29-летний Алексей Михайлович Корнилов, флота лейтенант, был удостоен высшей офицерской награды - ордена Св. Георгия IV степени «За мужественные подвиги и храбрость, оказанные 13 августа 1789 года во время сражения галерного Российского флота со Шведским». Пойдя по стопам отца, Корнилов-младший в 1821 года поступил в Морской кадетский корпус. В выпускном списке из 86 человек, который был составлен по результатам обучения в корпусе, унтер-офицер Корнилов числился девятым. В начале февраля 1823 года он вышел из корпуса мичманом. На тот момент ему было 17 лет.

В рядах ВМФ

В начале 1825 года Корнилов был прикомандирован к элитному Гвардейскому экипажу. Однако после зачисления молодой офицер был уволен оттуда «за недостаточной для фронта бодростью». А в апреле 1826 года Корнилов В.А. снова оказался в флотской службе. Его назначили на новый 74-пушечный парусный линейный корабль «Азов», командиром которого на то время был капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев, будущий адмирал, выдающийся никак лишь реформатор флота, а и как воспитатель молодых офицеров. Именно данный корабль стал истинной школой для 3-х грядущих адмиралов, составивших популярность российского флота. На «Азове» совместно с Корниловым служили лейтенант Нахимов и гардемарин Истомин. Они совместно на данном корабле обрели своё первое военное испытание в знаменитом наваринском сражении.

План Наваринского сражения

В сентябре 1830 года Корнилова назначили командиром корабля. В течение продолжительного времени молодой командир находился практически постоянно в плаваниях, но вскоре его службе на Балтике пришел конец. В начале 1833 года он сдал корабль другому командиру, а сам отправился на новое место службы, на Черноморский флот , командую­щим которым в то время стал М.П.Лазарев.

Период с 1836 по 1842 год был для Корнилова был насыщен многими событиями. Прежде всего в эти годы он принимал личное участие в постройке кораблей Черноморского флота , при этом командуя тремя судами. В течение этих лет Корнилов постоянно находился в плаваниях с адмиралом Лазаревым, исполняя на его эскадрах должность начальника штаба. За отличие в боевых действиях в 1840 году ему было присвоено звание капитана I ранга. Он был назначен командиром 120-пушечного линейного корабля «Двенадцати апостолов» , команда которого составляла примерно тысячи человек. Данный корабль Корнилов оборудовал передовым вооружением - бомбической артиллерией.

И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов»

Корнилов пристально следил за развитием передовой военной мысли за границей, переводил труды английских авторов, вводя все лучшее в практику морской службы на Черноморском флоте . Так, он ратовал за перевооружение всех русских кораблей новой артиллерией, на смену парусного флота паровым. В. А. Корнилов активно принимал участие в разработке нового Морского устава и наставления. Организаторские способности В. А. Корнилова, постоянная забота об улучшении флота сделали его преемником М. П. Лазарева. В 1849 года контр-адмирала Корнилова назначили на пост начальника штаба Черноморского флота .

Боевые действия

20 октября 1853 года Россия объявила о состоянии войны с Турцией. В тот же день адмирал Меншиков, назначенный главнокомандующим морскими и сухопутными силами в Крыму, послал Корнилова с отрядом кораблей на разведку противника с разрешением «брать и разрушать турецкие военные суда, «где бы они ни встретились».

5 ноября пароходофрегат Корнилова «Владимир» наткнулся на вооруженный турецкий корабль «Перваз-Бахри» и вступил с ним в бой. Это был первый в истории военно-морского искусства бой паровых кораблей, и экипаж «Владимира» во главе с капитан-лейтенантом Г.Бутаковым завоевал в нем убедительную победу. Турецкий корабль был захвачен в плен и на буксире приведен в Севастополь, где после ремонта вошёл в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».

Малоудачные действия сухопутной армии Меншикова в борьбе с англо-французскими войсками, высадившимися на крымские берега, поставили Севастополь в критическое положение. В начале обороны Севастополя В. А. Корнилову была передана высшая власть по организации обороны города. 15 сентября 1854 года, обращаясь к воинам гарнизона, возводившим укрепления, В. А. Корнилов сказал: «...мы отстоим Севастополь; да нам и некуда отступать: позади нас море, впереди неприятель... Помните же, не верь отступлению. Пусть музыканты забудут играть ретираду; тот изменник, кто протрубит ретираду! И, если я сам прикажу отступать - коли в меня!»

11 сентября 1854 года для спасения города в Севастопольской бухте был затоплен парусный флот. Под руководством В. А. Корнилова в кротчайшие сроки была сооружена линия сухопутной обороны, где вместе с пехотинцами успешно защищали Севастополь моряки, установившие на бастионах орудия, снятые с затопленных кораблей. Наградой руководителя обороны была всеобщая мобилизация не только воинов, но и населения города на отпор врагу. И здесь большую роль сыграли высокие личные качества адмирала: его храбрость, твердая воля, гибкий ум, который позволял смело внедрять в дело обороны Севастополя всё, что служило на пользу защитникам.

Фактически с этого момента все обязательства за оборону Севастополя легла на плечи Корнилова. Будучи начальником обороны Северной стороны, а затем и начальником штаба гарнизона Севастополя, он организовал систему обороны города, и в результате самоотвержен­ных усилий его защитников за несколько дней в Севасто­поле было сделано больше, чем за все предвоенные годы.

Смерть

5 октября 1854 года, в «день крещения Севастополя огнем и железом», адмирал около 11 часов утра прибыл на Малахов курган, где шла жестокая битва с противником. Укрепления, блиндажи, батареи и площадки Малахова кургана усыпал град неприятельских снарядов. Корнилов собирался продолжить объезд остальных укреплений Севастополя, но в этот момент его сразило вражеское ядро. «Вас ранило?!» - воскликнул адъютант, склоняясь к адмиралу. «Хуже! Это конец», - прошептал Корнилов. Когда подбежали офицеры и матросы, адмирал, превозмогая боль, сказал: «Хорошо умирать, когда совесть спокойна! Отстаивайте Севастополь... Я счастлив, что умираю за отечество...»

Смертельно раненного Корнилова отвезли в госпиталь. Он успел проститься с В.Истоминым и П.Нахимо­вым, обрадовался известию о том, что русские моряки успешно отражают огонь английских батарей, и скончался. На следующий день все защитники и жители Севастополя пришли проводить в последний путь организатора и руководителя обороны города, талантливого военачаль­ника, выдающегося адмирала русского флота.

Память

Памятник Корнилову на месте его смертельного ранения

Корабль «Азов» на картине Айвазовского «Сражение при Наварине» (фрагмент, 1848)

Корабли

  • «Адмирал Корнилов» - русский бронепалубный крейсер;
  • «Адмирал Корнилов» - недостроенный крейсер типа «Светлана»;
  • «Адмирал Корнилов» - недостроенный крейсер проекта 68бис-ЗИФ.

В 1821 г. определен в Морской корпус и через 2 года произведен в мичманы. Богато одаренный от природы, горячий, увлекающийся юноша со всем пылом молодости отдался развлечениям столичной жизни. Но строевая береговая служба, фронт, муштровка конца царствования Александра I (Корнилов был прикомандирован к гвардейскому экипажу) не могла прийтись по душе Корнилова, и он вскоре был отчислен «за недостатком бодрости для фронта».
В 1827 г. по просьбе отца Корнилов был назначен на только что выстроенный и пришедший из Архангельска корабль «Азов» (капитан 1-го ранга М.П. Лазарев) и ушел на нем в Средиземное море для совместных действий с союзными флотами у берегов Греции, результатом коих был Наварин.
С назначением в Черное море М П. Лазарева последний перевел туда же Корнилова, только что произведенного в лейтенанты, а в 1833 г., в бытность свою с эскадрой на Босфоре, поручил ему с лейтенантом Путятиным составление карты и укреплений Босфора и Дарданелл. За блестящее выполнение этого поручения Корнилов был награжден орденом св. Владимира 4-й степени.
С этого момента начинается новая эпоха в жизни и службе Корнилова. По возвращении из Босфора он был в 1834 г. назначен командиром только что отстроенного брига «Фемистокл», на котором ушел в плавание в Константинополь и Пирей. Это командование положило начало тому уважению товарищей-офицеров и подчиненных, которое впоследствии создало славу Корнилову как образцового командира. Даже современники-неморяки, встречавшиеся в это время с «Фемистоклом», отмечали лихость команды и управления этим бригом, блестящее его состояние и доблестное соперничание с иностранными судами (записки Вл. Давыдова, изд. 1839-1840 гг. о путешествии его на Ближнем Востоке в 1835 г.). Посол наш в Константинополе, Бутенев, тогда же писал о нем Лазареву: «Бриг "Фемистокл" примерным попечением своего командира держится в самом лучшем виде и смело может соперничать с иностранными судами». В 1836 г. Корнилов продолжал плавать на том же судне в Черном море, а в следующем году получил в командование корвет «Орест».
Этот первый период командования судами показал в Корнилове не только блестящего, лихого морского офицера, но и задатки большого организатора, таланта настойчивого, с сильной волей, начинавшего уже создавать военную школу молодых офицеров. Все это не могло пройти незамеченным у М.П. Лазарева, и с 1838 по 1846 г. он дает Корнилову возможность развернуть свои таланты, назначая его, молодого капитан-лейтенанта и капитана 2-го ранга, своим начальником штаба каждое лето, когда поднимает свой флаг на одном из кораблей флота («Силистрия», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов») для плаваний у восточного берега Черного моря.
В это время Корнилов участвовал в военных действиях при занятии Туапсе, при высадках десанта в Субаши и Шахе, постепенно приобретая опыт в руководстве этими экспедициями, сказавшийся в 1853 г. при перевозке и высадке войск 13-й пехотной дивизии на Кавказе.
В 1840 г. он был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром заложенного 120-пушечного корабля «Двенадцать Апостолов». Зимнее свободное время он посвящал занятиям по переводу с английского и французского языков ряда статей из регламентов и отдельных книг («Морская служба в Англии», «Артиллерийское учение»), которое так блистательно потом применил на практике на своем корабле «Двенадцать Апостолов», когда в 1842 г. начал кампанию.
В то же время по поручению Лазарева Корнилов работал над подготовкой изданных в 1840 г. штатов снабжения и вооружения судов Черноморского флота. По отзыву современника, пережившего Севастопольскую годину, это была лучшая справочная книга по полноте и ценности ее указаний и подробностей, даже после замены парусного флота паровым, без которой не мог обходиться ни один командир.
Командование Корниловым кораблем «Двенадцать Апостолов» составило эпоху в Черноморском флоте. Не говоря о технических качествах постройки этого образцового корабля, постановка службы на нем, заведенные и составленные Корниловым расписания были признаны образцовыми и введены Лазаревым для всего Черноморского флота. На этом же корабле проявились и способности Корнилова управлять людьми, умение употреблять с пользой каждого человека, заставить всех работать и любить свое дело.
В делах службы Корнилов был требовательным, не оставлявшим без замечания малейшего промаха начальник; но наряду с этим он предоставлял возможно полную свободу каждому офицеру распоряжаться порученным ему делом под личной ответственностью исполнителя и в объеме его прав. Выдержка и хладнокровие Корнилова при этом были поразительны, он никогда не позволял себе вмешиваться в распоряжения подчиненного, но ответственного начальника, разъясняя потом каждую его ошибку.
В 1846 г. Лазарев отправил Корнилова в Англию для наблюдения за постройкой 4 пароходов Черноморского флота, причем главной целью этой командировки было изучение состояния морских сил Англии и организации управления ими.
В конце 1848 г. Корнилов вернулся в Черноморский флот, был произведен в контр-адмиралы с оставлением по особым поручениям при главном командире, а в начале 1849 г. назначен исполняющим должность начальника штаба Черноморского флота и портов.
Бодрый, в полном расцвете сил, неутомимый в работе, Корнилов проводил все время в море, обозревая порты, производя смотры, но такие, к которым, как к трудному экзамену, готовились со страхом каждый командир и офицер. От зоркого взгляда Корнилова ничего не ускользало, и все сразу поняли, что необходимы знание, умение и работа, что на эффектном случае выехать нельзя. Одновременно Корнилов входил во все подробности управления и боевой подготовки флота.
В 1850 г. Корнилов был утвержден в должности начальника штаба, а в 1851 г., после смерти Лазарева, зачислен в Свиту Его Величества, при этом Корнилову было предоставлено право личного доклада не только у начальника главного морского штаба светлейшего князя Меншикова, но и у Государя. На Корнилова уже смотрели как на главного начальника Черноморского флота, действительного преемника Лазарева, временное назначение адмирала Берха было лишь условным замещением вакантной должности главного командира из-за молодости самого Корнилова, сверстники коего были еще капитанами 1-го ранга.
В октябре 1852 г. Корнилов был произведен в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом. Фактически вся власть и командование Черноморским флотом были в его руках. Взяв на себя такую ответственность и предоставив дело боевой подготовки флота начальникам дивизий, старшим его вице-адмиралам Юрьеву и Нахимову, Корнилов немедленно принялся за дальнейшее развитие боевой силы флота.
Через полгода после смерти Лазарева он подал Государю проект «введения винтов судов и увеличения ранга судов до наибольших размеров кораблей английского флота (3-дечных), вмещающих на 50 % больше десанта». Уже в начале 1852 г. в Николаевском казенном адмиралтействе был заложен первый такой корабль, а два других решено было строить с подряда. Но главное затруднение было в проводке судов лиманом, и потому Корнилов направил все усилия на ускорение постройки Лазаревских доков и расширение Лазаревского адмиралтейства в Севастополе, как в главной операционной базе флота.
В декабре 1852 г. Корнилов был вызван князем Меншиковым в Санкт-Петербург для личного доклада Государю «извлечения из проекта действий против Босфора» покойного адмирала Лазарева и «записки о выгоднейшем времени к вооружению Черноморского флота». Вместе с этим Корниловым был представлены Государю и все расчеты о перевозочных средствах Черноморского флота. Государь утвердил этот план, дабы, «когда наступит время, немедля исполнить предприятие, ежели обстоятельства к тому понудят».
Сопоставляя даты первых распоряжений о приведении войск IV и V корпусов на военное положение (15 и 19 декабря) с датой доклада Корниловым Лазаревского проекта Босфорской экспедиции (17 декабря), нельзя не признать, что они были в прямой и непосредственной связи. Результатом доклада была собственноручная записка Государя от 7 января 1853 г. о плане военных действий против Турции, руководящим началом которого была идея Босфорской экспедиции. Как сподвижник и ученик Лазарева, Корнилов должен был сказать и свое слово о возможности производства десантной экспедиции на Босфор при современной стратегической обстановке.
И действительно, Корнилов был назначен в свиту князя Меншикова при отправлении его чрезвычайным послом к султану в начале 1853 г. В результате ознакомления с состоянием обороны Константинополя он представил князю Меншикову свои соображения о десантной экспедиции, которые, к сожалению, до сего времени не найдены в архивах. Единственным следом этого момента осталось донесение Корниловым Великому Князю Генерал-Адмиралу Константину Николаевичу от 19 марта, отправленное им на другой день по прибытии в Николаев из Константинополя. Признавая невозможность высадки десанта у открытого берега Малой (?) Килии, Корнилов рекомендует прорыв флота с десантом в Буюк-дере, но для успеха экспедиции требует сохранения ее в строжайшей тайне, вплоть до распускания слухов о приготовлении экспедиции в Бургас или Варну. При этом, останавливаясь на мысли об экспедиции на Бургас, он бегло приводит соображения о выгоде и меньшей рискованности операционного направления через Айдос на Константинополь.
В дальнейшем, в 1853-1854 гг. вся деятельность Корнилова прошла под ближайшим руководством и направлением А.С. Меншикова, находившегося лично в Севастополе по званию командующего крымской армией и морскими силами Черного моря.
Начав по возвращении из Константинополя с немедленной подготовки флота к военным действиям, Корнилов принимал ближайшее участие в приведении Севастополя в оборонительное состояние, руководил работами флота по возведению батарей для защиты входа на рейд и закончил все работы маневрами флота (прорыв на Севастопольский рейд).
С началом войны против Турции Корнилов беспрерывно сам на пароходах выходил в море для рекогносцировок и обозрения турецкого побережья, а в сентябре 1853 г. лично руководил амбаркацией 13-й пехотной дивизии на суда флота, перевозкой ее на Кавказ и высадкой на берег. Операция эта была произведена в 7-дневный срок. Она слишком поздно подтвердила, на что был способен флот, если бы ему своевременно была поставлена правильная (Лазаревская) задача.
В ноябре на пароходо-фрегате «Владимир» Корнилов участвовал во взятии турецкого парохода «Перваз-Бахри», но к Синопскому бою опоздал.
Со входом союзников в Черное море деятельность русского флота прекратилась, влиянием и властью Меншикова он весь 1854 г. был прикован к Херсонескому маяку, от которого не имел права удаляться. Мы не можем поставить этого Корнилову в вину - он сам был назначен на береговой пост заведующего обороной Северной стороны. В последний раз личность Корнилова блеснула для флота энергичным протестом против приказания затопить суда, отданного князем Меншиковым, но и тут он должен был подчиниться.
В сентябре 1854 г. – последнем месяце жизни – Корнилов вложил все свои силы в подготовку Севастополя к отражению штурма. Когда союзные армии перешли на Южную сторону, Корнилов стал главой всей обороны Севастополя, так как Нахимов, начальник обороны Южной стороны, добровольно ему подчинился. С затоплением флота все средства и силы его (орудия и личный состав) были обращены на возведение новых батарей.
5 октября 1854 г., в день 1-й бомбардировки Севастополя, Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане. Успех отражения этого штурма и неизбежность осады нельзя не приписать в значительной степени Корнилову. Сама смерть его в первый день общего штурма Севастополя после того, как он объехал всю оборонительную линию, была как бы заветом гарнизону, «Отстаивайте же Севастополь»,- были последние слова Корнилова всем сподвижникам. Император Николай I в своем рескрипте на имя вдовы ярко характеризовал значение Корнилова «Я не могу более почтить покойного, как, повторив с уважением его последние слова: я счастлив, что умираю за Отечество. Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота».
Напомним еще одну идею Корнилова, не выполненную не по его вине, она доказывает правильную стратегическую оценку Корниловым обстановки после отказа от плана Босфорской экспедиции. Корниловский план военных действий указывал на необходимость захвата Синопа и Сизополя на Анатолийском и Румелийском берегах – лучших турецких портов, легко оборонявшихся с небольшими десантными силами и представлявших с Севастополем тот треугольник передовых баз флота, между которыми русский флот мог бы смело действовать, как в целях содержания блокады пролива, так и в борьбе за обладание морем. Эта идея, также не принятая Меншиковым, осталась историческим наследием Корнилова для последующих поколений.
Материалы по обороне Севастополя, под редакцией Дубровина;
Жандр «Материалы для биографии Корнилова»;
Зайончковский «Восточная война 1853-56 гг.»;
Общий морской список, Архив морского министерства.

Лавр Корнилов – государственный деятель и лидер белого движения родился 18 августа 1870 года в семье Сибирского казака в Усть-Каменогорске. В 1883 году был зачислен в Омский кадетский корпус. После его отличного окончания, с 1889 по 1892 годы учится в Михайловском артиллерийском училище, а в 1895 году поступает в Академию генерального штаба. Выбрав местом службы Туркестанский военный округ, Корнилов становится военным разведчиком. Ему, как офицеру генерального штаба была поручена миссия на среднеазиатских границах России. За пять лет, с 1899 по 1904 г., он исколесил тысячи километров, побывал в Персии, Афганистане, Китае и Индии выдавая себя за купца-мусульманина. Подготовленные им для генерального штаба обзоры стран Среднего Востока стали основой для его книги "Кашгария и Восточный Туркестан", изданной в 1901 году. В чине штаб-офицера 1-й стрелковой бригады Корнилов участвует в русско-японской войне и принимает участие в неудачном для русской армии Мукденском сражении. По итогам войны получил звание полковника и орден св. Георгия 4-й степени. В 1907 году переходит на дипломатическую работу и в должности военного атташе уезжает на четыре года в Китай. За свою деятельность, по возвращении получил Орден Святой Анны 2-й степени.

С 1911 года Корнилов находится на армейской службе. Когда началась Первая мировая война, он был назначен командиром 48-й пехотной дивизии в составе корпуса 8-ой армии генерала Брусилова. Во время боев, проявлял небывалое мужество, увлекая за собой солдат. Во время дерзкой ночной вылазки, отряд во главе с Корниловым захватил в плен австрийского генерала Рафта. В апреле 1915 года попав в окружение с семью солдатами, после штыкового боя попал сам в плен. В июле 1916 года сумел сбежать и перейти линию фронта. За проявленный героизм, Орден Св. Георгия 3-й степени ему вручал лично Император. В сентябре 1916 г., вернулся на фронт в чине генерал-лейтенанта и назначен командующим 25-м армейским корпусом. Февральскую революцию Корнилов встретил с большим воодушевлением. В мае был назначен командиром 8-ой армии, 8 июля – командующим Юго-Западным фронтом. А 19 июля – Верховным Главнокомандующим.


Генерал Корнилов в годы Гражданской войны

С целью «наведения порядка» Корнилов в августе 1917 года возглавил вооруженный мятеж против Временного правительства, который закончился арестом Корнилова. Два месяца вместе со своими сподвижниками, среди которых был Деникин, находился в заключении в Быхове. 19 ноября был освобожден и под чужими документами уехал на Дон. Там Корнилов, Каледин и Алексеев начинают формирование Добровольческой армии, а уже в феврале 1918 года ее части выступают в Первый Кубанский или же «Ледяной» поход. Его целью было соединение с отрядами белого движения на Кубани. Борьба с большевиками осложнялась нежеланием донских казаков помогать добровольцам, а также вооруженному сопротивлению кубанцев. Подойдя к Кубанской столице, несмотря на численно превосходящие части Красной армии, Корнилов повел войска на штурм Екатеринодара, но был смертельно ранен случайным снарядом. После отступления Добровольческой армии из предместий города, большевики выкопали и сожгли его тело. Ровно через 95 лет на мести его гибели 13 апреля 2013 года в Краснодаре был установлен памятник в виде трехметровой бронзовой фигуры генерала с наброшенной на плечи шинелью.

Георгиевские кавалеры 1 Мировой войны:


Вице-адмирал, знаменитый Севастопольский герой, род. в 1806 г., убит в Севастополе 5 октября 1854 г. До 15 лет он учился с детьми помещика-соседа по имению с его отцом в Тверской губернии, в 1821 г. был отдан в Морской Кадетский корпус; в 1823 г. был произведен в мичманы. В 1824 г. Корнилов был назначен по просьбе отца на шлюп "Смирный", отправлявшийся в Тихий Океан для охранения торговли наших американских колоний. "Смирный", однако, де дошел до места назначения, пострадав от жестоких бурь в Немецком море и, после зимовки в порту Арендаль, вернулся в Кронштадт; тогда Корнилов был прикомандирован к Гвардейскому экипажу, но командир экипажа вскоре удалил его, не найдя в нем "достаточной для фронта бодрости" и Корнилов продолжал службу при 20-м экипаже; в 1827 г. благодаря знакомству отца с адмиралом Сенявиным, молодой Корнилов был переведен в 12-и экипаж и назначен на корабль "Азов", шедший в Средиземное море. Это назначение сказало огромное влияние на всю будущность Корнилова. Командиром "Азова" был в то время Михаил Петрович Лазарев, впоследствии главный начальник черноморского флота. Это был человек, замечательно понимавший людей. В. А. Корнилов приехал к нему светским молодым человеком, читал только легкие французские романы, в службе видел лишь тягостную необходимость; но М. П. Лазарев понял, что из этого юноши может выйти дельный человек. Он начал особенно внимательно и строго к нему относиться; но замечания по службе внушили Корнилову мысль, что его "преследуют"; тогда Лазарев решил объясниться с ним; он прямо спросил Корнилова, желает ли он продолжать службу во флоте, и, получив утвердительный ответ, высказал ему свой взгляд на обязанности морского офицера, на значение самообразования, а затем, по словам самого Корнилова, любившего рассказывать об этом эпизоде, собственноручно выбросил за борт все книги молодого офицера и заменил их книгами из своей собственной библиотеки. Этот разговор произвел глубокое впечатление на молодого офицера. Корнилов начал жить новою жизнью, все свободное от службы время он стал посвящать серьезному чтению. Лазарев зорко следил за ним, радовался в душе, но ничем не выказывал своего одобрения и не баловал наградами своего любимца. За Наваринскую кампанию Корнилов получил лишь орден св. Анны 4-и ст.; по возвращении в Кронштадт в 1830 году он был произведен в лейтенанты, а вслед за тем в 1831 году был назначен командиром тендера "Лебедь". На "Лебеде" он плавал два года; в 1833 году Лазарев вызвал его к себе на Босфор, где он находился о эскадрой, посланной в помощь Турции против Ибрагима-Паши. Здесь Лазарев немедленно назначил его к себе для особых поручений. Корнилов оправдал доверие своего покровителя: за свое пребывание на Босфоре он, вместе с лейтенантом Путятиным, составил описание укреплений Дарданелльского пролива и Босфора, труд очень серьезный, имевший немалое значение во время последовавшей затем войны с Турцией. За эту работу Корнилов получил орден св. Владимира 4-й степ. и осенью следующего года был назначен командиром брига "Фемистокл". За время своего недолгого плавания на этом судне он привел его в блестящий порядок. Скоро, однако, Корнилову показалось неудобным учить своих офицеров на Босфоре, и по его просьбе Лазарев перевел его с бригом в Пирей. Плавание здесь продолжалось до 1835 г. и Корнилов заслужил за это время среди подчиненных репутацию "лихого командира". В 1835 г. Корнилов произведен был в капитан-лейтенанты, а в 1837 г. назначен командиром корвета "Орест" и затем быстро пошел вперед по службе. С 1838 по 1842 г. он получил многие знаки отличия, чины капитана 2-го ранга, затем 1-го ранга и, наконец, назначен был командиром 120-ти пушечного корабля "Двенадцать Апостолов". В то же время Корнилов исполнял обязанности начальника штаба Черноморского флота, командиром которого был Лазарев. Способности Корнилова к работе и умение обращаться с подчиненными вполне высказались в это время. К офицерам он относился не как строгий, суровый начальник, а как старший опытный товарищ и наставник. На вахте и во время учений он никогда не вмешивался в приказания командиров, предоставляя им действовать самостоятельно, но ни одна ошибка не ускользала от его зоркого глаза и, вечером, в своей каюте он подробно обсуждал все со своими офицерами, объяснял каждый промах и указывал, как его следует избегать. Он заботился и о разумном чтении для своих офицеров: сам перевел с английского языка статьи английского регламента "об артиллерийском ученье" и "о лейтенанте", с французского "о вахтенном и субалтерн-офицерах", снабдил эти переводы своими примечаниями и передал их в офицерскую библиотеку на корабле. Возвращаясь в Николаев после прекращения кампании, Корнилов неутомимо трудился над разработкой вновь составлявшихся штатов. Эта сложная работа была последним испытанием, которое М. П. Лазарев возложил на своего любимца, предполагая вверить ему затем ответственный пост начальника штаба Черноморского флота. Корнилов с успехом выполнил свою задачу. "Польза штатов 1840 г. - громадна, пишет по этому поводу один из его современников, Шестаков, - это - лучшая справочная морская книга, и такого труда, вместе полезного и гигантского, нигде не существует". В это же время Корнилов приготовил к печати и издал в 1839 г. перевод книги "Морская служба в Англии" - руководство для молодых офицеров, - превосходно знакомящее с подробностями корабельного порядка и управления. С 1842 по 1846 г. Корнилов совершил ряд плаваний по Черному морю на корабле "12 Апостолов"; за это время довел судно до совершенства и превосходно изучил берега Черного моря. В промежутках между плаваниями он занялся, между прочим, по поручению Лазарева, преобразованием морской офицерской библиотеки в Севастополе. Библиотека эта, основанная адмиралом Грейгом, к этому времени пришла в полный упадок, вследствие небрежного обращения с книгами как заведующих библиотекой, так и посетителей-офицеров. Корнилов завел строгий порядок в библиотеке, пополнил ее лучшими сочинениями по морскому делу, устроил прекрасный кабинет для чтения. В 1846 г. Лазарев командировал его в Англию для заказа новых пароходов. Жизнь в Англии, где вообще относились очень подозрительно ко всякому иностранцу, а в особенности - моряку, была очень тяжела для Корнилова; приходилось бороться с множеством мелких неприятностей. В 1848 г. он вернулся в Севастополь на вновь выстроенном пароходе "Владимир", и вслед за тем был произведен в контр-адмиралы. В 1851 г. умер Лазарев. Смерть его была тяжелым ударом для Корнилова: он очутился в самом неопределенном и затруднительном положении: по всем частям управления Черноморским флотом он должен был разделять ответственность с исправлявшим должность главного командира, вице-адмиралом Берхом, а между тем за пределами штаба он не имел никакой власти; при Лазареве, при отношениях его к Корнилову, такое ненормальное положение вещей было незаметным, но теперь оно грозило очень неприятными последствиями для него. 4 августа 1851 г., во время пребывания в Николаеве начальника главного морского штаба кн. Меншикова, Корнилов подал ему докладную записку по этому вопросу - и последовало распоряжение о допущении Корнилова "присутствовать при всех докладах, делаемых главному командиру"; кроме того, Меньшиков разрешил Корнилову писать прямо к нему во всех затруднительных для черноморского управления обстоятельствах. В конце 1851 г. Корнилов был назначен в свиту Его Величества, а в 1852 г. Государь пожаловал его в генерал-адъютанты с производством в вице-адмиралы и утвердил его в должности начальника штаба Черноморского флота. В эти же годы Корнилов, участвуя в пересмотре морских уставов, представил много ценных замечаний. 14 февраля 1853 г. Корнилов был назначен в свиту кн. Меншикова, посланного чрезвычайным послом к турецкому султану, и выехал вместе с ним в Константинополь на пароходе "Громоносец". В Константинополе он осмотрел адмиралтейство, укрепления, заводы, русские и иностранные суда, стоявшие там, и 28 февраля поехал на "Бессарабии" в Мраморное море и Пирей, произвести смотр находившимся там судам и вместе с тем - чтобы ознакомиться с переменами, происшедшими в укреплениях Босфора и Дарданелл с того времени, как он (в 1833 г.) с лейтенантом Путятиным составил их описание.

Корнилов во всех отношениях был выдающимся человеком. Слабый телом, он отличался необыкновенной энергией. С начала осады он отдыхал два - три часа в день, да и то с перерывами, и и все же находил время для серьезного чтения. В последние дни он изучал сухопутную часть военного искусства, читал депеши и приказы Веллингтона в издании Gurvood"а. Он был религиозен до мистицизма, горячо любил свою родину и считал своим долгом воспитывать то же чувство в детях. Корнилова любили как подчиненные ему офицеры, для которых он был настоящим учителем, так и матросы, с которыми он отлично умел говорить и прекрасно обращался. "Крепко любили его солдаты, пишет один его подчиненный, за привет, за доброе слово. Речь его была впечатлительна, всякое слово близко солдатскому уму и сердцу. При всякой встрече и прощанье с ним солдаты говорили: "Вот так енерал! отец, а не енерал!" Вечером, когда разнесся слух: "адмирал убит" - никто не поверил. Отчаяние матросов убедило нас в справедливости этого известия". Лишь только 12 октября Государь узнал о смерти Корнилова, он немедленно назначил его вдове по 5000 руб. ceр. - сверх пенсиона, следовавшего ей из инвалидного комитета; сыновей приказано было взять в пажи. Тогда же Государь решил бастион, где он убит, назвать его именем и заложить ему памятник, который воздвигнуть на месте, где он погиб. Затем, Государь повелел выкупить на казенный счет имения Корнилова, находившиеся в залоге, и выдать вдове его 20000 из государственного казначейства на уплату частных долгов покойного. 14 октября Государь послал вдове весьма милостивый рескрипт. На следующий день 15 октября Императрица рескриптом уведомила вдову Владимира Алексеевича, что причисляет ее к числу кавалерственных дам ордена Св. Великомученицы Екатерины 2 ст. - словом, семейство Корнилова было осыпано Высочайшими милостями. В 1894 г., по проекту генерал-лейтенанта Бильдерлинга, был отлит в Петербурге памятник Корнилову и поставлен на Малаховом кургане в Севастополе. В память Корнилова один из крейсеров 1-го ранга, носит имя "Адмирал Корнилов".

"Морской Сборник" 1854 г., № 12; "Одесский Вестник" 1854 г., № 121; "Русский Инвалид" 1854 г.; "Материалы для обороны Севастополя и биография В. А. Корнилова", Жандра; "Оборона Севастополя), Тотлебена; "Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя" изд. Воен. Мин. 1872 г., вып, 3; "Русский Архив" 1867 г., № 12, 1639-1643; Послужной список в Архиве Морского Министерства.

{Половцов}

Корнилов, Владимир Алексеевич

(1806-1854) - вице-адмирал, знаменитый защитник Севастополя; воспитанник морского кадетского корпуса, с 1827 по 1830 г. плавал на корабле "Азов" в Средиземном море и участвовал в наваринском сражении, с 1842 по 1846 гг. командовал кораблем "XII Апостолов", затем командирован был в Англию наблюдать за постройкой пароходов для черноморского флота; в 1849 г. назначен был начальником штаба этого флота; принимал участие в синопском бое; после открытия крымской кампании сделан начальником обороны северной стороны Севастополя. Затопив, по приказанию главнокомандующего, пять старых кораблей для преграждения входа в севастопольскую бухту, К. употребил экипаж их на укрепление самого города и с поразительной быстротой устроил цепь редутов, бастионов и батарей. Вскоре К. должен был оставить сев. сторону, так как отправлен был на помощь адмиралу Нахимову, защищавшему южн. сторону; здесь К. проявил свою обычную энергию, распорядительность, бесстрашие и спокойствие, которые внушали к нему безграничное доверие подчиненных, воодушевлявшихся примером своего вождя. В первый же день бомбардировки Севастополя, 5 окт. 1854 г., К. был на Малаховом кургане смертельно ранен ядром.

{Брокгауз}

Корнилов, Владимир Алексеевич

Вице-адмирал, генерал-адъютант, сын Алексея Михайловича Корнилова, род. в 1806 г. В 1821 г. определен в Мор. корпус и через 2 г. произведен в мичманы. Богато одаренный от природы, горячий, увлекающийся юноша со всем пылом молодости отдался развлечениям столич. жизни. Но строевая берег. служба, фронт. муштровка конца царствования Александра I (К. был прикомандирован к гвард. экипажу) не могла прийтись по душе К., и он вскоре был отчислен "за недостатком бодрости для фронта". В 1827 г. по просьбе отца К. был назначен на только что выстроенный и пришедший из Архангельска корабль "Азов" (кап. 1 ранга М. П. Лазарев) и ушел на нем в Средизем. море для совмест. действий с союзн. флотами у бер. Греции, рез-том коих был Наварин. С назначением в Черн. море М. П. Лазарева последний перевел туда же К., только что произведенного в лейт., а в 1833 г., в бытность свою с эск-рой на Босфоре, поручил ему с лейт. Путятиным составление карты и укреплений Босфора и Дарданелл. За блестящ. выполнение этого поручения К. был награжден орд. св. Владимира 4 ст. С этого момента начинается новая эпоха в жизни и службе К. По возвращении из Босфора он был в 1834 г. назн. командиром только что отстроенного брига "Фемистокл", на котором ушел в плавание в Константинополь и Пирей. Это командование положило начало тому уважению товарищей - офицеров и подчиненных, которое впоследствии создало славу К. как образцов. ком-pa. Даже современники-неморяки, встречавшиеся в это время с "Фемистоклом", отмечали лихость команды и управления этим бригом, блестящее его состояние и доблестн. соперничание с иностран. судами (записки Вл. Давыдова, изд. 1839-1840 гг. о путеш. его на Ближн. Востоке в 1835 г.). Посол наш в Константинополе, Бутенев, тогда же писал о нем Лазареву: "Бр. "Фемистокл" примерн. попечением своего командира держится в самом лучшем виде и смело м. соперничать с иностр. судами". В 1836 г. К. продолжал плавать на том же судне в Черн. море, а в след. г. получил в командование корв. "Орест". Этот первый период команд-ния судами показал в К. не только блестящего, лихого мор. офицера, но и задатки больш. организатор. таланта настойчивого, с сильн. волей, начинавшего уже создавать воен. школу молод. офицеров. Все это не могло пройти незамеченным у М. П. Лазарева, и с 1838 по 1846 г. он дает К. возм-сть развернуть свои таланты, назначая его, молодого кап.-лейт. и кап. 2 ранга, своим начальником штаба каждое лето, когда поднимает свой флаг на одном из кораблей флота ("Силистрия", "Три Святителя", "Двенадцать Апостолов") для плаваний у вост. бер. Черн. моря. В это время К. участвовал в воен. действиях при занятии Туапсе, при высадках десанта в Субаши и Шахе, постепенно приобретая опыт в руководстве этими экс-циями, сказавшийся в 1853 г. при перевозке и высадке войск 13-й пех. дивизии на Кавказе. В 1840 г. он был произведен в кап. 1 ранга и назн. командиром заложен. 120-пуш. корабля "Двенадцать Апостолов". Зимнее свобод. время он посвящал занятиям по переводу с англ. и франц. языков ряда статей из регламентов и отдел. книг ("Мор. служба в Англии", "Арт. учение"), которое так блистат-но потом применил на практике на своем корабле "Двенадцать Апостолов", когда в 1842 г. начал кампанию. В то же время по поручению Лазарева К. работал над подготовкой изданных в 1840 г. штатов снабжения и вооружения судов Черномор. флота. По отзыву соврем-ка, пережившего Севастопольск. годину, это была лучшая справоч. книга по полноте и ценности ее указаний и подробностей, даже после замены парус. флота паровым, без которой не м. обходиться ни один командир. Команд-ние К. кораблем "Двенадцать Апостолов" составило эпоху в Черн. море. Не говоря о технич. кач-вах постройки этого образц. корабля, постановка службы на нем, заведенные и составленные К. расписания были признаны образцовыми и введены Лазаревым для всего Черномор. флота. На этом же корабле проявились и способ-сти К. управлять людьми, умение употреблять с пользой кажд. человека, заставить всех работать и любить свое дело. В делах службы К. был требовательным, не оставлявшим без замечания малейш. промаха начальником; но наряду с этим он предоставлял возможно полную свободу кажд. офицеру распоряжаться поручен. ему делом под личн. ответ-ностью исполнителя и в объеме его прав. Выдержка и хладнокровие К. при этом были поразительны: он никогда не позволял себе вмешиваться в распоряжения подчиненного, но ответств. начальника, разъясняя потом каждую его ошибку. В 1846 г. Лазарев отправил К. в Англию для наблюдения за постройкой 4 пароходов Черномор. флота, причем глав. целью этой команд-ки было изучение состояния мор. сил Англии и орг-зации управления ими. В конце 1848 г. К. вернулся в Черномор. флот, был произведен в г.-адм. с оставлением по особ. поручениям при глав. командире, а в начале 1849 г. назн. и. д. начальника штаба Черномор. флота и портов. Бодрый, в полн. расцвете сил, неутомимый в работе, К. проводил все время в море, обозревая порты, производя смотры, но такие, к которым, как к трудн. экзамену, готовились со страхом каждый командир и офицер. От зорк. взгляда К. ничего не ускользало, и все сразу поняли, что необходимы знание, умение и работа, что на эффект. случае выехать нельзя. Одновр-но К. входил во все подроб-ти управления и боев. подготовки флота. В 1850 г. К. был утвержден в долж-сти начальника штаба, а в 1851 г., после смерти Лазарева, зачислен в Свиту Е. В.; при этом К. было предоставлено право личн. доклада не только у начальника глав. мор. штаба св. кн. Меншикова, но и у Гос-ря. На К. уже смотрели как на глав. начальника Черномор. флота, действит. преемника Лазарева; времен. назначение адм. Берха было лишь условным замещением вакант. долж-сти глав. ком-pa из-за молодости самого К., сверстники коего были еще кап-нами 1 ранга. В окт. 1852 г. К. был произведен в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом. Фактически вся власть и командование Черномор. флотом были в его руках. Взяв на себя такую ответ-ность и предоставив дело боев. подготовки флота начальникам дивизий, старшим его вице-адмиралам Юрьеву и Нахимову, К. немедленно принялся за дальнейш. развитие боев. силы флота. Через полгода после смерти Лазарева он подал Гос-рю проект "введения винтов. судов и увеличения ранга судов до наиб. размеров кораблей англ. флота (3-дечных), вмещающих на 50 % больше десанта". Уже в начале 1852 г. в Николаев. казен. адмиралтействе был заложен 1-й такой корабль, а 2 других решено было строить с подряда. Но глав. затруднение было в проводке судов лиманом, а потому К. направил все усилия на ускорение постройки Лазаревских доков и расширение Лазаревского адмиралтейства в Севастополе, как в глав. операц. базе флота. В декабр. 1852 г. К. был вызван кн. Меншиковым в СПб. для личн. доклада Гос-рю "извлечения из проекта действий против Босфора" покойного адм. Лазарева и "записки о выгоднейшем времени к вооружению Черномор. флота". Вместе с этим К. были представлены Гос-рю и все расчеты о перевоз, средствах Черномор. флота. Гос-рь утвердил этот план, Дабы, "когда наступит время, немедля исполнить предприятие, ежели обстоят-ва к тому понудят". Сопоставляя даты первых распоряжений о приведении войск IV и V корпусов на воен. положение (15 и 19 декабр.) с датой доклада К. Лазаревского проекта Босфорск. эксп-ции (17 декабр.), нельзя не признать, что они были в прямой и непосред-ной связи. Резул-том доклада была собственноруч. записка Гос-ря от 7 янв. 1853 г. о плане воен. действий против Турции, руководящим началом которого была идея Босфор. экспедиции. Как сподвижник и ученик Лазарева, К. должен был сказать и свое слово о возм-сти произв-ва десант. экспедиции на Босфор при соврем. стратег. обстановке. И действ-но, К. был назначен в свиту кн. Меншикова при отправлении его чрезвыч. послом к султану в начале 1853 г. В резул-те ознакомления с состоянием обороны Константинополя он представил кн. Меншикову свои соображения о десант. экспедиции, которые, к сожалению, до сего времени не найдены в архивах. Единств. следом этого момента осталось донесение К. Вел. Кн. генерал-адм. Константину Николаевичу от 19 мрт., отправленное им на друг. день по прибытии в Николаев из Константинополя. Признавая невозм-сть высадки десанта у открыт. берега м. Килии, К. рекомендует прорыв флота с десантом в Буюк-дере, но для успеха экспедиции требует сохранения ее в строжайш. тайне, вплоть до распускания слухов о приготовлении экспедиции в Бургас или Варну. При этом, останавливаясь на мысли об экспедиции на Бургас, он бегло приводит соображения о выгоде и меньшей рисков-сти операцион. направления через Айдос на Константинополь. В дальнейшем, в 1853-1854 гг. вся деятельность К. прошла под ближайш. рук-вом и направлением А. С. Меншикова, находившегося лично в Севастополе по званию командующего крым. армией и мор. силами Черн. моря. Начав по возвращении из Константинополя с немедл. подготовки флота к воен. действиям, К. принимал ближайш. участие в приведении Севастополя в оборонит. состояние, руководил работами флота по возведению батарей для защиты входа на рейд и закончил все работы маневрами флота (прорыв на Севастоп. рейд). С началом войны против Турции К. беспрерывно сам на пароходах выходил в море для рек-цировок и обозрения тур. побережья, а в снт. 1853 г. лично руководил амбаркацией 13-й пех. дивизии на суда флота, перевозкой ее на Кавказ и высадкой на берег. Операция эта была произведена в 7-днев. срок. Она слишком поздно подтвердила, на что был способен флот, если бы ему своевр-но была поставлена правильная (Лазаревская) задача. В ноябр. на парох.-фр. "Владимир" К. участвовал во взятии тур. парохода "Перваз-Бахри", но к Синопск. бою опоздал. Со входом союзников в Черн. море деятельность рус. флота прекратилась; влиянием и властью Меншикова он весь 1854 г. был прикован к Херсонес. маяку, от которого не имел права удаляться. Мы не можем поставить этого К. в вину - он сам был назначен на берег. пост заведующего обороной Сев. стороны. В послед. раз личность К. блеснула для флота энергич. протестом против приказания затопить суда, отданного кн. Меншиковым, но и тут он должен был подчиниться. В снт. 1854 г. - послед. месяце жизни - К. вложил все свои силы в подготовку Севастополя к отражению штурма. Когда союзн. армии перешли на Южн. сторону, К стал главой всей обороны Севастополя, т. к. Нахимов, начальник обороны Южн. стороны, добровольно ему подчинился. С затоплением флота все средства и силы его (орудия и личн. состав) были обращены на возведение нов. батарей. 5 окт. 1854 г., в день 1-й бомбард-ки Севастополя, К. был смерт-но ранен на Малаховом кургане. Успех отражения этого штурма и неизбежность осады нельзя не приписать в значит. степени К. Сама смерть его в первый день общ. штурма Севастополя после того, как он объехал всю оборонит. линию, была как бы заветом гарнизону, "Отстаивайте же Севастополь", - были последние слова К. всем сподвижникам. Имп. Николай I в своем рескрипте на имя вдовы ярко характеризовал значение К.: "Я не могу более почтить покойного, как повторив с уважением его последние слова: я счастлив. что умираю за Отечество. Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории рус. флота". Напомним еще одну идею К., не выполненную не по его вине; она доказывает правил. стратегич. оценку К. обстановки после отказа от плана Босфор. эксп-ции. Корниловский план воен. действий указывал на необходимость захвата Синопа и Сизополя на Анатолийск. и Румелийск. берегах - лучших тур. портов, легко оборонявшихся с небольш. десант. силами и представлявших с Севастополем тот треугол-к передов. баз флота, между которыми рус. флот м. бы смело действовать, как в целях содержания блокады пролива, так и в борьбе за обладание морем. Эта идея, также не принятая Меншиковым, осталась истор. наследием К. для последующих поколений. (Материалы по обороне Севастополя, под ред.Дубровина; Жандр . Материалы для биогр. К.; Зайончковский . Вост. война 1853-56 гг.; Общ. мор. спис.; Арх. мор. мин-ства).

{Воен. энц.}

Корнилов, Владимир Алексеевич