Картины отражающие основные периоды вов. Роль искусства в годы великой отечественной войны

Люди всегда будут помнить войну и подвиги героев. Война затронула каждую семью, испытывая ей духовно и физически. Полное отчаянье от потерь, голод и при этом боевой дух, патриотизм, неистовая радость победы — всё это, конечно, не могло отразиться на творчестве того времени. Впрочем, и сейчас, прошлое находит свое отражение в искусстве, пусть и не так ярко. Выдающиеся художники во время войны создавали шедевры, которые впоследствии прославили их на весь мир.

Картины времен отражают идеи и духовный настрой людей, живших в ту драматическую эпоху. Художники показывали в своих полотнах одновременно трагизм жестокой войны и героический подвиг народа, вставшего на защиту родной страны. Созданные в разных направлениях, они объединяют стремление художников отразить эмоциональный фон, основой которого было обострённое чувство патриотизма. Авторы использовали различные стили: бытовой, жанровый, пейзажный, портретную живопись, исторический реализм.

Живопись этого периода

Каждая картина о Великой Отечественной войне - одновременно символ, призыв и отражение эмоций. Многие полотна были созданы непосредственно в военные годы. Они передавали зрителям мощный патриотический посыл.

Например, картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942). На холсте - фашистский самолёт, из которого лётчик стреляет по полю со стадом и маленьким пастушком. Картина выражает гнев, понятный любому советскому человеку, ненависть к бессмысленной жестокости врага.

Многие полотна внушали призыв, вдохновляли людей на самопожертвование во имя родной страны. Таково произведение А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Написанная непосредственно в ходе военных событий, эта картина о Великой Отечественной войне показывает уличный бой в Севастополе. Противостояние бойцов-черноморцев и фашистов на холсте - символ отчаянного мужества советских людей.

Знаменитое полотно «Таня», созданное Кукрыниксами в 1942 г., изображает подвиг замученной фашистами юной партизанки Зои Космодемьянской. Картина показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян, циничную жестокость немцев.

Жанровая живопись эпохи

Великая Отечественная война в картинах представлена не только батальными сценами. Множество полотен показывают короткие, но пронзительные сюжеты из жизни людей в пору тяжёлых испытаний.

К примеру, полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944) показывает сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.

Ещё одна о Великой Отечественной войне — «Ленинград. Зима 1941-1942. Очередь за хлебом» (Я. Николаев, 1942).


Измученные голодом люди, ожидающие хлеба, мёртвое тело на снегу - таковы были жуткие реалии блокадного города-героя.

Знаменитое полотно «Мать партизана» (М. Герасимов, 1943) показывает гордость и достоинство русской женщины, её моральное превосходство над фашистским офицером.

Портретная живопись

Портретная тема в сороковых годов несла на себе общую для искусства тех лет идею. Художники писали полководцев-победителей, героических тружеников, солдат и партизан. Простых людей писали, используя средства реализма и символизма. Портреты военачальников были парадными, например, портрет маршала Г. К. Жукова (П. Корин, 1945). Ф. Модоров написал целую серию портретов партизан, а В.Яковлев - изображений простых солдат.

Если обобщить, картина о Великой Отечественной войне в какой-то мере отражает характерную для того времени советскую идеологию. Но главная их мысль - гордость за воинов и тружеников, сумевших ценой огромных жертв победить и сохранить человеческие черты: гуманизм, веру, национальное достоинство.

Великая Отечественная войнаочевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.

Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на следующий день после нападения фашистов. Художники работали во многих направлениях - выпускали политические плакаты для фронта и тыла (задача - вдохновлять людей на подвиг), на фронте сотрудничали во фронтовых газетах, различных редакциях (тут важна роль студии военных художников имени М. Грекова). Кроме того, они создавали произведения для выставок, «выполняя обычную для советского искусства роль общественного пропагандиста» . В этот период было проведено две большие всесоюзные выставки - «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл», а в 1943 году была устроена выставка к 25-летию Советской Армии, где были представлены лучшие произведения о военных событиях. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок. Художники-блокадники Ленинграда также выполняли свою миссию: см. например созданный ими и регулярно выпускавшийся журнал «Блокадный карандаш».

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ. Над ним трудились и старые мастера, сложившиеся в годы Гражданской войны (Д. Моор,В. Дени,М. Черемных), и мастера следующего поколения (И. Тоидзе, «Родина-мать зовет!»;А. Кокорекин, «За Родину!» (1942);В. Иванов, «Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943);В. Корецкий, «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).Окна ТАСС, в которых сотрудничали Кукрыниксы и многие другие, были важным явлением.

Станковая графика

Графики-станковисты тоже создавали в этот период значительные произведения. Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений. Обострилось восприятие окружающего, поэтому создавалось большое количество взволнованных, трогательных, лирических и драматических образов.

Многие художники-графики участвовали в военных действиях. Юрий Петров, автор «Испанского дневника», погиб на финском фронте. Во время ленинградской блокады погиблиИван Билибин,Павел Шиллинговский,Николай Тырса. Были убиты художники, ушедшие добровольцами на фронт -Никита Фаворский, А. Кравцов,Михаил Гуревич.

Для станковой графики того периода стало особенностью серийность, когда цикл произведений выражал единую идею и тему. Большие серии начали возникать в 1941 году. Многие из них заканчивались после войны, соединяя настоящее и прошлое.

Леонид Сойфертиссоздает две серии рисунков: «Севастополь» и «Крым». Он был в Севастополе начиная с первых дней войны, уехав на фронт в качестве военного художника, и пробыл все годы войны на Черноморском флоте. Его бытовые зарисовки становятся частью военной эпопеи. Любопытен его лист «Не́когда!» (1941) - с матросом и уличными чистильщиками. Лист «Фотография для партдокумента» (1943) изображает матроса и фотографа, тренога которого стоит в воронке от бомбы.

Дементий Шмариновсоздал серию рисунков «Не забудем, не простим!» (1942) углем и чёрной акварелью - с характерными трагическими ситуациями первого года войны. Из них наиболее известны «Мать» над телом убитого сына и «Возвращение» крестьянки на пепелище, а также «Казнь партизанки». Тут впервые появляется тема, которая потом станет для искусства военных лет традиционной - советский народ и его сопротивление агрессии, гланый эмоциональный смысл серии - страдания народа, его гнев и героическая сила, «предрекающие» поражение фашистов.

Алексей Пахомовсоздал своего рода графическую сюиту «Ленинград в дни блокады», созданная им во время пребывания в городе. Начата в 1941 году, первые шесть листов показаны на выставке военных работ ленинградских художников в 1942, затем работал на ней после войны. В итоге серия составила три десятка крупных литографий, а сюжеты, помимо жизни горожан в дни блокады, включали этап освобождение, восстановление города, радости жизни. Из них можно перечислить «На Неву за водой», «Салют в честь прорыва блокады».

Помимо серий создавались и отдельные рисунки и гравюры: берлинские акварели Дейнеки «Берлин. Солнце» и «В день подписания декларации» (1945).

ВОВ стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино.

Литература – орудие борьбы

Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны. Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, ЧТО несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы. Можно выделить черты литературы военных лет:

  • Сочетание публицистического и художественного осмысления происходящего;
  • Максимальный учёт обстановки в театре военных действий и в тылу;
  • Мобильность в отклике на события.

Основные литературные жанры и произведения

В Великую Отечественную войну особенного расцвета достигли такие жанры, как очерк (П. Лидов – «Таня»), баллада (Н. Тихонов, К. Симонов), поэма (А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма»), лирическое стихотворение (А. Ахматова, Б. Пастернак) и др. Во время войны были популярны малые жанры, так как люди ценили быстроту отклика на военные события: писатель мог не успеть закончить своё произведение, как и люди могли не успеть прочитать его до конца…

Одно из самых прославленных произведений военного времени – «Василий Тёркин» А. Твардовского. В главном герое поэмы запечатлены все лучшие черты русского человека. Тёркин – простой добрый парень с щедрым сердцем, любящий жизнь и смотрящий вперёд с оптимизмом, он храбрый, но совершенно негордый. Это собирательный образ бравого, стойкого и жизнерадостного русского солдата.

Богатый литературный опыт тех лет показал, какой могучей и возвышающей силой может стать правдивое слово, направленное на борьбу за идеал. Литература 40-х гг. показала нам патриотическое и гуманистическое начало, народность, сплочённость советских граждан. Героями многих произведений становились реальные люди, участники войны.

Живопись времён ВОВ

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Основные жанры и произведения живописи

Развивались следующие жанры:

  • Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);
  • Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);
  • Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).

Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.

Вдохновляющая графика

В графике процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» Все эти плакаты отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (Кукрыниксы). Плакат – один из ведущих жанров изобразительного искусства 40-х гг.

Кино – в деле защиты страны

И кинематограф не остался равнодушным к ужасным событиям тех лет. Были созданы документальные фильмы, хроника, кинорепортажи. Сюжетами для фильмов стала, опять же, борьба советского народа с захватчиками, показаны крупные сражения и нелёгкие будни трудящихся в тылу. Во время войны сняты такие известные художественные фильмы, как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца», слава которых не утихает и сегодня. Были сняты и документальные ленты: «Битва за Севастополь», «Берлин», «Разгром немецких войск под Москвой» и др.

Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Мы доказали себе и врагам, что наша страна и в нелёгкое время остаётся страной свободных и талантливых, никому не покорившихся писателей, художников, деятелей кинематографа.


Содержание
1. Введение. 4
2. Искусство в годы Великой Отечественной войны.
2.1. Кинематограф. 5
2.1.1. Военная хроника и киноновеллы.
2.1.2. Художественные фильмы.
2.2. Изобразительное искусство. 10
2.2.1. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы войны.
2.2.2. Живопись, скульптура, графика.
2.3. Музыка военной поры. 16
3. Заключение. 19
Библиография. 20

1. Введение
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа. Испытанием мужества, стойкости, сплоченности и героизма. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией - стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.
Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный «талант» русского народа раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.
Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. Не иссякал поток добровольцев на фронт. Десятки тысяч женщин, подростков, стариков встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших воевать мужей, отцов и сыновей.
Война с ее горем, потерями близких, страданиями, огромным напряжением всех духовных и физических сил народа и вместе с тем необыкновенным духовным подъемом отразилась на содержании произведений литературы и искусства периода военных лет. Мой реферат рассказывает о том огромном вкладе в великое дело Победы, которое внесла художественная интеллигенция, разделившая вместе со всем народом судьбу страны. В период работы над рефератом я изучила ряд статей и публикаций. Много интересного для себя я почерпнула в книге П. Топер «Ради жизни на земле…» Книга представляет собой широкое исследование мировой литературы, посвященной военной теме, рассказывает о произведениях этого периода, их идейной направленности и героях. Большой интерес вызвали сборники «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство», а также «История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период», познакомившие меня с известными мастерами кино, художниками, музыкантами и их работами. Учебное пособие для подготовки к экзаменам «Русская литература ХХ века» дало мне необходимую теоретическую базу. Также успешной работе над рефератом способствовали ресурсы Интернета.


2. Искусство в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

2.1. Кинематограф
243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера.
Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.
В первые месяцы войны Ленинградская, Киевская, Минская студии кинохроники оказались выведенными из строя. Оставалась Московская киностудия, которая стала организующим центром, сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны". Объединение хроникальных материалов в киножурналы и кинофильмы производилось в главном штабе - Центральной студии кинохроники в Москве.
Для нужд киногрупп, снимавших боевые действия наших лётчиков, командованием ВВС было выделено большое количество специальных узкоплёночных киносъёмочных аппаратов. Вместе с авиаконструкторами были найдены наилучшие места для установки их на самолётах: аппараты были спарены с авиационным стрелковым оружием и включались одновременно с выстрелом.
На фронтах Великой Отечественной войны работало около 250 кинооператоров. Основным ядром фронтовой кинохроники являлись операторы, закалённые на трудовых фронтах первых пятилеток, - Р.Кармен, М.Троневский, М.Ошурков, П.Палей. Но было и много талантливой молодёжи, впоследствии вошедшей в золотой фонд отечественной кинематографии, - В.Сущинский, Я.Лейбов, С.Стояновский, И.Беляков, Г. Бобров, П.Касаткин, Б.Небылицкий... Около полугода вела съёмки в партизанском соединении, действовавшем в тылу врага в Подмосковье, кинооператор М.Сухова. Не отрываясь ни на минуту от объектива камеры, снимал бой за освобождение советскими войсками станции Чоп, длившийся 5 часов, кинооператор Б. Пумпянский...
Каждому крупному сражению, имевшему этапное значение для хода Великой Отечественной войны, был посвящён отдельный полнометражный документальный фильм, а особо важным событиям - короткометражные фильмы или фронтовые выпуски.
Так, дни и ночи героической обороны Москвы фиксировались на плёнку операторами Центральной студии кинохроники. С ноября 1941 года студия приступила к выпуску киножурнала "На защиту родной Москвы". Первые бои с фашистской авиацией в небе столицы изо дня в день снимала группа операторов во главе с режиссёром М.Слуцким. Результатом стал фильм "Наша Москва", созданный летом 1941 года. Тот же режиссёр повторил приём, подсказанный М.Горьким для довоенного фильма "День нового мира". 23 июня 1942 года 160 операторов зафиксировали основные события 356-го дня войны на всех фронтах, а также работу тыла. Отснятые кадры были объединены в фильм "День войны".
Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И.Копалина и Л. Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года.
Последним документальным фильмом военных лет стала лента " Берлин" режиссёра Ю.Райлмана, созданная в 1945 году. Её демонстрацией открывался первый послевоенный международный кинофестиваль в Каннах. Французская газета "Патриот де Нисдю Сюд Эст" писала тогда: "Реализм "Берлина" граничит с галлюцинацией. Снимки с натуры смонтированы с удивительной простотой и создают впечатление реальности, которой достигло только советское кино... В "Берлине" победа достигается главным образом благодаря патриотизму, храбрости, выдержанности человека. "Берлин" дает нам чудесный урок кинематографического искусства, и несмолкаемые аплодисменты критиков и публики являются лучшим свидетельством этого".
Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров "Союзкиножурнала" и журнала "Новости дня". 14 документальных фильмов - среди них "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Берлин" - были удостоены Государственной премии СССР.
За создание кинолетописи Великой Отечественной войны Центральная студия кинохроники в 1944 году была награждена орденом Красного Знамени. За документально- публицистическую эпопею "Великая Отечественная", состоявшую из 20 полнометражных фильмов, большому коллективу её создателей во главе с художественным руководителем и главным режиссёром Р.Карменом, впоследствии Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР, в 1980 году была присуждена Ленинская премия.
Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны... Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Мраморный пилон с именами погибших документалистов киностудии "Мосфильм" высится на территории студии. А рядом - скульптурная композиция, представляющая собой бетонный блок рваной формы с горельефными изображениями героических эпизодов войны, выполненная скульптором Л.Берлиным, архитекторами Е.Стамо и М.Шапиро и установленная здесь в мае 1965 года.
Иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.
Война поставила сложные задачи перед советской кинематографией. Решая их, работники кино проявили большое мужество и солдатскую доблесть. Уже 22 июня 1941 г. кинооператоры-документалисты произвели первые боевые съемки, а 25 июня в «Союзкиножурнал» № 70 был включен первый военный эпизод.
Выдающуюся роль в документации событий войны, в создании оперативных военных кинорепортажей и больших документально- публицистических фильмов о сражениях и походах сыграла Московская киностудия хроники. Студия объединила многих творческих работников художественного кино. Создав в Москве своеобразный штаб - Центральную студию хроники, кинодокументалисты организовали при каждом фронте киногруппы.
Видное место в работе документалистов заняла тема обороны Москвы, героических подвигов москвичей. Уже летом 1941 г. режиссер М. Слуцкий выпустил фильм «Наша Москва». Осенью были сняты фильм о праздничном параде на Красной площади и специальный выпуск «На защиту родной Москвы». Полнометражный публицистический фильм «Разгром немецких войск под Москвой», смонтированный режиссерами И. Копалиным и Л. Варламовым из киносъемок десятков операторов, стал этапом в развитии документального кино. За этим фильмом последовали произведения об обороне Ленинграда, об эпопее на Волге, о партизанах, о битве за Украину, а позднее, в 1944-1945 гг., об освободительном походе Советской Армии, о взятии Берлина и о разгроме империалистической Японии. Эти и многие другие фильмы были созданы в подавляющем большинстве московскими режиссерами и кинооператорами. Немало славных «бойцов с киноаппаратами» погибло на фронте.
Большую плодотворную работу провела и Московская киностудия научно-популярных фильмов. Выполняя высокую миссию пропаганды научных и общественно-политических знаний, киностудия в годы войны была реорганизована на военный лад, переименована в Воентехфильм. Режиссеры В. Сутеев, В. Шнейдеров и другие создали фильмы «Немецкая оборона и ее преодоление», «Пехота в бою», «Уничтожай танки врага!»; режиссеры П. Мосягин, И. Свистунов сделали много полезных военно-медицинских картин. Были сняты инструктивные фильмы для населения по борьбе с пожарами, о поведении во время вражеских налетов, об оказании первой помощи пострадавшим от бомбежек.
В первые же дни войны на московской студии Мосфильм начали сниматься короткие киноновеллы, своеобразные киноплакаты о войне. Среди них были и сатирические (Сон Гитлера о поверженных псах-рыцарях, Наполеоне, оккупантах 1918г. и прочих горе-завоевателях), и героические (о подвигах советских разведчиков, пограничников, танкистов). Героями некоторых новелл были известные, любимые народом киногерои: Максим, почтальон Стрелка, три танкиста; в других появлялись новые герои, которым суждена была долгая экранная жизнь: бравый солдат Швейк, ловкий и бесстрашный солдат - кашевар Антоша Рыбкин - «родной брат» Василия Теркина. В киноновеллах широко использовался материал довоенных фильмов об Александре Невском, Петре I, В. И. Чапаеве. Эти киноновеллы, снятые в первые же месяцы войны на московских киностудиях «Мосфильм» и им. А. М. Горького, а также на «Ленфильме», затем объединялись в полнометражные «Боевые киносборники» под общим заглавием «Победа за нами!»
Перед художественной кинематографией стояла и вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, все ценные художественные фильмы, начатые производством до нападения фашистов на СССР. И такие картины были закончены. Это «Свинарка и пастух», «Машенька», «Романтики» и другие фильмы.
Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.
Кипучая кинематографическая деятельность не прекращалась в Москве ни на одну минуту. Однако в наиболее тяжелые дни, когда бои шли в нескольких десятках километров от нашей столицы, художественные киностудии из Москвы было решено эвакуировать. В Алма-Ате московские кинематографисты создали свои основные произведения военного времени.
Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута. В центре стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, поднявшего людей на смертельную схватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнении замечательного актера В.Ванина по праву открыл галерею масштабных, ярких характеров советского кинематографа военных лет.
Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась прежде всего в создании героического, подлинно народного характера русской женщины - Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой.
Напряженные поиски новых характеров, новых способов их решения увенчались успехом в фильме «Радуга» (1943) с актрисой Н.Ужвий в главной роли, поставленном М. Донским по сценарию Ванды Василевской и снятом на Киевской киностудии. В этом произведении были показаны трагедия и подвиг народа, в нем появился коллективный герой - вся деревня, ее судьба стала темой фильма. Впоследствии этот фильм получает мировое признание и становится первым советским фильмом, получившим «Оскар». Наталья Гебдовская, актриса киностудии им. Довженко, рассказывала в своих воспоминаниях, что «рыдала, слушая по радио эту повесть», и что актеры были счастливы хоть как-то поучаствовать в постановке этого фильма. Через несколько месяцев после выхода фильма американский дипломат Чарльз Болен переводил «Радугу» Рузвельту в Белом доме. Рузвельт был крайне взволнован. Его слова после просмотра фильма были: «Фильм покажут американскому народу в подобающем ему величии в сопровождении комментариев Рейнолдса и Томаса». После этого он спросил: «Чем мы можем сейчас, немедленно им помочь?».
Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «Во имя Родины».
Немалую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с фашизмом сыграла экранизация произведений К. Симонова, осуществленная режиссером А. Столпером (кинофильм «Парень из нашего города»), пьесы А. Корнейчука «Фронт» (режиссеры Г. и С. Васильевы).
О трудовых подвигах, совершаемых советскими людьми, особенно женщинами, в тылу, на заводах и в колхозах, рассказывали фильмы «Большая земля» режиссера С. Герасимова, «Родные поля» режиссера Б. Бабочкина по сценарию М. Падавы, «Жила-была девочка» режиссера В. Эйсымонта.
В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться в свои московские павильоны. Первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В. Петрова) с А. Диким в заглавной роли.
Для ознакомления частей действующей армии с последними достижениями исполнительского искусства был разработан и приобрел популярность жанр фильмов-концертов, в которых по тематическому, национальному или иному принципу объединялись музыкальные, театральные, балетные и эстрадные номера. Продолжалась работа и над экранизацией литературных произведений («Свадьба» и «Юбилей» по А. П. Чехову, «Без вины виноватые» по А. Н. Островскому). Было поставлено несколько историко-революционных фильмов.
Итак, война явилась трудным, но плодотворным периодом в жизни кинематографистов. Мастера «Мосфильма» и «Союздетфильма» оперативно отвечали на запросы своих зрителей, правдиво и страстно отражали в своих фильмах образы героев великой войны, продолжали и развивали традиции советского киноискусства. Широкое развитие хроникально-документальной кинематографии с ее правдивым, точным и вместе с тем подлинно художественным изображением всех важнейших военных событий помогло занять почетное место в советской культуре особому виду киноискусства - образной публицистике.


2.2 Изобразительное искусство

2.2.1. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны ощущался высокий национальный подъем, единство народов СССР. Во всех отраслях экономики и культуры, а так же военной промышленности были достигнуты высокие результаты, общество мобилизовалось и работало для победы. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. 900 человек - членов Союза художников сражались на фронтах, были солдатами. Пять из них стали Героями Советского Союза.
В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала ситуация: революция, гражданская война, колоссальное строительство, война против фашизма. Власть ставила перед народом великие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти.
Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.
У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.
«...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и «Окон ТАСС». Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.
Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...», - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.
Из-за нехватки времени не все плакаты были выполнены качественно, но, несмотря ни на что, они несли большое и искреннее чувство, потому что перед лицом смерти и страданий нельзя было солгать.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.
В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники, которые ни до войны, ни после войны не занимались плакатом.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
«В первоначальном варианте, - рассказывается в книге «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство», - штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками.
Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части. Подобное решение помогает более глубокому раскрытию содержания, повышает выразительность произведения».
Кроме упомянутого, с 22 по 29 июня 1941 года из печати вышли плакаты Н. Долгорукова «Так было… Так будет!», «Сметем с лица земли фашистских варваров», Кукрыниксов «Наполеон потерпел поражение, тоже будет и с зазнавшимся Гитлером», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!».
Сатирический плакат во время войны был очень популярен. Он соединил в себе традиции плаката гражданской войны с достижением политической газетно-журнальной карикатуры 30-х годов. Художники умело использовали язык метафоры, сатирические иносказания, плоскость белого листа, на котором четко вырисовывался силуэт фигур и хорошо читался лозунг. Популярны были сюжеты противостояния сил: злой агрессивной и справедливой защищающей.
Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов: Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»; Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали – веселились, отступали – обслезились»; Н. Долгоруков «Так было… Так будет!»; Кукрыниксы «Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти!». Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» Кукрыниксы представили сцену из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же он - силач с большими бицепсами.
Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма» и другие. Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами ТАСС».
и т.д.................

В годы Отечественной войны художники, графики, скульпторы, как и весь советский народ, воевали штыком и пером. С первых дней объявления войны в газетах, журналах, агитационных листках и листовках появились карикатуры и плакаты, зовущие на борьбу с фашистами. Художники и скульпторы также делали всё, что могли, для фронта и для победы. В период войны были созданы яркие по художественному и эмоциональному восприятию произведения изобразительного искусства, которые и сегодня взывают к патриотизму, не оставляя зрителей равнодушными.

Проникновенный язык военного плаката

Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.

Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:

  • художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
  • Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
  • В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».

Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.

Острое перо карикатуры

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.

Военная станковая графика

В военный период активно развивается станковая графика. Этот динамичный и лаконичный по художественным средствам и приёмам вид изобразительного искусства не требовал специальных художественных материалов. Карандаш, уголь всегда были под рукой и позволяли художнику делать рисунки, документируя увиденное и свои впечатления на бумаге.

Классикой жанра стали зарисовки М. Сарьяна, литографии Верейского, акварельные рисунки А. Фонвизина, гравюры С. Кобуладзе. Жизнь блокадного Ленинграда отражена в гуашах художников Я. Николаева и М. Платунова, в акварельных и пастельных рисунках Е. Белухи и С. Бойма. Серия графических зарисовок Дм. Шмаринова «Не забудем, не простим!» была начата 1942 г. в освобожденных от фашистов городах. Выполнена углём, чёрной акварелью.

Военные будни и быт запечатлели рисунки Л.В. Сойфертиса в чёрной акварели. Серии «Севастополь», «Крым», «Кавказ» создавались с 1941 по 1944 годы. Жанровые картинки наполнены гордостью за советских людей, оптимизмом, прославляют боевой дух народа.

Отечественная война и её герои в произведениях живописи

Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.

Одной из таких картин стал "Портрет партизанского командира" кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.

Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.

Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ

Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!

Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.

Монументальное искусство в годы Отечественной войны

В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.

Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них:

  • работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
  • И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
  • В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
  • Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.

В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.