Какие твердые согласные буквы в русском. Свод правил

2. Рассмотри предметы.

  • Произнеси каждое слово-название предмета. Послушай, какими звуками они различаются. Какой из них твёрдый, а какой - мягкий согласный звук?

Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки - так: [л"], [к"], [м"], [з"].

3. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.

  • Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р"], [в], [в"], [л], [л"], [м], [м"] в данных словах?
  • Спиши слова, в которых первый звук -мягкий согласный.

4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.

[м"этр] [лыжн"а] [кл"он]

  • Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.

5. Прочитай.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами


Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости : [б] - [б"], [д] - [д"], ... .

  • Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?
  • А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?
  • Догадайся, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».

6. Прочитай.

      В любом краю любой страны
      Ребята не хотят войны.
      Им в жизнь вступать придётся скоро,
      Им нужен мир, а не война...
      (Е. Трутнева)

  • Какая мысль выражена в стихотворении?
  • Спиши первое предложение. Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

7. Прочитай загадку. Отгадай её.

      Висит за окошком
      Кулёк ледяной.
      Он полон капели
      И пахнет весной.
      (Т. Белозёров)

  • Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнеси эти звуки.
  • Спиши первое предложение. Подчеркни в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
  • Выпиши из загадки слово, в котором есть три мягких согласных звука. Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки.

ре бя́та

8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?

  • Распредели слова в две группы: в первую - слова, где буква л обозначает мягкий согласный звук, во вторую - слова, где буква л обозначает твёрдый согласный звук.
  • Запиши слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук.

9. Прочитай.

      На св..те есть кот..та -
      Касьянка, Том и Плут.
      И есть у н..х хоз..йка,
      Не помню, как зов..т.
      Сказала р..з хоз..йка:
      «Схожу купл.. буква..,
      Неграмотный кот..нок -
      Невежда и дика..».
      (И. Токмакова)

  • Объясни, какие буквы пропущены в словах. Произнеси звуки, которые они обозначают.
    Почему ударный гласный звук [а] в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами?

10. Прочитай выразительно.

      На малютку сына
      Нежно мать глядела;
      Колыбель качая,
      Тихо песню пела:
      «Ай! уймись ты, буря!
      Не шумите, ели!
      Мой малютка дремлет
      Сладко в колыбели».
      (А. Плещеев)

    Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, быстро или медленно? А можно ли спеть стихотворение? Попробуй сочинить свою мелодию к колыбельной песне.
    Запиши выделенное предложение. Подчеркни в словах предложения буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами А, О, У, Ы, Э (КОМАР, БУСЫ). Мягкость согласных звуков обозначается гласными буквами Я, Ё, Ю, И, Е и мягким знаком (Ь)

1 .Запишите в алфавитном порядке буквы, которыми обозначается мягкость согласных звуков.

2 . Какие из следующих букв используются для обозначения твёрдости согласных звуков?

Д, О, Т, У, Ы, Ь, У, И, Н, Ч, Э, Ю, Я.

3 . Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

малина топор когда вечер

котёл перо вчера заря

дорога масло Томь сыр

малыш седоки река доска

буква сани лодка товар

комар одежда завод звезда

УДАРЕНИЕ.

Слог, который произносится с большей силой, чем другие слоги слова, называется ударным. Остальные слоги являются безударными.

1 .Спишите слова, поставьте ударение.

Портфель, алфавит, баловать, кружева, повторишь, щавель, углубить, пихта, молодёжь, подождала, облегчить, шофёр, мозаика, огниво, принять, фарфор, повторить, поняла, поняли, столяр, повторим, досуг, взяла, простыня, сняла.

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ, ШИ.

В сочетаниях ЖИ и ШИ пишется буква И.

1 .Запиши слова, вставив ЖИ или ШИ.

Ма..на, пру..на, ..ло, ры..ки, ти..на, о..бка, ре..ть, ..вотное, е.. , мы.. , но..к, эта.. , малы.., ер.. ., каранда.. , ланды..

2 .Вставь в предложение слово, с сочетаниями ЖИ или ШИ. Запиши предложения.

У лисы пушистый …. .

Медленно падают …. .

В саду расцвёл … .

В зоопарк привезли … .

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧА, ЩА.

В сочетаниях ЧА, ЩА всегда пишется А.

1 .Запиши слова, вставив нужное сочетание.

Видел гра.. , вызвал вра.. , пло..дка, встре.. , ..йник, полу..ть, два мя.. , ро.. , ..й, ка..й

2. Вставь в предложение слово, с сочетаниями ча или ща. Запиши предложения.

… друга в беде.

Из-за леса показалась чёрная … .

Зашумел в … ветер.

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ, ЩУ.

В сочетаниях ЧУ, ЩУ всегда пишется У.

1 . Запиши по образцу: стучать - стучу.

тащить - … трещать - …

искать - … кричать - …

пищать - … молчать - …

2. Запиши слова, вставив ЧУ или ЩУ.

Ска.. , хлопо.., кри.., у.. , сви.., ле.., та.., и.. , мол.. , бле..т, хле..т, ..деса, сту.. , та.. , тре..

СЛОВО И СЛОГ.

В каждом слоге есть один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять:

1) из одной гласной буквы (юла, яма, стая);

2) из одной гласной и одной или нескольких согласных (машина, стрела, стрелок).

Задания базового уровня.

1. Запишите и разделите слова на слоги.

Ручей, птенец, пенал.

Велосипед, гром, шило.

Огонь, книга, мотоцикл.

Ива, болото, далеко.

Ленивица, иволга, лисичка.

ПЕРЕНОС СЛОВ .

С одной строки на другую слово переносится по слогам.

Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Буква Й при переносе не отделяется от гласной (чай - ка, лу – жай - ка).

1. Запишите слова, разделив их чёрточками для переноса по образцу: ар - мия, ис – то - рия, хвой - ный.

Ирина, рисую, лейка, около, ручьи, игра, молоток, осина.

2 . Выпишите слова, которые нельзя переносить.

Юлия, урок, ослы, ясли, ушки.

Ива, школа, ишак, парта, яркий.

Берег, река, егерь, скамья, лошадь.

Лето, встреча, глина, город, ария.

3 . Выпишите слова, которые переносятся двумя способами. Например: кру - жочек и кружо - чек.

Ягода, лужайка, мастер, правило, стрелка, карандаши, километр, лошади, машина, загорать, мальчики, чайник.

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВАХ.

При переносе слов с двойными согласными одну из них оставляют на строке, другую переносят. Например: касс - са, групп - па, кол - лекция.

1 . Разделите слова чёрточками для переноса по образцу: кон - ный, весен - ний.

лимонный осенний Анна

оконный вагонное Римма

классное русский Геннадий

шоссе комиссия Алла

рассказ суббота Жанна

группа касса Инна

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ.

Предложение - это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

1 . Укажите номера строк, слова которых не составляют предложения.

1. Таня поливает цветы.

2. По вдруг грабли гусь.

3. Тяпка дятел город потому.

4. Труд кормит, а лень портит.

5. Солнце спряталось за тучу.

6. Люблю грозу в начале мая.

7. Свёкла зубило тетрадь десять.

2. Разделите текст на предложения. Запишите.

Меня зовут Петей я живу в большом новом доме у меня есть сестра Катя она учится во втором классе в нашем доме ещё живёт мальчик Вова он ходит в первый класс мы с Вовой очень большие друзья.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Предложение, в котором о чём - либо спокойно сообщается, называется повествовательным. В конце повествовательного предложения ставится точка. Предложение, которое произносится с чувством, называется восклицательным. В конце него ставится восклицательный знак. Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным. В конце него ставится вопросительный знак.

1. А) Выпишите повествовательные предложения.

Б) Восклицательные предложения.

В) Вопросительные предложения.

Рыбаки вышли в открытое море.

Какая сегодня погода?

Сколько дней осталось до каникул?

Как хорошо было в походе!

Кто идёт с нами в музей?

Ветер по морю гуляет.

Встаёт заря во мгле холодной.

Пусть мир торжествует на свете!

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ.

Гласные буквы А, О, Е, Я, И в безударных слогах нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы безударный гласный стал ударным. Примеры: часы - час, река - реки, гроза - грозы.

1 .Спишите и подчеркните гласные, которые нужно проверять.

Стена, сосна, скала, гора.

Стрела, река, трава, слова.

Доска, гроза, часы, дома.

Зима, волы, грачи, поля.

Хлеба, ножи, гряда, стада.

2 .Запиши, вставь пропущенную безударную гласную.

Вр..чи - врач, ш..ры - шар.

Сл..ны - слон, р..га - рог.

Хв..сты - хвост, кр..я - край.

С..мы - сом, ст..лбы - столб.

М..сты - мост, сл..ды - след.

3. Вставь пропущенную гласную, рядом запиши проверочное слово.

А) Хор..шо, в..сенний, з..ма, цв..тут, ..сенний, пр..мой, ш..рокий, б..льшой, л..сной.

Б) Л..сные жители встр..чают в..сну.

Разлившаяся р..ка зат..пила н..зины.

В..сенние ветры быстро раст..пили сн..га.

Пот..нул(я, и, е) в..терок, воду морщит, р..бит.

С г..ры б..жит поток проворный.

4. Укажите гласные, которые надо проверять.

Встречаем гостей. Летим над лесами, полями, морями. За окном потемнело. Прилетели синицы. Во дворе ледяная горка. Покатились с горы.

5 .В подчёркнутых словах укажите гласные, которые надо проверять.

Я спешу в кино. Сорока трещит . Ночной поезд. Оса влетела в окно. Льётся речка - мы лежим. Лёд на речке - мы бежим. Большая стройка. Кормушки для птиц.

6 .Спишите и вставьте пропущенные буквы; объясните их написание.

Давно не было д...ждя. Цв...ты склонили свои г...ловки. Листья на д...ревьях поблёкли. Но вот пронёсся ветер. Закружилась по дороге пыль ст...лбом. Зак...чались деревья и кусты. Раздался д...лёкий раскат грома. Полил сильный дождь.

Звонкие Б В Г Д Ж З Парные глухие П Ф К Т Ш С звонкие Л М Н Р Непарные глухие Х Ц Ч Щ Всегда твердые Ж Ш Ц Всегда мягкие Й Ч Щ Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают мягкость или твердость согласной, после которой они cтоят. Согласные буквы Л М Н РЙ - сонорные звуки




















Запомни В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется. дочка каменщик спорщик Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я платье ручьи обезьяна Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я подъезд подъем объяснение


Приставки без- воз- вз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными. взлет безводный раздавать Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными. воспитание вспомнить испугать Правописание предлогов





ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. ГЛАГОЛ отвечает на вопрос что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. МЕСТОИМЕНИЕ указывает на предметы, но не называет их. Части речи





Падежи имён существительных Название падежа Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги И. п.есть кто? что? Р. п.нет кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Д. п.дать подойти к кому? чему? к, по В. п.вижукого? что? под, за, про, через, в, на Т. п.доволенкем? чем? за, между, над, под, с П. п.думаюо ком? о чем? в, о, об, на, при





Число и род имён прилагательных Число род имён прилагательных определяется по числу и роду имен существительных, с которыми оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спелый плод высокий потолок спелые плоды высокие потолки Женский род газовая плита синяя блузка газовые плиты синие блузки Средний род короткое расстояние летнее платье короткие расстояния летние платья


Вид глагола Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил. Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит. ЗАПОМНИ! Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не написал.








Морфологический разбор глагола Морфема (от греч. morphe «форма») – минимальная значимая часть слова: корень, суффикс,приставка, окончание. Морфология (от греч. morphe «форма», lоgos « учение, наука») – раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в слове. Например: 1) Читал (что?) книгу -сущ. 2) Нач.форма - книга. 3) Признаки существительного (всё, что знаем о данной части речи: род, число, падеж и т.д.) 4) Читал (что?) книгу (подчёркиваем, как дополнение)


Местоимение Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их. Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Указательные местоимения этот, это, эта, эти Вопросительные местоимения кто, что, какой, который, чей, сколько Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей Неопределенные местоимения кто-то, что-то, кто-нибудь, что- нибудь, кое-что, кое-кто





Наречие Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество. в-, за-, на- имеют на конце букву о до-, из-, с- имеют на конце букву а вправо налево издавна дотла На конце наречий после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж).


Союз Союзы – это служебные части речи, которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Взошло солнце и осветило все вокруг. Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее. Видит око, да зуб неймет. В лесу растут грибы и ягоды.


Виды предложений По интонации ВосклицательноеНевосклицательное Мне подарили щенка!Мне подарили щенка. По цели высказывания ПовествовательноеВопросительноеПобудительное На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее. По наличию второстепенных членов НераспространённоеРаспространённое Весна пришла.Пришла долгожданная весна


Синтаксический разбор предложения В СИНТАКСИСЕ (от греч. syntaxis) изучаются сочетания слов, типы этих сочетаний, формы связи между словами в словосочетании и предложении, строение предложений, структурные типы предложений. Характеризуем предложение по цели высказывания (повествовательное,побудительное, вопросительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное), по количеству грамматических основ (простое, сложное), распространённое и нераспространённое. Союзы обводим в кружок, над каждым словом подписываем часть речи.


Члены предложения Главные ПодлежащееСказуемое Кто? Что? (существительное, местоимение) Что делает? (глагол) мальчик, онрисует Второстепенные ОпределениеДополнениеОбстоятельство прилагательноесуществительноенаречие, существительное Я читаю интересную книгу. Я встретил друга.Мы пошли быстро. Утром светило солнце.

В отличие от глухости / звонкости, твёрдость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами.

Мягкость согласных обозначается следующим образом.

Для парных по твёрдости / мягкости согласных мягкость обозначается:

1) буквами я, е, ё, ю, и : мал – мял, мол – мёл, пэр – перо, буря – бюро, мыло – мило (перед е в заимствовании согласный может быть твёрдым: пюре );

2) мягким знаком – в конце слова (конь ), в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька ), после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым (весьма, раньше ), и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твёрдых (серьги – ср. серьга ) .

В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве ), потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.

Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши с а ».

Твёрдость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка ), написанием после согласного букв а, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр ); в некоторых заимствованиях твёрдый согласный произносится и перед е (фонетика ).

Твёрдость непарных твёрдых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи и ши , орфографических привил о написании и и ы после ц (цирк и цыган ), о и ё после ж и ш (шорох и шёпот ).

43. Речевой поток и его сегменты. Фонетич. Фраза - самая крупная фонетическая единица. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фраза распадается на такты.

Фонетич. Такт - это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные слова примыкают к слову, имеющему ударение, спереди и сзади, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклиза, а само примыкающее спереди слово - проклитика. Примыкание сзади называется энклизой, а примыкающее слово - энклитикой.

Фонетич. Слово представляет собой отрезок текста, который выделяется по каким-либо фонетическим признакам. Главным признаком фонетического слова является его цельнооформленность, которая на звуковом уровне достигается определенными фонетическими средствами в зависимости от типа языка. Эти фонетические средства не позволяют фонетическому слову «рассыпаться» в звуковом потоке речи. Такими средствами могут быть, например, ударение, связанное с ним чередование ударных и безударных гласных - во флективных языках; явление сингармонизма - в агглютинативных языках; слоговой акцент - в изолирующих языках (в последнем случае речь идет о цельно-оформленности не столько слова, сколько слога, совпадающего с морфемой и зачастую являющегося словом).

Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовывать слог. Определение слога представляет собой определенную теоретическую сложность, существует несколько теорий слогораздела. Слоги разделяются на звуки. Звук речи - часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.

44. Роль ударения в современном русском языке. Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо .

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги – ноѓи.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение , однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"́а], он-то [́онта];

2) смыслоразличительную – ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука – муќа, з́амок – зам́ок ,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли – земл́и .

45. Общие правила русской орфоэпии. Термин «орфоэпия » употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов (ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што ], [каво ], [хадил ], [учицца ] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи.

1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговор И ли, х О дим, см Е лый, б Е лый, н О сим ). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному.

2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [в А да ], [х А р А шо ], [к А сили ], [гор АТ ], а писать - вода, хорошо, косили, город .

3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [в И сна ], [пас И вная ], [пл И сать ], [п И р И сматрели ], а писать - весна, посевная, плясать, пересмотрели .

4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [ду П ], [гора Т ], [хле П ], [маро С ], [даро Ш ка ], [гри П ки ], [про З ьба ], [мала Д ьба ], [ре С кий ], а пишется - дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба .

5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [дру К ], [кни К ], [сапо К ], [мо К ], а пишется - друг, книг, сапог, мог и т. д.

6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Ж жечь ], [Ж жаром ], [бе ЖЖ изненный ], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный . В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щ астье ], [Щ ет ], [Щ итать ], а пишется - счастье, счет, считать .

7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [кане ШН а ], [ску ШН а ], [яи ШН ица ], [скворе ШН ик ], [Никити ШН а ], [Савви Ш на ], [праче ШН ая ], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная . В некоторых словах допускается двоякое произношение - булочная -[було ШН ая ], молочный - [моло ШН ый ], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной).

8. Слова что, чтобы произносить следует как [што ], [штобы ].

9. При стечении ряда согласных - рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем:сердце, честный, лестница, счастливый , а произносим [се РЦ е ], [че СН ый ], [ле СН ица ], [ща СЛ ивый ].

10. Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [красн АВА ],[син ИВА ], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего.

11. Окончания -ться ,-тся (учиться, учится) произносятся как -цца [учи ЦЦ А ], [смея ЦЦ А ], [встрича ЦЦ А ].

12. В начале слов буквы э - е пишутся в соответствии с произношением (этот, эхо, эталон, эксперимент; ехать, ест, егерь).

В ряде иноязычных слов после согласных и и пишетсяе , хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр).

В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произноситсяе (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы).

В русских словах после ж, ш, ц произносится э , а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце). Орфоэпические словари . 1) Среди орфоэпических словарей выделяется словарь-справочник «Орфоэпический словарь русского языка (произношение, ударение, грамматические формы под редакцией Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987 (около 63500 слов).

2) "Рус. лит. произношение и ударение. Словарь-справочник", под ред. С.И. Ожегова и Р. И. Аванесова, (1959), 52 тыс. слов. 3) Самый полный орфографический справочник – под редакцией С.Г. Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (1956, 1977, около 106 тысяч слов). В словаре содержится необходимая грамматическая характеристика слов и их форм, а также приводятся произносительные, словообразовательные и лексические варианты слов, если вариантность связана с правописанием.

46. Понятие о варианте произношения. Изменение орфоэпии в 20-21 вв.

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

1) произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж"] на месте сочетаний жж, жд, зж ,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р"]ем, [т"]ермин, му[з"]ей, ши[н"]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р"]есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задаётся списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы , с [шн] – слова конечно, скучный , в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч"н"]ик и двое[шн"]ик, було[ч"н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж"], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд : дрожжи, вожжи, езжу, дожди : [др́ож"и], [в́ож"и], [й"́эж"у], [даж"́и]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([др́ожы], [й"́эжу]), на месте сочетания жд в слове дожди – [жд"] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ"] и [дошт"]).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [щ"]: барабанчик [бараб́ан"ч"ик], барабанщик [бараб́ан"щ"ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [л́афк"и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н"] и [т"], [з] перед [н"] и [д"]: кость [кос"т"], песня [п"́эс"н"а], жизнь [жыз"н"], гвозди [гв́оз"д"и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв"], [дв"], [св"], [зл"], [сл"], [сй"] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв"эр"] и [д"в"эр"], съем [сй"эм] и [с"й"эм], если [й"́эсл"и] и [й"́эс"л"и]).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причём из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звон́ишь, звон́ит . Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тв́орог и твор́ог . Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткал́а и тќала , кос́у и ќосу.

С этим же связано различие в произношении безударных гласных: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м"ир́ы], село [с"ил́о], пятёрка [п"ит"́орка]. В безударном слоге после твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквой е (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

Звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас ), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс"ич"а] и [т́ыщ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).Орфоэпические словари . под редакцией Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987 (около 63500 слов). Самый полный орфографический справочник – «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г. Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (1956, 1977, около 106 тысяч слов).

47. Графика как наука. Предмет и задачи. Алфавит. Виды букв. Небуквенные графические средства. Прикладной раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками в том или ином письме, называется графикой (от греч. grafo – пишу). Термин «графика» имеет и другие значения: 1) совокупность начертаний данной письменности; 2) отношение букв к звукам.
Графика как раздел языкознания состоит из двух подразделов. Один из них изучает графические средства, а другой – соотношение между буквами и звуками. Основными средствами графики современного русского языка являются:

– буквы; – небуквенные графические средства (знаки препинания, знак ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы (между словами, главами, абзацами и т.п.), шрифтовые выделения (курсив, разрядка и т.п.), подчёркивание, использование цвета.

Алфавит – совокупность расположенных в определенном порядке букв, используемых для фиксации и передачи на письме звуков определенного языка.
Современный русский алфавит состоитиз33 букв . Особенности букв русского алфавита:

1. Каждая буква алфавита имеет печатный вид и рукописный.

2. Может быть прописной и сточной.

3. Каждая буква имеет свое название, например, с элементам а, находящимся до согласной(ка, ча, ща) и с элементом э – после согласной (эс, эм, эл).

4. Буквы имеют комплексные названия: гласные (10), согласные (21), безгласные (2: ь, ъ).

5. Порядок расположения букв случаен.

48. Значение гласных букв и их обозначение на письме. В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э]. Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е .

Звук [а] может быть обозначен на письме буквами а (мал [мал]) и я (мял [м"ал]).

Звук [у] обозначается буквами у (буря [б́ур"а]) и ю (мюсли [м"́усл"и]).

Звук [о] обозначается буквами о (мол [мол]) и ё (мёл [м"ол]); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквы ё употребляется буква е , если это не мешает пониманию смысла слова.

Звук [ы] обозначается буквой ы (мыло [м́ыла]) и и – после ж, ш и ц (жить [жыт"], шить [шыт"], цирк [цырк]). Звук [и] обозначается буквой и (Мила [м"́ила]). Звук [э] обозначается буквой е (мера [м"́эра] или – после твёрдого согласного в некоторых заимствованиях – э (мэр [мэр]).

Безударные гласные. В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением, – более кратко и с меньшим мускульным напряжением органов речи (этот процесс в лингвистике называется редукцией). В связи с этим гласные без ударения меняют своё качество и произносятся иначе, чем ударные. Кроме того, без ударения различается меньшее количество гласных, чем под ударением: различающиеся под ударением гласные в той же морфеме (например, в корне) в безударном положении перестают различаться, например: сама и сома – [сам́а], лиса и леса – [л"ис́а] (этот процесс называется нейтрализацией).

В русском языке в безударном положении различается 4 гласных звука: [а], [у], [ы], [и]. Безударные [а], [и] и [ы] отличаются в произношении от соответствующих ударных: они произносятся не только более коротко, но и с несколько иным тембром, что вызвано меньшим мускульным напряжением при их произношении и, как следствие, смещением органов речи к более нейтральному положению (положению покоя). Поэтому их обозначение при помощи тех же транскрипционных знаков, что и ударные гласные, в известной мере условно.

Звуки [о] и [э] в русском языке встречаются только под ударением. Исключение составляют лишь несколько заимствований (какао [каќао], каноэ [кан́оэ]) и некоторые служебные слова, например союз но (ср., например, произношение предлога на и союза но : Я пошёл на выставку, но выставка была закрыта ).

Качество безударного гласного зависит от твёрдости / мягкости предшествующего согласного звука.

После твёрдых согласных произносятся звуки [у] (рука [руќа]), [а] (молоко [малаќо]), [ы] (мыловар [мылав́ар], живот [жыв́от], желтеть [жылт"́эт"], лошадей [лашыд"́эй"]).

После мягких согласных произносятся звуки [у] (любить [л"уб"́ит"]), [и] (миры [м"ир́ы], часы [ч"ис́ы], лежать [л"иж́ат"]).

Как видно из приведённых примеров, один и тот же безударный гласный может отображаться на письме разными буквами:

[у] – буквами у (пустой [пуст́ой"]) и ю (бюро [б"ур́о]),

[а] – буквами а (жара [жар́а]) и о (постель [пас"т"́эл"]),

[ы] – буквами ы (мыслитель [мысл"́ит"ил"]), и (жизнь [жыз"н"]), а (жалеть [жал"́эт"] / [жыл"́эт"] – в некоторых словах после твёрдых непарных [ж], [ш], [ц] возможна вариативность произношения), е (железо [жыл"́эза]),

[и] – буквами и (пистон [п"ист́он]), е (медок [м"ид́ок]), а (часок [ч"ис́ок]), я (ряды [р"ид́ы]).

49. Отступление и ограничение от морфологического написания. Наряду с морфологическим принципом, который занимает ведущее положение в русском правописании, применяются так называемые фонетические написания, представляющие отступления от морфологического принципа. В этих случаях единство написания морфем не выдерживается и морфема в разных условиях своего употребления пишется по-разному.

На общем фоне морфологических написаний фонетические написания представляют небольшое количество разрозненных примеров. В написании корней:

1) передача на письме исторических чередований в области корневых гласных и согласных (ср.: заря - зори, расти - рост и др.; запереть - запирать, сжечь - сжигать и т.п.);

2) написание ы вместо и в корнях, начинающихся с и, после приставок (ср. искать - подыскать и т.п.);

В написании суффиксов:

1) написание о - е после шипящих в суффиксах имен существительных, прилагательных и наречий (ср.: орешек - грешок, грошовый - грушевый, ярче - горячо и т.п.);

2) написание ы после ц в суффиксе -ын прилагательных притяжательных (ср.: Сережин - сестрицын и т.п.);

3) написание о - е после ц в суффиксах прилагательных и глаголов (ср.: ситцевый - песцовый, танцевать - вытанцовывать).

В написании окончаний:

1) написание о - е в падежных окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц (ср.: кожей - межой, мужем - ужом, зайцем - яйцом и т.п.);

2) обозначение окончаний, начинающихся с гласного звука, в соответствии со слоговым характером графики (ср.: дном - днем, полом - полем и т.п.);

3) написание окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) (ср.: больной, красный, синий).

В написании приставок:

1) написание приставок с конечным з (ср.: разжать - расшить и др.);

2) написание приставки раз- с буквами о и я (ср.: распустить и роспуск);

3) написание только двух с и н при стечении трех звуков - в приставке или суффиксе (одного) и в корне (двух) (ср.: ссудный - бессудный, ванна - ванная и т.п.).

К нарушениям морфологического принципа правописания относятся также традиционные и дифференцирующие написания.

Традиционные написания, иначе исторические , являются пережитками прошлого, требующими для уяснения своего правописания справок из истории языка и письма.

В прошлом такие написания в большинстве случаев имели фонетический характер и вследствие изменения фонетической системы языка потеряли опору в произношении, стали необъяснимыми с точки зрения современных живых связей в языке. Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова, но могут и не соответствовать ей. Традиционным написанием, не мотивированным с точки зрения современных языковых закономерностей, является употребление буквы ц после твердых шипящих ж, ш и ц. В древнерусском языке, когда звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими, современное написание звукосочетаний [жи], [ши], [ци] (жить, шить, панцирь) соответствовало произношению. Вследствие проникновения в литературный язык аканья стали традиционными написания: калач, кавычки, карман, стакан, паром, славяне, ястреб т.п. Перечисленные слова имеют традиционное написание, противоречащее их этимологии. Дифференцирующими написаниями называются написания таких двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение. Такие написания помогают зрительно различать омофоны. Примерами дифференцирующих написаний являются: ожег (глагол в прош. врем.) и ожог (имя сущ.), туш (м. р.) и тушь (ж. р.), плач (имя сущ.) и плачь (пов. накл. глагола) и т.п.