Андрей Белый "Золото в лазури": анализ.

«Золото в лазури» — книга стихов Андрея Белого. В итоговой для раннего периода творчества книге Белый объединил стихотворения и лирические отрывки в прозе, написанные в 1900—1903 годах (вышла в свет в 1904 г. в Москве). Она — вместе с лирическим циклом А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» — воспринимается как уникальный памятник религиозно-философских и эстетических исканий младосимволистов.

В сборнике «Золото в лазури» отразилась напряженная духовная жизнь поэта «аргонавтического» периода его творчества. В начале века Белый воспринимает древнегреческий миф о путешествии героев Эллады на корабле Арго за золотым руном как остро современный. Странным образом он сопрягается в сознании поэта с эсхатологическими идеями В.С. Соловьева, возвестившего о конце всемирной истории, о борьбе с Антихристом, об осуществлении в конечном итоге мировой гармонии и окончательном слиянии земного и небесного начал. Устремления из обреченной и косной современности в будущее актуализировали для Белого (и людей близкого ему круга) образ корабля Арго. Символическое отплытие в будущее, искание «золотого руна» уподоблялось стремлению к солнцу. Это центральный лейтмотив сборника «Золото в лазури» Белого, особенно его первого раздела, одноименного общему заглавию. Белый подробно разрабатывает систему художественных метафор для построения утопии о стране солнца: «солнце» («золотое руно») — цель «путешествия» его лирических героев и одновременно их «щит»; «сияющие латники» летят к солнцу на «солнечных броненосцах». В стихах возникают ослепительные пейзажи неба, переданные в динамической смене оттенков света и цвета. Книгу характеризует яркость картины мира, избыточность и чрезмерность поэтического языка. Образы пира, кубков с вином, праздничного опьянения служат восторженно-вдохновенному воспеванию «страны солнца». «Золото в лазури» (и прежде всего — первый раздел) — книга молодая и дерзкая, проникнутая пафосом оптимистического дерзания, готовности к действию и подвигу. Важно отметить, что Белый сознавал себя «теургом», т.е. символистом-практиком, для которого собственная биографическая жизнь равнозначна произведению искусства. Художественное творчество имело для него ценность ровно в такой степени, в какой соответствовало жизненной практике, реальному и конкретному деланию будущего. Белый не столько писал стихи, сколько записывал, подобно хронографу, состояния своей души, ее дионисийские порывы. Сразу отмеченные современной критикой небрежность и формальное несовершенство его стихов были неотделимы от поразительно яркого и оригинального мировосприятия поэта, сознававшего себя в эти годы пророком «новой жизни».

Книга «Золото в лазури» Белого важна и в том отношении, что окончательно закрепила за Борисом Николаевичем Бугаевым его псевдоним — Андрей Белый. Белый цвет — это символ абсолютной полноты бытия. В стихах сборника отразилось переживание «белых начал» жизни, в которых воплощается, по словам самого поэта, «веяние наступающей великой эры пришествия Софии Премудрости и Духа Утешителя». «Выбор псевдонима, — пишет А.В. Лавров, — стал таким образом утверждением причастности совершающемуся «преображению» и помазанием на жизнетворческий подвиг». В непосредственной связи с псевдонимом воспринимается и внешний облик Белого. Многим он казался вестником иных миров, постоянно подмечалось его «ангелоподобие» и «светоносность».

Андрей Белый(Борис Бугаев)- 14 (26).10.1880— 08.01.1934.

1904 г. - сборник стихов «Золото в лазури». Первостепенная задача сборника передать настроение кружка «Аргонафтов» (московский кружок соловьевцев под предводительством Белого, туда еще входили Эллис, Петровский,Сергей Соловьев) в предчувствии грядущей «зари».Одна из главных идей кружка - жизнетворчество(жизнь, как произведение искусства).

В сборнике много метафизики и соловьевских идей.

Большое количество цветов(для Белого цвета имели символическое значение. Он потом напишет статью «Священные цвета», да и сам псевдоним: Белый-любимый цвет Владимира Соловьева-священный,утешительный цвет, гармония всех цветов).Для одного понятия красный-множество оттенков(пурпурный,алый,огненный).Сочетания по образцу Бальмонта - сложные эпитеты: красно-золотой. Много динамичных,а не статичных эпитетов - огневеющий, голубеющий.Цвета сравнив. С драг камнями(янтареющий)-близко модерну.

Много посвящений. Весь сборник посвящен матери. Открывается стихотворением Бальмонту. Вечный зов посвящен Мережковскому, Не тот - Брюсову, Воспоминание - Л.Д. Блок, Опала - самому Блоку.

Мотивы арлекинады жизни. Типичный образ Шута дополнен образом юродивого Христа ради, при том юродивый и скоморох не различаются у Белого, как в православной традиции. Получается цепь:скоморох-арлекин-безумец-дурак. Выступает как опасный двойник Христа, лже-Христос - стих Жертва Вечерняя(1903):

Стоял я дураком
в венце своем огнистом,
в хитоне золотом,
скрепленном аметистом —
один, один, как столб,
в пустынях удаленных, —
и ждал народных толп
коленопреклоненных…

Новаторство с точки зрения формы- Душа мира(1902г.)

тучкой несется,

беспечной,

улыбкой зыбкой

Грядой серебристой

летит над водою -

Лучисто-

волнистой

Солнце — предмет почти что языческого поклонения:

Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.

Стихотворение “Солнце” посвящено К. Бальмонту — автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое — согласно логике “возврата” — уже было! Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины” (“Старина, в пламенеющий час обуявшая нас миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым...” Вечный зов(1903г.)),

образы прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):

Блестящие ходят персоны,
Повсюду фаянс и фарфор,
Расписаны нежно плафоны,
Музыка приветствует с хор.(Опала 1903г)

Пепел - 1909г. В том же году выпущен сборник Урна.

В Пепеле эпиграф из из Некрасова(стих «Что ни год - уменьшаются силы…»). Сам сборник Некрасову и посвящен. Лейтмотив сборника - пессимизм при взгляде на современную Россию.

Просветы

Горемыки

Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.

Тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...”), смерти:

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...

«На рельсах», «Станция» - ощущение колеса, которое давит. (У Блока тоже колесо,но там есть надежда на некий выход.) У Белого жел дорога - то,что будет идти по тебе, давить.(У Некрасова хотя бы был подвиг на жел дороге).

Беспросветность, бессмысленность жизни - «Бессмыслица дневная, сменяется ночной»(«Телеграфист»)
Герои Белого без смысла бытия. Нет ни цели, ни смысла.

Лирич герой чувствует свою неприкаянность.

Тип расхристанного хулигана, которому ничего не дорого. Хулиган-дружба со скелетом(написано на мотив Чижика-Пыжика):

Жили-были я да он:
Подружились с похорон.

Приходил ко мне скелет
Много зим и много лет.

Костью крепок, сердцем прост —
Обходили мы погост.

(Хулиганская песенка. 1906г.)

Обыгрывание известных текстов («Коробейники», «Огородник»). Фольклорные мотивы. Ритмическая организация песни - «Веселье на Руси»(плясовая), «Каторжник»(тюремный фольклор).

Тема маскарада. Мрачная арлекиниада. Стихотворения «Маскарад», «Арлекиниада». Мотив хаоса - «Злые шутки, злые маски»(«Маскарад1908г.)

Мотив сумасшествия:

«Утро»1907г. - образ сумасшедшего, вообразившего себя Христом.

Пы.Сы. Как мы можем заметить, какой метафизикой соловьевской не начинай, жизнь некрасовская берет свое. И чем выше в эфирные высоты ты залетишь, тем грубее будет матерьялизЬм…

Посвящаю эту книгу дорогой матери


Бальмонту

1
В золотистой дали
облака, как рубины, -
облака, как рубины, прошли,
как тяжелые, красные льдины.
Но зеркальную гладь
пелена из туманов закрыла,
и душа неземную печать
тех огней – сохранила.
И, закрытые тьмой,
горизонтов сомкнулись объятья.
Ты сказал: «Океан голубой
еще с нами, о братья!»
Не бояся луны,
прожигавшей туманные сети,
улыбались – священной весны
все задумчиво грустные дети.
Древний хаос, как встарь,
в душу крался смятеньем неясным.
И луна, как фонарь,
озаряла нас отсветом красным.
Но ты руку воздел к небесам
и тонул в ликовании мира.
И заластился к нам
голубеющий бархат эфира.
Апрель 1903
2
Огонечки небесных свечей
снова борются с горестным мраком.
И ручей
чуть сверкает серебряным знаком.
О поэт – говори
о неслышном полете столетий.
Голубые восторги твои
ловят дети.
Говори о безумье миров,
завертевшихся в танцах,
о смеющейся грусти веков,
о пьянящих багрянцах.
Говори
о полете столетий:
Голубые восторги твои
чутко слышат притихшие дети.
Говори…
3
Поэт, – ты не понят людьми.
В глазах не сияет беспечность.
Глаза к небесам подними:
с тобой бирюзовая Вечность.
С тобой, над тобою она,
ласкает, целует беззвучно.
Омыта лазурью, весна
над ухом звенит однозвучно.
С тобой, над тобою она.
Ласкает, целует беззвучно.
Хоть те же всё люди кругом,
ты – вечный, свободный, могучий.
О, смейся и плачь: в голубом,
как бисер, рассыпаны тучи.
Закат догорел полосой,
огонь там для сердца не нужен:
там матовой, узкой каймой
протянута нитка жемчужин.
Там матовой, узкой каймой
протянута нитка жемчужин.

Золотое руно

Посвящено Э. К. Метнеру


1
Золотея, эфир просветится
и в восторге сгорит.
А над морем садится
ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
полон крик альбатросов:
«Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
Закатилось оно -
золотое, старинное счастье -
золотое руно!»
Нет сиянья червонца.
Меркнут светочи дня.
Но везде вместо солнца
ослепительный пурпур огня.
Апрель 1903
2
Пожаром склон неба объят…
И вот аргонавты нам в рог отлетаний
трубят…
Внимайте, внимайте…
Довольно страданий!
Броню надевайте
из солнечной ткани!
Зовет за собою
старик аргонавт,
взывает
трубой
золотою:
«За солнцем, за солнцем, свободу любя,
умчимся в эфир
голубой!..»
Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
трубя
в золотеющий мир.
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
над нами.
На горных вершинах
наш Арго,
наш Арго,
готовясь лететь, золотыми крылами
забил.
Земля отлетает…
Вино
мировое
пылает
пожаром
опять:
то огненным шаром
блистать
выплывает
руно
золотое,
искрясь.
И, блеском объятый,
светило дневное,
что факелом вновь зажжено,
несясь,
настигает
наш Арго крылатый.
Опять настигает
свое золотое
руно…
Октябрь 1903

Солнце



Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много
зла сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.
Серебряный Колодезь

Вечный зов

Д. С. Мережковскому


1
Пронизала вершины дерев
желто-бархатным светом заря.
И звучит этот вечный напев:
«Объявись – зацелую тебя…»
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым, -
старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
И веков струевой водопад,
вечно грустной спадая волной,
не замоет к былому возврат,
навсегда засквозив стариной.
Песнь все ту же поет старина,
душит тем же восторгом нас мир.
Точно выплеснут кубок вина,
напоившего вечным эфир.
Обращенный лицом к старине,
я склонился с мольбою за всех.
Страстно тянутся ветви ко мне
золотых, лучезарных дерев.
И сквозь вихрь непрерывных веков
что-то снова коснулось меня, -
тот же грустно-задумчивый зов:
«Объявись – зацелую тебя…»
2
Проповедуя скорый конец,
я предстал, словно новый Христос,
возложивши терновый венец,
разукрашенный пламенем роз.
В небе гас золотистый пожар.
Я смеялся фонарным огням.
Запрудив вкруг меня тротуар,
удивленно внимали речам.
Хохотали они надо мной,
над безумно-смешным лжехристом.
Капля крови огнистой слезой
застывала, дрожа над челом.
Гром пролеток, и крики, и стук,
ход бесшумный резиновых шин…
Липкой грязью окаченный вдруг,
побледневший утих арлекин.
Яркогазовым залит лучом,
я поник, зарыдав, как дитя.
Потащили в смирительный дом,
погоняя пинками меня.
3
Я сижу под окном.
Прижимаюсь к решетке, молясь.
В голубом
все застыло, искрясь.
И звучит из дали:
«Я так близко от вас,
мои бедные дети земли,
в золотой, янтареющий час…»
И под тусклым окном
за решеткой тюрьмы
ей машу колпаком:
«Скоро, скоро увидимся мы…»
С лучезарных крестов
нити золота тешат меня…
Тот же грустно-задумчивый зов:
«Объявись – зацелую тебя…»
Полный радостных мук,
утихает дурак.
Тихо падает на пол из рук
сумасшедший колпак.
Серебряный Колодезь

Заветнейшие черти эзотеризма Белого выразились в его поэтическом сборнике «Золото в лазури» (1904). Сочиненные на природе, в Серебряном Колодезе, эти стихи — прогулки средь полей, претворенные в слова. «Пленэризм» Белого сродни манере художника-символиста Петрова-Водкина. Сборник «Золото в лазури», как и первый том Блока, движется от отчаяния в пору ante lucem к встрече с солнцем. На смену торжественным, медленным гимнам, на смену трепетным, словно пуантилистские гравюры Силина или Феофилактова, молитвам, на смену написанным ритмической прозой "кошмарам", вызывающим в памяти произведения Сологуба, приходит своего рода хвалебная песнь солнцу, написанная верлибром с длинными прилагательными в духе тютчевских:

В волнах далеких солнце утопало.
В слезах вечерних, бледнозолотистых
Твое лицо искрилось и сияло.

Брачные улыбки заката и брачные венцы гор Белого напоминают о брачной заре Блока. Здесь — та же география облаков, что и в симфониях («Возврат»), здесь человечество приглашается на пир — сосать «разорванные солнечные части». Многие стихи, как мистические, так и бурлескные, вдохновлены мифом об Аргусе. Целый раздел сборника, «Прежде и теперь», составлен из стилизаций и «силуэтов» в духе XVIII века. Здесь, безусловно, сказалось влияние «Мира искусства»: эти миниатюры с их архаическим, обветшалым словарем созданы под влиянием Сомова и Бенуа.

В «Золоте в лазури» Белый облекает себя «броней из солнечной ткани» и, рисуя лирический пейзаж, свободный от всякого натурализма, гибким размером, нередко приближающимся к свободному стиху, сублимирует кошмары (страх перед распятием) или утопии (полет Икара), сопровождавшие его на протяжении всей жизни. Позже, после 1914 года, когда, пережив «второе свидание» (с антропософией), Белый начнет иначе смотреть на свое прошлое, он четыре или пять раз переработает сборник, но потеряет самую значительную из новых редакций в берлинском трамвае. В 1927 году он напишет, что «период «Золота в лазури» есть период остановившейся, ставшей и под-остывшей в душе симфоничности».