Дифференциация звука о во второй младшей группе. Воспитание звуковой культуры речи

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов; упражнять детей в четком произношении звука И в словах и фразовой речи; активизировать в речи детей слово жеребёнок.

Оборудование: Игрушки Лошадь и Жеребенок. Картинки с изображением ели летом и зимой.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие мы посвятим изучению правильного произношения звука «И». Для начала хочу прочитать вам стихотворение А.Барто «Лошадка», читает его выразительно.

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости!

После прочтения просит кого-нибудь из детей выйти прочитать этоже стихотворение, следит за выразительностью интонаций ребенка. -Наше стихотворение услышала лошадка и пришла к нам в гости, но не одна с ней её ребенок. Как его зовут? (жеребенок) Послушайте ещё одно стихотворение:

«И-И-И-ГО-ГО»- кричит лошадка. На конюшне все в порядке. Рядом с ней - её ребенок, Очень милый жеребенок. Подрастая с каждым днём, Скоро станет он, как папа, Замечательным конем!

И-И-И это песенка лошадей. Давайте негромко вместе с лошадкой споем её песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному).

Когда жеребёнок потеряется и зовет маму, то у него громкая и длинная песня, вот такая- ИИИИИИИИИИИИ, давайте вместе.

А сейчас физминутка. Покажем нашим гостям как мы умеем умываться. (Смотрят на воспитателя и повторяют).

Водичка, водичка Умой мое личико- Чтоб глазки блистали, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Замечательно, а сейчас игра на внимание. Посмотрите во круг себя, найдите и назовите предметы, в которых есть звук «И».

Воспитатель выслушивает ответы детей, делает замечания, помогает если требуется.

Вот какие вы молодцы, внимательно осмотрели комнату, а теперь внимательно послушайте ещё одно интересную скороговорку:

Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели.

Что такое ЕЛЬ? (Выслушивает ответы детей). Правильно, это дерево. Иначе говоря ёлочка. А какого она цвета? (зеленого), а если на неё ляжет снежок? (белого). Давайте вместе с вами повторим эту скороговорку, знаете почему она так называется, потому что произносить её надо очень быстро, попробуем? (хором, затем индивидуальные ответы).

Ну и напоследок ещё одно стихотворение:

Играл Егорка с Игорьком Скатился с горки кувырком.

У нас в группе есть такие Егорки, которые кувыркаются? Тогда специально для них повторим хором вместе это стихотворение.

Вам понравилось занятие? Кто был у нас в гостях? Какие стихи вы запомнили? А над произношением какого звука мы работали? Повторим ещё раз хором ИИИИИИИИИИ! Молодцы!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    «Два весёлых гуся» стихи, потешки. Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону 2011г.

    Агния Львовна Барто «Я люблю свою лошадку» РИО «Самовар» 2004г.

Мария Аргудяева
Занятие по звуковой культуре речи в младшей группе «Артикуляция звука [О]»

Программное содержание :

Совершенствовать слуховое внимание, развивать фонематический слух. Учить детей чётко произносить гласный звук О (изолированный, в звукоподражательных словах , фразовой речи ). Развивать интонационную выразительность речи , поощрять детские импровизации.

Ход занятия:

1. Ознакомление со звуком О . «У Оли была кукла Поля. Оля очень любила свою куклу. Однажды Оля нечаянно уронила куклу на пол и у неё отбился нос. Оля горько плакала. Пришла мама, увидела беду и воскликнула О-о-о! Потом сказала : «Не плачь, Оля, мы починим куклу, приклеим ей нос»

Восп : Как воскликнула мама? (Дети отвечают : О-о-о)

2. Артикуляция звука О .

Восп : Весёлый Язычок слышал, как мама сказала О-о-о! Ему понравилась эта песенка, и он захотел её спеть. Он открыл рот, губы сделал колесом и звонким голосом запел : О-о-о! Это очень хорошая песенка,- сказал Язычок, она слышится в словах Оля, осень, осы. А теперь и вы, дети сделайте губы колесом и спойте песенку О-о-о. (Хоровые и 3-4 индивидуальные ответа) .

3. Работа с картинками : овощи, кошка, дом, повар. Произносить так, чтобы было слышно звук О . (Активизация)

4. Раздаётся горестное О-о-о. Это Поля. Что случилось, Поля? О-о-о! Что болит? Горло! Открой рот, скажи а-а-а. Да, горло красное. Я помажу лекарством. Вот и всё. Спасибо, доктор!

5. Физкультминутка : п/и «Большие ноги шли по дороге»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Где была? Далёко!

Кого ищешь? (Петю, Олю, Таню)

Сорока называет ребёнка, говорящего с ним.

Светлана Шкурко
Логопедическое занятие по формированию звуковой стороны речи во второй младшей группе «Звуки [О], [Э]»

Тема : Звуки [о] , [э].

Цели : вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [о] , [э]; способствовать четкому и правильному произношению звука[о] , [э] в словах и фразовой речи ; уметь выделять звук [о] , [э] в начале слова, дифференцировать заданный звук с другими гласными ; учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово; развивать мелкую моторику рук, выработка целенаправленной воздушной струи.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра «Поможем обезьянке» - пропеть гласные звуки .

Игра с мячом «Назови первый звук » (а-ист, у-тка, у-лица, и-голка, о-облако, э-эскимо.) .

2. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Статические упражнения для языка- с использованием карточек.

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Иголочка" Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

"Горка", "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка- с использованием карточек.

"Часики", "Маятник". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Почистить зубы". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

"Оближем губки". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ- с использованием карточек.

"Улыбочка". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

"Заборчик". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Трубочка". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. "Хоботок". Вытягивать сомкнутые губы вперед.

"Бублик" Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

"Заборчик" - «Бублик", "Улыбка" - «Хоботок".

3. Игровое упражнение «Тихо - громко» - планшет «Звуковые волны » .

Звуки [о] , [э] «катаются» на волнах.

и-а-э-ы-ш-и-э-а-у.

5. Физминутка.

Посмотри, мои ладошки;

Как веселые гармошки;

Пальчики я разжимаю;

А потом опять сжимаю.

6. Работа в тетради.

Раскрасить детенышей зверей. Нарисовать травку для зверей.

7. Итог занятия .

Публикации по теме:

Игры по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе 1) Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик». Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.

Конспект организованной образовательной деятельности по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Ёжик» Цель: формирование у детей звуковой культуры речи. Задачи: -упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф,], а так же в слоге, и.

Конспект организованной образовательной ситуации по звуковой культуре речи во второй младшей группе Программные задачи: 1. Упражнять детей в чётком произношении звука «З», в словах и фразах. Развивать слуховое восприятие, речевое дыхание.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Программные задачи: 1. Образовательные: -Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [У]» Программное содержание: Учить четко артикулировать звук «у» (изолированно, в звукосочетаниях, словах, произносить его на одном выдохе;.

Педагогический проект во второй младшей группе «В игры-драматизации играя, все стороны речи мы развиваем» АКТУАЛЬНОСТЬ. Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются.

Ирина Моленова
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [С]»

Конспект

НОД по речевому развитию во второй младшей группе.

На тему: Звуковая культура речи: звук

Моленова Ирина Андреевна- воспитатель.

Цель . Отрабатывать четкое произношение звука [C].

Задачи.

1. Формировать умение слышать звук «с» на фоне слова. 3. Упражнять в умении вести диалог 4. Развивать слуховое внимание. 5. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. 6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. 7. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Оборудование . Портативная колонка, аудиозаписи с песенкой «Курочка – рябушечка», песенка воды (шум воды из крана, звук самолета, картинка ласточки, оборудование для игры в магазин.

Ход НОД

Воспитатель включает аудиозапись с песенкой «Курочка - рябушечка».

Курочка - рябушечка. Куда ты пошла? - На речку. - Курочка - рябушечка. Зачем ты пошла? За водичкой. - Курочка - рябушечка. Зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка - рябушечка. Как цыплятки просят пить? - Пи, пи, пи, пи!

Воспитатель . Вспомнили песенку? (Да). О ком эта песенка? (О курочке). Молодцы, вспомнили!

Воспитатель. А теперь я хочу вас познакомить с новой песенкой. Это особенная песенка, ее даже не поют, а насвистывают. Послушайте «С-С-С». Попробуем негромко спеть вместе со мной. Это трудная песня. Не все сразу научаться петь ее правильно, но пусть никто не огорчается. Давайте еще раз все вместе хором споем эту песенку. (После чего 3-5 детей поют ее индивидуально).

Воспитатель . Когда открываешь кран и пускаешь воду, то, кажется, что струя тоже поет (воспитатель включает песенку воды)- насвистывает эту же песенку. Ребята, а давайте споем длинную, свистящую песенку вместе. А кто еще хочет спеть? (Выбираем по желанию)

Динамическая пауза.

Воспитатель .Включает звук самолета, проговаривая вместе с детьми

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, Самолеты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,

Да и снова полетели.

Воспитатель. Весна! Весна! Весна на улице! Говорят уже ласточка из теплых краев прилетела. Вы ее не видели? (ставит картинку с изображением ласточки). Читает стихотворение «Ласточка»

Где ты, где ты ласточка Целый день летала? - Солнцу золотому Косу заплетала. - Где ты, где ты ласточка Ночью пропадала? - Месяцу седому Двор подметала!

Воспитатель .Повторяет стихотворение еще раз, а дети с помощью педагога отвечают на вопросы, адресованные ласточке.

Воспитатель. Ребята, а помните, что же мы с вами такое вкусное с вами пробовали? (Сухарики). Вам понравились сухарики? (Да). А какие сухарики, вам понравились? (С маком, с изюмом). А сок вы любите? (Да). А какой сок вы любите? (Яблочный, апельсиновый, виноградный, морковный). А сейчас я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, которая называется «Магазин». Я буду продавцом, а вы моими покупателями. Я буду продавать сок и сухарики, а вы будите покупать сок и сухарики.

Воспитатель . Не робейте, подходите, покупайте, отходите. Кто хочет купить сок или сухарики, вставайте в очередь (Проследить, чтоб встали в очередь, если толпой, то напомнить, что это магазин, и они должны вставать в очередь, друг за другом). Но перед тем, чтобы что-то купить, вы должны сказать: - Будьте добры мне апельсиновый сок. - Дайте пожалуйста сухарики с изюмом. (Если дети затрудняются, то помочь наводящими словами: какой сок, какие сухарики, обязательно чтоб повторяли).

Воспитатель. Здравствуйте! Дети. Здравствуйте! Воспитатель. Чтобы вы хотели купить? Дети. (Если ребенок затрудняется, помочь ему, и попросит повторить)

Воспитатель. Ребята, понравилась вам игра? (Да). Я вам ее дарю, только сначала давайте вместе вспомним и повторим название этой игры. Магазин! Еще раз Магазин! Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Звук [Б]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 1. Тема: Воспитание звуковой культуры речи. Звук [Б]. 2. База.

Тема. «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш». Цели: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с. Маган,.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Звуковая культура речи: звук /ц /». Цели и задачи: Учить различать слова,.

Конспект ООД детей младшей группы «Звуковая культура речи. Звуки [М] и [М’]» «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: Звуки А, О,У, И – повторение. Звуки М и МЬ - изучение» Цели деятельности педагога: упражнять детей в четкой артикуляции.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]» Конспект открытого занятия по развитию речи Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Выполнила:Воспитатель Иванова.

11 12 16 ..

Занятие № 3

Занятия в детском саде. Звуковая культура речи (звук а)

Цель: учить детей четко произносить гласный звук а; развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе, закрепить произношение гласного а в отдельных словах и коротких фразах.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так!

Язычок то выбегает из домика, то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».

Педагог 2-3 раза предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его, затем продолжает: «Язычок всему хочет научиться. Увидел, как котенок лакает молоко, и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он это делает.

А еще любит Язычок петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показывает детям Аленушку- малыша в ползунках). А-а-а-а - поет Язычок Аленушке.

И малышка.открывает рот, широко его открывает, вот так, и тоже начинает петь: а-а-а. Как поет Аленушка?»

«А сейчас,- говорит педагог,- мы будем петь песенку а-а-а и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так...» Вытягивая руки

вперед на уровне груди и плотно смыкая большие и указательные пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог громко произносит: а-а-а-а (2-3 с).

Упражнение повторяется 2-3 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», ребенок не опускал голову.

«Песенка а-а-а слышится,- продолжает занятие воспитатель,- когда лает пес Арапка (показ игрушки). Вот он. Как его зовут? А-а-ф, а-а-ф - лает Арапка. Как лает?

Песенка а-а-а слышится, когда кричит гусь: гаа-гаа-гаа. Как он кричит? Когда квакает лягушка: кваа-кваа-кваа...

Скучно нашей маленькой, очень хочется, чтобы с ней поговорили».

А-а-а-а - ласково поют дети кукле, произнося гласный а на длительном выдохе. Аленушка при этом «двигает» руками, выражая радость от общения с детьми.

Педагог подходит с куклой то к одному, то к другому ребенку, предлагая поговорить с ней. Уаа-уаа - говорит ребенок. Уаа-уаа повторяет Аленушка.

«Сейчас я,- говорит воспитатель,- сварю нашей малышке, нашей «птичке», манную кашу. Что сварю? (Хоровой и 2-3 индивидуальных ответа.) Какую кашу?» Он «пробует» кашу, предлагает «попробовать» двум-трем детям. Спрашивает, сладкая ли она.

Затем дети вместе с воспитателем пекут Аленушке оладушки, приговаривая:

Ой, ладушки-ладушки,

Испечем оладушки!

На окно поставим,

Остывать заставим.

(Е. Благинина. Аленушка.)

«Алена устала,- говорит педагог.- Ей спать пора. Давайте негромко споем ей колыбельную: Баю-баю-бай, баю-бай». (Повторяется всеми детьми 2-3 раза.)

Воспитатель уносит «заснувшую» малышку и укладывает в кровать, затем говорит:

«А сейчас я буду доктором. (Надевает белый халат и шапочку.) Проверю, не болят ли у кукол и зверят горлышки». Вызывает ребенка, предлагает взять со стола большого медведя (игрушки приготовлены заранее).

Будь добр, мишенька, открой рот пошире. Скажи: аааа.

Аааа,- включается в игру ребенок.

Молодец. Еще раз скажи: аааа. Но только потише (погромче).,

В заключение педагог вызывает еще двух-трех детей.

Закончив занятие, воспитатель предлагает желающим принести к доктору полечиться любую игрушку. Таким образом, игра в «Больницу» продолжается.