Занятие в младшей группе звук и. Занятие по развитию речи во второй младшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе .

Тема: Отчетливое произношение звуков [ф] и [ф’].

Цель: формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф’] изолированными и в разных частях слов,способствовать формированию интонационной выразительности речи;

развивать воображение;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,желание помочь окружающим.

Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.

Материалы и оборудование: корзинка,игрушка ежик и лисы,волшебный мешочек с мелкими игрушками,изображающими «еду»ежиков и то,что ежики не любят кушать,коробка с картинками одежды.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,давайте поздороваемся друг с другом,а для этого нам нужно стать в круг и произнести такие слова: «Мы веселые друзья,нам поссорится нельзя,поздоровайся со своим соседом(обними своего соседа,погладь своего соседа,улыбнись своему соседу)»

(Дети выполняют указанные действия.)

Воспитатель: Молодцы,сели на стульчики!

2.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ой,ребята,вы слышите,там кто-то стучится.Давайте посмотрим.Никого нет,только одна корзинка.Интересно,что там.Какая-то записка.Что же в ней написано.А в ней загадка.Давайте,мы ее дружно отгадаем.

«Идет,иголки на себе несет,свернется в клубок,нет ни головы,ни ног.»Кто же это?

Дети: Ежик!

Воспитатель: Правильно,ежик.

Ежик: Здравствуйте,дети!

Воспитатель и дети: Здравствуй,ежик!

Ежик: Я очень рад,что попал в ваш детский сад.В подарок вам я хочу спеть песенку!

3. Видео песенки «Маленький ежик».

На спине листок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине листок несу
Самый сильный я в лесу,все,что нужно принесу!
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине грибок несу
Самый сильный я в лесу, и боюсь одну лису.
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине лису несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине лису несу
Самый сильный я в лесу, победил саму лису...

Ежик: Ребята,вам понравилась?

Воспитатель: Да, понравилась,спасибо тебе!А мы с ребятами тебе за это хотим рассказать сказку про язычок.Послушай,пожалуйста!

4.Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Жил-был в своем домике Язычок(показать язычок).Решил Язычок погулять:посмотрел нет ли дождя(поднять к верхней губе),посмотрел нет ли луж(опустить к нижней губе).Понравилось Язычку на улице и захотелось ему побегать и поиграть(быстрые и четкие движения вправо и влево).Устал Язычок и лег отдохнуть(положить на нижнюю губу).Вернулся Язычок домой и закрыл дверь(спрятать язычок и закрыть ротик).

5.Беседа.

Ежик: Очень интересная,сказочка,спасибо!

Воспитатель: Ребята,а кто мне скажет,сколько к нам пришло ежиков в гости?

Дети: Один.

Воспитатель: Молодцы,а сколько у него лапок?

Дети: Много.

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно,а какого цвета у ежика носик.

Дети: Черного цвета.

Воспитатель: А давайте посмотрим,где у него глазки,а ушки где.

Воспитатель: А что же это такое колючие у ежика?

Дети: Иголки.

Воспитатель: Умницы,а сколько их?

Дети: Много.

6.Знакомство с новым звуком.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете какую песенку поют ежики,как они разговаривают?Давайте вместе ее споем! «Ф-Ф-Ф»

Дети: «Ф-Ф-Ф»

Воспитатель: Теперь давайте споем песенку,которую поет взрослый еж.Он ее поет громко «Ф-Ф-Ф».

Дети: «Ф-Ф-Ф»

Воспитатель: Теперь,как маленький.Он поет тихо,лаского « фь-фь-фь».

Дети: «фь-фь-фь»

7.Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Молодцы.Ребята,а еще когда ежики довольны,то они говорят «фи-фи-фи»,а когда им что-то не нравиться,то они произносят «фу-фу-фу».Так как ежик у нас в гостях,значит мы должны его угостить чем-нибудь вкусненьким.А что же он любит?А чтобы это узнать,мы поиграем с вами в игру «Водшебный мешочек».Я буду к вам подходить с волшебным мешочком в котором лежать угощения для ежика,а вы должны будете вытаскивать по одному предмету и показывать всем,при этом должны угадать,понравиться он ежику или нет.Если да,то произносим «фи-фи-фи»,если нет,то «фу-фу-фу».

Воспитатель: Итак,давайте посмотрим,что же понравилось ежику.

Дети: Грибы,яблоки!

Воспитатель: Да,давайте теперь угостим ежика.

Ежик: Ой,как вкусно,спасибо,ребятки!

Воспитатель: Пожалуйста!

Воспитатель: Скажите,а как вы думаете ежики храбрые или нет?

Дети: Храбрые.

Воспитатель: Правильно,они храбрые,но все таки и у ежей есть враги.А кто же это?

Дети: Лиса,волк.

Воспитатель: Да,лиса,волк.Если ежики испугались,то как они защищаются?

Дети: Выставляют колючки.

8.Физминутка.

Воспитатель: Верно,а давайте пока наш ежик отдыхает,мы с вами поиграем в игру «Ежики и лиса».Вы сейчас превратитесь в храбрых ежиков,станете в круг и будете шагать произнося такие слова:

«По тропинке мы идем-

Фук,Фок,Фэк.

Громко песенку поем-

Фук,Фок,Фэк.

Лучше нас лесных ежей

Фук,Фок,Фэк.

Нет на свете сторожей».

А в это время лисичка будет спать,как только вы закончите произносить слова,она проснется,а я произнесу такую фразу «Вот лисичка к ним идет,свернулись ежики в клубок, нет ни головы,ни ног.»Как только я закончу произносить слова,вы должны будете свернуться в клубок,чтобы лисичка вас не съела.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы,никог не съела лисичка,только лапки наколола.Сели на стульчики.

Воспитатель: Ребята,пока мы свами играли ежик уснул.Давайте не будем его тревожить,пусть отдыхает.А вот лисичка нам что-то хочет сказать.Ну,лисичка говори.

9.Проблемная ситуация.

Лиса: В лесу,где я живу,замело мою норку снегом,а в норке осталась вся моя одежда,может быть у вас в садике есть для меня одежда?

Воспитатель: Ну,что ребята,поможем лисичке.У меня есть коробочка,в которой лежит разная одежда.Сейчас вы по очереди будете подходить к ней и доставать и называть одежду для лисички,а остальные хором будут повторять.

Дети: Футболка.

Дети: Фартук.

Дети: Сарафан.

Дети: Гольфы.

Дети: Кофта.

Дети: Шарф.

Лиса: Какая красивая,одежда,но признаться честно,я люблю одежду в горошек.

Воспитатель: Лисичка,не расстраивайся,мы с ребятами сами сделаем тебе наряды.

10.Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята,у каждого из вас на столах лежит разная одежда: у кого-то сарафан,у кого-то шарф,у кого-то фартук,какого они цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: Да,она белого цвета,а для того,чтобы одежда понравилась лисички мы ее украсим горошком.Для этого нам не нужны кисточки,мы будем красить пальчиками.Итак,обмакнули пальчик в гуашь и примакнули к одежде.Повернулись к столам и приступили к работе.

Лиса: Какая прелесть,вот это то,что мне надо,теперь я буду самая нарядная в своем лесу!Спасибо огромное,до свидания!

11.Рефлексия деятельности.

Воспитатель: До свидания,лисичка.Ребята,а за то,что вы были такие молодцы,ежик,хоть и уснул,но про вас не забыл.Он оставил вам угощение.Всем спасибо.

Ирина Моленова
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [С]»

Конспект

НОД по речевому развитию во второй младшей группе.

На тему: Звуковая культура речи: звук

Моленова Ирина Андреевна- воспитатель.

Цель . Отрабатывать четкое произношение звука [C].

Задачи.

1. Формировать умение слышать звук «с» на фоне слова. 3. Упражнять в умении вести диалог 4. Развивать слуховое внимание. 5. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. 6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. 7. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Оборудование . Портативная колонка, аудиозаписи с песенкой «Курочка – рябушечка», песенка воды (шум воды из крана, звук самолета, картинка ласточки, оборудование для игры в магазин.

Ход НОД

Воспитатель включает аудиозапись с песенкой «Курочка - рябушечка».

Курочка - рябушечка. Куда ты пошла? - На речку. - Курочка - рябушечка. Зачем ты пошла? За водичкой. - Курочка - рябушечка. Зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка - рябушечка. Как цыплятки просят пить? - Пи, пи, пи, пи!

Воспитатель . Вспомнили песенку? (Да). О ком эта песенка? (О курочке). Молодцы, вспомнили!

Воспитатель. А теперь я хочу вас познакомить с новой песенкой. Это особенная песенка, ее даже не поют, а насвистывают. Послушайте «С-С-С». Попробуем негромко спеть вместе со мной. Это трудная песня. Не все сразу научаться петь ее правильно, но пусть никто не огорчается. Давайте еще раз все вместе хором споем эту песенку. (После чего 3-5 детей поют ее индивидуально).

Воспитатель . Когда открываешь кран и пускаешь воду, то, кажется, что струя тоже поет (воспитатель включает песенку воды)- насвистывает эту же песенку. Ребята, а давайте споем длинную, свистящую песенку вместе. А кто еще хочет спеть? (Выбираем по желанию)

Динамическая пауза.

Воспитатель .Включает звук самолета, проговаривая вместе с детьми

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, Самолеты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,

Да и снова полетели.

Воспитатель. Весна! Весна! Весна на улице! Говорят уже ласточка из теплых краев прилетела. Вы ее не видели? (ставит картинку с изображением ласточки). Читает стихотворение «Ласточка»

Где ты, где ты ласточка Целый день летала? - Солнцу золотому Косу заплетала. - Где ты, где ты ласточка Ночью пропадала? - Месяцу седому Двор подметала!

Воспитатель .Повторяет стихотворение еще раз, а дети с помощью педагога отвечают на вопросы, адресованные ласточке.

Воспитатель. Ребята, а помните, что же мы с вами такое вкусное с вами пробовали? (Сухарики). Вам понравились сухарики? (Да). А какие сухарики, вам понравились? (С маком, с изюмом). А сок вы любите? (Да). А какой сок вы любите? (Яблочный, апельсиновый, виноградный, морковный). А сейчас я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, которая называется «Магазин». Я буду продавцом, а вы моими покупателями. Я буду продавать сок и сухарики, а вы будите покупать сок и сухарики.

Воспитатель . Не робейте, подходите, покупайте, отходите. Кто хочет купить сок или сухарики, вставайте в очередь (Проследить, чтоб встали в очередь, если толпой, то напомнить, что это магазин, и они должны вставать в очередь, друг за другом). Но перед тем, чтобы что-то купить, вы должны сказать: - Будьте добры мне апельсиновый сок. - Дайте пожалуйста сухарики с изюмом. (Если дети затрудняются, то помочь наводящими словами: какой сок, какие сухарики, обязательно чтоб повторяли).

Воспитатель. Здравствуйте! Дети. Здравствуйте! Воспитатель. Чтобы вы хотели купить? Дети. (Если ребенок затрудняется, помочь ему, и попросит повторить)

Воспитатель. Ребята, понравилась вам игра? (Да). Я вам ее дарю, только сначала давайте вместе вспомним и повторим название этой игры. Магазин! Еще раз Магазин! Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Звук [Б]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 1. Тема: Воспитание звуковой культуры речи. Звук [Б]. 2. База.

Тема. «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш». Цели: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с. Маган,.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Звуковая культура речи: звук /ц /». Цели и задачи: Учить различать слова,.

Конспект ООД детей младшей группы «Звуковая культура речи. Звуки [М] и [М’]» «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: Звуки А, О,У, И – повторение. Звуки М и МЬ - изучение» Цели деятельности педагога: упражнять детей в четкой артикуляции.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]» Конспект открытого занятия по развитию речи Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Выполнила:Воспитатель Иванова.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме « Звуковая культура речи: звук и »

Участники : дети 3-4 лет.

Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Задачи:

    воспитывающие воспитание чувства ответственности, самостоятельности, уважительного отношения друг к другу;

    развивающие развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, внимания;

    обучающие продолжить отрабатывать чёткое произношение звуков а, у, о; научить детей чётко и правильно произносить звук и

Предпосылки универсальной учебной деятельности:

    познавательные – умение определять лишнюю картинку по главным признакам из 3-4 предметов, собирать из разрезанных картинок цельное;

    регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по заданному правилу;

    личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои возможности.

Оборудование для педагога: 15 маленьких конвертов с разрезными и целыми картинкам (изображениями иглы, ириски и индюка, арбуза), игрушка Винни-Пух, кубик с наклеенными картинками, игрушка лошадка, колокольчики, смайлики - эмоции по количеству детей (печаль, радость, удивление, злость), ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Оборудование для детей: игрушка Винни-Пух, коврик детский.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Организационный момент.

Приветствие "

Педагог встречает детей.

Доброе утро, ребята! Проходите, садитесь. Ребята, мы сегодня поприветствуем друг друга необычным способом. Нужно прикоснуться одной ладошкой к ладошке соседа и назвать его имя ласково.

Прикасаюсь ладоней к соседу справа, называю его имя ласково. Далее дети повторяют.

Стук в дверь.

Интересно, кто это может быть? Воспитатель открывает дверь, берет в руки Винни-Пуха с конвертом в руках

Ребята, вы узнали кто это? (ответ детей)

«Слушаю его».

Ребята, Винни-Пух приветствует вас и просит нас ему помочь. Он затрудняется определить эмоции.

Воспитатель раздает картинки с эмоциями.

У каждого из нас картинка с эмоцией. Рассмотрим её, и каждый расскажет Винни-Пуху какая у него эмоция. У меня Винни-Пух, эмоция (называю). Каждый ребенок высказывается.

Какая эмоция встречалась больше всего?

(радость) Поднимите карточку, у кого нарисована эмоция радость. Пусть, ребята, у вас будут только радостные эмоции, веселье, смех. Всегда дарите друг другу только улыбки и позитив. « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» .

(общение, игровая)

Ситуативный разговор,

игровая ситуация, коммуника-тивная игра

Слово, игрушка Винни-Пух,

картинка с эмоцией на каждого участника

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности,

развитие эмоциональной отзывчивости

Ребёнок проявляет инициативу, обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе,
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Винни –Пух благодарит нас и приглашает поиграть с ним в волшебный кубик. Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, волк, курочка, девочка с ранкой, девочка и мальчик заблудились, доктор смотрит горлышко.

"Крутись, вертись, на бочок ложись", – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением волка. Дети вспоминают, как поёт волк: "У-у-у". Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа..", если на картинке – курочка, нужно проговорить: "Ко-ко-ко" и т.д.

Молодцы, ребята! Педагог показывает им лошадку (игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: "И-и-и-и". (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог "превращает" в жеребят и "заводит" волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: "Маленькие колокольчики поют: "Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и" (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: "Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь". (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра,

пение, двигательная деятельность)

Игровая ситуация,

ситуативный разговор,

коммуника-тивная игра

Слово, двига-тельные действия, игрушка Винни-Пух, кубик с наклеен-ными картин-ками, игрушка лошадка, колоколь-чики

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие воображения.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

у ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями. Обладает развитым воображением.

Ребята, давайте отдохнём. (Надевает на детей ободок с изображение индюков и индюшат, воспитатель надевает ободок с изображение ястреба).

Индюки по травке ходят, 1

Индюшат с собою водят. 2

Громко индюки кричат - 3

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился, 4

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов, 5

Да боится индюков.

Движения.

    Ходьба на месте.

    Ходьба в приседе.

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

    И.п. – о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

    И.п. – о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Физминутка

Двигательный, действия.Ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

У ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями

Игра «Собери картинку». Ой, ребята, посмотрите. Ведь мы совсем забыли про Винни-Пуха, а он нас ждёт, потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание.

«Попробуйте собрать картинки. Как картинку соберёте, сами все сразу поймёте».

Ребята, пройдемте на полянку (садимся на коврики).

Каждому ребенку педагог, выдает конверт. В нем лежат картинки разрезанные на 4 части. (иголка, индюк, ирис, арбуз).

Дети самостоятельно собирают. После педагог, выдает целую картинку каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке?

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука и, но там есть лишняя? Это арбуз, эта картинка лишняя, так как начинается на звук «а». Правильно. Давайте их ещё раз все вместе произнесем.

Познавательное развитие (познавательная деятельность)

Логические операции (установле-нии аналогии, классификация, сравнение, обобщение)

Разрезные картинки

развитие воображения, восприятие целостного образа.

Обладает развитым воображением

Игра «Поймай звук и»

Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук «и» , должны будете хлопать в ладоши:

У, а, о, и, а, у, о, и, и, а, и, о, и, у, и, и, и, о.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Звуки, хлопки в ладоши

Развитие внимания

Проявляет любознательность, обладает развитым воображением

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Рефлексия.

Педагог: Понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Чем вы поделитесь с родителями?

Каждый из вас может выбрать смайлика (печаль, радость, удивление, злость). Я пойму в каком настроении вы уходите с этого занятия.

Дети выбранную эмоцию забирают себе.

До свидания, ребята. Дети прощаются с Винни-Пухом и воспитателем.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Слово, игрушка Винни-Пух

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Конспект занятия

По развитию речи

во второй младшей группе

« В гостях у сороки».

Задачи:

Образовательные – обогащение словаря, знакомство со звуком (О);

Развивающие – развивать связную речь детей, грамматический строй речи;

Воспитательные – воспитывать заботливое отношение ко всему живому, доброжелательные отношения в группе.

Материалы и оборудование: игрушка сорока, артикуляционные картинки с изображением широкой трубочки и узкой, 7 широких трубочек, 2 узкие трубочки, мешочек, в который вложены деревянные кубики, карандаши, кисточки, детали пластикового конструктора, квадратики бумаги, маленькие каучуковые шарики.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? (да, любим.)

Воспитатель: Сегодня, нас с вами пригласила в гости лесная птица – сорока.

Воспитатель выставляет демонстрационное полотно картину с изображением сороки.

Воспитатель: Что нужно делать когда приходишь в гости? (поздороваться).

Дети здороваются с сорокой.

Воспитатель: Чем покрыто тело сороки?

Какого цвета у нее крылья?

Какой у нее клюв?

Что умеет делать сорока?

Чем они питаются?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Вот как много интересного мы знаем о сороке. Давайте с ней познакомимся, нужно просто сказать, как вас зовут. Например: Меня зовут Нина Викторовна. А теперь вы представьтесь нашей сороке.

Дети по очереди называют свои имена.

Воспитатель: Все сороки очень запасливые. У нашей сороки в хозяйстве есть очень много трубочек.

Воспитатель выставляет на стол широкие и узкие трубочки, а так же показывает картинку с широкой трубочкой, а затем и с узкой.

Воспитатель: Это одинаковые трубочки? (Нет)

Воспитатель: Чем они отличаются? (Одна узкая, другая широкая).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами с трубочками. Покажите узкую трубочку, какой звук получился? (звук У) Покажите широкую трубочку, какой звук получился?(звук О)

Воспитатель: Сорока принесла для нас картинки. Я буду показывать карточку, а вы должны отгадать звук который на ней изображен.

Воспитатель предлагает детям угадать звук. Для этого по очереди показывает картинки с узкой трубочкой (звук У) и широкой (звук О).

Воспитатель: В слове « СОР-О-О-ОКА» тоже слышится звук (О). Теперь вы догадались, почему у сороки так много широких трубочек.

Со звука (О) начинаются слова: Оля, облако, осень, обруч, осы, ослик, окунь. (Звук (О) произносится утрированно). Повторите их.

Физкультминутка.

Когда люди говорят « Ох, ох, ох»? Слово «Ох!» тоже начинается со звука (О).

Ох, ох, что за гром?

(Руки к щекам, наклоны в стороны).

Муха строит новый дом.

(Движение руками имитирующие стены, крышу).

Молоток: стук, стук.

(Изображение работы с молотком).

Помогать идет петух.

(Руки на поясе, шаги с высоким подниманием ног).

Д/и «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Пока мы с вами играли, сорока сделала уборку в своем гнезде. Посмотрите, все лишние предметы она положила в волшебный мешочек и принесла нам. Вам надо, не заглядывая в мешочек, потрогать лежащий там предмет и определить, что это.

Количество предметов в мешочке равно количеству детей на занятиях. Дети на ощупь пытаются определить взятый предмет из мешочка, и садятся с ним на стулья. В конце задания, когда каждый ребенок отгадает предмет, воспитатель предлагает детям разложить предметы по местам, где они обычно охраняться в группе.

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы отгадали все предметы из волшебного мешочка. А теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с сорокой.

Дети: До свидания, сорока!

Воспитатель: К кому в гости мы сегодня ходили?

Дети: К сороке!

Воспитатель: Назовите любимый звук сороки?

Дети: Звук (О).

Воспитатель: Какие предметы сорока принесла к нам в группу?

Дети перечисляют предметы.

Воспитатель: Молодцы ребята! На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!


Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки т, п, к»

Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Первый вариант

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о том, что Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ), а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены).

«Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики». После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть. Потом предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть.

«Мой Язычок, – говорит воспитатель, – умеет петь новую песенку. Послушайте: „Т-т-т"». Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребенка).

«Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, – рассказывает педагог. – Как шли большие ноги? Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ (произносит быстрее и тише). Большие ноги шли по дороге: тупы-туп, тупы-туп… Маленькие ножки бежали по дорожке: туп-туп, туп-туп… Большие часы стучали: тик-так, тик-так… Маленькие часики бежали: так-так-так, так-так-так…»

Воспитатель показывает детям щенка Тяпу и медвежонка Топа. Дети повторяют их имена: Тяп, Топ.

«Тяп и Топ сварили компот – объясняет воспитатель. – Что они сделали? (Дети дважды повторяют фразу.) Сами едят и вас угостят. Хотите компота?» (Добивается ответа: «Хотим».)

Педагог «наливает» в кукольные чашки из кувшина компот и угощает детей (4–5 человек). Они «пьют» компот, благодарят Тяпу и Топа за угощение: «Спасибо, Тяпа и Топ. Очень вкусный компот».

Остальных малышей воспитатель обещает угостить компотом после занятия. (Наливает его в воображаемые чашки.)

Второй вариант

Ход занятия

Воспитатель показывает детям щенка Тяпу и медвежонка Топа: «Топ уснул, а Тяпа сидит рядом, охраняет его сон. Бегут… (жеребята; ставит картинку на фланелеграф). И громко ржут. Как ржут жеребята?» (И-и-и.)

«Тихо, тихо, не шумите. Проходите, проходите», – говорит жеребятам Тяпа, а вместе с ним и дети.

Потом мимо Топа с Тяпой проходят телята (или козлята). Дети и их просят не шуметь.

«Тяпа и Топ, – продолжает занятие педагог, – построили себе теремок. Вот он! (Педагог ограждает пространство на столе. Или перемещает игрушки в заранее построенный теремок.) И приглашает к себе животных – котят, тигрят, львят, лисят, барсучат и т. п. Они могут приходить по одному, парами, втроем. Придя в гости, нужно не забыть постучаться, представиться и попросить разрешения поселиться в теремке. Например: „Тук-тук-тук. Это мы, медвежата. Пустите нас в теремок"».

Педагог помогает детям начать игру, которая продолжается после занятия.

Можно иначе закончить это занятие. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением медведя, зайца, жеребенка или любых других животных и говорит: «Хотите, я загадаю вам загадку? Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый… У кого?»

«У лошадки, – отвечают дети, – и у зайчика».

«Так-то оно так, но надо чтобы у нас складное стихотворение получилось.

Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый у зайца. Не совсем складно получается.

Давайте попробуем вставить слово лошадка: та-та-та… (дети проговаривают чистоговорку).

А теперь подставим слово медведь… Совсем плохо получилось – и хвост не пушистый, и не складно. Вот так загадка!

Мяу, мяу, это же про меня загадка. Про тебя, кот, ты уверен? Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый у кота. Замечательно! И складно, и правильно».

Дети еще раз проговаривают чистоговорку.

Примечание. Для закрепления правильного воспроизведения звуков т, н (нь), п, к в словах очень подходит русская народная песенка «Тень, тень, потетень…»:

Тень, тень, потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет,

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжег.