Как быть отличником без особых усилий. Что нужно знать каждому барабанщику

До Ларса Ульриха мы не дозвонились, поэтому советы пришлось давать Никите Мацокину, барабанщику группы Enemy Pain.


Первый шаг

Не спеши тут же покупать установку. Приобретение новых барабанов и минимального набора тарелок самого начального уровня облегчат твой кошелек минимум на 50 тысяч рублей. А верхнего предела стоимости попросту не существует. (У профессионалов столько может стоить один барабан). В этом совершенно нет необходимости.

Для начала, по словам Никиты, тебе за глаза хватит пэда - блина из плотной резины, имитирующего отскок настоящего барабана, но стоящего ощутимо дешевле (от 700 до 2000 рублей), пары палочек и метронома. Последний ты можешь бесплатно скачать в любом магазине приложений на свой смартфон.


Второй шаг

Палочки для начала подойдут самые обыкновенные, деревянные, размера 5А. (Просто запомни это сочетание и с видом профессионала потребуй такие у продавца). Эти палочки универсальны. Но, так как палочки одного формата у разных производителей могут слегка различаться, попроси выдать тебе несколько пар на пробу и остановись на тех, которые наиболее комфортно лягут тебе в руки.

Для занятий дома достаточно одной пары, а для регулярных репетиций разумно запастись сразу несколькими, так как палочки неизбежно гибнут, прокладывая тебе путь к славе.

Наш консультант уверяет, что лучшие палочки делают фирмы Pro-Mark, Vater и Vic Firth. Цена за пару размера 5А от этих производителей находится в диапазоне 500-1000 рублей. Но, во-первых, такие палочки прослужат ощутимо дольше, чем безымянные поделки из неизвестного дерева, а во-вторых, твою душу будет греть сознание того, что точь-в-точь такими же палочками играют именитые барабанщики на профессиональной сцене.

Третий шаг

Научись играть под метроном! Сначала только руками, медленно, так, чтобы метроном не раздражал тебя, а заставлял увлеченно качать головой в такт. Никита рекомендует начинать с небольших скоростей: 60 ударов в минуту, в самом простом размере - четыре четверти. Сначала один клик - один удар одной рукой, затем пробуй на один клик делать два удара, и так далее, постепенно добавляя скорость.

После того как ты в прямом и переносном смысле набьешь руки, подключай ноги. В идеале для этого стоит докупить пэд для ног (он чуть дороже, около 3 тысяч) и простенькую одиночную педаль (уложишься в 4 тысячи) и начинать тренироваться, используя уже все части тела. Поначалу будет непросто, но, если ты не подружишься с метрономом, то в «Металлику» тебя точно не возьмут (мы же еще помним, для чего все это затевалось?).


Четвертый шаг

Видеошколы и обучающие ролики в Интернете действительно бывают полезны (особенно, как утверждает наш консультант, вот эти: Jojo Mayer - Secret weapons of modern drummer (скачать можешь ), Derek Roddy - Playing with your drums (качай вот ), видео с фестиваля Modern Drummer различных лет (например, ), а также у них есть собственный канал на YouTube).

Не стоит сразу с головой погружаться в рудименты, парадидлы, шаффлы и прочие иноязычные термины. Для начала обучись правильной постановке рук, отскоку, посадке и прочим базовым навыкам (вот, например, неплохое видео, да и в целом канал для начала):

Пятый шаг

Никита убедил нас, что заниматься ударными надо так же плотно, как ты занимаешься в спортзале. (Ты ведь ходишь в спортзал, да? Иначе какой ты барабанщик?) Хотя бы три раза в неделю по часу.

Шестой шаг

Если получится заниматься с наставником - это плюс. Но важно, чтобы наставник учил тебя в рамках той музыки, которую ты жаждешь играть (можешь ходить на занятия в футболке «Металлики», если он не поймет намеков), иначе все твои душевные порывы могут быть задушены скучными ритмами зарубежной эстрады 90-х, 80-х, 70-х (ну или к кому ты там попадешь) годов.

Седьмой шаг

Прежде чем оформлять визу в США, попробуй поиграть с группой. Пусть они будут годиться тебе в сыновья и репетировать в твоем же гараже без твоего ведома (заодно и узнаешь об этом), это даст тебе полезный навык работы в коллективе, умение слушать, слышать и взаимодействовать с другими музыкантами.


Восьмой шаг

Помнишь, мы упомянули спортзал? Это неспроста. Если перспектива тащить тяжеленные чехлы с тарелками, педалями, стойками и прочим добром, в то время как другие несут всего лишь гитарку и чемоданчик с педалями, тебя ужасает, то либо усерднее приседай, либо выбрось эту статью и сотри себе память. Ведь прежде чем у тебя появится собственная бригада техников и грузовиков с оборудованием, ты все будешь таскать на себе.

Минимальный джентльменский набор барабанщика из комплекта тарелок, малого барабана и педали потянет на все двадцать килограммов, лишив тебя возможности активно жестикулировать, доказывая, что остальные члены группы обязаны тебе помочь. Платные репетиционные точки, как правило, предоставляют установку в минимальной комплектации, а за аренду дополнительных элементов алчно требуют дополнительных средств, поэтому в любом случае запасайся силами.

Девятый шаг

И самое простое правило: слушай и пытайся повторять хорошую музыку и любимые песни, смотри видео своих кумиров. Удачи!

Для того чтобы стать профессиональным барабанщиком, вам в первую очередь нужно очень много и постоянно заниматься. Есть различные способы улучшения своей игры, но прежде всего - найдите себе преподавателя, который поставит вас на правильный путь. Вам необходимо понимать как и что происходит при игре за барабанной установкой, механизм действия ваших мышц рук и ног, раскоординация тела и другие различные факторы, которые приходят вместе с опытом и практикой. Статья "Как стать лучшим барабанщиком " расскажет вам о том, как улучшить свое звучание; о трех секретах подзвучивания барабанов и о пяти способах идеально записать барабаны. Своими секретами будут делиться Mike Fasano - музыкант и барабанный техник, Karen Stackpole - звукоинженер и практикующая барабанщица, и Strother Bullins - профессионал в области аудио.

Как улучшить свое звучание. Шесть ключевых моментов по настройке барабанов.

Mike Fasano - один из немногих профессионалов, который знает барабанный бизнес и как музыкант и как барабанный техник. Как барабанщик он работал с Warrant, Gloryhole, Tiger Army, и Gilby Clarke, а как техник, с Matt Sorum, Travis Barker, Tre Cool, и Mick Fleetwood. Как эксперт по настройке, Fasano дает главный совет: «Не бойтесь настройки. Это – всего лишь древесина, металл, пластик, и небольшой ключ для настройки. Чем чаще Вы делаете это, тем больше Вы знаете об этом».

  • Найдите правильный пластик для себя .

Выбор пластика зависит от множества вещей. Это и стиль музыки, и стиль игры. Я больше склоняюсь к использованию двойных пластиков с напылением для том-томов с ударной стороны. Покрытие округляет звук. Я не люблю ощущения, возникающие у меня при игре на пластиках без напыления, и я не люблю звучание таких пластиков. Но они хороши, если Вы любите играть брейки через всю установку. Я использую пластики без напыления с резонансной стороны, обычно двойные. Я думаю, что однослойный пластик обладает немного бумажным звучанием, хотя многим это нравится.

  • Установка пластика.

Барабан не будет строить, если пластик натянут не ровно, поэтому, в первую очередь, необходимо ровно усадить пластик на корпус барабана. Всякий раз, когда Вы снимаете пластик, осматривайте край корпуса барабана. Щепки от палок и пыль имеют свойство забиваться между пластиком и корпусом барабана, так что необходимо очищать всю эту грязь с помощью мокрой тряпки. Для полной уверенности, что все отчищено хорошо, я проверяю край корпуса пальцем. Грязь может помешать хорошо настроить барабан.

  • Натягивайте пластик равномерно.

Как только Вы усадили пластик, начинайте закручивать болты натяжения, но не затягивайте их. Они должны только коснуться обруча. Затем начинайте затягивать болты, понемногу равномерно поворачивая их, сначала один, потом противоположный от него, и так далее. Я предпочитаю поворачивать болты на? оборота, или даже на 1/8. Как только я добиваюсь нужного мне звучания барабана, я довольно сильно надавливаю на пластик посередине, чтобы разрушить клеевой слой в том месте, где мембрана крепится к ободу (Aquarian и Evans не используют клей, так что с ними такую процедуру проделывать не нужно). Вы услышите, когда клеевой слой разрушится. После этого подстройте пластик до нужного тона.

  • Меняйте пластик регулярно.

Единственный способ научиться настраивать барабаны состоит в том, чтобы заменять Ваши пластики регулярно. Вы должны менять пластики, по крайней мере, раз в месяц, независимо от того сколько раз Вы играете на барабанах в неделю. И, тем более, меняйте пластик, если Вы заметили, что он перестал звучать. Если у Вас намечается выступление, замените пластик перед последней репетицией перед выступлением, так, чтобы Вы могли немного поиграть на них, потому что я всегда думаю, что пластик надо наиграть.

  • Использование Suspension Tom Mounts.

Барабан - акустический инструмент, подобно акустической гитаре. Если Вы положите Ваши руки на деку гитары, когда Вы играете на ней, это задушит звук, потому что не позволит древесине вибрировать. Традиционное крепление Томов имеет недостаток в том, что жестко крепится к корпусу барабана. Система крепления suspension tom mount лишена этого недостатка, так как крепится к натяжным болтам пластика. Это позволяет барабану вибрировать больше, увеличивая его сустейн. Однако, если Вы самостоятельно меняете систему крепления томов, не забудьте заделать отверстия в корпусе барабана, которые остаются после традиционного крепления.

  • Как глушить бас-барабан.

Бас-барабан должен быть немного туповатым, а не открытым. Некоторые басовые пластики имеют небольшие кольца, встроенные во внутреннюю часть пластика. Оно работает примерно так же, как и те кольца, которые Вы обычно клали на пластик малого барабана, чтобы немного приглушить его. Такое кольцо равномерно приглушает барабан, добавляя немного слэпа и давая немного более низкий тон. Я также люблю поместить небольшую подушку в басовый барабан, касающуюся и ударного и резонансного пластика. Иногда я поворачиваю подушку так, чтобы только ее углы касались пластика, делая звук более открытым. С одной стороны Вы не хотите иметь полностью мертвый звук большого барабана, потому что тогда нет никакого резонанса или жизни в звуке, но если звук слишком широко открыт, Вы не не получите звук, в котором Вы нуждаетесь. Так что подушка – отличное средство, чтобы добиться того звука, который Вам нужен.

Три секрета подзвучивания барабанов

Karen Stackpole - звукоинженер и практикующая барабанщица. Она также преподает искусство озвучания в Ex"pression College for Digital Arts в Emeryville, California.

  • Малый барабан, который не лает, но кусает.

Вы хотите, чтобы ваш малый барабан действительно сиял на фоне остальных инструментов ансамбля? Вы можете прикрепить микрофон прямо на малом барабане, но это автоматически не подразумевает, что Вы получите звук, который Вы хотите от вашего барабана. Если Вы ищете какой-то определенный звук, необходимо максимально устранить посторонние воздействия на микрофон.

Для начала возьмите правильный микрофон - однонаправленный динамический. Shure SM57 - превосходный выбор. Но можно попробовать и микрофоны других производителей: ElectroVoice, Audio-Technica, Sennheiser, и Audix, и других. Вы можете также выбрать миниатюрные прикрепляющиеся конденсаторные микрофоны типа Shure Beta 98 и Audix"s Micro-D. Суть размещения микрофона состоит в угле наклона. Капсюль микрофона должен быть направлен прямо вниз, на пластик. Микрофон располагайте возле края барабана, максимально близко к пластику для получения максимального количества обертонов и низких частот. Если Вы добивайтесь большей атаки, помещаете микрофон приблизительно на дюйм, или два выше края обруча и нацеливайте его в центр барабана.

  • Соль тарелки ride в звуке ее чашки

Мой товарищ, барабанщица и звукоинженер Hani Gadallah поделилась со мной одним секретом: чтобы получить более ясный и четкий звук чашки тарелки ride, разместите SM57 приблизительно на 6"-8" выше чашки, и поверните его к ней, но только подальше от того места, где Вы бьете в чашку палкой, а так же подальше и от других тарелок. Если Вы не можете обойтись без размещения тарелки над тарелкой ride, не бойтесь, поместить микрофон под чашкой. В последнем случае размещайте микрофон еще ближе: приблизительно на 4" от чашки. Имейте в виду, что в этом случае Вы, возможно, должны будете снизить уровень частот между 550Hz и 800Hz. Оба эти варианта могут прекрасно дополнять друг друга. Если возникнут проблемы с фазированием микрофона, озвучивающего ride и оверхедами, попробуйте переключить фазы на пульте.

  • Только в два канала

Есть несколько советов для того, чтобы максимизировать ваш звук, если есть только два доступных входа на пульте. Для большинства стилей музыки, басовый барабан - ключевая движущая сила, так что один из этих входов должен быть отдан для озвучивания именно его. Выберите низкочастотный микрофон, типа Shure Beta 52, AKG D112, Sennheiser E602, или ElectroVoice RE20, и т.п. Разместите микрофон поблизости от отверстия в резонансном пластике, и направьте его внутрь барабана. Если в пластике нет отверстия, разместите микрофон возле места, где колотушка бьет по пластику, или наоборот, скраю барабана, для получения более округлого звука.

Второй канал отдайте под малый барабан, или оверхэд. Если Вы планируете играть много мелких нот, или щетками на малом барабане, разместите микрофон приблизительно на дюйм или два выше обруча барабана, и поверните его так, чтобы получить желательный звук. В противном случае, ставьте второй микрофон сверху установки, чтобы снять звук тарелок, том-томов, и малого барабана. Разместите конденсаторный микрофон приблизительно на 12"-18" выше тарелок, и найдите такое место, чтобы лучше всего охватить все инструменты. Для примера, разместите микрофон немного больше в сторону малого барабана и хай-хета, если Вы больше играете в хай-хет, или в сторону тарелки райд, если Вы больше ведете в райд.

Пять способов идеально записать барабаны

Strother Bullins – проживающий в North Carolina автор, профессионал в области аудио. Он прекрасный барабанщик. Он владелец B.S. of Music Industry Studies, и много работал на студиях в Nashville и Los Angeles.

Большинство барабанщиков согласилось бы, что сотрудничество с опытным, хорошо осведомленным в тонкостях своего ремесла инженером и/или продюсером – идеально для записи в студии. Однако, для многих это навсегда остается мечтой. Как получить лучший звук самостоятельно рассказывают Russ-T Cobb из Ruby Red Productions (Avril Lavigne, Sevendust, Default), Mike Plotnikoff (P.O.D., Hoobastank, Cold), и Mark Trombino (Jimmy Eat World, Blink 182, Finch).

  • Тщательно выбирайте и настраивайте свои барабаны.

Прежде всего, неверно утверждение, что все барабаны в Вашей ударной установке должны быть одной модели. «Сперва определитесь со звучанием, которого Вы хотите добиться», - говорит Cobb. «Подберите себе по вкусу бас-барабан, малый барабан, том-томы. Помните, профессионалы редко используют установку, состоящую из барабанов одной модели».

Независимо от используемых барабанов, необходимы тщательно выбранные, и правильно настроенные пластики. «Если барабаны не настроены должным образом, они не будут хорошо звучать», -подчеркивает Plotnikoff. «Никакой микрофон, или эффект не заставят барабан звучать хорошо. Он должен звучать действительно хорошо самостоятельно».

Устранение посторонних скрежетов барабанов может быть трудоёмким, так что заботьтесь об этом заранее. Plotnikoff: «немного WD-40 поможет Вам справиться с этой проблемой».

В отношении тарелок, более темные, более теплые, менее агрессивные часто обеспечивают лучшие результаты на записи. «В студии, более темные тарелки звучат лучше и чище»,- говорит Cobb. «По сравнению с более яркими тарелками, они резонируют в частотах, которые являются ниже и более слышимы». Более теплые тарелки часто обладают меньшим резонансом, а чрезмерно громкие тарелки могут вызвать эффект клиппирования на оверхэдах. «Менее агрессивные тарелки позволяют барабанам звучать громче»,- объясняет Plotnikoff.

  • Влияние помещения на звук.

Поскольку запись любого инструмента по сути всего-лишь запись звука, который образуется в пределах окружающего инструмент пространства, правильное размещение ударной установки в помещении имеет важнейшее значение.

«Лично, я предпочитаю иметь плохо звучащую «живую» комнату, чем хорошо звучащую «мертвую» комнату», смеется Trombino, который часто размещает установку, напротив стены, или в углу комнаты с хорошими резонирующими свойствами.

Plotnikoff предлагает создавать неровные углы при записи в квадратной комнате. «Квадратная комната создает стоячие волны, которые могут причинить проблемы. Постарайтесь избегать равных углов. Попробуйте поставить в угол фанеру, или положить одеяло».

В то время как живой, сухой, или промежуточный стиль записи окружающего пространства может изменяться в зависимости от личных предпочтений, в то время как стиль игры является наиболее критичным. «Много инженеров согласятся, что чем выше висят тарелки, тем лучше»,- объясняет Plotnikoff. «В том смысле, что в микрофоны, которые снимают звук барабанов, попадает меньше звука тарелок. «Однако, Вы должны расположить их так, чтобы барабанщику было удобно играть. Не жертвуйте игрой ради звука».

Иллюстрируя разнообразие мнений инженеров, Cobb предпочитает вешать тарелки ниже: «Я имею тенденцию использовать оверхэды для съема звуковой картины инструмента в целом. Я вешаю оверхэды пониже, таким образом, я записываю то, как играет барабанщик, а не звук отдельных барабанов».

  • Выберите, и правильно расположите микрофоны.

Не смотря на то, что много микрофонов дадут хорошие результаты на записи, дотошное и вдумчивое расположение микрофонов - истинный ключ к хорошему звучанию устанговки. «Вероятно, самое трудное начинается тогда, когда Вы получаете общих микс всех микрофонов. Вот когда Вы должны волноваться о фазах»,- объясняет Cobb. «Попробуйте расположить оверхэды на одинаковом расстоянием от малого барабана, или, по крайней мере, от пола».

Использование меньшего количества микрофонов часто ровняется меньшему количеству головной боли. «Вы не нуждаетесь в тонне микрофонов»,- говорит Trombino. «Попробуйте установить и настроить несколько оверхэдов, и затем добавьте то, чего, по Вашему мнению, не хватает. Подзвучте бас-барабан, если это необходимо».

И Plotnikoff и Cobb говорят, что они распологают микрофоны на незначительном расстоянии от барабанов. «Наши уши слышат звуки в любом случае»,- объясняет Plotnikoff. «Вы не слушаете малый барабан, подставив к нему ухо вплотную. Так что я размещаю микрофон настолько далеко от микрофона, чтобы не терять все нюансы, которые мне нужны.

Так какой микрофон самый лучший? «Вы не ошибетесь, если возьмете Shure SM57, или Sennheiser 421»,- говорит Trombino.

Cobb говорит, что он часто использует SM57 для съема всех барабанов, начиная с баса, и заканчивая оверхэдами, но пара верхних конденсаторных микрофонов предпочтительнее. «Neumann КМ-184 являются лучшими, но есть много хороших и недорогих доступных конденсаторных микрофонов».

  • Используйте обработку мудро.

Простое правило, любая обработка сигнала во время записи испортит результат, будь то компрессия, эквализация, или реверберация. Другими словами, не используйте обработку. Согласно Trombino, лучший метод эквализации, простое перемещение микрофона.

«Лично, я не использую ничего»,- заявляет он. «Только перемещайте микрофон, пока не добьетесь нужного звучания, и оставьте его в покое. Вы сможете всегда применить обработку позже, при работе с записанным треком».

Cobb соглашается: «Лучший способ обработать сигнал состоит в том, чтобы не обрабатывать его. В Pro Tools и других программах, есть достаточно много компрессоров, эквалайзеров, и эффектов, так что Вы можете использовать их после записи. Если Вы обработаете хороший звук во время записи, вы никогда уже не вернете его назад».

»Можно использовать дополнительный микрофон для подключения к нему эффекта»,- предлагает Plotnikoff. «Звук этого микрофона можно будет подмешать в общий микс позже.

  • Запись и микширование проекта.

Независимо от того насколько хороши ваши результаты относительно качества записи, получение идеальных треков барабанов зависит, прежде всего, от хорошей игры барабанщика. «Когда придет время для микширования, убедитесь, что Вы имеете лучшие дубли из всех, что Вы сделали».- объясняет Cobb.

Также, сравнение ваших результатов с лучшими образцами мировой музыки, не может быть лучшим средством измерения успеха. Plotnikoff: «Вы должны помнить, что после того, как мы сделали запись барабанов, они отредактированы в Pro Tools, и лучшие дубли объединены, мы добавляем сэмплы поверх живых барабанов. Очевидно, что никто самостоятельно не собирается получать то же самое качество записи, но пробовать добиться этого весьма и весьма полезно, и необходимо».

Начав свою музыкальную карьеру как барабанщик в известной группе 90-ых Drive Like Jehu, Trombino может, конечно, сочувствовать барабанщикам, которых он записывает. Он ясно понимает, как трудно для барабанщиков держать "всю картину" в памяти. «Когда я записывал себя для Jehu или Aminiature, я часто чрезмерно фиксировался на звуке басового барабана, тарелок, или других действительно глупых вещах. Когда Вы играете, трудно позволить себе отвлекаться на что-то еще».

Возможно Вас также заинтересует:

  • Статьи о барабанах и игре на них: "Основы игры "

Я играл на барабанах, и хотя долгое время не практиковался, сейчас я играю лучше, чем когда-либо. Разрешите пояснить.

Много лет назад, пытаясь улучшить игру принялся изучать другие инструменты: пианино, гитару и бас. Польза от таких упражнений двойная: во-первых, появилось понимание музыкального языка, различий в тональностях. Во-вторых, прочуствовал как партия ударных влияет на других музыкантов в группе. И уж чего я совсем не ожидал, так это моя новая любовь к бас-гитаре.

Двигало мною высказывание Била Бруфорда - "Для того чтобы стать музыкантом, забудьте все что вы знали и изучайте новые неизвестные вам области".

Сейчас я работаю в качестве профессионального бас-гитариста в Нью-Йорке, и у меня свой взгляд на роль барабанщика. Как мне кажется, все барабанщики должны изучать мелодичные инструменты, а инструменталистам будет не лишним взять пару уроков мастерства у барабанщика.

Как правило, большинство музыкантов не могут толком объяснить чего они хотят от человека сидящего на барабанном стульчике, а также понять, почему один барабанщик играет лучше другого.

Я собрал воедино десять типичных ошибок, которые сильно влияют на качество игры в целом.

Ошибка №1. Восприятие музыки с точки зрения исключительно инструмента.

Все мы предпочитаем музыку представляющую во всей красе наш инструмент. Проблема барабанщика в близоруком подходе видения партии изнутри. Это значит, что барабанщик прежде всего думает как он будет играть, а не о том, как линия ударных передает музыку. На первом месте сама музыка, а великолепная барабанная часть один из ее необходимых компонентов. Слушайте хорошую музыку, а не только хороших барабанщиков.

Ошибка №2 Нежелание заучивать песню.

В отличие от других, барабанщик не разучивает гаммы, сольфеджио. Мы работаем над техникой. Но минус такого подхода не позволяет научиться выстраивать партию в оркестровой манере. Так как нет необходимости запоминать все смены аккордов, барабанщики мыслят во времени с помощью бита, в то время когда лучше мыслить фразами диктуемыми аранжировкой. Это позволяет как бы рассказать историю через песню.

Вот почему, многие восхищаются игрой Ринго , в то время как другие в недоумении разводят руками не понимая, чем же он так хорош. Как можно с такой ограниченной техникой и простыми идеями называться великим барабанщиком? - спрашивают они. Причина в необыкновенной способности Ринго сыграть подходящий аккомпанемент песне. Часть А удачно сочетается с частью В, которая подводит слушателя к заключительной части C. Это очень тонкий нюанс, но очень весомый.

Ошибка №3 Неверно подобранный темп.

Необходимая основа понятия groove - правильно подобранная скорость. Это больше чем просто четко играть во времени. Нужен темп, позволяющий другим музыкантам чувствовать себя комфортно.

Большинство барабанщиков склонны играть в темпе удобном исключительно для них. Вот почему нужно экспериментировать еще и в написании песен.

Попробуйте записать несколько разных партий, каждую на разной скорости. Со временем придет ясность которая из них вписывается в канву, а какая нет. Подобное откровение не приходит в процессе самой игры. Но очевиднее всего это видно при игре на инструменте под который написана песня, так как композитор чувствует верный темп при сочинении.

Ошибка №4 Чрезмерное наслоение бита для придания интенсивности.

Тони Вильямс был мастером таких дел. Но никто из нас не является Тони Вильямсом. Игра рисунков слишком далеких от основного бита не дает ничего, кроме погружения в хаос музыкальной темы и излишней спешки. Вы можете думать, что задаете реального жару, в то время как коллеги по группе подумывают о диком звучании.

Ошибка №5 Намеренное замедление бита для углубления groove.

В большинстве ситуаций это не помогает. Бывают обстоятельства, когда это приемлимо, особенно в местах, где музыканты хорошо чувствуют время. Но сильно затягивая, вы рискуете похоронить движущую силу группы и слишком глубокий groove может стать могилой . Концертируя в качестве басиста, я много раз тянул на себе не в меру отставшего барабанщика.

Нет ничего, что я люблю больше чем придумывать полиритмические рисунки в связке со способным барабанщиком. Однако далеко не всегда это хорошо.

Было время, когда я играл в группе, барабанщик которой с потрясающей легкостью управлялся с полиритмией, нечетными размерами и запутанными рисунками. Но когда наш общий полет фантазии иссякал, от него нельзя было добиться четкого ритма.

На просьбу подыграть мне бочкой с акцентом на сильную долю в тарелке он отказался, аргументируя тем, что это слишком очевидно, а он избегает клише. Чтож, должен сказать: иногда, клише это то, что надо. Это работает, поэтому и превратилось в клише.

Ошибка №7

Эта ошибка связана с предыдущими, но касается более общих аспектов исполнения. Музыканты группы полагаются на барабанщика не только в ритме. Нужно уметь подчеркнуть тембральные изменения одной части от другой, возросшую динамику, прочные концовки, а в заполнениях должна чувствоваться роль связующих мостков. На первый взгляд это кажется несложным, но вы будете приятно удивляться всякий раз, когда научитесь подмечать подобные нюансы.

Ошибка №8 Слишком нагроможденная партия.

Уж на что очевидная вещь. Так почему так много барабанщиков продолжают делать это? Вероятно, связанно это с годами практики на резинках, и недостаточным вниманием к музыкальной составляющей.

Одно время судьба столкнула меня со вполне компетентным барабанщиком. Но у него часто проскальзывала тенденция к неуместным вставкам. Это могла быть тарелка крэш в середине фразы, джазовая синкопа в балладе или аккомпанемент вокала двойными бочками.

Все барабанщики отдают себе отчет в необходимости повышать технические навыки. Но многие из великих музыкантов не владеют отточенной техникой. Они хороши своими идеями. Можно быть хорошим техничным барабанщиком, но хорошие идеи требуют мудрости и таланта. И это не приходит через ноги и руки, а идет прямиком из вашей головы и сердца.

Ошибка №9 Упрощенная партия.

Многие барабанщики, боясь показаться, играют простые партии с упором на четкое время. Для вкусной игры этого недостаточно и тут не приходится ждать огня от группы. А слушателям может стать скучно.

Ошибка №10 Недостаток уверенности.

Нет ничего хуже, чем барабанщик на прослушивании, кандидат в группу. По натуре, барабанщики лидеры. Барабаны настолько весомый инструмент, что незаметить их невозможно. Вспомните старое высказывание: "Посадите хорошего барабанщика в слабую группу и она преобразится". Это верно и в обратном случае, слабый барабанщик может превратить именитый коллектив в кучку пионеров.

Игра на барабанах способна заинтересовать многих современных людей. Действительно, такое развлечение тренирует координацию движений, а также вырабатывает чувство ритма.

Узнать о популярных шоу барабанщиков можно в интернете. Но как же научиться играть на барабанах, не сталкиваясь с особыми проблемами?

Учимся играть на барабанах: основные правила

Начинать процесс обучения необходимо с правильной постановки рук. Лучше, если с вами будет заниматься опытный профессионал, так как он знает все нюансы данного дела.

Попробуйте разные музыкальные стили, ведь только так можно найти тот, который вам подходит. Записывайте ноты во время прослушивания музыки, чтобы потом воспроизвести ее на барабанах.

Левую ногу используйте для отбивания ритма воспроизведения. Так вы сможете научиться координировать ваши руки и ноги, чтобы добиться наиболее эффективного результата.

В самом начале отбивайте упражнения в медленном темпе. Благодаря этому можно быстрее научиться играть на барабанах, так как вы прочувствуете каждую деталь того или иного действия.

Всегда развивайте свой собственный стиль игры, так как только в таком случае можно чего-то добиться. Пользуйтесь тем багажом знаний, который вы успели получить в процессе обучения.

Записывайте свою игру на барабанах на различные устройства. Такой метод даст вам возможность понять, какие ошибки вы совершаете.

Занимайтесь в компании с другими барабанщиками, у которых больше опыта. Глядя на них, вы сможете перенять основные техники игры, что обязательно пригодится вам в дальнейшей практике.

Преимущества игры на барабанах

С основными этапами обучения вы разобрались. А теперь стоит упомянуть о преимуществах игры на барабанах:

  • вы сможете развиваться в физическом плане, ведь в процессе игры на барабанах задействованы практически все группы мышц;
  • немаловажно и духовное развитие, потому что игра на барабанах требует максимальной сосредоточенности и усидчивости;
  • вы сможете развивать и свою музыкальность, что немаловажно в современном мире;
  • игра на барабанах подарит вам массу приятных эмоций, так как у вас сразу же поднимется настроение.

Это основные преимущества игры на барабанах. Если вы займетесь данным видом деятельности, то сможете развиваться во всех планах, а также получите возможность более интересно и увлекательно проводить свободное время.

Взять первые уроки игры на барабане можно благодаря этому ролику:

Инструкция

Обиднее всего, когда всё делаешь, казалось бы, хорошо, и домашнюю выполняешь, и учителя внимательно слушаешь, а до пятёрки так и не дотягиваешь. Так чего же именно не хватает до оценки «отлично» и что нужно делать для того, чтобы в ваш табель было приятно смотреть?

Прежде всего, определите: зачем вдруг вам понадобилось стать отличником? Ведь оценки, зачастую не есть показатель ума. Разумеется, это не значит, что на них вообще не стоит обращать никакого внимания, но и уж рьяно гоняться за пятёрками тоже не стоит: так и заболеть можно.

Если вы всерьёз решили начать учиться только на отлично, стоит принять, что сами собой пятёрки не посыплются: от вас потребуется терпение, старание, усидчивость, стремление. Не обойтись и без самостоятельных занятий, так как учителя физически, за урок, не могут уделить внимание каждому ученику – учеников у учителя 30-45, и урок длится 45 минут.

Прежде всего настройтесь на позитив. Зачастую неуверенность в себе и страх перед учителем встают камнем преткновения на пути к хорошим оценкам. Не программируйте себя на то, что Анна Петровна никогда не поставит отлично по биологии, или даже не начинать учить геометрию, потому что «всё за зря».

Многие не могут стать отличниками из-за того, что на уроках кажется, все слушают, конспектируют, отвечают на вопросы, а вот к заданиям на дом относятся несерьёзно. Особенно несерьёзно воспринимаются устные задания, если задали неписьменную работу, значит, вообще ничего не задавали. Но невозможно понять новую тему за 45 минут урока: над ней необходимо подумать и поработать самостоятельно.

Большинство школьников выполняют домашнее задание в последний момент. Но желательно садиться за урок в тот же день, когда это задание было задано, как говорится, идти по горячим следам. Таким образом, полученная информация ещё не забылась, и выполнять работу будет проще. Плюс ко всему, если задание слишком сложное, у вас будет достаточно времени разобраться с ним самостоятельно или с помощью учителя.

Пересказы и стихотворения тоже лучше начинать учить заранее.

Правила, теоремы и т.д. желательно не зазубривать, а просто несколько раз вдумчиво прочитать, тщательно разобрать и понять. И потом уже ничего зубрить не придётся, вы уже всё поняли, и эта информация отложится у вас в голове. Также не нужно зубрить доказательства теорем, лучший способ понять и запомнить – это самостоятельный пошаговый разбор. Сначала вы будете подсматривать в книгу, но потом обязательно запомните эту теорему.

Некоторые не могут стать отличниками, потому что боятся задавать вопросы и говорить о том, что не поняли. Порой бывает, что учитель, обращаясь к классу, спрашивает «Все поняли?», а дети дружно кивают головой, а потом на самостоятельной работе обнаруживается, что половина класса ничего не поняла.

Не нужно бояться интересоваться, уточнять. Ведь задавая вопрос, вы не признаете свою глупость, напротив, это говорит о том, что вы заинтересованы предметом и хотите разобраться в теме. Учителям нравится, когда ученики участвуют в уроке, демонстрируют свою заинтересованность. Лучше задавать вопросы и всё понять, как положено, нежели потом впасть в ступор во время контрольной работы.