Кто такой мицкевич. Песняр белорусской земли – Адам Мицкевич

Польский поэт, публицист, участвовал в национально-освободительном движении. Родился 24 декабря 1798 года в Литовской губернии. Его произведения стали серьезным вкладом в белорусскую и польскую литературы 19 века. Как и Юлиуша Словацкого и Зигмунта Красинского, его признали величайшим поэтом Польши в эпоху Романтизма. «Литовский Наполеон Орда» - так его величают в Литве.

Биография Адама Мицкевича

Адам был сыном Миколая Мицкевича, новогрудского адвоката. Отец был обедневшим шляхтичем. Фамилия имеет белорусские корни, происходит от имени, созвучного с русским Дмитрий. Родители матери были последователями Якова Френка, крещеными евреями. В феврале 1799 года юношу крестили в Новогрудке.

Адам получал образование в Доминиканской школе, в которой учился с 1807 по 1815 гг. После ее окончания продолжал обучение в Виленском университете. В последующие годы Мицкевич написал большое количество стихотворений, наиболее популярным стало «Ода к юности». Во время учебы создавал филаретские и филоматские кружки. После окончания университета с 1819 на протяжении 4 лет работал школьным учителем.

В 1823 раздули дело о филоматах, Мицкевича арестовали в Вильне. Будущего писателя посадили в тюрьму, находившуюся в бывшем монастыре. Через полгода его освободили, в конце 1824 выслали из Литвы.

В последующие годы Адам побывал в Санкт-Петербурге, Одессе, из которой иногда выезжал в Крым, в Москве. Каролина Павлова, ставшая впоследствии знаменитой поэтессой и переводчицей, могла стать его женой в 1825, во время одного из посещений российской столицы.

С конца 1827 Мицкевич постоянно проживал в Санкт-Петербурге. Во время пребывания там подружился с декабристами Бестужевым и Рылеевым, а также писателями Пушкиным и Грибоедовым. Ранее считалось, что знакомство с последним состоялось в 1825 году в Крыму, но по последним сведениям Мицкевич встретил писателя именно в Москве в 1828 г. Янушкевич, Олизар, Веневитинов, Полевой, братья Ксенофонты, Дельвиг и некоторые другие теперь были его хорошими знакомыми. Князь Петр Андреевич Вяземский стал наиболее близким другом Мицкевича, он же позднее и переводил на русский язык «Крымские сонеты». С 1829 года Адам покинул Петербург и уехал за границу.

Годы эмиграции

За это время Мицкевич побывал в Германии, Италии, а также Швейцарии. В 1831 году тщетно пытался примкнуть к восстанию 1831 года и его участникам. После этого на некоторое время остановился в Дрездене. Затем, с 1832 года начал жить в Париже. За это время писатель активно сотрудничал с представителями эмигрантов из Польши и Белоруссии, много времени уделял политической публицистике. 1839 - и последующие годы, занимался преподаванием в Лозанне латинской литературы, позднее Мицкевич - первый профессор в Колледже де Франс, преподающий славянскую литературу. Анджей Товяньский и его идеи на некоторое время увлекли Мицкевича, в 1845 г. ему запретили читать лекции, причиной стала пропаганда товянизма, которой Адам активно занимался. С 1852 г находился по решению правительства в отставке.

Спустя 4 года стал вдовцом, поехал в Константинополь. Целью этой поездки явилось создание легионов помощи англичанам и французам в противостоянии с Россией.

Умер от холеры 26 ноября 1855 года. Из источников известны последние слова писателя, сказанные близкому ругу и товарищу Служальскому. Тот спросил, не хотел ли бы он что-то сказать для своих детей? Мицкевич ответил, что желает, чтобы они всегда любили друг друга.

Прах покойного отвезли в Краков. В 1890 останки Мицкевича поместили в саркофаг, находящийся и в настоящее время в кафедральном соборе в Вавеле.

Личная жизнь

Свадьба с Целиной Шимановской состоялась в 1834 году. Впоследствии от девушки родилось 6 детей. Их звали Юзеф, Александр, Владислав, Яна, Мария и Хелена. Владислав стал видным деятелем польской эмиграции.

Творчество

Самое первое стихотворение писателя было напечатано в 1818 в местной газете. Произведение называлось «Городская зима». Первый же сборник носил название «Поэзия», включал в себя несколько частей. Предисловие называлось «О романтической поэзии», также была часть под названием «Баллады и романсы». Сборник восхвалял романтическое направление в литературе Польши, его опубликовали благодаря Юзефу Завадскому.

Одной из первых работ Мицкевича стала «Живиля», повествовавшая об убийстве девушкой своего любимого. Сделала же она это, потому что он впустил русских в свой родной город. Симон Даукантос перевел работу на литовский язык в 1819 году, перевод стал одним из первых появившихся за границей произведений писателя.

Лирическая поэма «Гражина», а также 2 и 4 части «Дзяды», попали во 2 том трилогии. В вышедшей в России книге «Сонеты» появлялись и новые, не свойственные польской поэзии мотивы. В произведение попали и «Крымские сонеты», рассказывающие про человека, скучающего по родным местам.

«Конрад Валленрод» посвящено Николаю 1; поэму опубликовали в Санкт-Петербурге в 1828. Главной темой произведения стало противостояние крестоносцев и литовцев. Герой романа - персонаж довольно трагический, он жертвовал своей жизнью и собственным счастьем для всего своего народа, жил во вражеской среде. Герой стал во главу Тевтонского ордена и отрекся от Литвы, своей настоящей родины. При помощи хитрости и коварства ему удалось разрушить Орден. Читатели воспринимали поэму, как своеобразный призыв к борьбе против поработителей. В решении усматривалось одновременно принятие морали и политики: с внешней стороны казалось, что жители смирились с победившим врагом и теперь выступали на его стороне, на деле же побежденные постоянно втайне боролись за свободу и действовали против победителей (подобное явление также носило название валленродизма). Некоторые лирические стихи, а также «Фарис», баллады вошли в сборник «Поэзия»

В 1832 году была выпущена 3 часть поэмы «Дзяды». Особенность повествования заключалась в совмещении реальности и фантастики, фрагментарном построении. В сюжете присутствовало ведение дела филаретов, параллельно с его описанием рассказывалась суть доктрины, которая приводила к выводу, что причиной страданий польского народа стало его историческое призвание к этому. Логическим продолжением «Дзядов» стал сборник стихотворений «Отрывок». В нем много описаний и природных картин России. Наиболее популярными стихами из сборника - «Дорога в Россию», «Русским друзьям» («Моим друзьям-москалям», «Петербург» и другие).

Остановимся подробнее на стихотворении «Русским друзьям». В нем автор призывал осознать то, что он призывает бороться не с самим русским народом, а с захватившей все императорской властью. От нее, по мнению Мицкевича, плохо и тем, и другим. В стихотворениях он также обращался к российским поэтам, задавал им вопросы, до сих пор ли они воспевали свои идеалы свободы, и никто ли не перешел на другую сторону и теперь заискивал перед царем и радовался тому, как плохо бывшим друзьям.

Опубликованные в 1182 году «Книги польского народа и польского гостеприимства» стали наиболее ярким изображением идей распространенного в Польше мессианизма. Мицкевич стремился показать, что поляки обязаны участвовать во всеобщей войне, бороться за свои права и свободу, что победа других народов приведет к победе Польши и ее воскресению. Газета «Польский Пилигрим» стала местом публикации многочисленных работ автора в 1832-1833 годах. Он писал множество статей для нее, в основном продвигал идеи освобождения польского народа.

«Пан Тадеуш» - наиболее крупная работа писателя. Он писал ее с 1832 по 1834 гг. Первое издание появилось на свет в 1834 во французской столице. В произведении Мицкевич старался наиболее ярко изобразить и передать обреченные, по его мнению, шляхетские нравы и обычаи. Он изображал все это с ностальгией, и в то же время с большим количеством иронии и юмора. «Пана Тадеуша» называли в Польше национальной эпопеей, а также шедевром словесного искусства. Анджей Вайда, польский режиссер, в 1999 году снял одноименную экранизацию книги.

Результатом действий Мицкевича стала возможность воздействия польской поэзии на российскую. В то же время с его помощью польская поэзия смогла заявить о себе по всей Европе, кроме этого он собрал воедино польский дух.

Если говорить о манере изложения и языке писателя, то его, скорее, можно отнести к польской шляхте, жившей в Литве и Белоруссии. Вообще в то время в языке проживавших в Литве народов с точки зрения грамматики и лексических ресурсов многое заимствовалось из белорусской речи, носители которой проживали совсем рядом. В речи Мицкевича много и провинциализмов. Считается, что он вводил их в таком количестве именно для того, чтобы подчеркнуть данные областные особенности. По словам Николая Хаустовича, доктора наук и профессора БГУ, сам Адам Мицкевич считал свои произведения написанными, скорее, на польском нежели «литвинском», хотя иногда употреблял оба названия.

Для начала необходимо изучить весь объем и характеры использовавшихся в работах писателя провинциализмов - так считают не только ученые, но и многие языковеды и литераторы. Уже потом, по их мнению, можно будет говорить о речи писателя, как о художественном средстве. Именем Мицкевича назван университет. Профессор заведения Станислав Добжыцкий написал целую работу «Несколько наблюдений за языком Мицкевича», в которой он изучал все выходящие за пределы польского языка языковые факты, встреченные им на страницах произведений писателя.

Занимался исследованием языка Мицкевича и еще один литературовед, доктор философских наук Станислав Станкевич. Он в 1936 году выпустил свой труд, подводивший итог всем его исследованиям. Станкевич изучал стихотворные произведения поэта, некоторую его филоматскую корреспонденцию, а также другие работы с целью выявления отличительных особенностей фонетики, синтаксиса, особенностей построения предложений, категорий числа и рода, морфологии в речи Адама Мицкевича. Особенно стоит отметить, что данное исследование проводилось программно, а не вручную.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Мицкевича Адама представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Адам Бернард Мицкевич выдающийся поэт эпохи романтизма, публицист и деятель польского национально-освободительного движения. Национальным поэтом Мицкевича считают в Польше, Литве и Белоруссии.

Родился Адам Мицкевич в сочельник, 24 декабря 1798 г., в селе Заосье близ города Новогрудок, который ныне является районным центром Гродненской области Белоруссии. За три года до рождения Адама Новогрудок еще был частью Речи Посполитой, а в 1795 г. был присоединен к Российской империи.

Отец будущего поэта, Миколай Мицкевич, происходил из старого литовского рода, знатного, но давно обедневшего. Поэтому беспоместный шляхтич был вынужден зарабатывать на содержание своей семьи адвокатской практикой. В 1794 г. он был одним из участников восстания Тадеуша Костюшко, единство Речи Посполитой связывал с приходом Наполеона и своим сыновьям привил чувство гордости, национального достоинства и любви к родине.

Мать Адама – Барбара Маевская, дочь мелкого служащего, принадлежала к семье крещеных евреев, которые были последователями религиозного деятеля Якова Франка. Крестили Адама 12 февраля 1799 г. в Новогрудском фарном (приходском) костеле Преображения Господня.

С 1807 по 1815 гг. Адам был учеником доминиканской школы при храме Святого Михаила Архангела в Новогрудке. Именно в это время юный Мицкевич начал писать свои первые стихи. Учеником он был старательным и в 1815 г. поступил на казенную стипендию в Виленский университет, основанный в 1579 г. королем Стефаном Баторием и Папой Римским Григорием XIII в Вильне (сейчас – Вильнюс, Литва). Сначала Мицкевич учился на физико-математическом факультете, но через год перевелся на историко-филологический, поскольку понял, что литература и история увлекают его больше, чем математика. Будучи студентом, Адам Мицкевич изучал русский, французский, английский и немецкий языки, а также увлекался чтением античных произведений в оригинале.

Годы учебы в знаменитом университете Адам Мицкевич всегда считал лучшими в своей жизни. Профессора у него были, как правило, люди значительные и почетные: одни преподавали в духе строгого классицизма, а другие несли студентам идеи более новые и романтические. Одним из преподавателей Мицкевича был известный историк Иоахим Лелевель, дружеские отношения с которым поэт поддерживал и после окончания ВУЗа. В 1818 г. случилась первая публикация поэта – стихотворение «Городская зима».

В период летних каникул, в 1818 г., Адам Мицкевич повстречал девушку, ставшую его музой на много лет, – Марылю Верещак. Молодые люди любили друг друга, но Марыля была дочерью богатого помещика Новогрудского уезда и судьба ее была уже предопределена: отец устроил ее помолвку с графом Путткамером, за которого она и вышла замуж в 1821 г. Образ Марыли Мицкевич сохранил в своей душе на многие годы: именно несостоявшаяся любовь с этой девушкой вдохновила его на написание многих произведений.

С 1817 г. Адам Мицкевич принимал деятельное участие в образовании и функционировании тайных студенческий патриотических объединений Виленского университета: филоматов («стремящиеся к знанию») и филаретов («любящие добродетель»). Главными идеями этих обществ были национальное достоинство, любовь к родному языку, сочувствие и помощь обездоленным, а позднее они конкретизировались и преобразовались в просветительскую программу политического характера.

После окончания университета, в 1819 г., Адам Мицкевич был направлен на учительскую работу в провинциальный городок Ковно (сейчас – Каунас, Литва). Это была своеобразная «ссылка»: таким образом власти Виленского университета пытались не допустить участия Мицкевича в деятельности тайных организаций. Время пребывания в Ковно стало переломным в творчестве поэта: если до этого он тяготел к стилю классицизма, то здесь начал писать в духе романтизма. В 1822 г. в Вильно вышел первый том сочинений Адама Мицкевича «Поэзии», куда вошел цикл «Баллады и романсы», отражающий романтическую философию и эстетику, столь близкие поэту. Второй том сочинений, вышедший через год, включал в себя 2 поэмы: «Гражина» и «Дзяды».

В октябре 1823 г. в связи с расследованием по «Делу филоматов» Адам Мицкевич был арестован в Вильно и помещен в тюрьму, которая находилась в бывшем базилианском монастыре Святой Троицы. Благодаря друзьям и счастливым обстоятельствам Мицкевичу удалось избежать серьезного наказания: в апреле 1824 г. его выпустили на поруки, но в октябре того же года выселили во внутренние губернии Российской империи.

Сначала поэт прибыл в Петербург, через 3 месяца – в Одессу, откуда совершил поездку в Крым, затем поехал в Москву, а потом, в 1828 г., снова в Петербург. Это путешествие было очень плодотворным и оставило глубокий след в творчестве Мицкевича, а также повлияло на культурную и литературную жизнь России. Здесь к поэту пришли знаменитость и признанная слава. Он близко сошелся с участниками декабристского движения Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым (Марлинским). Поэта знали и ценили виднейшие русские умы того времени: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Антон Дельвиг, Иван Киреевский, Евгений Баратынский, Дмитрий Веневитинов, Сергей Соболевский, Николай Полевой, Адольф Янушкевич и другие. Пушкин и Вяземский впоследствии переводили литературные произведения Мицкевича на русский язык.

Путешествуя по Российской империи, Мицкевич написал цикл «одесских лирических стихотворений», знаменитые «Крымские сонеты», а в 1828 г. в Петербурге была опубликована его поэма «Конрад Велленрод».

В 1829 г., с помощью влиятельных друзей и покровителей, Адаму Мицкевичу удалось уехать в Европу. Он путешествовал по Италии, Швейцарии и Германии. В 1931 г. безуспешно пытался принять участие в Польском восстании против власти Российской империи, несколько месяцев прожил в Дрездене, а в 1932 г. переехал в Париж. Тогда же, в 1932-1934 гг., Мицкевич написал свою прекрасную бессмертную поэму «Пан Тадеуш», которая считается своеобразной энциклопедией польской жизни.

В 1834 г. Мицкевич женился на Целине Шимановской, дочери знаменитой пианистки Марии Шимановской, у которой неоднократно бывал в Петербурге. В браке с Целиной у Мицкевича родилось шестеро детей: две дочери и четыре сына. С этого времени поэт находился в постоянных поисках заработка для того, чтобы содержать свою семью. С помощью знаменитой французской писательницы Жорж Санд, с которой его познакомил Фредерик Шопен, Мицкевич пытался поставить театральную драму, но, к сожалению, безуспешно.
До 1840 г. Адам Мицкевич преподавал античную литературу в Лозанне, а затем стал профессором кафедры славянских литератур в Коллеж де Франс. В 1841 г. поэт попал под сильное влияние проповедника, философа-мистика и мессианиста Анджея Товяньского. За то, что Мицкевич начал пропагандировать товянизм своим студентам, его отстранили от чтения лекций в 1845 г., а в 1852-м отправили в отставку.
Параллельно с заботами о хлебе насущном, Мицкевич не забывал и об общественно-политической жизни: в 1848 г. он создал Польский легион, помогающий итальянцам бороться за свою независимость, а в 1849 г. принимал участие в издании парижской демократической газеты «Трибуна народов».
В 1852 г. Адам Мицкевич получил скромную должность библиотекаря при парижском Арсенале. В апреле 1855 г. умерла жена Мицкевича, Целина, и осенью он отправился в Константинополь с намерением организовать там Новый польский легион, чтобы помочь французам и англичанам в Крымской войне против Российской империи. Однако мечтам его не суждено было сбыться: он заразился холерой, скончался 26 ноября 1855 г. и был похоронен в Париже. С 1890 г. прах великого поэта покоится в саркофаге в Вавельском кафедральном соборе в Кракове.

Ёсць у мяне зямля, край светлых мрояў,

Мілейшага – мне не знайсці другога.

Мне ўся радня там – болей чым крывёю,

Там сэрцу гэтак многа дарагога!

Споры насчёт происхождения Адама Мицкевича – автора этих слов, ведутся и до нашего времени, но он еще при жизни ответил на этот вопрос, называв себя «литвином». Один с выдающихся сыновей Беларуси был предан своей земле, и где бы он не был – всегда вспоминал про свой родной уголок, куда так тянула душа.

Если Вы случайно будете проходить около Городского Вала, то сможете увидеть небольшой сквер названный в его честь, а также непосредственно . Установлен он 6 октября 2003 года по приказу Министерства культуры Республики Беларусь. Возвел этот – лауреат государственной премии А. Заспицкий, скульптора – А. Финский, архитектор – Г. Фёдоров. Заспицкий является также автором большого бюста Мицкевича в Гродно, в музеях в Минске и Новогрудке.

Поэт родился на хуторе Заосье на Новогрудчине, в семье бедного шляхтича, адвоката Николая Мицкевича.Первоначальное образование получил в Новогрудской доминиканской школе. В 1815 году он поступает в Виленский университет на физико-математический факультет, но понимая, что точные науки это не его призвание, через год переводит документы на историко-филологический факультет. В это время в Речи Посполитой начинает подниматься национально-освободительное движение. Не остались в стороне от событий и студенты Виленского университета. Тут возникает тайное студенческое товарищество филоматов (друзей науки), одним из руководителей которого стал Адам Мицкевич.

Целью этого товарищества была культурная работа в массах, по воспитанию патриотизма в кругах польской, белорусской и литовской молодежи. Первые его стихи были написаны именно под влиянием филоматской идеи. По его инициативе созданы ряд массовых организаций молодежи, в которых планировалось готовить новые кадры для филоретов. На воспитание молодых патриотов была направлена и его поэтическая деятельность. Одновременно со стихами-манифестами написал цикл романтических баллад, которые в 1822 г. вошли в 1-ый том его произведений («Люблю я!», «Рамантычнасць», «Свіцязь», «Рыбка»).

В период преподавания в Ковне Адам полюбил М. Верашчаку. Мариля искренне ответила на любовь молодого поэта взаимностью, но обязана была выйти замуж за другого.

В это время умерла горячо любимая мать поэта. Переживания подорвали его здоровье, и он вынужден был взять отдых на год. Жил в Вильно. Тут он создал знаменитую поэму “Гражына”, которая является олицетворением страродавней истории Литвы-Беларуси.

В 1823 году в Вильно его арестовала следственная комиссия, создана с целью остановить патриотическое движение “польской молодежи в Литве”. 8.11.1824 поэт прибыл в Петербург по назначению. В ожидании приговора Мицкевич сошелся с декабристами. Решение с назначением места ссылки затянулось, и поэт поехал в Крым, там написал поэтический цикли “Крымских сонетов”. Наконец-то его зачислили в канцелярию в Москве.

Серьезной работой этого времени была поэма “Конрад Валенрод”, которую он начал писать в Москве, а закончил в Петербурге.

В феврале 1829 году, благодаря ходатайству Жуковского, князя Галицына и Валконской М Мицкевич выезжает заграницу. Больше 4 месяцев путешествует по Европе. В Париже он начинает работу над своим главным произведением – поэмой “Пан Тадэвуш”, которую потомки называют “энциклопедией жизни литвинов”. Произведение полнится воспоминаниями и ностальгией по родному краю, который пришлось покинуть. “Пан Тадэвуш” – это прежде всего тоска по своей Родине.

Революционное время

В 1854 году волна революций охватила Францию и Италию. Мицкевич приложил большие усилия, чтоб создать в Италии Польский легион. Европейская революция 1848-49 г. потерпели поражения, но Мицкевич не потерял веру.

В 1854 году начинается русско-турецкая война. Князь Чарторыйский предлагает создать военное формирование как Польский легион в Турции, чтоб оно воевало под управлением англичан и французов против Российской империи. Мицкевича направили в Стамбул посланцем от министерства просвещения. Там он помогает польским патриотам М. Чайковскому и генералу У. Замойскому, но потребовал, чтоб Польский легион действовал самостоятельно, а не под управлением иностранцев. Польскую эмиграцию это очень взбесило, а еще больше взбесило то, что Мицкевич одновременно с Польским легионом начал создавать Жидовский легион. Но в разгар этих дел поэт неожиданно умирает в Константинополе. С траурными почестями тело Мицкевича было перевезено во Францию и погребено на парижском кладбище, а уже в 1890 г. останки были перевезены в Польшу и похоронены в нише дворца Вавель в Кракове, рядом с Т. Костюшкой.

Творчество А. Мицкевича сделало большой влияние на развитие белорусской литературы. В 1830-1840 -е года в польской литературе сложилась так называемая белорусская школа, представители которой вслед за Мицкевичем писали на темы жизни белорусского народы. Белорусский язык он называл “самой гармоничной, и со всех славянских языков меньше всего измененной”….это наиболее богатая и наиболее чистая речь, которая давно появилась и прекрасно разработана”. Под влиянием его произведений литературную деятельность начинали Борщевский, Рыпинский, Сырокомля и другие.

Время от времени на сцене можно увидеть спектакль “Пан Тадэвуш”. Также создан одноименный фильм, режиссером которого является Анджей Вайда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Адам Мицкевич . Величайший польский (литвинский) поэт, культурный и государственный деятель, слава о котором разнеслась далеко за пределы Речи Посполитой. Но как мало мы знаем о его происхождении! Стандартная биография гласит, что Мицкевич родился в семье обнищалого шляхтича. Мать его – еврейка, отец – литвин (не путать с латышом). Адам получил великолепное образование, участвовал в патриотических организациях и оставил после себя огромное литературное наследие. Все. Но о чем же умалчивают школьные хрестоматии? Почему Мицкевич до конца своей жизни отказывался говорить о своих ближайших родственниках? Каким наследием позора наградила его судьба?

Величайший поэт.

На счету династии Мицкевичей собралось не мало авантюр, правонарушений и судебных процессов. Двое из представителей этого древнего литвинского рода ушли в небытие при весьма трагических обстоятельствах. Так что, крути не крути, а славным происхождением великий классик отнюдь не мог похвастаться.

Наша история начинается в второй половине XVIII века. Жили-были 5 братьев: Якуб (дедушка Адама Мицкевича), Адам, Юзеф, Стефан и Базилий Мицкевичи. Подобно, никто из них не умел ни читать, ни писать. Но кого этим в те времена можно было бы удивить. Не любили их в околицах Новогрудка (Беларусь). Мало того, что они «понаехали», так еще и оказались людьми весьма жадными. Мицкевичи славились предоставлением кредитов под огромные проценты (12 в год, вместо средних 4-7). Ихними должниками, как правило, оказывались либо горемычные пьяницы, либо карточные игроки. С таких то и взять особо нечего, поэтому Мицкевичи терпеливо выжидали окончания срока кредитования (12 месяцев), а затем – экспроприировали имущество должников.

В 1770 году, Мицкевичи заполучили в свои владения хутор Горбатовице и быстро наладили весьма дружелюбные отношения с владельцами соседствующей деревушки. Название деревушки – Саплица, а ее владельцы, соответственно, Саплицы. И так, в 1779 году, двоюродный дедушка (и по совместительству теска) поэта Адам сочетался законными узами брака с Викторией Саплицовной. А другой двоюродный дедушка, Базилий, очень уж сильно сдружился с Яном Саплицей. Оба были отчаянными забияками и весьма любили покуражиться – ну прям, как компания пана Кмитица, из известного «Потоп».

Мицкевичи заработали свое состояние, давая кредиты.

Со временем, Мицкевичи стали и владельцами Заося. Предыдущие владельцы, братья Яновичовы, задолжали ростовщикам огромную сумму денег. Более того – они еще и имели наглость отказаться от выплаты долга! Такого стерпеть Мицкевичи не могли. Ответ на такое вопиющую наглость в старопольской шляхетской культуре был лишь один – вооруженный захват. Первый наезд Яновичовым удалось отразить, но второй, в 1784 году, лишил их права на имение.

Якуб Мицкевич (прямой дедушка великого классика) в нападении на Заосе участия не принимал. Почему? Да потому, что к тому времени он уже несколько лет пребывал в мире ином (скончался). Но вряд ли он при жизни являлся примером добродетельности. Тем более, что в архивах сбереглись сведения о одном жестоком инциденте: Якуб избил местную девчушку палкой по голове практически до полусмерти. Причиной такого поведения послужило то, что она отказалась пождать ему упавший наземь кнут.

Но самым злостным «нарушителем» в семье Мицкевичей был все же Базилий. 23 апреля 1799 года он повздорил из-за пустяка со своим закадычным товарищем Яном Саплицей и, спустя две недели, скончался от полученных увечий.

На суде, Саплица утверждал, что причиной драки послужило желание, мягко сказать – не совсем трезвого Базилия, поцеловать заднюю ногу только что разродившейся кобылы. Кобыла, однако, не слишком впечатлилась таким проявлением любви и нежности, и ударила Базилия копытом в голову. Очевидцы происшествия опровергали версию Саплицы, указывая на то, что он лично размозжил голову Мицкевича своей булавой во время драки, а тело – подбросил в конюшню. Суд склонился к показаниям очевидцев и приговорил Саплицу к лишению свободы сроком на 1 год с выплатой огромного штрафа.

Забавы польской шляхты.

Спустя три года после бесславной кончины Базилия, за ним на тот свет последовал и еще один брат – Адам. В 1802 году он умудрился ввязаться в жестокую уличную потасовку, которая закончилась для него смертью. По началу, считалось, что драка была результатом бесцеремонного поведения пьяных дворян, напавших на солдат Татро-Литорского полка. Однако, в ходе расследования, выяснилось, что зачинщиками драки являлись сами солдаты. Командующий полка был отстранен от службы, а сам полк – расформирован.

Эти трагические смерти не стали последними испытаниями династии Мицкевичей. В судах Мицкевичей представлял Миколай, сын Якуба и отец великого поэта. В отличии от своего отца и дядей, он мало того, что умел читать и писать, но и получил юридическое образование. В 1802 году Миколай подал в суд жалобу на Саплицу, который к тому времени уже находился на свободе и угрожал Мицкевичам жестокой расправой. Впрочем, этот шаг не принес никаких результатов.

Осенью, 1805 года, Саплица переехал из Саплиц в Новогрудек, то есть – в тот самый хутор, где проживал Миколай Мицкевич. Его поведение стало еще более агрессивным. Постоянные нарушения правопорядка, бесчисленные пьянки и изнасилования, жесточайшие драки и грабежи. 3 августа 1806 года Миколай подает в суд очередное заявление, в котором указывает: «Саплица грозит всю семью Мицкевичей на ремни изрезать, а дома – сжечь». Был ли какой-либо результат от поданных жалоб – не известно, поскольку после 1806 года информации о деле Мицкевичей-Саплицы не осталось.

Ян Саплица наверняка знал о детях Миколая Коперника. Но вряд ли он догадывался, что один из них обеспечит фамилии «Саплица» вечную славу (воевода Яцек Саплица – персонаж поэмы «Пан Тадеуш».

Мицкевич обеспечил Саплице вечную славу.

И что же удивительного в том, что Адам Мицкевич так тщательно сторонился каких-либо разговоров о истории своего рода? Ему, иконе польско-литвинской культуры, было стыдно признавать неугодные деяния своих ближайших родственников. Но – такова уж судьба. От наследия позора династии не никуда не деться. К огромному счастью, великий классик не повторил судьбы своих дедушек и подарил нам свое великолепное наследие.

МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz ) Адам , польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма (сборник "Поэзия", т. 1, 1822; поэмы "Гражина", 1823, "Дзяды", ч. 2, 4, 1823, "Конрад Валленрод", 1828). В 1824 выслан царскими властями из Литвы; жил в России, где сблизился с декабристами, А. С. Пушкиным. В эмиграции (после 1829) создал 3-ю часть "Дзядов" (1832) и поэму "Пан Тадеуш" (1834) - эпическое полотно старопольского быта, шедевр словесной живописи. В 1840-44 читал лекции о славянских литературах в Париже; в 1849 редактор демократической газеты "Трибюн де пепль".

Детство

Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 на хуторе Заосье близ Новогрудка, небольшого городка в Белоруссии, который в течение многих столетий был под властью Литвы. Поляки, жившие в этих краях, никогда не забывали о своих литовских связях, поэтому в творчестве Мицкевича Литва нередко выступает как обозначение его родины наравне с Польшей.

Мать поэта, урожденная Барбара Маевская, была дочерью мелкого служащего. Отец Адама, Миколай Мицкевич, работал в Новогрудке адвокатом. В 1794 он участвовал в восстании Тадеуша Костюшко, направленном против разделения польских земель между Россией, Пруссией и Австрией. Стремясь вернуть единство Речи Посполитой, польское шляхетство возлагало свои надежды на приход Наполеона. Миколай Мицкевич был одним из тех, кто участвовал в патриотической агитации. Свое чувство национальной гордости и любви к родине отец стремился передать сыновьям, Адаму и Франтишку.

Большое влияние на маленького Адама оказали белорусские, польские и литовские народные песни и сказки, многие из которых он услышал от служанки Мицкевичей, Гонсевской. Будучи в школе, он с другом ходил по окрестным деревням, чтобы понаблюдать за народными обрядами. Вместе со старшим братом Адам учился в доминиканской школе в Новогрудке. Здесь он начал писать первые стихи. Известно, что он написал стихотворение по случаю пожара в городе в 1810 году.

Так и не увидев приход наполеоновских войск в Польшу, умер отец мальчика, зато тринадцатилетний Адам смог стать свидетелем позорного и трагического бегства французской армии, и эти впечатления оставили глубокий след в его душе. Кроме того, после кончины отца семья начала испытывать материальную нужду, и Адаму пришлось стать репетитором для учеников младших классов.

Учеба в университете. Общество филоматов.

В 1815 Мицкевич поступил в университет в Вильно на физико-математический факультет, но вскоре понял, что его больше привлекает изучение филологии, литературы, истории. Уже через год он переходит на историко-филологический факультет. Одним из учителей Мицкевича был знаменитый историк Иоахим Лелевель, с которым поэт впоследствии поддерживал теплые дружеские отношения. Мицкевич выучил несколько языков, среди которых были русский, французский, английский и немецкий. Он читал в оригинале и памятники античной литературы.

Виленский университет был крупным культурным центром и славился своим либеральным духом, который не замедлил отразиться и на активном Мицкевиче. В 1817 г. он с товарищами организовал тайное студенческое "Общество филоматов", что означает "любящие науку". Одними из главных положений устава филоматов были любовь к родному языку, национальное достоинство и сочувствие к обездоленным. По сути дела, это было патриотическое общество с определенными политическими взглядами. Позже эти взгляды конкретизировались и превратились в просветительскую программу, призванную воспитывать общественное мнение. Деятельность Мицкевича в "Обществе" отличалась особенной активностью, и его подчас слишком смелые планы не всегда находили поддержку среди других членов общества.

В университетские годы на творчество Мицкевича оказал влияние классицизм. Особенно молодой поэт увлекался Вольтером. Он создал свой поэтический вариант повести Вольтера "Воспитание принца", назвав его "Мешко, князь Новогрудка". Несколько лет Мицкевич работал над переводом "Орлеанской девственницы". Раннее творчество Мицкевича также составляют стихи-послания к друзьям-филоматам, наполненные жизнелюбием и задором. Первое его печатное стихотворение - "Городская зима" - было опубликовано в 1818 г.

Во время летних каникул 1818 Мицкевич познакомился с Марылей Верещак, девушкой, чей образ он сохранит в душе на протяжение всей своей жизни и которая станет вдохновительницей многих его будущих произведений. Несмотря на взаимную любовь, возникшую между молодыми людьми, они не могли быть вместе: родители Марыли были людьми состоятельными, и судьба девушки была предопределена еще до встречи с поэтом. Она была помолвлена с графом Путкамером, за которого вскоре и вышла замуж. Известие о свадьбе Марыли стало тяжелым ударом для Мицкевича.

После окончания университета Мицкевич был по распределению направлен в маленький провинциальный городок Ковно (ныне Каунас), где начал работать учителем. Это была своего рода "ссылка": университетские власти стремились лишить поэта возможности принимать участие в работе тайных организаций.

Преподавательская работа очень тяготила Мицкевича. Однако период пребывания в Ковно, а после, в течение 1821 г. - в Вильно, куда Мицкевич смог выбраться в отпуск, стал переходным в его творчестве. Поэт увлекается поэзией сентиментализма, предромантизма и, в особенности, романтизма; читает Гете, Саути, Мура, Байрона, произведения Шеллинга, Стерна, Вальтера Скотта и немецких романтиков. Его привлекает свободный дух байроновских поэм и стихотворений, ему нравится то, что представители нового литературного течения обращаются к национальным традициям, прошлому своего народа. Романтическая эстетика и философия были во многом близки поэту и вскоре нашли отражение в цикле "Баллады и романсы". Этот цикл составил основное содержание первого тома сочинений Мицкевича ("Поэзии"), вышедшего в Вильно в 1822 году. В предисловии к нему, названном "О романтической поэзии", он изложил свое видение нового искусства.

Через год выходит второй том сочинений поэта, включающий в себя две поэмы: "Гражину", посвященную борьбе Литвы с Тевтонским орденом, и "Дзяды". Вторая поэма имеет довольно интересную историю. Дело в том, что в издании 1823 вышли лишь 2-ая и 4-ая ее части. Произошло это по многим причинам, начиная от недовольства автора оставшимися частями до жесткой необходимости в срок выпустить книгу, что предусматривалось контрактом с издателем. Фрагменты 1-ой части были найдены лишь после смерти Мицкевича. 3-я часть выходит значительно позже как самостоятельное произведение.

"Дзядами" назывался народный обряд поминовения умерших. Обращение к народным верованиям было необходимо для поэта, чтобы связать с духом фольклора свою романтическую концепцию человека: крестьяне, участвующие в обряде, утверждают, что тот не удостоится посмертного блаженства, кто "горя не познал на свете", кто "человеком в этой жизни не был". Поэтическое описание "дзядов" составляет 2-ую часть поэмы, 4-ая часть является исповедью мук героя, разлученного с возлюбленной. В основе этой истории много подлинных автобиографических деталей отношений Мицкевича с Марылей, однако они не всегда в точности соответствуют действительности.