Ленин о национальной гордости великороссов читать. Уничтожение русского самосознания

22/05/01
Потому что он ничем не обоснован. Возомнили себя великой нацией а почему так один хер разберет. Поорганизовывали разные там РНЕ и ЛДПР и ходят понтуют. Вообще понятия такого как великороссы нет есть разве что кацапы которые делятся на дурноголовых и нормальных. Так вот "великороссие" это тупорогая выдумка дурноголовых кацапов.

Kuzey , 24/10/02
Шовинизм - это глупость, а великорусскйи глупость втройне! Вобщем-то мне ничем этот шовинизм хуже или лучше не сделает. Единственное - он погробит Россию.

9_1_2 , 25/10/02
Мы, беларусы, всегда были людьми мягкими и не понимаем, как можно так гордится своей национальностью, чтобы ставить ее выше других, оскорблять и унижать других, драться из-за национальности. По-моему этим могут заниматься только придурки. Нормальные люди уважают всех людей и никогда не ставят себя выше других.

ТьфуНаВас , 27/10/02
Истинный российский шовинизм завернут в обёртку государственного авторитаризма... Неумение и нежелание понимать основы демократии и либерализма просто потрясает. Вот опять, в эйфории победы над терроризмом, "Россия потребовала(!) от Дании запретить(!) проведение конгресса чеченских общин". Заметьте, некая абстрактная территория Россия потребовала от некоей абстрактной территории Дания, то есть просто так дубиной пригрозила в сторону "за море"... Хорошо в "заморье" цивилизованные и терпимые люди разъяснили: де дело конгресса в руках частных лиц, и коль законов не нарушает, то и претензий к нему нет... типа извини Русский Медведь, демократия у нас. Из этого же самого авторитарного шовинизма растут и уши "двойных стандартов"... ну не понимают российские политики либерализма, не принимают, да и как это вне государства какие-то конгрессы!

ТьфуНаВас , 30/10/02
Вот опять о государственном шовинизме! По мнению «россии» решение вопроса Калининградской области должно произойти на саммите ЕС - Россия, но не в Копенгагене, а в Брюсселе. Казалось бы, приближаясь к европейской демократии, Россия должна показать себя с респектабельной стороны, то есть пред ликом цивилизации должна стыдиться того, что не может обеспечить безопасность своих граждан. И тут бы товарищ Шариков, стремясь к обществу людей с либерально - демократическим воспитанием, должен молчать и слушать, молчать и слушать… ни в коем случае не увязывать терроризм и Калининград! Однако, уничтожив 100 + 40 своих граждан, гордый росс величает себя не иначе как спасителем всего мира, и мало того, что мажет грязью прибалтийский регион, так еще и пытается изменить либеральный устав Датского королевства.

ТьфуНаВас , 20/11/02
Русский шовинизм - это запрет концерта "Ленинград","Rammstien" или кориды (Лужков то не дальше батьки Лукошенко ушел), это наезд на германский телеканал ARD, это добывание для Калининграда "безвизового проезда" в Россию, вместо свободного проезда в Европу, это побуждение либеральных государств к "выдаче террористов" с нарушением законодательства, это само мнение будто бы терроризм есть нечто особенное, это дядечка Глеб Павловский: "Европейские журналисты порой не чувствуют насколько оскорбительны бывают их коментарии..."-как же они стали журналистами?

ТьфуНаВас , 24/11/02
Вот он: "Росбалт, 23/11/2002, ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 16:20 Калининградцам предлагают не упоминать на 750-летии города слово «Кенигсберг» "

Армянин , 18/07/04
Великорусский шовинизм - это бред сивой кобылы, т.к. шовинизм это плохо, а уж тем более великорусский. Украинцы и белорусы - не русские, у них своя культура, и Большому Брату они ничего не должны. Нечего говорить и о других народах, входящих в параноидальную "Росийскую империю"

Адамов , 24/09/04
Лет этак 150 назад, ещё до западников и славянофилов, такой вопрос не стоял. Говорили примерно так: "страна достигла нужного развития и встала на путь просвещения, общий для всего человечества". Империализм тогда тоже только зарождался, так что имелось в виду что-то другое (в т.ч. не коммунизм). Я - за это.

BlackBagira , 01/05/08
Вот уж точно, гордиться нечем, кроме как «национальностью». Богом избранный народ, блин, вечно плавающий в собственном дерьме. Самая загадочная душа, самые красивые женщины, духовность.. Щас! Где это все, ГДЕ?! Не вижу! Где духовность этих русских женщин, которые больше на самок течных похожи. Существуют загаживая все вокруг. Я не вижу этой духовности, когда иду по грязным улицам, когда вижу пьяных мужиков, матерящихся баб и их несчастных детей. Вокруг грязь, смрад и мрак. «русский» - звучит не гордо. Только и могут придумывать себе «фишки» да создавать новую «замануху» типа «особой теплоты, которой нет на Западе». Убогость.

LoveUSA , 08/07/09
Больше всего ненавижу когда говорят, что русские самые "духовные", "душевные", "загадочные", а женщины самые красивые. Духовность - это что, когда таскают икону в авто, ходят в церковь 2 раза в год на Рождество и Пасху, а потом напиваются? Или это "глубокие" рассуждения о смысле жизни как у Достоевского, так этот смысл и не отыскав? Или когда "интеллектуалы", начитавшись книжек, ставят себя выше морали? Это не духовность. А душевность - это вечные жалобы "какие все кругом уроды"? Или Бабкина с Кадышевой? Или шансон? Или "ты меня уважаешь?" Конечно, в каждой стране есть разные люди, и в России есть истинно духовные, но лично я именно на Западе нашла самую пылкую веру и преданность Богу, и самый высокий патриотизм, и самые глубокие чувства, и самую крепкую дружбу и поддержку, прежде всего духовную. И девушки западные - симпатяшки, насколько я могу оценить. Русским есть здесь чему поучиться. А разговоры о "загадочной русской душе" - обычный шовинизм. Надо же хоть чем-то похвастаться.

LoveUSA , 09/07/09
Я хорошо помню 91 год, но пишу о том, что вижу в плане духовности сейчас, в 2009: людей которые напиваются на Пасху, иконы в машинах рядом с порнокартинками и другие признаки фальшивой "духовности". Хотя я и нахожусь в Беларуси, наш менталитет очень похож. Кстати, не люблю еще и планируемое объединение моей страны с Россией, т.к. наш уровень жизни сейчас хотя не слишком высок, но в 1,5 раза выше среднероссийского (не московского), а при объединении он сравняется, но это уже оффтопик. Piperman, любовь деятельных людей к своему Отечеству - это уже не шовинизм, а патриотизм. Я это чувство тоже одобряю, не только у американцев, потому что такое чувство делает людей лучше, а вот шовинизм, высокомерие вроде "Мы самые крутые, умные, духовные, а все остальные нам в подметки не годятся", ненавижу. PS. Я тоже люблю свое Отечество. У меня их два: Беларусь, где я имела честь родиться и... угадайте какое.

KONSTRUKTOR , 11/07/09
Любой шовинизм отвратителен - хоть великорусский, хоть великоамериканский, хоть великомумбоюмбовский. Нельзя в наше время исповедовать культ национальной исключительности и национального превосходства одной страны, нации или расы над другой. Как известно, Гитлер был задвинут на этом пункте, а чем он кончил? Привел Германию и немцев к катастрофе. Можно вспомнить и другие примеры, не буду их повторять.

Thomas Porter , 11/07/09
Из меня сделали врага всея Рассея только из-за того, что родился и живу в Киеве, не испытывая никаких враждебных чувств ни к России ни к ее жителям. В разговорах в поезде Киев-Москва или Москва-Киев российские собеседники меня учат говорить по-украински и упрекают за то, чего я не делал и не собираюсь делать. Может там СМИ специфические, может какие-то темы приятны для уха, но нельзя же забывать, что есть и другие народы с историей, языком, культурой и менталитетом. Надо иметь свою голову на плечах, а не СМИ ретранслировать.

Gabrielli , 13/07/09
Потому что великорусские шовинисты без всякого повода осыпают оскорблениями мой народ! Причем мы их вообще не трогаем. Это обычно агрессивные люди, которые не спорят, а хамят! Но я знаю, что в России не все такие и хорошо к вам отношусь!

Bielarus , 11/10/09
Русские - народ великий, но больно им не хватает хоть капли уважения к другим. Надоело слушать праздные рассуждения о том, что моего народа просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Принявший Ислам , 13/04/10
Потому,что надоело каждый день слышать от своих соотечественников такие слова "татары-злые и сволочи","чеченцы - проклятый народ", "негры - обезьяны" и так далее. Мы все на этой планете Земля равноправны.И только Бог может судить человека.

Меир , 13/07/10
Я казах. Люблю математику, логику и борьбу дзюдо. :) -А представьте, шовинисты, что вы бы родились другой национальности... Противоречие! -А представьте, противники шовинистов, что Вы бы родились другой национальности... Все ровно! Ну так кого мы предпочтем, люди логичные?!! Ставлю себе иппон (чистая победа в дзюдо)!

Sattar , 11/09/10
В общем -то я ненавижу любой щовинизм, но беспокоит русский шовинизм потому что мы соседи-я КАЗАХ!. У нас тоже есть шовинизм, но причины я думаю одинаковые. Нашим народам надо серьезно завязать с алкаголем и наконец то научиться хорошо работать!

Sattar , 11/09/10
Все очень просто, когда человек или группа людей не могут организовать процесс производства материальных благ, чтобы удовлетворить свое потребление, то они зачастую начинают искать крайних или прочих виноватых. Как в школе бывает, что норовят унизить отличника! Русский шовинизм я испытывал в детстве у себя на родине в Казахстане. Нас называли калбитами, черножопыми, зверьками и пр. Я не злопамятствую, но это было. От русского языка я не могу отказаться, так как вырос с этим языком и открыл для себя этот огромный мир. Но когда бываю в России по работе, всегда чувствую какую- то отчужденность, неприятие,высокомерие-это неприятно. Самое смешное, что со многими рускими я мог бы потягаться в знании русской культуры, российской истории, литературы и владении русским языком! Так что давайте жить дружно!

Sekan , 13/12/10
Русский Шовинизм это - гибель целого российского государство! И этим все сказано!

saprawdny belarus , 01/03/11
Потому что мы абсолютно разные нации. Но, русские как раз-то мы - литвины(белорусы) и украинцы. Настоящее название русских, проживающих в России - москали и произошли они от финно-угорского племени москель (отсюда название города Москва) и татар. Впоследствие москали присвоили себе историю Киевской Руси и стали заявлять о том,что мы якобы братские народы. Мы и украинцы - братские народы, а москали отдельная нация.

Kate McFly , 19/06/12
Меня интересует, откуда они берутся эти русские шовинисты? Неужели так плохо все в России, что некоторые личности докатились до этого. Все впечатление они портят о русском народе. Вроде нормальные люди, а уродцев хватает. А бредни о том, что русские, белорусы и украинцы - это один народ, только белорусы и украинцы ополяченные? С этим сравнить можно лишь бредни профессора одного из львовских университетов Кобылюка, что все люди произошли от древних укров и китайцев.

Bitten Hero , 19/06/12
Начну издалека. Являясь русским националистом, я ненавижу "великорусский шовинизм" как историческое явление. Я ненавижу этот пропагандистский термин, изобретенный большевиками в целях создания предлога для подавления русской нации. Большевистская борьба с "великорусским шовинизмом" вылилась в невиданные страдания и унижения для моего народа. Насчет современной ситуации: борьба с мифическим "русским фашизмом", ("великорусским шовинизмом") привела к нездоровой ситуации в национальном вопросе: русские оказались в подавленном положении, в то время как власть систематически потакая национальным республикам, откладывает нужды русских регионов в долгий ящик. Для многонационального государства подобная политика - это бомба замедленного действия, благодатная почва для развития сепаратизма. Русский национализм мог бы вернуть русскому народу былую силу, и тем самым - остановить реальную угрозу - сепаратизм в нац. республиках. К несчастью, вопли о "великорусском шовинизме" мешают этому.

Раскольников95 , 29/08/14
Великорусский шовинизм-это национальная идеология русских как национальности. Дай русскому на выбор-или маленькую Россию(Русь) границами от Воронежской области до Мурманска, хорошую зарплату и спокойную жизнь или могучую Империю, поработительницу народов великорусский шовинист без вопросов выберет второе. Великорусский шовинизм не возник просто так. Им заражены русские с начала 1500 годов, а особенно после 1552, когда была учинена страшная резня в Казани(население "Руси" и Каз. ханства тогда было равным-по 8 миллионов, сейчас русни 140, татар-7), после той резни к русским приклеилось презрительное прозвище "кассап"(мясник), которое сейчас используют украинцы и другие народы для обозначения оккупанта. То бишь за более чем 450 лет русские выросли по численности в 17(!!!) раз, в то время как татар даже стало меньше на миллион. Про малые народы вроде карел, вепсов и еще с сотню я вообще молчу. Их уже давно русские растворили в себе.

Раскольников95 , 29/08/14
Абсолютно все русские цари начиная с Ивана 4 так или иначе были кровожадными, они мечтали о завоеваниях, их задача была убить, уничтожить, принести русский мир. Советские царио- Ленин-Бланк, Сталин-ДЖУгашвили, даже тупой колхозник Брежнев пытались все что-то захватить, поработить. Ленин-таки оккупировал Украину, Беларусь и еще ряд государств, Сталин беспардонно наряду с Гитлером распилил Польшу, совершенно наглым фашистским образом присоединил Прибалтику(такой же псевдореферендум как и на Донбассе сейчас) плюс была неудачная попытка оккупации Финляндии, где кацапов нагнули так, что соотношение потерь достигало 1 к 6 по убитым. Брежневу, к слову, этническому украинцу, не давали покоя лавры других русских оккупантов и он решил принести "рузгей мир" в Афганистан, а далее-в Индию. Не прокатило, и с более чем 100 тысячами двухсотых(официально 15) оккупационные войска были выгнаны с территории вольнолюбивого Афганистана.

Наши современники часто употребляют «шовинизм» в качестве синонима к словам «национализм» и «патриотизм». Не ошибаются ли они? Мы ответим на этот вопрос, рассказав, откуда произошел данный термин и что он обозначает.

Шовинизм: определение и понятие

Шовинизм — это мировоззрение, основанное на выделении исключительной, то есть главной, нации, интересы которой ставятся выше других этносов. Шовинизм лежит в основе идеи колонизации, когда доминирующая нация порабощала и эксплуатировала другие народы, противопоставляя себя им и ставя свои интересы выше остальных.

Вспомним колониальную политику Англии, в результате которой образовалось крупнейшее за всю историю существования человечества государство — Британская империя, имевшая колонии на всех материках. Подчинение себе народов, которых британцы считали стоящими на низшей ступени развития, — индусов, алжирцев, индейцев и пр. — и есть проявление шовинизма. Причем в данном случае имел место великодержавный шовинизм, в результате которого одна нация лишила другие народы права на государственный суверенитет.

В конце XIX века амбиции британцев, стремящихся к господству на континенте, вызвали повторный всплеск шовинистических настроений. Крайний английский шовинизм, присутствующий с тех пор в британском политикуме и обществе, получил название джингоизм, по слову «джинго» — такой кличкой народ наделил ярых поборников идеи превосходства британской нации.

История термина

Понятие шовинизм пришло к нам из французского языка. Исследуя происхождение слова, ученые пришли к выводу: в основу термина легла фамилия героя водевилей XIX века солдата армии Бонапарта Николя Шовена. Историки не могут найти документальных подтверждений существования этой личности, о нем известно только из литературных произведений. Писатели того времени утверждали: их персонаж списан с реального человека, который до фанатизма был предан Наполеону и рьяно поддерживал идею имперского национализма.

Будучи волонтером и вступив в ряды французской армии в 18 лет, Шовен получил семнадцать ранений и всего 200 франков пенсии, что, однако, не пошатнуло преданность солдата своему императору. Слепое преклонение Шовена перед Наполеоном начали называть шовинизмом. Позже семантика термина претерпела изменения, обретя современное значение: сегодня так называют национальное чванство и превосходство.

Национализм и шовинизм: в чем разница?

Шовинизм — пример крайней степени национализма. Рассмотрим различия этих понятий на практике. Жители Шотландии, входящей в состав Соединенного Королевства, на протяжении веков ведут борьбу за суверенитет, отстаивая право своей нации на самоопределение. Перед нами пример проявления национализма. А вот действия англичан, считавших себя доминирующей нацией и самоутверждающихся за счет дискриминации прав народов Шотландии и Ирландии, можно расценивать как шовинизм.

Другими словами, национализм предполагает стремление нации защитить свой суверенитет, культурное и духовное наследие. Шовинизмом называется агрессивное национальное доминирование, достигающееся за счет ущемления прав и свобод других народов.

Великорусский шовинизм

Великорусский шовинизм, называемый еще великодержавным, существовал и в Российской Империи, и в Советском Союзе, его проявления остались и в Российской Федерации. Во времена монархического правления в России главенствующую роль играла русская нация: основные денежные потоки стекались в Центральную Россию, страны, входящие в состав империи, были, по сути, ее придатками, не имеющими права голоса.

В Советском Союзе русский шовинизм был противопоставлен интернационализму. Однако лишь на словах. На деле идеологи социализма возвели русский народ в ранг «старшего брата», тем самым отведя ему главенствующую роль в жизни государства и оставив остальные народности стоять на ступень ниже.

Русский шовинизм есть и сегодня. В наши дни эту идеологию взяли на вооружение многие общественные организации и политические партии. Среди них — скинхеды, орден «Великая Россия», Русское национал-патриотическое движение, ОД «Национальная Социалистическая Инициатива», ООПД «Русское Национальное Единство», Народная национальная партия.

Гендерный шовинизм

Гендерный шовинизм, который еще называют сексизмом, представляет собой мировоззрение, построенное на принципе дискриминации по половому признаку. Этот вид шовинизма не имеет отношения к политике, но является не менее актуальным, чем шовинизм национальный.

Мужской шовинизм

Мужчина-шовинист поступками и поведением подчеркивает свое превосходство над женщиной.

  1. Женщине отводится роль домохозяйки, в чьи обязанности входит обслуживание мужа и воспитание детей. Действует правило: «Бабе слово не дадено».
  2. Адюльтер для мужчины — норма, а вот наличие любовников у женщины осуждается.
  3. Мужчина должен доминировать во всем: занимать руководящие должности, определять судьбу государства, иметь решающее слово в семье. Женщина довольствуется ролью подчиненной, ей меньше платят, даже если она занимает равнозначную с мужчиной должность, и в правительственных органах представительниц слабой половины человечества — единицы.

В противовес мужскому шовинизму возник феминизм — движение за равноправие женщин и мужчин. Однако, помимо него, существует и другое явление сексизма — шовинизм женский.

Женский шовинизм

Мужчины утверждают: их права также ущемляются, и женщины в некоторых случаях находятся в более выигрышном положении по сравнению с представителями сильного пола. Дискриминацию своих прав потомки Адама видят в:

  • разном пенсионном возрасте. Женщины имеют право выходить на пенсию раньше, этого же хочется и мужчинам;
  • необходимости служить в призывной армии. Почему защита Родины должна быть только нашей обязанностью, — вопрошают прапраправнуки русских богатырей;
  • праве женщин единолично решать, делать ей аборт или нет;
  • установленных более низких нормах физических нагрузок для женщин, особенно беременных. Почему бы будущей маме не работать на равных с коллегой мужского пола? А может, мужчин-обладателей пивного живота весом в 15 кг перевести на сокращенный рабочий день?
  • необходимости снимать головные уборы, когда женщины остаются в платках и шляпках. Например, в церкви, театре, при исполнении гимна.

Шовинизм, независимо от сферы проявления, — явление негативное, порожденное извечным стремлением человека подавлять и властвовать, но так можно прийти к третьей мировой войне . Поэтому нужно быть мудрее, не идя на поводу у своих желаний и амбиций, а принимая решения, за которые не придется расплачиваться потомкам.

Существует ли русский шовинизм сегодня? Мнение российского президента смотрите в видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

(великорусский шовинизм ). В ряде случаев применяется и к другим народам .

История употребления термина

Начало XX века - 1930-е годы

Широкое применение термин получил в либеральной и революционной среде конца ХIХ - начала ХХ.

Великодержавность особенно чувствовалась при создании национальных органов управления на местах. Нарком земледелия Яковлев сетовал, что «через аппарат проникает подлый великодержавный русский шовинизм».
Во всех речах Сталина по национальному вопросу на съездах партии с X по XVI он объявлялся главной опасностью для государства. Сталин провозгласил: «Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии » . Но со временем, уступая требованиям создаваемого сверх централизованных общегосударственных структур, тезис был забыт и национальные языки были вновь вытеснены из государственного аппарата, где русский стал единым языком делопроизводства. Так что в дальнейшем этот термин публично не употреблялся, сохраняясь лишь в советском официозе ; вот, к примеру, определение БСЭ :

В. ш., как и др. формам буржуазного национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистическая революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социалистического строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении национального вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Его социальной базой были остатки эксплуататорских классов, некоторое оживление капиталистических элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании национальных особенностей, непризнании на практике принципа национального равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды советскому обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом.

Коммунистические и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма.

Перестройка

Современное употребление

Ныне выражение употребляется значительно реже, чем в 20-е годы, однако никуда не исчезло. Президент России В. В. Путин , выступая 18 июня г. на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации», сказал о проблемах, мешающих интеграции: «Если бы мне было позволено принять участие в работе этой секции, я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. Это великодержавный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения и, наконец, это просто глупость - обыкновенная пещерная глупость» . 24 июля 2007 года на встрече с членами молодёжных движений в Завидово В. В. Путин заявил в ответ на реплику относительно проблемы миграции : «Это, конечно же, почва для разжигания национализма внутри страны. Но при любом развитии событий недопустим и великодержавный шовинизм » .

См. также

Напишите отзыв о статье "Великодержавный шовинизм"

Примечания

Ссылки

  • В. И. Ленин

Отрывок, характеризующий Великодержавный шовинизм

– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.

Термин «великорусский шовинизм» впервые вошёл в употреблении в начале ХХ века в революционной среде, как большевистской, так и либеральной, буржуазной. С приходом большевиков к власти великорусский шовинизм был противопоставлен интернационализму. Появился ленинский лозунг:«Великодержавному шовинизму бой!». После Великой отечественной войны 1941-1945 гг. о великодержавном шовинизме позабылось.
24 мая 1945 года на приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в честь командующих войсками Красной Армии И.В.Сталин во время застольной речи произнес свой знаменитый тост, посвященный русскому народу. «Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».
Вспомнили о великорусском шовинизме в перестройку и после неё. Так В.В.Путин, выступая 18 июня 2004 года на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации», сказал: «Великодержавный шовинизм это национализм, это просто глупость - обыкновенная пещерная глупость».
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/836838)
Стараясь понять, что такое великорусский шовинизм, можно обратиться к явлению европейского шовинизма.
Оказалось, что европейский шовинизм тождественен европейскому космополитизму и наоборот. Это доказал один из основателейй евразийства, русский философ, князь Н.С.Трубецкой в своей работе «Европа и человечество». В ней он написал: «Если мы возьмем теперь европейского космополита, то увидим, что, по существу, он не отличается от шовиниста».
«Шовинист хочет, чтобы и другие народы слились с его народом, утратив свою национальную физиономию». «Космополит отрицает различия между национальностями. Если такие различия есть, они должны быть уничтожены».
«Античные космополитические идеи, пишет Трубецкой,- сделались в Европе основой образования. Они породили теоретические основания так называемого европейского “космополитизма”, который правильнее было бы называть откровенно общероманогерманским шовинизмом. Разница лишь в том, что шовинист берет более тесную этническую группу, чем космополит. Значит разница только в степени, а не в принципе».
Теоретические основания понудили европейцев обратиться к истории. Ну, а «столкновение с памятниками римской и греческой культуры вынесло на поверхность идею сверхнациональной, мировой цивилизации, идею свойственную грекоримскому миру».
Дело в том, что в I веке до нашей эры - I веке нашей эры греки Эллады, Пелопонеса, Эгейских островов, Эпира, Македонии, Малой Азии, Понта, Каппадокии, Сирии и Египта получили статус граждан Римского государства и стали называться «ромеи» или ромеоэллины, буквально «римляне».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/)
В общем, история европейской культуры уводит нас к античным корням, ко времени зарождения христианства.
«Христианство по своим культурно-историческим прецедентам вообще есть синтез двух течений, иудаистического (семитского) и эллинистического (арийского). Но синтез радикальный, преображающий, а не механическая амальгама. И даже больше, чем синтез – совершенно новое откровение».
Теперь следует заметить, «будь Римская империя монотонно латинской или эллинской по расе, языку и культуре, лик истории церкви был бы один. Теперь, в фактической данности, он другой, раздвоенный». Речь идёт о расколе христианской церкви на православную и католическую и о принятии Россией православия.
Проще говоря, с точки зрения религиозной культуры великорусский шовинизм и европейский шовинизм – две ветви грекоримского, ромеоэллинского космополитизма. Великорусский шовинизм – конкретный вариант космополитизма, глобализма.
Сформировалась великорусская ветвь грекоримского, ромеоэллинского космополитизма в результате крещения Руси - введения князем Владимиром Святославичем в 988 году в Древней Руси христианства как государственной религии.
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светских властей. Принятие христианства содействовало проникновению в Древнюю Русь византийской культуры как наследницы античной традиции.
Другим существенным событием, повлиявшим на формирование великорусского шовинизма, является то, что после падения Константинополя в 1453 году Русь становится преемницей второго Рима, Византии. Москва объявляется Третьим Римом, русские – богом избранным народом.
Ранее богом избранным народом считали себя иудеи. Как упоминалось в Книге Исхода, еврейский народ является богоизбранным народом, из которого появится Мессия, или спаситель мира.
(https://ru.wikipedia.org/wiki)
Получается, что культура, которая, по мнению космополитов должна господствовать в мире, упразднив все прочие культуры, есть культура богоизбранного народа, спасителя мира, Мессии.
Следует заметить, что Мессией, спасителем мира от капитализма К.Маркс мыслил пролетариат. Пролетариат был носителем пролетарской культуры в СССР. Идея мировой пролетарской революции подсказывает нам, что пролетарская культура должна была господствовать в мире, упразднив все прочие культуры. Кроме того Спасителем мира от фашизма в СССР считали русский народ.
Поскольку в 1920-1930-х, во время уничтожения большевиками великорусского шовинизма во имя утверждения интернационализма или пролетарского космополитизма появилось евразийство, то его можно рассматривать как временный компромисс между великорусским космополитизмом и пролетарским космополитизмом.
Евразийство – это геополитическая концепция, появившаяся в начале двадцатых годов двадцатого столетия в среде русских эмигрантов, живших в Европе. Основателями и вождями его стали молодые и талантливые русские ученые: лингвист Н. С. Трубецкой, географ П. Н. Савицкий, философ-богослов Г. В. Флоровский, историки Г. В. Вернадский и Л. П. Карсавин, правоведы В. Н. Ильин и Н. Н. Алексеев. Началом евразийского движения обычно называют 1921 год, когда в Софии вышел первый сборник статей евразийцев «Исход к Востоку».

«Евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России» считал П.Н.Савицкий. Дело в том, что, по мнению Савицкого, «Восточно-Европейская, "Беломорско-Кавказская", как называют ее евразийцы, равнина по географической природе гораздо ближе к равнинам Западно-Сибирской и Туркестанской, лежащим к востоку от нее, нежели к Западной Европе».
«Названные три равнины, вместе с возвышенностями, отделяющими их друг от друга (Уральские горы и так называемый "Арало-Иртышский" водораздел) и окаймляющими их с востока, юго-востока и юга (горы русского Дальнего Востока, Восточной Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа, Малой Азии), представляют собой особый мир, единый в себе и географически отличный как от стран, лежащих к западу, так и от стран, лежащих к юго-востоку и югу от него.
И если к первым приурочите имя "Европы", а ко вторым - имя "Азии", то названному только что миру, как срединному и посредствующему, будет приличествовать имя "Евразии".
(http://pandia.ru/text/77/387/97096.php)
«Россия занимает основное пространство земель "Евразии". Поскольку мы приписываем понятиям "Европы" и "Азии" также некоторое культурно-историческое содержание, обозначение "Евразии" приобретает значение сжатой культурно-исторической характеристики.
Обозначение это указывает, что в культурное бытие России, в соизмеримых между собой долях, вошли элементы различнейших культур.
Влияния Юга, Востока и Запада, перемежаясь, последовательно главенствовали в мире русской культуры. Юг в этих процессах явлен по преимуществу в образе византийской культуры. Восток в данном случае выступает, главным образом, в облике "степной" цивилизации, обычно рассматриваемой в качестве одной из характерно "азиатских". С конца ХХ столетия пошло на прибыль влияние европейской культуры».
(http://pandia.ru/text/77/387/97096.php)
Получается, что евразийцы стремятся дать не только новое географическое и историческое понимание России. Это не только геополитическая, но и геокультурная концепция, в которой определённое место занимает не только происхождение великорусской культуры, её корни, но и расположение народных культур в культурно-географическом пространстве Еврази и России. Кроме того важно выбрать философское направление для основания великорусской, евразийской концепции, поскольку плюрализм ведёт к мультикультурализму, монизм - к монокультурализму, а моноплюрализм к мономультикультурализму.
Выбирая культурологический монизм, можно обратить внимание на то, к чему привел Украину монокультурализм в 2013-2016 гг. Следует также обратить внимание на миграционный кризис как следствие европейского плюрализма, мультикультурализма в 2015-2016 гг.
Не желая для Евразии и России аналогичных событий, единственным вариантом философии евразийской концепции остаётся плюралистический монизм. Суть его состоит в признании того, что все культуры Евразии и России обладают и общими – космополитическими, и особенными - шовинистическими чертами. Космополитизм единит множество культур в одну культурную систему. Раньше она называлась великорусской, затем советской, теперь евразийской. Другого пока не обнаружено.
Новая космополитичесая культура – новый человек в ней. То есть идея евразийства требует формирования евразийца как общего культурного типа человека, заселившего Евразию, чего пока нет. Ну, а советский культурный тип человека распался во время распада СССР. Нужно противопоставить европейцу евразийца, европейскому космополитизму, глобализму евразийский космополитизм, глобализм.
Теперь надо сказать, что философия плюралистического монизма изменяет содержание шовинизма и космополитизма. В ней шовинист перестаёт желать, "чтобы другие народы слились с его народом, утратив свою национальную физиономию», а космополит перестаёт отрицать различия между национальностями и стремиться к их уничтожению.
То есть евразийский глобализм другой по содержанию, нежели европейский, основанный на плюрализме, мультикультурализме. Он полный, двухсторонний, а не половинчатый, односторонний, как в Европе.

Источники
1.Карташев А.В. Вселенские соборы.- М.: Республика, 1994.- 542 с.

План
Введение
1 История употребления термина
1.1 Начало XX века - 1930-е годы
1.2 Перестройка
1.3 Современное употребление

Список литературы

Введение

Великодержавный шовинизм - выражение, применяющееся преимущественно в социалистической, коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего отношения империалистических держав и их государственной власти к остальным народам [например, Великобритании, Франции к народам колоний], а затем и [СССР] (Германский шовинизм). В ряде случаев применяется и к другим народам.

1. История употребления термина

1.1. Начало XX века - 1930-е годы

Впервые вошёл в употребление в начале XX века в либеральной и революционной среде; скажем, Зинаида Гиппиус во время Первой мировой войны яростно протестовала против «русского шовинизма», например, против переименования Петербурга в Петроград.

С приходом большевиков к власти термин вошёл в обиход и стал одним из самых негативно окрашенных идеологических клише; великодержавный шовинизм был противопоставлен интернационализму. Ленин, критикуя сталинский план автономизации, писал о будущем центральном правительстве СССР, в котором «ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в море великорусской шовинистической швали». Ленин провозгласил лозунг: «Великодержавному шовинизму - бой!» Зиновьев призывал «подсекать головку нашего русского шовинизма», «каленым железом прижечь всюду, где есть хотя бы намек на великодержавный шовинизм…». Бухарин разъяснял соотечественникам: «Мы, в качестве бывшей великодержавной нации должны поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям» и требовал поставить русских «в положение более низкое по сравнению с другими». Нарком земледелия Яковлев сетовал, что «через аппарат проникает подлый великодержавный русский шовинизм». Во всех речах Сталина по национальному вопросу на съездах партии с X по XVI он объявлялся главной опасностью для государства. Сталин провозгласил: «Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии ».

В дальнейшем этот термин публично не употреблялся, сохраняясь лишь в советском официозе; вот, к примеру, определение БСЭ:

В. ш., как и др. формам буржуазного национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистическая революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социалистического строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении национального вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Его социальной базой были остатки эксплуататорских классов, некоторое оживление капиталистических элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании национальных особенностей, непризнании на практике принципа национального равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды советскому обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом. Коммунистические и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма.

1.2. Перестройка

Термин был употребителен в либеральной печати эпохи перестройки (а также, ранее, в самиздатских работах либерального толка). Значение осталось близким к прежнему (хотя и без марксистской составляющей). По словам И. Р. Шафаревича в книге «Русофобия», «„великодержавный шовинизм“ как главная опасность - это буквально сохранено, будто заимствовано литературой „Малого Народа“ из докладов Сталина и Зиновьева».

1.3. Современное употребление

Ныне выражение употребляется значительно реже, чем в 20-е годы, однако никуда не исчезло. Президент России В. В. Путин, выступая 18 июня 2004 г. на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации», сказал о проблемах мешающих интеграции: «Если бы мне было позволено принять участие в работе этой секции, я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. Это великодержавный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения и, наконец, это просто глупость - обыкновенная пещерная глупость». 24 июля 2007 года на встрече с членами молодежных движений в Завидово В.В.Путин заявил в ответ на реплику относительно проблемы миграции: «Это, конечно же, почва для разжигания национализма внутри страны. Но при любом развитии событий недопустим и великодержавный шовинизм ». Исполнительный директор запрещённого судом экстремистского «Общества российско-чеченской дружбы» Станислав Дмитриевский (осужденный на два года условно за экстремистскую деятельность) считает, что «пока существует пропаганда великодержавного шовинизма, все рецепты по предотвращению событий в Кондопоге бессмысленны».

Также выражение употребляется в комедии-фарс «Ширли-мырли» (1995) одним из героев, цыганом по национальности:

Я отказываюсь от любых переговоров, пока вы не прекратите дискриминацию граждан цыганской национальности.
- Да кому они нахрен нужны, твои цыгане.
- Вот он, великодержавный шовинизм в действии. Забыли, кто для вас Куликовскую битву выиграл?

Список литературы:

1. См. статью «Великодержавный шовинизм» в БСЭ.

2. http://lib.chistopol.ru/read.php?id=913 Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней

3. «Независимая газета», 18.12.1997.

4. ПОЧЕМУ РАСПАЛСЯ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?

5. Национальные моменты в партийном и государственном строительстве // «Правда» № 65, 24 марта 1923 г.

6. РУСОФОБИЯ

7. http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=46438

8. Путин заявил о недопустимости великодержавного шовинизма (РИА «Новости», 24.07.2007)

9. Верховный суд окончательно ликвидировал «Общество российско-чеченской дружбы» (Lenta.ru, 23.01.2007

10. Станислав Дмитриевский приговорен к двум годам лишения свободы условно («Кавказский узел», 03.02.2006

11. Станислав Дмитриевский: Пока существует пропаганда великодержавного шовинизма, предотвратить события в Кондопоге невозможно