Недостаточные глаголы. Двигается или движется? Избыточные глаголы

В данной статье представлена информация о недостаточных глаголах. Интерес представляют разные взгляды на возможность употребления форм 1-го лица единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Недостаточные глаголы представляют большую проблему как устной, так письменной речи. Наиболее проблемные из них те, которые не имеют форм первого лица единственного числа настоящего и будущего простого времени. Сюда относятся, например, глаголы УБЕДИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и некоторые другие. Форма 1 лица от таких глаголов не употребляется.

Такую точку зрения излагает А.Ф. Дружинина в своей статье «О недостаточных глаголах». Её поддерживает Розенталь в книге Практическая стилистика» и авторы «Практической стилистики» / т.1, М.1980/: «… такие глаголы, как ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЧУДИТЬ и другие с основами на чередующиеся согласные, образовали бы в 1 лице формы с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы «побежу», «убежу», «чужу» и другие не употребляются потому, что возможное в этих случаях чередование Д-Ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных) глаголах или других формах тех же глаголов /необычной представляется имеющаяся у Достоевского форма «очучиваюсь» (несовершенный вид от ОЧУТИТЬСЯ), а также» обессмерчиваю» - у Даля (несовершенный вид от ОБЕССМЕРТИТЬ).

Если необходимо употребить названные глаголы в 1-м лице, используют описательную ФОРМУ:

СУМЕЮ /ДОЛЖЕН/ ПОБЕДИТЬ

ХОЧУ /СТРЕМЛЮСЬ/ ОЧУТИТЬСЯ

МОГУ /НАДЕЮСЬ/ УЕДИТЬ

ХОЧУ /ПОПЫТАЮСЬ/ ОЩУТИТЬ

НЕ БУДУ ЧУДИТЬ

Следует избегать такие употребление форм первого лица единственного числа от глаголов ЗАТМИТЬ, СТОНАТЬ »

Однако авторы словаря-справочника «Грамматическая правильность русского языка. Опыты частотно-стилистического словаря вариантов»/М., 1976/: Граудина, Ицкович, Катлинская придерживаются другого мнения, они признают наличие форм первого лица у глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ :

«Ещё в начале 20 века в стилистической грамматике В.И. Чарнышева признавались нормативными для первого лица единственного лица настоящего времени две вариантные формы/русская и славянская/ у глаголов, имеющих в корне ЖД:

ПОБЕЖДАТЬ/ПОБЕДИТЬ/-

УБЕЖДАТЬ-УБЕЖУ,

УБЕЖДУ,

ПРЕГРАЖДАТЬ - ПРЕГРАЖДУ, ПРЕГРАЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДАТЬ - ПРЕДУПРЕЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДУ И ДРУГИЕ.

В современном литературном языке закрепились русские формы с Ж, которые теперь признаются единственной нормой для всей этой группы:

ВЫНУДИТЬ - ВЫНУЖУ,

ПРИНУДИТЬ - ПРИНУЖУ,

ЗАГРАДИТЬ - ЗАГРАЖУ

УТВЕРДИТЬ - УТВЕРЖУ,

ВОЗБУДИТЬ - ВОЗБУЖУ,

УЧРЕДИТЬ - УЧРЕЖУ и т.д.

Глаголы ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ (ся), ПЕРЕУБЕДИТЬ могут иметь формы 1 лица по той же модели : ПОБЕЖУ, УБЕЖУ (сь), ПЕРЕУБЕЖУ.

В шутливой разговорной речи можно встретить варианты УБЕДЮ, ПОБЕДЮ, которые нельзя считать литературными:

Лучше дал бы мне пива бадью,

А принцессу мне и даром не надо,

Чуду-Юду я и так победю.

/В. Высоцкий/

Школьная программа не уделяет большого внимания недостаточным глаголам, однако придерживается мнения, что формы первого лица единственного числа глаголы

ПОБЕДИТЬ/ УБЕДИТЬ/ ПЕРЕУБЕДИТЬ и т.п. не имеют

В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остается актуальным и в наши дни. Одно то, что существуют разные точки зрения по поводу существования форм первого лица единственного числа в настоящем и будущем простом времени свидетельствует об этом. Очевидно, со временем эти формы глагола станут нормативными. Не исключено, что и некоторые другие недостаточные глаголы пойдут по тому же эволюционному пути. Следовательно, мы можем говорить о стремлении к уменьшению количества недостаточных глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Некоторые глаголы в русском языке имеют особенности образования и употребления опре­деленных форм, в частности форм лица. К ним принадлежат две группы глаголов – недостаточ­ные и избыточные (изобилующие).

Недостаточные – это глаголы, которые не образуют некоторые личные формы. Чаще всего невозможно образование I и II лица ед. и мн. ч. по семантическим, словообразовательным или фонетическим причинам.

Семантические причины – действие относится не к человеку, а к предмету, животному и растительному миру: проростать, пригорать, струиться, жеребиться .

Словообразовательные причины образованная форма совпадает с уже существующей формой другого глагола: “бужу ” от бузить (ср. бужу от будить ); “тужу ” от тузить (ср. тужу от тужить ); “держу ” от дерзить (ср. держу от держать ).

Фонетические причины – образованная форма звучит неблагозвучно или необычно. Так, по этой причине не образуются формы I лица ед. ч. от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить . Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить, воспользуюсь пылесосом .

Избыточные глаголы образуют в одном из лиц двоякие формы настоящего времени: брызжешь и брызгаешь , обвесить и обвешать , мучаешь и мучишь , машешь и махаешь , мурлычет и мурлыкает , полощет и полоскает . Различие между этими формами или стилистическое (машешь, мурлычет, полощет – общеупотр.; махаешь, мурлыкает, полоскает – разг.) или смысловое (брызжешь – “разбрызгивать в разные стороны, разлетаться каплями”; брызгаешь – “брызгать в определенном направлении, опрыскивать, окроплять”; обвесить – “недовесить товар с целью обмана”; обвешать – “увешать чем-либо со всех сторон”).

Следует также запомнить следующие правила, связанные с трудностями употребления некоторых форм глагола.

1. В глаголах несовершенного вида с суффиксами -ива -, -ыва - с чередованием в корне о //а формы с гласным о являются нормой книжной речи, формы с гласным а характерны для устно-разговорной речи: заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, опорочивать – опорачивать, подзадоривать – подзадаривать, уполномочивать – уполномачивать . Однако такие формы, как дотрагиваться, затрагивать, облагораживать, удваивать являются нормой современной литературной речи, а их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

2. Некоторые бесприставочные глаголы, обозначающие движение, имеют двоякие формы несовершенного вида: бегать – бежать, водить – вести, гонять – гнать, ездить – ехать, ходить – идти, возить – везти, летать лететь и т.д. Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие (галголы неопределенного движения), а вторые – действие, протекающее в одном направлении (глаголы определенного движения). Ср. грузовик возит кирпич – грузовик везет кирпич, самолет летает над лесом – самолет летит над лесом .


3. У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова - и -изова -: легализоваться – легализироваться, локализовать – локализировать, стандартизировать – стандартизовать, популяризировать – допустимо популяризовать .

4. Определенные глаголы вызывают затруднение при образовании некоторых личных форм . Необходимо запомнить, что нормой литературной речи являются обниму, обнимешь, обними; лягу, ляжешь, ляжем, ляжете, лягут, ляг, лягте . Варианты обойму, ляжу являются просторечными. Такая же дифференциация существует между формами бреюсь, бреешься – броюсь, броешься, влечет – влекет, выжжешь – выжгешь, вытру – вытеру, выщиплю – выщипаю, езжу – ездию, катишь – котишь, выздоровею – выздоровлю . Нормативными являются первые формы, вторые – просторечные или разговорные варианты.

5. Нередки затруднения в образовании форм повелительного наклонения , это также связано с существованием вариантов.

· Некоторые глаголы с приставкой вы - образуют параллельные формы повелительного наклонения: высунь – высуни, выставь – выстави, выправь – выправи, высыпь – высыпи . Вторые варианты в каждой паре имеют устаревший или книжный характер.

· Глаголы почистить, портить, корчить, морщить, уведомить, закупорить тоже образуют параллельные формы: почисть – почисти, не порть – не порти, не корчь – не корчи, не морщь – не морщи , уведомь – уведоми, закупорь – закупори . Нормативной являются первые формы, однако во множественном числе нормой будут формы на –ите : почистите, не портите .

· От глаголов ехать, гнить, колебать, плескать формы повелительного наклонения образуются так: поезжай (допустимо езжай , но не едь !), сгнивай , колебли , плещи . От глагола бегать бегай, бегайте , от глагола лечь ляг, лягте .

6. В парах кружить – кружиться, плескать – плескаться, решить – решиться первые (невозвратные) формы характеризуются как общелитературные, нормативные, вторые – как разговорные. Разговорно-просторечный характер имеют также глаголы играться, плеваться, стареться и др.

7. При использовании глаголов на –ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двусмысленность: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?). В подобных случаях необходима соответствующая правка 1) Сюда приходят дети …; 2) Сюда собирают детей

В испанском языке существует ряд глаголов, которые употребля­ются не во всех лицах или временах. Такие глаголы называются недостаточными. Отсутствие некоторых глагольных форм узывается двумя причинами: либо особенностями значения глаголов, либо своеобразием их структуры. В первом случае логический смысл, заложенный в глагольном значении, не позволяет употребить глагол в том или ином лице или времени. Например, глагол аtañеr касаться (в отвлеченном смысле) чего-либо, не мыслится по отношению к 1-му или 2-му лицу единственного и множественного числа. Во втором случае глагол не употребляется в тех или иных формах, благодаря их неблагозвучности, необычности сочетания звуков. Например: формы abolo или abuelo, aboles, abueles (от глагола abolir) считаются с точки зрения испанской языковой традиции благозвучными для глагола. Основными недостаточными глаголами являются:

Atañer (касаться, относиться, принадлежать ) употребляется только в третьем лице обоих чисел. Теоретически употребление его возможно во всех временах, однако практически в языке встречают лишь формы третьего лица настоящего времени изъявительного наклонения: atañe, atañen.

El asunto atañe a todos. Дело касается всех.

Balbucir (бормотать ) употребляется только в тех формах и лицах, глагольные окончания которых начинаются с i или е . Например: balbucío , balbucíre , balbuce , balbucía и т.п.

Иными словами, balbucir имеет все формы кроме тех, в которых глаголы отклоняющегося спряжения на -ucir (VI группа) приобретают z перед коренной с (1-е лицо единственного числа presente de indicativo, все лица presente de subjuntivo, 1-е лицо множественного и 3-е лицо единственного числа imperativo):

El joven balbucía algo incomprensible. Юноша бормотал что-то непонятное.

Недостающие формы глагола balbucir возмещаются в речи соответствующими формами синонимичного глагола обычного спряжения balbucear.

Concernir (касаться, относиться ) употребляется только в третьем лице обоих чисел, обычно в следующих временах:

presente de indicativo - concierne, conciernen;

pretérito imperfecto de indicativo - concernía, concernían;

presente de subjuntivо - concierna, conciernan.

Употребителен также герундий concemiendo.

La resolución de la asamblea general Решение общего собрания касается

concierne a todos los miembros всех членов организации.

de la organización.

Soler (иметь обыкновение ) употребляется во всех лицах presente de indicativo и preterito imperfecto de indicativo: suelo, sueles и т.д.; solía, solías и т.д.

Малоупотребительны формы preterito indefinido de indicativo и presente de subjitativo.

Причастие solido служит только для образования всех лиц preté­rito perfecto: he solido, has solido и т.д.

Suelo leer los periódicos por las Я обычно читаю газеты по утрам.

Глаголы abolir (отменять ), aguerrir (закалять в боях ), agredir (нападать ), aterir(se) (коченеть от холода ), blandir (потрясать ), despavorir (пугаться ), empedernir (окаменеть ) употребляются только в тех формах, глагольное окончание которых начинается с i. Например: abolí , abol, aboliremos , abolido и т.п.

El sargento blandío su espada. Сержант потряс саблей.

Serán abolidas algunas leyes. Будут отменены некоторые за­коны.

Примечание . Глагол garantir , ранее относившийся к данной группе недоста­точных глаголов, стал неупотребительным в современном языке Испании и стран Латинской Америки. Его заменил глагол обычного спряжения garantizar.

Почти вышли из употребления недостаточные глаголы embatir, embaucar, arrecirse, colorir.

Сегодня мы поговорим об особенностях правописания так называемых избыточных глаголов и попытаемся разобраться, как все-таки правильно: предмет движется или предмет двигается ? Итак, в рамках рубрики «Минутка грамотности » очередная порция нудной, но чрезвычайно полезной теории.

Избыточные глаголы.

Прежде всего, нужно начать с того, что глагол двигаться относится к так называемым избыточным (или изобилующим) глаголам. Эти глаголы отличаются от обычных тем, что имеют параллельные формы в настоящем времени, в повелительном наклонении, а также деепричастные и причастные формы. Естественно нередок тот случай, когда эти параллельные формы различаются стилистически и по смыслу. Например, стилистические отличия отчетливо прослеживаются у следующих избыточных глаголов:

  • Алкать . Алчу, алчешь, алчем, алчете, алчет – поэтическая, книжная форма. (Например: Наследник алчет власти ). Алкаешь – нейтральная форма.
  • Мурлыкать . Мурлычу – нейтральная форма. Мурлыкаю – разговорная.
  • Полоскать(ся) . Полощу(сь) – нейтральная форма. Полоскаю(сь) – разговорная.
  • Прыскать . Прыщу – нейтральная. Прыскаю – разговорная.

По смыслу же различаются такие глаголы как:

  • Брызгать . Брызгает - значит опрыскивает, окропляет, обдает брызгами (ребенок брызгает в прохожих ). Брызжет - имеет два значения: 1) разбрасывать капли, искры, мелкие частицы чего-либо (шампанское брызжет ); 2) ярко обнаруживаться, резко, отчетливо проявляться (радость так и брызжет из глаз ).
  • Метать . Мечет - бросает, разбрасывает (рвет и мечет ). Метает - бросает с размахом, кидает, целясь куда-нибудь (атлет метает молот ).
  • Капать . Капает - падает каплями (вода капает с крыши ). Каплет - протекает, пропускает по каплям влагу (крыша каплет ).

Не стоит забывать, что перечень избыточных глаголов далеко не ограничивается вышеперечисленными примерами. Для более полного ознакомления рекомендую обращаться к специальной литературе.

Движется или двигается.

Интересующие нас формы настоящего времени глагола двигаться (движется и двигается ) различаются по смыслу в зависимости от значений самого глагола.

Итак, двигаться :

  1. находиться в движении, перемещаться, направляться. К столице движется антициклон. Преступник движется по объездной дороге.
  2. трогаться в путь, отправляться. Время двигаться в дорогу .
  3. шевелиться (слегка двигаться), изменять положение тела. Кролик двигается в норе .
  4. обладать способностью движения. Уж и ноги не двигаются.
  5. (перен.) содействовать развитию чего-либо, побуждать, руководить. Куда движется научная мысль?

При употреблении глагола двигаться в 1-м и 3-м значениях возможны обе параллельные формы. Примеры: 1 значение – мы движемся (двигаемся) в ногу со временем ; 3 значение – руки мастера движутся (двигаются) с необычайной быстротой . Вместе с тем форма двигается в современной литературной речи, в целом, является более предпочтительной. Не исключено, что такое предпочтение поддерживается употреблением исключительно этой формы, когда глагол двигаться выступает в 4-м значении (обладать способностью движения): у нового робота даже зрачки и веки двигаются .

Когда глагол двигаться выступает во 2-м значении, используется только форма двигается : поезд двигается с перрона .

В 5-м, переносном, значении чаще всего употребляется форма движет : И слово движет. И земля горит!

Итак, на этом все на сегодня. Запоминаем, что поезд двигается (читай, начинает движение) в путь . В значении «перемещается, передвигается» имеем равноправные варианты употребления: поезд двигается (движется) медленнее автомобиля. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская»! Любите русский язык! До скорых встреч!


9. В диалоге:

– Надеюсь, ты победишь в себе страх перед темнотой?

– Конечно, побе... !

Не подходит ни «победю», ни «побежу», ни «побежду». Есть так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся или

(1) глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу или его собеседнику (отпочковаться, горчить, ржаветь, отняться, заключаться, доиться, телиться) – таких глаголов в русском языке свыше полутора тысяч;

(2) глаголы, не имеющие формы 1-го лица ед. ч. по причинам фонетическим, вследствие появления непривычных звуковых сочетаний (например: затмить , ощутить, очутиться, дудеть, ерундить, убедить, чудить). Ко второй группе относится и глагол победить.

(3) В отдельных случаях соответствующие формы отсутствуют из-за фонетического совпаденияс формами других глаголов, встречающихся в более частом употреблении. Так, глаголы бузить, дерзить, тузить образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что последние уже существуют от глаголов будить, держать, тужить.

Если необходимо употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить и т. п.

Кроме недостаточных глаголов, есть так называемые изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы.

– Каждое утро полощи рот.

– Я и полоскаю.

В обеих репликах употреблен один и тот же глагол полоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формы полощу, полощи – книжные, формы полоскаю, полоскай – разговорные. Двоякие формы встречаются у ряда глаголов: колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, машет – махает, плещет – плескает, рыщет – рыскает и др. (в каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором – разговорная). Ср.: Идет седая чародейка, косматыммашет рукавом (Г. Р. Державин). Лошадь махает хвостом (M. E. Салтыков-Щедрин).

Некоторые параллельные формы различаются не стилистическими, а оттенками значения. Так, форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну),

формадвижет означает «приводить в движение» и переносно «побуждает, руководит» (пружина движет часовой механизм; ими движет чувство сострадания).

Ср.: С трудом двигаются усталые лошади (В. Г. Короленко). – Им движет чувство сострадания.

Форма капает имеет значение «падает каплями, льет по капле» (пот капает со лба, сестра капает лекарство), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет).

При употреблении глагола может возникнуть речевая ошибка из-за возможности двоякого толкования форм на -ся : Сюда собираются дети; Птенцы выкармливаются насекомыми; В помощь охотнику в сани впрягается собака .

10. Выберите правильные варианты.

1. Займите мне денег / Дайте мне денег взаймы / Одолжите мне денег . 2. Я одолжу у него денег / Я возьму в долг / Я займу у него денег . 3. Машина встала посреди дороги / Машина стала посреди дороги.

11. Исправьте речевые ошибки.

1. Едьте (поезжайте ) быстрее – я тороплюсь на поезд. 2. Я вас не уполномачивал (уполномочивал ) делать такое заявление. 3. Мне такая жизнь скоро опостылет (опостылеет ). 4. Она одела (надела ) пальто. 5. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. 6. Каждый, пожелавший бы выступить на совещании, получит сло­во. 7. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны. 8. Ученики проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован.