Сила самовнушения и примеры из жизни. Любопытные истории о внушении и самовнушении

Самовнушение – это процесс внушения самому себе наличия пока еще несуществующих фактов с целью воплотить их в жизнь. Как ни странно, это является очень мощной силой и оружием в борьбе со своими страхами и недостатками. Психологи разработали огромное количество методик самовнушения, с помощью которых им удалось победить не одну духовную и физическую болезнь их клиентов, например:

  • визуализация,
  • медитация,
  • аффирмации и т.п.

Однако во всем нужно быть осторожным, иначе слишком большая или неправильно употребленная доза этого душевного лекарства может превратиться в яд.

В больницах часто можно услышать рекомендации пациентам настроиться на выздоровление и думать только о хорошем. Все это не пустые слова, сказанные с целью лишь приободрить человека. Врачи давно знают, что позитивный настрой помогает больным выкарабкаться из самых сложных заболеваний. Таких примеров из жизни существует огромное количество.

Когда мысли концентрируются на определенном действии или факте, людям становится гораздо проще превратить их в реальность. Подсознание замечает больше возможностей для осуществления определенных желаний. Именно этим и объясняется сила самовнушения.

С помощью этой силы можно не только добиться поставленной цели или приобрести полезные качества характера, такие как уверенность в себе, самодостаточность, но и выздороветь от различных психических и физических заболеваний. История знает немало таких примеров, и на их основе сейчас проводят лечение самовнушением.

Негативная сторона самовнушения

Любая сила может послужить разрушающим оружием, если ею неправильно пользоваться. Люди очень часто создают себе серьезные проблемы самовнушением, даже не осознавая этого.

Абсолютно все комплексы появляются от того, что человек концентрируется на каком-либо своем недостатке и вместо того, чтобы избавляться от него, только усугубляет свое положение.

Самовнушением можно не только закопать в землю свои таланты, упустить возможности и шансы, разрушить себя психологически, но и приобрести серьезное заболевание.

Жизненный пример

Примером может послужить случайность, которая действительно произошла с двумя людьми в жизни. Совершенно незнакомые друг другу мужчина и женщина имели одинаковую фамилию и инициалы. В поликлинике врачи имели неосторожность перепутать результаты их анализов, и в итоге женщина получила известие о том, что она больна туберкулезом.

Все мы доверяем лабораториям и заключениям врачей, поэтому, естественно, начинаем верить той информации, которую нам преподносят, и эта женщина не исключение. В скором времени у нее появились все типичные симптомы туберкулеза, и только при повторном обследовании выяснилось, что лечение требуется не ей.

Чтобы подобным случаев не происходило с вами, проверяйте любую информацию. Во что вы поверите, то и получите. Не слушайте людей, которые пытаются вас унизить и указывают на ваши пороки. Самовнушение нужно использовать лишь в целях совершенствования своего характера и состояния. Давайте себе только позитивные установки и никогда с ними не расставайтесь, и вскоре вы увидите, как ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону.

О древнем гипнозе существуют множество упоминаний в священных рукописях. Однако невероятные факты гипноза еще в более древние времена также встречаются в достаточном количестве.

Можно смело утверждать, на основании приведенных доказательств, что древний гипноз берет свое начало со времен появления человеческой цивилизации. Вот, только несколько примеров.

Итак, Древнее Шумерское царство, которое территориально располагалось между двумя большими реками Ближнего Востока: Тигром и Евфратом. Именно здесь были обнаружены, ставшие затем знаменитыми, шумерские клинописные таблички, датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры, одни из самых ранних свидетельств письменности человека.

Можно считать одним из первых доказательств применения древнего гипноза упоминание на данных табличках о том, что в городе Эрехе, в школе жрецов, заболевших местных жителей лечили не чем иным, как внушением во время их сна. Невероятным фактом можно считать то, что эти жрецы могли различить 3 степени транса, связанного с состоянием гипноза: глубокий, средней, легкий. Надо отметить, что на сегодняшний день специалисты, которые занимаются изучением и применением гипноза на профессиональной основе, разделяют состояние гипноза на три точно такие же степени.

Следующим невероятным фактом, доказывающим применение древнего гипноза , стал папирус, обнаруженный при проведении археологических раскопок в древнеегипетском городе Эберс. Папирус, датируемый примерно первым тысячелетием до нашей эры. В нем была описана подробным образом практическое лечение больных людей при помощи гипноза. Данные методы служат аналогом методам, применяемым при гипнозе в настоящее время. Так, жрецы Древнего Египта для того, чтобы ввести человека в гипнотическое состояние, принимались его раскачивать, причем, с небольшой амплитудой. Так же для введения в гипнотическое состояние использовался блестящий диск, выполненный из металла. Его раскачивали перед глазами заболевшего. Это осуществлялось, чтобы глаза человека устали, и он мог погрузиться в гипнотический сон. Сегодня такая техника погружения называется зрительной техникой .

В другом папирусе, найденном также на территории Древнего Египта, описывается еще одна техника введения в гипнотическое состояние, успешно применяемая и сегодня: способ наложения рук. В настоящее время она называется тактильным методом введения в гипноз. А описывается она в древнее время так: надо наложить на больного человека свои ладони, чтобы унять боли в руках. Нужно сказать ему, что боль уйдет.

Стоит отметить, что практикой древнего гипноза занимались в основном жрецы, живущие в храмах. Одними из самых знаменитых храмов Древнего Египта были храмы Сараписа и богини Изиды.

Нельзя, в этой связи, не упомянуть еще один невероятный факт. Недавно были расшифрованы папирусы, которые обнаружились при раскопках святилища Изиды. В этих документах описаны сеансы ясновидения, проводимые жрецами в храме. Жрец брал лампу, перед сеансом начищенную до блеска. Потом эту лампу наполнял ароматизированным маслом, размещал на специальный крюк, который находился на стене с восточной стороны. В храм тайно заводили маленького мальчика, ставили его перед данной горящей лампой и вводили в гипнотический сон рукой. Такой метод сегодня носит название гипнотические пассы руками. Над заснувшим мальчиком произносили семь раз слова определенного заклинания, а затем его будили и подробно расспрашивали о его снах в эти моменты. Такие видения могли быть галлюцинациями, внушенными в состоянии глубокого транса. Жрец, в свою очередь, доносил «божественные слова» до тех служителей храма, которые специализировались на толковании образов и символов, причем, так, как нужно данному храму.

Поделиться с друзьями: Экономический кризис продолжает свой триумфальный путь по России. В результате, по оценкам многих авторитетных экспертов, сегодня девять человек из десяти страдают различными невротическими расстройствами и нуждаются в срочной психологической помощи.
Где вы, рыцари без страха и упрека?
Как ни печально, имеется неоспоримый научный факт: россияне занимают последнее место в мире по таким показателям, как уровень доброжелательности, открытости, субъективного переживания счастья. Ну хорошо - это еще можно списать на тяжкое наследие перестройки и жестоких реформ. Или, с таким же успехом, на крепостное право, кровавые выходки Ивана Грозного и монголо-татарское иго. Но посмотрите, что делается в благополучной, обустроенной, сытой Европе. За последние полвека число больных разными неврозами возросло в двадцать пять раз! Каждый третий европеец страдает от мучительных - и при этом абсолютно неоправданных - страхов. Мы боимся чужих людей, тараканов, мышей, собак, холода, жары, снега, открытого и замкнутого пространства. Боимся летать на самолете и ездить в метро. Боимся покраснеть или побледнеть, сказать что-нибудь не то - или, наоборот, именно то. Боимся сердечного приступа, рака, СПИДа. Боимся остаться без денег, без жилья, без так называемых агентов зависимости - сигарет, алкоголя, наркотиков. Боимся любить и быть любимыми. Понятное дело, смерти жутко боимся. Но и жизни - не меньше. А в кризис - тем более...
Конечно, если вы заболели, нужно искать врача. Но это совсем не отменяет и методов психологической самопомощи. Вот с одним, старинным, чрезвычайно эффективным и простым, я хочу поделиться с читателями.
Аптекарь без лекарств
Знаменитый психолог Эмиль Куэ, автор бесконечно простого метода самовнушения, родился в провинциальном французском городке Турайт в 1857 году и до пятидесяти трех лет работал простым аптекарем. Но в какой-то момент, будучи человеком очень наблюдательным, он заметил интересный факт: на больных со сходными симптомами одни и те же лекарства действуют по-разному. А зависит это от того, насколько больной верит в силу принимаемого средства. Если он убежден в том, что завтра ему непременно станет лучше, эффект налицо. Если принимает пилюли с тягостными мыслями - все равно, мол, ничего не поможет, эффект или вообще не наступает, или очень слаб.
Из этого Куэ сделал вывод, что сила воображения непосредственно влияет на эффективность лечения. Убедившись в этом, бывший аптекарь переехал в Нанси и открыл там свою клинику психотерапии, которой и руководил потом шестнадцать лет. Назвал ее новоявленный доктор "школой самообладания путем сознательного самовнушения".

В двадцатые годы Куэ становится очень популярен. Многие именитые врачи презрительно усмехаются: мол, очередной шарлатан, какой-то провинциальный пожилой аптекарь без медицинского образования! А просвещенная европейская публика валом валит в клинику.
Стать здоровым, не приходя в подсознание
Что же предложил Куэ? Да все очень просто. Три раза в день, приняв удобную позу, человек повторяет вслух формулу самовнушения. Например: "Мне становится все лучше и лучше".
При этом неважно, считает Куэ, соответствует ли формула действительности - ведь она адресована подсознанию, которое отличается легковерием. Подсознание принимает формулу за истину, за приказ, который необходимо выполнить. Произносить эту фразу рекомендуется вслух, таким образом, чтобы слышать собственный голос. Если это по каким-то причинам неудобно, нужно хотя бы беззвучно проговаривать слова, то есть шевелить губами, а не просто повторять фразы мысленно.
При этом никаких усилий прикладывать не надо, они только мешают и могут свести эффект к минимуму. Наоборот: бормотать формулу следует как можно более спокойно, отстраненно и равнодушно, как будто нас это все абсолютно и категорически не касается. Почему так? Куэ утверждал, что именно напряжение - одна из главных причин, не позволяющих человеку в полной мере задействовать свои внутренние силы. "Чтобы быть эффективными, ваши установки должны внушаться без всякого напряжения... Когда вступают в конфликт воля и воображение, неизменно побеждает воображение".
В процессе самовнушения главную роль играет расслабление. Наши убеждения и привычки сложились без всяких усилий с нашей стороны, без какого бы-то ни было напряжения, без приложения силы воли. А значит, для формирования новых убеждений и новых привычек нужно идти тем же путем. Сознательные усилия и попытки привлечь в этом деле силу воли чаще всего дают обратные результаты.

Автор метода самовнушения - Эмиль Куэ

Сеанс продолжается три-четыре минуты, повторяется два-три раза в день в течение примерно двух месяцев. Выбрать слова, которые вы будете при этом произносить, - дело индивидуальное. Но чем проще формула, тем лучше лечебный эффект. «Формулы должны быть "детскими". - пишет Куэ, - они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного "я", как детские формулы».
Главное, чтобы формула была позитивной («Я здоров», а не «Я не болен»). Хотите, обращайтесь к отдельному органу, хотите-ко всему организму в целом, никаких ограничений нет. Эти краткие формулировки, по словам Куэ, работают в нашем организме лучше всяких лекарств. Например: «Мое давление в норме», «Я - абсолютно трезвый человек», «Мое зрение (или слух) улучшается», «Я это сделаю» или просто: «Это проходит... Это проходит... Это проходит...» (Заметим в скобках, что самовнушения типа «Завтра я выиграю миллион долларов в рулетку» могут и не подействовать, поскольку рулетка нашему подсознанию не подчиняется.) Куэ рекомендовал использовать для сеансов время непосредственно перед сном - именно в такие периоды подсознание наиболее готово нас послушаться. Сейчас это общепризнанный факт: именно предсонное расслабление - естественное аутогипнотическое состояние мозга.
Повторять выбранную вами формулу нужно не менее двадцати раз. Чтобы не отвлекать внимание на счет, Куэ рекомендовал использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебираются как четки.
Я позитивно мыслю - значит, существую
Куэ не только успешно лечил всевозможные болезни тела (особенного успеха он добивался, работая с нервными болезнями), но и изъяны души и характера. Он считал, что, вытеснив болезненные негативные представления и заменив их позитивными, каждый из нас может по собственному желанию изменить свой характер - например, агрессию превратить в миролюбие и добродушие, скупость - в щедрость и широту души. Все так просто, что не верится, не правда ли?
Многие врачи - в том числе и такие наши выдающиеся ученые, как Бехтерев и Павлов, критиковали метод Куэ прежде всего за то, что он игнорировал особенности болезни и личности больного. По их мнению, это создавало условия для шарлатанства и компрометировало метод. Тем не менее Бехтерев в целом положительно оценил метод Куэ и сам активно использовал самовнушение в лечении навязчивых состояний. Кстати, именно под влиянием работ Куэ знаменитый профессор Шульц создал свою систему аутогенной тренировки.
И сейчас метод французского аптекаря с успехом используется в современной психотерапии. Многие авторитетные психотерапевты отмечают, что Куэ стал одним из предшественников поведенческой психотерапии. Ведь именно он первым предложил методы контроля над мыслями и подчеркнул роль позитивной мысли в изменении поведения. К примеру, использовать методику Куэ для самопомощи настоятельно рекомендует такой гуру психотерапии, как Владимир Леви - в «Искусстве быть собой» и «Приручении страха».
Учебники по психотерапии отмечают, что метод Куэ в сочетании с другими методами внушения может дать прекрасные результаты. Это - основа, на которой строятся многие более расширенные и продвинутые техники. В наши дни самовнушение входит во все современные виды и методы аутогенной тренировки.
Так что придумываем свою личную формулу здоровья и начинаем заниматься самовнушением!

Эффект самовнушения бывает зачастую настолько губительным, что диву даешься! Расскажем о некоторых широко известных случаях, показавших разрушительную силу.

Отравление самовнушением

История Марджори Квирк - лишь нехарактерный пример случаев внутреннего, или личного, колдовства, существование которого сегодня многие допускают (в наши дни это называют силой самовнушения). Лондонская «Дейли экспресс», 3 октября 1911 года - дознание в отношении трупа Марджори Квирк, покойной дочери епископа Шеффилдского. Девушка страдала меланхолией. Будучи склонной к самоубийству, она выпила содержимое чашки, в которой, как она считала, был керосин! Ее немилосердно тошнило, и она умерла. «Никакого керосина в чашке не было. Ни у нее во рту, ни в горле не обнаружено следов керосина».

«Нью-Йорк геральд трибьюн», 30 января 1932 года - Бостон, 29 января: «Почти полсотни студентов и врачей Вандербилт-холла Гарвардской медицинской школы, по всей видимости, заболели легкой формой недуга, который сегодня известен как паратиф. Первые тридцать человек заболели две недели назад, после студенческого обеда, на котором доктор Джордж Г. Бигелоу, уполномоченный штата по здравоохранению, рассуждал о пищевых отравлениях. Спустя несколько дней еще двадцать человек сообщили о том, что заболели. Пища была приготовлена в здании учебного заведения.

Чиновники департамента здравоохранения штата приступили к осмотру работников кухни, считая, что один из них может оказаться переносчиком тифа.

Администрация колледжа заявила, что не считает причиной заболеваний плохое качество пищи, но склонна полагать, что тема выступления доктора Бигелоу могла оказать такое воздействие на некоторых из приглашенных на обед, что они приняли простое расстройство желудка за нечто более серьезное. Все студенты поправились».

Сказать, что пятьдесят молодых людей испытали расстройство желудка, значит высказать большие сомнения относительно условий здравоохранения в Гарвардской медицинской школе. Сказать, что рассуждения о заболевании могли вызвать заболевание, значит сказать, что существует личное, или внутреннее, колдовство, обычно называемое самовнушением. Вспомните « » и других людей, которые, возможно, стали жертвами искателей переносчика заразы. Сказать, что переносчиком был один из работников кухни, значит свалить все на него и заявить о том, что лишь в силу совпадения люди заболели после разговора о болезни. Но в любом случае чертовски трудно обедать в многочисленной компании молодых людей и рассказывать им о пищевых отравлениях. Возможно, что после этого доктору Бигелоу пришлось самому заказывать и оплачивать свои обеды. Если во время купания он будет рассказывать об акулах, ему придется плавать в гордом одиночестве.

Седина от самовнушения

Физиологи отрицают, что сильный испуг может привести к тому, что волосы человека станут седыми. Они утверждают, что не могут представить себе, как испуг может лишить волосы пигментации: поэтому они приходят к заключению, что все якобы имеющиеся свидетельства об этих фактах являются байками. Скажем, есть какой-то черноволосый человек. Во-первых, физиологи, если не считать весьма общих рассуждений, не смогут объяснить нам, как его волосы стали черными. Почти все, что противоречит сведениям, приведенным в этой статье, противоречит потому, что эти сведения не согласованы с тем, что нам неизвестно.

Есть множество сомнительных примеров. Откроем «Нью-Йорк таймс» за 8 февраля 1932 года .

История потопления рыболовной шхуны бельгийским пароходом «Жан Жадо» – двадцать один член команды утонул, шестерых спасли, и среди них пятидесятидвухлетнего Артура Берка.

«До столкновения у Артура Берка были лишь пряди седых волос, но вчера, когда Берк сошел на берегу пирса №2 на озере Эри, он был совершенно седым».

Быть может, есть тысячи или сотни тысяч случаев, когда люди умирали в страшных конвульсиях, и это было эффектом их силы самовнушения - а милосердная, но дорогостоящая наука спасла множество жизней с помощью прививок, которые стимулировали противоположные убеждения, просто потому, что вакцина, если ее ввести в вену человека, страдающего от понимания гнетущей аксиомы, что дважды два четыре, могла бы стать для него спасением, заставив поверить, что дважды два не четыре, а скажем, двадцать пять. Если бы он пожелал такого воздействия…

Эффект самовнушения, приведший к бешенству

В номере «Нью-Йорк телеграм» за 26 ноября 1929 года опубликовано письмо Густава Страйкера, в котором он ссылается на доктора Мэттью Вудса из Филадельфии, члена филадельфийского окружного медицинского общества. Доктору Вудсу следовало бы высказываться осторожнее, если он не стремится к сокращению расходов, таких как, например, расходы на содержание всякого рода обществ. Вот что он сказал:

«Мы с сожалением обращаем внимание на многочисленные сенсационные истории о якобы обезумевших собаках и об ужасных для покусанных ими людей последствиях. Эти истории время от времени появляются в газетах.

Такие сообщения пугают людей и приводят к различным массовым волнениям, становятся причиной жестокого обращения с животными, у которых подозревают бешенство, и все же зарегистрирована масса свидетельств врачей, которые доказывают, что случаи бешенства чрезвычайно редки, даже среди собак, тогда как многие медики, обладающие большим опытом, придерживаются мнения, что если бешенство и развивается у людей, то только в крайне редких случаях, и что состояние истерического возбуждения человека, называемое в газетах “бешенством”, есть совокупность симптомов, обычно обусловленных страхом перед болезнью, таких как боязнь внушающего страх существа, вызванная реалистическими публикациями газет и другими сообщениями, которые воздействуют на воображение людей, поцарапанных или покусанных животными, подозреваемыми в бешенстве.

В филадельфийском приюте для собак, куда в среднем ежегодно принимают более 6 тысяч бродячих собак, которые часто кусают и ловцов, и смотрителей, не было ни одного случая заболевания водобоязнью за всю двадцатипятилетнюю историю этого заведения, а ведь через него прошло около 150 тысяч животных».

Впервые бешенство привлекло мое внимание довольно давно. Тщательно изучая подшивки газет, я заметил, что в прошлом поколении часто появлялись сообщения о случаях бешенства и что в газетах более позднего периода таких сообщений немного. Теперь собакам надевают намордники -на улице, но не в помещениях. Вакцины или пятнистые жабы, пойманные в полночь на кладбищах, вероятно, во многих случаях оказывают исцеляющее воздействие, но не снижают количество случаев заболеваний собак бешенством, если когда-нибудь таковые были.

В номере «Нью-Йорк таймс» за 4 июля 1931 года опубликован доклад мсье Релана из муниципального совета Парижа:

«Замечу, что бешенство почти полностью исчезло, хотя количество собак в Париже увеличилось. С 166 917 собак в 1924 году их число к 1929 году возросло до 230 674 особей. Несмотря на столь заметное увеличение, было отмечено только десять случаев бешенства у животных. Не отмечено ни одного случая бешенства у людей».

Иногда кажется, что никогда не было ни одного случая бешенства, если не рассматривать это явление как пример “личного колдовства”: но есть много данных, позволяющих считать, что та или иная болезнь в общих чертах весьма напоминает отдельный случай проявления бешенства, в том смысле, как она протекает, а потом исчезает (совершенно независимо от выбранного лечения, будь то отравленный сосок коровы или засохшая язва мумии), и поэтому когда-то была в какой-то степени бешенством. В прошлом веке часто встречались люди с изрытыми оспинами лицами. Куда делась оспа? Где желтая лихорадка и холера? Есть прививки, говорят врачи. Однако на огромные пространства в обеих Америках и в Европе вакцины никогда не проникали. Но врачи утверждают, что болезни отступили именно из-за вакцин.

Происходят затмения, и дикари испытывают страх. Шаманы размахивают жезлами - солнце исцелено - они спасли светило.

Историю болезней читаешь как историю человечества - взлет и падение «Черной смерти» – появление и правление оспы - Туберкулезная империя - и Соединенные Недуги желтой лихорадки и холеры. Некоторые из этих заболеваний исчезли еще до того, как возникла идея вакцинации, в те времена, когда гигиена не пользовалась популярностью. Несколько столетий назад в каждом крупном городе Англии был лепрозорий. Сто лет назад в Англии с трудом можно было обнаружить какие-либо улучшения в сфере медицины и гигиены, но проказа фактически исчезла. Возможно, причиной появления проказы в Англии является эффект самовнушения - если бы не опустошительное нашествие Библии на Англию, никому и в голову не пришло бы, что существует такая болезнь, как проказа, а когда возникают мерзкие сомнения, отвратительная подозрительность людей их только укрепляет.

Поэтому, возможно, когда-то была такая болезнь, как бешенство: но налицо признаки того, что большинство случаев, о которых сообщается в наше время, представляют собой самовнушение, порожденное разумом жертв и направленное на их собственные организмы.

О случае, детали которого указывают на то, что иногда собака может быть бешеной, но что ее укусы могут представлять опасность только для какой-нибудь особо впечатлительной жертвы, сообщает «Нью-Йорк геральд трибьюн» за 16 ноября 1931 года . Собака покусала десять человек. «Эту собаку убили и обнаружили, что у нее бешенство». Пострадавшими от укусов были десять моряков эсминца ВМС США «Дж. Д. Эдварде», стоявшего в Чифу, Китай. Один из этих моряков умер. У девяти других не выявили никаких признаков этой болезни.

Что касается такой проблемы, как испуг, который заставляет волосы седеть, вполне вероятно, что ученые-традиционалисты тупо и почти не сознавая причин своего упорства отрицают подобные случаи, проявляя безусловную покорность запретам. Но есть теория о том, что если психическое состояние человека может оказать воздействие на цвет его волос, тогда иными способами психическое состояние может оказать воздействие на его организма значит, психическое состояние одного человека способно воздействовать на организмы других людей - а отсюда недалеко и до “колдовства”.

Эту статью ищут по запросам:

  • сила самовнушения факты
  • сила самовнушения отзывы

Внушение (суггестия) определяется как передача и индуцирование от одного человека к другому мыслей, настроения, чувств, вегетативных и двигательных реакций, поведения. Чем меньше задумывается тот, кому внушают, над тем, что ему внушают, тем успешнее проходит внушение.

В процессе внушения участвуют две стороны. Внушающий обычно обладает такими психическими и физическими качествами, с помощью которых он может оказывать влияние на состояние психики другого человека. Внушение происходит с помощью слов, а также мимики и жестов.

Особое значение имеет обстановка. Если речь идет о лечебном внушении, то не последнюю роль в этом процессе играет известность психотерапевта. Знание о нем как о специалисте высокого класса определенным образом подготавливает пациента к сеансу.

Для процесса внушения большое значение имеет и внушаемость, т. е. подверженность внушению со стороны того, кто будет служить его объектом. Это своего рода готовность к внушению. Обычно повышенная внушаемость наблюдается у людей со слабым типом нервной системы и повышенной впечатлительностью. Особенно слабой нервной системой обладают алкоголики и наркоманы.

Наряду с внушением нередко действует самовнушение, когда человек и сам уверует в чудодейственную силу какого-либо средства.

Рассказывают, что один музыкант, уволенный из духового оркестра, решил отомстить своим товарищам и выбрал для этого такой способ. Он дождался, когда оркестр должен был играть на каком-то празднестве торжественный марш, подошел к музыкантам и начал есть... лимон. Один вид лимона и того, как этот человек ест лимон, вызвали у оркестрантов такое усиленное выделение слюны, что они не смогли играть!

Данный пример может показаться курьезным. Возможно, что рассказ несколько преувеличивает действие зрелища. Но он нужен для того, чтобы сказать: не только вкус и вид лимона может вызвать выделение слюны, но и упоминание о нем. В чем тут дело?

Познакомимся с так называемыми условными и безусловными рефлексами. Вы обожгли спичкой палец и отдергиваете руку сразу же, не раздумывая. Болевое раздражение кожи нервные волокна передали группе клеток центральной нервной системы, ведающих двигательными функциями мышц рук. Возникшее в них возбуждение тут же передалось по другим нервным волокнам мышц. Они резко сократились — рука дернулась, огонь уже не обжигает палец.

Это безусловный рефлекс. Их у нас множество. Они врожденные.

А условные рефлексы нужно создавать, вырабатывать. Исследования в этой области связаны с именем нашего знаменитого физиолога И. П. Павлова. Он показал, что если какой-то безусловный рефлекс будет неоднократно сопровождаться определенным раздражителем, то через некоторое время раздражитель начнет вызывать этот рефлекс.

Вот пример. Вам делают укол иглой и одновременно звонят в колокольчик. После некоторого числа повторений звук колокольчика становится сигналом к тому, чтобы отдернуть руку. Игла не уколола, а рука непроизвольно дернулась. Условный рефлекс создан.

Условные рефлексы играют важную роль в жизни животных и человека. Ребенок, обжегшись огнем, в дальнейшем отдергивает руку еще до того, как огонь снова опалит ему кожу. Лесной зверь, близко познакомившись с какой-то опасностью, в другой раз ведет себя осторожнее. Такое восприятие окружающей действительности мозгом человека и животных И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Кроме того, у человека существует и вторая сигнальная система. При этом условным раздражителем являются слова-образы и понятия. Если, скажем, человек испытал сильнейший испуг, связанный с пожаром, то при нем достаточно крикнуть: «Пожар», чтобы вызвать такой же испуг.

Обе сигнальные системы в нашем организме тесно взаимосвязаны. Они и представляют работу нашей центральной нервной системы. А последняя регулирует всю деятельность организма. Известно, что различные душевные переживания (испуг, горе, радость и т. д.) могут вызвать изменения в работе сердца (учащение и замедление сердцебиения, сужение или расширение кровеносных сосудов, покраснение или побледнение кожи), могут привести к поседению волос и т. д. Значит, тем или иным способом мы можем оказывать влияние и на работу многих внутренних органов. И в том числе можно повлиять словом. Оно способно заметно влиять на психику, а значит, на работу всего организма.

Так и получается: вы слышите слово «лимон», и оно тут же вызывает у вас выделение слюны.

В прошлые века сила слова пугала суеверных людей. Тех, кто это мог делать, называли колдунами, способными нагнать порчу на человека. Полвека назад в одной деревушке под Москвой стали околевать коровы. Крестьяне решили, что это дело рук колдуна (таким считали одного старика). Задумали расправиться с ним.

Но когда они собрались около его избы, старик вышел из дома и властно крикнул: «Я все с вами могу сделать! У тебя сейчас будет понос! — и он показал рукой на одного крестьянина. — А ты начнешь заикаться!» — показал он на другого крестьянина. И действительно: один тут же почувствовал расстройство желудка, а другой начал заикаться.

Все дело в том, что крестьяне были убеждены во всемогуществе старика, верили в то, что он колдун и способен «наслать» болезнь. Именно эта вера сделала свое дело. Слова старика, его внушение оказали на психику людей, на их сознание столь сильное воздействие, что у них и в самом деле начались различные расстройства организма.

Еще более необыкновенную историю рассказывают об одном наполеоновском солдате, который прославился тем, что мгновенно исцелял от болезней. Когда к нему приходил человек с парализованной ногой, он грозно смотрел на него, а затем громко командовал: «Встать!» На некоторых это действовало чудесным образом: больной бросал свои костыли и начинал ходить!

Солдат так прославился своими удивительными исцелениями, что к нему обращались сотни людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Далеко не всех он исцелял, но некоторые уходили от него выздоровевшими. Это были люди с различными нервными заболеваниями: параличом рук и ног и т. д.

А самовнушение? Известный актер И. Н. Певцов заикался, но на сцене преодолевал этот недостаток речи. Каким образом? Актер внушал себе, что на сцене действует и говорит не он сам, а другой человек — персонаж пьесы, который не заикается. И это всегда действовало.

Парижский врач Матье проделал такой интересный опыт. Он объявил своим больным, что скоро получит из Германии новое средство, быстро и надежно излечивающее туберкулез. В то время от этой болезни еще не существовало никаких медикаментов.

Эти слова сильно подействовали на больных. Никто, конечно, не подумал о том, что это лишь выдумка доктора. Внушение врача оказалось настолько действенным, что когда он объявил, что лекарство получил, и стал им лечить, то многие стали гораздо лучше себя чувствовать, а некоторые даже выздоровели.

А чем он лечил больных? Простой водой!

Внушение и самовнушение могут вылечить человека от вредной привычки, заставить не бояться того, что пугает и т. д.

Наверное, и вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы убеждали себя в чем-либо и это помогало. Скажем, такой пример. Человек боится темноты и в то же время знает, что это глупо. Он идет в темную комнату и говорит сам себе: «Бояться нечего! Там никого нет!» Самовнушение действует, и безотчетный страх исчезает.

Под действием самовнушения у человека могут отняться ноги и руки или внезапно наступить глухота и слепота. Такие заболевания называют психогенными. Они легко возникают у людей, страдающих истерией.

И вот что при этом существенно: у человека, например, потерявшего зрение, повреждены не глазные нервы, а лишь нарушена деятельность того отдела мозга, который ведает зрительным восприятием. В нем под действием самовнушения развивается стойкий очаг болезненного торможения, то есть надолго прекращают работать нервные клетки. Они перестают принимать приходящие сигналы и отвечать на них.

На такие психогенные заболевания внушение и самовнушение оказывают огромное влияние. При истерии могут наблюдаться припадки, судороги, рвота, немота, глухота, паралич конечностей. Все эти расстройства часто связаны с самовнушением.

Имеется много достоверных рассказов о факирах, религиозных фанатиках, средневековых ведьмах и колдунах, свидетельствующие о том, что в состоянии экстаза они утрачивали чувствительность к боли и с поразительной стойкостью переносили самые невероятные самоистязания, пытки.

Можно вспомнить еще более невероятные, на первый взгляд, истории. Весной 1956 года несколько тысяч человек собрались перед домом крестьянки в немецком местечке Коннерсрейт. Некоторые проехали десятки, сотни километров. Все ожидали только одного: увидеть Терезу Нейман.

Тереза Нейман стигматичка. Это значит, что на теле у нее открываются раны-стигмы, по расположению и характеру похожие на раны распятого Христа.

Тереза Нейман

Эта странная история началась в 1926 году, когда Терезе было 28 лет. На левом боку, прямо против сердца, у нее вдруг появилась рана, обильно источавшая кровь. Появились ранки и вокруг головы, на кистях и ступнях. Вызвали доктора Отто Зейдля из ближайшего города. Врач подробно обследовал Терезу. В его отчете сказано, что рана против сердца имеет длину около 4 сантиметров. Смазав кровоточащие места мазью, озадаченный врач уехал.

Тереза ощущала мучительные боли до 17 апреля, когда боль стала утихать и вскоре исчезла. Раны зажили, не оставив рубцов. Впрочем, их едва ли можно было назвать зажившими: они затянулись прозрачной пленкой, сквозь которую виднелась мышечная ткань. Снова вызвали доктора Зейдля, и он написал: «Это самый необычный случай. Раны не гноятся, не воспаляются. Нет ни малейшей возможности подделки, о которой говорили некоторые».

После этого Терезу Нейман неоднократно обследовали врачи. Было установлено, что у нее имеются открытые раны на кистях, ступнях, на лбу, на боках. Каждый год незадолго до Пасхи эти раны начинают кровоточить, и кровотечение продолжается всю следующую за Пасхой неделю, иногда несколькими днями дольше. Обследование доказывает, что это действительно кровь и что она начинает течь самопроизвольно.

Для человека, впервые услышавшего подобное, все это кажется каким-то ловким обманом. Между тем, в рассказанном нет выдумки. История стигматиков насчитывает уже более 300 таких случаев. Так, примерно в те же годы в западных областях Украины была известна стигматичка батрачка села Млыны Львовской области Настя Волошан. Она страдала тяжелой формой истерии, и у нее, как и у Терезы Нейман, на руках и ногах были «раны Иисуса Христа».

Уже в 1914 году было описано 49 случаев стигматизации: 41 — у женщин и 8 — у мужчин. В большинстве случаев стигматизация возникала на религиозной почве. Но известен и такой случай: сестра присутствовала при жестоком наказании плетьми горячо любимого брата — и ее спина покрылась такими же кровоточащими рубцами, как и у него.

Несмотря на всю кажущуюся невероятность таких явлений, они имеют свое объяснение. Перед нами тот же результат самовнушения. Конечно, он возможен только у лиц с исключительно возбудимой, сильно расстроенной, болезненной психикой. На таких людей не только действительные, но и воображаемые страдания действуют столь сильно, что это отражается на работе внутренних органов.

У болезненно мнительных людей мысли о заболевании вызывают само заболевание, которое по виду сильно напоминает ту или иную болезнь. Известны случаи, когда начиналось кровотечение из горла, как при туберкулезе, появлялись язвы на теле, напоминающие различные кожные заболевания и т.д.

Возникновение язв у стигматов имеет тот же механизм. Все такие больные относятся к фанатично верующим людям. В последнюю неделю перед Пасхой в храмах читают о том, как распяли Христа, и это может оказать на больного человека настолько сильное воздействие, что его психика не выдерживает: появляется навязчивая мысль о муках, которые испытывал Христос, когда его прибивали к кресту. Начинаются галлюцинации. Перед глазами этого человека, как живая, стоит картина распятия. Вся нервная система потрясена. И вот результат: в тех местах, где были раны у Христа, у измученного психической болезнью появляются открытые кровоточащие раны.

При лечении таких больных решающую роль могут играть также вера и слова. Вера в человека, который лечит, вера в то, что он скажет.

В. М. Бехтерев по этому поводу писал:

«Секрет целительного внушения был известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д. Самовнушением объясняется, например, действие многих так называемых симпатических средств, оказывающих нередко то или другое целительное действие.

Ферраус излечивал лихорадку с помощью бумажки, на которой были начертаны два слова: «Против лихорадки». Больной должен был каждый день отрывать но одной букве. Известны случаи целебного действия «хлебных пилюль», «невской воды», «наложения рук» и т. д.».

Еще и в наши дни часто приходится слышать: старушка «заговорила» бородавку, и та исчезла. Так бывает, и ничего чудесного в этом нет. Лекарь здесь — внушение и самовнушение. А точнее говоря, — вера в то, что знахарка может излечить человека. Когда она приходит к больному, он уже слышал о ней, знает, что она кого-то излечила, и жаждет излечения.

И совершенно неважно, завязывает ли знахарка бородавку ниткой или волосом, не важно, что она шепчет над этой бородавкой. Все решает вера в то, что бородавка после такого «заговора» исчезнет.

Человек уничтожает свою бородавку самовнушением! Действует тут и внушение знахарки, когда она уверенно говорит: бородавка сойдет.

Врачи-психиатры неоднократно повторяли такой способ лечения. Один врач, например, смачивал бородавку обычной водой, а человеку говорил, что это новое сильно-действующее лекарство, от которого бородавка должна исчезнуть. И на многих это действовало. Люди верили в лекарство, в то, что оно им поможет, и бородавки исчезали.

Именно этим объясняются известные в истории «чудесные» исцеления у различных «святых мест». Так было, в частности, во Франции на могиле католического дьякона Франсуа де Пари, умершего в 1728 году.

Гравюра, изображающая умершего Франсуа де Пари

Первой пришла на могилу мотальщица шелка Мадлена Беньи, у которой отнялась рука. Ее привела сюда уверенность в том, что тело прожившего «праведную» жизнь дьякона получило способность исцелять болезни.

Приложившись к могиле, она почувствовала некоторое облегчение, а когда вернулась домой, уже настолько свободно владела рукой, что немедленно приступила к работе обеими руками. После этого к могиле стали стекаться страдающие различными недугами, и некоторые из них действительно исцелялись.

Уже свыше ста лет небольшой городок на юге Франции Лурд славится среди католиков «чудесными» исцелениями. Чудодейственной силой здесь якобы обладает водный источник. Искупавшись в нем, можно исцелиться. В действительности продуманная система воздействия на сознание паломников — вот основа лурдских «чудес».

Кто едет в Лурд? Как правило, это люди, которые очень надеются на чудесное исцеление. Ведь о лурдских «чудесах» говорят с кафедр соборов, пишут в газетах, о них рассказывают очевидцы.

И вот больные собираются в путь. С этого времени все внимание, все разговоры — о чудесных исцелениях. А тут уже за паломника берутся «святые отцы». Каждый вагон в поездах, идущих в Лурд, сопровождают монахи, специальные «сестры» и «братья» милосердия. Они знакомятся с каждым больным, его родственниками, рассказывают им всевозможные истории о чудесах Лурда, раздают специальные книжки, фотографии выздоровевших после паломничества.

Когда паломники прибывают в Лурд, их встречают новые церковнослужители и ведут в «святой грот». Они молчаливы, каждое их движение кажется многозначительным.

Во время молитвы у грота все больные хором повторяют одни и те же слова: «Господи Иисусе! Исцели наших больных! Вемогущая Дева, спаси нас!» Все с большей верой и надеждой звучат эти слова, нарастает нервное возбуждение, и вот уже в толпе молящихся раздаются громкие вздохи, истерические выкрики.

Нетрудно видеть, какое большое значение имеет здесь внушение и самовнушение. Создается обстановка, способствующая возникновению гипнотического состояния. В романе «Лурд» Эмиль Золя превосходно описал одно такое исцеление в столь прославленном месте.

«...Глаза больной, еще лишенные всякого выражения, расширились, а бледное лицо исказилось, словно от невыносимой боли. Она ничего не говорила и, казалось, была в отчаянии. Но в эту минуту, когда пронесли святые дары и она увидела сверкнувшую на солнце дароносицу, ее словно ослепило молнией.

Глаза вспыхнули, в них появилась жизнь, и они загорелись, как звезды. Лицо оживилось, покрылось румянцем, осветилось радостной, здоровой улыбкой. Пьер увидел, как она сразу встала, выпрямилась в своей тележке...

Безудержный восторг овладел тысячами взволнованных паломников, давивших друг друга, чтобы увидеть исцеленную, оглашавших воздух криками, словами благодарности и восхваления. Раздалась буря аплодисментов, и гром их прокатился по всей долине.

Отец Фуркин потрясал руками, отец Массиас кричал что-то с кафедры; наконец его услышали:

— Бог посетил нас, дорогие братья и сестры...»

Пропагандируя лурдские «чудеса», церковники утверждали, что там бывает по нескольку чудесных исцелений. За сто лет были записаны в особую книгу тысячи имен якобы исцелившихся людей. Однако проверка этой книги (проверяла специальная комиссия, состоящая из врачей) показала, что за сто лет в Лурде произошло лишь 14 исцелений. Все они объясняются наукой.

Надо вспомнить, что к чудесному исцелению может привести... испуг. Известен случай, когда к ногам старика с парализованной половиной тела и потерей речи упала женщина, выбросившаяся из окна. Это так сильно подействовало на него, что он снова начал говорить!

К лечению испугом прибегают и знахари. Скажем, неожиданно бросают на больного кошку. Так же действовало и лекарство наполеоновского солдата, упомянутого выше. Когда он громко и властно командовал «Встать!» — это слово действовало на иных столь сильно (вспомните его славу лекаря), что истерический паралич ног внезапно проходил. Очаг торможения, поразивший двигательные центры нервной системы, снимался, и мышцы начинали работать.

Если вспомнить историю народов, то нетрудно увидеть, что подобные методы лечения были известны уже в древнем мире. Доктор медицинских наук, профессор В. Е. Рожнов пишет:

«Древние греки обращались с мольбой о ниспослании здоровья и сил к богу-врачевателю Асклепию. Самый известный из посвященных ему храмов находился в восьми километрах от города Эпидавра. В храме имелось специальное помещение для сна паломников, стекавшихся со всех концов страны. Оно называлось «абатон». Войти сюда можно было, лишь пройдя предварительные сложные обряды «очищения» души и тела.

Жрецы храма подолгу говорили с каждым, спрашивая, что привело его сюда, укрепляя надежду на выздоровление, веру в могущество и доброту бога — дарователя здоровья. Этому немало способствовали и местонахождение, и вся обстановка храма. Он был расположен в густой зеленой роще, среди которой журчали десятки кристально чистых ручьев. Ветер доносил сюда свежий запах моря.

Сказочная прелесть природы сливалась в нерушимую гармонию с величественной и строгой красотой белоснежного здания самого храма. В центре его высилось огромное мраморное изваяние Асклепия. Наружные стены храма были составлены из огромных каменных плит, на которых вырезаны надписи, рассказывающие о самых выдающихся из свершившихся здесь исцелений.

Эти плиты были найдены археологами при раскопках, и по сохранившимся надписям можно установить, какие болезни и почему здесь излечивались. Вот, например, одна из них: «Девочка немая. Обегая вокруг храма, она увидела змею, вползавшую на дерево в роще; в ужасе стала звать отца и мать и ушла отсюда здоровой».

Другая: «Никанор параличный. Пока он сидел и отдыхал, один мальчишка украл у него костыль и бросился наутек. Он вскочил, побежал за ним».»

Асклепий

Психиатрам давно известно, как целительно бывает иногда действие внезапных эмоциональных раздражителей (в первом случае — внезапный испуг, во втором — гнев), и они с успехом используют их для лечения разнообразных проявлений истерии, в том числе для устранения некоторых параличей, слепоты, глухоты и немоты. Так что в этих фактах исцеления немой и параличного, разумеется, нет ничего сверхъестественного.

Ко всему сказанному добавим, что, конечно, подобные исцеления совсем не часты, и, кроме того, они далеко не всегда приводят к полному восстановлению здоровья больного.

Ленинградский ученый Л. Л. Васильев рассказал о случае, происшедшем на его глазах. Молодой человек, выйдя из жарко натопленной деревенской бани, заметил ранее ему не встречавшееся отвратительного вида насекомое — уховертку. С чувством гадливости он взял насекомое пальцами правой руки с целью поближе его рассмотреть.

Уховертка изогнулась и попыталась защемить своими «щипцами» державший ее палец; но это ей не удалось, так как человек, вскрикнув от неожиданности, резким движением стряхнул насекомое на землю. А через некоторое время на кожных участках пальцев, которыми было взято насекомое, появились отчетливо видимые багровые пятна — одно на указательном пальце и два — на большом. Ни жжения, ни боли в побагровевших участках кожи не ощущалось. Отмыть пятна не удалось.

Что же произошло?

Здесь сыграли роль сильный испуг и самовнушение, что уховертка укусила палец, хотя в действительности этого не было. Испуг и самовнушение вызвали местное расширение кожных кровеносных сосудов.

Вот и получается, что в 90 случаях из 100 мы болеем внушенными нами же самими болезнями. К такому выводу пришли английские медики.

Английские врачи предлагают несколько способов борьбы с опасными самовнушениями, о которых мы и не подозреваем. Самое простое, по их мнению, это повторять себе, что ты здоров. А стоит лишь подумать о болезни, как она тотчас обнаружится.

Другим эффективным средством борьбы за свое здоровье английские врачи считают дневной сон. При этом перед засыпанием настоятельно рекомендуется внушать себе, что лежишь на пляже на теплом песке или же ловишь рыбу. Эти «картинки» должны способствовать крепкому сну и освобождению мозга от напряжения.

А Вернон Колеман, занимающийся вопросами внушений в борьбе против «непридуманных» болезней, рекомендует в период заболевания стараться зримо представить себе инфекцию в виде навязчивого гостя, но при этом крайне тощего и хилого, бездомного и перепуганного. Это поможет вам легко прогнать «бродягу».

Кстати, подобным образом вплоть до конца XVII века хирурги справлялись с болезнями, как телесными, так и духовными. При излечении «одержимости» часто использовался простой психологический прием. Врач производил легкий надрез на животе пациента и делал знак ассистенту, который выпускал из мешка живую летучую мышь, — после чего все с облегчением наблюдали, как «демон» улетает прочь.