Стресс у детей - как защитить ребенка. Как помочь ребёнку избавиться от стресса

У меня тупиковая ситуация. 4 года назад разошлась с мужем из-за его любовницы, которую он даже не стремился скрывать. До этого прожили 16 лет. Я осталась с двумя сыновьями. У младшего через год после этого обнаружили злокачественную опухоль. Ему тогда было 2 года. Лечились, год пролежали в онкологии, выписались с надеждой, что все позади. Через 10 месяцев снова загремели в больницу с рецидивом болезни. Снова лечение почти на год. Сейчас ремиссия. Проблема в том, что мальчик безумно любит отца. Бывший муж приходит к нам почти каждый день, проводит у нас много времени. Мы сыну не говорим, что у отца другая семья, и он часто спрашивает, почему папа с нами не живет, где он живет и т.д., бывают слезы, если папа не может прийти. Я советовалась с психологом, она говорит, что ребенку надо объяснить, что происходит. Наш лечащий врач категорически против, говорит, что любой стресс на фоне низкого иммунитета может вызвать возврат болезни. Говорила с бывшим мужем на эту тему, но результата никакого. Когда лечились в первый раз, он решил вернуться, пришел, пожил неделю и ушел. Когда лечились во второй раз, тоже хотел вернуться, но так все и затихло. Сейчас делает ремонт в квартире своей сожительницы. Говорит, что боится возвращаться. Я тоже боюсь с ним жить, но ради ребенка готова на все. Что делать, не знаю. Сердце разрывается от жалости к своему мальчику, он столько перенес страданий, не каждый взрослый это выдержит.

Мария , Нижний Новгород, 39 лет / 27.06.08

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Я согласна с вашим психологом. Врач - не психолог и может не понимать, что ребенок и так в стрессе. Все эти разговоры - где папа, почему папа не пришел, почему пришел и ушел, почему не живет с вами, слезы из-за того, что обещал и не появился - это разве не стресс? А добавьте сюда еще стресс от тех «флюидов», которые вы с мужем издаете, пытаясь пересилить себя и играть в игру «все хорошо, милый». Соберитесь на четверых - психолог, ты, бывший муж и его женщина, и разработайте план действий. Сожительница мужа тут тоже нужна, потому что, для того, чтобы ребенок избежал негативных эмоций, вам придется познакомить мальчика с «папиной тетей» так, чтобы он был настроен к ней положительно. Нужно самой смириться с ситуацией, что муж теперь строит свою жизнь с другой женщиной, это уже факт. И не надеяться в тайне, что ради ребенка он вернется к тебе (потому что такая надежа у тебя, судя по всему, имеется). Лучше ради ребенка наладить нормальные отношения с мужем и его «женой», познакомить ребенка с нею, показать, где теперь живет папа, объяснить мальчику, что если ему захочется, он сможет приезжать к папе в гости. То есть, ради ребенка наступить на горло своему самолюбию и подружиться с соперницей. Если она нормальная женщина, она поймет и пойдет навстречу в этом. Важно, чтобы ребенок понял, что папа не пропадает никуда, у папы есть дом, и туда можно тоже поехать в гости, и т.д. На мой взгляд, это единственный способ минимизировать стресс для ребенка. Все остальное, и особенно умалчивание, могут принести куда больший вред. Ложь имеет свойство раскрываться, а дети тяжело переживают, когда выясняют, что мама и папа им врали в таких важных вопросах.

  • Сергей

    На мой взгляд, объяснить ребенку, что происходит - нужно. Хотя бы потому, что пока он пребывает в неизвестности, испытывает постоянный стресс. Кроме того, поскольку живем мы среди людей и многие из них очень «добрые», всегда найдется кто-то, кто сообщит малышу информацию так, что лучше рассказать все самой. Возможно, будет лучше, если с ребенком поговорите вы оба с мужем, а не ты одна. Только сделать это нужно так, чтобы не возникло ощущения катастрофы. Покажите ему, что нормально относитесь друг к другу, что любите его, что все, в общем-то, нормально, и что от того, что жить вы будете в разных квартирах, отношение к нему ни у кого не поменяется, даже наоборот. Вообще, лучше, конечно, еще раз поговорить с детским психологом, сгенерировать линию поведения, решить, как донести информацию наименее болезненно, но объяснить все сыну обязательно. Иначе он получит куда больший стресс, узнав все от приятелей, которые в выражениях стесняться не будут, или от слишком участливых взрослых, или от тех и других разом. Так что лучше поведите себя по взрослому и объясните все ребенку сами.

Постоянная нехватка времени на себя провоцирует стресс, и если взрослые ещё худо-бедно справляются с такими ситуациями, то детям порой приходится очень несладко. Но расстраиваться не стоит - родителям вполне по силам научить малышей справляться со стрессом. Разбираемся, с чего начать.

Способ 1: Научите ребёнка различать и называть свои чувства

Малыш должен осознавать, что он испытывает в данный момент. Страх, обиду, боль, злость или что-то другое. Это помогает снизить накал эмоций и снять ощущение паники. Учите своего кроху и учитесь этому сами. С непривычки это не так-то просто.

Способ 2: Развивайте умение выражать чувства

То есть если злишься, нужно сказать об этом: можно потопать ногами или сжать кулаки. А если обидно - можно заплакать. Когда страшно, совсем не стыдно спрятаться за маму, взять её за руку.

Способ 3: Переключайте внимание на что-то приятное

Если стрессовая ситуация затянулась - найдите то, что может отвлечь ребёнка. Это может быть игра, прогулка по лесу, катание на аттракционах, какая-то сладость, пение песенок. Вместе с крохой поищите такие отвлекающие моменты и активно используйте их, когда нужно переключиться.

Способ 4: Научите малыша просить о помощи

Если ребёнок не справляется сам со стрессовой ситуацией, очень важно, чтобы он умел попросить кого-либо о помощи. Так, если малыш потерялся в торговом центре - он может попросить кого-то из взрослых помочь, а если навалилось много заданий в школе - пора подключать родителей. Когда очень страшно идти к врачу - просьба пойти вместе с ним позволит ребёнку чувствовать поддержку и поможет справиться со стрессом.


Способ 5: Учите ребёнка «не зависать» в эмоциях

Пусть лучше ваше чадо направит энергию на действие. Как только возникла стрессовая ситуация, помогите ребёнку осознать и выразить свои чувства. А потом вместе с ним ищите пути выхода из этой ситуации. Спросите малыша: «Что нам нужно сделать, чтобы эта ситуация не была такой тяжёлой?». Затем выделите несколько шагов и начинайте их воплощать.

Способ 6: Расставляйте приоритеты

Если стрессовая ситуация затянулась и усугубляется всё новыми и новыми сложностями, самое время научить ребёнка расставлять приоритеты. К примеру, если у него много заданий в школе, плюс в расписании ещё стоят кружки и секции, на которые наложилась ссора с лучшим другом, да ещё он обещал поехать к бабушке на выходные - стресс будет нарастать как снежный ком. Учите ребёнка говорить: «Стоп!». А дальше - расставлять задачи по степени важности выполнения и неотложности. Потому что успеть сразу всё невозможно, и этот навык неоднократно пригодится вашему чаду во взрослой жизни.


Способ 7: Проиграйте стрессовые ситуации заранее

Если вы знаете, что ребёнку предстоит столкнуться со стрессом — например, при походе к зубному или при поступлении в садик, школу - хорошо бы «пережить» такие моменты заранее. Вместе с малышом придумайте игру, в которой будет такая ситуация: экспериментируйте с вариантами поведения, проговаривайте чувства, которые испытывают герои игры, спросите ребёнка, как можно помочь героям справиться с такой ситуацией. Все это сделает сложную ситуацию не такой пугающей, так как в игре кроха уже получает навык преодоления стресса в таких моментах.

Не случайно сейчас лишь 10% детей заканчивают школу здоровыми. Но не стоит всё списывать на школу и требовательных учителей. Помочь своим детям не угробить здоровье за партой могут сами родители. Как - рассказали медики, собравшиеся на «круглом столе» в «АиФ».

Берегитесь инфекций

Противостоять сезонным инфекциям в условиях скученных детских коллективов, где зараза распространяется очень быстро, сложно. По словам профессора Ольги Шамшевой, зав. кафедрой инфекционных болезней у детей московского факультета РГМУ , лучшая защита от них - это прививки.

Повышает сопротивляемость детского организма болезням и правильное питание.

К сожалению, конкретный рецепт, что же надо или не надо есть осенью, чтобы не болеть и хорошо учиться, дать трудно, - говорит академик РАМН Игорь Конь, руководитель отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН . - Питание всегда должно быть разнообразным. Однако осень - пора сбора урожая, используйте это время, чтобы предлагать детям больше свежих овощей, фруктов.

Поддержите зрение

Неутешительные цифры статистики привела Наиля Миндубаева, руководитель медицинского отдела компании «Эвалар» :

Почти у 40% школьников выявляется близорукость. Причина очевидна - дети часами просиживают перед компьютером. Важно дозировать общение с умной машиной и включать в рацион ребёнка витамины, укрепляющие зрение. Специально для маленьких гениев существуют комплексы для глаз, например, наша «Черника-Форте», которую можно принимать детям уже с 3 лет.

Здоровый иммунитет

Чтобы первоклашка не превратился со временем в бледное худое создание с воспалёнными от перенапряжения глазами и не проходящими ОРВИ, помогите ребёнку вовремя снять повышенное психоэмоциональное напряжение.

Во время стресса, в организме, и, прежде всего, в клетках головного мозга, возникает дефицит глицина: появляются раздражительность, бессонница, снижаются память и умственная работоспособность. Восстановить его запасы, снять стресс и многие проблемы, которые он за забой тащит, можно с помощью одноимённого препарата «Глицин», - объясняет Ирина Комиссарова, директор МНПК «БИОТИКИ», д. м. н . - В любом случае, заботливые родители должны помнить, что, прежде чем давать ребенку препараты (даже те, которые отпускаются без рецепта врача), надо проконсультироваться с педиатром или неврологом и выяснить, какие дозы лекарства рекомендуются именно вашему чаду.

Ирина Комисарова также дополнительно ответила на самые часто задаваемые вопросы.

Ирина Алексеевна, есть ли какие-то признаки, по которым родители могут определить, испытывает ли их ребенок стресс? Или его нежелание идти в школу и делать уроки - не больше, чем обычный каприз?

Часто ребенок начинает снимать внутреннее напряжение, пытаясь вести себя вопреки родительским запретам и наставлениям. Если вы стали замечать, что у вашего ребенка появились резкие перепады настроения, он стал плохо спать, ни с того ни с сего начал проявлять агрессию, скандалить, скорее всего, он находится в состоянии стресса. И здесь очень важно не упустить момент и помочь ему справиться с напряжением, ведь стресс может перейти в депрессивные расстройства, справиться с которыми без помощи специалистов невозможно.

- И что же делать, если ребенок испытывает стресс?

Самый простой и безопасный выход - начать давать ему «Глицин». Не пугайтесь, это не транквилизатор и не седативное средство. Аминоуксусная кислота глицин относится к так называемым метаболитам - веществам, которые вырабатываются каждой клеткой организма и активно участвуют в обмене веществ. Больше всего глицина в клетках головного мозга. Он защищает и укрепляет клетки. Если человек попадает в стрессовую ситуацию, собственного глицина может просто не хватить. Препарат «Глицин» помогает восстановить этот баланс. «Глицин» рекомендуется давать и подросткам, и детям, даже грудным. Результат вы заметите быстро. Буквально в считанные минуты ребенок успокоится. Одновременно, что важно, «Глицин» заостряет внимание, улучшает память. Так что, если вашему малышу предстоит контрольная или экзамен, минут за 20 до этого дайте ему «Глицин». Ребенок будет меньше волноваться и лучше справится с заданием. Кстати, «Глицин» - семейный препарат. Многие родители, сами того не замечая, выплескивают свое раздражение на детях. А это причиняет ребенку дополнительный стресс. «Глицин» поможет вам справиться эмоциональными вспышками.

Но все же, самые неуравновешенные существа - подростки. Гормональная перестройка, попытки заработать авторитет у сверстников, конфликты с родителями, все это делает их особенно уязвимыми.

В этом случае хорошо работает тандем: сначала рекомендуется таблетка «Глицина», а через 10-15 мин - «Биотредина». Первый - успокоит и снимет стресс, а второй - поможет подростку эмоционально раскрыться, стать менее «колючим», снять закомплексованность, наладить отношения со старшими. Кстати, это может стать профилактикой подросткового алкоголизма и наркомании. Если ребенку комфортно в эмоциональном плане, если у него хорошие отношения с друзьями, ему просто не нужно снимать напряжение при помощи бутылки пива или «травки».

- А как правильно принимать эти препараты?

Лучше, конечно, провести курс, как об этом сказано в инструкции. Однако можно принимать препараты, как говорится, по потребности. Просто внимательно присмотритесь к своему ребенку. Если ему тяжело высидеть целый день в школе, дайте ему «Глицин» утром. Если он плохо засыпает - вечером. Школьник постарше может принимать «Глицин» и самостоятельно. Положите препарат на видном месте, и пусть ребенок сам решает, когда ему необходимо снять напряжение и повысить работоспособность. Не беспокойтесь, передозировки быть не может: «лишний» глицин просто уйдет на укрепление клеточных мембран.

Первые неизбежные стрессы у ребенка связаны с расставанием с близкими (особенно их смертью), посещением стоматолога или предстоящей болезненной манипуляцией (операцией). Отношение ребенка к предстоящему неприятному событию связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым.

В случае предстоящей болезненной манипуляции необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно.

И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни.

Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но нервным детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно. Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование лекарств траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте о проведении «Благотворительной врачебной акции для кандидатов в депутаты Верховной Рады по определению их умственного развития». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Как помочь переносить более сложные виды стресса в школьном возрасте .

Некоторые женщины, когда "перегреваются" от раздражения или внутренних переживаний, все бросают и начинаю печь пироги, затевают уборку или стирку. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями. Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости. А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались.

Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях? Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт."Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурез, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы же основные источники излишнего стресса у школьника? Прежде всего, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. Но перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается. Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у ребенка есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком. И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху. Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию ". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие . Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут. В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь самым лучшим лекарством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь.

Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.