Строение языковой системы: синтагма и ассоциация.

См. важность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. значимость сущ. важность значительность … Словарь синонимов

ЗНАЧИМОСТЬ, значимости, мн. нет, ср. (неол. книжн.). Обладание значением. Социальная значимость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Признание понятия или суждения, его логическая «допустимость» или «допустимость» с точки зрения ценности; материальная истинность какой либо мысли, идеальная истинность какой либо идеи. Вещи «суть», события «происходят», а понятия, положения и… … Философская энциклопедия

значимость - — Тематики защита информации EN significance … Справочник технического переводчика

В Викисловаре есть статья «значимость» Значимость важность, значительность чего либо. Значимость наличие значения, смысла. Статистическая значимость в статистике: мера уверенности в неслучайности полученной величины. Значимость… … Википедия

значимость - высокая значимость глубокая значимость … Словарь русской идиоматики

Значимость - 1. степень важности значения для понимания, разъяснения чего либо, например, значимость симптома для диагностики, прогноза, понимания причины расстройства; 2. значимость слова число ассоциаций, порождаемое им за одну минуту … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

значимость - значимый, значимость (неправильно значимый, значимость) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

значимость - Совокупность семантических дифференциальных признаков, выявленных при сравнении друг с другом слов, принадлежащих одной и той же лексико семантической группе или синонимическому ряду. Например, слову пастух (рус.) соответствует в болгарском ряд… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ЗНАЧИМОСТЬ - Измерение, разработанное в попытках получить объективную характеристику того, насколько значимо определеннее слово. Она представляется как среднее число ассоциаций, вызываемых этим словом в одну минуту. Не удивительно, что значимость высоко… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Космически-онтологическая значимость вашей любви. Тренинг , Людмила Болотова. Если Вы хотите понять свою любовь, её великую значимость в современный непростой момент времени и готовы для этого на некоторое время выйти за пределы своих пятичувств, чтобы сверить свой… электронная книга
  • Опыт китайских экономических реформ и их теоретическая значимость , Чжан Юй. Книга Чжан Юя, доктора экономических наук и профессора Китайского народного университета, посвящена одной из самых быстрорастущих экономик мира - китайской. Авторрассказывает о практическом…

Прежде чем начать деловое общение с каким-либо человеком, мы стремимся собрать информацию о том, что он из себя представляет: каковы его социальный статус, значительность, престиж.

Другими словами, какова его значимость.

Договоримся понимать под значимостью авторитетность, важность, социальный статус, значительность, значение, престиж, существенность, ценность и т.д.

В интернете принято делить значимость на объективную и субъективную. При этом под объективной значимостью понимают оценку человека по его имиджу, интеллекту, мировоззрению, по его навыкам и привычкам, а под субъективной значимостью — ценность, важность, значение человека для вас, в зависимости от его положения в вашем поле. То есть, сначала вы можете сделать оценку объективной значимости человека, а затем, учитывая его значение в вашем поле, - субъективную.

Такое деление, на мой взгляд, не является корректным, поскольку, по определению:

Способ оценки значимости человека в разных социумах — различен, поскольку различны оценочные критерии.

К примеру, есть этнические народы, где мужчину оценивают по его умению добывать материальные ценности. Спёр, притаранил домой – значит, — молодец, орёл! Моральный аспект способа добычи ценностей значения не имеет. Для цивилизованных народов - это не приемлемо.

Значимость может измениться, когда объект оценивания оказывается на другой территории.

У меня есть знакомый, Иваныч, пожилой мужик, который круглый год живёт в домике на озере, где чудесная рыбалка. Лет уж как десять, к нему «прибился» некий директор холдинга, «зелёный» миллионер (значимость которого, на той территории, где он живёт и работает, чрезвычайно высока). Он довольно часто приезжает к Иванычу, прогоняет охрану; они рыбачат, варят уху на костре, выпивают. Им нравится общаться. Думаю, и тот и другой считают друг друга друзьями. Интересно то, что на той территории, где они общаются, значимость Иваныча - выше. На рыбалке, случается, Иваныч даже покрикивает на миллионера.

Человеку свойственно постоянно мониторить собственную значимость посредством . Мы оцениваем себя и делаем социальные выводы. Например, нам психологически сложно набиваться в друзья человеку, значимость которого гораздо выше, чем у нас. Если же тот первым делает шаг к установлению отношений, мы бываем рады и охотно идём навстречу.

Если нам в друзья пытается навязаться человек, значимость которого гораздо ниже нашей, мы, как правило, стараемся этого избежать.

Человек может менять свою значимость, чем, впрочем, он всю жизнь и занимается. Если мы сумели существенно увеличить свою значимость, те, кто раньше был равнодушен к нам, начинают искать возможности общения с нами. Или даже не решатся напомнить о себе.

Приведу пример того, когда значимость великого человека, даже в рамках одного социума, может быть ну очень неоднозначной.

Мнения людей о значимости вождя и его роли в Великой Отечественной войне порой просто диаметрально противоположны.

Одни считают, что он игнорировал предупреждения внешней разведки о готовности Германии к нападению на СССР, уничтожил к началу войны высший командный состав и запретил реагировать на провокационные действия потенциального противника, — всё это привело к таким колоссальным потерям в первые месяцы войны, что страна с огромным трудом смогла их компенсировать.

Истина, скорее всего, находится где-то посередине. Великих людей нужно оценивать с большого временного расстояния, потому, что подлинную картину событий суждено будет узнать только нашим потомкам, когда уйдут в мир иной дети, внуки и правнуки участников эпохальных событий, когда улягутся страсти, исчезнут эмоции, пропадёт заинтересованность очень значимых людей, и историки перестанут сочинять “заказуху” и будут допущены в секретные архивы.

Время тушит страсти и лишает смысла интересы.

Петр Алексеевич Романов

Если взять, к примеру, Петра Алексеевича Романова, — оценки его значимости, и оценки его роли на процесс развития и становления России у всех людей практически одинаково позитивны и имеют статус великих. И это даже не смотря на то, что и голов Петр Алексеевич порубил немало, и Санкт-Петербург на костях построил. Да и с народом он не особо церемонился. Но время прошло, страсти улеглись, результаты - остались.

См. важность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. значимость сущ. важность значительность … Словарь синонимов

Признание понятия или суждения, его логическая «допустимость» или «допустимость» с точки зрения ценности; материальная истинность какой либо мысли, идеальная истинность какой либо идеи. Вещи «суть», события «происходят», а понятия, положения и… … Философская энциклопедия

ЗНАЧИМОСТЬ, и, жен. (книжн.). То же, что значение (во 2 знач.). Социальная з. воспитания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

значимость - — Тематики защита информации EN significance … Справочник технического переводчика

В Викисловаре есть статья «значимость» Значимость важность, значительность чего либо. Значимость наличие значения, смысла. Статистическая значимость в статистике: мера уверенности в неслучайности полученной величины. Значимость… … Википедия

значимость - высокая значимость глубокая значимость … Словарь русской идиоматики

Значимость - 1. степень важности значения для понимания, разъяснения чего либо, например, значимость симптома для диагностики, прогноза, понимания причины расстройства; 2. значимость слова число ассоциаций, порождаемое им за одну минуту … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

значимость - значимый, значимость (неправильно значимый, значимость) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

значимость - Совокупность семантических дифференциальных признаков, выявленных при сравнении друг с другом слов, принадлежащих одной и той же лексико семантической группе или синонимическому ряду. Например, слову пастух (рус.) соответствует в болгарском ряд… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ЗНАЧИМОСТЬ - Измерение, разработанное в попытках получить объективную характеристику того, насколько значимо определеннее слово. Она представляется как среднее число ассоциаций, вызываемых этим словом в одну минуту. Не удивительно, что значимость высоко… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Космически-онтологическая значимость вашей любви. Тренинг , Людмила Болотова. Если Вы хотите понять свою любовь, её великую значимость в современный непростой момент времени и готовы для этого на некоторое время выйти за пределы своих пятичувств, чтобы сверить свой… электронная книга
  • Опыт китайских экономических реформ и их теоретическая значимость , Чжан Юй. Книга Чжан Юя, доктора экономических наук и профессора Китайского народного университета, посвящена одной из самых быстрорастущих экономик мира - китайской. Авторрассказывает о практическом…

Значение и значимость

Рассмотрение знака как простого соединения звука с понятием является серьезным упрощением. Ведь знак существует не сам по себе, а входит определенным образом в сложную систему, поэтому понять его можно, только рассматривая в составе этой системы.

Всякий знак может быть определен двояким образом, поскольку помимо значения он обладает также и значимостью.

Если бы не различие значения и значимости, то каждому слову одного языка можно было бы поставить в соответствие слово другого языка. Тогда перевод с одного языка на другой был бы точным, ясным и однозначным. Но всякий, кому случалось заниматься переводами, мог убедиться в том, что это далеко не так. Бывают, конечно, ситуации, когда, заглядывая в словарь, мы видим там только один- единственный эквивалент нужного слова. Однако гораздо чаще мы видим целый набор таких эквивалентов. И тогда для того, чтобы выбрать нужный вариант, мы обращаемся к контексту. Такое обращение и есть поиск нужной значимости слова. Можно сказать, что значение – это словарный смысл слова, а значимость – его контекстуальный смысл.

Будучи включенным в языковую систему, слово обретает, помимо значения, еще и значимость. Так, например, французское слово mouton (баран) по значению совпадает с английским sheep (баран), но не совпадает с ним по значимости, хотя бы в том отношении, что французское mouton означает и баранину, а от английского sheep такое производное не образуется. Англичанин скажет в этом случае mouton. Или, например, первое словарное значение русского предлога на – располагаться сверху, но как тогда иностранец может понять фразу: "Давай посидим на солнышке"?!

Строение языковой системы: синтагма и ассоциация

Различия и отношения между членами языковой системы формируются одновременно в двух сферах, в каждой из которых образуется свой ряд значимостей. Обе эти сферы равно необходимым для жизни языка и соответствуют двум формам нашей умственной деятельности.

† Синтагма (греч. syntagma, букв. – нечто соединенное). Слова в речи, соединяясь друг с другом, входят в отношения, образующие цепочку знаков. Эта цепочка является линейной, поскольку наш речевой аппарат воспроизводит звуки друг за другом, а не одновременно. Сочетания, образуемые звуковыми элементами, выстроенными в один ряд, называют синтагмами. Член синтагмы получает значимость благодаря месту, занимаемому им в этой цепочке, между предыдущим и последующим знаками. Например: "Один за всех и все за одного!"

† Ассоциация (лат. associatio – соединение). Вне процесса речи слова, имеющие между собой что-то общее (звучание, смысл, конструкцию и т.п.), объединяются в нашей памяти, образуя более или менее обширные группы. Это отношения совершенно иного рода, чем синтагмы. Они принадлежат уже не к речи, а к языку и не являются линейными, поскольку не опираются на протяженность. Такие группы называют ассоциациями. Они могут образовывать уже не линейные, а "ветвящиеся" системы, поскольку переход от одной ассоциации к другой может осуществляться благодаря сближению по самым разным признакам: смысловому, звуковому, структурному и т.д.

Например, "учеба" → "повторение" → "копирование" → "репродукция" → "продукция" → "товар" → "повар" → "кулинар" → "бульвар" → "боливар".

Представляется, что между первым и последним членами этого ряда вообще нет ничего общего, но каждые два смежных члена по какому-то из признаков сходны.

Образующая язык совокупность звуковых и смысловых различий является результатом двоякого рода сближений: ассоциативных и синтагматических. Именно эта совокупность отношений и составляет язык. Синтагматические группы связаны с ассоциативной взаимозависимостью, в результате линейно развертывающаяся (синтагматическая) речь в любой точке готова "взорваться" россыпью ассоциаций по самым различным основаниям: смысловым, структурным, звуковым, ритмическим и т.п. Наша память хранит все более или менее сложные типы синтагм. Когда нужно их использовать, мы прибегаем к ассоциативным группам, чтобы обеспечить выбор нужного сочетания.

Когда мы говорим на родном языке, мы не занимаемся подбором слова, означающего мелькнувшую мысль, а приводим в действие "спусковой механизм" речи, включающий в работу сразу и речевые, и мыслительные органы. Мы буквально помещаем мысль "на кончике языка" и порой, начиная говорить, сами не знаем, куда приведет нас ветвящаяся цепь свободных ассоциаций. В этом смысле язык подвластен мышлению говорящего не в большей степени, чем его мышление подвластно языку. Здесь уместна аналогия с литературным персонажем, порой "выходящим" из воли автора и начинающим жить по логике ситуации.

  • 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
  • 2) Пять ступеней сущности предмета.
  • 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
  • 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
  • 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
  • 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
  • 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
  • 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
  • 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
  • 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
  • 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
  • 11. Язык и "картина мира".
  • 12. Социальная дифференциация языков.
  • 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
  • 14. Основные теории происхождения языка.
  • 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
  • 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
  • Термины родства Местоимения
  • Суффиксы Приставки
  • 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
  • 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
  • 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
  • 20. Перспективы языкового развития человечества.
  • 21. Языковые контакты. Билингвизм.
  • 22. Язык как системно-структурное образование.
  • 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
  • 24. Лексические и грамматические значения.
  • 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
  • 26. Понятие об элементах и единицах языка.
  • 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
  • 28. Функции элементов и единиц языка.
  • 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
  • 30. Язык и мышление.
  • 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
  • 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
  • 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
  • 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
  • 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
  • 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
  • 37. Значение письма и письменности в истории общества.
  • 38. Соотношение письменного и звукового языка.
  • 39. Пиктография.
  • 40. Идеография.
  • 41. Алфавитное письмо.
  • 42. Теория письма. Графика и орфография.
  • 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
  • 44. История письма.
  • 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).

    Если наши представления и отработанные сознанием понятия являются «копиями», «слепками», «образами» действительных вещей и процессов природы, то это не относится к словам языка и к языку в целом.

    Прямое «отражение» вещей может быть только в звукоподражаниях (ку-ку, хрю-хрю и т. п.), да и то внутренние фонетические законы могут препятствовать более точному воспроизведению звуков природы звуками речи. Поэтому одни и те же звуки природы как звукоподражания различны в разных языках. Обычные же, незвукоподражательные слова своим материальным составом ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами и явлениями. Действительно, что общего между звуковыми комплексами дом, нос, брат, кот и т. п. и соответствующими вещами и явлениями? Совершенно ясно, что эти звуковые комплексы не «отражают» действительности, как ее отражают представления и понятия.

    Почему же мы все-таки знаем и узнаем, что дом – это «дом», а кот – это «кот» и т. д.?

    Ответ на это мы находим в теории знака. Что же надо понимать под термином знак? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам:

    1) Знак должен быть материальным, т.е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

    2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы.

    5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

    Это можно пояснить такими примерами. Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности – одинаково важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «то же а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы, различаясь с о, у и т.п., различать стал от стол, стул и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, а, А, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь именно в том, что знак – это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать.

    Перенесение знака в другую систему может изменять его место в системе и его функцию, так, р в русском алфавите – знак для фонемы [р], а в латинском р – знак для фонемы [п]; как «вещи» – это то же самое, но как знаки они разные.

    Возможность знаков выполнять свою различительную функцию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством какой-нибудь частной, отдельной диакритики. Диакритика – от греческого diakritikos «различительный»; здесь: диакритика – различительный значок. Это тоже легче всего показать на буквах. Так, о и х различаются в целом, не имея ничего общего, наоборот, ш и щ имеют все общее, кроме одной диакритики – «хвостик» у щ; такие буквы, как А и Н, построены из тех же трех линий, из которых две – вертикальные и одна – горизонтальная, но у Н вертикальные линии параллельны, а у А они сходятся под острым углом. Аналогичные соотношения имеются и у фонем.

    Что такое значение и что такое значимость? Можно разобрать этот вопрос на примере слова. Значение слова – это отношение слова к обозначаемому им предмету или явлению, т.е. отношение факта языка к внеязыковому факту (вещь, явление, понятие), значимость же – это собственное, языковое свойство слова, полученное словом потому, что слово – это член лексической системы языка.

    Значимость таких слов, как 1) есть, 2) лицо, 3) кричать определяется их соотношениями:

    1) для есть: вкушать, кушать, жрать, лопать, трескать, шамать;

    2) для лицо: лик, физиономия, морда, харя, мурло, рыло, рожа, образина, ряшка;

    3) для кричать: гласить, вопить, орать, реветь.

    Значимость слова определяется так же, как и значимость других единиц языка (фонем, морфем...), – по соотнесённости в одном ряду.

    Ряд для определения значимости слова называется лексическое поле. Лексическое поле – это не область однородных предметов действительности и не область однородных понятий, а сектор лексики, объединенный отношениями параллелизма (синонимы), контраста (антонимы) и сопутствования (метонимические и синекдохические связи слов), а главное, различного рода противопоставлениями. Только в пределах лексического поля слово может получить свою значимость, так же как и фонема – в своем. Ни в коем случае не следует смешивать понятие контекста и поля . Контекст – это область употребления слова, речи, а поле – сфера его существования в системе языка и поля. Контекст – это область употребления слова, речи, а поле – сфера его существования в системе языка.