Война противное человеческому разуму событие. Война и мир причины войны

He может быть, чтобы со временем
человеческое общество не поняло всю
бессмысленность и жестокость войн.
А.С. Пушкин

Неприятие автором «Войны и мира» привычной в литературе и искусстве эстетизации военных действий отмечалось многими. Как известно, война для Л.Н. Толстого - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эта центральная идея «Войны и мира» в XIX веке вызывала возражения. Военные историки говорили, что мир в истории человеческого общества составляет скорее исключение.

Однако понимание Толстым войны - подлинно историческое. В его понимании нормой человеческого бытия является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму. Ho последним, но мысли автора «Войны и мира», противостоят социальные установления, приводящие к разъединению людей или их объединению в ненормальные, неестественные сообщества, в которых внешнее, показное подавляет внутреннее, существенное. Общество, допускающее войну, недостаточно человечно - к этой мысли подводит нас автор романа-эпопеи.

Правда, Толстой не отрицает стройной красоты воинского механизма. Без всякого осуждения говорит он о том, как солдаты после тридцативерстного перехода всю ночь готовились к смотру под Браунау, так что «к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, представлял стройную массу двух тысяч людей, из которых каждый знал свое место, свое дело, из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были па своем месте и блестели чистотой». Свое воздействие воинская эстетика оказывает и на Андрея Болконского, который накануне Аустерлицкого сражения «не мог равнодушно смотреть на знамена проходящих батальонов». Я думаю, что в этих своих мотивах «Война и мир» развивает традиции пушкинских поэм «Полтава» и «Медный всадник».

Ho главным образом показана в «Войне и мире» оборотная сторона, мрачная изнанка такого рода красоты военных действий. Так, Пьер, привлеченный «красотой зрелища» на батарею Раевского, сталкивается с войной во всем ее ужасе и безобразии. Ростову, ставшему свидетелем блестящей атаки кавалергардов под Аустерлицем, «страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров... после атаки осталось только осьмнадцать человек». А князь Андрей, избавившись от иллюзий, называет войну убийством и обманом. Особенно потрясают ужасы войны, когда знакомишься с завершающим эпизодом Бородинского сражения: дождь, который стал накрапывать на убитых и раненых, испуганных и изнуренных людей, как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

Мне думается, что изображение Толстым войны в ее ужасах и суровой прозаичности предварено лермонтовским стихотворением «Валерик», где создан образ войны как извечного, бессмысленного убийства людей друг другом.

Отнюдь не эстетизируя изображаемые военные действия, Толстой вместе с тем не выдвигает на первый план безобразное, страшное и очевидно абсурдное в войне. Нет, безобразие и преступность войны поворачиваются в «Войне и мире» опять-таки не внешней стороной: значим сам факт смерти лучших людей (Андрея Болконского, Пети Ростова, безобидного Платона Каратаева), важно воздействие войны на умы и психологию, важно то, что гибнут жизненные ценности. Так, в «Войне и мире» показан пожар Москвы в целом, а не то, как горело какое-либо здание; не привлекают внимания автора и конкретные причины пожаров.

Убийство человека человеком в романе-эпопее Толстого по показано ни в одной батальной сцене, не связано ни с одним персонажем. Насильственное умерщвление на войне у Толстого безлико, как бы стихийно, отвлечено от всего непосредственно человеческого. Зримых сцен убийства в книге только две - убийство Верещагина и расстрел пленных в Москве, но это не батальные сцены: изображение не войны как таковой, а наиболее преступных сопровождающих ее моментов. Исполнители казни показаны лаконично: «Молодой солдат с мертво-бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер-офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту». Этого достаточно, чтобы казнь предстала во всей ее бесчеловечности.

Война в изображении Толстого - это прежде всего жестокое поругание человечности, но время военных действий, по мысли автора, не прекращает «живой жизни», однако продолжается она в непомерно трудных и противоестественных условиях.

В отдельных эпизодах «Войны и мира» люди показаны испытывающими острые мучения, духовные и физические, действующими как бы на пределе возможного. Порой персонажи представлены в состоянии экстаза, истерики - и притом ведущими себя патетически. Так, добродушно и громко, а вместе с тем полуистерически хохочет пленный Пьер, выйдя ночью из барака и вслух думая о тщетности попыток держать в плену его «бессмертную душу». В состоянии экстаза зажигает купец Ферапонтов свой дом, чтобы тот не достался французам. Ho это немногие моменты жизни военного времени, как она подана в «Войне и мире».

Поэтизируемая Толстым народная война не сопряжена с какой-либо особой, специфической именно для нее эстетикой поведения. Достойные внимания и уважения герои романа в военной обстановке ведут себя столь же просто, столь же не причастны к демонстративной торжественности и импозантности, как и в мирное время. Таковы и Кутузов на Бородинском поле, и солдаты во всех изображенных Толстым сражениях, и Василий Денисов, и Тихон Щербатый в партизанском отряде. Действующие силы народной войны в глазах Толстого свободны от какой бы то ни было ритуальности и театральной эффектности. Нормой поведения человека на войне для автора является следование естественным законам жизни мирной - жизни как таковой. Здесь неизменно находится место и непреходящей человеческой доброте, и неотъемлемой заботе людей друг о друге, и радостному оживлению при вторжении в судьбу чего-то нового и неизведанного (будь то даже серьезная опасность), и шуткам, и веселому смеху.

He избавлены в «Войне и мире» от искуса величавости и импозантности, а также от иллюзии эстетической привлекательности военных сражений глазным образом те люди, которые психологически или практически причастны к силам агрессии. Так, профессиональный военный Наполеон, который способен любоваться полем сражения с изуродованными трупами, обнаруживает свою бесчеловечность также и тем, что сравнивает кровопролитное сражение при Бородине с шахматной партией: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра».

Таков именно военно-государственный ритуал, которому противопоставлена «дубина народной войны». Ритуал этот осуждается и применительно к русской военно-бюрократической верхушке. Как издевка воспринимается после всех ужасов и смертей помпезность встречи недавних врагов-императоров в Тильзите, награждение французским орденом солдата Лазарева (видимо, первого попавшегося).

В батальных сценах наиболее прямой объект критики Толстого - нападение, атака, ибо для него оправданна лишь оборонительная война. Так, нелепым, комичным выглядит атака с музыкой и барабанами на бегущее из России, разваливающееся войско Наполеона.

Внешне патетический ореол поведения в военных условиях предстает у Толстого как ошибочно приписанный народной Отечественной войне. Эта официальная версия абсолютно не соответствует тому, что было в действительности. В Бородинским сражении русские не атакуют, а защищаются. Решающее влияние на исход войны оказывает оставление Москвы армией и населением - действие, в буквальном смысле не героическое. Москвичи «уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы... Они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа».

Пo Толстому, люди, сделавшие войну средством самоутверждения, в той или иной мере театрализуют свое поведение, будь то французские маршалы (тщеславный Мюрат и сознательно создающий себе мрачную обстановку Даву), немецкие или русские генералы. В шенграбенском эпизоде описывается «турнир храбрости» между двумя полковыми командирами, стоявшими под пулями, чтобы перещеголять друг друга, и забывшими о своих обязанностях командиров.

Отмеченные выше особенности отношения Толстого к войне вполне отвечали его миропониманию, его понятиям добра, зла, человечности. Нить человечности - эту великую гуманистическую традицию русской литературы - Толстой унаследовал непосредственно от Пушкина, которого он называл своим «отцом».

Идут годы. И новые поколения читателей открывают в романе Толстого новые грани. Сохраняя полностью свое героико-патриотическое значение, в наши дни роман «Война и мир» воспринимается также и как великое антивоенное произведение, автор которого решительно осуждает агрессивные, захватнические войны и их зачинщиков.

Лев Толстой 1828 - 1910

Казна филолога

РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»

«Противная человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»

«Я не знаю ни одного, кто писал бы о войне лучше Толстого», - сказал Е. Хемингуэй.

Концепцию истории, проблему войны и мира рассмотрены Толстым в самом широком философском диапазоне. Мир и война отождествляются писателем с антитезой «жизнь и смерть». Красота жизни, полнота человеческих чувств, очарование радости бытия - мажорная нота, которая постоянно звучит в романе и каждый раз вступает в противоборство с тревожной, зловещей мелодией, что олицетворяет вражеское нашествие, разрушает гармонию жизни, посягает на священное право человека на мир и счастье.

Толстого как мыслителя всегда привлекала идея «вечного мира». Авторская мысль о возможности «вечного мира» чувствуется уже в первых главах произведения. Эта идея поразила Пьера Безухова в рассуждениях аббата Морио. «Вечный мир возможен...» - пока что неуверенно говорит Пьер Андрею Болконському на вечере в салоне Шерер. Теория мистического и неизбежного возникновения войн была глубоко чужда Толстому. Писатель убедительно разоблачает антигуманный характер войны как таковой. Вот авторское «предисловие» к событиям 1812 г.: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть осуществилась противостоящая человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Беспощадными есть слова Андрея Болконского, отрицание им тезисы о войне как азартную игру: «Война не любеВНОсть, а найгидкіша дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну».

Основу «Войны и мира», центральный «нерв» сюжета - военно - исторические события 1805, 1807, 1812 гг. В произведении описаны три главных военно-исторических эпизода, связанных с этими датами: бой под Шенграбеном, Аустерлицкая битва, Бородинское сражение. Эпизодам из истории, размышлением автора на исторические темы посвящено сто восемьдесят шесть из трехсот тридцати трех разделов книги. До романа-эпопеи входит более ста массовых и почти пятьдесят «солдатских» эпизодов. «Я старался писать историю народа...» - объяснял Толстой. «Война и мир» является не только гениальным воспроизведением картин русской истории, своеобраВНОй «воїнською повести» Нового времени, но и взволнованным рассказом об испытании человека, нации на моральную устойчивость, на жизнеспособность.

Связи, «сцепления» (характерное слово Толстого; его повторяет Пьер Безухов) частной и общественной жизни персонажей является важной особенностью романа-эпопеи. На дорогах истории пересекаются пути толстовских героев. Отечественная война 1812 г. определила знаменательные повороты в жизни Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой... Большие и малые исторические события в романе воспроизводятся через восприятие главных героев, проходящих через их души и сердца.

Подробности. Такой принцип изображения исторической действительности был важным достижением Толстого-художника. «Каждый исторический факт необходимо объяснять через человека», - записал Толстой в дневнике. Еще в ранних «Севастопольских рассказах» писатель отказался от изображения войны в псевдоромантичному духе как события «с музыкой и барабанным боем, с майоріючими знаменами и гарцюючими генералами» и показал лицо войны «в крови, в страданиях, в смерти». Поистине трагедійними есть картины гибели сотен людей в военных столкновениях, во время пожара в Смоленске, в Москве, страдания пленных, горе мирных жителей. Читательское чувство ненависти к войне усиливается и тем, что в войне погибает один из любимых героев Толстого - Андрей Болконский.

Кульминация всего произведения - Бородинский бой - определяющий момент в жизни народа и главных героев романа Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, всей ее семьи.

Толстой изобразил рост патриотического подъема перед Бородінською битвой и ту «теплоту патриотизма», которую чувствовал Пьер Безухов в каждом российском солдату перед боем. Моральное поражение предшествует политическому краху наполеоновской армии. Это обстоятельство рассказчик постоянно подчеркивает: «Нравственная сила французской атакующей армии была исчерпана... Французское нашествие, как разъяренный зверь, который был смертельно ранен в разгоне, чувствовала свою гибель... Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячной нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородіном была поднята рука сильнейшего духом противника».

Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного.

«Круг чтения»

Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли, а не памятью.

«Круг чтения»

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками.

«Круг чтения»

Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный - тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни.

«Круг чтения»

О вере

Истинная религия есть такое установленное человеком отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этою бесконечностью и руководит его поступками.

«Круг чтения»

Сущность всякой религии состоит только в ответе на во­прос, зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в осно­ве своей этого установления отношения человека к окружаю­щему его миру.

«Круг чтения»

Вера суть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

«Круг чтения»

Люди живы любовью; любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни.

«Круг чтения»

О цели жизни

Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной…

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли… И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением… Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…

Письмо А.А. Толстой. Апрель-май 1859

Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых, не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга.

«Исповедь». 1879

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

«Круг чтения»

Вообрази себе, что цель жизни - твое счастие, - и жизнь жестокая бессмыслица. Признай то, что говорит тебе и муд­рость людская, и твой разум, и твое сердце: что жизнь есть служение тому, кто послал тебя в мир, и жизнь становится постоянной радостью.

«Круг чтения»

Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь.

…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…

«О том, что называют искусством». 1896

О слове

Один человек крикнет в наполненном народом здании: "Горим!" - и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей.

Таков явный вред, производимый словом. Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова.

«Круг чтения»

О воспитании и образовании

Основа воспитания - установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства поведения.

«Круг чтения»

Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.

«Круг чтения»

Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

«О воспитании»

Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?

«О воспитании»

Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

«Азбука. Общие замечания для учителя»

…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя.

О человеке

Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою.

«Воскресение»

Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.

«Война и мир». Эпилог. 1863–1868

О войне

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

«Набег», 1853

«…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

«Война и мир», 1863–1868 гг.

«Ведь совершенно очевидно, что если мы будем продолжать жить так же, как теперь, руководясь как в частной жизни, так и в жизни отдельных государств одним желанием блага себе и своему государству, и будем, как теперь, обеспечивать это благо насилием, то, неизбежно увеличивая средства насилия друг против друга и государства против государства, мы, во-первых, будем всё больше и больше разоряться, перенося бо льшую часть своей производительности на вооружение; во-вторых, убивая в войнах друг против друга физически лучших людей, будем всё более и более вырождаться и нравственно падать и развращаться».

«Одумайтесь!» 1904.

«Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтоб она стала непоколебимым требованием честной совести».

Интервью французскому журналисту

Ж. А. Бурдону (газета «Фигаро»).

Мы собрались здесь для того, чтобы бороться против войны…надеемся победить эту огромную силу всех правительств, имеющих в своем распоряжении миллиарды денег и миллионы войск…в наших руках только одно, но зато могущественнейшее средство в мире – истина

Доклад, подготовленный для Конгресса мира в Стокгольме

Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть.

Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести.

О цивилизации

То, что называют цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это или дурно. Это есть, в нем – жизнь. Как рост дерева. Но сук или силы жизни, растущие в суку, неправы, вредны, если они поглощают всю силу роста. Это с нашей лжецивилизацией.

Об искусстве и творчестве

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и с страданием горит и жжет других. И в этом все дело.

Искусство – одно из средств различения доброго от злого, одно из средств узнавания хорошего.

Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я любил мысль семейную…

Главная цель искусства… та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека… Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям.

Ясная Поляна, Москва

Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его.

«Лето в деревне». 1858

…главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я … просил в память Николеньки закопать меня… И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

«Воспоминания». 1906

Помню, что мне досталось въезжать в Москву в коляске с отцом. Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву.

«Воспоминания». 1906

Какое великое зрелище представ­ляет Кремль! Иван Великий стоит как исполин посреди дру­гих соборов и церквей... Белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновых; у этих стен взошла заря освобождения России от наполеоновского ига, а за несколько столетий в этих же стенах положено было начало освобождения России от власти поляков во времена Самозванца; а какое прекрасное впечатление производит эта тихая река Москва! Она видела, как быв еще селом, никем не занимаемая, потом возвеличивалась. Сделавшись городом, видела ее все несчастия и славу и наконец, дождалась до ее величия. Теперь эта бывшая деревенька … сделалась величайшим и многолюднейшим городом Европы.

Ученическое сочинение. 1837

О природе

Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат. В нагроможденных облаках просвет, и там, как красный неправильный угол, солнце. Всё это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем.

Самая чистая радость, радость природы.

…друг - хорошо; но он умрет, он уйдет как-нибудь, не поспеешь как-нибудь за ним; а природа, на которой женился посредством купчей крепости или от которой родился по наследству, еще лучше. Своя собственная природа. И холодная она, и неразговорчивая, и важная, и требовательная, но зато это уж такой друг, которого не потеряешь до смерти, а и умрешь, всё в нее же уйдешь.

Теперь лето и прелестное лето, и я, как обыкновенно, ошалеваю от радости плотской жизни и забываю свою работу. Нынешний год долго я боролся, но красота мира победила меня. И я радуюсь жизнью и больше почти ничего не делаю.

Природа входит в человека и дыханием, и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя.

Дело жизни, назначение ее радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь - ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием… Будьте как дети – радуйтесь всегда.

Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и всё – главное, маханье берез прешпекта такое же, как было, когда я 60 лет тому назад в первый раз заметил и полюбил красоту эту.

…люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет...

«Казаки». 1863

Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

«Казаки». 1863

О любви, браке, семье

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

«Круг чтения»

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастия делает счастие.

«Круг чтения»

Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви.

«Анна Каренина»

Истинное и прочное соединение мужчины и женщины - только в духовном общении. Половое общение без духовного - источник страдания для обоих супругов.

«Круг чтения»

Кроме смерти, нет ни одного столь значительного, резкого, всё изменяющего и безвозвратного поступка, как брак.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе.

О писателях

Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться.

С. А. Толстая. Дневники. 1873 г.

Читал и Герцена «С того берега» и тоже восхищался. Следовало бы написать о нем, чтобы люди нашего времени понимали его. Наша интеллигенция так опустилась, что уже не в силах понять его. Он уже ожидает своих читателей впереди. И далеко над головами теперешней толпы передает свои мысли тем, которые будут в состоянии понять их.

Чехов был у нас, и он понравился мне. Он очень даровит, и сердце у него, должно быть, доброе, но до сих пор нет у него своей определенной точки зрения.

Очень много благодарен Вам за столь любопытное и прекрасное исследование о Сильвестре. Судя по нем, я догадываюсь, какие сокровища - подобных которым не имеет ни один народ - таятся в нашей древней литературе. И как верно чутье народа, тянущее его к древнерусскому и отталкивающее его от нового.

О молчании, многословии и злословье

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

«Путь жизни»

Говори только о том, что для тебя ясно, иначе молчи.

«На каждый день»

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не смолчал.

«Круг чтения»

Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное.

«Что такое искусство?»

Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.

«Круг чтения»

Часто молчание лучший из ответов.

«Путь жизни»

Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.

«Круг чтения»

И началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Л.Н. Толстой
Война - ужасное и чудовищное слово. Во все века и времена люди ненавидели ее. Она приносила с собой страдания и горе. Война, пришедшая на твою землю, затрагивает судьбу каждого ее жителя, на свой лад изменяет судьбы людей.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» войне и военным действиям отводится особая роль, но сама по себе война для писателя - «самое гадкое дело в жизни».
В своем сочинении мне хочется особо отметить народную войну 1812 года. Патриотизм русского народа в этой войне был всеобщим, захватывающим массы. Толстой писал: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозною и величественною силой». Величие Толстого заключается в том, что он прекрасно показал патриотизм русских людей, их ненависть к захватчикам, показал войну народную. Главным героем романа является исполинская фигура русского народа. Защищая свою родную землю от наполеоновских полчищ, русские солдаты проявляли необычайный героизм, стойкость и выдержку. Особенно ярко это проявилось в Бородинском сражении. Толстой показывает, как в борьбе с захватчиками рос и усиливался патриотизм, крепла воля к победе. Русские люди не хотели оставаться в местах, занятых французами, создавали партизанские отряды, уничтожали коммуникации врага. Партизаны Денисова и Долохова нападали на обозы французов, забирали в плен горе-завоевателей. Толстой рассказывает о дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побив- Шей сотни врагов.
А ведь Василиса могла воспитывать детей, сеять хлеб. Толстой подчеркивает противоестественность войны, он приводит мирные эпизоды из жизни русских людей: беззаботные балы, прогулки в каретах, природу, поражающую читателей своей красотой и чистотой. И слишком громко на фоне всей этой красоты гремят выстрелы, горят деревни, льется человеческая кровь.
Шенграбенское сражение. От успеха в нем зависело спасение армии Кутузова. Ясность и значительность цели рождали массовый героизм. Сам Багратион ведет полк в атаку и сметает французов. Шенграбен завершается картиной беспримерного подвига батареи Тушина. Подобно Тушину, другой офицер, капитан Тимохин, атакует фланг противника, дав тем самым продержаться расстроенным русским полкам. Тимохин - воплощение воинского долга. Это тот самый Тимохин, который перед сражением тихо беседовал с солдатами, смеялся, а в бою проявил такую жестокость, которой от него не могли ожидать в мирное время.
J1.H. Толстой отмечал патриотизм, мужество и стойкость лучших представителей дворянского класса. Такими предстают перед нами Андрей Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых. Толстой создал индивидуальные характеры героев, в некотором смысле резко противоположные друг другу. Пьер устремляется в область отвлеченного мышления. Андрей ищет дела практического. Но есть и общее в их характерах - это неустанное стремление к жизненной правде. И в этом смысле война для героев неприемлема. Очень важным, на мой взгляд, является момент прозрения Андрея. Испытывая тяжелые физические и нравственные страдания, находясь на пороге смерти, видя бесконечно высокие и чистые облака - символ высшего начала, - князь Андрей ощущает в своей душе веру в Бога, а с ней счастье и истинные критерии справедливости. Вчерашний кумир Наполеон теперь представляется ему ничтожеством.
Вот так рушатся идеалы, не выдерживая проверки на стойкость. Но такие нравственные чувства, как чистота, преданность Родине и народу, приводят героев романа к сближению с массами и борьбе за их независимость и свободу. Свобода народа и война - вещи несовместимые.
Действительно пророческими были и остались слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни».

Урок литературы в 10 классе «Вопросы, заданные человечеству войной»

(По роману Л.Н.Толстого « Война и мир » и произведениям русской литературы 19 и XX веков.) Анализ текста, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе (сочинение).

« Война – « противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие » .

Л.Н. Толстой.

« Я старался писать историю народа. Главный герой романа – народ; народ, брошенный в чуждую его интересам войну 1805-1807 г., народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединённый великой целью – очистить свою землю от нашествия » .

Л.Н.Толстой.

Цели урока:

1. Сформулировать отношение Л. Толстого к войне.

2. Рассмотреть, как раскрывается проблема войны и мира в творчестве писателей 2-ой половины XIX века и XX века.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки и умения учащихся при работе с текстом, развивать речь учащихся (анализ ключевых понятий, эпизодов, позиции автора, формулировка тем и проблем, оформление собственного речевого высказывания, доказательство собственного мнения примерами).

2. Воспитание в учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, критического отношения к войне, стремления к миру.

3. Развитие навыков работы индивидуально, в парах и группе.

Оборудование:

Электронная презентация, таблицы для выполнения заданий, текст романа «Война и мир», музыкальное сопровождение, выставка художественных книг о войне.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит музыка («Вставай, страна огромная..»)

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, наличия необходимых принадлежностей и материалов к уроку.

Приветствуют учителя.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята.

Мы завершаем изучение романа Л.Н.Толстого « Война и мир » . Последние уроки совпали с подготовкой к 70 – летию Победы нашего народа в ВОВ. Поэтому урок будет посвящён роману Толстого, дню Победы, а также поможет вам подготовиться к ЕГЭ, поэтому прошу вести записи в своих тетрадях.

Историческая справка «Участие Л. Толстого в войне»: слайд 2.

Настраивает учащихся на восприятие темы.

Слушают учителя.

Знакомство с темой, формулировка целей и задач урока.

Выполняя домашнее задание , с какими ключевыми словами вы работали? (война, мир, человек, народ). Посмотрите на тему урока: «Вопросы, заданные человечеству войной». Выделите ключевые слова (вопросы, война ). Главное ключевое слово?

( война ). Только ли Толстой раскрывает это понятие в своём творчестве?

Какие вопросы поставим перед собой на уроке, употребив слово «война»?

Задаёт вопросы, помогающие определить ключевые слова, цели урока.

Предлагает сформулировать ключевые вопросы по теме.

Отвечают на вопросы, определяют ключевые слова по теме, цели урока, записывают тему урока.

Формулируют вопросы:

1. Что такое война?

3. Как он раскрыл своё отношение к войне?

4. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

5. Что я думаю о войне?

6. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Работа с ключевыми понятиями, ассоциациями.

Какие ассоциации возникают в связи с понятиями «война», «мир»?

На что влияет война? Что она способна изменить?

Значит, почему Л. Толстой обратился к этой теме?

Своих героев писатель условно разделил на людей мира и людей войны. Какой художественный приём использован автором? (антитеза) Что такое антитеза? Приведите приём антитезы из романа Толстого.

Сгруппируйте этих героев. Свой выбор обоснуйте.

Прочитайте отрывки из романа, на их основе постройте определение. Ключевые слова подчеркните.

Вывод: война – это зло, преступление, но это и средство объединения людей, всего народа во имя великой цели. Она способна выявить в человеке как отрицательные, так и положительные качества. Война освободительная является оправданной, справедливой.

Проводит беседу с классом, приглашая учащихся к рассуждениям.

Даёт задание сгруппировать героев по принципу антитезы (люди мира – люди войны)

Записывают свои ассоциации:

Война – мир -

Конфликт счастье

Смерть жизнь

Несчастье любовь

Ненависть

Жестокость гармония

Война влияет на судьбу человека и страны, семью, счастье, любовь..

Люди должны задуматься о том , что война может уничтожить всё самое важное в жизни человека. Нужна ли война?

Люди мира – созидатели

Люди войны – разрушители

Повторяют литературоведческий термин (антитеза), анализируют текст,

строят собственное высказывание, делают выводы, определяют позицию автора.

Как писатель раскрыл своё отношение к войне? Анализ поведения героев на войне. Что чувствует человек на войне? Анализ средств выразительности.

Какие герои участвуют в войне? Почему?

(работа с таблицей 2, проверка д/з)

Какие герои не являются прямыми участниками войны, но, по мнению писателя, демонстрируют патриотизм?

Какие герои не участвуют в войне? Почему? Какие качества при этом проявляют? Какие проблемы поднимает автор? (проблему истинного и ложного патриотизма, проблему трусости, предательства, жестокости).

Проверка домашнего задания «Анализ поведения героев на войне. Позиция автора».

Формулировка проблем, поднятых

Л. Толстым в романе.

В чём заключается истинный и ложный патриотизм, героизм?

Проблема нравственного выбора на войне.

Проблема трусости, предательства.

Проблема человеческой жестокости.

Проблема разрушения (сохранения) человечности на войне.

Какова роль личности в истории?

Афонасьев

Бородин

Чернышова

Анищенко

Зуева, Лыкова

Гончаренко

Рассуждают, проводят анализ эпизодов.

Анализируют качества героев, формулируют проблемы, которые поднимает автор.

Что я думаю о войне, о проблемах, поднятых

Л. Толстым в романе? Насколько они актуальны сегодня? Поддерживаю ли я его точку зрения?

Какие примеры могу привести для доказательства собственного мнения? Обратимся к другим художественным произведениям и примерам из жизни.

Проводит беседу с классом, проверяет качество выполнения домашнего задания.

Ишбульдина

Полуяктов

Худякова

Анищенко

Колосов, Коробова

Быков

Крименчуцкий

Рассуждают об актуальности проблем, формулируют собственную точку зрения и доказывают её примерами из других художественных произведений, а также примерами из жизни (рассказ ученицы о своём дедушке, участнике ВОВ).

Выводы, заключение.

Роман Ю. Гроссмана « Жизнь и судьба » завершается пейзажной зарисовкой:

Глава 63

« Странной , удивительной в этот час была тишина.

В ней была память о поколении прошлогодней листвы, об отшумевших дождях, о свитых и покинутых гнездах, о детстве, о безрадостном труде муравьев, о вероломстве и разбое лис и коршунов, о мировой войне всех против всех, о злобе и добре, рожденных в одном сердце и вместе с этим сердцем умерших, о грозах и громе, от которого вздрагивали души зайцев и стволы сосен. < … >

Но в лесном холоде весна чувствовалась напряженней, чем на освещенной солнцем равнине. В этой лесной тишине была печаль большая, чем в тишине осени. В ее безъязыкой немоте слышался вопль об умерших и яростная радость жизни... »

В романе Л. Толстого «Война и мир» есть такие слова после описания Бородинской битвы (том 3, часть 2, глава 39):

«Над всем полем, прежде столь весело – красивым, с его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнурённых, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди, Перестаньте…Опомнитесь…Что вы делаете?

Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им ещё истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всё и побежать куда попало».

Как вы думаете, какими словами мы должны закончить наш урок после прочтения этих цитат?

Как вы понимаете смысл этих слов?

Зачем необходимо помнить о ней?

Среди всех вопросов, заданных человечеству войной, есть один главный : «Как сохранить мир?», в котором основное ключевое слово - «мир». Лев Толстой ответил на него так: надо научиться любить: любить людей, жизнь, семью, свою страну.

А как ответите на него вы?

Будем помнить о войне, чтобы она не повторилась, а думать будем о мире, который мы можем сохранить только совместными усилиями.

Прошу вас присоединиться к акции «Георгиевская ленточка» в знак памяти о великих годах и тех людях, которые подарили нам мир на долгие 70 лет!

Рассуждают над смыслом высказывания, выстраивают заключение к уроку, делают выводы.

Таблица №2

Патриотизм

Справедливость

Сражение под Аустерлицем

В чём заключается истинный патриотизм? Героизм?

Симпатизирует герою

М. Кутузов

Командующий русской армией

Патриотизм

Любовь к народу

Мудрость

Какова роль личности в истории?

Командир партизанского отряда

Петя Ростов

Участник партизанского движения

Героический романтизм

Проблема героизма

Николай Ростов

Проблема войны и мира

Проблема нравственного выбора

Пьер Безухов

Наблюдатель во время Бородинского сражения

Средства выразительности:

Антитеза

Внутренний монолог

Риторические вопросы

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие ».

« Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний » .

« Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну … Цель войны - убийство , орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют,

…»

Страх смерти и любовь к жизни, несовместимость понятий мира и войны.

Несовместимость войны и жизни Толстой показывает на примере описания состояния Николая Ростова накануне Шенграбенского сражения. (том 1, часть 2, глава 8)

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце... "Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, -- думал Ростов. -- Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни -- всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление.

И в этом фрагменте Толстой использует прием антитезы. « Страх смерти » и « любовь к солнцу и жизни » несовместимы. Но чувство страха, которое испытывает Николай Ростов, можно рассматривать как инстинкт самосохранения.

Желание жить, жить во что бы то ни стало испытывает Николай Ростов в первом бою (Том 1, часть 2, глава 19).

Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" -- Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, -- и убить!" … . Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине.

Чудовищную сущность войны Толстой передает через внутренний монолог Николая Ростова, ставшего свидетелем общения между императором Александром и Наполеоном после заключения Тильзитского мира (4 том):

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения … Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?

Николай Ростов не находит ответа. Это риторический вопрос, которым автор утверждает бессмысленность войны, бессмысленность жертв, бессмысленность страданий.

Чудовищными показались Наполеону последствия сражения.

Глава 38 второй части третьего тома:

« Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона.... Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы... Одно, чего он желал теперь,- отдыха, спокойствия и свободы... »

Пьер на Бородинском поле (3 том). Его мысли о происходящем.

Андрей Болконский , видящий вертящуюся гранату. (глава 36, 3 тома … .части)

"Неужели это смерть? -- думал князь Андрей, совершенно новым,завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. -- Я не могу, я не хочу умереть, я люблю

жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...

Война как неизбежность, как средство объединения людей во имя великой цели, народный характер войны.

Толстой охарактеризовал партизанское движение в 4 томе:

« Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети и Николая Ростова и Денисова …

Таблица №2

М. Кутузов

Денисов

Петя Ростов

Николай Ростов

Пьер Безухов

Таблица №2

М. Кутузов

Денисов

Петя Ростов

Николай Ростов

Пьер Безухов

Таблица №2

М. Кутузов

Денисов

Петя Ростов

Николай Ростов

Пьер Безухов

1. Что такое война?

6. Что я думаю о войне?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других

Таблица №1

В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года:

« Миллионы … , которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления » .

Андрей Болконский так говорит Пьеру в 3 томе романа:

« Война … …

перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны …»

Что такое война?

В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года:

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

« Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний , которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления » .

Андрей Болконский так говорит Пьеру в 3 томе романа:

« Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют,

перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны …»