Национальная политика александра 2 таблица. Национальная политика Александра II

Вопрос 1. Каковы были основная цель и направления внешней политики России в царствование Александра II?

Ответ. Главными целями были преодоление международной изоляции после Крымской войны и внешнеполитическое спокойствие для проведения внутриполитический реформ, для чего необходим был мир. Основные направления:

1) взаимоотношения с европейскими державами;

2) взаимоотношения с Османской империей;

3) присоединение Средней Азии к России;

4) дальневосточная политика.

Вопрос 2. Дайте характеристику европейской политики России. Каковы были главные достижения России на этом направлении?

Ответ. Глава внешнеполитического ведомства России Александр Михайлович Горчаков (кстати, однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею) использовал противоречия между европейскими державами, каковых тогда было множество, для усиления позиций России на международной арене. Со временем также оказалось, что у России с некоторыми европейскими государствами также есть общие интересы. В результате было достигнуто следующее:

1) удалось преодолеть международную изоляцию России;

2) было согласовано совместное подавление польского восстания 1863-1864 годов;

3) улучшились отношения с Францией, а после их нового ухудшения – с Австрией;

4) удалось воссоздать Черноморский военный флот без противодействия Европы;

5) после объединения Германии удалось наладить дальнейшее сближение России и с Австрией, и с Германией.

Вопрос 3. Расскажите о политике России в Средней Азии. Можно ли считать, что Россия проводила в этом районе колониальную политику?

Ответ. Большая часть Средней Азии была завоевана, лишь некоторые народы (например, казахи), перешли под власть России добровольно. Завоевания проводились обычно малыми силами, большое значение в которых играли казаки. Россия захватила государства, которые находились на значительно более низкой ступени развития, при этом стала контролировать обширные новые земли. Это вполне можно назвать колониальным захватом.

Вопрос 4. Как развивались взаимоотношения России с Китаем и Японией?

Ответ. Россия подписала с этими государствами несколько договоров, которые окончательно определяли границы между ними. В то время и Китай, и Япония пытались идти по пути модернизации, правда с разными результатами. При этом сильнейшие страны мира, включая Россию, считали их отсталыми и готовили колониальные захваты на их территории.

Вопрос 5. В чем состояли особенности присоединения дальневосточных территорий?

Ответ. Эти земли были присоединены мирным путём, через подписание договоров с Китаем и Японией. Обоснованием для присоединения к России некоторых из них, например, Приамурья, были уже проникшие туда русские переселенцы. Некоторые территории в течении некоторого времени являлись совместным владением двух государств.

Польский вопрос

Замечание 1

Взойдя на престол в $1855$ г., Александр II амнистировал участников Польского восстания $1830$ г. Однако это не решало проблем, связанных с этим регионом. После наполеоновских войн часть земель герцогства Варшавского вошла в Россию как Царство Польское. Александр I пожаловал Царству Польскому либеральную конституцию, но вскоре сам же избрал реакционную модель поведения. В $1830$ г. разразилось Польское восстание, после подавления которого польская конституция была отменена. Усиление режима в Польше утвердило мнение о Николае I как о диктаторе.

Несмотря на усилия государства, национально-освободительные течения в Польше не исчезли. Несмотря на глубокое различие между течениями, все тайные организации объединяло то, что они желали восстановления Польши в границах $1772$ г.

В $1864$ г. произошло очередное восстание, т.к. ранее в армию были призваны революционно настроенные молодые люди. После этого восстания Польское Царство стало Привисленским краем без какой-либо автономии. Так, делопроизводство, законы и образование ввели в $1865$ г. на русском языке, а аграрная реформа лишила шляхту большинства земель и крестьян.

Кавказ

Что касается освоения Кавказа, Александру II досталась от Николая I т.н. Кавказская война , тянувшаяся долгие годы. Этот конфликт был обусловлен постепенным вхождением в состав России территорий Кавказа. Большинство горных народов исповедовало ислам, часть из них вошла в состав России, а часть ожесточенно сопротивлялась и вошла в имамат Чечни и Дагестана под руководством Шамиля . Это военно-теократическое образование было ликвидировано в $1859$ г. главнокомандующим князем Барятинским А.И. после того, как Шамиль сдался в плен. До $1864-1865$ гг. проблему составляло сопротивление народов Западного Кавказа. Однако благодаря действиям Евдокимова Н.И. Западный Кавказ был присоединен, Кавказская война завершилась.

Национальная политика на Кавказе являлась сложным вопросом, т.к. там проживало большое количество разных народов. Барятинский А.И. настаивал на вытеснении горцев, для этого нужно было заселять Кавказ терскими казаками и вообще русскими переселенцами. В результате еще в ходе войны многие бежали в Османскую империю, а черкесов переселяли насильственным путем, и всего выселили до $100$ тыс. человек.

Существовало и другое мнение относительно данного вопроса. Милютин Д.А. , военный министр, призывал к проявлению гибкости. Позиция Александра II была именно такой. Традиции и религия горных народов оставались неприкосновенными. Исламское духовенство также получало от государства поддержку. Кроме того, на Кавказе законно действовал суд, вершивший правосудие в рамках традиций.

Еврейский вопрос

Замечание 2

В первой половине $XIX$ в. в Российской империи преобладали антисемитские настроения. Евреи, как и другие представители податного сословия, не имели полной свободы перемещения, а проживали в т.н. черте еврейской оседлости, в которую входили:

  • Белоруссия,
  • Литва,
  • Украина,
  • польские земли,
  • Бессарабия.

При Николае I политика в отношении евреев ужесточилась. Для еврейских торговцев были завышены налоговые сборы. Окончательно закрепилась черта оседлости, за которой евреи не имели права проживать. Хотя еврейский народ не нес в себе никакой угрозы для самодержавия, его самобытность входила в противоречие с православием.

При Александре II евреи сравнялись в правах с русским населением. Вначале появились льготы на проживание за чертой оседлости для купцов I гильдии, некоторых ремесленников и ученых. Евреи вновь могли торговать алкоголем, владеть землей и т.д. Такая политика привела к большей ассимиляции, чем насильственные попытки включения в российский быт, принятые ранее.

Однако национальная политика Александра II была мягкой не всегда. Либеральные реформы привели к подъему национальных движений в белорусской и украинской среде. Правительство считало эти регионы исконно русскими, поэтому не соглашалось на признание белорусского и украинского народов, их культур и языков.

Национальная политика Александра II

9 класс

Цели :

    Образовательные

    формировать у учащихся знания об особенностях национальной политики правительства Александра II

    подвести к пониманию проблем России как многонационального и многоконфессионального государства

    создавать у школьников представление о положении некоторых народов, входящих в состав Российской империи (поляки, евреи, украинцы, белорусы, горцы)

    обеспечить усвоение новых понятий и терминов: "сепаратизм", "антисемитизм", "громады"

    напомнить и закрепить такие понятия и термины как: "империя", "имам", "имамат", "Сейм"

    Развивающие

    продолжить формировать умение сравнивать и обобщать

    развивать память, внимание и воображение учащихся

    развивать и обогащать речь учеников

    Воспитательные

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этап урока

Методические приемы

Хронометраж

Основное содержание

Деятельность учеников

Примечания

(для самоанализа)

Орг. Момент

Приветствие

Перекличка

Настрой

(1 мин.)

Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю)

приветствие

сообщают, кто отсутствует

слушают, достают всё необходимое, успокаиваются, настраиваются

Домашнее задание

(1 минута)

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание

ДЛЯ ВСЕХ: параграф 20, устно ответить на вопросы после него

ПО ЖЕЛАНИЮ: письменно выполнить творческое задание "Петиция к царю" (напишите прошение императору от лица польского, украинского народа, с просьбой о тех или иных привилегиях; обязательно обоснование)

Отвечаю на вопросы

Записывают, задают вопросы

Проверка д/з

(проверка – 7 мин плюс 1 мин. инструктаж по выполнению работ = 8 мин)

Уплотненный опрос:

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, проверим то, как вы усвоили предыдущий. Сделаем это следующим образом: часть будет решать тесты, часть работать по карточкам, и с троими "счастливчиками" мы побеседуем. Делать это мы будем одновременно. Я раздаю вам работы, вы их подписываете, пишете в этих же листах. Читайте внимательно, там все написано: где подписать, сколько времени дается на выполнение, сколько правильных вариантов. Один раз я озвучу, потом читайте сами, чтобы не было лишних вопросов. Показываю бланк и комментирую: здесь подписываете, вариантов ответа может быть несколько, выполняете в течение 7 минут. Варианты разные, вопросы разные, отсюда вас всех прекрасно видно, после 2-ух замечаний я, не принимая вашей, работы ставлю "2", поэтому лучше худо бедно, но зато сами.

Убираем всё со столов, оставляем только пишущую ручку.

Вопросы есть? Работайте внимательно, аккуратно и тихо. Можете начинать.оценку по пройденной теме.

Одновременно:

Часть учащихся пишет тест,

часть - работает по карточкам, 3-4 человека (первые парты второго ряда) беседуют со мной (контрольная беседа)

.

Слайд 2

План урока.

  1. Польское восстание;
  2. Финская автономия;
  3. Украина и Белоруссия;
  4. Еврейский вопрос;
  5. "Культурническая русификация".
  • Слайд 3

    Задание на урок.

    Докажите,что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?

    Слайд 4

    Польское восстание.

    Буржуазные реформы не затронули окраины страны. Острая ситуация сложилась в Польше, где стали возникать тайные общества. «Красные» выступали за реформы, «Белые» - против. И те,и другие хотели Восстановить Польшу в границах 1772 г. В 1862 г. наместником стал Константин Николаевич, а управление возглавил маркиз Великовский, сторонник Конституции 1815 г.
    Польские повстанцы.

    Слайд 5

    Борясь с антирусскими на строениями он закрыл Земледельческое общество и призвал в армию революционную молодежь. В ответ вспыхнуло восстание.
    Национальный Комитет дал крестьянам землю, но,русские направили в Польшу войска и «белые» сделали руководителем ген. Лянгевича.
    Подавлением мятежа руководил ген. Муравьев, расстреливавший восставших несмотря на протесты Англии.
    Муравьев-вешатель.

    Слайд 6

    В сен. 1863г. восстание возглавили «красные». Но Александр II поручил провести в Польше аграрную реформу и крестьяне отвернулись от повстанцев.
    После подавления восстания остатки автономии были ликвидированы а Королевство Польское переименовано в Привислинский Край, где началась про водиться насильственная русификация населения.
    Подавление восстания.

    Слайд 7

    Финская автономия.

    Опасаясь повторения в Финляндии «польского» варианта, власти в 1863 г. созвали финский сейм не собиравшийся более 30 лет.
    Был ликвидирован церковный контроль над образованием, введено обучение на финском языке. Создавались финские воинские части в составе русской армии, появилась своя денежная система и таможня даже на границе с Россией.
    Финский герб.

    Слайд 8

    Украина и Белоруссия.

    В 60-е гг. начался ромт национального самосознания украинцев и белоруссов. Правительство считало эти территории «исконными землями» и отказывало местным народам даже в культурной самостоятельности. В 1860-е гг. на Украине возникают просветительские организации-громады. В ответ правительство запретило печатать книги на украинском языке. Лидеров киевской «Старой громады» уволили из Киевского университета.
    Памятник Владимиру-Крестителю на берегу Днепра.

    Слайд 9

    После восстания в Польше были ограничены права католиков в Белоруссии, где разгорелся конфликт православной и католической церквей утверждавшими, что белорусы - это часть русского, или польского народов.
    Но среди интеллигенции возникла уверенность в самостоятельности белорусского народа. Вскоре стали появляться книги на белорусском языке.
    Киево-Печерская лавра.

    Слайд 10

    Еврейский вопрос.

    Изменения произошли и в еврейском вопросе. Если раньше проводилась политика христианизации, то теперь был взят курс на «просвещение».
    Части еврейского населения разрешили проживать вне черты оседлости. Вскоре появилась прослойка еврейской буржуазии и интеллигенции. Но в 70-е г еврейские школы стали закрываться, и был ограничен доступ евреев в городские думы.
    В еврейской школе. (фото к.19 в.)

    Слайд 11

    «Культурническая русификация».

    Насильственная христианизация народов Поволжья показала свою несостоятельность. Многие новокрещенцы возвращались к старой вере. Тогда Александр II взял курс на приобщение поволжских народов к русской культуре. Это привело к формированию местной интеллигенции. Каюм Насыри заложил основы татарского литературного языка и открыл 1-ю татарскую школу. В 1869 г. И.Яковлев основал Чувашскую учительскую школу.
    Развалины Булгара.

    Слайд 12

    Формирование национальных культур шло на основе тесного взаимовлияния с русской культурой. Университет в Казани был одним из цент ров русской науки. Здесь учились А.Бутлеров, Л.Толстой, М.Балакирев и др. Сходные процессы проходили и в др. районах. Была создана алтайская письменность. В Петербурге возникли центры по изучению армянской и грузинской культур. Но было отменено освобождение от армии.
    Казанский Кремль.

    Посмотреть все слайды

    Личность Александра II выделяется на фоне других императоров России XIX века. Он унаследовал трон сразу после поражения империи в Крымской войне. Сын консерватора Николая I провел в стране серию либеральных реформ. За отмену крепостного права Александра II назвали императором-освободителем. Судебная, земская, городская и другие реформы 1860-1870 гг. дали толчок развитию страны.

    Во внешней политике императору и его сподвижникам пришлось столкнуться с серией вызовов. Главной задачей стала ликвидация последствий проигранной Крымской войны и преодоление международной изоляции империи. В 1863-1864 гг. шло восстание в Царстве Польском. В правление Александра II прошла победоносная война против Турции, и были освобождены народы Балкан.

    Логичным завершением внешне- и внутриполитических начинаний Александра II была попытка конституционной реформы Российской империи. Трагическая гибель императора прервала либеральный курс. Император Александр III вернулся к консервативной политике и свернул конституционные начинания отца и его соратников.

    Польское восстание 1863 г.

    Конференция в Лондоне 1871г. – подписана конвенция, которая отменяла статьи о нейтрализации Черного моря. Россия получила право иметь военный флот на Черном море, укреплять южную границу. Началось возрождение Севастополя как главной военно-морской базы (отмена статей Парижского мирного договора)

    «Союз трех императоров» (Россия, Германия, Австро-Венгрия) 1872г. – соглашение династических монархов, которые объединились для борьбы с республиканскими и революционно-социалистическими идеями. Подчеркивалась изоляция Парижа, который недавно доминировал в европейских делах.

    Русско-турецкая война 1877-1878гг. Ход войны

    Июнь 1877г.

    Русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию. Отряд генерала И.В.Гурко перешел Балканы и занял Шипкинский перевал. Окончились неудачей попытки русской армии овладеть сильной турецкой крепостью Плевна.

    Август-декабрь 1877г.

    Русские войска и болгарские ополченцы в ожесточенных и кровопролитных боях отстояли свои позиции на Шипкинском перевале.

    Август 1877г.

    Началась планомерная осада Плевны, которая привела к капитуляции турецкого гарнизона (28 ноября 1877г.)

    И.В.Гурко разгромил 42-тысячную турецкую группировку и занял Софию.

    В сражении под Шейново войска под командованием генералов Ф.Ф.Радецкого и М.Д.Скобелева нанесли поражение тридцатитысячной турецкой армии.

    Начало января 1878г.

    Пали города Филиппополь (Пловдив) и Адрианополь

    • Сербия, Черногория и Румыния получали независимость
    • провозглашалась автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины
    • автономная Болгария получала христианское правительство и князя, который утверждался Портою с согласия европейских держав
    • России возвращалась Южная Бессарабия, и отходили крепости на Кавказе – Карс, Ардаган, Баязет и Батум.
    • Турция обязывалась уплатить значительную контрибуцию.

    Берлинский конгресс 1878г. – Англия и Австро-Венгрия под предлогом защиты Турции отказались принять условия Сан-Стефанского мира и добились их пересмотра:

    • территория автономного Болгарского княжества сокращалась втрое
    • Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр
    • уменьшался размер контрибуции

    Внутренний кризис на рубеже 1870-1880-х гг. М.Т.Лорис-Меликов и его программа:

    Появление программы (которая получила название «Конституция Лорис-Меликова») относится к началу 1881г. Оно было обусловлено:

    • политическим кризисом на рубеже 70-80-х гг.
    • активизацией общественно-политического движения, в том числе земско-либерального
    • деятельностью народнической организации «Народная воля», развернувшей тактику террора

    Для преодоления «крамолы» необходимо и полезно призвать общество к разработке нужных мероприятий, то есть сотрудничество власти и общества

    • создать временные подготовительные комиссии для подготовки законопроектов
    • создать выборный орган при царе из представителей земств и городов («Общая комиссия»)
    • как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности

    Проект Лорис-Меликова – это был первый шаг к построению конституционной системы в России, начало подготовки к созданию парламента. Проект был одобрен Александром II, однако в тот же день – 1 марта 1881г. – император был убит. Проект был отклонен Александром III, вследствие чего М.Т.Лорис-Меликов вынужден был уйти в отставку.