Открытые уроки по сольфеджио темы. План-конспект урока на тему: Открытый урок по сольфеджио "От игры к знаниям"

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио

2 класс

ТЕМА: "Закрепление понятий "тон-полутон". Изучение интервала секунда"

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

Закрепить ранее полученные знания, умения о музыкальных интервалах, понятия тон-полутон.

Научить сравнивать и эмоционально воспринимать малую и большую секунду.

Развивающие:

Развитие гармонического слуха и музыкальной памяти.

Приобретение навыков музыкально-творческой деятельности.

Развитие воображения учащихся.

Воспитательные:

- Воспитание слухового внимания.

Воспитание эмоциональной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока 45 минут.

План урока.

Ход урока

Слуховые навыки и музыкальная грамота

Содержание урока

Музыкальный и наглядный материал

1.Повторение интервалов. Повторение строения натурального мажора.

Закрепление интонаций полутона и тона

Пение гаммы До мажор. Пение гаммы по два звука с фиксацией тонов и полутонов.

Гамма, записанная на доске. Фортепианная клавиатура.

2.Малая и большая секунда.

Интонация интервала в мелодическом и гармоническом звучании. Обозначение интервала.

Пение попевок. Игра «Попрыгунчики».

Видеоматериал к уроку.

3.Музыкальный диктант(устно).

Интонация секунды. Размер. Длительности.

Работа с ритмическим рисунком песни «Куклы-неваляшки» и закрепление интервала.

Ритмические карточки.

4.импровизация на фортепиано.

Закрепление секунды в гармоническом звучании.

Прослушивание музыкальной пьесы.

Б.Заходер «Ёж» Д.Каболевский «Ёжик».

Организационный момент.

а)проверка учащихся по журналу.

б)проверка домашнего задания.

Содержание и ход урока.

1.Повторение интервалов.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Давайте вспомним их названия.

Учащиеся: Терция, кварта, секста, октава, секунда, септима, квинта, прима.

Преподаватель: Вы очень хорошо запомнили интервалы. Что помогло вам запомнить их?

Учащиеся: Нам помогла песенка про интервалы.

Преподаватель: Давайте споем эту песенку.

Преподаватель: Какие незнакомые интервалы нам встретились?

Учащиеся: Нона и децима.

Преподаватель: Правильно. Это составные интервалы, с ними мы продолжим знакомство в старших классах. Ну а сейчас скажите что такое интервал?

Учащиеся :В музыке это два звука, это расстояние между звуками.

Преподаватель : Правильно ребята, интервал- это сочетание двух звуков, Взятых последовательно или одновременно. Если мы возьмем два звука вместе, то получится гармонический интервал, а если один за другим -мелодический. Послушайте несколько интервалов.

Одинаково или по-разному они прозвучали?

Учащиеся: Они разные, одни интервалы звучали мягко, красиво, другие резко.

Преподаватель: Действительно, все интервалы имеют свою окраску, свой характер...

Сейчас споем гамму- До мажор и наше упражнение: До-Ре -то тон, Ре-Ми-это тон, Ми-Фа-полутон, Фа-Соль-это тон, Ля-Си-это тон, Си-До-полутон. Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон?

Учащиеся: Два раза. Это ми-фа и си-до.

Преподаватель: Верно! Вспомните нашу считалочку о строении мажорной гаммы.

Учащиеся: Тон-тон, полутон,3 тона полутон.

Преподаватель: Молодцы!

2.Малая и большая секунда.

Преподаватель: А теперь споем вместе знакомые нам песенки.

На скольких звуках построена эта песенка?

Учащиеся: На двух звуках: соль и ля бемоль.

Преподаватель: Это правильно, ребята. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал Секунду.

Споем теперь вторую песенку.

На каких звуках построена эта песенка?

Учащиеся: На нотах фа и соль.

Преподаватель: Верно, но давайте сравним наши секунды. Какое расстояние между ними.

Учащиеся: Одна секунда "Фа-соль" была величиной в целый тон, а вторая "Соль-ля бемоль" "сжималась" до полутона.

Преподаватель: Значит, секунда в один тон- большая, а секунда в полтона?

Учащиеся: Маленькая.

Преподаватель: Мы будем называть ее - малая. Послушайте большую и малую секунды еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат?

Учащиеся: Малая секунда звучит "жалобно", "осторожно", а большая секунда шире и "смелее".

Преподаватель: Вы правильно заметили это. Обозначать их мы будем так: Б.2 -большая секунда, М.2 - малая секунда. А сейчас от разных звуков мы будем строить секунды у доски (дети строят большие и малые секунды от нот:До, ми, соль, ля, ре, фа).

Теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру "Попрыгунчики". Разделимся на две группы, одна группа - малые секунды, вторая - большие. (Группы встают по парам, услышав свой интервал(в мелодическом звучании) подпрыгивают один раз).

3.Музыкальный диктант.

Преподаватель: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушайте отрывок песни "Куклы - неваляшки". (Преподаватель исполняет отрывок песни с аккомпанементом). Какой характер у песни?

Учащиеся: Веселый, задорный.

Преподаватель: Верно, ребята. На следующем уроке мы разучим с вами эту песню, а пока послушайте ее еще раз внимательно, и прохлопайте ритмический рисунок. "Динь-дон, дили- дон что за странный перезвон." Какой размер в мелодии?

Учащиеся: 2/4

(учащиеся хлопают ритм и выкладывают его ритмическими карточками, один ученик работает у доски.)

Преподаватель: Ребята, а какой интервал повторяется в мелодии?

Учащиеся: Секунда!

Преподаватель: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело. Начинается песня от звука Си бемоль. Спойте большую секунду от этой ноты.

(Дети поют секунду "Соль-Ля". Затем сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок. Один ребенок играет ее на фортепиано, еще один показывает на доске).

5.Импровизация на фортепиано. Секунда в гармоническом звучании.

Преподаватель: А сейчас, ребята послушайте стихотворение:

-"Что ж ты, еж, такой колючий"?

-"Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи" /Б. Заходер/

Теперь послушайте пьесу Дмитрия Кабалевского.

(Преподаватель играет пьесу, не называя ее.)

Кого изображает музыка - лисицу, волка, или ежа?

Учащиеся: Ежа!

Преподаватель: А почему ежа?

Учащиеся: Потому что музыка колючая, как ежик.

Преподаватель: Правильно. А какой интервал помогает его изображать?

Учащиеся: Секунда!

Преподаватель: Давайте мы с вами попробуем изобразить ежика из стихотворения?

Учащиеся: ДА! Давайте!

Преподаватель: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним мелодию, а затем сыграем ее в секунду.

Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунду. Какие бывают секунды? Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся: Мы узнали малую секунду, в ней две ступени и полтона, а большая секунда - две ступени и целый тон. Мы научились различать на слух и даже изображать с помощью секунд колючего ежика.

Преподаватель: Молодцы ребята! Подводя итоги нашего открытого урока, можно сказать, что мы вполне справились с заданиями, и прошли без трудностей все испытания. Ну а на следующем уроке мы продолжим знакомство с интервалами.

Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на уроке сольфеджио.

Задачи урока:

  • Закрепить теоретические знания учащихся.
  • Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
  • Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
  • Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
  • Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
  • Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
  • Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактические материалы:

  • карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
  • плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
  • карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика - Семицветика”
  • карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.

Ход урока

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От каждого класса представлено 2 – 4 человека.

Организационный момент, настройка внимания учащихся.

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:

Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени, устойчивые и неустойчивые ступени.

Игра лото “Азбука музыки” .

Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о разрешении ступеней:

Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.

Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.

Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.

Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в До мажоре .

Повторяем названия длительностей.

  • Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой” .
  • Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” .

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:

  • Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки, используя карточки лото “Азбука музыки” .
  • Ритмическая игра “Подарок другу” .

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:

  • Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой рук .

  • Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами следующие мелодические фразы :

Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две команды.

  • Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
  • Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери аккорд” .

Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме “Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся 2 класса .

Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с использованием инструментов К. Орфа.

Учебно-методические пособия.

  1. С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
  2. Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П., 2006
  3. Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
  4. Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
  5. О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
  6. Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. – С.–П., 1999
  7. Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. – М., 1967
  8. В. Середа Каноны. – М., 1997

Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс

ТЕМА: Тритоны в ладу
Цель урока: сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»

3. Закрепить знания об интервалах.

Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?

(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).

Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?

Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).

Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.

А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).

Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?

4. Слуховой анализ.

По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.

Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.

5. Работа по нотам.

А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.

6. Работа в тетради (построение)

Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.

Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.

Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?

(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)

7. Работа у доски.

Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.

Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.

Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.

8. Физминутка.

9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)

Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.

Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).

Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.

Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.

10. Определение на слух.

Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).

Очень хорошо, ребята.

11. Итог урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.

12. Решить кроссворд

И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)

Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)

Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)

Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)

Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)

В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)

А - Интервал из шести тонов. (октава)

Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).

Оценки за урок.

13Домашнее задание:

Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.

Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.

Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:

Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:

открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г

"Работа с трезвучиями главных ступеней"

В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.


открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.

2015 г-методич. разработка.

открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.

2015 г -ход.урока.

открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.

открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)


открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"

Интервалы

Открытый урок по сольфеджио, 2-й год обучения

Образовательное учреждение МКОУ ДОД ДТДиМ
Автор занятия (ФИО, должность) Злотенко Евгения Владимировна. педагог дополнительного образования
Предмет сольфеджио
Темя занятия интервалы
Место учебного занятия первое занятие тематического блока "Интервалы"
Год обучения 2
Тип урока урок изучения нового материала
Форма занятия групповая
Продолжительность 45 минут
Цель занятия Формирование понятия интервал
Задачи занятия

Образовательные:

  1. Изучение и первичное закрепление нового учебного материала
  2. Введение новой терминологии

Развивающие:

  1. Развитие образного мышления
  2. Развитие познавательного интереса
  3. Развитие умения применять знания на практике
Структура урока
  1. Организационный момент
  2. Вхождение в тему
  3. Основная часть
  4. Закрепление занятий
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание
Методический, дидактический материал
  1. Образовательная программа "Созвучие" хоровой студии ДТДиМ
  2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие - М: Наука, 1986 - 160 стр.
  3. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории! - издание 5-е, стереотипное. Серия "Учебные пособия для ДМШ" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 - 91 с.
  4. Калинина Г.В, Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: изд-во "Издатель Калинин В.В.", 2008 - 32 с.
Методы обучения
  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Эвристический (частично-поисковый)
  3. Репродуктивный
Оборудование
  1. Фортепиано
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Ноутбук

Пояснительная записка.

Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио. Это первое занятие в изучении этой темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! (презентация, слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать интервалы.

Интервалы - это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 2) . Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние - интервал. Продолжите дальше…

Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена - это интервал между уроками, а каникулы - интервал между четвертями.

Педагог: Молодцы! Интервал - это расстояние (слайд 3) . А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 4) (слайд 5) . В интервале звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии - тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе - то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 6) . Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 7) .

1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно

А теперь работаем по цепочке - каждый называет одно из определений интервала.

(Дети называют определения интервала)

Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит - гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

(Дети слушают и дают ответы)

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов. У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные - звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка - латыни (слайд 8) . Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда - вторая, терция - третья и так далее.

Так как интервал - это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 9)

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме - одна, в секунде - 2, в терции - 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет (слайд 10) .

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени - кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет (слайд 11) .

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима - один пальчик, секунда - 2 и т.д. (слайд 12) .

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь - разучим песню про интервалы.

Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 13)

1) Если ноты ходят парами,
Их называют интервалами,
И сейчас мы по - порядку вам их
С удовольствием споём.

Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит - неприятно, некрасиво, а второй - красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно - они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно - называются консонансы (слайд 14)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 15)

2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.

3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты,
Квинты, сексты называют консонанс.

Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 17, 18)

А теперь попробуем построить интервалы от нотки до. До-до - 1 ступень - прима. До-ре - 2 ступени - секунда. До-ми - три ступени - терция и т.д. (слайд 19)

Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде (слайд 20) (Дети записывают интервалы в тетрадь).

Музыка - это наполовину - математика, а наполовину - поэзия.

Интервал - это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки - ассоциации, подсказки (слайд 21)

Прима - это два одинаковых звука - как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция - мягкая и ласковая как кошечка, кварта - призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта - пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста - широкая и благородная как олень, а также - с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима - колючая, злая как баба яга, а октава - самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал

Ученики: Интервал - это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический - последовательно.

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы.

Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (приложение 1 )
1) Выполнить задания из рабочей тетради (заполнить таблицу и соединить стрелочками названия интервала и его ступеневую величину) (слайд 22 )
2) Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится тема нашего занятия (слайд 23 )
3) Выучить слова песни про интервалы.

Злотенко Е. В., г. Железногорск