Методическая разработка открытого урока по сольфеджио
2 класс
ТЕМА: "Закрепление понятий "тон-полутон". Изучение интервала секунда"
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
Закрепить ранее полученные знания, умения о музыкальных интервалах, понятия тон-полутон.
Научить сравнивать и эмоционально воспринимать малую и большую секунду.
Развивающие:
Развитие гармонического слуха и музыкальной памяти.
Приобретение навыков музыкально-творческой деятельности.
Развитие воображения учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание слухового внимания.
Воспитание эмоциональной памяти.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока 45 минут.
План урока.
Ход урока
Слуховые навыки и музыкальная грамота
Содержание урока
Музыкальный и наглядный материал
1.Повторение интервалов. Повторение строения натурального мажора.
Закрепление интонаций полутона и тона
Пение гаммы До мажор. Пение гаммы по два звука с фиксацией тонов и полутонов.
Гамма, записанная на доске. Фортепианная клавиатура.
2.Малая и большая секунда.
Интонация интервала в мелодическом и гармоническом звучании. Обозначение интервала.
Пение попевок. Игра «Попрыгунчики».
Видеоматериал к уроку.
3.Музыкальный диктант(устно).
Интонация секунды. Размер. Длительности.
Работа с ритмическим рисунком песни «Куклы-неваляшки» и закрепление интервала.
Ритмические карточки.
4.импровизация на фортепиано.
Закрепление секунды в гармоническом звучании.
Прослушивание музыкальной пьесы.
Б.Заходер «Ёж» Д.Каболевский «Ёжик».
а)проверка учащихся по журналу.
б)проверка домашнего задания.
Содержание и ход урока.
1.Повторение интервалов.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Давайте вспомним их названия.
Учащиеся: Терция, кварта, секста, октава, секунда, септима, квинта, прима.
Преподаватель: Вы очень хорошо запомнили интервалы. Что помогло вам запомнить их?
Учащиеся: Нам помогла песенка про интервалы.
Преподаватель: Давайте споем эту песенку.
Преподаватель: Какие незнакомые интервалы нам встретились?
Учащиеся: Нона и децима.
Преподаватель: Правильно. Это составные интервалы, с ними мы продолжим знакомство в старших классах. Ну а сейчас скажите что такое интервал?
Учащиеся :В музыке это два звука, это расстояние между звуками.
Преподаватель : Правильно ребята, интервал- это сочетание двух звуков, Взятых последовательно или одновременно. Если мы возьмем два звука вместе, то получится гармонический интервал, а если один за другим -мелодический. Послушайте несколько интервалов.
Одинаково или по-разному они прозвучали?
Учащиеся: Они разные, одни интервалы звучали мягко, красиво, другие резко.
Преподаватель: Действительно, все интервалы имеют свою окраску, свой характер...
Сейчас споем гамму- До мажор и наше упражнение: До-Ре -то тон, Ре-Ми-это тон, Ми-Фа-полутон, Фа-Соль-это тон, Ля-Си-это тон, Си-До-полутон. Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон?
Учащиеся: Два раза. Это ми-фа и си-до.
Преподаватель: Верно! Вспомните нашу считалочку о строении мажорной гаммы.
Учащиеся: Тон-тон, полутон,3 тона полутон.
Преподаватель: Молодцы!
2.Малая и большая секунда.
Преподаватель: А теперь споем вместе знакомые нам песенки.
На скольких звуках построена эта песенка?
Учащиеся: На двух звуках: соль и ля бемоль.
Преподаватель: Это правильно, ребята. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал Секунду.
Споем теперь вторую песенку.
На каких звуках построена эта песенка?
Учащиеся: На нотах фа и соль.
Преподаватель: Верно, но давайте сравним наши секунды. Какое расстояние между ними.
Учащиеся: Одна секунда "Фа-соль" была величиной в целый тон, а вторая "Соль-ля бемоль" "сжималась" до полутона.
Преподаватель: Значит, секунда в один тон- большая, а секунда в полтона?
Учащиеся: Маленькая.
Преподаватель: Мы будем называть ее - малая. Послушайте большую и малую секунды еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат?
Учащиеся: Малая секунда звучит "жалобно", "осторожно", а большая секунда шире и "смелее".
Преподаватель: Вы правильно заметили это. Обозначать их мы будем так: Б.2 -большая секунда, М.2 - малая секунда. А сейчас от разных звуков мы будем строить секунды у доски (дети строят большие и малые секунды от нот:До, ми, соль, ля, ре, фа).
Теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру "Попрыгунчики". Разделимся на две группы, одна группа - малые секунды, вторая - большие. (Группы встают по парам, услышав свой интервал(в мелодическом звучании) подпрыгивают один раз).
3.Музыкальный диктант.
Преподаватель: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушайте отрывок песни "Куклы - неваляшки". (Преподаватель исполняет отрывок песни с аккомпанементом). Какой характер у песни?
Учащиеся: Веселый, задорный.
Преподаватель: Верно, ребята. На следующем уроке мы разучим с вами эту песню, а пока послушайте ее еще раз внимательно, и прохлопайте ритмический рисунок. "Динь-дон, дили- дон что за странный перезвон." Какой размер в мелодии?
Учащиеся: 2/4
(учащиеся хлопают ритм и выкладывают его ритмическими карточками, один ученик работает у доски.)
Преподаватель: Ребята, а какой интервал повторяется в мелодии?
Учащиеся: Секунда!
Преподаватель: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело. Начинается песня от звука Си бемоль. Спойте большую секунду от этой ноты.
(Дети поют секунду "Соль-Ля". Затем сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок. Один ребенок играет ее на фортепиано, еще один показывает на доске).
5.Импровизация на фортепиано. Секунда в гармоническом звучании.
Преподаватель: А сейчас, ребята послушайте стихотворение:
-"Что ж ты, еж, такой колючий"?
-"Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи" /Б. Заходер/
Теперь послушайте пьесу Дмитрия Кабалевского.
(Преподаватель играет пьесу, не называя ее.)
Кого изображает музыка - лисицу, волка, или ежа?
Учащиеся: Ежа!
Преподаватель: А почему ежа?
Учащиеся: Потому что музыка колючая, как ежик.
Преподаватель: Правильно. А какой интервал помогает его изображать?
Учащиеся: Секунда!
Преподаватель: Давайте мы с вами попробуем изобразить ежика из стихотворения?
Учащиеся: ДА! Давайте!
Преподаватель: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним мелодию, а затем сыграем ее в секунду.
Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунду. Какие бывают секунды? Чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся: Мы узнали малую секунду, в ней две ступени и полтона, а большая секунда - две ступени и целый тон. Мы научились различать на слух и даже изображать с помощью секунд колючего ежика.
Преподаватель: Молодцы ребята! Подводя итоги нашего открытого урока, можно сказать, что мы вполне справились с заданиями, и прошли без трудностей все испытания. Ну а на следующем уроке мы продолжим знакомство с интервалами.
Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на уроке сольфеджио.
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания учащихся.
- Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
- Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы:
- карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
- плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
- карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика - Семицветика”
- карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.
Ход урока
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От каждого класса представлено 2 – 4 человека.
Организационный момент, настройка внимания учащихся.
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:
Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени, устойчивые и неустойчивые ступени.
Игра лото “Азбука музыки” .
Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о разрешении ступеней:
Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.
Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.
Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в До мажоре .
Повторяем названия длительностей.
- Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой” .
- Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” .
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:
- Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки, используя карточки лото “Азбука музыки” .
- Ритмическая игра “Подарок другу” .
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:
- Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой рук .
- Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами следующие мелодические фразы :
Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две команды.
- Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
- Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери аккорд” .
Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме “Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся 2 класса .
Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с использованием инструментов К. Орфа.
Учебно-методические пособия.
- С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
- Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П., 2006
- Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
- Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
- О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
- Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. – С.–П., 1999
- Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. – М., 1967
- В. Середа Каноны. – М., 1997
Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс
ТЕМА:
Тритоны в ладу
Цель урока:
сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»
3. Закрепить знания об интервалах.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?
(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).
Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?
Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).
Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.
А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).
Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?
4. Слуховой анализ.
По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.
Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.
5. Работа по нотам.
А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.
6. Работа в тетради (построение)
Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.
Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.
Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?
(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)
7. Работа у доски.
Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.
Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.
Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.
8. Физминутка.
9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)
Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.
Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).
Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.
Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.
10. Определение на слух.
Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).
Очень хорошо, ребята.
11. Итог урока
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.
12. Решить кроссворд
И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)
Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)
Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)
Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)
Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)
В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)
А - Интервал из шести тонов. (октава)
Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).
Оценки за урок.
13Домашнее задание:
Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.
Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.
Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:
Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:
открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г
"Работа с трезвучиями главных ступеней"
В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.
открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.
открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.
открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.
2015 г-методич. разработка.
открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.
2015 г -ход.урока.
открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.
открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)
открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"
Интервалы
Открытый урок по сольфеджио, 2-й год обучения
Образовательное учреждение | МКОУ ДОД ДТДиМ |
Автор занятия (ФИО, должность) | Злотенко Евгения Владимировна. педагог дополнительного образования |
Предмет | сольфеджио |
Темя занятия | интервалы |
Место учебного занятия | первое занятие тематического блока "Интервалы" |
Год обучения | 2 |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Форма занятия | групповая |
Продолжительность | 45 минут |
Цель занятия | Формирование понятия интервал |
Задачи занятия |
Образовательные:
Развивающие:
|
Структура урока |
|
Методический, дидактический материал |
|
Методы обучения |
|
Оборудование |
|
Пояснительная записка.
Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио. Это первое занятие в изучении этой темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).
Ход урока.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! (презентация, слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать интервалы.
Интервалы - это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.
Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 2) . Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние - интервал. Продолжите дальше…
Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена - это интервал между уроками, а каникулы - интервал между четвертями.
Педагог: Молодцы! Интервал - это расстояние (слайд 3) . А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 4) (слайд 5) . В интервале звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии - тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе - то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 6) . Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 7) .
1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно
А теперь работаем по цепочке - каждый называет одно из определений интервала.
(Дети называют определения интервала)
Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!
А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит - гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).
(Дети слушают и дают ответы)
Педагог: Правильно, молодцы!
Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).
Нам пока хватит восьми простых интервалов. У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные - звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка - латыни (слайд 8)
. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда - вторая, терция - третья и так далее.
Так как интервал - это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 9)
Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме - одна, в секунде - 2, в терции - 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?
Ученики: квартет (слайд 10) .
Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени - кварта. А если вместе играют 5 человек?
Ученики: квинтет (слайд 11) .
Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима - один пальчик, секунда - 2 и т.д. (слайд 12) .
Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.
А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь - разучим песню про интервалы.
Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 13)
1) Если ноты ходят парами,
Их называют интервалами,
И сейчас мы по - порядку вам их
С удовольствием споём.
Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.
Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?
Играю диссонанс и консонанс.
Ученики: Первый звучит - неприятно, некрасиво, а второй - красиво, ласково.
Педагог:
Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно - они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно - называются консонансы (слайд 14)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 15)
2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.
3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты,
Квинты, сексты называют консонанс.
Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 17, 18)
А теперь попробуем построить интервалы от нотки до. До-до - 1 ступень - прима. До-ре - 2 ступени - секунда. До-ми - три ступени - терция и т.д. (слайд 19)
Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде (слайд 20) (Дети записывают интервалы в тетрадь).
Музыка - это наполовину - математика, а наполовину - поэзия.
Интервал - это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.
И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки - ассоциации, подсказки (слайд 21)
Прима - это два одинаковых звука - как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция - мягкая и ласковая как кошечка, кварта - призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта - пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста - широкая и благородная как олень, а также - с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима - колючая, злая как баба яга, а октава - самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.
Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал
Ученики: Интервал - это расстояние между двумя звуками.
Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?
Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический - последовательно.
Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как называются такие типы интервалов?
Ученики: диссонансы и консонансы.
Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.
Педагог:
А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (приложение 1
)
1) Выполнить задания из рабочей тетради (заполнить таблицу и соединить стрелочками названия интервала и его ступеневую величину) (слайд 22
)
2) Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится тема нашего занятия (слайд 23
)
3) Выучить слова песни про интервалы.
Злотенко Е. В., г. Железногорск