Пересказ по литературе левша. Глава двадцатая: уникальные дарования не ценятся на русской земле

Закончив с политическими делами, император Александр Павлович решил поездить по Европе и посмотреть разных государственных чудес. И в разных странах государя к себе склонить старались. Да только был при царе донской казак Платов. Очень он по своему хозяйству скучал и потому все время царя домой звал. И если замечал Платов, что царь чем-нибудь иностранным очень заинтересуется, то сразу говорил что, дескать, и в России не хуже есть. И вот пригласили к себе государя англичане свои мыльно-пильные и оружейные заводы смотреть. Показывают англичане государю ружье и пистолет. И очень царь пистолетом заинтересовался, тонкая работа. Англичане пистолет нахваливают, а Платов подошел, оружие взял, два раза отверткой повернул и вынул механизм, да царю показывает. А на механизме русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле". Англичане так сильно сконфузились, что самому Александру их жалко стало.

На другой день поехал царь кунсткамеры смотреть. И преподносят ему англичане на подносе соринку, которая оказывается стальной механической блохой. Для того чтобы привести ее в действие, надо завести ее ключиком. Царь за такое чудо отдал англичанам миллион, да еще за пять тысяч купил у них к ней футляр. По дороге домой Платов и государь почти не разговаривали, потому что "совсем разных мыслей сделались". Удивительная блоха оставалась у Александра Павловича до его смерти, а после его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, усмехнулась только и не обращала на нее внимания более. Позднее заинтересовался ею Николай Павлович, император. Однако ни он, ни кто-нибудь другой не мог раскрыть секрет блохи, пока не услышал о ней живой еще к тому времени казак Платов. При всех орденах явился он перед государем и рассказал, как и при каких обстоятельствах была куплена эта нимфозория. Платов советует императору показать чудо техники тульским мастерам. Это и было поручено самому казаку.

Взял Платов блоху и поехал на Дон, а по дороге завернул в Тулу. Тульские мастера подивились английской диковинке и обещали придумать нечто такое, чем можно было бы перещеголять "аглицкую нацию". Но как ни хитрил Платов, так и не смог выведать, что же именно сделают мастера. По их просьбе оставил блоху, вместе с футляром, дал им только сроку в две недели и отправился дальше. Платов из Тулы уехал, а три самых даровитых мастера собрали свои вещи и, попрощавшись с товарищами, скрылись из города. Много слухов ходило о них, да только далеки были от истины. Туляки, мастера в металлическом деле, были еще и людьми очень набожными. И отправились они к Мценску, в котором стояла икона Святого Николая. Отслужили молебен у самой иконы и вернулись ночью домой. Заперлись в доме у одного из них – левши, и работали все две недели в большом секрете. И как ни пытались их люди наружу вызвать, ни один не вышел. С Дона Платов ехал с большой поспешностью. Как приехал в Тулу, так даже из коляски выходить не стал, а велел только пригласить мастеров, которым блоху оставлял. Прибежали к дому левши, и ставни рвали и двери дергали, да только не поддались ни ставни, ни двери. А мастера как раз свою работу заканчивали и последний гвоздик вбивали. Принесли они Платову царскую шкатулку, в ней бриллиантовый орех, а в орехе - все та же самая блоха. Осерчал Платов, решил, что обманули его мастера. Обиделись мастера на казака, но секрет своей работы ему не рассказали, мол, император сам увидит "каковы у него люди и есть ли ему за нас престыжение". Не поверил Платов, а только схватил левшу за шиворот, так что "у него все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги". "Ты мне за всех ответишь!"

Никакого неприятеля Платов никогда не боялся, а тут струсил перед государем. И все надеялся, то забудет Николай про блоху. Ан нет. Пришлось казаку сознаться, что ничего тульские мастера сделать не смогли. Не поверил царь: "Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано". Позвал царь свою любимую дочь Александру Николаевну. Завела она блоху, а та только усиками шевелит, а как прежде не танцует. В ярости накинулся Платов на левшу. А левша только и говорит, что на блоху в микроскоп смотреть надо. Но царь и в микроскоп ничего не увидел. Тут левша разъяснил, что смотреть на ножки ее надо. И оказалось, что тульские мастера блоху подковали. Просиял тут царь, обнял левшу и поцеловал. Блоху сложили снова в бриллиантовый орех и отправили в Англию мастерам. И левшу с блохой вместе отправили, чтобы он показал, какие в России умельцы есть.

В Англии долго уговаривали левшу остаться, женить его обещали, да не согласился он. Выяснили англичане, что ни арифметики, ни хотя бы правил сложения левша не знает, а учился только по "Полусоннику", да по "Псалтырю". А если б знал, то догадался бы, что подковки для блохи тяжелы. Из-за них она танцевать и не может. Остался левша в Англии погостить с уговором, что его на пароходе домой скоро отправят.

Долго высматривал левша все производство английское, а дивился не тому, как они новые вещи делают, а тому, как старые содержат. И затосковал левша по родине. Отправили его англичане на пароходе, где сдружился он с полшкипером. И начали они пить на спор, да так и пропили до конца пути. А в Петербурге развела их судьба. Англичанина в посланнический дом, а левшу в квартал. Нашел полушкипер левшу уже в больнице. За помощью бегал и к графу Клейнмихелю, и к Платову, и к Скобелеву, да только толку не добился. А левша уже кончался. И последние слова его были: "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся".
А государю так и не сказали.
А доведи они до государя слова левши вовремя, то и исход Крымской войны мог быть бы другим.

Николай Лесков создал много прекрасных произведений о жизни простых русских людей. Весь мир ценит и любит этого талантливого русского писателя за его прозорливость, патриотизм и гуманизм. Одним из ярчайших творений Лескова был и остаётся рассказ «Левша».

Начинается он с путешествия государя Александра Павловича по Европе: дабы «чудес посмотреть». Платов, казак с Дона, удивление царя не поддерживает, ибо уверен в том, что русские умеют делать ничуть не хуже.

Рассказ «Левша», краткое содержание которого является историей создания шедевра (подкованной блохи), подробно описывает самые разные чудеса, существующие в мире. По возвращении на родину государь хвалится своим придворным удивительным приобретением - танцующей механической блохой.

После смерти Александра его преемник Николай Павлович блоху эту ценит, но тщеславие и национальная гордость толкают его на то, чтобы найти среди туляков мастеров, способных посрамить иностранцев.

Далее краткое содержание рассказа «Левша» описывает путешествие Платова по России, его встречу с тремя мастерами, одним из которых является Левша. Те же, прежде чем приступить к работе, решают сначала посетить храм с иконой Николая-чудотворца, а после уже запираются на трое суток в домишке косого мастера Левши.

Только не хочет рассказать Платову секрет действия созданного шедевра Левша. Краткое содержание далее основывается на том, что Платову приходится взять Левшу во дворец. Однако и царь с дочерью приходят в ярость, видя, что «брюшной механизм» блохи бездействует. Стало быть, мастера не только не усовершенствовали диковинку, но и нанесли ей ущерб!

За то Платов жестоко «треплет» обманщика, требуя его сознаться в своём грехе. Но в ответ ему мастер поясняет, что смотреть на чудо следует в более сильный «мелкоскоп». И государь делает так, как говорит ему Левша.

Как удивляется самодержец, разглядев на каждой лапке блохи малюсенькую подковку! А Левша ещё заявляет, что на шляпке каждого гвоздочка мастер имя своё написал - во как!

Далее рассказ «Левша», краткое содержание которого здесь представляется, переносит читателя вместе с мастером за границу, куда его отправляют, дабы преподнести блоху в подарок англичанам или, проще говоря, утереть нос иностранцам.

Англичане искренне удивляются мастерству простолюдина, предлагают ему там остаться, взять в жёны любую красавицу. Но от сих почестей отказывается, а вот на состояние «аглицких» ружей обращает своё внимание все-таки Левша!

В пути Левша безбожно пьёт на спор со шкипером, как говорится, до чёртиков. Из-за этого шкипер попадает в посольский дом, а Левша - в «квартал», где лишается английских подарков. Оттуда мастера прямиком отправляют в открытых санях умирать в больницу для неимущих.

Полшкипер, которого быстро поставили на ноги благодаря «куттаперчевой пилюле», долго ищет своего «камрада» и узнаёт, что тот уже при смерти. Засланному шкипером доктору Мартын-Собольскому Левша успевает сказать фразу, тревожащую его.

Последними словами патриота были не просьбы личного характера, а волнение по поводу чистки русских ружей. Ведь англичане делают это не при помощи кирпича, как на Руси! Однако до государя эти слова так и не доходят. Потому-то (словами Лескова) и закончилась трагически Ах, если бы правящие миром прислушивались к гласу народа!

Незабвенный рассказ Лескова сегодня остаётся одним из самых читаемых и переиздаваемых не только в России, но и во всём мире, потому что в нём содержатся идеи, актуальные и по сей день.

В 1881 году 19 века в России издается альманах под названием «Праведники». Некоторые страницы его перепечатываются в журнале с названием «Русь». В этом издании был напечатан также сказ Николая Лескова «Левша». Представляем краткое содержание рассказа «Левша» и анализ его главного героя.

В рассказе речь идет о том, что русский император Александр 1 посещает Англию.

Во время визита вниманию русского царя представляют много разных диковинных вещей, но самой замечательной является блоха, которая танцует.

Императору очень понравилась этакая забава. Он ее покупает и привозит в Россию…

Идет время, теперь уже Россией правит Николай 1.

Чтобы укрепить веру в превосходство русских умельцев над другими, он находит блоху, некогда привезенную своим предшественником. А после по стране объявлены поиски умельца, который бы смог подковать насекомое — чудо инженерной мысли.

Ищут такого человека довольно долго, но все-таки в Туле находят мастера по прозвищу Левша, который выполняет требование царя, а потом по его приказу едет в Англию, чтобы продемонстрировать свое умение заграничным ювелирам.

После удачной поездки он благополучно прибывает в Россию, но по возвращении начинает сильно злоупотреблять спиртным и в итоге погибает.

Содержание

Суть рассказа заключается в том, что Россия всегда славилась талантливыми людьми. Кроме того, они во все времена были патриотами своей родины.

Главный герой из рассказа Лескова «Левша» отказывается от предложения жениться на английской девушке и возвращается домой.

В настоящее время имя литературного персонажа стало афористичным. Талантливого человека, создающего удивительные вещицы, называют Левшой.

Главы 1-5

Александр 1 после подведения итогов войны с Наполеоном едет в турне по европейским странам. Во всех городах царю демонстрируют разные удивительные вещи, созданные руками местных мастеров.

Русский царь восхищается всем увиденным. Рядом с ним атаман Платов, который считает, что в России можно найти умельцев не хуже. В конце первой главы царь приезжает в Англию.

В Англии Александру 1 показывают немало удивительнейших вещиц, от вида которых он приходит в восторг. Платов же, наоборот, пытается принизить достоинства англичан. Самый яркий эпизод, когда русскому царю демонстрируют «пистолю» и говорят, что выполнили ее «англицкие» ювелиры.

А Платов открывает у этого изделия замок и показывает царю надпись, которая говорит, что выполнена вещь в России, а именно в Туле. Англичане остаются в замешательстве.

И в ней император со своим подчиненным видят металлическую блоху.

Ее можно заводить ключиком, и она будет двигаться и даже танцевать. Русский царь за миллион покупает изделие. Ее он бережно упаковывает в футляр. А после едет в Россию.

По приезде в свои владения Александр занимается делами и не вспоминает о покупке, а она все это время находится в футляре. Затем император умер, а футляр был отдан его супруге. А уж вдова передала его вместе с блохой новому государю Николаю 1.

Он долгое время пытается понять, зачем брат так долго хранил диковину. Прозрение пришло лишь когда в царские покои пожаловал старый атаман Платов. Он объясняет Николаю, что к чему, и демонстрирует умения насегомого.

Николай 1 после этого говорит, чтобы Платов поехал к русским умельцам и попросил их создать что-то более совершенное.

Платов думает, что лучше, чем тульские умельцы никто не осуществит задумку правителя. Поэтому-то он и едет в Тулу.

Местные ювелиры соглашаются помочь, но при условии, что блоха останется у них какое-то время.

Платов безуспешно пытается выяснить, зачем им это нужно, но так и не получает ответа. Насекомое остается в Туле…

Главы 6-10

Атаман Платов покидает Тулу, а три самых умелых мастера, среди которых был и Левша, уходят из города. Местные думают, что уходят они, потому что ничего не придумали, но на самом деле они стараются уединиться, чтобы им никто не мешал.

Умельцы идут в Мценск, где в храме есть икона Николая Чудотворца. Они помолились перед чудотворной иконой и вернулись назад в Тулу. Там они уединились в доме.

Местным было очень любопытно, что же происходит там, за закрытыми дверями? Они всячески выманивали мастеров на улицу, но те увлеченно работали и не слушали никого.

В то время, что русские мастера мудрили с блохой, Платов был на Дону. Там он вел деловые переговоры.

После их окончания приехал обратно в Тулу, но лично к оружейникам не пошел, а отправил нарочных.

Нарочные прибывают к дому мастеров тульских. Они стучат в их дверь, а также в окна. Но мастера работают увлеченно и не открывают.

В итоге нарочные снимают крышу с дома и говорят, чтобы оружейники шли к атаману. В это время работа успешно была завершена.

Платову блоху вернули. Он стал расспрашивать, что мастера с блохой делали, ведь он не видит их наработок. Они ответили, что только император может по достоинству оценить их старания.

Атаман рассердился на такие речи, со зла кинул героя в тарантас и увез с собой к императору. Когда приехали, то атаман пошел к царю, а Левша остался при входе в царские покои.

Главы 11-15

Атаман говорит обо всем и ни о чем, думая, что царь о блохе позабыл. Но Николай помнит о своем распоряжении и приказывает представить работу оружейников. Атаман объясняет, что вроде мастера ничего нового с блохой не сделали. И тогда император принимает решение лично рассмотреть блоху.

Император осматривает блоху, заводит ее механизм, но насекомое не шевелится. Платов видит все это и приходит в ярость: бежит к мастеру, избивает его и обвиняет в том, что блоху сломали.

Левша не поддается на провокации и упорно твердит, что работу можно увидеть, лишь глядя в специальный прибор.

Левша предстает пред очами царя-батюшки и объясняет смысл проделанной работы. Оказывается, блоха теперь подкована. Царь очень возрадовался, ведь теперь русские мастера стали на позицию выше, чем иностранные.

Русский царь принимает решение послать героя в Англию, чтобы продемонстрировать умения «тамошним» умельцам. Герой соглашается, получает от императора новую одежду и едет.

Приехав в Англию, мастер пока остается в гостинице, а курьер отправляется к местным умельцам с блохой. Англичане увидели работу русских и попросили встречи с мастером. Встретились. Выяснилось, что учеба Левши заключалась в чтении церковных книг. Герой абсолютно не знает математики.

Главы 16-20

Левше англичане показывают их заводы и фабрики, чтобы уговорить талантливого русского мужика остаться.

Но как истинный патриот, герой не поддавался на провокации и просился домой.

В конце концов, его посадили на корабль, плывущий в Россию, дали денег и на память подарили английские часы из чистого золота.

Герою очень тоскливо плыть по морю. Чтобы взбодриться, он спорит с полишкипером о том, кто кого перепьет.

В конце плавания обоим становится плохо, так что пари никто не выиграл.

Корабль прибыл в Россию. Герою очень плохо. Принимают решение отвезти его в клинику. Но у него нет документа, удостоверяющего личность, и его нигде не принимают. А Левше тем временем становится только хуже и его помещают в больницу для простолюдинов.

Полишкипер ищет Левшу, а когда находит, обнаруживает, что герою совсем плохо и он на грани смерти. Умирая мастер просит своего друга, чтобы тот донес до царя, что в Англии ружья кирпичом не чистят… Но эта просьба остается не выполненной. Главный персонаж умирает…

В конце рассказа Лесков рассуждает о русских самородках и о том, что их помнит народ…

Внимание! Краткое содержание рассказа или его пересказ не могут дать полноценного представления о произведении.

Главный герой

Кто такой Левша, герой из рассказа Лескова. Автор показывает читателю, что герой рассказа живет в городе Тула, очень беден, одет плохо. Внешность тоже непрезентабельна. Ко всему прочему герой косит на один глаз. Несмотря ни на что, этот человек отменный мастер.

Суть рассказа можно уложить в афоризм: «Да не оскудеет земля Русская талантами».

В образе главного героя автор хочет донести мысль, что такой талант не востребован.

Ведь у героя нет финансовой возможности развивать свое умение. А государь изумляется лишь иностранным диковинам.

Википедия предоставляет всю необходимую информацию, если читать максимально внимательно. Есть и название, и история создания произведения.

Сюжет представлен подробно. Перечислены главные действующие лица рассказа. Описаны художественные особенности текста.

Назван и максимально подробно описан прототип Левши. В конце статьи есть ссылки на экранизацию произведения. Это художественный и мультипликационный фильмы.

Аннотация

После смерти Александра вещица перешла в руки его брата Николая 1, который был уверен, что русские мастера могут лучше сделать. Чтобы найти такого умельца на Руси, отправили на поиски старого донского атмана…

Полезное видео

Подведем итоги

Сегодня произведение актуально. В этом и заключается феномен классического текста. Николай Лесков старается пробудить в читателе доброту к людям и всему окружающему.

Идею можно выразить пословицей: «У него шуба овечкина, а душа человечкина» или «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Глава 1 Император Александр Павлович ездил по заграницам и дивился на тамошние чудеса. С ним был казак Платов, который не любил, что государя иноземцы склоняют ко всему иностранному и иа все говорил, что у нас дома не худшие образцы есть. Наконец император сказал Платову, что на следующий день они идут в оружейную кунсткамеру, где такие чудеса, до которых нам еще очень далеко. Платов выпил водки, завалился спать и «захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было».

Глава 2

На другой день Платов с царем едут в оружейную кунсткамеру. Англичане хотят царя удивить, показывают разные чудеса, тот ахает, а Платов молчит, словно все это для него ничего не значит. Царь упрекает Платова в упрямстве. Наконец англичане приносят пистолет, хвалят тонкую работу. Платов достает из шаровар отвертку, отковыривает замок, и все видят на оружии надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Платов радуется, что англичан оконфузил и тульского мастера прославил, только печалится, что царь о конфузе англичан сожалел.

Англичане решили новые чудеса показать царю.

Глава 3

На другой день едут они новые кунсткамеры смотреть. Платов снова конфузит англичан, царь же просит его «не портить ему политики». Наконец показывают царю новое чудо: на подносе подают маленькую механическую блоху «из лучшей английской стали», которую стоит завести ключиком, как она начинает танцевать. Глядя в «мелкоскоп», царь заводит блоху, дивится ее танцам, потом платит за нее миллион и забирает с собой. По пути домой Платов убеждает царя, что наши все, что увидят, могут сделать, только «им полезного ученья нет».

Глава 4

Царь Александр скончался, и блоху передали по наследству. Заинтересовался ею лишь царь Николай Павлович. Стали исследовать, что это такое. Но никто не знал, так как не осталось людей, кто был в курсе этой покупки. Узнав про переполох, во дворец явился Платов, рассказал, что это такое, потом добавил, что дивиться этой «нимфозории» не следует, а надо дать нашим мастерам и проверить, не могут ли они этой работы превзойти. Царь Николай не любил уступать чужеземцам, а потому дал поручение Платову проверить данный факт.

Глава 5

Платов взял блоху и поехал через Тулу на Дон. Показал блоху тулякам, но те запросили слишком много времени на то, чтобы что-то придумать. Платов поехал на Дон, оставил «нимфозорию» тулякам, чтобы они придумали что-то, что было бы не стыдно показать государю. Сроку - две недели.

Глава 6

Три мастера, среди которых и был левша, отправились в Киев для того, чтобы то ли помолиться святым мощам, то ли для того, чтобы спросить у тамошних мастеров совета. Жители города гадают, куда они делись, т. к. за оставшееся время добраться до какого-либо крупного города затруднительно. Некоторые считали, что мастера просто сбежали, испугавшись ответственности за хвастовство.

Глава 7

На самом деле мастера, несмотря на свою богомольность и приверженность общепризнанным святыням, шли не к Москве, не к Киеву, не на Афон, а к Мценску (уездному городу Орловской губернии) - поклониться иконе святого Николая. Поклонившись, вернулись ночью домой и принялись за работу. Какую именно - никто не знает. Все соседи и мастера любопытствуют, но работа ведется в страшном секрете.

Глава 8

Платов едет обратно, подгоняет казаков, его сопровождающих - «свистовых» (т. е. искаженное «вестовых»). Самому ему тоже не терпится работу увидеть - все норовит из коляски вылезти.

Глава 9

«Свистовые» бегут к мастерам, а те не открывают: работу заканчивают. «Свистовые» вышибают дверь бревном. Мастера успокаивают их, говорят, что скоро работу принесут. Через некоторое время пошли - двое с пустыми руками, а третий - с «аглицкой стальной блохой».

Глава 10

Платов берет работу, возмущается - так как не видит, что именно мастера сделали. Мастера не отвечают, говорят, что все и так на виду. Советуют везти государю и там разбираться. Платов погрозил мастерам - а ну как его надуть хотят - и помчался в Петербург, взяв с собой левшу - ты, мол, мне за всех ответишь.

Глава 11

Платов боится показаться на глаза государю, думает, как бы его от мыслей о блохе отвлечь. Придумывает разные кары мастерам за то, что приказ не исполнили, левшу грозится заточить в острог.

Тем не менее царь спрашивает Платова о блохе. Тот мнется, говорит, что мастера ничего сделать не смогли. Царь хочет сам в этом убедиться.

Глава 12

Царю приносят шкатулку, он смотрит на блоху, ничего не видит, но «веры своей в русских мастеров не убавил». Зовет он свою дочь и приказывает ей завести блоху ключиком. Та заводцт, но блоха не танцует. Царь сердится, Платов выбегает из дворца, где его левша ждал, и начал его бить. На вопрос левши «за что?» отвечает, что за испорченную уникальную вещь. Левша предлагает им посмотреть в «мелкоскоп». Левше руки скрутили, а Платов пошел к царю.

Глава 13

Царю приносят «мелкоскоп», все разглядывают блоху, но ничего не видят. Царь приказывает позвать левшу. Левша в затрапезном виде, т. к. «его взяли в чем был», идет к царю. Царь и придворные говорят, что ничего не видят. Левша советует взглянуть на ногу блохи. Царь смотрит, затем, просияв, целует неумытого левшу, а придворным говорит: «Они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Глава 14

Все придворные дивятся работе, все хвалят левшу (он, оказывается, к подковам гвоздики делал, причем не имея «мелкоскопа» по бедности своей, говоря, что «а у нас так глаз пристрелявши»). Платов дал левше сто рублей и прощенья попросил, что его побил («за волосья отодрал»). Царь приказал «нимфозорию» отправить обратно в Англию в качестве подарка, «чтобы там поняли, что нам это не удивительно». Блоху послали с особым курьером, а вместе с ним для необходимых разъяснений отправили и левшу. Левшу моют в бане, стригут в парикмахерской, одевают в кафтан «с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть». Затем левша и курьер отправляются в путь.

Глава 15

Курьер и левша приезжают в Лондон. Левша сидит в гостинице, потом идет обедать. За обедом по незнанию языка объясняется знаками. Курьер тем временем отнес блоху, показал английским мастерам. Те удивились, сразу захотели видеть мастера. Курьер отвел их к левше. Иностранцы его хвалят, затем спрашивают, чему и где он учился. Левша отвечает, что «наша наука простая: по Псалти-рю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем*. Англичане говорят, что лучше бы он арифметике учился, а то хоть «вы в руках искусны», из арифметики бы «по крайности хоть четыре правила сложения зкали » и тогда смогли бы рассчитать, что механизм блохи очень тонкий и не может нести на ее ногах подковы - поэтому блоха теперь и не танцует. Левша соглашается. Англичане приглашают его учиться: говорят, из него удивительный мастер выйдет. Левша отказывается, ссылаясь на то, что у него дома родители есть. Англичане предлагают посылать деньги его родителям. Однако левша все равно отказывается, говоря, что «мы к своей родине привержены». Англичане предлагают ему остаться, обвыкнуться, принять их веру, жениться. Левша отвечает, что этого «никогда быть не может», потому что «наша русская вера самая правильная», в доказательство превосходства русской веры приводит то, что у «нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи, а у вас ничего». Кроме того, левша заявляет, что ему с англичанкой «жить конфузно будет». Англичане советуют ему попробовать и обещают устроить рандеву. Левша отнекивается, объясняет, что на Руси для этого засылают сваху и прочее. На вопрос англичан, чем ему не нравятся англичанки, он отвечает, что «мне то не нравится, что одежда на них как-то машется, и не разобрать, что надето и для какой надобности». Тульский фасон ему больше по душе. Когда стали пить чай, левша предпочитает пить не как все, а вприкуску. «Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они в это время его по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут*. Обещают после этого доставить в Петербург.

Глава 16

Курьер едет обратно в Россию, а левша отправляется с англичанами смотреть «и металлические фабрики и мыльнопильные заводы». Работники у англичан «в сытости, одеты не в обрывках», работают «не бойлом, а с обучением и имеют себе понятия», «перед каждым на виду висит дол-бица умножения». Левша смотрит на их житье, но больше всего интересуется ружьями, но не новыми, а теми, которые «старые и в каком виде состоят». При этом он хвалит ружья и спрашивает у англичан, осматривали ли их русские генералы, и как именно осматривали - в перчатке или без. Англичане говорят, что в перчатке. После этого левша заскучал и стал настойчиво проситься домой. И несмотря на то, что приближалась буря, а «Твердиземное море» это не то, что Финский залив, левша все равно отправился в путь. Англичане наградили его деньгами, подарили часы. Левша во время путешествия, несмотря на непогоду, стоял на палубе и смотрел, не покажутся ли родные берега. Его звали внутрь, в тепло, но он отказывался. Один «полшкипер» особо симпатизировал левше и предложил выпить. Потом еще и еще, пока они не напились. Шкипер предлагает «пари» - не пить в одиночку, т. е. сколько выпил один, то столько же должен выпить и другой. Согласились, по рукам ударили.

Глава 17

Левша и шкипер пили всю дорогу, до тех пор, пока одному не начало мерещиться, что из воды рыжий черт лезет, а другому - черный. Англичанин говорит, что это «морской водоглаз» и предлагает бросить левшу в море, чтобы «водоглаз» его обратно на корабль подал. Левша соглашается. Шкипер понес левшу к борту. Матросы увидали и доложили капитану. Тот приказал и шкипера и левшу запереть в трюм, дать им еды, рому и вина, чтобы они могли свое пари выдержать. По приезде в Петербург, англичанина повезли в «посланнический дом на Аглицкую набережную, а левшу - в квартал. Отсюда их судьба начала сильно разниться».

Глава 18

К англичанину тотчас вызвали лекаря и аптекаря, которые ему тут же ванну прописали, пилюлю в рот положили, уложили на кровать спать.

Левшу же свалили в квартале на пол и спрашивают, кто он такой и есть ли у него документы. Тот только стонет. С него тут же хорошее платье сняли, часы и деньги вытащили, а самого «пристав велел на встречном извозчике в бесплатную больницу отправить». Пока пристав ловил извозчика, левша на холодном полу лежал. Везли левшу непокрытого, когда пересаживали с извозчика на извозчика, роняли. Привезли в одну больницу - без документов не принимают, во второй - та же история, в третьей - то же самое. Так и возили до утра, пока один лекарь не посоветовал отвезти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. «Тут велели расписку дать, а левшу до разборки на полу в коридор посадить».

Английский шкипер на следующий день проснулся, проглотил пилюлю и говорит: «Где мой русский камрад?» - и побежал разыскивать.

Глава 19

Шкипер удивительным образом быстро нашел левшу. Тот в коридоре на полу лежал. Увидев англичанина, он принялся жаловаться, что ему непременно надо бы государю два слова сказать.

Англичанин возмутился таким обращением с человеком, пошел с жалобой к графу Клейнмихелю. Его оттуда выставили вон. Затем англичанину посоветовали пойти к Платову. Тот пошел и рассказал все о левше. Платов тут же вспомнил левшу и приказал англичанину бежать к коменданту Скобелеву. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского, но когда доктор наконец пришел к левше, тот уже кончался, так как когда его сгружали с одного извозчика на другого, ему разбили голову. Перед смертью он только смог внятно выговорить, чтобы государю передали, что англичане кирпичом ружья не чистят и чтобы у нас тоже не чистили, «а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». С этим он перекрестился и помер. Доктор к графу Чернышеву поехал и доложил, а граф на него закричал, чтобы он знал свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешался - на то в России генералы есть.

Так государю ничего не сказали и чистка продолжалась до самой Крымской кампании. А как стали ружья заряжать, пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены. Здесь Мартын-Сольский Чернышеву о левше напомнил, а тот ответил, чтобы он помалкивал, иначе он ото всего отопрется, и лекарю же и достанется. Мартын-Сольский испугался и замолчал. Так ничего государю и не передали, а передай они ему слова левши, в Крымской войне, возможно, совсем бы другой оборот был.

Глава 20

Автор подводит своего рода итог. Имя левши, как и имена многих гениев, навсегда остались неизвестны людям. Однако как своего рода миф это может быть интересно и поучительно. Времена изменились: «машины сравняли неравенство талантов», они не способствуют артистической удали. Однако несмотря на то, что нынешние работники «умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки», о старине они вспоминают с гордостью и любовью. «Это их эпос, и притом с очень “человечкиной душою”».

Повесть «Левша» была написана русским писателем Николаем Лесковым в 1881 году. Она представляет собой интереснейшую оружейничью легенду о стальной блохе и символизирует русскую гордость за мастеров ружейного дела. Жаль правда, что краткое содержание глав рассказа «Левша» не может вместить всего тогдашнего колорита русского языка и подробностей увлекательных событий. Поэтому лучше всего прочитать оригинал.

Н. Лесков, «Левша»: краткое содержание рассказа

Когда-то царь Александр Павлович любил ездить по Европе и любоваться разными диковинными вещами. Служил ему донской казак Платов, который ничего особенного в тех чудесах не видел и всегда приговаривал, что «у нас дома не хуже есть».

Однажды они посетили Англию, и их пригласили в оружейную кунсткамеру. Там им были представлены редкие искусные «удивления». Царь был поражен, он считал, что русским очень далеко до такого совершенства. На этот раз Платов промолчал, пошел в свою квартиру, выпил стакан водки-кислярки и завалился спать, да захрапел так, что в доме у англичан уже никому в эту ночь не спалось.

Пистолет

Краткое содержание рассказа «Левша» дальше повествует о том, что и на второй день они поехали в другую оружейную кунсткамеру. И опять чего только английские механики не показывали русскому императору, а он не уставал восхищался. А когда увидел пистолет тонкой работы, воскликнул: «Если бы у нас хоть один мастер был такой, я бы им гордился и тотчас сделал его высокопоставленным вельможей». Но Платов по-партизански молчал, ему явно все это не доставляло никакого удовольствия, а потом и вовсе взял свою отвертку, отковырнул замок пистолета, и вдруг внутри его обнаружилась надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Сконфуженные англичане почувствовали себя дураками и всю ночь не спали. А Платов радовался, что тульского матера прославил.

Блоха

Но все же англичане не стали сдаваться и приготовили императору новую диковинку. Поехали русские гости опять в следующую кунсткамеру и видят, что рабочие в жилетках и фартуках держат пустой поднос. Оказалось, что на нем подали механическую блоху, которая заводится ключиком и весело танцует. Только разглядеть ее можно через мелкоскоп, и выполнена она была из лучшей английской стали. Государь был просто ошарашен, он никак не мог нарадоваться этой очень симпатичной безделушке и велел выплатить за блоху миллион серебром, а потом еще футляр для нее из цельного бриллиантового ореха за пять тысяч купил.

Поиск мастеров

Дальше краткое содержание рассказа "Левша" продолжается тем, что после смерти царя Александра Павловича однажды механическою блохою заинтересовался другой царь, Николай I, который стал ее исследовать. Платов, прослышав про переполох, пришел к царю и посоветовал не смотреть эту «нимфозорию», а дать задание нашим мастерам попробовать превзойти эту ценную вещицу. И нашлись такие мастера, которые после паломничества в Мценск, помолившись иконе св. Николая, несколько дней работали над этой блохой. Правда, почему-то после них она уже не танцевала. Через некоторое время Платов, забрав блоху и прихватив с собой за шиворот одного из мастеров - босоного косого Левшу - поехал ко двору.

Левша

В итоге император смотрит на блоху через мелкоскоп и ничего особого не замечает, но потом с подсказки Левши видит, что блоха-то подкованная. Тогда, нарядив, причесав и помыв, мастера Левшу отправляют в Англию. Там его хорошо принимают. А увидев подкованную блоху, очень удивились высокому мастерству неграмотного Левши. Их мастера сразу поняли, почему она не может дрыгать ножками, просто тяжелы были ее подковки.

Краткое содержание рассказа «Левша» не удивляет тем, что нищий Левша даже за большие деньги не согласился остаться в Англии. Простой русский народ всегда тосковал по своей родине. Тогда отблагодарили Левшу деньгами и дорогими часами и отправили его на корабле домой. На палубе он заключает пари с полшкипером, кто кого перепьет. В итоге они оба так напиваются, что начинают видеть чертей.

По прибытии их выгрузили с корабля. Англичанина сразу отправили в посольский дом в Петербурге, к нему привезли врача и назначили лечение, а Левшу отвезли в какой-то квартал. За время своего «веселого» путешествия он так ослабел, что и слова вымолвить не мог, и паспорта никакого не предъявил.

Родина

В итоге его ограбили, потом пришел пристав и хотел отправить его в больницу, но без документов его нигде не принимали. Во время перевозок его несколько раз небрежно роняли и даже один раз ударили затылком, потом его приняли в «простонародной больнице», куда привозят умирать, и бросили в коридоре.

Полшкипер, очухавшись, стал искать «своего русского камрада» и нашел. Англичанин был в шоке от увиденного и сразу написал жалобу начальству. А потом ему посоветовали найти Платова, но тот не мог ничем помочь, потому как был уже в отставке. В общем, Левша, не выдержав мучений, умер. Напоследок он успел только сказать, чтобы передали царю, что кирпичом оружие чистить не стоит, и даже англичане так не делают.

Но до государя эти слова так и не дошли, так до самой Крымской кампании чистка продолжалась. Потом же стали заряжать ружья пулями, так они там стали болтаться, так как стволы расчищены кирпичом. Если бы донесли вовремя слова Левши, может быть, и Крымская война другой оборот имела. Вот так очень грустно закончилось краткое содержание рассказа «Левша».

Заключение

Все это уже давно минуло, но такого рода предания старины забывать не стоит. Несмотря на эпический характер этого рассказа, общий дух эпохи там схвачен и передан очень точно и весьма интересно. Краткое содержание рассказа Н. С. Лескова «Левша» просто поражает, ведь имена таких гениев, как Левша, уже давно позабыты. Времена изменились, появилось автоматическое машинное производство. Но, несмотря на это, о старине всегда вспоминается с гордостью.