Кто тимохин война и мир. Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л

Средняя оценка: 4.0

Идея невероятного подвига есть основная идея русского воинского эпоса. Эта идея выступает на первых план во всех решающих эпизодах эпопеи Толстого. Толстой показывает, кем был совершен этот подвиг — в атаке шестого егерского полка, в атаке Тимохина, на батарее Тушина, и знакомит читателя с простыми людьми — героями этого подвига.

В ходе развития шенграбенского эпизода постепенно проясняется одна из главных мыслей Толстого: настоящим героем является самый простой, скромный человек. Это человек, каких много, который и не подозревает, в каком великом деле призван он принимать участие.

Этот мотив ширится и растет в дальнейшем ходе повествования. Накануне сражения, когда Наполеон, разъяренный несвоевременным перемирием, которое Мюрат поспешил заключить с Кутузовым, приказал возобновить военные действия, "четырехтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему".

Солдаты отряда показаны в обстановке будничного походного труда. Вот они строят "краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною" укрепления. "Несколько" батальонов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины".

Толстой отмечает, что, по мере приближения к неприятелю, все "веселее становился вид войск"... "рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь".

Эта черта русских солдат отмечена и в бородинском эпизоде. Воинский подвиг совершается людьми, бодрыми духом, в дружном единении идущими в бой. Толстой показывает деловитость походного быта, дает ряд картин, рисующих солдатскую жизнь, — починка одежды около костров, обед, получение положенной порции водки. Это мирное начало, присущее народу, солдатской массе, неистребимое даже перед неприятельской цепью, особенно подчеркивается Толстым.

Когда раздался пушечный выстрел, свидетельствовавший о том, что сражение началось, новые черты — решительность и отвага — появились в быстрых движениях солдат. Те роты, которые четверть часа тому назад ели кашу и пили водку, теперь строились и разбирали ружья, и на всех лицах было чувство оживления: "Началось! Вот оно! Страшно и весело!" — говорило лицо каждого солдата и офицера"

Подвиг багратионовского отряда показан в действиях множества лиц — Тушина, Тимохина, самого Багратиона, Андрея Болконского и других. Они черпали силу в единстве всего войска, в спокойном, деловитом единении людей, чувствовавших свою связь с народом и осознававших свою непобедимость. Толстой с невероятной убедительностью раскрыл эту моральную спаянность всего отряда, взаимную поддержку, которую оказывали друг другу все, от солдата до Багратиона. Тушин, начальник батареи, начал обстрел Шенграбена по совету своего фельдфебеля. Багратион одобрил как это, так и ряд других действий, предпринятых по инициативе младших начальников, а когда наступил решительный момент, сам повел в атаку егерский полк.

В описании сражения нетрудно заметить две основные части. В первой из них центральной фигурой является Багратион. Объезжая позиции, он попадает на батарею Тушина. Напряжение боя растет непрерывно. С каждой минутой становилась все более очевидной опасность, в которой находился отряд. Багратион был спокоен, но сосредоточен. Он знал, что его воины с честью выполняют свой долг, и предоставлял младшим начальникам инициативу действия. И "присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своей храбростью". В этой взаимной уверенности — полководца в своих солдатах и солдат в своем полководце — был залог успеха невероятной по силе воинского дерзания шенграбенской операции.

Объезжая позиции, Багратион направился к "самому настоящему полю сражения". Хотя полковой командир доложил ему, что конная атака французов отбита, Багратиону стало ясно, что положение на передовой линии критическое. В его лице выразилась сосредоточенная и счастливая решимость, поразившая князя Андрея. На виду у французов Багратион вызвал два батальона егерского полка и сам повел их в атаку: "Ура-а-а-а!" — протяжным криком разнеслось по нашей линии, и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами."

Во второй половине шенграбенского эпизода главными героями являются Тимохин и Тушин. Был момент, когда пехотные полки левого фланга, забытые проспорившими командирами, оказались застигнуты врасплох французами. Положение было отчаянное, восстановить порядок в войсках казалось невозможно. Но в этот момент случилось то, на что никто не рассчитывал. Тимохин со своей ротой, удержавшейся в порядке, атаковал французов с такой "безумной" решительностью, что французы побросали оружие и побежали.

Тимохин — один из многих участников боевых действий, и смысл его выступления в том, чтобы показать подлинный героизм простого воина, каких много в русской армии, и чьей доблестью и беззаветной преданность воинскому долгу непобедимо русское войско.

Тушин, при всей яркости своего индивидуального характера, всесторонне раскрытого в ряде эпизодов, тоже дан в "Войне и мире" как один из многих боевых офицеров русской армии. В повествовании не показана прошлая жизнь Тушина, завязка его личной судьбы — все то, что отличает данного героя от окружающих. Толстой намеренно подчеркивает в нем то, что роднит его со многими другими воинами русской армии. Тушин выступает как один из многих: мы о нем ничего не знаем за пределами его службы, и потому его имя имеет такое же обобщающее значение в романе, как и имя Тимохина. Подвигом этих рядовых русских воинов, живущих единой жизнью с людьми своего полка, своей батареи, заканчивается повествование о Шенграбенском сражении. В словах Андрея Болконского на военном совете — "успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой" — звучит голос самого Толстого.

Писатель утверждал, что подвиг русской армии есть подвиг простых людей, скромных, доблестных воинов, никому не известных, никем не замечаемых. Но что именно эти подлинные представители русской армии, боевые солдаты и офицеры, являются настоящими, действительными героями эпопеи.

См. также : Главные герои и темы романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких.. .Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное.. .Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут.. .внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее.. .Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.
А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали! ". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.
Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми.. .
А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.
Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению.

Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Краткая характеристика плана Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалялся своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

«Война и мир» - роман Льва Николаевича Толстого - национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам­пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата­реи. Капитан Тушин - рядовой офицер, человек, олицетворяющий на­родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом­бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче­ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война - «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли - долг каждо­го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз­вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли­же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» - при­мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо­тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка­ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва - это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на­родом навалиться хотят», - говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов - выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ».

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де­нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав­шемся особой удалью. Щербатый - один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи­церов и простых солдат - вот залог непобедимости русского народа.

Рецензия

В сочинении на фактическом материале романа «Война и мир» пока­зано немногоречивое «истинное мужество» истинных героев и патриотов войны 1812 г.; показан истинный патриотизм и героизм русских людей, который «доказывается не словом, а делом», незаметно, буднично проявляет себя как чувство любви к России. Сочинение раскрывает авторскую пози­цию. Материал сочинения располагается логично, последовательно. Сочине­ние композиционно завершено. Написано хорошим литературным языком.

Лев Толстой ценил героизм солдат и офицеров низшего звена, которым редко доставалась слава и награды. Люди находились в первых рядах сражения, рисковали жизнью, массово гибли, оставаясь не замеченными генералами.

Образ и характеристика Тимохина в романе «Война и мир» отображают общий портрет скромного воина, которому чужд карьеризм.

Внешний вид

Прохор Игнатьевич был опытный пожилой стрелок, несколько неуклюж в силу своего возраста и специфики военного дела. Тимохин чтил субординацию, поэтому вел себя пред генералом робко, держался как школьник перед учителем. Лицо выражало искреннее детское беспокойство по тому поводу, что сейчас обязательно за что-то отругают.

Налитые щеки Прохора краснели в минуту доклада, становились алыми. Это могло казаться признаком застенчивости, хотя на самом деле так отражалось на мужчине излишнее потребление вина. Особенно отличался ярко краснотой нос, по которому начальство узнавало капитана издалека.

Солдатская выправка украшала офицера подтянутым животом. Во рту не хватало двух зубов, которые враг выбил прикладом еще под Измаилом. Тимохин любил улыбаться, часто это делал, не стесняясь, показывал свой недостаток.

Характер

Прохор Ильич командовал стрелковой ротой. Кутузов обратил внимание на порядок в роте, отметил капитана, что тот храбрый офицер еще до начала знаменательного Шенграбенского сражения. Командующий помнил стрелка еще с 1790 года, когда штурмовали Измаил. Тимохин дрался с врагами отчаянно и смело. Как настоящий солдат готов был в любой момент отдать свою жизнь за победу в бою.

Товарищи считают Прохора добродушным, начальство его хвалит. Когда Пьер Безухов присутствовал на Бородинском поле, то считал более удобным задавать вопросы благосклонному Ильичу, чем озабоченному военными делами Болконскому.

Подвиг роты Тимохина

Отступая в 1805 году на территории Австрии, Кутузов приказал Багратиону задержать противника. Решено было дать бой под деревней Шенграбен. Левое крыло линии русских солдат оказалось самым слабым. Нападение французов получилось несколько неожиданным в силу интриг, имеющих место среди генералов.

Выстрелы раздались тогда, когда большинство солдат занимались хозяйственной работой. Образовалась паника, люди побежали в разные стороны, никто не слышал приказа. Болконский с правого крыла мог видеть, как быстро французы заполняют собой опушку леса. Создавалось впечатление, что враг без усилий захватил левое крыло.

Вдруг французы, казалось, без видимой на то причины, развернулись и побежали в свою сторону. Из леса показалась рота капитана Тимохина. Только эта горсть солдат осталась не разрозненной под контролем своего командира, порядок ряда был удержан, а пример капитана поддерживал роту.

\"Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали\".


Это был момент, спасший отход армии. Бегущие солдаты, не слыша за спиной преследовавших их выстрелов и победного крика врага, остановились, опомнились, услышали команду командиров и снова сомкнули линию обороны.

Героизм Тимохина и карьеризм Долохова

Рядом с капитаном в Шенграбенском сражении бежал разжалованный в рядовые за хулиганство Долохов. Федор первый схватил за воротник французского офицера, что давало ему право взять трофеи. В конце сражения Долохов подбежал к командиру полка, схватился за стремя его лошади, прижался всем телом и крикнул:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»

Бородинское сражение

Проком Ильич защищал Москву, командуя батальоном стрелков под руководством князя Болконского. Старого офицера смущали рассуждения Андрея, критиковавшего Кутузова за отступление под Смоленском, его мнения не спрашивали и он молчал, краснея и сопя.

Поле битвы Тимохин покинул с раненой ногой, поэтому самостоятельно выехать с Москвы не смог бы. Но бравого воина приняли с остальными офицерами в доме Ростовых. Утром граф Илья Андреевич приказал разгрузить с повозок имущество, чтобы вывезти на них раненных.

Тимохина погрузили на одну телегу с Андреем Болконским, спасая жизнь доблестному капитану. Лев Толстой обращает внимание потомков на то, что сражение выигрывает не генерал, а солдатская масса, которую в бой ведут маленькие по чину, никому не известные офицеры. Чтить память о защитниках Родины есть долг каждого гражданина.