По морю аки по суху. По воде аки по суху

August 30th, 2013

Ну вот еще вариант:

Во как можно. Вроде не фейк же? Хотя кто то говорил, что там возможно пленка постелена прозрачная. Что скажете?

Давайте продолжи тему и под катом вы узнаете, могут ли ТАНКИ ездить по воде …

Об устройстве морского скоростного танкодесантного плавсредства «проекта 80» нам рассказали сотрудники КБ «Вымпел» (в те времена – КБ «Волгобалтсудопроект») и Навашинского судостроительного завода, ныне заслуженные инженеры, а тогда – молодые конструкторы и механики. Технические данные мы получили в некогда секретных архивах КБ «Вымпел». Лишь один вопрос так и остался без ответа: кому и для каких целей понадобился танк на подводных крыльях, способный обогнать любой движущийся объект на воде?

Понтон-трансформер

С этим вопросом можно было бы обратиться к полковнику Мургалеву, который составлял техническое задание и был первым военным куратором проекта. Павел Михайлович Мургалев – легендарная личность. Именно он изобрел противоминный трал для танка Т-34, принятый на вооружение в 1942 году и прошедший всю Вторую мировую войну. ТЗ для скоростного танкодесантного плавсредства предусматривало способность быстро принимать на борт танк Т-54 (позже Т-55), скорость движения свыше 50 км/ч и высокую мореходность, в частности способность двигаться при волнении до пяти баллов. Важным и, пожалуй, сложнейшим требованием была возможность вести огонь прямо с воды.

Разработка плавсредства началась в конце 1950-х годов. Танковый понтон, оснащенный собственным двигателем и подводными крыльями, конструировался на КБ «Волгобалтсудопроект» под руководством Михаила Щукина. Крылья разрабатывались в ЦКБ по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (ныне ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева) – там же, где родились скоростные теплоходы «Ракета» и «Метеор». Аппарат получил и двигатель от «Ракеты» – дизель М-50, способный развивать пиковую мощность 1200 л.с.

Комплект скоростного танкодесантного плавсредства состоял из двух катеров. Подобно обычным немоторизированным понтонам, они навешивались по бокам на танк, оснащенный специальными проушинами. На каждом катере имелось по два гидроцилиндра, с помощью которых плавсредства приподнимались над землей. В таком положении танк входил в воду до определенной осадки.

В транспортном положении подводные крылья на катерах были подняты и напоминали скорее антикрылья гоночного автомобиля. Подняты и прижаты к борту были и крылья-стяжки впереди и позади танка. По достижении водоизмещающего положения половинки стяжек опускались и защелкивались, образуя жесткие поперечные перекладины на уровне днища плавсредства. Благодаря стяжкам катера могли нести танк, не расходясь в стороны. В следующее мгновение гидроцилиндры уже поднимали танк над уровнем воды и понтоны начинали водоизмещать.

Гребной винт и рулевая колонка катера были совмещены с задним подводным крылом, поэтому глубину погружения винта можно было регулировать. Плавсредство отходило на глубину в водоизмещающем положении, затем подводные крылья опускались полностью. Поперечные стяжки, погруженные в воду даже в водоизмещающем положении, также имели профиль крыла и помогали катерам подняться над водной поверхностью.

Важно, что и навеска катеров на танк, и смыкание крыльев-стяжек происходило с помощью гидравлики и не требовало ручного труда. Полное комплектование плавсредства перед выходом на воду занимало 45 минут, а освободиться от понтонов, выйдя на берег, танк мог всего за 3 минуты.

Жизнь только миг

К 1966 году на Навашинском судостроительном заводе был изготовлен макет плавсредства на подводных крыльях в масштабе 1:2, который проходил испытания на скромной речке Тёше. А уже в следующем году полноразмерный опытный образец отправился на большую воду – в Севастополь. «Экипаж каждой машины был небольшой, всего два человека – водитель и моторист, – рассказывает ведущий специалист Навашинского завода Валентин Борисович Галин, – причем один водитель мог управлять как собственным катером, так и плавсредством в целом. Управление рулями и двигателями осуществлялось с помощью электродвигателей и синхронизировалось по кабелю».

На воде плавсредство «проекта 80» сразу же превысило проектную скорость, разогнавшись до 58 км/ч. А вот с прочностью конструкции возникли проблемы. Во время одного из испытаний лопнула стяжка. Катера разошлись, и танк ушел под воду. К тому времени аппарат еще не успел уйти на глубину, поэтому ни экипаж, ни сам танк не пострадали. Для расследования инцидента в Севастополь прислали группу специалистов из «Волгобалтсудопроекта». «Мы наклеивали на крылья-стяжки множество датчиков, закрепляли их эпоксидной смолой, подключали к контрольному оборудованию в специально установленной рубке и выходили в море, – говорит Павел Семенович Карпов, работавший тогда конструктором 1-й категории в секторе прочности. – В результате удалось обнаружить, что в зоне максимальной концентрации напряжения на крыле был пропилен паз, который и стал причиной разрыва».

Не совсем гладко все было и с мореходностью. Да, аппарат мог двигаться по воде при волнении до пяти баллов, но только в водоизмещающем положении, с соответствующей низкой скоростью. Парить на подводных крыльях плавсредство могло при волнении не более трех баллов. При попытке штурмовать неспокойное море полным ходом понтоны буквально ныряли в волну. Вода попадала в воздухозаборники двигателей, и дизели глохли. Как правило, после остановки моторы удавалось быстро завести вновь. Во время одного из испытаний жизни членов экипажа понтона оказались под угрозой: люк воздухозаборника закрылся, и двигатель стал быстро откачивать воздух из внутренних помещений. К счастью, моторист вовремя догадался перекрыть подачу топлива и заглушить мотор.

Задача, которую изначально можно было считать невыполнимой, – это ведение огня с воды. Танковый прицел на такой характер стрельбы не рассчитан. Стрельба с движущегося судна по береговым целям требует совершенно иных систем наведения и стабилизирующих устройств. Ударная волна, образующаяся при выстреле, оказывает колоссальную динамическую нагрузку и на узлы самих понтонов, и на механизмы крепления их к танку. Стоит ли говорить об угрозе здоровью экипажей неукрепленных алюминиевых катеров…

Надо отметить, что столь впечатляющие выстрелы выплывающих из трюма десантного корабля танков ПТ-76 – это всего лишь эффектная показуха: стрельба ведется вхолостую с уменьшенными более чем в половину пороховыми зарядами. Это при том, что калибр там всего 76 мм (против 100 мм у Т-54/55), а танк изначально плавающий. И все же испытания стрельбы на ходу в рамках «проекта 80» проводились. Разумеется, они не увенчались успехом.

Проблемной оказалась угловая передача ведущего вала – та, что позволяла винту подниматься из воды вместе с подводным крылом. Сложный узел не выдерживал нагрузок, и его то и дело приходилось переделывать. И все же конструкторам удалось довести машину до ума. На судостроительных заводах в Навашино, Рыбинске, Астрахани было построено 13 комплектов скоростных танкодесантных плавсредств «проекта 80». Экспериментальный батальон крылатых танков базировался в Севастополе. Ходили слухи, что часть машин отправилась на Балтику. А в 1971 году проект закрыли. Почему – не смог ответить ни один из наших сегодняшних консультантов. Правда, догадаться не сложно.

Летим на Босфор

Автономность скоростного плавсредства «проекта 80» составляла 350 км. 350 км по воде – это вовсе не то же самое, что 350 км по дорогам, как минимум из соображений морской навигации. Для морских походов жизненно необходим квалифицированный штурман, а на понтонных катерах помещались лишь водитель да моторист.

На Черном море дни, когда волнение не превышает трех баллов на удалении 10 км от берега, случаются от силы три-четыре раза в месяц. Поэтому те же «Ракеты» и «Метеоры» курсируют там только в прибрежной зоне. Учитывая места базирования экспериментальных батальонов, плавсредства «проекта 80» предназначались для оперативного захвата берегов балтийских проливов и Босфора. Причем во главу угла ставилась не столько скорость, сколько внезапность появления необычного транспорта. В случае с Босфором танкам пришлось бы преодолевать банки (полосы мелководья, идущие параллельно берегу на удалении 5–10 км от него) и высаживаться на каменистый обрывистый берег.

В технических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчивается масса катеров «проекта 80». При автономности 350 км аппарат должен нести запас топлива минимум на семь часов хода. Двигатель каждого понтона развивает мощность 1200 л.с., тогда как у теплохода «Комета» «лошадок» всего 900. Следовательно, расход топлива у «проекта 80» больше, чем 400 кг/ч, – порядка 600 кг/ч. На семь часов требуется 2,8–3 т топлива в каждом катере. Понтон парка ПМП, перевозимый на Краз-255, весит 8,5 т. Рискнем предположить, что катер «проекта 80» с топливом, двигателем, трансмиссией и крыльями весит не меньше 15 т. Это косвенно подтверждается тем, что он не грузится на Краз-255, а буксируется на спецприцепе.

Чтобы танк мог нести на себе два 15-тонных катера, на него должны быть установлены крепежные узлы, масса которых, по скромным оценкам, составит 2–5% массы самого танка. Это около тонны мертвого металла, который, возможно, понадобится танку один-единственный раз, но который он должен возить с собой всегда.

Подвеска танка не рассчитана на такие нагрузки: считается, что даже вес ножевого трала КМТ-6 (800 кг) приводит к быстрому разрушению подшипников передних катков. Если ходовая часть будет рассчитана на дополнительный вес 30–40 т, то, освободившись от судов после выхода из воды, танк будет иметь слишком жесткую подвеску, что приведет к полной потере ее амортизирующих свойств. Танк не сможет нормально двигаться по суше и вести огонь.

Удельное давление на грунт гусениц танка Т-54 (Т-55, Т-62) составляет порядка 0,78 кг/см 2 . С подвешенными понтонами оно возрастет до 1,5–1,8 кг/см 2 . Танки с самым большим в мире удельным давлением на грунт (немецкий PzKpfw VI «Тигр») с давлением всего 1,04 кг/см 2 утром 5 июля 1943 года не смогли пойти в атаку и ждали около 8 часов только потому, что ночью прошел дождь и земля немного размякла. Если учесть, что грунт дна у берега не отличается плотностью и обычно выдерживает удельное давление не более 0,5–0,64 кг/см 2 , то ясно, что, оказавшись у берега, танк с навешенными катерами выйти из воды не сможет.

Один в поле не танк

И все же главные проблемы «проекта 80» – тактические. Десантная операция предполагает одновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихся по строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки, пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближения батальона «проекта 80» к берегу он должен прикрываться огнем корабельной артиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто – часть артиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки, которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с «проектом 80»? Суда артподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у них вдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше. А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков: противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить «крылатые танки» огнем.

Что такое танки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплекта хватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчики противника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зоне боевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемой части берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозного проекта.

Создатели «проекта-80» сосредоточились на решении одной очень узкой задачи – создании плавсредства, способного транспортировать танк по воде с высокой скоростью. Они оставили вне поля зрения многие технические и тактические вопросы, что в конечном счете привело к краху проекта. Безусловно, у войны свои законы. И все же «проект 80» – это потрясающе изящное и совершенное произведение советской инженерной мысли, которому, к сожалению, суждено быть забытым. Вместе с людьми, которым довелось увидеть катера собственными глазами, умирают и сами машины. Последний «сохранившийся» понтон, а точнее его корпус, хранится в закрытом фонде Музея бронетанковых войск в Кубинке. При всем желании сотрудников музея восстановить его не удастся: все навесное оборудование машины, в том числе крылья и стяжки, безвозвратно утеряно. Ведь катера «проекта 80» делались из высококачественного и дорогого алюминия.

Напомню вам еще о нескольких интересных танках: вот немецкий , а вот . Вспомните еще Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Т-26, Т-37, БТ - все они, как саранча, пойдут за Т-34 и KB и любую задачу выполнят. (Павлов Д.Г.) В июне 1941 г. нигде в мире, кроме СССР не было плавающих танков. И тут мы впереди планеты всей. Танк, которому не страшны водные преграды это мечта любого генерала. Имея их, можно рисовать красные стрелы на картах, забыв не только об оврагах, но и о реках и об озерах. Смущает только следующее. Изобрели плавающий танк не у нас. Его создали в Англии на фирме "Виккерс-Армстронг". Но англичане его на вооружение не приняли, хотя именно "владыке морей" такие танки нужны были больше, чем кому-либо. Что у танка противопульная броня несущественно, если им предстоит воевать с какими-нибудь папуасами, у которых даже этих пуль нет. Зато высаживаться можно на любой заморской территории. Единичные экземпляры этого танка, приобрели Китай, Япония, Нидерланды и Таиланд. В Китае в это время шла гражданская война гоминдана с коммунистами. Коммунисты были вооружены в лучшем случае винтовками. Против них плавающие танки, легко переплывающие Янцзы или Хуанхе, с пулеметным вооружением и противопульной броней были бы то, что надо. Нидерланды владели островной Голландской Индией. Население островов часто бунтовало, и плавающие танки были бы весьма кстати. Но в этих странах все ограничилось единичными экземплярами. Даже островная Япония, которая готовилась к завоеванию Китая и тихоокеанских островов, не стала ни покупать крупную партию, ни копировать английскую амфибию. Зато ее приобрел континентальный Советский Союз и сразу развернул массовое производство этого чуда техники. Но как только началась война, производство амфибий прекратилось. Объясняют это тем, что плавающие танки нужны только в наступательной войне. В оборонительной войне им плавать некуда. Вот если бы мы напали бы первыми, то несомненно плавающие танки пригодились бы. Они с ходу форсировали бы Буг, Вислу, Одер. Не пришлось бы красноармейцам переплывать эти реки на подручных средствах. При этом забывается, что в войне было два периода: и оборонительный, и наступательный. И во втором красноармейцам пришлось переплывать не только Буг, Вислу и Одер, но и Днепр, и Двину. Почему когда Красная Армия перешла в наступление, производство амфибий не возобновилось. Да и англичане, когда готовились к высадкам в Африке, Италии и Франции не начали производство своего собственного детища или его усовершенствованного образца. Англичане пользовались в этих операциях американские машины серии LVT... США были единственной страной, выпускающей массово амфибии в годы Второй Мировой войны. Но это были машины иного класса. Громадины весом в 16-18 тонн предназначались для того, чтобы доставить на вражеский берег пехотинцев и обеспечить им на первых порах огневую поддержку. Поэтому строили как танки, так и транспортеры серии LVT. Транспортер, кроме трех членов экипажа вмещал до 27(!) пехотинцев с полной выкладкой или до 4-х тонн груза. Танки были вооружены 37-мм пушками или 75-мм гаубицами. Они имели противопульную броню, служили исключительно для поддержки пехоты и ни в коем случае не предназначались для самостоятельных действий. Действительно, что могут сделать громадные тонкокожие коробки на вражеском берегу без пехоты. Только героически погибнуть. "Амфибии интенсивно использовались морской пехотой во всех десантных операциях на тихоокеанском ТВД вплоть до июня 1945 г. В Европе десантные плавающие машины применялись американцами не столь активно: они использовались в боях за устье Шельды, при форсировании Рейна и ряда других крупных рек. При высадке же в Нормандии были задействованы машины, переданные англичанам" . Красная Армия форсировала реки пошире Шельды и Рейна, и такие машины были бы весьма кстати. Но наши амфибии ни в коем случае не могли перевозить на вражеский берег пехоту. "После принятия танка Т-38 на вооружение, его создатели ожидали массы хвалебных отзывов из войск. Но не тут то было. Уже в ходе обширных маневров лета 1937 г. выяснилось, что новый танк практически ничем (в боевом отношении) не отличается от Т-37, кроме стоимости, которая, естественно, стала больше. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на его броне через водные препятствия даже двоих пехотинцев. Перегрузка в 120-150 кг приводила к захлестыванию набегающей волны в люки танка при выполнении каких угодно маневров на воде. Итог всегда был неизменным. Танк тонул" .
Иными словами, даже при наличии амфибий, пехоте пришлось бы переплывать реки вплавь. Но мы не "амырыканцы". Это им для форсирования Рейна потребовалось фантастическое количество амфибийных средств. А мы и вплавь можем, пусть нам амфибии хоть какую-то поддержку окажут. Но оказывается, что и просто переплыть реку для наших амфибий проблематично. "Да и без десанта Т-38 имел большие шансы на "утонутие" в случае сброса газа во время плава на максимальной скорости (танк сильно "клевал носом"), при попытке совершить повороты на высокой скорости плава, или если вода не была идеально спокойной (наблюдался значительный крен и качка при выправлении руля), при включении реверса винта для экстренной остановки танка, а также при входе в воду и выходе из нее на малые береговые крутости (все эти недостатки серийных Т-38 перечислены в "состоянии работ по танку Т-38М" рукой самого Н. Астрова). Чтобы улучшить мореходные качества Т-38, в том числе для перевозки десанта, на него в частях по рекомендации АБТУ, в 1937-38 гг. пытались устанавливать поплавки, снятые с ремонтных, или списанных Т-37, но авторитета боевой машине они, понятно, не добавляли, так как ухудшали проходимость и тормозили танк на плаву" . Ну ладно, плавать наши "плавающие" танки не могут, но зато может ездят хорошо. Как отмечал начальник АБТУ Д.Г. Павлов в апреле 1940 г. "... маломощные Т-37 не способны ходить по мало-мальской грязи" . Понятно по грязи, но может посуху хорошо катается? "При движении посуху танк [Т-38] тоже не отвечал возросшим требованиям и на марше вел себя нисколько не лучше "устаревшего" Т-37 из-за большей склонности гусениц к спаданию на поворотах. Проходимость танка по пересеченной местности была недостаточной, эффективность подвески -- никакой, а о маневренности на мягком грунте говорить избегали. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк не мог нормально эксплуатироваться вне дорог, а недостаточная эффективность охлаждения двигателя привела к тому, что почти половина танков Т-38, участвовавших в летни х учениях 1937 г. (19 шт. из 31), во время марша при температуре воздуха 27-29RС, вышли из строя от перегрева двигателя, причем 11 танков требовали большого ремонта вплоть до полной замены силового агрегата" . Свирин, конечно, в танках знаток авторитетный, но в арифметике не очень. 19 из 31 это не "почти половина" , это немного больше. Это почти две трети. "Эксплуатация в войсках показала, что у Т-37А ненадежная трансмиссия и ходовая часть, часто спадает гусеница, мал запас хода, недостаточный запас плавучести" . "Т-37, Т-38 показали себя непригодными для атаки и обороны. Тихоходны, слетают гусеницы" [Отчёт инспектора АБТУ Дугова о об использовании автобронетанковых войск на Халкин-Голе, цит.по 9]. "Неутешительные итоги летних маневров привели к тому, что осенью 1937 г. танк был объявлен небоеспособным, его производство было ограничено, а на заводе начала работать спецкомиссия НКВД" . Наконец-то, после всех мытарств обратились к главной движущей силе технического прогресса в нашем обществе. Уж теперь-то дела точно пойдут как надо. Вредителей пересажают, оставшиеся устранят недостатки. После более чем годичного перерыва выпуск возобновился. "Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Н. Астров был отстранен от работ и в течение двух месяцев был вынужден заниматься утомительной оправдательной писаниной. Однако вскоре он был возвращен в КБ, а танк Т-38М с января 1939 г. был принят на вооружение" . Слава Богу обошлось. Уж не знаю, что писал Астров целых два месяца. Но лучше два месяца оправдательной писанины, чем десять лет лесоповала. В чем же была причина такого конфуза. "Большую часть недостатков плавающей танкетки Т-37А, да и следующей, Т-38, предопределили категорические требования заказчика. Во-первых, базироваться только на двигателях серийных автомобилей, по возможности, и на их других узлах. А из каких моторов выбирать: ЗИС-5 или ГАЗ-М? Первый для малой амфибии был тяжел (452 кг), плохо вписывался в ее корпус. Мотор ГАЗ-М, хотя и маломощный (50 л.с.), был легче (252 кг) и компактней. Его данные вместе с другим обязательным требованием - машина должна плавать - собственно, определяли и габарит корпуса, и массу, и толщины брони, и уровень вооруженности, и остальные характеристики. Вдобавок, конструкция Т-37А страдала двумя серьезными недостатками. Тормоза механизмов поворота, расположенные вне корпуса и на плаву погружавшиеся в воду, намокали - в результате танк на время становился неуправляем. Да и при сухих тормозах из-за их крайне неудачной конструкции управляемость (степень торможения и радиус поворота) далеко не всегда зависела от намерений механика-водителя и условий движения. Порой надо было слегка подправить направление, а тормоз прихватывал намертво - танк делал неожиданно резкий поворот. Такая схема пришла к нам вместе с конструкцией всего танка - от английской фирмы "Виккерс". Это, кстати, лишний пример некритического, подражательного отношения к зарубежному опыту, в ту пору широко бытовавшего в нашем танкостроении... Коварство самозахватывающих тормозов едва не стоило мне жизни..." [Астров, 8]. Кого же это обвиняет Главный конструктор в некритическом, подражательном отношении к зарубежному опыту? Подлые англичане подсунули негодную конструкцию, а кто-то стал ее штамповать огромными сериями. "Кроме уже отмеченных, Т-37А имел еще один крайне серьезный недостаток. Когда мы стали получать с ГАЗа задние мосты грузовиков, начались поломки их дифференциалов - странные, непредсказуемые. Одни проходили гарантийный срок безотказно, другие ломались, не выдержав первого опробования. Эти поломки приучили меня участвовать в осмотре аварийных мостов, более того, требовать, чтобы их разбирали только в моем присутствии. Собственноручная промывка деталей много дает для понимания причин поломок и износов, работы уплотнений и т. д. С моей точки зрения, всякий конструктор должен не бояться запачкать для этого руки. К сожалению, работа главного не всегда это позволяет. Однажды меня, можно сказать, на месте преступления - у глубокого противня с керосином - застало заводское и спецмаштрестовское начальство. Оно крайне неодобрительно отнеслось к такому поведению главного конструктора" [Астров, 8]. Урок был усвоен, и на смену прежним был создан новый плавающий танк Т-40, с двигателем уже 85 л.с. "Танк Т-40 прошел обширную программу испытаний, в ходе которых был организован пробег по маршруту Москва - Минск - Киев - Москва, протяженностью 3000 км с преодолением всех водных преград" . Ударил танкопробегом по бездорожью и разгильдяйству! Правда, "У Т-40 сохранился весьма существенный недостаток - он мог преодолевать препятствия только сам. В качестве плавсредства для переправы пехоты его использовать было нельзя" . Судьба плавающих танков была плачевной. "... небольшое количество Т-38 участвовало в Великой Отечественной войне, в ее первый период. А Т-37А почти не был в деле" [Астров, 8]. Почему же только небольшое количество Т-38, хотя их выпустили 1.340, и куда девались Т-37А, которых наделали аж 2.627 штук? "Основная их масса была потеряна в первый месяц Великой Отечественной войны, так и не вступив в бой с врагом. Причем главным образом, танки бросили или подорвали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим слабым машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоты" Что касается новейшего плавающего танка Т-40, то его "модернизировали". Были "изъяты гребной винт с карданным приводом, коробка отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, водоотбойный щит, теплообменник, компас", а на следующем варианте Т-30 установили "прямой кормовой лист корпуса без ниши винта" . Объяснение забавное: "в реальной боевой обстановке плавать танку практически не приходилось" . Может, мало в СССР, водных преград? Или на берегах рек технику при отступлении не бросали, из-за невозможности ее эвакуировать? А когда сами в наступление перешли, почему не возобновили производство? А может все потому, что плавал Т-40 не лучше, чем Т-38, вопреки результату танкопробега? Сколько же было выпущено танков Т-40? По одним данным 709 , а по другим 296, из которых АБТУ приняло 277 . Видимо в первую цифру вошли "модернизированные" Т-30. Впрочем, точно не знаю. Литература. Барятинский М.Б. Бронетанковая техника СССР 1939-1945. Бронеколлекция, 1"1998. Зимняя война. 1939-1940. Кн. 1-2. М.: Наука, 1999. Свирин М.Н. Многострадальный "тридцать восьмой". М-Хобби, 9"1997. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Боевые гусеничные машины. Минск: Харвест, 2001. Энциклопедия танков. Под ред. Халявского Г.Л. Минск: Харвест, 1998 Коломиец М.В. Танки амфибии Т-37, Т-38, Т-40. Фронтовая иллюстрация, 3"2003. Барятинский М.Б. Амфибии Красной Армии. БК, 1"2003. Астров Н.А. Так доставался опыт. За рулем, 9"1989. Коломиец М. Танки на Халкин-Голе. Необъявленная война Сталина. Боевое крещение советских танкистов. М. Яуза, Эксмо, 2013.

А. В. Григорьев

Библейские и патристические источники выражения по морю аки по суху

Выражение по морю аки по суху "о легком преодолении какого-либо препятствия" современные фразеологические словари со ссылкой на труд М. И. Михельсона возводят к Посланию апостола Павла к евреям: «Верою перешли они Чермное море как по суше» Пготег бгер^^ау т^у "Брибрау ©а1аооау ю^ 8га УЛ5 (буквально: как по сухой земле ю^ 8га УЛ£

Евр. 11:29) . Однако это далеко не единственный и не непосредственный источник данного выражения. Уже в древнейших старославянских и древнерусских текстах мы встречаем исследуемое сочетание в том виде, в котором оно представлено в современном языке: (ходяи) по морю аки по суху (Супрасльская рукопись, 77, 8, XI в., Поучения Кирилла Иерусалимского XI-XII вв., 136 об. и др.), в то время как выражение из Послания к евреям имело иную славянскую форму: «ПрЪидоша Чермное море аки по сус& земли».

Можно предположить, что выражение по морю аки по суху возникло в результате процессов, происходивших в греческих патристических сочинениях. Под влиянием прообразователь-ного (типологического) принципа истолкования Священного Писания, когда ветхозаветные и новозаветные события связывались между собой личностью Христа, и ветхозаветное событие являлось провозвестником, прообразом новозаветного, форма библейских выражений как следствие сопоставления различных эпизодов Писания могла изменяться. Так, у Отцов Церкви фрагмент из книги Исход о пересечении евреями Красного моря (ср.: Исх. 14:16 «И пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» каг еше^батюсау о! Ыог 1ора^1 цеооу 6а1аос^ ката то Х"фоп) нередко соотносится с уже упоминавшимся отрывком из новозаветного Послания к евреям, где представлено компаративное употребление: Евр. 11: 29 Верою

1 Кочедыков Л. Г., Жильцова Л. В. Краткий словарь библейских фразеологизмов // Вестник СамГУ. 1997. №1 (3). Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Т. 1. СПб. 1902-1903. Репринт. изд. М., 1997.

94 Библейские и патристические источники...

перешли они Чермное море, как по суше (ю^ 8га УЛО. В

патристических сочинениях в данном случаем мы можем наблюдать контаминацию ветхозаветного и новозаветного стихов с сохранением сравнительного оборота и устранением определения т^п "Брибрау по аналогии с Книгой Исход, а также существительного ул^ (под влиянием Ветхого Завета или вследствие субстантивации прилагательного), что приводит к появлению таких выражений, как, например: 8га ба1аос^ ю^ 8га ХЛР©£ (Постановления апостолов, 7, 36, IV в.). Подобные выражения в различных парафразах в компаративном употреблении в святоотеческой традиции мы встретим у Евсевия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Дидима, а также у Григория Богослова (Рв 36, 172: ю^ 8га ХЛР©£ 0ур©£ ) и Георгия Мниха (Хроника, 110, 500 и 427, 192: ¿V цеоф той й8ато^ ю^ 8га ХЛР©£ среди вод как по суху), сочинения которых были известны в славянских переводах. Таким образом, в патристических текстах возникает несколько вариантов исследуемого выражения, в которых может быть представлено субстантивированное прилагательное: (8га) ХЛР©£ по суху и существительные ба1аооа "море" или й8юР "вода": по морю (воде) аки по суху.

Однако более внимательное изучение славянских контекстов показало, что часто перед изучаемым оборотом находится причастие ходяи, что позволяет рассмотреть и его как часть библейской цитаты. Тогда мы можем сделать вывод, что нередко выражение (ходяи) по морю аки по суху - перевод фрагмента из Книги Иова: (яЕРгяатюп) ю^ ¿я" ¿8афои^ ¿яг ба^асо^ (Иов 9:8), где греческое е8афо^ "основание, дно", ул "земля, почва" в святоотеческих текстах может заменяться словами "земля" или ХЛР£ "суша, земля" (от "сухой"), а в

славянских текстах переводиться формой субстантивированного прилагательного: по суху. Следует указать, что в патристических источниках порядок слов по сравнению с цитатой из книги Иова изменён: по всей вероятности, по аналогии с Евр. 11:29, компаратив представлен в конце предложения: (яЕРгяатюп) ¿яг ба^асо^ ю^ ¿яг ¿8афои^ у Афанасия Александрийского (Рв 28: 1225), Иоанна Златоуста (Рв 56: 364, 59: 247), Фотия (ср.

2 вео^п шопасЫ сЬгошсоп. БШН^аТ;, 1978.

также у Феофилакта Болгарского - PG 123: 1292), елг Galaocqj rnq елг yj (у Иоанна Златоуста: Quod nemo..., 13, 423) и др.

Таким образом, мы можем выявить два основных пути появления в святоотеческой и славянской традициях исследуемого выражения: оно возникает 1) либо в результате контаминации Исх. 14:16 и Евр. 11:29, 2) либо как следствие влияния Исх. 14:16 и Евр. 11:29 на Иов 9:8.

Итак, источниками выражения по морю аки по суху являются как минимум три библейских фрагмента: Исх. 14:16, Иов 9:8 и Евр. 11:29. Кроме этого, возможно влияние сходных ветхозаветных контекстов, где также рассказывается о переходе евреев через Красное море (Исх. 14: 22, 29; Пс. 105: 9, Пс. 77: 13), и новозаветных отрывков, повествующих о хождении Христа по водам Галилейского моря: Мат. 14: 25-33, Мк. 6: 47-51. Данные библейские фрагменты под влиянием типологического принципа истолкования Священного Писания объединяются и преобразуются в святоотеческой традиции (Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Евсевий Кесарийский, Григорий Богослов и др.), что приводит к формированию в патристических текстах синонимичных выражений 8га Galaocqj fflj 8га XhP©j, елг Galaocqj fflj елг edafouj, елг Galaocqj fflj £лг yj, rnj 8га XhP©j tj 0ypaj, ¿v цеоф той ftdatoj rnj 8га XhP©j, которые уже в ранней славянской книжности переводятся как по морю аки по суху и по воде аки по суху.

3 Quod nemo laeditur nisi a se ipso // Lettre d"exil à Olympias et à tous les fidèles / ed. A.-M. Malingrey. Paris, 1964 (= Sources chrétiennes 103).

Библия для верующих и неверующих Ярославский Емельян Михайлович

Глава восьмая По морю, аки по суху

Глава восьмая

По морю, аки по суху

До революции попы рассказывали в школах, как бог перехитрил фараона, а когда прочитаешь в библии, так прямо отвращение получается от всей этой хитрости. Это целый военный заговор, причем бог здесь хитрит, как какой-нибудь индеец из рассказов Густава Эмара, готовящийся содрать кожу с черепа своих врагов.

Об этом рассказывается в главах XIV и XV Исхода. Сначала бог велит расположиться лагерем около моря, а потом хвастается Моисею: дескать, узнает фараон, что евреи остановились у моря, и скажет: «заблудились они». А я, мол, тем временем ожесточу его сердце, ион погонится за вами. Вот тут-то я его и настигну.

«И возвещено было царю египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: Что это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» (XIV, 5).

Этот стих прежде всего противоречит тому, что писалось раньше в библии. Зачем было возвещать царю о том, что народ еврейский вышел, когда в главе XII, стих 33, библия рассказывает:

«И понуждали египтяне народ, чтобы скорей выслать его из земли той».

А в стихе 31 сам фараон говорит Моисею и Аарону ночью:

«Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы».

Так что же ему было возвещать это, когда он сам велел ему удалиться? А затем, конечно, что нужно было придумать почуднее. И вот библия рассказывает, как евреи проходят через расступившиеся воды Чермного моря, и воды стоят стеной по обе стороны, а они идут по сухому дну. А когда по этой же дороге пытался нагнать их фараон со своим войском, то бог начинает с ними играть плохие шутки: снимает колеса с телег, так что они двигаться не могут: «и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом» (XIV, 23), а затем топит их среди моря.

Среди духовенства есть много таких, которые пытаются доказать, что наука и библия между собой не расходятся. Но как же объясняют они этот рассказ? А очень просто, говорят они: в море бывают приливы и отливы; евреи прошли по такому мелкому месту, где во время отлива моря обнажается дно, а египтяне погнались за ними, когда отлив уже кончился и начался морской прилив. Во-первых, в Чермном, или Красном, море нигде нет такого места, где бы вода во время отлива оголяла дно так, чтобы можно было перейти море; во-вторых, если бы даже что-либо подобное и было, то египтяне об этом так же хорошо знали бы, как и евреи, так что весь этот рассказ о переходе через Чермное море придуман именно для того, чтобы было почудесней.

Из книги Деяния апостолов автора Уайт Елена

Глава 42 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ И КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 27; 28:1-10. Наконец-то Павел отправился в Рим. «Когда решено было, – пишет Лука, – плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлий.

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Глава восьмая Великое гонение на Церковь после убиения Стефана (ст. 1-4). Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва (5-13). Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв (14-25). Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

4. Путешествия по Красному морю Целью практически всех путешествий по Красному морю была страна Пунт, земля фимиама, находившаяся за проливом Баб-эль-Мандеба на сомалийском и аравийском побережье. Добрый змей из сказки о моряке, потерпевшем кораблекрушение, назвал себя

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

ГЛАВА ВОСЬМАЯ 1. Савл же бе соизволяя убийству его. Бысть же в той день гонение велие на церковь иерусалимскую: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол. 2. Погребоша же Стефана мужие благоговейнии, и сотвориша плачь велий над ним. 3. Савл же

Из книги Творения автора Медиоланский Амвросий

Глава восьмая 51. Размыслите, дети, чем вы обязаны в отношении к родительским обетам. Мы отверзли к Богу уста свои, и воля родителей есть (законный) обет. Мы просили, а вы исполните. А какова сила родительских обетов, вас должна научить дочь Иеффая галаадскаго; она, дабы обет

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

2. Умолкните, обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. Умолкните. Прежде в оживленном, торговом городе стоял неумолкаемый крик, так как происходила купля и продажа товаров на берегу, а множество приезжих матросов еще более производили шума

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

10. Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. 10-12. В этом отделе находится гимн Богу за оказанные Им благодеяния язычникам. Благодеяния эти тюка еще - предмет пророческих ожиданий. Но пророк

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. (Мк. 6:49, 50; Ин. 6:19). На объективность явления указывает выражение Марка "все", т.е. бывшие в лодке, а у Матфея множественное число, в котором поставлены глаголы и причастия

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

16. Хождение Иисуса Христа по морю 16. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17. и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Здесь начинается повествование о чудесном хождении Христа по морю. Объяснение

Из книги Путешествие по Святой Земле в 1835 году автора Норов Авраам Сергеевич

Плавание по житейскому морю Если мы заметим, что кто-либо обнаруживает добродетель, безмолвие, благоговение, послушание, смирение и другие похвальные дела, то благим стремлением ободрим себя, чтобы бежать вместе с таким человеком, ибо таким путем рождается союз мира (см.

Из книги Повести и рассказы автора Лесков Николай Семенович

Глава II Вифания и дорога к Мертвому морю. – Гора Сорокадневная «Вифания же была близь Иерусалима стадиях в пятнадцати…» «Иисус же… скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и камень лежал на ней». (Ин 11:18, 38) Во время пребывания Спасителя в Иерусалиме дорога из

Из книги Ночь перед Рождеством [Лучшие рождественские истории] автора Грин Александр

Глава восьмая Было утро; у моей кроватки стояла бабушка, в ее большом белом чепце с рюшевыми мармотками, и держала в руке новенький серебряный рубль, составлявший обыкновенный рождественский подарок, который она мне дарила.Я понял, что все виденное мною происходило не

Из книги автора

Глава восьмая Анна рассказала это нам, а мы рассказали гувернеру Кольбергу, а Кольберг, желая чем-нибудь позанять дядю, передал ему. Тот это выслушал и сказал: «Молодец Храпошка», а потом хлопнул три раза в ладоши.Это значило, что дядя требует к себе своего камердинера

Из книги автора

Глава восьмая Случай был неожиданный и печальный. В самую весеннюю ростепель, когда, по народному выражению, «лужа быка топит», из далекого тетушкина имения прискакал верховой с роковым известием об опасной болезни дедушки.Длинный переезд в такую распутицу был сопряжен

Медицинская энциклопедия Большой медицинский словарь Медицинские термины Атлас анатомии человека Большая психологическая энциклопедия Психологическая энциклопедия Психологический словарь Словарь по аналитической психологии Психотерапевтическая энциклопедия Толковый словарь психиатрических терминов Словарь по психоанализу Словарь нейролингвистического программирования Сексологическая энциклопедия Словарь медицинских препаратов Энциклопедия лекарственных растений Биологическая энциклопедия Биологический энциклопедический словарь Словарь микробиологии Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь. Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь Сельскохозяйственный словарь-справочник Ветеринарный энциклопедический словарь Словарь ботанических терминов Анатомия и морфология растений Жизнь животных Жизнь и ловля пресноводных рыб Рыбы России. Справочник Животные России. Справочник Грибы России. Справочник Породы сельскохозяйственных животных. Справочник Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах Термины и определения, используемые в селекции, генетике животных Словарь дрессировщика Философская энциклопедия Новейший философский словарь История философии Античная философия Китайская философия. Энциклопедический словарь. Энциклопедия эпистемологии и философии науки Словарь терминов логики Энциклопедия социологии Термины гендерных исследований Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Библейская энциклопедия Брокгауза Православный энциклопедический словарь Краткий церковнославянский словарь Католическая энциклопедия Ислам. Энциклопедический словарь. Словарь индуизма Буддизм Энциклопедия мифологии Религиозные термины Астрологическая энциклопедия Словарь восточных терминов Словарь символов Музыкальная энциклопедия Музыкальный словарь Русский рок. Малая энциклопедия Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Большая советская энциклопедия Современная энциклопедия Энциклопедия Кольера Большой Энциклопедический словарь Правила русского правописания Справочник по правописанию и стилистике Словарь управления Педагогическое речеведение Грамматологический словарь Толковый словарь Даля Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Ушакова Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Толковый словарь русского языка Кузнецова Толковый словарь Дмитриева Малый академический словарь Стилистический энциклопедический словарь русского языка Орфографический словарь-справочник Русский орфографический словарь Словарь лингвистических терминов Пятиязычный словарь лингвистических терминов Идеографический словарь русского языка Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера Этимологический словарь русского языка Крылова Этимологический словарь русского языка Семенова Справочник по этимологии и исторической лексикологии Этимологический словарь русского языка Словарь церковнославянского языка Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) Фразеологический словарь русского литературного языка Учебный фразеологический словарь Сводная энциклопедия афоризмов Словарь крылатых слов и выражений В.И. Даль. Пословицы русского народа Большой словарь русских поговорок Словарь иностранных слов русского языка Толковый переводоведческий словарь История слов Живая речь. Словарь разговорных выражений Словарь русского арго Русское словесное ударение Формы слов Словарь русской идиоматики Словарь синонимов Словарь антонимов Литературная энциклопедия Словарь литературных терминов Словарь литературоведческих терминов Поэтический словарь Литературные герои Энциклопедия Булгакова Лермонтовская энциклопедия Шекспировская энциклопедия Словарь русского языка XVIII века Словарь книжников и книжности Древней Руси Русские поэты Серебряного века Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён Словарь-справочник "Слово о полку Игореве" Античные писатели Художественная энциклопедия Энциклопедия культурологии Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия Словарь средневековой культуры Альтернативная культура. Энциклопедия Постмодернизм. Словарь терминов Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003) Географическая энциклопедия Географический атлас Демографический энциклопедический словарь Этнопсихологический словарь Города России Москва (энциклопедия) Санкт-Петербург (энциклопедия) Екатеринбург (энциклопедия) Вся Япония Словарь бизнес-терминов Юридический словарь Финансовый словарь Экономический словарь Большой бухгалтерский словарь Энциклопедический словарь экономики и права Энциклопедия юриста Большой юридический словарь Энциклопедический словарь конституционного права Административное право. Словарь-справочник Словарь-справочник уголовного права Словарь депозитарных терминов Словарь терминов антикризисного управления Дипломатический словарь Политология. Словарь. Словарь русских фамилий Словарь личных имен Советская историческая энциклопедия Исторический словарь Большая биографическая энциклопедия 1000 биографий Биографический словарь Энциклопедический словарь псевдонимов Русская история Энциклопедия русского быта XIX века Казачий словарь-справочник Все монархи мира Словарь полководцев Энциклопедия битв мировой истории Средневековый мир в терминах, именах и названиях Античный мир. Словарь-справочник Реальный словарь классических древностей Энциклопедия Третьего рейха Этнографический словарь