Т-игра "мозговой штурм".

Мозговой штурм

Прямая и обратная мозговая атака


  • - Там огонь!... Он в полумиле от нас и ветер несет его в нашу сторону! Берите-ка и выдергивайте эту самую сухую траву!
  • Старик пошел в противоположную сторону и, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их на полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры…
  • - Теперь, - сказал старик, - вы увидите, как огонь дерется с огнем.
  • Ф. Купер «Прерия»

  • Как быстро и точно определить площадь страны по географической карте, не имея никаких инструментов измерения длины и площади?
  • Как построить бетонный купол над стадионом?
  • Как уберечь морское судно от торпедной атаки?

Алекс Осборн

  • Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс был капитаном одного из этих кораблей. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.
  • И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет...
  • Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и решил проанализировать ситуацию. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, "мощным дувом" торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне.
  • Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

  • В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей.

  • На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Приемы генерации идей

  • Аналогия – сделай так, как это делается при решении другой задачи
  • Инверсия – сделай наоборот
  • Фантазия – придумай нечто новое
  • Эмпатия – представь себя на месте исследуемого объекта, процесса

  • Служащие стали жаловаться на работу лифтов в часы пик: долго приходится ждать освободившегося лифта. Как разрешить проблему с наименьшими затратами?
  • Как в стоге сена найти иголку?
  • Для спасения летчика, потерпевшего крушение на море, был разработан надувной плотик, практически непотопляемый. Но во время шторма плотик переворачивался. Как устранить этот недостаток?


Суть метода – поиск недостатков в предложенном решении.

Диверсионный метод – можно ли ухудшить изделие, сломать его?

  • Группа продиводействия при разработке нового оружия
  • Хакеры и антихакеры
  • Критика недостатков нового изделия в ходе испытания

  • Для очистки сучьев деревьев от коры было предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной. Такой технологии не существует. Предложите свою технологию
  • Одна из фирм выпускала отличные ножи для чистки картофеля. Через несколько лет спрос на эти ножи упал, так как рынок насытился, а ножи были долговечными. Предложите решение проблемы без ухудшения качества изделия.

Домашнее задание

  • Закончите рассказ (стр. 99)

День добрый, читатели моего блога. Сегодня анализировал статистику запросов от пользователей, искал интересные темы для своих статей и понял, что многие ищут в сети новые бизнес идеи. Уверен, что все хотят найти готовую бизнес идею, которая уже завтра, а то даже и сегодня, начнет приносить прибыль. Скажу сразу, что в сети вы сможете найти бизнес идеи, но не факт, что они будут актуальные. В большинстве случаев в открытый доступ попадают старые бизнес планы, которые уже себя изжили, или такие, что не являются рентабельными. К чему я веду? К тому, что бизнес идею можно разработать самостоятельно, она будет уникальная, она будет авторская, вы продумаете все плюсы и минусы, сможете рассчитать все риски и плюсы данного дела.
Но тут возникает вопрос, а как это сделать? Если честно, то я тоже с самого начала задался таким вопросом. Очень легко сказать – придумать новую бизнес идею, но нужно ж иметь четкое понимание того, как и что делать. Не все от природы могут за секунды выдавать креативный решения, способные давать отличный результат.

Детальней изучая данную тему я понял, что в науке очень много людей тоже задавалось себе таким вопросом, и некоторые из них разработали даже специальный системы позволяющие стимулировать мозг, заставляющие его работать сверх своих возможностей и выдавать новые идеи. Итак, сегодня мы с Вами поговорим о 10 основных методах генерирования новых бизнес идей.

Мозговой штурм – отличный способ получения новых идей

Мозговой штурм – это то, что практикуется во многих компания, больших и малых. Не важно каким видом бизнеса вы занимаетесь или планируете заняться, мозговой штурм всегда способен выдать новые идеи, интересные концепции и решения поставленных задач.
Данный метод был разработан Алексом Осборном. Основная идея состоит в том, что участники мозгового штурма обсуждаю поставленный вопрос. Сначала задается вопрос, потом каждый предлагает свое решение, высказывая несколько фраз. Идеи должны быть разные, желательно высказывать все, что приходит в голову, не бояться. Даже если решение кажется фантастическим, то говорите. Таким образом идет коллективное мышление, происходит стимулирование творческого процесса. У меня в команде бывало так, что с начала все идет тяжело, но потом кто-то сказал одну идею, его подхватил другой, третий и пошло. Идея за идеей, решение за решением, из сотни высказанных предложений мы обязательно находим парочку толковых. Далее следует их записать и уже более детально обговорить.
Мозговой штурм имеет три этапа:
Постановка проблемы. Определитесь с тем, что будете обговаривать, четко сформулируйте задачу.
Генерация идеи. Самая важная и креативная часть мозгового штурма. Тут нужно соблюдать определенные правила: не ограничивать идеи, говорить все подряд; ни в коем случае не критиковать идею другого участника штурма; самые необычные идеи приветствуются; по возможности объединять и компонировать сказанное.
Группировка и выделение самых интересных идей. Часто этот этап забывается, но именно он позволяет из сотен сказанных идей выделить самые лучшие и достойные.
Думаю, что вы разобрались с тем, что такое мозговой штурм. Уверен, что первые несколько раз будет тяжело, но со временем вы приловчитесь и сможете генерировать очень интересные и полезные идеи.

Новые бизнес идеи: метод «шесть шляп»

Данный метод генерации новых бизнес идей, да и всех идей в целом, принадлежит Эдварду де Боно. В ходе творческого процесса человек должен надеть шесть разных шляп. У каждой свой определенный цвет, который отвечает за ту или иную функцию. Так, надев белую шляпу вы должны беспристрастно проверить все цифры и факты, примеряв черную, нужно искать все негативные черты и риски данного бизнеса, в желтой – проанализировать все плюсы данного дела, в зеленой сгенерировать еще новых идей развития проекта, а в красной можете себе позволить эмоционально высказываться по поводу представленной идеи. И последняя, синяя шляпа – в ней вы должны подвести итоги всей проделанной работы.
Очень интересный метод, который превращается в игру, но тем самым способен невероятным образом стимулировать процесс мышления и увеличивать возможность генерировать новые бизнес идеи.

Метод «ментальные карты»

Данный метод генерации новых бизнес идей получил название «ментальные карты». Его создателем является Тони Бьюзен. Основная идея заключается в том, что весь процесс мышления и креатива тесно связан с памятью человека. Именно ее нужно развивать, стимулировать, стараться как-то взбудоражить. Тони Бьюзен предлагает взять большой ватман бумаги, в центре написать идею, ключевое понятие от которого нужно отталкиваться, а далее создавать ветви на которых писать все возникающие ассоциации. Таким образом у Вас образуется определенная карта, состоящая из множества ассоциаций. Все они будут связаны между собой ключевым понятием. Это позволит включить креативный процесс мышления, создать целую сетку ассоциативных понятий из которых можно вывести интересные и новые идеи.

Новые бизнес идеи: метод синектики

Вот это уже действительно реальный метод, который я использовал в своей практике несколько раз. Не скажу, что он простой, но довольно таки действенный. Понял алгоритм работы, вы сможете с легкостью генерировать новые бизнес идеи, или решать поставленные задачи.
Итак, синектика – главным источником новых идей тут является поиск аналогий. Автором данного метода является Уильям Гордон. Что нужно делать? Вначале выбираем объект, и рисуем таблицу для его аналогий. В первом столбце указываем прямые аналогии, во втором – косвенные, а потом нужно сопоставить цель, прямую и косвенную аналогию.
Тяжеловато понять с первого раза? Я тоже был запутался, по этому приведу простой пример.
Объект – карандаш
Задача – расширение ассортимента и увеличение продаж
Прямая аналогия – большой и объемный карандаш
Косвенная аналогия (отрицание прямой) – плоский карандаш
Сопоставляем цель, прямую и косвенную аналогию и понимаем, что можно сделать плоский карандаш-закладку для книг.
Более детально про метод синектики я написал в статье «Синектика: метод генерации новых идей»

Новые бизнес идеи: метод фокальных обьектов


Метод фокальных объектов – довольно интересный способ генерации новых бизнес идей. Его автором является Чарльз Вайтинг, который отмечает, что данный способ призван объединить признаки разных объектов в одном целом, и за счет этого вывести новый объект, более интересный для людей.
Например: за основу берем праздник Новый Год. Ассоциаций много, но у меня сразу в голову приходят апельсины, подарки, бенгальские огни и свечи которые родители ставили на стол. Идея такова, что можно в воск свечи добавить перетертые бенгальские огни, и мы получил интересную свечу, которая будет искриться. Пример простой, но думаю, что он позволил Вам понять как это работает. Метод фокальных объектов используется везде – в технике, в машиностроении, в промышленности. Даже взять технику от Apple – все новые гаджеты (iPhone, iPad) –это генерация различных устройств, свойства которых объединили в одно и доработали.

Морфологический анализ

Данный метод был предложен Фрицем Цвике. Если честно, то я не до конца его понял, несколько раз старался сгенерировать новые идеи таким образом, но не получалось. Возможно я тяготею к другим способам, но в своей статье не мог обойти этот стороной.
Итак, метод морфологического анализа заключается в том, что исследуемый объект нужно разложить на компоненты, среди которых нужно выбрать самые важные и существенные. Далее их нужно изменить всевозможными методами и попытаться собрать, в результате получив другой, качественно новый объект.

Метод непрямых стратегий

Данный метод генерации новых идей довольно забавный. Лично я несколько раз его использовал, сказать, что идея пришла гениальная – будет не правдой. Возможно из-за того, что я воспринимал все как игру, больше хотел протестировать метод непрямых стратегий на действенность, нежели получить какой-то конечный результат.
Непрямые стратегии были разработаны Брайаном Ино и Питером Шмидтом. Суть состоит в том, что вы даете определенные инструкции самому себе, но предварительно не знаете, что должны будете выполнить и куда приведет результат выполнение того или иного указания. Раньше для этого использовались специальные карты, на которых писали команды типа «Спроси свое тело», «отбрось обычные инструменты», «сделай это наоборот». Были также и немного непонятные команды – «Послушай тихий голос», «Прокрути хребет» или «Проделай умывание». Именно такие указания использовал сам Брайан Ино.
В наше время, когда интернет доступен практически каждому, вам не нужно писать карточки, или искать специальные карты непрямых стратегий. Достаточно зайти на сайт futura.ru/Oblique.htm и вы получите найдете генератор случайных указаний.

Метод «автобус, кровать, ванна»

Данный метод основывается на том, что идеи приходят к нам всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое. Как правило, самые интересные идеи застанут Вас врасплох, в 3 часа дня, в какой-то обычный рабочий день. Помните, что озарение приходит спонтанно, но вы должны быть к этому готовы. Носите с собой ручку и блокнот, записывайте все, что кажется интересным.

Новые бизнес идеи: метод расшифровки

Тут в дело идет фантазия. Берете какое-то высказывание на иностранном языке, такое, что Вам не понятно, и стараетесь расшифровать его, использую аналогии, ассоциации, перебирая десятки возможных вариантов. В таком творческом процессе может зародиться интересная идея. Если вы хотите получить новую бизнес идею, то лучше выбирайте какие-то бизнес цитаты на иностранном языке.

Ловушка для идей

Данный метод чем-то схож с предыдущим – автобус, кровать, ванная. Тут вы тоже должны фиксировать все-все-все, что приходит в голову. Записывайте в блокнот, на диктофон, в телефон или планшет. Но не нужно сразу анализировать записанное. Как правило, вернитесь к идеи через несколько дней, обдумайте ее еще раз, сделайте анализ и определенные выводы.
Новые бизнес идеи генерировать не так уж и сложно. Поверьте, если вы освоите один из 10 методов, что я описал, то новые идеи станут обычным делом в вашей жизни. Другой вопрос в том, что любая идея должна быть подобающим образом реализована, чтоб превратиться из концепции в стоящее дело.


Все человечество в современном мире регулярно сталкивается с множеством разнообразных проблем, которые, так или иначе, нужно решать. И для этого разработано такое же множество эффективных методик, которые помогают в их решении. Сегодня огромную популярность и широкое применение получил так называемый метод мозгового штурма . Давайте попробуем разобраться мозговой штурм, что же это и как работает метод мозгового штурма.

Что такое мозговой штурм?

Ученые говорят, мозговой штурм – это метод оперативного решения проблемы, когда его участники вариантов выдвигают наибольшее количество (в том числе и совершенно нелепых или фантастических, порой даже абсурдных) решений. А затем, из всего количества идей выбираются наиболее жизнеспособные. Суть метода мозгового штурма заключается в том, что его участники стимулируют свою творческую активность и таким образом, способны ускорить решение проблемы.

Мозговой штурм проходит в три этапа:

1. Проблема.
2. Идеи решения.
3. Выбор решения.

Первый этап – предварительный или организационный. Заключается в четкой формулировке проблемы, отбора участников и распределения для них ролей.

Второй этап – основной. От него зависит успех в решении какой-либо проблемы. При генерации идей не должно быть критики и оценивания, предлагаемые варианты могут быть абсолютно разными от реальных до абсурдных.

Третий этап – заключительный и так же достаточно важен, как и второй этап. Здесь нужно учитывать согласованность участников, общая их направленность в решении обсуждаемой проблемы, все идеи оцениваются и критикуются.

Применение метода мозгового штурма несет свои преимущества:

Общая работа участников, которые имеют различный опыт, уровень знаний, свою точку зрения, в разы усиливает эффект поиска выхода из проблемы.
Творческий подход к решению создает коллективизм сотрудников.
Позитив и дружеская обстановка позволяют раскрыть сотрудникам свой скрытый потенциал, который необходим для принятия конструктивного решения.

Подводя итоги, можно сказать, что сплоченная коллективная работа позволяет выдавать высокие результаты. Однако, как утверждают многие ученые, особенно психологи, если будет неправильно организована работа участников метода мозгового штурма, результаты будут весьма плачевными. Чтобы этого не случилось, следует учитывать 10 обязательных правил.

10 правил метода мозгового штурма

1. Подготовка. Все участвующие в методе мозгового штурма должны быть оповещены за несколько дней до проведения метода и озвучена решаемая задача.

2. Участников должно быть много. Для большей эффективности мозгового штурма нужно приглашать как можно больше людей. Принцип жизни - «Больше людейбольше идей» сработает однозначно.

3. Уточнение проблемы. Перед началом мозгового штурма обязательно нужно уточнить исследуемую проблему, что позволит всем участникам сконцентрировать свое внимание только на этом.

4. Ведение записей. Все время на протяжении всего мозгового штурма каждый участник должен записывать все, что происходит. Так как в процессе ведущий может что-то упустить, и список идей может оказаться не объективным и не полным.

5. Критика. Нельзя отвергать даже самые нелепые и фантастические идеи. Ни в коем случае не критикуйте их, так как критика влияет на людей подавляюще и их скрытый потенциал, так и может остаться скрытым.

6. Генерация идей – максимальная. Все участники метода мозгового штурма должны предложить как можно больше идей без стеснения и на протяжении всего отведенного для этого времени.

7. Привлечение людей со стороны. Для проведения метода мозгового штурма можно привлекать большое количество людей, вообще не имеющих к этому методу никакого отношения. Это не повредит.

8. Комбинирование идей. Идеи можно компоновать, то есть соединять между собой. Решение может получиться достаточно креативным.

9. Визуализация. Для большей эффективности работы можно использовать таблицы, доски, панели, схемы, плакаты и т.п.

10. Негативный результат. Представьте, что ситуация вышла из-под контроля и все сложилось таким образом, как вы не планировали. Это может помочь вам психологически настроится на любой исход и сгенерировать несколько идей дополнительно.

Метод мозгового штурма для выхода из проблематических ситуаций можно применять везде – в бизнесе разного уровня, на работе, в семейных отношениях и т.д. Главное правильно расставить приоритеты, организовать процесс и четко поэтапно двигаться, учитывая правила мозгового штурма к нужной цели.