Из милана на концерт арена ди верона. Билеты на оперу или концерт

Одной из главных достопримечательностей итальянской Вероны является античный амфитеатр Арена Ди Верона . Его внешний вид не менялся с древне-римских времен, однако в настоящее время, внутри амфитеатра оборудована концертная площадка, на которой ежегодно проходит оперный фестиваль. Расположена Арена ди Верона на Пьяцца Бра - главной площади города.

Арена ди Верона является третьей по величине среди аналогичных римских сооружений (после Колизея и Кампано). Также амфитеатр входит в число наиболее сохранившихся построек такого типа. В 2000 году Арена ди Верона была занесена в список исторических памятников Всемирного наследия.

История амфитеатра

Амфитеатр был построен в 30 годах н.э. римским императором Тиберием для проведения гладиаторских боев, навмахий (морских сражений) и цирковых представлений.

В 1117 году, в результате землетрясения, почти полностью обвалилось внешнее кольцо амфитеатра, которое местные жители начали использовать в качестве стройматериала для других построек.

В Средние века на арене хозяйствовала инквизиция, которая использовала развалины для публичной казни еретиков. Спустя несколько веков в амфитеатре начали устраивать рыцарские турниры и фестивали, а в 18-19 веках - бои с быками.

Оперные постановки в Арена ди Верона

Новый этап истории амфитеатра начался в 1913 году, когда к столетию знаменитого композитора Джузеппе Верди, по личной инициативе оперного певца Джованни Дзенателло и его коллеги импресарио Оттоне Ровато, в его стенах была создана оперная постановка "Аида". С тех пор фестиваль проводился около 80 раз, со временем став ежегодным.

Благодаря своей исключительной акустике, Арена ди Верона стала одной из самых посещаемых оперных площадок, принимая ежегодно более 600000 зрителей. Изначально вместительность арены составляла 20000 человек, однако, по соображениям безопасности, после 2000-х годов, она была снижена до 15000.

Арена ди Верона открывает свой сезон в теплые месяцы с июня и до конца августа. Стоимость билетов начинается от 15 евро за места на каменных ступенях и может доходить до 200 евро на места около сцены в субботние вечера.

За всю свою оперную историю, амфитеатр принял множество мировых оперных знаменитостей. Здесь в 1947 году дебютировала на итальянской сцене Мария Каллас, спевшая Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Также в фестивале в разные годы радовали своим голосом такие оперные певцы, как Лучано Паваротти, Тито Гобби, Джузеппе ди Стефано, Рената Тебальди, Пласидо Доминго, Анатолий Соловьяненко, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Кристиан Йоханссон, и множество других исполнителей.

Концерт Адриано Челентано

Несмотря на то, что мировую известность амфитеатру создала опера, в исключительных случаях здесь проводились концерты популярные артисты. Пожалуй самым грандиозным стал концерт Адриано Челентано 8-9 октября 2012 года. Событие стало поистине уникальным, ведь Челентано до этого не давал концертов 12 лет. И вот, в стенах знаменитой Арена ди Верона, артист решил порадовать своих поклонников живым выступлением.

По просьбе самого Челентано стоимость билетов на концерт не превышала 15 евро. Уже за несколько часов до начала ряды амфитеатра просто ломились от зрителей. Также концерт транслировался по телевидению и собрал рекордное число телезрителей.

Помимо самого Челентано на сцене работали 18 музыкантов, 20 бэк-вокалистов и множество танцоров. Артист исполнил как старые хиты, так и композиции из нового альбома "Facciamo finta che sia vero". Само выступление было признано лучшим концертом Италии в 2012 году.

Арена ди Верона (Arena di Verona) — античный римский амфитеатр, построенный в итальянском городе Верона в 30 году нашей эры для проведения гладиаторских боёв, морских сражений и цирковых представлений. Амфитеатр в Вероне является третьим по величине среди подобных сооружений и одним из наиболее сохранившихся.

В прошлое посещение Вероны мы в амфитеатр не заходили, в этот раз решили заглянуть. Место какое-то жуткое, хотя расположена Арена на очень красивой площади Бра в самом центре Вероны. Мрачные впечатления усиливала пасмурная погода в день нашей поездки.

Впервые входила в подобное сооружение. Трудно представить, сколько человеческой крови пролилось на этом месте. Сюда стоит приходить с цветами и соблюдать тишину…

Мрачные коридоры Арены сегодня освещены электрическими лампами. Было бы здорово, если бы лампы использовали в форме факелов…

Через этот выход на Арену шли гладиаторы.

А через этот поднимались на трибуны зрители.

На Арене полным ходом шли работы по установке сцены и зрительных мест. Чтобы увидеть амфитеатр во всей красе без современных декораций надо приезжать зимой…

Первоначально здание Арены было построено за пределами городской черты и состояло из четырёх эллиптических колец. В 1117 и в 1183 годах в Вероне произошли сильные землетрясения, которые почти полностью разрушили внешнее кольцо амфитеатра. Хотя, некоторые источники сообщают, что кольца разрушили примерно на 100 лет раньше люди, просто разобрав их, чтобы использовать облицовку при строительстве других зданий.

В 1460 году жители Вероны опомнились, вышел закон, угрожавший серьезным наказанием тому, кто будет пытаться разрушать древнее сооружение. Первоначально фасад амфитеатра в Вероне был облицован белым и розовым известняком. То, что мы видим сегодня — необлицованный камень, речная галька и кирпич, скрепленные цементом.

Даже и без внешнего кольца амфитеатр производит весьма внушительное впечатление. Размер внутреннего эллипса Арены ди Верона 44,43 и 73,68 метра.

Посреди ярусов для зрителей выделяется трибуна, вероятно, для особых гостей. Залезли, взглянули на амфитеатр глазами древнеримских аристократов.

На римских аренах в том числе проходили театрализованные казни. Даже написанное звучит страшно. Ни одна из существовавших на нашей Планете цивилизаций, кроме Древнеримской, не додумалась до того, чтобы демонстрировать смерть человека в виде спектакля. Осужденных на смерть одевали в костюмы и устраивали кровавые представления на различные темы. Были здесь и авторы сценариев, и режиссеры…

В раннехристианскую эпоху на арене амфитеатра в Вероне устраивали показательные расправы над христианами, в Средние века здесь жгли еретиков и одновременно устраивали рыцарские турниры и всевозможные представления и фестивали. В 18-19 веках на Арене ди Верона даже случались бои с быками, которые не стали в Италии популярными.

С 10 августа 1913 года амфитеатр в Вероне стал вновь использоваться по назначению, став местом проведения оперных фестивалей. Здесь проходят красочные спектакли, но теперь бескровные, и концерты известных исполнителей. В октябре 2012 года здесь с 2 концертами выступил Адриано Челентано.

Изначально амфитеатр в Вероне был рассчитан на более чем 30000 зрителей. Места сооружены по греческому принципу, лестницами в 44 яруса. Вместимость сооружения для оперных представлений сначала составляла 20000 гостей, но затем была уменьшена до 15000 по соображениям безопасности. Самые дорогие места сегодня — на специально установленных креслах перед сценой. Места на каменные ступени амфитеатра стоят намного дешевле, но великолепная акустика позволяет наслаждаться спектаклем, находясь в любой части Арены.

С верхних ярусов амфитеатра открываются панорамные виды на город.

Ежегодно в период с июня по август на Арене ди Верона показываются четыре различные оперные постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. За 100 лет проведения оперных фестивалей на Арене ди Верона выступали многие известные оперные исполнители. 2 августа 1947 года здесь в партии Джоконды дебютировала никому не известная тогда 24-летняя Мария Каллас.

Немного поплутали по коридорам в поисках выхода.

Общее впечатление от Арены ди Верона осталось какое-то гнетущее… Однако, мы запланировали сюда вернуться, чтобы увидеть оперу.

«ОПЕРА: солисты величайших театров Италии. АРЕНА ДИ ВЕРОНА»

Анжело ФИОРЕ (тенор)

Давиде ДЖАНГРЕГОРИО (бас-баритон)

Государственный духовой оркестр России, дирижер Андрей Колотушкин

Продолжая цикл гала-концертов при участии солистов величайших театров Италии, 22 декабря 2018 года на сцене Светлановского зала Московского Дома Музыки состоится концерт солистов амфитеатра Арена ди Верона. Концерт пройдет в сопровождении Государственного духового оркестра России, дирижер – Андрей Колотушкин.

Под проекции полотен великих итальянских художников на сцену выйдут одни из лучших солистов амфитеатра Арена ди Верона: Анжело Фиоре и Давиде Джангрегорио. Они исполнят самые известные шедевры мировой оперы, такие как «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, и обязательно представят московской публике возможность услышать арии из оперы «Аида», которую к 100-летию Джузеппе Верди создали и показали в амфитеатре и с тех пор провели уже более 70 раз. Также в концерте примет участие автор проекта, президент Фонда «Опера», обладательница уникального лирико-драматического сопрано Вера Кононова.

Анджело Фиоре родился в Палермо в 1984 году. Окончил консерваторию «Луиджи Керубини» во Флоренции по классу фортепиано и вокала. В 2014 году он выиграл конкурс имени Марии Куинтьери за роль Пинкертона в “Мадам Баттерфляй. Кроме того, в 2014 году он был награжден на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго премией Микеланджело Куписти как самый перспективный итальянский лирический талант. В качестве солиста он принял участие в нескольких концертах Фонда Лучано Паваротти, фестивале Пуччини и с оркестром Тосканы исполнил Реквием Верди во Флоренции.

Давиде Джангрегорио родился в Беневенто (Италия), получил степень по вокалу в консерватории им. Н. Сала в своем родном городе, где он также изучал орган и композицию, камерную музыку и фортепиано. Выступал на престижном фестивале Двух Миров в Сполето, итальянском Парламенте в Риме и в Капелла-Холле в Санкт-Петербурге под управлением Матса Лильефорса. Среди его будущих проектов роль Акиллы в опере «Юлий Цезарь в Египте» в Каире и Гауденцио в «Синьор Брускино» в театре Ла Фениче в Венеции.

Уникальный античный амфитеатр Арена ди Верона, построенный в Вероне около 30 года нашей эры и расположенный на главной площади города Пьяцца Бра, является всемирно известной концертной площадкой. На данный момент это самая масштабная оперная площадка в мире, принимающая в год до 600 тысяч зрителей. Благодаря исключительной акустике, Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас, спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Кроме Каллас в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Евгений Нестеренко и многие другие исполнители.

Потрясающий концерт в лучших традициях итальянской оперы и великого амфитеатра Арена ди Верона соберет в зале Дома Музыки всех ценителей высокого оперного искусства. 22 декабря не упустите возможность отправиться в путешествие в самый центр Вероны и насладиться наследием легендарных итальянских композиторов.

«Нельзя не воздать хвалы веронцам за то, как они поддерживают свой амфитеатр» – восторженно писал в сентябре 1786 года Гете, путешествуя по Италии. Амфитеатру между тем было уже без малого 1800 лет. Пережив две мировые войны, землетрясения и наводнения, Арена ди Верона по сей день пребывает в удивительной сохранности. Именно ее имел в виду автор трагедии «Фауст». Недаром в средние века бытовало немало легенд о ее чудесном происхождении: у простых людей не укладывалось в голове, как без божественной или дьявольской помощи можно было возвести и сохранить такое грандиозное сооружение.

Ранее BlogoItaliano уже упоминал и о самой Арене, и рассказывал, что собой представляет . Но это были лишь штрихи к портрету. «Он вечно тот же; вечно новый» – писал Пушкин о Россини, так же можно сказать и об Арене ди Верона: каждое ее посещение и каждое упоминание о ней – это давно знакомый и всегда новый и неожиданный праздник. Кстати, Россини был упомянут не случайно, но об этом немного позже.

Арена ди Верона в античные времена

Единого мнения по поводу времени возникновения амфитеатра до сих пор нет: то ли Арена ди Верона была возведена еще при Октавиане Августе (не позднее 14 г. н.э.), то ли уже при императоре Клавдии (41-54 гг. н.э.). Большинство исследователей все же склоняются к версии, что такое масштабное строительство, да еще на значительном отдалении от , могло быть успешно завершено лишь в относительно мирное время. Такой период в истории империи в I в. н.э. был только при Тиберии – в 14-37 гг. Косвенное подтверждение этой версии – скульптурные головы гладиаторов в шлемах, найденные на территории амфитеатра. Их изображение было очень распространено в 10-20-х гг. I в., однако уже к 40 г. н.э. полностью исчезло. Иными словами, Арена ди Верона была построена около 30 г. н.э.

Амфитеатру в Вероне без малого 2000 лет

Амфитеатр находился примерно в 70 м от древних стен . Здание, первоначально облицованное розовым и белым известняком, состояло из 4-х эллиптических колец: длина наименьших внутренних осей – 44,43 м и 73,68 м, наибольших (с учетом разрушившегося 4-го кольца) – 109,52 м и 138, 77 м. Всего на 44 рядах Арена вмещала до 30 000 зрителей.

Гладиаторские одиночные и массовые бои, навмахии («морские сражения»), травля диких зверей (в частности, еще Плиний Младший писал о покупке большого количества пантер в Африке), выступления известных борцов и гимнастов – такова была примерная программа представлений. Представления давались по различным поводам: праздник в честь очередного божества, триумф полководца, прибытие почетного гостя или погребение важного сановника.

Амфитеатр строился для проведения гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений

В 265 году император Галлеан распорядился укрепить и расширить стены Вероны, уязвимые для набегов германцев с севера. Арена оказалась в черте города – и начала приходить в упадок: при строительстве стен были разрушены коллекторы для отвода дождевой воды. Впрочем, представления продолжались, и наряду с гладиаторскими боями в амфитеатре стали проводиться показательные истязания над христианами. В 312 г. на его территории разгорелись самые настоящие сражения за Верону между армиями Константина Великого и императора-узурпатора Максенция. Но уже в 399 г. император-христианин Гонорий закрыл гладиаторские школы, а в 404 г. – запретил состязания. Арена осталась не у дел.

Темные века

Реальная история Арены ди Верона забылась на удивление быстро: в XII в. монах-летописец из саксонского монастыря Гозек воздавал хвалу за возведение столь великого сооружения вождю остготов (он же король Италии) Теодориху (451 -526 гг.). Впрочем, настоящей заслугой вождя была реставрация амфитеатра для проведения пышных празднеств, к которым этот, между прочим, блестяще образованный правитель пристрастился еще в юные годы, находясь в Константинополе.

После землетрясений XIIв. от внешней стены здания осталось лишь 4 арочных секции

В конце VI в. Арена ди Верона была повреждена во время наводнения. На рубеже IX-X вв., когда на город напали тогда еще кочевые венгры, вновь стала театром реальных военных действий. Но настоящие испытания поджидали амфитеатр в XII в.: после землетрясений 1116, 1117 и 1183 годов Арена в Вероне почти полностью лишилась внешней стены (от нее осталось 4 арочных секции). Это послужило своеобразным сигналом для горожан, страдавшим от отсутствия доступных стройматериалов. Арену стали понемногу разбирать, но уже в 1228 г. власти опомнились и запретили использование амфитеатра в качестве мраморного карьера.

Однако его дальнейшая участь была немногим лучше: здание стало местом открытых церковных судилищ и последующего сожжения еретиков. Под ее бесчисленными арочными сводами на первом этаже торговцы разместили магазины и склады, а в пустовавших помещениях и проходах вполне официально поселились проститутки. Ситуация не изменилась и с переходом в начале XV в. города к Венеции: казни совершались в стенах Арены вплоть до середины XVI в., а торговые операции – до 1820 г.

Сегодня амфитеатр вмещает единовременно 15 тысяч зрителей

Изредка в Арене все-таки проводились и вполне пристойные мероприятия по случаю свадеб или военных побед. В 1450 г. был принят закон, по которому запрещалось разбирать сооружение и предписывалось соблюдать чистоту на его территории. Восстановление Арены началось только в 1568 году и фактически продолжается до сих пор. В 1590-1716 гг. Арена в Вероне была признанной площадкой для рыцарских турниров, более походивших на исторические реконструкции. Вплоть до середины XIX в. в античном амфитеатре выступали театральные и цирковые труппы, проводились корриды и гонки.

Мало-помалу Арена в Вероне преображалась. Так, в 1822 г. концертом в честь Конгресса Священного Союза дирижировал сам Россини, а в 1842 г. труппа веронского Театро Филармонико в течение 10 дней с огромным успехом давала в Арене оперы этого прославленного композитора.

Амфитеатр расположен на главной площади Вероны - Пьяцца Бра

Новая жизнь в искусстве

В 1856 г. Арена ди Верона была официально включена в программу итальянских оперных сезонов. Первыми спектаклями стали «Севильский цирюльник» Россини и «Любовный напиток» Доницетти. С 1913 г., в честь столетия Верди, Арена в Вероне была выбрана для постановки «Аиды» в «естественных декорациях». На первом представлении присутствовал весь цвет европейской культуры, в том числе Пуччини, Кафка и Максим Горький. Уникальная акустика и необычный антураж поразили и зрителей, и организаторов мероприятия, и Оперный фестиваль в Вероне стал ежегодным праздником высокого искусства.

Из-за специфичности площадки сезон открывается в марте и продолжается по ноябрь включительно. В марте идут балетные постановки и проходят концерты симфонической музыки. В апреле ставится одна из ведущих опер сезона и грядущего фестиваля. В мае Арена ди Верона вновь ждет зрителей на балетные и симфонические вечера. Нередки и выступления звезд мировой рок- и поп-сцены. Здесь давали концерты Адриано Челентано и Джанни Моранди, Pink Floyd и Metallica, Стинг и Бьорк.

Опера Бизе «Кармен» на сцене веронского амфитеатра

Оперный фестиваль в Вероне

Оперный фестиваль в Вероне идет с середины июня до середины сентября. Обязательная программа – «Аида» Верди («спектакль-основатель») и «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно (Верона все-таки). В основе репертуара – оперные «бренды»: «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Турандот», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини. Ставятся и не-итальянцы: Моцарт («Волшебная флейта», «Дон Жуан»), Бизе («Кармен»). Репертуар предстоящего сезона .

Ежегодно зрители могут увидеть и 1-2 премьерные постановки знаменитых опер, созданных специально для Арены. Это и футуристические фантазии от современных трупп, и роскошные, «имперские» представления от Франко Дзеффирелли, и «восстановленные» спектакли от Вячеслава Окунева. В разные годы на Арене выступали Тито Гобби, Лучано Паваротти, Мария Каллас (дебютировала на этой сцене в 1947 году), Пласидо Доминго, Владимир Атлантов, Марсело Альварес.

Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи

После многочисленных реконструкций Арена ди Верона вмещает единовременно до 15 тысяч зрителей и считается самым большим действующим театром под открытым небом. Каждое представление начинается ровно в 21.00 (июнь-июль) или в 20.45 (август-сентябрь). Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи. 15 тысяч мерцающих огоньков – и никаких гаджетов: такова традиция, а традиции нужно соблюдать.

Покупать билеты на Оперный фестиваль в Вероне нужно заранее, в идеале, не позднее, чем за месяц, а на выступление звезд уровня Пласидо Доминго – как только будет объявлен репертуар предстоящего сезона, а лучше за 2-3 месяца. В противном случае Оперный фестиваль в Вероне пройдет без вас. Чтобы приобрести билеты в срок и по разумной цене, можно не торопиться в Италию, а спокойно заказать их онлайн на любой удобный день с июня по сентябрь. Уникальное представление, которое вам предстоит увидеть, того стоит.

Ну а лучшая подборка отелей в непосредственной близости от Арены . Очень рекомендуем.

Гостям Италии, в особенности театралам, Верона (итал. Verona) хорошо известна благодаря одной из главных ее диковинок – античному театру Арена ди Верона (итал. Arena di Verona). Римский амфитеатр снаружи выглядит, как и подобает памятнику старины. Зато внутри него оборудована театральная площадка, на которой ежегодно проводится блистательный оперный фестиваль.

Во времена правления императора Тиберия Юлия Августа (лат. Tiberius Julius Augustus) в Вероне был построен амфитеатр. Главное его предназначение – проведение зрелищных гладиаторских сражений.

После падения Римской империи амфитеатр утратил былую ценность, постройка пришла в запустение.

В начале XII века крупное , произошедшее на северо-востоке Италии, нанесло ощутимый ущерб античному зданию. Обвалившееся внешнее кольцо театра местные жители стали использовать в качестве источника бесплатных стройматериалов.

В Средние века Италия была охвачена властью инквизиции. Суровые судьи использовали полуразрушенные развалины в качестве места для публичной казни инакомыслящих. А несколько столетий спустя Верона сменила траурное настроение на более легкое. Древняя арена наполнилась зрелищными сражениями доблестных рыцарей и многолюдными гуляньями. В конце XVIIIначале XIX веков Италия переняла моду на корриду, которая частенько происходила в амфитеатре.

Оперный фестиваль в Арена ди Верона

Новая веха в истории Арена ди Верона началась с приходом XX века. В 1913 году оперный тенор Джованни Дзенателло (итал. Giovanni Zenatello) и театральный импресарио Оттоне Ровато (итал. Ottone Rovato) на свой страх и риск вложили в старинную постройку деньги. Отважным итальянцам удалось подготовить и провести фестиваль, посвященный столетнему юбилею композитора Джузеппе Верди (итал. Giuseppe Verdi) .

Опера «Аида» превратила Арена ди Верона в самую большую театральную площадку под открытым небом в мире!

Начиная с лета 1913 года Верона принимала у себя театральный фестиваль 79 раз! За это время организацией оперных постановок занимались влиятельные деятели театральной сцены Италии. Арена отличается невероятной акустикой , что позволяет зрителям даже в самых отдаленных рядах наслаждаться постановками. Огромная сцена – отличные подмостки, вмещающие в себя самые необычные и впечатляющие декорации.

В лучшие свои времена амфитеатр обеспечивал местами до 20 тысяч человек! И только с наступлением 2000-х вместимость Арена ди Верона пришлось снизить до 15 тысяч из соображений пожарной безопасности.

Опера под открытым небом открывает свой сезон в июне и длится до конца августа. За это время в каменных стенах амфитеатра бывает около 70 тысяч театралов со всей планеты, а билеты порой превращаются в дефицит!

В различные годы опера в Арена ди Верона принимала обладателей выдающихся голосов: драматическое сопрано Марию Каллас (англ. Maria Callas) в 1947 г., тенора Джузеппе ди Стефано (итал. Giuseppe Di Stefano) в 1950–х. С 1971 года лирический тенор (итал. Luciano Pavarotti) становится завсегдатаем оперных фестивалей в Вероне.

На его счету множество драматических партий в операх Пуччини (итал. Giacomo Antonio Puccini), Верди, Понкьелли (итал. Amilcare Ponchielli), Леонкавалло (итал. Ruggero Leoncavallo). В 1969 году испанский тенор Пласидо Доминго (исп. Plácido Domingo) посещает амфитеатр. В активе молодого певца появилась опера «Турандот» маэстро Пуччини. Впоследствии Италия неоднократно увидит его в гала-концертах на античной арене Вероны.

Современная афиша фестиваля – это опера Италии в чистом виде. Ее наиболее известные шедевры: Аида, Набуко, Тоска, Дон Жуан, Севильский цирюльник, Ромео и Джульетта, Кармен. Также дают балет и концерты симфонического оркестра.

  • В 2015 году уже 93 по счету оперный фестиваль пройдет с 19 июня по 6 сентября .

Билеты

Билеты на оперу можно приобрести в онлайн режиме на официальном сайте: www.arena.it . Отметим, что билеты имеют различный ценовой диапазон. Наиболее бюджетные места без номеров, расположенные на самом верху амфитеатра, их стоимость – 15-25 евро. Наиболее дорогие билеты на места, находящиеся непосредственно перед сценой театра. Субботний вечер в таком секторе может обойтись в 200 евро с одного посетителя.

Концерт Адриано Челентано

Опера создала мировую известность амфитеатру. В исключительных случаях арена предоставляет свою сцену популярным артистам . Самая яркая тому иллюстрация – грандиозные концерты (Adriano Celentano), которые состоялись 8-9 октября 2012 года. Событие поистине уникальное, поскольку Челентано с 1994 года был в творческом отпуске и не давал гастролей. Италия не видела своего кумира целых 12 лет, и вот, артист вновь решил порадовать поклонников живым выступлением.

В назначенный час ряды Арена ди Верона просто ломились от зрителей, а билеты разлетелись в рекордные сроки. Сам Адриано Челентано настоял на том, чтобы билеты на его выступление не превышали 15 евро.

Первый концерт был построен не только на песенном репертуаре певца. В фокусе мероприятия оказалась тема экономики Италии и перспектив развития европейской демократии. Помимо приглашенного певца (итал. Gianni Morandi) в концерте также принял участие экономист Жан-Поль Фитусси (фр. Jean-Paul Fitoussi).


Музыкальная часть концерта была поистине грандиозной. Большая часть исполненного материала относилась к новому альбому « Facciamo finta che sia vero». На радость фанатам также были исполнены песни из старого репертуара: «Soli», «Il ragazzo della via Gluck», «Azzurro». Вместе с 74-летним Челентано работали 18 музыкантов и два десятка бэк-вокалистов. Поразительное световое шоу возвело происходящее в ранг волшебства.

Концерт транслировался по телевидению и собрал невероятное число телезрителей. Критики единогласно пришли к мнению, что выступление Адриано Челентано в Вероне – это «Лучший итальянский концерт 2012 года». Администрация Вероны 30 ноября 2012 года торжественно вручила ключи от города Адриано Челентано.

Арена города Верона уступает по размерам римскому и амфитеатру в Санта-Мария-Капуа-Ветере (итал. Santa Maria Capua Vetere). Ранее античный театр имел 4 эллиптических кольца, последовательно вписанные друг в друга . Самая узкая фигура очерчивает сцену и сектор «Poltronissima», ее параметры – 44,43 м. Следующий эллипс размером в 73,68 м – это внешняя граница нынешней постройки. Две других фигуры: 109,52 и 138,77 м очерчивали уже разрушившиеся второе кольцо.

Как добраться

Амфитеатр находится по адресу: Италия, Верона, площадь Бра, 5 (итал. Italy, Verona, Piazza Bra, 5). Пьяцца Бра – это центральная площадь города, до которой можно добраться на такси или на автобусах №№ 11, 12, 13, 14, 72 и 73 (от городской ж/д станции).

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ